Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С САМООТНОШЕНИЕМ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО Я
© А. Г. Черкашина
Черкашина Анна Георгиевна кандидат
психологических наук доцент кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия [email protected]
В статье прелставлены результаты пилотажного исслелования взаимосвязи межличностных отношений с самоотношением к характеристикам Образа Физического Я стуленток.
Ключевые слова: межличностные отношения, социометрия, социометрические индексы, экспансивность, статус, характеристики Образа Физического Я, самооценка, значимость.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, Я-концепция, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Межличностные отношения лежат в основе формирования и проявления других социально-психологических явлений. Они определяют взаимную привязанность людей и обуславливаются их потребностью друг в друге, взаимным дополнением или сближением их личностных качеств, ролей, точек зрения, эмоциональных реакций, а также стабильной системой общения в процессе их совместной деятельности. Каждый коллектив предоставляет возможность каждому его члену выступать в самых различных социальных,
нравственно-практических, профессиональных ролях. При этом проявляются индивидуальные особенности характера, образа мыслей, чувств, настроений, состояний и т. д., наконец, формируется авторитет. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях (учебная группа, дружеский круг, различного рода формальные и неформальные объединения), индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Положительным подкреплением чувства своего «Я» как принимающего, привлекательного начала и одним из критериев оценки себя в межличностных отношениях служит Образ Физического Я. Физическое Я индивида может быть представлено осознанием себя как привлекательного / непривлекательного, красивого / некрасивого, крепкого / слабого, полного / худого и т. д. Кроме того, человеком осознается, причем часто болезненно, соответствие либо несоответствие своих конституциональных характеристик существующему социальному эталону. Любое несоответствие стандарту, как правило, вызывает повышенную озабоченность человека этим обстоятельством. Представление о своем физическом облике (Образе Физического Я) и осознание его эстетического эффекта выражают одну из главных составляющих Я-концепции каждого человека. Положительная оценка собственного Образа Физического Я в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот: отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. Размеры и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие жизни индивида, ибо они служат предметом как собственных оценок, так и оценок, в той или иной форме транслируемых ему другими людьми, а представления о своей соматической организации являются одним из регуляторов поведения, которые проявляются в самопрезентациях и межличностных отношениях [1].
В силу этого, нами было проведено пилотажное исследование, целью которого послужило изучение взаимосвязей самоотношения характеристик Образа Физического Я и межличностного отношения.
Методика исследования
Исследование проводилось в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии со студентками второго курса различных факультетов: 1 группа — 9 человек, 3 группа — 8 человек, студентки, посещающие занятия физической культуры; 2 группа — 26 человек — студентки, занимающиеся в спортивно-оздоровительной секции аэробики. Общая выборка составила 43 человека.
Методики исследования:
1. Для изучения межличностных отношений была использована социометрическая методика, разработанная Дж. Морено [2-4]. В процессе социометрической процедуры было исследовано:
а) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый» — «п+п-» количество положительных/отрицательных выборов, сделанных одним членом группы; + N- » —полученные членом группы выборы других;
б) определение степени сплоченности-разобщенности в группе — <^ + + —взаимность положительных/отрицательных выборов — индекс сплоченности/индекс конфликтности; <^+-» — несовпадение взаимных выборов;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры, — «С» — социометрический статус, отражающий отношение коллектива к своему члену и характеризующий уровень его потенциального лидерства во взаимодействии; «ПС» — положительный статус; «ОС» — отрицательный статус; «Э» — потребность личности во взаимодействии, общении с коллективом определяется величиной индекса экспансивности; «ПЭ» — положительный индекс экспансивности; «ОЭ» — отрицательный индекс экспансивности.
Испытуемым предлагалось ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов (непараметрическая процедура — неограниченность количества выбора) и давалась такая инструкция: «Напишите под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго, и т. д.» (табл. 1).
Таблица 1
Социометрическая карточка
№ Тип Критерии Выборы
1. УЧЕБА а) С кем бы вы хотели быть в одной спортивной команде?
б) С кем бы вы не хотели быть в одной спортивной команде?
2. ОТДЫХ а) Кого бы вы хотели пригласить на свой день рождения?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на свой день рождения?
2. Для изучения самоотношения к характеристикам Образа Физического Я был использован сокращенный вариант авторской методики «Методика исследования саоотношения к Образу Физического Я» (приложение). Образ Физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представленний, связанных и с телесной внешностью, и с функциями тела. Образ Физического Я» (приложение). Образ Физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. Образ Физического Я — это социальный феномен, обладающий рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности: физический облик человека
существует в гармонии анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик), ни один из которых нельзя оставить без внимания. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного Я выступает субъективная личностная значимость. Параметрами исследования в методике выступают анатомические, функциональные и социальные характеристики Образа Физического Я в контексте субъективного отношения. Такое субъективное отношение исследуется в двух подсистемах глобального самоотношения (по Сталину В. В., Пантелееву С. Р.): системе «Я в сравнении с другими», или самооценка, и в системе «Я-Я» или эмоционально-ценностное отношение (личностная значимость) [5, 6].
Результаты исследования
Данные социометрических выборов каждой из трех групп были обработаны с помощью компьютерной программы.
В результате была выявлена структура межличностных отношений в каждой группе (табл. 2—7).
Таблица 2
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 1 (спортивная деятельность, п=9 чел.)
ФИО n+ n- N+ N- N++ N-- N+- ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1.НДК 2 3 4 1 2 0 2 0,25 0,38 -0,13 0,50 0,13 0,38
2. ОЕА 4 2 5 1 2 0 5 0,50 0,25 0,25 0,63 0,13 0,50
3.АТА 4 1 5 0 2 0 5 0,50 0,13 0,38 0,63 0,00 0,63
4.РТВ 3 0 6 1 3 0 3 0,38 0,00 0,38 0,75 0,13 0,63
5.ПАБ 5 0 1 5 1 0 4 0,63 0,00 0,63 0,13 0,63 -0,50
6.БТГ 2 1 1 1 0 0 3 0,25 0,13 0,13 0,13 0,13 0,00
7.ИОД 7 1 5 0 4 0 4 0,88 0,13 0,75 0,63 0,00 0,63
8.ЮГВ 5 3 6 0 5 0 1 0,63 0,38 0,25 0,75 0,00 0,75
9.МВВ 3 0 2 2 1 0 3 0,38 0,00 0,38 0,25 0,25 0,00
Из таблицы 2 видно, что в первой группе в процессе спортивной деятельности присутствуют явные лидеры и предпочитаемые. Согласно столбцу «N+», большее количество положительных выборов в данной группе получили пять человек (РТВ, ЮГВ, ИОД, ATA, ОЕА). Это авторитетное ядро группы, социометрические лидеры (С). Один человек в группе занимает позицию предпочитаемых (НДК), и три человека находятся в положении пренебрегаемых (ПАБ, БТГ, МВВ), отверженных нет. Следует отметить, что у члена группы ПАБ имеется наибольшее количество отрицательных выборов (N-), это указывает на то, что группа испытывает меньше всего симпатий к этому человеку. Группа достаточно сплоченная (N++), так как каждый член группы имеет один или несколько взаимных положительных выборов, кроме БТГ. Отсутствуют отрицательные взаимные выборы (N--). В столбце экспансивность «Э» за исключением НДК все остальные члены группы имеют положительные значения, это говорит о том, что у членов группы наблюдается стремление к взаимному общению. В целом можно сказать, что климат межличностного общения в группе в
условиях спортивной деятельности благоприятный, большинство членов группы занимают высокие социальные позиции. Один человек в группе не признан другими.
Таблица 3
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 1 (ситуация отдыха, п=9 чел.)
ФИО n+ n- N+ N- N++ N-- N+- ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1.НДК 0 0 0 3 0 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00 0,38 -0,38
2. ОЕА 2 6 3 0 2 0 1 0,25 0,75 -0,50 0,38 0,00 0,38
3.АТА 3 2 3 1 1 0 4 0,38 0,25 0,13 0,38 0,13 0,25
4.РТВ 3 0 3 2 2 0 2 0,38 0,00 0,38 0,38 0,25 0,13
5.ПАБ 5 2 1 4 1 0 4 0,63 0,25 0,38 0,13 0,50 -0,38
6.БТГ 2 0 0 5 0 0 2 0,25 0,00 0,25 0,00 0,63 -0,63
7.ИОД 2 4 5 0 2 0 3 0,25 0,50 -0,25 0,63 0,00 0,63
8.ЮГВ 2 3 6 0 2 0 4 0,25 0,38 -0,13 0,75 0,00 0,75
9.МВВ 3 0 1 2 0 0 4 0,38 0,00 0,38 0,13 0,25 -0,13
Сообразно табл. 3, по сравнению со спортивной деятельностью в ситуации отдыха статусные характеристики группы изменились. В столбце положительного выбора «N+» выделяются предпочитаемые — 3 человека (ОЕА, ATA, РТВ), пренебрегаемые — 2 человека (ПАБ, МВВ), отверженные — 2 человека (НДК, БТГ). Два члена группы (ИОД, ЮГВ) получили наибольшее количество положительных выборов, именно с ними больше всего хотят общаться другие члены группы, у них наибольшие показатели социального статуса (С). При этом социометрические лидеры данной группы не стремятся к неформальному общению, не сплачивают группу вокруг себя, так как имеют отрицательные значения экспансивности (Э). Четыре человека в группе (ПАБ, МВВ, НДК, БТГ) представляют для других наименьший интерес для межличностного общения, они имеют неблагоприятный статус (С). Отсутствие отрицательных взаимных выборов (N-- ) указывает на то, что в группе нет конфликтных отношений. Количество взаимных положительных выборов (N++) свидетельствует о том, что члены группы в ситуации отдыха общаются между собой в микрогруппах по два-три человека.
Согласно табл. 4, во второй группе в процессе спортивной деятельности присутствуют лидеры и предпочитаемые (N+). Наибольшее количество положительных выборов получил один человек (ВТП). Можно сказать, что это явный лидер группы, пользующийся авторитетом и доверием, на него ориентируются в процессе спортивной деятельности, у него самый высокий показатель социального статуса «С». Количество взаимных положительных выборов в столбце «N++» показывает, что вокруг этого лидера (ВТП) существует сплоченная микрогруппа (7 человек), поддерживающая его в процессе спортивной деятельности.
Также можно выделить еще несколько человек, претендующих на роль лидеров в данной группе: САА, ШСВ, ПВП, МАМ, АЛМ, ТЛП, МЕМ, ЧЮА. Им остальные члены группы отдают предпочтение и с ними хотят
Таблица 4
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 2 (спортивная деятельность, п=26 чел.)
ФИО п+ п- № № ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1.САА 10 0 9 2 7 0 5 0,40 0,00 0,40 0,36 0,08 0,28
2.ШСВ 6 0 9 3 4 0 7 0,24 0,00 0,24 0,36 0,12 0,24
3.ПВП 6 2 8 0 6 0 2 0,24 0,08 0,16 0,32 0,00 0,32
4.ЛПА 7 1 6 2 5 0 3 0,28 0,04 0,24 0,24 0,08 0,16
5.БКА 14 1 6 0 5 0 10 0,56 0,04 0,52 0,24 0,00 0,24
6.ТОД 7 3 4 0 3 0 5 0,28 0,12 0,16 0,16 0,00 0,16
7.МАМ 7 0 8 0 6 0 3 0,28 0,00 0,28 0,32 0,00 0,32
8.СДВ 4 4 6 1 4 0 2 0,16 0,16 0,00 0,24 0,04 0,20
9.НКВ 4 5 4 10 3 1 2 0,16 0,20 -0,04 0,16 0,40 -0,24
10.ДКМ 5 3 4 0 3 0 3 0,20 0,12 0,08 0,16 0,00 0,16
11.МАГ 3 8 4 2 3 0 1 0,12 0,32 -0,20 0,16 0,08 0,08
12.ГДА 6 3 5 9 2 3 7 0,24 0,12 0,12 0,20 0,36 -0,16
13.РТГ 7 0 5 0 4 0 4 0,28 0,00 0,28 0,20 0,00 0,20
14.АЛМ 4 1 8 3 4 1 4 0,16 0,04 0,12 0,32 0,12 0,20
15.ТЛП 6 1 8 0 4 0 6 0,24 0,04 0,20 0,32 0,00 0,32
16.ДОВ 5 5 2 4 0 1 7 0,20 0,20 0,00 0,08 0,16 -0,08
17.КНА 4 0 5 1 3 0 3 0,16 0,00 0,16 0,20 0,04 0,16
18.КЕВ 5 2 6 1 4 0 3 0,20 0,08 0,12 0,24 0,04 0,20
19.МЕМ 4 5 8 2 4 1 4 0,16 0,20 -0,04 0,32 0,08 0,24
20.ШЮС 4 6 4 4 4 4 0 0,16 0,24 -0,08 0,16 0,16 0,00
21.ИНВ 5 0 4 7 3 0 3 0,20 0,00 0,20 0,16 0,28 -0,12
22.ВТП 7 4 14 3 7 2 7 0,28 0,16 0,12 0,56 0,12 0,44
23.ЧЮА 8 1 7 0 6 0 3 0,32 0,04 0,28 0,28 0,00 0,28
24.ХИН 5 5 3 4 2 1 4 0,20 0,20 0,00 0,12 0,16 -0,04
25.ТЛП 7 0 5 2 4 0 4 0,28 0,00 0,28 0,20 0,08 0,12
26.ГАН 3 0 1 0 0 0 4 0,12 0,00 0,12 0,04 0,00 0,04
взаимодействовать в процессе спортивной деятельности, образуя вокруг них микрогруппы, на это указывает столбец взаимных выборов «М++».
В данной группе существуют два человека (ГАН, ДОВ), занимающих низкую социальную позицию — «пренебрегаемые». С этими членами группы никто не хочет общаться и взаимодействовать. Также присутствуют два человека (НКВ, ГДА), которые у остальных членов группы вызывают отрицательные эмоции («М-»), с ними большинство не хотят работать, они имеют отрицательный статус в группе («С»).
Большинство членов группы занимают позицию «предпочитаемых» (столбец «М+»), их статус в группе благоприятен (столбец «С»). Согласно результатам по экспансивности («Э»), в группе сложились межличностные отношения в сторону положительной окраски, можно сказать, что члены группы испытывают потребность во взаимном общении и симпатии по отношению к друг другу.
Таблица 5
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 2 (ситуация отдыха, п=26 чел.)
ФИО n+ n- N+ N- N++ N-- N+- ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1.САА 3 0 6 1 3 0 3 0,12 0,00 0,12 0,24 0,04 0,20
2.ШСВ 1 0 7 2 1 0 6 0,04 0,00 0,04 0,28 0,08 0,20
3.ПВП 4 3 7 1 2 0 7 0,16 0,12 0,04 0,28 0,04 0,24
4.ЛПА 15 3 6 3 6 1 9 0,60 0,12 0,48 0,24 0,12 0,12
5.БКА 4 1 4 0 2 0 4 0,16 0,04 0,12 0,16 0,00 0,16
6.ТОД 4 2 3 1 2 1 3 0,16 0,08 0,08 0,12 0,04 0,08
7.МАМ 5 0 8 0 4 0 5 0,20 0,00 0,20 0,32 0,00 0,32
8.СДВ 4 8 7 0 4 0 3 0,16 0,32 -0,16 0,28 0,00 0,28
9.НКВ 5 5 4 9 3 3 3 0,20 0,20 0,00 0,16 0,36 -0,20
10.ДКМ 2 3 2 1 2 1 0 0,08 0,12 -0,04 0,08 0,04 0,04
11.МАГ 6 10 7 0 4 0 5 0,24 0,40 -0,16 0,28 0,00 0,28
12.ГДА 6 4 3 7 2 3 5 0,24 0,16 0,08 0,12 0,28 -0,16
13.РТГ 7 0 5 1 3 0 6 0,28 0,00 0,28 0,20 0,04 0,16
14.АЛМ 4 1 10 2 4 0 6 0,16 0,04 0,12 0,40 0,08 0,32
15.ТЛП 11 2 9 0 5 0 10 0,44 0,08 0,36 0,36 0,00 0,36
16.ДОВ 4 1 3 1 0 0 7 0,16 0,04 0,12 0,12 0,04 0,08
17.КНА 4 0 4 2 2 0 4 0,16 0,00 0,16 0,16 0,08 0,08
18.КЕВ 8 1 6 3 4 1 6 0,32 0,04 0,28 0,24 0,12 0,12
19.МЕМ 7 2 7 0 5 0 4 0,28 0,08 0,20 0,28 0,00 0,28
20.ШЮС 4 2 6 3 4 1 2 0,16 0,08 0,08 0,24 0,12 0,12
21.ИНВ 5 0 4 2 3 0 3 0,20 0,00 0,20 0,16 0,08 0,08
22.ВТП 2 1 9 5 2 1 7 0,08 0,04 0,04 0,36 0,20 0,16
23.ЧЮА 13 2 3 4 2 2 12 0,52 0,08 0,44 0,12 0,16 -0,04
24.ХИН 2 3 3 2 2 0 1 0,08 0,12 -0,04 0,12 0,08 0,04
25.ТЛП 8 0 6 2 5 0 4 0,32 0,00 0,32 0,24 0,08 0,16
26.ГАН 3 0 2 2 0 0 5 0,12 0,00 0,12 0,08 0,08 0,00
Согласно табл. 5, в ситуации отдыха статусные характеристики группы представлены следующим образом: позицию явных лидеров общения занимают 4 человека (МАМ, ТЛП, АЛМ, ВТП), с ними чаще всего хотят общаться другие члены группы, у них большее количество положительных выборов («N+»), они занимают авторитетное положение в группе (столбец «С»). Эти неформальные лидеры имеют вокруг себя сплоченные мини-группы (по 4-5 человек), где и происходит активное межличностное взаимодействие, на это указывает количество взаимных выборов в столбце «N++». Также следует отметить еще одного члена группы (ЛПА), который является неформальным лидером общения для своей микрогруппы, состоящей из шести человек (столбец «N++»). Это наиболее сплоченная и наиболее большая микрогруппа, члены который общаются в неформальной обстановке.
Как и в процессе спортивной деятельности, так и в ситуации отдыха в группе присутствуют те же два человека (ДОВ, ГАН), у которых нет
ни одного взаимного положительного выбора (столбец «М++»). Можно сказать, что у этих членов группы нет дружеских отношений ни с кем из других ее членов. Также присутствуют два человека (НКВ, ГДА), которые у остальных вызывают отрицательные эмоции (столбец «М-»), с ними большинство не хотят общаться и встречаться в ситуациях отдыха (столбец «М--»). Эти два человека имеют отрицательный статус в группе (столбец «С»).
За исключением четырех человек (СДВ, ДКМ, МАГ, ХИН), остальные члены группы испытывают потребность в межличностном общении, в установлении теплых, дружеских отношений, на это указывают данные столбца (Э).
Статусные характеристики группы в ситуации досуга показывают, что в группе сложились благоприятные неформальные отношения в мини-группах, наблюдается взаимоинтерес, межличностное общение не ограничивается только учебной деятельностью.
Таблица 6
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 3 (спортивная деятельность, п=8 чел.)
ФИО п+ п- № № №+ ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1. ДЕВ 1 1 1 3 1 0 0 0,14 0,14 0,00 0,14 0,43 -0,29
2.ЕОИ 4 0 4 1 1 0 6 0,57 0,00 0,57 0,57 0,14 0,43
3.САМ 4 1 5 1 4 0 1 0,57 0,14 0,43 0,71 0,14 0,57
4.БИА 4 2 6 0 4 0 2 0,57 0,29 0,29 0,86 0,00 0,86
5.АГВ 4 0 2 1 2 0 2 0,57 0,00 0,57 0,29 0,14 0,14
6.СНМ 4 1 3 0 3 0 1 0,57 0,14 0,43 0,43 0,00 0,43
7.ИОВ 3 3 5 0 3 0 2 0,43 0,43 0,00 0,71 0,00 0,71
8.ЮСС 3 1 1 3 0 0 4 0,43 0,14 0,29 0,14 0,43 -0,29
Из табл. 6 можно увидеть следующую структуру третьей группы: трое членов группы (САМ, БИА, ИОВ) получили самое большое количество выборов (М+), они занимают позицию социометрических лидеров (С). Данные столбца «М++» (количество взаимных положительных выборов) показывают, что эти авторитетные члены группы имеют поддержку в лице других членов группы (3-4 человека). Таким образом, пять человек группы сплочены между собой и являются активным взаимодействующим ядром. Оставшиеся три человека в группе (М+) занимают позицию «пренебрегае-мых» (ДЕВ, СНМ, ЮСС). В отношении двоих из них (ДЕВ, ЮСС) остальные члены группы испытывают определенный негатив (столбец «М-» — количество полученных отрицательных выборов) и определяют им низшее положение в группе (столбец «С»). Эмоциональный климат в группе в ситуации спортивной деятельности благоприятный, так как отсутствуют межличностные конфликты (столбец «М--») и члены группы общаются между собой (столбец «ПЭ»).
Таблица 7
Индивидуальные социометрические индексы студентов группы 3 (ситуация отдыха, п=8 чел.)
ФИО п+ п- № № ПЭ ОЭ Э ПС ОС С
1. ДЕВ 1 0 1 2 1 0 0 0,14 0,00 0,14 0,14 0,29 -0,14
2.ЕОИ 2 0 3 1 1 0 3 0,29 0,00 0,29 0,43 0,14 0,29
3.САМ 1 2 2 0 1 0 1 0,14 0,29 -0,14 0,29 0,00 0,29
4.БИА 1 1 4 0 1 0 3 0,14 0,14 0,00 0,57 0,00 0,57
5.АГВ 1 0 1 1 0 0 2 0,14 0,00 0,14 0,14 0,14 0,00
6.СНМ 2 1 1 0 0 0 3 0,29 0,14 0,14 0,14 0,00 0,14
7.ИОВ 1 2 0 1 0 1 1 0,14 0,29 -0,14 0,00 0,14 -0,14
8.ЮСС 3 1 0 2 0 1 3 0,43 0,14 0,29 0,00 0,29 -0,29
Сообразно табл. 7, в отличие от спортивной деятельности в ситуации отдыха социометрические позиции членов группы расположены по-другому. Максимальное число выборов (столбец «М+») получил один человек в группе (БИА), с ним больше всего хотят встречаться в свободное время, ему больше всего отдают симпатии другие члены группы. Этого члена группы, по данным столбца «С» (социометрический статус), можно отнести к лидеру. Но если посмотреть на результаты экспансивности (Э), именно у этого члена группы нулевое значение по стремлению к общению с другими членами группы. Можно предположить, что потенциальный социометрический лидер данной группы вполне удовлетворен сложившимся положением и не стремится налаживать межличностное взаимодействие с другими членами группы. Согласно данным столбца «М++», только половина группы (ДЕВ, ЕОИ, САМ, БИА) желает общаться между собой в неформальной обстановке. Два человека (ИОВ, ЮСС) занимают позицию отверженных, поскольку не получили ни одного выбора (столбец «М+») и вызывают у некоторых членов группы антипатии (столбцы «М-» и «М--»).
Таким образом, можно сказать, что статусные характеристики группы в ситуации отдыха указывают на то, что группа разобщенная, межличностные отношения формальные, ограничиваются только спортивной деятельностью.
Результаты исследования самоотношения к характеристикам Образа Физического Я представлены в рис. 1 и обозначают средние значения для всей исследуемой выборки.
Как видно из рисунка 1, у испытуемых девушек достаточно высокая самооценка и значимость анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я, функциональные характеристики имеют средний уровень. Такое положение позволяет заключить, что испытуемые довольны своим внешним видом, характеристики Образа Физического Я для них имеют высокую ценность, особенно анатомические и социальные характеристики.
Для выявления взаимосвязей между межличностными отношениями и самоотношением к Образу Физического Я полученные данные двух методик были подвергнуты корреляционному анализу по Спирмену. Значимые корреляционные взаимосвязи представлены в таблице 8.
Самоотношение к характеристика™ ОБраза Физического Я
10
3 8
с;
гз ю 7 6 5 4 ^—-
X -Самооценка Образа
3 2 1 0 Физического Л
О
Значимость Самооценки Образа ФизическогоЯ
ГОЛОВА ФИГУРА НОГИ РУКИ выносливость СИЛА БЫСТРОТА ловкость ГИБКОСТЬ ОДЕЖДА АКСЕССУАРЫ КОСМЕТИКА
Рис. 1. Средние значения самоотношения к Образу Физического Я
Таблица 8
Значимые корреляционные взаимосвязи характеристик самоотношения Образа Физического Я и межличностного отношения (р < 0,05)
Переменные УаШ N Бреагшап Я ^N-2) р-1еуе1
САМООЦЕНКА СИЛЫ и ПЭ отдых 33 0,39 2,40 0,02
САМООЦЕНКА ОДЕЖДЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,32 -2,22 0,03
САМООЦЕНКА ОДЕЖДЫ и Э спорт.деят. 43 -0,42 -2,96 0,00
САМООЦЕНКА АКСЕССУАРОВ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,34 -2,33 0,02
САМООЦЕНКА АКСЕССУАРОВ и Э спорт.деят. 43 -0,30 -2,02 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,54 -4,13 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и Э спорт.деят. 43 -0,37 -2,62 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и ПС спорт.деят. 43 -0,50 -3,74 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и С спорт.деят. 43 -0,49 -3,63 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и ОС спорт.деят. 43 -0,36 -2,51 0,015
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и ОС отдых 34 -0,42 -2,67 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и С отдых 34 0,34 2,06 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ СИЛЫ и ОС спорт.деят. 43 -0,34 -2,39 0,02
ЗНАЧИМОСТЬ БЫСТРОТЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,30 -2,03 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,40 -2,81 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и Э спорт.деят. 43 -0,41 -2,90 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и ПС спорт.деят. 43 -0,40 -2,82 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и С спорт.деят. 43 -0,36 -2,50 0,016
ЗНАЧИМОСТЬ ОДЕЖДЫ и Э спорт.деят. 43 -0,32 -2,16 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ КОСМЕТИКИ и Э спорт.деят. 43 -0,33 -2,28 0,02
Больше всего значимых корреляционных взаимосвязей получено по характеристикам Образа Физического Я, относящимся к эмоционально-ценностному компоненту (значимости или ценности характеристик Образа Физического Я) и социометрическим индексом в ситуации спортивной деятельности. Причем, за исключением двух факторов, все корреляционные взаимосвязи имеют обратное значение (табл. 8).
Согласно полученным корреляционным взаимосвязям (табл. 9) у девушек-студенток, у которых высока важность анатомических (какая у них фигура), функциональных (насколько их тело гибкое, быстрое) и социальных (как они одеты и как они подчеркивают свою внешность с помощью косметики) характеристик Образа Физического Я, снижена потребность во взаимодействии с другими в ситуации спортивной деятельности.
Таблица 9
Значимые корреляционные взаимосвязи характеристик самоотношения Образа Физического Я и межличностного отношения в процессе спортивной деятельности (р < 0,05)
Переменные УаЫ N 8реагшап К «N-2) р-1еуе1
САМООЦЕНКА ОДЕЖДЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,32 -2,22 0,03
САМООЦЕНКА ОДЕЖДЫ и Э спорт.деят. 43 -0,42 -2,96 0,00
САМООЦЕНКА АКСЕССУАРОВ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,34 -2,33 0,02
САМООЦЕНКА АКСЕССУАРОВ и Э спорт.деят. 43 -0,30 -2,02 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,54 -4,13 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и Э спорт.деят. 43 -0,37 -2,62 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и ПС спорт.деят. 43 -0,50 -3,74 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ФИГУРЫ и С спорт.деят. 43 -0,49 -3,63 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и ОС спорт.деят. 43 -0,36 -2,51 0,015
ЗНАЧИМОСТЬ СИЛЫ и ОС спорт.деят. 43 -0,34 -2,39 0,02
ЗНАЧИМОСТЬ БЫСТРОТЫ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,30 -2,03 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и ПЭ спорт.деят. 43 -0,40 -2,81 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и Э спорт.деят. 43 -0,41 -2,90 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и ПС спорт.деят. 43 -0,40 -2,82 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и С спорт.деят. 43 -0,36 -2,50 0,016
ЗНАЧИМОСТЬ ОДЕЖДЫ и Э спорт.деят. 43 -0,32 -2,16 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ КОСМЕТИКИ и Э спорт.деят. 43 -0,33 -2,28 0,02
Девушки-студентки с высокой значимостью анатомических (какова фигура, строение и форма рук) и функциональных (какова гибкость тела) характеристик Образа Физического Я занимают среднее социометрическое положение в группе в процессе спортивной деятельности.
Получены корреляционные взаимосвязи между самооценкой социальных характеристик внешности и экспансивностью. Можно сказать, что девушки-студентки, которые высоко оценивают социальные характеристики внешности, т.е. которые по сравнению с другими хорошо одеваются
и оформляют свою одежду различными аксессуарами, не стремятся общаться с другими членами группы в процессе спортивной деятельности.
Таблица 10
Значимые корреляционные взаимосвязи характеристик самоотношения Образа Физического Я и межличностного отношения в ситуации отдыха
(р < 0,05)
Переменные УаШ N 8реагшап К «N-2) р-1еуе1
САМООЦЕНКА СИЛЫ и ПЭ отдых 33 0,39 2,40 0,02
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и ОС отдых 34 -0,42 -2,67 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и С отдых 34 0,34 2,06 0,04
В ситуации отдыха самооценка «сила» (функциональная характеристика) и личностная значимость «руки» (анатомическая характеристика) Образа Физического Я напрямую связаны с положительной экспансивностью и социальным статусом. Это говорит о том, что девушки-студентки с высокой самооценкой динамической составляющей Образа Физического Я (насколько тело сильное, уверенность в своих силах) удовлетворяют свою потребность в межличностном взаимодействии и чаще общаются в неформальной обстановке, а с высокой значимостью анатомических характеристик (строение, форма, ухоженность, привлекательность рук) занимают положительный социальный статус в референтной группе.
Нами были выявлены достоверные различия по критерию Манна-Уитни в структуре межличностных отношений между группами 1 и 2, 2 и 3 (табл. 11 и 12).
Таблица 11
Значимые различия в структуре межличностных отношений между 1 и 2 группой (р <0,05)
Социометрические индексы Капк 8иш 1 Капк 8иш 2 и Ъ р-1еуе1
ПЭ спорт.деят. 190,50 404,50 26,50 2,92 0,00
Э спорт.деят. 169,50 425,50 47,50 2,00 0,04
ПС спорт.деят. 184,50 410,50 32,50 2,65 0,00
С спорт.деят. 171,50 423,50 45,50 2,08 0,03
Таблица 12
Значимые различия в структуре межличностных отношений между 2 и 3 группой (р <0,05)
Капк 8иш 2 Капк 8иш 3 и Ъ р-1еуе1
ПЭ спорт.деят. 406,00 260,00 28,00 -3,43 0,00
Э спорт.деят. 438,00 228,00 60,00 -2,25 0,02
ПС спорт.деят. 436,00 230,00 58,00 -2,33 0,01
Данные таблиц 11 и 12 показывают, что группы 1 и 3 отличаются от группы 2 по стремлению к эмоциональному общению, установлению дружеских отношений и по социальному статусу. Так как значимых различий не обнаружено в группе 1 и 3, мы объединили эти группы в одну.
В результате дальнейшему изучению были подвергнуты две группы: группа с благоприятным эмоциональным климатом и установленными дружескими отношениями — это группа 2 — и группа с достаточно благоприятным эмоциональным климатом в спортивной деятельности и формальными межличностными отношениями в ситуации досуга — объединенные группы 1 и 3.
Был проведен еще раз корреляционный анализ по коэффициенту Спирмена с целью выявления взаимосвязей между межличностными отношениями и самоотношением к Образу Физического Я.
В таблице 13 представлены значимые корреляционные взаимосвязи группы с благоприятными межличностными отношениями — группы 2.
Таблица 13
Значимые корреляционные взаимосвязи социометрических индексов и самоотношения к Образу Физического Я в группе 2 (р <0,05)
УаШ 8реагшап 1(№2) р-1еуе1
САМООЦЕНКА ГОЛОВЫ и Э отдых 26 0,39 2,12 0,04
САМООЦЕНКА СИЛЫ и ПЭ отдых 25 0,49 2,72 0,01
САМООЦЕНКА СИЛЫ и Э отдых 25 0,40 2,09 0,04
САМООЦЕНКА СИЛЫ и ОС отдых 25 0,43 2,34 0,02
САМООЦЕНКА ЛОВКОСТИ и ОС отдых 26 0,40 2,14 0,04
САМООЦЕНКА ОДЕЖДЫ и ОЭ отдых 26 0,39 2,11 0,04
САМООЦЕНКА АКСЕССУАРОВ и ПС отдых 26 0,48 2,70 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ ГОЛОВЫ и ОЭ отдых 26 0,44 2,46 0,02
ЗНАЧИМОСТЬ РУК и ОС отдых 26 -0,48 -2,74 0,01
ЗНАЧИМОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТИ и С спорт.деят. 26 0,42 2,29 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ СИЛЫ и ОС спорт.деят. 26 -0,42 -2,30 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ ЛОВКОСТИ и ОЭ отдых 26 0,42 2,26 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ ЛОВКОСТИ и Э отдых 26 -0,41 -2,26 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и ОЭ отдых 26 0,69 4,78 0,00
ЗНАЧИМОСТЬ ГИБКОСТИ и Э отдых 26 -0,39 -2,10 0,04
Как видно из таблицы 13, больше всего значимых корреляционных взаимосвязей получено по характеристикам Образа Физического Я, относящимся к самооценке и эмоционально-ценностному компоненту (значимостью или ценностью характеристик Образа Физического Я) и социометрических индексов в ситуации отдыха, за исключением двух.
Девушк-студентки с высокой самооценкой анатомических (насколько голова в целом и лицо в частности привлекательнее, чем у других) и функциональных (тело сильнее, чем у других) характеристик внешности тяготеют к установлению неформальных отношений в ситуациях отдыха.
Девушки с высокой самооценкой социальных характеристик Образа Физического Я (одежда лучше по сравнению с другими), высокой значимостью анатомических (важность иметь привлекательное лицо) и функциональных (важность иметь ловкое и гибкое тело) характеристик внешности не стремятся общаться в ситуациях отдыха.
Высокая самооценка девушками своих функциональных характеристик внешности (тело сильнее и координированнее, чем у других) означает, что студентки имеют низкий положительный статус в группе, а студентки с высокой самооценкой социальных характеристик (оформление одежды аксессуарами лучше, чем у других) и высокой значимостью анатомических характеристик (важно строение и форма, ухоженность и привлекательность рук) занимают, наоборот, высокий положительный статус в группе в ситуациях неформального общения.
Студентки с высокой значимостью функциональных характеристик (важно, чтобы тело было выносливое и сильное) более предпочитаемы другими членами группы (снижение отрицательного статуса в группе) в процессе спортивной деятельности.
В таблице 14 представлены значимые корреляционные взаимосвязи социометрических индексов и самоотношения к характеристикам Образа Физического Я в группе с несформированными дружескими отношениями (объединенные группы 1 и 3).
Таблица 14
Значимые взаимосвязи социометрических индексов и самоотношения к Образу Физического Я в объединенной группе 1 и 3 (р <0,05)
УаШ 8реагшап 1(№2) р-1еуе1
САМООЦЕНКА ЛОВКОСТИ и ОЭ отдых 17 0,50 2,28 0,03
ЗНАЧИМОСТЬ НОГИ и ПЭ отдых 17 0,48 2,14 0,04
ЗНАЧИМОСТЬ РУКИ и ПЭ спорт. деят. 17 0,53 2,42 0,02
ЗНАЧИМОСТЬ АКСЕССУАРОВ и ПЭ отдых 17 0,63 3,18 0,00
Ценностная значимость анатомических (ноги, руки) и социальных характеристик (аксессуары) Образа Физического Я взаимосвязана с положительной экспансивностью. Самооценка функциональной характеристики (ловкость) связана с отрицательной экспансивностью. Следовательно, установлению межличностного общения девушек данной группы будет способствовать высокая значимость анатомических (важность привлекательности формы и строения рук и ног) и социальных (важность умения оформлять внешность аксессуарами) характеристик Образа Физического Я, причем, как в процессе спортивной деятельности, так и в ситуации отдыха. Высокая самооценка функциональных характеристик Образа Физического Я (насколько тело координированнее, чем у других) означает сниженную потребность в межличностном взаимодействии у девушек данной группы.
Таким образом, результаты нашего пилотажного исследования показали, что существуют значимые достоверные взаимосвязи между установлением межличностных отношений в группе и самоотношением к Образу
Физического Я у студенток. Характеристики Образа Физического Я являются критериями оценки и самооценки в процессе межличностных отношений и предполагают наличие определенного социального статуса личности в группе и потребность личности в межличностном взаимодействии.
Выводы
Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы:
1. Значимость и самооценка характеристик Образа Физического Я имеют неоднозначную взаимосвязь с межличностными отношениями в группе в процессе спортивной деятельности.
2. Высокая значимость и самооценка характеристик Образа Физического Я напрямую означают высокую значимость межличностного общения и положительный статус в группе в ситуациях отдыха.
3. В группе с благоприятным эмоциональным климатом и установленными дружескими отношениями успешности межличностных отношений способствует уверенность в своей внешней привлекательности.
4 В группе с несформированными неформальными отношениями установлению благоприятных отношений и удовлетворению потребности в общении личности необходимо уделять внимание, придавать значение и организовывать свое поведение так, чтобы подчеркивать в выгодном свете свои анатомические и социальные характеристики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 361 с.
2. Возрастная и педагогическая психология : учебник для студентов педагогических институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1979. 281 с.
3. Збровекий Г. Е. История социологии : учебник. М. : Гардарики, 2004. 179 с.
4. Петровекий А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. Социальная психология : учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1987. 211 с.
5. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.
М. : Наука, 1991. С. 23—179.
6. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Наука, 1983. С. 16—205.
Приложение
Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (сокращенный вариант)
ФИО__________________________________
Пол (муж, жен) _
Дата рождения________
Социальный статус _
ИНСТРУКЦИЯ: оцените приведенные в опросном листе ваши индивидуальные особенности по 10 балльной шкале, 10 баллов — самое высокое значение, 0 баллов — самое низкое значение (таблица).
В столбце ц 1 поставьте балл, который означает оценку данного элемента внешности в сравнении с другими (лучше, чем у других, хуже, чем у других). Встолбцец 2 поставьте балл, который означает, насколько самооценка данного элемента внешности для вас значима («0» — не значима вообще, «10» — имеет высокое значение).
Работать необходимо быстро, над ответом долго не задумываться.
При выставлении балла каждому элементу внешности следует учитывать то, что каждый из этих элементов имеет определенное число признаков. В анатомические характеристики включены 4 группы элементов: 1) Голова (13 признаков): волосы (густота, фактура, цвет, качество); кожа (качество, цвет); овал лица; форма лба; брови; глазной ареал; нос; губы; зубы; подбородок; ушная раковина; лицо в профиль. 2) Фигура (15 признаков): рост; вес; гармония пропорций; шея; плечи; область декольте; грудь; талия; живот; бедра; боковая контурная линия туловища (в фас); передняя контурная линия туловища (в профиль); спина; ягодицы; задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль). 3) Ноги (6 признаков): форма ног; верхняя часть (до колена); нижняя часть (от колена); щиколотки; ступни; длина ног. 4) Руки (6 признаков): верхняя часть (до локтя); нижняя часть (от локтя); запястье; кисть; пальцы; ногти.
Функциональные характеристики (5 главных групп): 1) Выносливость (3 признака): силовая выносливость; общая выносливость; скоростная выносливость. 2) Сила (4 признака): сила мышц рук; сила мышц ног; сила мышц спины; сила мышц брюшного пресса. 3) Гибкость (4 признака): гибкость голеностопного сустава; гибкость позвоночника; гибкость тазобедренного сустава; эластичность мышц и связок. 4) Быстрота (2 признака): быстрота реакции; быстрота движения. 5) Ловкость (3 признака): удержание равновесия; походка; выразительность движения.
Социальные характеристики (3 главные группы): 1) Одежда (7 признаков): соответствие с модой; сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз, волос; комфортность (удобство); индивидуальность стиля; соответствие с пропорциями фигуры; соответствие возрасту; соответствие социальной роли. 2) Аксессуары (5 признаков): обувь; головной убор; сумки, зонты, платки; украшения; сочетаемость с одеждой. 3) Косметика (7 признаков): макияж; маникюр; педикюр; духи/одеколон; прическа; сочетаемость с одеждой; сочетаемость с цветотипом внешности.
(Мужчины при оценке социальных характеристик выбирают только то, что им подходит).
Таблица
Бланк для заполнения испытуемым
Параметры исследования Столбец
№1 №2
АНАТОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. ГОЛОВА
2. ФИГУРА
3. НОГИ
4.РУКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5. ВЫНОСЛИВОСТЬ
6. СИЛА
7.БЫСТРОТА
8. ЛОВКОСТЬ
9. ГИБКОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. ОДЕЖДА
11. АКСЕССУАРЫ
12. КОСМЕТИКА
INTERRELATION OF INTERPERSONAL ATTITUDES WITH THE SELF-ATTITUDE TO CHARACTERISTICS OF THE IMAGE PHYSICAL I
A. Cherkashina
In clause results of flight research of interrelation of interpersonal attitudes with the self-attitude to characteristics of the Image Physical I students Volga region state socially humanitarian academy.
Key words: interpersonal attitudes, социометрия, социометрические indexes, экспансивность, the status, characteristics of the Image Physical I, a self-estimation, the importance.