Научная статья на тему 'Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я'

Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7690
3244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ физического Я / cамоотношение / анатомические / функциональные и социальные характеристики внешности / социальный эталон / the Image Physical I / The self-attitude / anatomic / functional and social characteristics of appearance / the social standard

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Анна Георгиевна

В статье содержится описание методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (женский вариант), с помощью которой, можно оценивать анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе «Я и другие» и системе "Я-Я". Приведены психометрические характеристики методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the description of a technique of research of the self-attitude to the Image Physical I (a female variant) by means of which, it is possible to estimate anatomic, functional and social characteristics of appearance in two subsystems of the self-attitude{self-relation} contains: to system « I and others » and System «I the I». Psychometric characteristics of a technique are resulted

Текст научной работы на тему «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я»

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ ФИЗИЧЕСКОГО Я

© А. Г. Черкашина

Черкашина Анна Георгиевна кандидат

психологических наук доцент кафедры психологии управления Самарская гуманитарная академия

[email protected]

В статье содержится описание методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (женский вариант), с помощью которой можно оценивать анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе «Я и другие» и системе «Я-Я». Приведены психометрические характеристики методики.

Ключевые слова: Образ Физического Я, cамоот-ношение, анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности, социальный эталон.

Представление о своем физическом облике (Образе Физического Я) и осознание его эстетического эффекта является одной из главных составляющих Я-концепции каждого человека. Положительная оценка собственного Образа Физического Я в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот: отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. Размеры и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие жизни индивида, ибо они служат предметом как собственных оценок, так и оценок, в той или иной форме транслируемых ему другими людьми, а представления о своей соматической организации являются одним из регуляторов поведения, которые проявляются в самопрезентациях [1, 6].

Образ Физического Я — это социальный феномен, обладающий рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней

привлекательности: физический облик человека существует в гармонии анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик), ни один из которых нельзя оставить без внимания [2, 3].

Отношение к Образу Физического Я формируется в процессе социализации через различные социальные институты, искусство, науку, опыт повседневной жизни, которые предъявляют личности определенные, соответствующие требованиям культуры и общества, социальные представления, гендерные стереотипы, идеологию, убеждения, мнения и готовые образцы поведения. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного Я выступает субъективная личностная значимость [1, 4, 6, 12].

Существует большое число методик, направленных на исследование Образа Физического Я (тест «вставленных фигур»Виткина, тест «рисования человеческой фигуры»Маховер-Гуденаф, модифицированный вариант методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, «профиль восприятия Физического Я»К. Р. Фокса и др.) [3, 4, 12]. Спецификой этих методик является то, что они изучают отдельные характеристики Образа тела, непосредственное содержание Образа Физического Я, систему самооценок или эмоционально ценностное отношение. Методика, которая исследует самоотношение к Образу Физического Я в комплексе анатомических, функциональных и социальных характеристик в совокупности системы самооценок и эмоционально ценностного отношения не была обнаружена, это и послужило поводом для ее разработки.

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме са-моотношения к Образу Физического Я показал, что самоотношение (по Столину В. В., Пантелееву С. Р. и др.) рассматривается как некое обобщенное отношение, которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе [5, 9, 10, 17]. Самоотношение развивается в результате социального влияния и взаимодействия, где каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, социальных представлений, стереотипов и эталонов, норм поведения, по отношению к которым индивид осмысливает собственное Я, наделяет его личностным смыслом. Самоотношение имеет макроструктуру и две подсистемы: систему самооценок и эмоционально-ценностную систему, которые специфично связаны со смыслом Я.

Положительным подкреплением чувства своего «Я» как принимающего, привлекательного начала служит Образ Физического Я. Физическое Я индивида может быть представлено осознанием себя как привлекательного / непривлекательного, красивого / некрасивого, крепкого / слабого, полного / худого и т. д. Кроме того, человеком осознается, причем часто болезненно, соответствие либо несоответствие своих конституциональных характеристик существующему стандарту. Любое несоответствие стандарту, как правило, вызывает повышенную озабоченность человека этим обстоятельством.

Образ Физического Я как психический феномен, несущий в себе

осознанные характеристики внешнего физического облика с их оценочным смыслом, выражается в двух планах: внешнем и внутреннем.

К внешним проявлениям относятся анатомические, функциональные и социальные характеристики, составляющие внешнюю привлекательность Я. Здоровье выступает внутренним проявлением качественной стороны Образа Физического Я, которое является важным фактором регуляции и поведения в отношении изменения своего физического Я.

В разработанной методике основанием для выделения в Образе Физического Я параметров исследования (анатомической, функциональной и социальной характеристик) послужили прежде всего:

• результаты исследований А. Г. Гусевой [2], которая классифицировала элементы внешности, описываемые студентами на: анатомические (скелетная и мышечная структура лица и тела, их форма и цвет, размер и пропорции, физиологическое состояние); функциональные (голос, экспрессивные выразительные движения человеческого лица, мимика, общая подвижность, походка, осанка); социальные (элементы оформления внешности в виде одежды, косметики, в каком состоянии одежда и насколько она модна);

• исследования Лернера, Орлоса, Кнаппа [1, 3], направленные на оценку частей своего тела с точки зрения физической привлекательности и физической эффективности;

• структура «Эмпирического Я» У. Джеймса;

• исследования Е. А. Петровой и Н. А. Коробцевой (Сестры Сорины), направленные на изучение стереотипов восприятия внешнего облика [14, 15, 16];

• работы по теории физического воспитания Б. А. Ашмарина [18] и

др-;

• утверждения В. Н. Панферова [11], который указывает, что внешность есть совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению.

В окончательном варианте методика получила название «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» (МИСОФ).

Параметрами исследования в методике выступают анатомические, функциональные и социальные характеристики Образа Физического Я в контексте субъективного отношения. Такое субъективное отношение исследуется в двух подсистемах глобального самоотношения (по Столину В. В., Пантелееву С. Р.): системе «Я в сравнении с другими»или самооценке и системе «Я-Я»или эмоционально-ценностное отношение (личностная значимость) [5, 11, 17].

Анатомические, функциональные и социальные характеристики имеют специфическое содержание.

В анатомические характеристики включены 4 группы элементов: лицо в целом, фигура, ноги, руки. Каждый из этих элементов имеет определенное число признаков:

1.Лицо в целом (13 признаков): волосы (густота, фактура, цвет, качество); кожа (качество, цвет); овал лица; форма лба; брови; глазной ареал; нос; губы; зубы; подбородок; ушная раковина; лицо в профиль.

2. Фигура (15 признаков): рост; вес; гармония пропорций; шея; плечи;

область декольте; грудь; талия; живот; бедра; боковая контурная линия туловища (в фас); передняя контурная линия туловища (в профиль); спина; ягодицы; задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль).

3. Ноги (6 признаков): форма ног; верхняя часть (до колена); нижняя часть (от колена); щиколотки; ступни; длина ног.

4. Руки (6 признаков): верхняя часть (до локтя); нижняя часть (от локтя); запястье; кисть; пальцы; ногти.

Функциональные характеристики (5 главных групп):

1. Выносливость (3 признака): силовая выносливость; общая выносливость; скоростная выносливость.

2. Сила (4 признака): сила мышц рук; сила мышц ног; сила мышц спины; сила мышц брюшного пресса.

3. Гибкость (4 признака): гибкость голеностопного сустава; гибкость позвоночника; гибкость тазобедренного сустава; эластичность мышц и связок.

4. Быстрота (2 признака): быстрота реакции; быстрота движения.

5. Ловкость (3 признака): удержание равновесия; походка; выразительность движения.

Социальные характеристики (3 главные группы):

1. Одежда (7 признаков): соответствие с модой; сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз волос; комфортность (удобство); индивидуальность стиля; соответствие с пропорциями фигуры; соответствие возрасту; соответствие социальной роли.

2. Аксессуары (5 признаков): обувь; головной убор; сумки, зонты, платки; украшения; сочетаемость с одеждой.

3. Косметика (7 признаков): макияж; маникюр; педикюр; духи; прическа; сочетаемость с одеждой; сочетаемость с цветотипом внешности.

Предложенная в этой статье методика представлена женским вариантом, так как некоторые элементы анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я присущи только женской аудитории.

Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я представлен в табл. 1.

Исследование можно проводить и в укороченном варианте, предлагая для оценок только группы элементов анатомических, функциональных и социальных характеристик (лицо, фигура, ноги, руки, выносливость и т. д.). В этом случае опросный лист методики выглядит, как показано в табл.

2. Но все же мы рекомендуем использовать полный вариант методики, для того чтобы изучаемое самоотношение к Образу Физического Я было более адекватно.

Формирование Образа Физического Я представляет собой двойственный процесс. С одной стороны — это влияние социума, которое выражается в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах. С другой стороны — это самостоятельное осмысление и дифференцирован-но-избирательная работа на основе собственных критериев. Субъективное отношение к Образу Физического Я складывается в результате социального сравнения, которое является ведущим социально-психологическим источником формирования самоотношения. Критерием для сравнения выступа-

Таблица 1

Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я

Илу л 1 [ж«кя ■1т -:-хЁ&ц П-ф Л 1 ржно-нв-нш

г.11 т.: Ч 1-*

АНАТОМИЧЕСКИЕ М4РДКТБ>ИСТУ1КИ &'1-Ки>1СН4ЛкНк1Е ^41ДЛТН1НГтКН

7 яъггтппттгяпм У. ЩЯИЛ5НПЖБ

ЕЬпгы Гостам, 1±игп.«рп1 цптт, га |лгт11ц^ Олш пнпалгп

^ЕКО |1ГЕТЖтТ]| ЦВ^| [Лижи МчЕгплт

Опк гы^1 Ацовтслшитлт

(тцли г1Ь *. агди

Ейшъ Гщ НМЬД| Д.Т

Г*ШН|] щих Слз нмид| :-л■'

‘ппг С|Л] АМЫ| пъш

ГЛы Сл] АЫ1*Ж| [цги-лл П|_ЖГТП

Т^£А?Г7ЩГ^

Пп сЬ сцтз скз г £ипчт 0Ш1«и1

^иниршшм] Быитржи ^виша

■Ты^а гпли&п 1.ЛЫ№йС1Ъ

.7. яжут {■'Ёко =-«ХХ-11Ж фШПГЫ

Рвгтк ,Пп лее! тез

8кг &|ЦЬГЧШ11и ^ЪЭЧБ^й

Га iY.ii з п ьп гжад 14*1 А.ПГСЮСТЪ

ей, 1р1СТ*1Л1:-*ГТ*Ъ АШЫ| Ь И11Ш

Нгхглл Гл[Ьпст% ташЕк^рБ^лл п.с-тага

Лпп Ьпмч

г"п:^ Г'иЕпПСТ^ ■[ЩЩИЧИЩД с^стчп

Горы

Жил Глйтпгт^ ПШВМШлЛ]

Сгъ:-л ЭСЦИАЛЬНЬШ Х^АКТН^СТИКИ

.■л актаи

5njj.ii Серж та :-!■ с ц к та га!: лнш г 1^тк1 шнь, л; ппг

Базвш пм^п ръ:-*л г^лавьип Г*

^Ер п±п и тп :-т;р :-а Шчьз ^лшы] Г'Пьп^рч1 Авптчк г фспфцшш 1±Ь| ы

ТТХп Г*?.||Т-Л 1 Н|М|1СТ1и1Ы ь и^| |У п да г|!ь П+1 Авпшчк ГПЦ|ВШ]1|^11Ь

5.ЖТН1 СшРЖПГРТи Г ИЛ ей

Ctvh.ii :-л ■' №^1а4л№11ЕТ4 пчд

£к^ил шсп^а Сшгжрггпл ппркт^

й'ьэсчхв шт |1п ллыь1

с1сн.*ъ

О^ТН1 ^Ш11, вмч, пппъ

||Тр1х-л :п еъ1 ^1ртЬЕ111

4РНШ1 Аитавиш г ее1 с-аЬ й

Бкф/юж шгт^|йо штт^ц} гжшт

шгпъ |Ъг«: п тт'Ч-' УШЪ И

Зшхтчс

■'Гит'ъ

1ГГ|П ь>жгта

Таблица 2

Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (укороченный вариант)

На р-аот рш нища -нос ■IV -:-х£щ

Т.1 т.г

А НАТО1,1, И Ч Б5! И Е ХДРДК ТВ1 И .[ТИ К И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 лицо а г [ел ом

1 ФН-УРЛ

з ногг

А РУКРГ

£уТ-КЦИ01АЛ ЬНИЕ ЗДРДЯТВ’ИСТИКИ

з аынослщоеть

С1 Г1Ш1ч

3 ловкость

) ГИБКОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕИ1СТИК И

1 й гДЕГ1;Т1,^

1 1 гКСЕЕСУг¥ЬГ

1-1 кое метрсад

ет социальный эталон внешней привлекательности, при его отсутствии

— ближайшее социальное окружение. В силу этого, с помощью МИСОФ можно выявить социальный эталон внешней привлекательности. Для этого испытуемым в качестве стимулъного материала необходимо предложить описанные в методике элементы внешности анатомических, функциональных и социальных характеристик.

Анатомические характеристики

1. Лицо:

• волосы (густота, фактура, цвет, качество);

• кожа (качество, цвет);

• овал лица;

• форма лба;

• брови;

• глазной ареал;

• нос;

• губы;

• зубы;

• подбородок;

• ушная раковина;

• лицо в профиль.

2. Фигура:

• рост;

• вес;

• гармония пропорций;

• шея;

• плечи;

• область декольте;

• грудь;

• талия;

• живот;

• бедра;

• боковая контурная линия туловища (в фас);

• передняя контурная линия туловища (в профиль);

• спина;

• ягодицы;

• задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль).

3. Ноги:

• форма ног;

• верхняя часть (до колена);

• нижняя часть (от колена);

• щиколотки;

• ступни;

• длина ног.

4. Руки:

• верхняя часть (до локтя);

• нижняя часть (от локтя);

• запястье;

• кисть;

• пальцы;

• ногти.

Функциональные характеристики

1. Выносливость:

• силовая выносливость;

• общая выносливость;

• скоростная выносливость.

2. Сила:

• сила мышц рук;

• сила мышц ног;

• сила мышц спины;

• сила мышц брюшного пресса.

3. Гибкость:

• гибкость голеностопного сустава;

• гибкость позвоночника;

• гибкость тазобедренного сустава;

• эластичность мышц и связок.

4. Быстрота:

• быстрота реакции;

• быстрота движения.

5. Ловкость:

• удержание равновесия;

• походка; выразительность движения.

Социальные характеристики

1. Одежда:

• соответствие с модой;

• сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз волос;

• комфортность (удобство);

• индивидуальность стиля;

• соответствие с пропорциями фигуры;

• соответствие возрасту;

• соответствие социальной роли.

2. Аксессуары:

• обувь;

• головной убор;

• сумки, зонты, платки;

• украшения;

• сочетаемость с одеждой.

3. Косметика:

• макияж;

• маникюр;

• педикюр;

• духи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прическа;

• сочетаемость с одеждой;

• сочетаемость с цветотипом внешности.

Апробация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я выполнялась на выборке из 296 человек.

Шкалы методики были проверены на надежность и валидность.

Для оценки надежности была использована тета-надежность, определяемая в результате проведения факторного анализа по методу главных компонент (табл. 3).

Табл. 3 показывает, что коэффициенты надежности по согласованности шкал высоки. Шкалы однородны как логически, так и эмпирически.

Вторым после надежности ключевым критерием оценки качества методики является валидность. Проверка данной методики осуществлялась по конструктной валидности. Конструктная валидность, цель которой

— получить данные об адекватности интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию понятия (конструкта), была осуществлена на основе определения факторной валидности. Были сопоставлены результаты, полученные при использовании методики исследования самоотношения к характеристикам Образа Физического Я, с результатами методики диагностики самоотношения В. В. Столина [9, 11]. Опросник В. В. Столина направлен на выявление структуры самоотношения. Выборка, на которой проверялась конструктная валидность, состояла из 159 человек (все девушки-студентки). Условно выборка была разделена на две группы (по принадлежности к различным факультетам). В первой группе

— 69 человек, во второй — 90 человек. Опросник В. В. Столина позволяет выявить структуру самоотношения, которая представлена четырьмя эмоциональными компонентами: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от окружающих. Наряду с приведенными шкалами в

Таблица 3

Надежность по согласованности шкал

Название шкалы Абсолютный вес главной компоненты Т ета-надежность

Самооценка

Анатомические характеристики 3,32 0,76

Лицо 4,744 0,999

Фигура 7,027 0,918

Ноги 3,113 0,814

Руки 3.686 0,874

Функциональные характеристики 3,247 0,865

Выносливость 2,280 0,843

Сила 2,784 0,854

Быстрота 2,643 0,933

Гибкость 3,180 0,75

Ловкость 2,807 0,805

Социальные характеристики 6,434 0,896

Одежда 3,274 0,81

Аксессуары 1,772 0,654

Косметика 3,76 0,78

Личностная значимость

Анатомические характеристики 2,54 0,808

Лицо 6,238 0,924

Фигура 9,083 0,953

Ноги 3,946 0,896

Руки 4,449 0,93

Функциональные характеристики 3,485 0,925

Выносливость 3,38 0,78

Сила 3,128 0,907

Быстрота 2,681 0,941

Гибкость 3,456 0,947

Ловкость 3,507 0,894

Социальные характеристики 2,457 0,889

Одежда 3,431 0,826

Аксессуары 1,887 0,705

Косметика 4,12 0,883

опроснике предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору «глобального самоотношения» (чувства «за» или «против» себя).

В табл. 4 и 5 приведены результаты коррелирования отношения к характеристикам Образа Физического Я и компонентов самоотношения.

Таблица 4 показывает, что в первой группе (коэффициент корреляции 0,234 при уровне значимости 0,05 и 0,308 при 0,01) низкие самооценки лица и фигуры способствуют проявлению самоинтереса и ожиданию положительного отношения от других.

Удовлетворенность развитием выносливости и силы и недовольство самооценками быстроты и ловкости предполагают уверенность в своих силах, проявление интереса к себе, самопринятия, положительного чувства за самого себя.

Таблица 4

Матрица корреляционных связей шкал опросника В. В. Столина

и МИСОФ (1 группа)

Характеристики Образа Физического Я Опросник самоотношения В.В. Столина

Глобальное самоотно шение Самоува- жение Аутосим- патия Самоинте- рес Ожидаемое отношение от других

Самооценки

Анатомические характеристики 0,175 -0,142 0,194 0,207 0,217

Лицо 0,222 -0,198 -0,109 -0,524 -0,542

Фигура 0,164 -0,135 0,0138 -0,361 -0,223

Ноги 0,147 -0,104 0,343 0,028 -0,023

Руки 0,059 0,0774 0,129 0,136 0,001

Функциональные характеристики 0,278 0,281 0,268 0,259 0,298

Выносливость 0,414 0,763 0,389 0,408 0,861

Сила 0,153 0,1413 -0,184 0,0549 0,313

Быстрота -0,302 0,413 -0,33 -0,315 0,271

Г ибкость -0,082 -0,085 -0,121 -0,15 0,025

Ловкость -0,274 -0,125 -0,341 -0,389 -0,133

Социальные характеристики 0,278 0,289 0,475 -0,119 0,284

Одевда 0,205 0,0652 0,645 0,098 0,041

Аксессуары 0,447 0,661 0,5802 -0,039 0,618

Косметика -0,194 0,085 0,234 -0,128 -0,294

Личностная значимость

Анатомические характеристики -0,112 -0,142 -0,108 -0,119 -0,171

Лицо -0,118 -0,237 0,118 -0,114 0,113

Фигура -0,011 -0,012 -0,041 -0,134 -0,184

Ноги -0,16 0,064 0,119 -0,159 -0,041

Руки -0,119 -0,134 -0,086 -0,212 -0,215

Функциональные характеристики -0,051 -0,07 -0,006 -0,068 -0,018

Выносливость -0,062 -0,088 -0,078 -0,13 0,043

Сила 0,081 0,08 0,038 -0,096 -0,104

Быстрота 0,05 0,074 ОД -0,06 0,105

Г ибкость -0,06 -0,021 -0,05 0,042 -0,12

Ловкость -0,006 0,086 0,055 -0,03 -0,085

Социальные характеристики -0,09 -0,123 0,007 -0,018 -0,019

Одевда -0,115 -0,11 -0,087 -0,013 -0,102

Аксессуары -0,006 -0,105 0,002 -0,068 -0,027

Косметика -0,076 -0.151 0,009 -0,182 0,0106

По-видимому, проявление выносливости и силы более способствует чувству уверенности в себе. Высокие самооценки социальных характеристик также способствуют положительному отношению к себе, уверенности в себе, самопринятию и ожиданию положительного отношения от других. Но проявление интереса к себе с этими характеристиками никак не связывается.

Субъективная значимость характеристик внешней привлекательности, за исключением лица (при его высоком значении снижается степень уверенности в себе), никак не связывается с компонентами самоотношения у девушек данной группы.

Таблица 5

Матрица корреляционных связей шкал опросника В.В.Столина и МИСОФ (2 группа)

Характеристики Образа Физического Я Опросник самоотношения В.В. Столина

Глобальное самоотно шение Самоува- жение Аутосим- патия Самоинте- рес Ожидаемое отношение от других

Самооценки

Анатомические характеристики 0,201 0,294 0,232 -0,059 -0,103

Лицо 0,140 0,207 0,188 -0,07 -0,06

Фигура 0,173 0,246 0.220 -0,07 -0,13

Ноги 0,222 0,24 0,273 -0,02 -0,05

Руки 0,217 0,279 0,212 -0,06 -0,03

Функциональные характеристики 0,187 0,189 0,172 -0,056 0,099

Выносливость 0,185 0,197 0,262 -0,05 0,106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сила 0,188 0,252 0,106 -0,01 0,155

Быстрота 0,10 0,174 0,051 -0,007 0,023

Г ибкость 0,135 0.11 0,263 -0,08 0,146

Ловкость 0,198 0,19 0,112 -0,05 0,041

Социальные характеристики 0,095 0,212 0,092 0,103 0,048

Одежда 0,096 0,235 0,170 0,053 0,117

Аксессуары 0,096 0,193 0,124 0,174 -0,04

Косметика 0,14 0,242 0,094 0,114 0,022

Личностная значимость

Анатомические характеристики -0,157 -0,164 -0,205 -0,087 -0,196

Лицо -0,075 -0,105 -0.121 -0,076 -0,235

Фигура -0,105 -0,128 -0,127 -0,09 -0,187

Ноги -0.161 -0,193 -0,208 -0,082 -0,1305

Руки -0,124 -0,172 -0,213 -0,088 -0,098

Функциональные характеристики -0,1201 -0,095 -0,278 -0,068 -0,057

Выносливость -0,133 -0,123 -0,296 -0,019 -0,052

Сила -0,077 -0,035 -0,309 -0,032 -0,051

Быстрота -0,115 -0,078 -0,308 -0,095 -0,058

Г ибкость -0,0901 -0,105 -0,322 -0,085 -0,054

Ловкость -0,191 -0,154 -0,236 -0,149 -0,074

Социальные характеристики -0,043 0,027 -0,199 0,082 -0,088

Одежда -0,009 -0,015 -0,199 0,084 -0,116

Аксессуары -0,055 0,045 -0,222 0,090 -0,090

Косметика -0,064 0,016 -0,205 0,069 -0,0423

Табл. 5 иллюстрирует, что у второй группы (0,206 при р<0,05 и 0,272 при р<0,01) высокие самооценки анатомических характеристик способствуют проявлению положительного отношения к себе, самоуважению и аутосимпатии. Ожидаемое отношение от других и самоинтерес никак не связываются с самооценками этих характеристик. Высокая самооценка силы способствует чувству уверенности в себе, а гибкости и выносливости — проявлению

аутосимпатии. Удовлетворенность социальными характеристиками также предполагает уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Высокая личностная значимость анатомических, функциональных и социальных характеристик у девушек 2 группы вызывает недовольство собой, самонепринятие и ожидание отрицательного отношения от других. Таким образом, мы видим, что характеристики внешности по-разному взаимодействуют с компонентами самоотношения и по-разному проявляют свое значение. Для девушек первой группы более важны самооценки характеристики Образа Физического Я для поддержания позитивного отношения к себе. А для девушек второй группы важны и самооценки, и личностная значимость характеристик внешней привлекательности.

Проверка по конструктной валидности показала, что разработанная методика позволяет выявлять особенности отношения к характеристикам Образа Физического Я в различных группах относительно их социальнопсихологических характеристик.

Помимо этого, полученные результаты самоотношения к Образу Физического Я в системе «Я и другие — самооценки» и «Я-Я — личностная значимость» подвергались факторному анализу методом главных компонент с последующим варимакс вращением. В системе «Я и другие» и в системе «Я-Я» были выявлены три фактора.

Система «Я и другие»— система самооценок.

В первый фактор вошли все три характеристики внешности: анатомические, функциональные и социальные, но наиболее весомыми и численно представленными являются анатомические характеристики: пропорциональность телосложения, спина и ягодицы в профиль, ягодицы, туловище в профиль, талия, живот и декольте. Все эти элементы указывают на то, что девушкам в сравнении с другими необходимо ставить себе высокие оценки по этим параметрам фигуры, для того чтобы поддерживать положительное отношение к своей внешности. Фактор получил название — «Фактор Анатомических характеристик».

Во втором факторе также представлены все три характеристики, но наиболее весомыми являются функциональные элементы: удержание равновесия (ловкость), сила мышц рук, ног, спины и живота, силовая и скоростная выносливость, быстрота реакции и быстрота движения, гибкость тазобедренного сустава. Таким образом, перечисленные элементы указывают на то, что девушкам необходимо по сравнению с другими людьми чувствовать уверенность в возможности продуктивного функционирования своего тела. «Фактор Функциональных характеристик».

В третьем факторе наиболее весомыми и численно представленными являются социальные характеристики внешности: элементы косметики

— духи, соответствие косметики одежде, прическа. «Фактор Социальных характеристик ».

Система «Я-Я»— личностная значимость.

В первом факторе наиболее значимыми являются анатомические элементы: кожа, пропорциональность телосложения, грудь, бедра, ягодицы, спина и ягодицы в профиль, форма ног, верх и низ ног, длина

ног, туловище и туловище в профиль, пальцы и ногти рук, талия. Все эти элементы, кроме кожи, относятся к характеристикам фигуры. Они также, как и в системе «Я и другие», имеют большое значение для поддержания положительного самоотношения к своей внешности. Но в системе «Я-Я» этих элементов значительно больше, вероятно, потому, что по сравнению с самим собой девушки более внимательны к деталям своей внешности и более требовательны к ним.

Во втором факторе главными элементами Образа Физического Я выступают составляющие гибкости, силы, выносливости, ловкости и быстроты. Таким образом, уверенность девушек в возможности своего тела проявить перечисленные выше физические качества является условием для поддержания положительного отношения к своей внешности.

В третьем факторе наиболее представленными являются элементы социальных характеристик внешности: соответствие выбираемой одежды социальной роли и возрасту, педикюр, соответствие косметики одежде и цветотипу внешности, обувь.

Так же, как и в системе «Я и другие», в системе «Я-Я» все три фактора получили такие же названия: 1 фактор — «Фактор Анатомических характеристик»; 2 фактор — «Фактор Функциональных характеристик»; 3 фактор — «Фактор Социальных характеристик».

Но в системе «Я-Я» элементов внешности по количественному и качественному показателям намного больше, чем в системе «Я и другие». Вероятно, это говорит о том, что в системе «Я-Я» полнее представлена личностная картина Образа Физического Я, руководствуясь которой девушки осуществляют свое поведение.

Все три фактора представлены специфическими элементами анатомических, функциональных и социальных характеристик. Это показывает, что оценка внешности в сравнении с другими людьми и по личностной значимости не идет отдельно по какому-то одному признаку, т. е. нельзя оценивать социальные характеристики — одежду, украшения, не обращая внимание на то, на «чем они сидят», — фигуру, телосложение, а анатомические характеристики нельзя оценивать отдельно без их эстетических проявлений — функциональных характеристик.

Следовательно, в системе «Я и другие» и в системе «Я-Я» все три характеристики внешности не являются самостоятельными. Но, тем не менее, каждая характеристика — ведущая в своем факторе, выполняет свою доминирующую роль.

Несмотря на то, что во всех трех факторах присутствуют элементы трех характеристик Образа Физического Я, все же наиболее доминирующими или первостепенными как в системе «Я и другие», так и в системе «Я-Я» являются анатомические характеристики. Следовательно, необходимым условием удовлетворенности своей внешностью для девушек выступают на первом месте анатомические характеристики, которые в большей мере обусловлены природными данными, но, тем не менее, не следует умалять роль функциональных и социальных характеристик внешности, которые тоже «говорят свое слово» в системе самоотношения.

Таким образом, разработанная методика была проверена на надежность и валидность. Апробация методики показала, что исследуемые характеристики Образа Физического Я, с одной стороны, имеют тесное взаимодействие друг с другом, подтверждая тезис о существовании внешнего облика в единой гармонии анатомических, функциональных и социальных характеристик. С другой стороны, элементы характеристик Образа Физического Я обладают способностью доминировать, что позволяет их выделять в отдельные компоненты Образа Физического Я и изучать их также отдельно, независимо от других, что и делают существующие методики.

Исследование можно проводить как индивидуально, так и группой. Следует учитывать, что индивидуальное обследование обеспечивает наибольшую вероятность достоверности результата и возможности получения обратной связи. Применение методики в группе также возможно. В этом случае экспериментатору с целью получения достоверного результата следует замоти-вировать каждого в группе на серьезное выполнение задания.

Для проведения исследования испытуемым раздаются опросные листы (см. табл. 1, табл. 2). Инструкция зачитывается вслух.

ИНСТРУКЦИЯ: оцените приведенные в опросном листе ваши индивидуальные особенности по 10-балльной шкале, 10 баллов — самое высокое значение, 0 баллов — самое низкое значение.

В столбце № 1 поставьте балл, который означает оценку данного элемента внешности в сравнении с другими (лучше, чем у других, хуже, чем у других).

В столбце № 2 поставьте балл, который означает, насколько самооценка данного элемента внешности для вас значима (о — не значимо вообще, 10 — имеет высокое значение).

Работать необходимо быстро, над ответом долго не задумываться.

После прочтения инструкции следует спросить, все ли понятно. В случае возникновения вопросов следует дать четкое разъяснение.

При индивидуальном обследовании, после прочтения инструкции и ответов на вопросы, экспериментатору лучше удалиться из комнаты или заняться другим делом, чтобы не мешать испытуемому заполнить бланк самостоятельно.

При групповом обследовании необходимо предупредить испытуемых, чтобы они не спрашивали друг друга, не мешали друг другу, а работали молча, самостоятельно.

В конце обследования необходимо спросить, на все ли вопросы были даны ответы, были ли какие-нибудь трудности. Также необходимо попросить испытуемых обозначить в опросном листе, какими критериями для сравнения в процессе обследования они пользовались при самооценке предложенных элементов внешности. Эта информация необходима экспериментатору для выяснения причин того или иного уровня самоотношения к Образу Физического Я.

Для выявления социального эталона внешней привлекательности исследование также можно проводить как индивидуально, так и группой. Причем испытуемые могут быть как женского, так и мужского пола.

Предпочтение все же следует отдать группе, так как одним из условий проведения эксперимента здесь является уже не самостоятельная работа, а желательно работа целой группы.

Перед проведением обследования каждому в группе раздается бланк, на котором перечислены элементы внешности характеристик Образа Физического Я.

Испытуемым предлагается следующая инструкция.

ИНСТРУКЦИЯ: Опишите Идеальный Образ физически привлекательной девушки, по вашему мнению, используя перечисленные признаки анатомических, функциональных и социальных характеристик внешности. Испытуемых предупреждают о том, что эта работа может выполняться как самостоятельно, так и в группе. Но результаты должен фиксировать каждый в своем бланке в свободной форме (например, в виде сочинения или четкого следования предложенным пунктам).

В конце обследования следует проверить, все ли предложенные элементы внешности в описании образа физически привлекательной идеальной девушки были использованы.

Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы и указаны используемые испытуемым критерии для сравнения.

Оценка элементов внешности проводится по 10-балльной шкале: 10 баллов — самое высокое значение, 0 баллов — самое низкое значение. Балл в первом столбце — в системе «Я и другие» — означает оценку данного элемента внешности в сравнении с другими (лучше, чем у других, хуже, чем у других), балл во втором столбце — в системе «Я-Я» — означает, насколько оценка данного фактора личностно значима.

Значение 0-3 показывает низкий уровень самооценки; низкий уровень личностной значимости; 4-6 — средний уровень самооценки; средний уровень личностной значимости; 7-10 — высокий уровень самооценки; высокий уровень личностной значимости.

Экспериментатору следует обратить внимание на то, что некоторые испытуемые все элементы внешности по личностной значимости оценивают на 10 баллов. Это может говорить о некритичности мышления или о недопонимании сути исследования или о некотором максимализме. В этом случае экспериментатору в процессе беседы необходимо выяснить причины таких высоких оценок.

Для подсчета баллов складываются значения признаков в каждой группе. Например: 1 столбец — система «Я в сравнении с другими»— самооценка социальных характеристик — группа: аксессуары — признаки: обувь (3 балла) + головной убор (5 баллов) + сумки, зонты, платки (6 баллов) + украшения (7 баллов) + сочетаемость с одеждой (7 баллов) = 28 баллов. Среднее значение в группе аксессуары подсчитывается путем разделения суммы баллов по признакам (28 баллов) на их количество (5) = 4. Таким образом, самооценка по аксессуарам равна 4 балла — это характеризует средний уровень самооценки. Также подсчитываются группы: косметика и одежда. В итоге самооценка социальных характеристик будет определена путем сложения средних значений по трем группам: аксессуары, косметика и одежда и деления этой суммы на 3.

По такому же принципу подсчитываются анатомические и функциональные характеристики как в первом, так и во втором столбце.

В укороченном варианте принцип подсчета тот же.

В результате подсчета баллов полученные результаты позволяют определить:

• уровень самооценок специфических элементов, входящих в характеристики Образа Физического Я;

• уровень самооценок каждой из характеристик в целом;

• субъективную значимость для личности специфических элементов, входящих в характеристики;

• субъективную значимость каждой из характеристик;

• иерархию самооценок специфических элементов и характеристик Образа Физического Я;

• иерархию субъективной значимости специфических элементов и характеристик Образа Физического Я.

Для получения социального эталона внешней привлекательности данные обрабатываются с помощью контент-анализа. Так как в этом обследовании могут участвовать как мужчины, так и женщины, то с помощью контент-анализа можно получить социальный эталон внешнепривлекательной идеальной девушки как глазами мужчин, так и женщин.

В качестве примера приведем выявленный нами на выборке девушек 17-18 лет социальный эталон внешнепривлекательной девушки.

Социальный эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет представлен таким образом: Анатомические характеристики. Лицо. Волосы густые, средней длины, натурального цвета. Чистая, немного загорелая кожа. Лицо круглой формы, зауженное к подбородку. Невысокий, прямоугольный лоб. Не очень густые, дугообразной формы брови. Средне- посаженные глаза, большие и выразительные. Небольшой, прямой и слегка курносый нос. Губы естественно-розового цвета, пухлые, бантиком. Ровные, белые зубы. Подбородок округлой формы. Уши небольшого размера и недалеко отстоящие от головы. Плавно перетекающий профиль. Фигура. Рост 165-170 см. Вес 50-60 кг в соответствии с ростом. Гармоничность пропорций — 90-60-90 (плюс, минус 2-3 см). Шея средней длины, тонкая. Неширокие, слегка покатые плечи. В меру худое, приподнятое, как на вдохе, с чистой кожей декольте. Грудь 2-3 размера, упругая, округлой формы. Узкая талия, 60-65 см. Плоский, подтянутый живот. Спина прямая, с естественными изгибами. Упругие, подтянутые, округлые ягодицы. Бедра не сильно выраженные по бокам, без целлюлита, упругие, 90 см (плюс, минус 2-3 см). Боковая контурная линия туловища (фас) плавная, с естественными изгибами талии, бедер. Передняя контурная линия туловища (в профиль) — приподнятая грудь, плоский живот. Задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль) — естественные изгибы спины, подтянутые ягодицы. Ноги. Прямой формы, округлые, упругие бедра, нижняя часть от колена тонкая, с накачанными, но несильно выраженными икрами. Тонкие щиколотки, здоровые, без плоскостопия, со средним подъемом, 37-39 размера ступни. Руки. Верхняя часть до локтя подтянутая, без

мускулатуры. Нижняя часть от локтя тонкая, без волос, узкое 15-15,9 см. запястье. Ухоженная, небольшая, но удлиненной формы кисть. Длинные, прямые пальцы со здоровыми, средней длины и ровной формы ногтями.

Функциональные характеристики. Выносливость. Хорошо развита общая и скоростная выносливость. Силовая выносливость имеет средний уровень. Сила мышц рук, ног и спины средняя. Мышцы брюшного пресса развиты очень хорошо. Быстрота движений средняя. Высокий уровень быстроты реакции. Ловкость. Хорошо развитое чувство равновесия, без лишних колебаний, походка легкая, от бедра, плавные, грациозные движения. Гибкость тазобедренного и голеностопного сустава выше среднего. Хорошо растянуты связки и мышцы. Очень гибкий позвоночник.

Социальные характеристики. Одежда. Обязательно удобная. Не стоит гнаться за модой, но следовать своему стилю. Должна соответствовать пропорциям фигуры и индивидуальному стилю, чтобы скрывать недостатки и подчеркивать пропорции, неповторимость. Должна гармонично сочетаться с цветотипом внешности и социальной роли. Не обязательно должна соответствовать возрасту. Аксессуары. Обязательное соответствие с одеждой и цветотипом внешности. Удобная, стильная обувь. Головной убор необязателен. Сумки, платки, зонты стильные, одного цвета. Однородные и в небольшом количестве украшения — кольца, цепочки, браслеты. Косметика. Обязательное сочетание с одеждой и цветотипом внешности. Неяркий, естественный макияж. Аккуратный, не вызывающий маникюр и педикюр. Нерезкие, с запахом свежести духи. Прическа аккуратная, соответствующая случаю.

Полученный с помощью контент-анализа эталон внешней привлекательности может служить самостоятельным критерием для сравнения, и его можно использовать при исследовании самоотношения к Образу Физического Я.

Разработанная методика исследования самоотношения к Образу Физического Я направлена на решение научных и научно-практических задач, связанных с главной психологической особенностью человека — его Я-концепцией. Методика позволяет проводить психокоррекционные работы по реконструкции Образа Физического Я, который является неотъемлемой частью Я-концепции личности. С помощью методики исследования самоотношения к Образу Физического Я можно оценивать анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе самооценок и системе эмоционально-ценностного отношения. Также опросный лист методики может служить стимульным материалом для выявления социального эталона внешней привлекательности.

Авторская методика предназначена для специалистов- психологов, педагогов, работающих в психологических, педагогических и оздоровительных учреждениях. Помимо этого, разработанная методика может быть использована в практике экспериментальных исследований в различных отраслях психологии на испытуемых женского пола разных возрастных групп. Методика может применяться для индивидуального и группового обследования. Время заполнения опросного листа не более 25-30 минут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс,Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 361с.

2. Гусева, А. Г. Особенности восприятия своей внешности студентами // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. Краснодар: КГУ, 1977. С. 52—56.

3. Дука,А. Я. Воспитание интереса к физической культуре и развитие самосознания в подростковом возрасте // Формирование образа я и проблемы физического воспитания : сб. науч. ст. / под ред. П. А. Жорова. М. : Высшая школа, 1990. С. 63—65.

4. Лабунская,В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д : Феникс, 1999. 608 с.

5. Леонтьев,А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 1975. С. 111—142.

6. Налчаджян,А. А. Социально-психологическая адаптация. Ереван, 1988. С. 80—126.

7. Никитин,В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М. : Алетейа, 2000. 624 с.

8. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гуревич / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 504 с.

9. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. : Издательство Московского ун-та, 1987. 304 с.

10. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М. : Наука, 1991. С. 23—179.

11. Панферов,В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. N2 2. С. 59—64.

12. Рубинштейн,С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. С. 639—640.

13. Семечкин,Н. И. Социальная психология : учебник. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 608 с.

14. Сестры Сорины. Презентация внешности или фигура в одежде и без / Серия «Одежда плюс психология». М. : ГНОМ-ПРЕСС, 1998. 224 с.

15. Сестры Сорины. Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М. : «Издательство Гном и Д», 2000. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Сестры Сорины. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. М. : «Издательство Гном и Д», 2000. 192 с.

17. Сталин,В. В. Самосознание личности. М. : Наука, 1983. С. 16—205.

18. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физической культуры / под ред. Б. А. Ашмарина. М. : Просвещение, 1990. 287 с.

19. Минияров, В. М. Физическая культура как средство эстетического воспитания : метод, рекоменд. для студентов фак-та физического воспитания / В. М. Минияров, М. Г. Неклюдова. Куйбышев : СГПИ, 1985. 36 с.

TECHNIQUE OF RESEARCH OF THE SELF-ATTITUDE TO THE IMAGE PHYSICAL I A. G. Cherkashina

The summary: In article the description of a technique of research of the self-attitude to the Image Physical I (a female variant) by means of which, it is possible to estimate anatomic, functional and social characteristics of appearance in two subsystems of the self-attitudejself-relationl contains: to system « I and others » and System «I the I» . Psychometric characteristics of a technique are resulted.

Key words: the Image Physical I, the self-attitude, anatomic, functional and social characteristics of appearance, the social standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.