ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ ФИЗИЧЕСКОГО Я (МИСОФ)
© А. Г. Черкашина
Черкашина Анна Георгиевна кандидат
психологических наук, доцент
доцент кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия cherka-anna@yandex.ru
Рассмотрены теоретико-метолологические основы метолики МИСОФ, описана проиелура провеления и результаты станлартизаиии шкал.
Ключевые слова: самоотношение, образ, физическое Я, стандартизация.
Теоретико-методологическая основа МИСОФ
Представление о своем физическом облике (Образе Физического Я) и осознание его эстетического эффекта являются одной из главных составляющих Я-концепции каждого человека. Положительная оценка собственного Образа Физического Я в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, и наоборот, отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. Размеры и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие жизни индивида, ибо они служат предметом как собственных оценок, так и оценок, в той или иной форме транслируемых ему другими людьми, а представления о своей соматической организации являются одним из регуляторов поведения, которые проявляются в самопрезентациях [4].
Образ Физического Я — это социальный феномен, обладающий рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности: физический облик человека существует в гармонии анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик), ни один из которых нельзя оставить без внимания [5, 9].
Отношение к Образу Физического Я формируется в процессе социализации через различные социальные институты, искусство, науку, опыт повседневной жизни, которые предъявляют личности определенные, соответствующие требованиям культуры и общества, социальные представления, гендерные стереотипы, идеологию, убеждения, мнения и готовые образцы поведения. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного Я выступает субъективная личностная значимость [7].
Существует большое число методик, направленных на исследование Образа Физического Я (тест «вставленных фигур» Виткина, тест «рисования человеческой фигуры» Маховер-Гудинаф, модифицированный вариант методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, «профиль восприятия Физического Я» К. Р.Фокса и др.). Спецификой этих методик является то, что они изучают отдельные характеристики образа тела, непосредственное содержание Образа Физического Я, систему самооценок или эмоционально ценностное отношение [6, 11].
Методика, которая исследует самоотношение к Образу Физического Я в комплексе анатомических, функциональных и социальных характеристик в совокупности системы самооценок и эмоционально ценностного отношения, не была обнаружена, это и послужило поводом для ее разработки.
В окончательном варианте авторская методика получила название «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» (МИСОФ) [13].
Параметрами исследования в методике выступают анатомические, функциональные и социальные характеристики Образа Физического Я в контексте субъективного отношения. Такое субъективное отношение исследуется в двух подсистемах глобального самоотношения (по Столину В. В., Пантелееву С. Р.): системе «Я в сравнении с другими» или самооценки, и системе «Я-Я», или эмоционально-ценностного отношения (личностная значимость) [9, 12].
Анатомические, функциональные и социальные характеристики имеют специфическое содержание.
В анатомические характеристики включены 4 группы элементов: лицо в целом, фигура, ноги, руки. Каждый из этих элементов имеет определенное число признаков:
1. Лицо в целом (13 признаков): волосы (густота, фактура, цвет, качество); кожа (качество, цвет); овал лица; форма лба; брови; глазной ареал; нос; губы; зубы; подбородок; ушная раковина; лицо в профиль.
2. Фигура (15 признаков): рост; вес; гармония пропорций; шея; плечи; область декольте; грудь; талия; живот; бедра; боковая контурная линия туловища (в фас); передняя контурная линия туловища (в профиль); спина; ягодицы; задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль).
3. Ноги (6 признаков): форма ног; верхняя часть (до колена); нижняя часть (от колена); щиколотки; ступни; длина ног.
4. Руки (6 признаков): верхняя часть (до локтя); нижняя часть (от локтя); запястье; кисть; пальцы; ногти.
Функциональные характеристики (5 главных групп):
1. Выносливость (3 признака): силовая выносливость; общая выносливость; скоростная выносливость.
2. Сила (4 признака): сила мышц рук; сила мышц ног; сила мышц спины; сила мышц брюшного пресса.
3. Гибкость (4 признака): гибкость голеностопного сустава; гибкость позвоночника; гибкость тазобедренного сустава; эластичность мышц и связок.
4. Быстрота (2 признака): быстрота реакции; быстрота движения.
5. Ловкость (3 признака): удержание равновесия; походка; выразительность движения.
Социальные характеристики (3 главные группы):
1. Одежда (7 признаков): соответствие с модой; сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз волос; комфортность (удобство); индивидуальность стиля; соответствие с пропорциями фигуры; соответствие возрасту; соответствие социальной роли.
2. Аксессуары (5 признаков): обувь; головной убор; сумки, зонты, платки; украшения; сочетаемость с одеждой.
3. Косметика (7 признаков): макияж; маникюр; педикюр; духи; прическа; сочетаемость с одеждой; сочетаемость с цветотипом внешности.
Подробное описание методики исследования самоотношения к Образу Физического Я представлено в [13, 14].
Требования к стандартизации психодиагностической методики
Согласно А. Анастази [1], стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста, т. е. стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
О. В. Митина отмечает, что стандартизация процедуры эксперимента включает в себя ряд этапов. Во-первых, качественный этап, связанный с введением единообразной процедуры тестирования, описывающей необходимые условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы), содержание инструкции и особенности ее предъявления, необходимость стандартного сти-мульного материала, установление временных ограничений на выполнение теста или их отмену, бланк для выполнения, правила учета влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования, поведение диагноста в процессе тестирования, а также оговаривающей наличие или отсутствие опыта респондента в тестировании [8].
Требования к проведению эксперимента:
1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительных пояснений;
4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.
Второй и третий этапы — психометрические, «количественные» — предусматривают создание правил единообразной оценки выполнения теста: как обрабатывать первичные ответы, как их стандартизировать, то есть приводить к такому виду, чтобы можно было бы соотносить с результатами других испытуемых по данной методике, а также с результатами этого испытуемого, полученными по другим методикам [8].
Конечная цель стандартизации — это формирование норм, которые позволяют перевести полученные в процессе тестирования «сырые» данные в стандартные, чтобы затем корректно интерпретировать итоговые тестовые показатели конкретных людей. Нормы прежде всего нужны для практического применения теста в диагностических целях. Для исследовательских целей в применении теста корректнее использовать «сырые» показатели, не подвергнутые никаким преобразованиям [1, 2].
Н. А. Батурин отмечает, чтобы грамотно организовать процесс стандартизации, важно в первую очередь понимать, для какой практической цели создаются тестовые нормы [3]. Существует много разных методов стандартизации тестов и несколько видов норм (групповые нормы, предметно-ориентированные нормы, критериальные нормы), которые предназначены для разных практических целей.
Групповые нормы (или выборочные, статистические, относительные) отображают результат выполнения теста в выборке стандартизации. При использовании таких норм «сырые» показатели конкретного испытуемого соотносят с эмпирически полученным распределением оценок в выборке стандартизации, что позволяет узнать, какое место он занимает в этом распределении.
Предметно-ориентированные нормы (или ориентированные на содержание, абсолютные) призваны отражать уровень мастерства, которое показал тестируемый (количество знаний, качество освоения навыков и т. п.).
Для установления таких норм определяется «стандарт исполнения», который выражается либо в проценте выполненных заданий, либо через «секущий» балл, который подразделяет протестированных людей на группы по принципу «прошёл/не прошёл».
Критериальные нормы отражают вероятность того, что испытуемые, получившие некоторый балл по тесту, достигнут критериального показателя. Критериальные нормы получают посредством эмпирического соотнесения тестовых показателей с оценками по критерию и обычно представляют в виде так называемых «таблиц ожидания».
Указанные виды норм не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга.
Независимо от того, нормы какого вида планируется получить, стандартизация любой методики предполагает следующую последовательность задач:
1) формирование выборки стандартизации,
2) эмпирические процедуры установления стандартов,
3) фиксация способов перехода к нормам.
Однако для получения норм разных видов существуют различия в способах выполнения этих трёх задач [3].
В данной статье стандартизация МИСОФ проводилась с целью получения групповых норм, поэтому остановимся подробнее на важных аспектах их получения.
Для получения групповых норм следует учитывать специфику зависимости этих норм от характеристик конкретной совокупности людей, на которых они рассчитывались. Поэтому задача формирования выборки стандартизации для этого вида норм особенно актуальна. Здесь качество выборки — определяющий аспект стандартизации. Существуют две важные переменные указывающие на качество выборки, — это её объём и репрезентативность. При этом репрезентативность выборки считается более важным показателем, чем её объём [1].
Как указывает Н. А. Батурин, согласно стандартам Европейской федерации психологических ассоциаций выборки меньше 150 человек считаются не соответствующими требованиям для любых тестов. При этом верхняя граница чётко не оговаривается [3].
Формирование выборки следует начинать с точного описания популяции, на которую планируется распространить полученные нормы («целевой популяции»). Для получения более репрезентативной выборки при необходимости следует провести процесс стратификации (выделения в общей популяции некоторых категорий, характеризующихся качественно различными признаками — пол, возраст, социальное положение, профессия, здоровье и т. п.). Такая популяция определяется как специфическая.
Для тестов, ориентированных на широкие по составу популяции, часто проводится дифференцированная стандартизация, т. е. тест обеспечивается целым набором норм, полученных для разных групп. Дифференцированная стандартизация повышает пользовательский потенциал методики и считается одним из важных показателей качества теста. Изначальное ограничение совокупности обследуемых, на которую планируется распространить использование теста после его разработки, — еще один фактор повышения практической ценности теста [1, 3].
В любом случае границы нормативной выборки должны быть чётко определены и приведены вместе с нормами в руководстве к тесту, чтобы эта информация была доступна для пользователя [3].
Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении.
Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. Переход к нормированным данным основан на преобразовании «сырых» показателей в стандартную шкалу, ориентированную на эмпирически полученное распределение показателей в выборке стандартизации.
Существует несколько способов преобразования «сырых» показателей в стандартные: процентили, 7-показатели, Т-баллы и др. При выборе одного из них прежде всего следует учитывать нормальный закон эмпирического распределения.
Стандартизация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я
В соответствии с требованиями к стандартизации психодиагностических методик, описанных выше, рассмотрим подробно процедуру проведения стандартизации МИСОФ.
Выборка исследования
Стандартизация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я проводилась на выборке девушек 17-18 лет — студенток первого курса. Общее количество — 233 человека.
Инструкция для проведения исследования по МИСОФ
Инструкция зачитывается вслух: оцените приведенные в опросном листе, ваши индивидуальные особенности внешности по 10-балльной шкале, 10 баллов — самое высокое значение, 1 балл — самое низкое значение.
В столбце № 1 поставьте балл, который означает самооценку данного элемента внешности в сравнении с другими (лучше, чем у других, хуже, чем у других).
В столбце № 2 поставьте балл, который означает, насколько самооценка данного элемента внешности для вас значима (1 — не значима вообще, 10 — имеет высокое значение).
После прочтения инструкции следует спросить, все ли понятно. В случае возникновения вопросов следует дать четкое разъяснение.
Время на заполнение опросного листа — 25-30 минут.
Исследование можно проводить как индивидуально, так и группой. Следует учитывать, что индивидуальное обследование обеспечивает наибольшую вероятность достоверности результата и возможности получения обратной связи.
Применение методики в группе также возможно. В этом случае экспериментатору с целью получения достоверного результата следует замотивиро-вать каждого в группе на серьезное выполнение задания.
При индивидуальном обследовании, после прочтения инструкции и ответов на вопросы, экспериментатору лучше удалиться из комнаты или заняться другим делом, чтобы не мешать испытуемому заполнить бланк самостоятельно.
При групповом обследовании необходимо предупредить испытуемых, чтобы они не спрашивали друг друга, не мешали друг другу, а работали молча, самостоятельно.
В конце обследования необходимо спросить, на все ли вопросы были даны ответы, были ли какие-нибудь трудности. Также необходимо попросить испытуемых обозначить в опросном листе, какими критериями для сравнения в процессе обследования они пользовались при самооценке предложенных элементов внешности. Эта информация необходима экспериментатору для выяснения причин того или иного уровня самоотношения к Образу Физического Я.
Для проведения исследования испытуемым раздаются опросные листы (приложение, табл. 1 и 2). Опросный лист полного варианта методики исследования самоотношения к Образу Физического Я представлен в приложении.
Исследование можно проводить и в укороченном варианте, предлагая для оценок только группы элементов анатомических, функциональных и социальных характеристик (лицо, фигура, ноги, руки, выносливость и т. д.). В этом случае опросный лист методики выглядит следующим образом (приложение, таблица 2).
Мы рекомендуем использовать полный вариант методики для того, чтобы изучаемое самоотношение к Образу Физического Я было более адекватно.
Стандартизация шкал МИСОФ
Все шкалы методики МИСОФ были проверены на закон нормального распределения. При использовании пакета БТАТКТГСА было обнаружено, что закон нормального распределения не выполняется, а значит, перевод «сырых» баллов в стандартную шкалу стены по подсчету среднего арифметического и стандартного отклонения не правомерен. В этом случае процедура стандартизации проводилась при нелинейной шкале «сырых» баллов — процентилей.
Для подсчета «сырых» баллов складываются значения признаков в каждой группе. Например: 1 столбец — система «Я в сравнении с другими» — самооценка социальных характеристик — группа: аксессуары — признаки: обувь (3 балла) + головной убор (5 баллов) + сумки, зонты, платки (6 баллов) + украшения (7 баллов) + сочетаемость с одеждой (7 баллов) = 28 баллов. Полученные «сырые» баллы необходимо перевести в стены (приложение, табл. 3 и 4).
Также подсчитываются группы: «косметика» и «одежда».
В итоге самооценка социальных характеристик будет определена путем сложения всех баллов по трем группам (аксессуары, косметика и одежда) и их перевода в стены.
По такому же принципу подсчитываются анатомические и функциональные характеристики как в первом, так и во втором столбце.
В укороченном варианте принцип подсчета тот же.
Шкалы методики были проверены на надежность и валидность [13, 14].
Значение стенов в границах 1-4 показывает низкий уровень самооценки, низкий уровень личностной значимости; 5-6 — средний уровень самооценки, средний уровень личностной значимости; 7-10 — высокий уровень самооценки, высокий уровень личностной значимости.
Указания по обработке
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы и указаны используемые испытуемым критерии для сравнения.
Экспериментатору следует обратить внимание на то, что некоторые испытуемые все элементы внешности по личностной значимости оценивают на 10 баллов. Это может говорить о некритичности мышления, или о недопонимании сути исследования, или о некотором максимализме. В этом случае экспериментатору в процессе беседы необходимо выяснить причины таких высоких оценок.
В итоге полученные результаты позволяют определить:
— уровень самооценок специфических элементов, входящих в характеристики Образа Физического Я;
— уровень самооценок каждой из характеристик в целом;
— субъективную значимость для личности специфических элементов, входящих в характеристики;
— субъективную значимость каждой из характеристик;
— иерархию самооценок специфических элементов и характеристик Образа Физического Я;
— иерархию субъективной значимости специфических элементов и характеристик Образа Физического Я.
Выводы
Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ), прошедшая стандартизацию на выборке девушек 17-18 лет, направлена на решение научных и научно-практических задач, связанных с главной психологической особенностью человека — его Я-концепцией. МИСОФ позволяет проводить психокоррекционные работы по реконструкции Образа Физического Я, который является неотъемлемой частью Я-концепции личности. С помощью методики исследования самоотношения к Образу Физического Я можно оценивать анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе самооценок и системе эмоционально-ценностного отношения.
Авторская методика предназначена для специалистов-психологов, педагогов, работающих в психологических, педагогических и оздоровительных учреждениях. Помимо этого, разработанная методика может быть использована в практике экспериментальных исследований в различных отраслях психологии на испытуемых женского пола разных возрастных групп. Методика может применяться для индивидуального и группового обследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб. : Питер, 2001.
2. Ассанович, М. А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. — М. : Когито-Центр, 2011.
3. Батурин, Н. А. Технология разработки психодиагностических методик: монография / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М. : Прогресс, 1986.
5. Гусева, А. Г. Особенности восприятия своей внешности студентами // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. — Краснодар : КГУ, 1977.
6. Дука, А. Я. Воспитание интереса к физической культуре и развитие самосознания в подростковом возрасте // Формирование образа Я и проблемы физического воспитания : сб. науч. ст. / под ред. П. А. Жорова. — М. : Высшая школа, 1990. — С. 63—65.
7. Кон, И. С. В поисках себя. — М. : Высшая школа, 1983.
8. Митина, О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. — М. : Смысл, 2011.
9. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М. : Наука, 1991.
10. Панферов, В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. — 1974. — № 2. — С. 59—64.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 1999.
12. Столин, В. В. Самосознание личности. — М. : Наука, 1983.
13. Черкашина, А. Г. Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (женский вариант) : метод.пособие. — Самара : Изд-во СГПУ, 2007.
14. Черкашина, А. Г. Образ Физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет : монография. — Самара : Изд-во ПГСГА, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я
Параметры исследования Столбец Параметры исследования Столбец
№1 I №2 №1 I №2
АНАТОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. ЛИЦО В ЦЕЛОМ 5. ВЫНОСЛИВОСТЬ
Волосы (густота, фактура, цвет, качество) Силовая выносливость
Кожа (качество, цвет) Общая выносливость
Овал лица Скоростная выносливость
Форма лба 6. СИЛА
Брови Сила мышц рук
Глазной ареал Сила мышц ног
Нос Сила мышц спины
Губы Сила мышц брюшного пресса
Зубы 7. БЫСТРОТА
Подбородок Быстрота реакции
Ушная раковина Быстрота движения
Лицо в профиль 8. ЛОВКОСТЬ
2. ФИГУРА Удержание равновесия
Рост Походка
Вес Выразительность движений
Гармония пропорций 9. ГИБКОСТЬ
Шея Эластичность мышц и связок
Плечи Гибкость тазобедренного сустава
Область декольте
Грудь Гибкость голеностопного сустава
Талия
Живот Гибкость позвоночника
Спина СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ягодицы 10. ОДЕЖДА
Бедра Сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз, волос
Боковая контурная линия туловища (в фас)
Комфортность (удобство)
Передняя контурная линия туловища (в профиль) Соответствие с пропорциями фигуры
Задняя контурная линия спины и ягодиц (в профиль) Соответствие социальной роли
3. НОГИ Соответствие с модой
Форма ног Индивидуальность стиля
Верхняя часть (до колена) Соответствие возрасту
Нижняя часть (от колена) 11. АКСЕССУАРЫ
Щиколотки Обувь
Ступни Сумки, зонты, платки
Длина ног Украшения
4. РУКИ Сочетаемость с одеждой
Верхняя часть (до локтя) 12. КОСМЕТИКА
Нижняя часть (от локтя) Макияж
Запястье Маникюр
Кисть Педикюр
Пальцы Духи
Ногти Прическа
Таблица 2
Опросный лист методики исследования самоотношения к Образу Физического Я
(укороченный вариант)
Параметры исследования Столбец
№1 №2
АНАТОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. ЛИЦО В ЦЕЛОМ
2. ФИГУРА
3. НОГИ
4.РУКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5. ВЫНОСЛИВОСТЬ
6. СИЛА
7.БЫСТРОТА
8. ЛОВКОСТЬ
9. ГИБКОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. ОДЕЖДА
11. АКСЕССУАРЫ
12.КОСМЕТИКА
Таблица 3
Переводная шкала «сырых» баллов в стены по МИСОФ («Я в сравнении с другими») для девушек 17-18 лет
Параметры исследования «Я в сравнении с другими» стены
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
сырые баллы
ЛИЦО В ЦЕЛОМ 12-36 37-65 66-76 77-85 86-98 99-103 104-107 108-113 114-119 120
ФИГУРА 15-45 46-75 76-93 94-106 107-120 121-128 129-135 136-143 144-149 150
НОГИ 6-18 19-30 31-36 37-42 43-48 49-51 52-54 55-57 58-59 60
РУКИ 6-18 19-30 31-40 41-46 47-51 52-53 54-55 56-57 58-59 60
АНАТОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 39-117 121-200 204-245 249-279 283-311 321-335 339-351 355-370 374-386 390
ВЫНОСЛИВОСТЬ 3-7 8-21 22-14 15-18 19-20 21-23 24-25 26-27 28-29 30
СИЛА 4-10 11-15 16-18 19-22 23-26 27-29 30-33 34-36 37-39 40
БЫСТРОТА 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20
ЛОВКОСТЬ 3-9 10-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30
ГИБКОСТЬ 4-8 9-15 16-21 22-24 25-28 29-32 33-35 36-37 38-39 40
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 16-37 42-71 76-77 82-92 97-106 111-120 125-133 138-144 149-155 160
ОДЕЖДА 7-21 22-35 36-47 48-52 53-57 58-60 61-65 66-67 68-69 70
АКСЕССУАРЫ 4-12 13-19 20-24 25-28 29-30 31-33 34-35 36-37 38-39 40
КОСМЕТИКА 5-16 17-20 21-22 23-28 29-31 32-33 34-35 36-37 38-39 40
Социальная характеристика 16-49 52-74 57-93 96-108 111-118 121-126 129-135 138-141 144-147 150
Таблица 4
Переводная шкала «сырых» баллов в стены по МИСОФ («Я-Я» — личностная значимость) для девушек 17-18 лет
Параметры исследования стены
Личностная значимость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
сырые баллы
ЛИЦО В ЦЕЛОМ 12-24 25-45 46-68 69-84 85-102 103-108 109-111 112-115 116-119 120
ФИГУРА 15-27 28-64 65-91 92-118 119-127 128-133 134-138 139-142 143-149 150
НОГИ 6-8 9-18 19-30 31-42 43-49 50-51 52-54 55-56 57-59 60
РУКИ 6-8 9-15 16-30 31-40 41-49 50-52 53-55 56-57 58-59 60
АНАТОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 39-67 71-142 146-219 223-284 288-327 331-344 348-358 362-370 374-386 390
ВЫНОСЛИВОСТЬ 3-5 6-9 10-13 14-17 18-20 21-23 24-25 26-27 28-29 30
СИЛА 4-8 9-12 13-18 19-24 25-27 29-31 32-35 36-37 38-39 40
БЫСТРОТА 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20
ЛОВКОСТЬ 3-4 5-9 10-18 19-20 21-22 23-24 24-25 26-27 28-29 30
ГИБКОСТЬ 4-6 7-9 10-18 19-28 29-31 32-33 34-35 36-37 38-39 40
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 16-28 30-44 49-74 79-98 103-111 117-124 128-135 140-145 150-155 160
ОДЕЖДА 7-10 11-29 30-40 41-53 54-57 58-61 62-65 66-67 68-69 70
АКСЕССУАРЫ 4-6 7-11 12-20 21-28 29-31 32-33 34-35 36-37 38-39 40
КОСМЕТИКА 5-7 8-19 20-30 31-35 36-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50
СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 16-23 26-59 62-90 93-116 119-129 132-137 140-145 148-151 154-157 160