Развитие методики проведения диагностического анализа познавательной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Куфтерина Алена Сергеевна,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Мамедова Лариса Викторовна,
к.п.н., доцент зав. кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Актуальность исследования по теме исследование познавательной сферы детей дошкольного возраста с наличием дефектов в здоровье заключается в том, что нарушения познавательной деятельности и личности ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях, начиная с раннего дошкольного возраста. В этот период особенно важно изучать психомоторные навыки детей, анализировать его познавательные функции, чтобы избежать развития и (или) усугубления дефектов в развитии.
Известно, что в период дошкольного возраста, у ребенка формируются основополагающие навыки, происходит процесс социализации и адаптации к окружающему миру, именно поэтому данному вопросу уделяется большое внимание стороны отечественных и зарубежных научных деятелей. Кроме развития навыков, в анализируемом возрастном периоде происходит активное освоение творческих способностей, физических умений. Необходимо добавить, что в дошкольном возрасте формируются черты характера, познаются ценности и моральные устои, появляется потребность в познании нового и получении новой информации.
В данной статье был проведен диагностический анализ познавательной сферы детей ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри. По результатам исследованиям была выявлена необходимость в создании более качественной и разнообразной системы развития восприятия детей.
Ключевые слова: познавательная сфера, дети с ОВЗ, дошкольный возраст, познавательная деятельность.
Дошкольный возраст - это самоценный период, благоприятный в нравственном становлении личности. В это время у детей появляется особая потребность в общении, в процессе которого они учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают новые социальные роли, начинают интересоваться и разбираться в происходящих вокруг событиях и явлениях, анализировать мотивы поведения и учатся ставить нравственные оценки. Недостаточный уровень познавательной деятельности у детей с наблюдаемыми дефектами здоровья, мешают в полной и качественной мере развивать познавательные умения. Это обусловлено тем, что у таких детей несколько иначе протекают нейрофизические процессы, которые могут тормозить всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 76].
В трудах многих ученых, которые занимались исследованием психологических и физических особенностей детей с дефектами здоровья можно найти определенные признаки, присущие таким детям: отсутствие здорового интерес к происходящим вокруг них процессам, вялость, отсутствие мотивации к осуществлению той или иной деятельности. Советский психиатр и дефектолог Е.Г. Сухарева, в своих исследованиях отмечала, что рассматривая особенности познавательной деятельности у детей с ОВЗ, необходимо особое внимание уделить структурным компонентам, к которым относятся: внимание, интерес, ощущение, восприятие, мышление и так далее [7, с. 14].
Советский психолог Л.С. Выготский, в своих работах подчеркивал, что среди всех взаимосвязанных функций развития в детском возрасте, наиболее доминирующим является восприятие, с которым связаны все психические процессы в раннем возрасте ребенка. Восприятие развивается в процессе осуществления предметной деятельности, где особое место занимают соотносящиеся действия, которые помогают ребенку ориентироваться и различать свойства предметов [1, с. 147]. Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предметов, ребенок учится их анализировать и соотносить с конкретными операциями, которые он совершает. При этом он учится обдумывать процесс и решать, какие именно действия подходят к тому или иному предмету. Разнообразная окружающая ребенка сенсорная среда является важнейшей предпосылкой его умственного и интеллектуального развития.
Развитие познавательной сферы включает в себя обобщенные результаты умственных и физических навыков, которые могут быть врожден-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ными или приобретенными со временем. В научной литературе выделяют два направления развития познавательной сферы человека:
1. Освоение новых знаний и умений путем познания чего-то нового, неизведанного до этого. Это может быть изучение нового вида деятельности, новых предметов, игр или упражнений, которые способствуют расширению сторон окружающего мира и влияют на качественное и количественное развитие познавательных навыков ребенка.
2. Углубление в одну определенную сферу, с дополнением каки-то функций, предметов или действий. К примеру ребенок все время рисовал при помощи цветных карандашей на бумаге, а теперь ему было предложено рисовать мелками на асфальте. Добавление новых элементов в определенный вид деятельности позволяет расширить познавательные интересы ребенка.
Внешние ориентировочные действия и зрительное соотношение свойств предметов, являются основой развития речи ребенка, так как именно предметная деятельность создает необходимый стимул для освоения навыка речи. Общение с взрослыми о том или ином предмете становится орудием взаимодействия и сотрудничества. Важно отметить, что сроки и темпы постепенного овладения речью строго индивидуальны и зависят от особенностей ребенка, окружающей его обстановки и условий его жизни. Следующим этапом развития познавательной сферы выступает формирование процесса мышления. Здесь важно отметить, что когда ребенок начинает понимать свойства и характеристики предметов, анализирует их, сравнивает с другими и так далее, тем самым он учится выделять общие и различные признаки, что позволяет ему сформулировать целостное представление об изучаемом предмете, его свойствах и признаках.
Этапы развития познавательной сферы ребенка:
1. Раннее зрительное соотношение, при котором ребенок учится группировать предметы по выявленным наиболее характерным свойствам.
2. Второй этап, когда ребенок группирует предметы по существенным и несущественным признакам.
3. Заключительный этап, при котором начинают формироваться общие понятия. Из выделенных признаков, ребенок способен разделить предметы по их функциям и способам воздействия на них.
Изучая и анализируя работы некоторых современных научных деятелей, можно отметить, что к началу раннего возраста у ребенка начинает развиваться предметное восприятие, при котором он может определять признаки предметов не по со° четанию их свойств, а по ярко-выраженным харак-" теристикам.
^ Важно отметить, что в данном возрастном пе-^ риоде, детская психика чрезвычайно неустойчива Ц к внешним раздражителям и воздействию окружа-
ющих объектов и предметов. Поэтому, при общении с детьми, стоит быть предельно аккуратными и выборочными в своих действиях, так как отрицательное влияние на эмоциональную чувствительность ребенка может непредсказуемым образом отразиться на его последующем развитии.
Изменения, которые происходят в структуре личности ребенка раннего возраста посредством развития познавательной деятельности, представлены в таблице 1 [2, с. 11-15].
Таблица 1. Влияние познавательной деятельности на развитие ребенка
№ Вид деятельности Примечание
1 Развитие самосознания Ребенок начинает понимать, что он - часть этого мира, имеет индивидуальные качества, способен мыслить и поступать определенным образом. Происходит активное освоение таких навыков, как самостоятельность, начинает проявляться сочувствие и интерес к окружающим процессам.
2 Доверие к окружающему миру Зарождается в период выполнения познавательной деятельности и получения первого положительного опыта
3 Целеустремленность Ребенок приобретет навыков оценивания результата своей деятельности и деятельности других людей; постепенно учится избирательно относиться к своим поступкам, думает над поведением.
4 Творческие навыки Ребенок учится постепенно преобразовывать получаемый опыт, манипулируя и экспериментируя с его содержанием.
Представленные в таблице 1 направления влияния познавательной деятельности на развитие личности ребенка доказывают необходимость во всестороннем и комплексном воспитании познавательных функций, начиная с раннего возраста. Первым и одним из самых важных этапов становится диагностика познавательной сферы ребенка.
В современном мире существует большое количество различных диагностических мероприятий, помогающих в той или иной степени выявить уровень развития познавательной сферы. К наиболее популярным диагностическим методам можно отнести следующие: «выучи слова»; «какие предметы спрятаны в рисунках?» (методики Р.С. Немо-ва); «вопрошайка» (методика М.Б. Шумаковой).
В данном исследовании была использована последняя методика, в которой приняло участие 19 детей (11 девочек и 8 мальчиков) группы ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри.
Для проведения исследования были заранее подготовлены картинки: близкие по содержанию и понятные детям, а также незнакомые для них объекты. Во время проведения диагностики каждому ребенку были поочередно представлены изображения, глядя на которые, он должен был задавать вопросы об изученном объекте. Вопро-
сы каждого ребенка были записаны для дальнейшего анализа. Анализ осуществлялся по следующим критериям: количество заданных вопросов, их структура и уровень сложности.
Заданные ребенком вопросы можно было разделить на несколько типов (таблица 2).
Таблица 2. Типология вопросов
Тип
1-й
2-й
3-й
4-й
Характер вопроса
Устанавливающие - которые направлены на определение объекта исследования
Определительные - помогающие определить сущность или характеристики изображенного объекта.
Причинные - изучение особенностей взаимосвязи и взаимодействия предметов и объектов на картинках.
Вопросы-гипотезы, то есть вопросы, связанные со стремлением понимания характера действий на представленных картинках.
Пример
«Кто это?», «На чем стоит?», «В чем одет?».
«Кошка любит молоко?», «Из чего сделан мячик?», «Вода теплая или холодная?»
«Почему девочка плачет?», «Зачем ему эта сумка?», «А вдруг им холодно?»
«Мальчикне пошел в школу, потому что он болеет?», «Девочка с подарком, потому что у нее день рождения?».
Представленные в таблице 2 типы вопросов необходимы для более точной оценки уровня познавательной сферы ребенка. Баллы, относительно характеристикам вопросов, ставятся следующим образом:
- 10 баллов (очень высокий уровень) - ребенок задал 5 и более вопросов всех типов;
- 8-9 баллов (высокий уровень) - ребенок задал 3-4 вопроса всех типов;
- 4-7 баллов (средний уровень) - ребенок задает от 2 до 3 вопросов;
- 2-3 балла (низкий уровень) - ребенок задает 1 вопрос;
- 0-1 балл (очень низкий уровень) - ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Всего детям было показано 6 картинок (3 знакомые и 3 незнакомые). Ответы на вопросы были оценены по вышеприведенным критериям. Результат проведенного исследования представлен на рисунке 1.
0-1 балла 11%
10 баллов 10%
Рис. 1. Результат исследования
Результат диагностического исследования показал, что в рассматриваемой группе большее количество участников показали средний и высокий уровень, то есть задали от трех до пяти вопросов всех типов. 11% участников показали очень низкий результат и 10% детей набрали самые высокие баллы. 2 участника диагностики не проявляли никакой заинтересованности и не задали ни одного вопроса. 4 ребенка задавали устанавливающие вопросы, однако быстро теряли интерес к процессу. 6 детей формулировали более сложные определительные и причинные вопросы к знакомым картинкам, в то время как незнакомые картинки чаще всего их не интересовали. 5 детей показали достаточно высокие результаты: задавали сложные и многочисленные вопросы, внимательно слушали ответы и поддерживали диалог. 2 ребенка получили наивысшие результаты, так как их вопросы были наиболее содержательны и сложны. Анализ результатов также показал, что девочки наиболее активны и дисциплинированны, чем мальчики.
Оценив результаты проведенной диагностики, а также влияние познавательной деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста, можно убедиться в необходимости подкрепления со стороны взрослого любую активность ребенка путем поощрения и похвалы, а также приложения усилий для достижения целей и задач познавательного развития, к которым можно отнести следующие [3, с. 77]:
1. Создание среды, которая располагает к интеллектуальному развитию ребенка, комфортным играм и совместной деятельностью со взрослыми и другими детьми.
2. Предоставлять различные материалы для творчества с целью развития у ребенка активной творческой деятельности.
3. Освоение способностей к пониманию и анализу окружающих процессов, путем постоянного взаимодействия с ребенком, общения на простые, доступные возрасту темы, просмотра познавательных детских передач.
4. Расширения понимания причин и результатов тех или иных действий, которые могут объяснить те или иные события, происходящие вокруг. Для этого важно со вниманием и терпением относиться ко всем возникающим у ребенка вопросам.
5. Приобретения навыков доброго и эмпатическо-го отношения к другим людям и окружающему миру, путем помощи в выстраивании элементарных отношений с окружающими. Подводя итог вышесказанному, необходимо
добавить, что способности запоминать и сосредотачиваться на выполнении определенных действий ребенка в дошкольном возрасте являются непроизвольными и зависят от заинтересованности к исследуемым предметам, поэтому каждому ребенку присуще быстрое переключение интереса с одного предмета или объекта на другой.
Достижение ребенком определенных результатов в познавательной сфере и признание этого
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
со стороны взрослых становится для него способом утверждения себя, что влияет на более активное стремление ребенка с большим усердием выполнять новые действия.
Благодаря познавательному интересу и освоенным навыкам, стремление ребенка к изучению нового и проявление активной творческой деятельности становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором, влияющим на воспитание и становление личности ребенка.
Поэтому необходимо предоставлять условия для развития познавательной сферы ребенка, помогать ему в изучении окружающей среды, помогать справляться с возникающими трудностями, а также поощрять успехи в достижении определенных действий и стремлении к изучению нового.
Литература
1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей / Ю.В. Авдеева. - М.: Сфера, 2019. - 784 с.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -С. 57.
3. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 96 с.
4. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособи-е(Программа Истоки) / А.Н. Давидчук. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 96 с.
5. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 256 с.
6. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микля-евой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2017. -208 с.
7. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений / О.А. Санькова. - М.: Смысл. - 2018. - 254 с.
8. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Склярова, Н.В. Носкова - М.: Юрайт. - 2019. - 236 с.
9. Толстых Н.Н. Социальная детская психология. Учебное пособие / Н.Н. Толстых, И.Ю. Кулагина, Е.В. Апасова. - М.; Академический Проект. - 2019. - 174 с.
10. Федоренко Л.П. Методика развития детей школьного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фо-
мичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение,
2018. - 239 с.
DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR CONDUCTING A DIAGNOSTIC ANALYSIS OF THE COGNITIVE SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES
Kufterina A.S., Mamedova L.V.
Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri
The relevance of the study on the topic of studying the cognitive sphere of preschool children with defects in health lies in the fact that violations of the cognitive activity and personality of the child are clearly detected in a variety of manifestations, starting from early preschool age. During this period, it is especially important to study the psychomotor skills of children, analyze their cognitive functions in order to avoid the development and (or) aggravation of developmental defects. It is known that during the period of preschool age, the child develops fundamental skills, the process of socialization and adaptation to the outside world takes place, which is why this issue is given great attention by domestic and foreign scientists. In addition to the development of skills, in the analyzed age period there is an active development of creative abilities, physical skills. It should be added that at preschool age character traits are formed, values and moral principles are learned, there is a need to learn new things and obtain new information. In this article, a diagnostic analysis of the cognitive sphere of children of the preschool educational institution «Scarlet Flower» in the city of Neryungri was carried out. According to the results of the research, the need to create a better and more diverse system for the development of children's perception was identified.
Keywords: cognitive sphere, children with disabilities, preschool age, cognitive activity.
References
1. Avdeeva Yu.V. Communicative development of children / Yu.V. Avdeeva. - M.: Sphere, 2019. - 784 p.
2. Arapova-Piskareva N.A. Education and training in the senior kindergarten group: Program and methodological recommendations [Text] / N.A. Arapova-Piskareva, N.E. Verax, A.V. Antono-va. - M.: Mosaic-Synthesis, 2016. - p.57.
3. Davidchuk, A.N. Cognitive development of preschoolers in the game: A methodological guide / A.N. Davidchuk.. - M.: Sphere Shopping Center, 2020. - 96 p.
4. Davidchuk, A.N. Cognitive development of preschoolers in the game. Methodical manual (The Origins Program) / A.N. Davidchuk. - M.: Shopping center Sphere, 2019. - 96 p.
5. Litvinova, O.E. Cognitive development of a child of early preschool age. Planning of educational activities / O.E. Litvinova. -St. Petersburg: Detstvo-Press, 2019. - 256 p.
6. Miklyaeva, N.V. Cognitive and speech development of preschoolers (edited by N.V. Miklyaeva) / N.V. Miklyaeva. - Moscow: Sphere Shopping Center, 2017. - 208 p.
7. Sankova O.A. On the issue of formation of communicative skills / O.A. Sankova. - M.: Sense. - 2018. - 254 p.
8. Sklyarova T.V. General, age and pedagogical psychology. Textbook and workshop for academic bachelor's degree / T.V. Sklyarova, N.V. Noskova - M.: Yurayt. - 2019. - 236 p
9. Tolstykh N.N. Social child psychology. Textbook / N.N. Tol-stykh, I.Y. Kulagina, E.V. Apasova. - M.; Academic Project. -
2019. - 174 p.
10. Fedorenko L.P. Methods of development of school-age children / L.P. Fedorenko, G.A. Fomicheva, V.K. Lotarev. - M.: Enlightenment, 2018. - 239s.
о с
u
CM CM
о
CM