2. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса» - М.: Наука, 1983.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 2004.
4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. с. 39.
5. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.
6. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания. Диссертация М., 2005.
7. Удовик С.В., Слободчиков И.М., Молокоедов А.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: ООО «Левъ», 2018.
8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. Вопросы психологии. 1994. № 6.
9. Freudenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. V. 30. P.159-165.
© Овчинникова Д.В., 2022
УДК 1
Панченко А.В.
студентка группы З-БА-ППО 18(5) кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ(ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри, Россия, Научный руководитель: Кобазова Ю.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения
ТИ(ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье анализируются особенности познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте. Рассматриваемый возраст является особым периодом в жизни, в котором происходит активное социальное и эмоциональное развитие ребенка, формируются его основные способности, определяющие дальнейшее развитие. Именно в этом возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой личностной сферах.
Ключевые слова:
познавательная деятельность, развитие познавательных навыков, дошкольный возраст, развитие ребенка.
В настоящее время для успешной самореализации человека, его становления в обществе, важно всесторонне развитие индивида, а также его умение контактировать с окружающими людьми. Формирование таких способностей начинается в самом раннем периоде жизни человека, когда у него закладываются ценности и принципы, развиваются различного рода способности и навыки, формируется поведение и происходит начало становления личности. Этот период приходится на младший школьный возраст, когда у ребенка начинается процесс всестороннего развития личности, включающий в себя
гармоничное овладение физическими и духовными знаниями и навыками, развитие творческих способностей и талантов. Дошкольный возраст характеризуется периодом жизни от трех до семи. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей, так как формируется мышление, развивается активная двигательная сфера, появляются первые устойчивые особенности личности, развивается познавательная сфера, которая включает в себя: восприятие, мышление, воображение и речь.
Советский психолог Л.С. Выготский, в своих работах подчеркивал, что среди всех взаимосвязанных функций развития в детском возрасте, наиболее доминирующим является восприятие, с которым связаны все психические процессы в раннем возрасте ребенка. Восприятие развивается в процессе осуществления предметной деятельности, где особое место занимают соотносящиеся действия, которые помогают ребенку ориентироваться и различать свойства предметов [1, с. 147]. Выявляя, в процессе деятельности, наиболее важные свойства предметов, ребенок учится их анализировать и соотносить с конкретными операциями, которые он совершает. При этом, он учится обдумывать процесс и решать: какие именно действия подходят к тому или иному предмету. При этом, разнообразная окружающая ребенка сенсорная среда является важнейшей предпосылкой его умственного и интеллектуального развития.
Внешние ориентировочные действия и зрительное соотношение свойств предметов, являются основой развития речи ребенка, так как именно предметная деятельность создает необходимый стимул для освоения навыка речи. Общение с взрослыми о том или ином предмете становится орудием взаимодействия и сотрудничества. Важно отметить, что сроки и темпы постепенного овладения речью строго индивидуальны и зависят от особенностей ребенка, окружающей его обстановки и условий его жизни. Следующим этапом развития познавательной сферы выступает формирование процесса мышления. В ходе осуществления предметных действий, ребенок выделяет наиболее существенные и общие признаки, что помогает ему формировать обобщение о предметах и их свойствах. На данном этапе можно выделить три основные ступени в развитии обобщения у ребенка:
1. Раннее наглядное обобщение, при котором ребенок учится группировать предметы по выявленным наиболее характерным свойствам.
2. Второй этап, когда ребенок группирует предметы по существенным и несущественным признакам.
3. Заключительный этап, при котором начинают формироваться общие понятия. Из выделенных признаков, ребенок способен разделить предметы по их функциям и способам воздействия на них.
Владение способностями выполнять практическую деятельность и приобщение к речи, приводят к формированию элементов наглядно-образного мышления, что начинает зарождаться в раннем возрасте ребенка и распространяется на ограниченный круг задач.
Изучая и анализируя работы некоторых современных научных деятелей, можно отметить, что к началу дошкольного возраста, у ребенка начинает развиваться предметное восприятие, при котором он может определять признаки предметов не по сочетанию их свойств, а по ярко-выраженным характеристикам.
Важно отметить, что в данном возрастном периоде, психика детей подвержена воздействию со стороны окружающих, поэтому для качественного развития и усвоения новых знаний, умений и навыков, важно уделять внимание различным аспектам его развития, так как недоработки на этом, эмоционально чувствительном для ребенка этапе, могут крайне негативно сказаться на его последующем развитии. Изменения, которые происходят в структуре личности ребенка раннего возраста посредством развития познавательной деятельности [2, с. 47]:
1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает отделять себя от окружающего мира, развивая такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес ко всему происходящему с ним.
2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе осуществления познавательной деятельности и приобретения первого позитивного опыта.
3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять и оценивать свою деятельность, выбирать нужные для достижения определенного результата действия. Он начинает понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое действие до конца.
4. Творческая деятельность. Ребенок учится постепенно преобразовывать получаемый опыт, манипулируя и экспериментируя с его содержанием.
Оценив влияние познавательной деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста, можно убедиться в необходимости подкрепления со стороны взрослого любую активность ребенка, путем поощрения и похвалы, а также приложения усилий для достижения целей и задач познавательного развития, к которым можно отнести следующие [3, с.77]:
1. Создание среды, которая располагает к интеллектуальному развитию ребенка, комфортным играм и взаимодействию с членами семьи и другими детьми.
2. Предоставлять различные материалы для творчества с целью развития у ребенка активной творческой деятельности.
3. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающих предметах и среде, путем постоянного взаимодействия с ребенком, общения на простые, доступные возрасту темы, просмотра познавательных детских передач.
4. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, которые могут объяснить те или иные события, происходящие вокруг. Для этого важно со вниманием и терпением относиться ко всем возникающим у ребенка вопросам.
5. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру, путем помощи в выстраивании элементарных отношений с окружающими.
Подводя итог вышесказанному, необходимо добавить, что память и внимание ребенка в дошкольном возрасте носят непроизвольный характер и зависят от привлекательности изучаемых предметов, поэтому ребенок легко теряет внимание и переключает свое действие с одного предмета на другой.
Достижение ребенком определенных результатов в познавательной сфере и признание этого со стороны взрослых становится для него способом утверждения себя, что влияет на более активное стремление ребенка с большим усердием выполнять новые действия.
Благодаря познавательному интересу и освоенным навыкам, стремление ребенка к изучению нового и проявление активной творческой деятельности становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором, влияющим на воспитание и становление личности ребенка.
Поэтому необходимо предоставлять условия для развития познавательной сферы ребенка, помогать ему в изучении окружающей среды, помогать справляться с возникающими трудностями, а также поощрять успехи в достижении определенных действий и стремлении к изучению нового.
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Психология развития. Учебник. - М.:Прометей. - 2017. - 708 с.
2. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Склярова, Н.В. Носкова - М.: Юрайт. - 2019. - 236 с.
3. Толстых Н.Н. Социальная детская психология. Учебное пособие / Н.Н. Толстых, И.Ю. Кулагина, Е.В. Апасова. - М.;Академический Проект. - 2019. - 174 с.
© Панченко А.В., 2022