Научная статья на тему 'Особенности психического развития детей раннего возраста'

Особенности психического развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9315
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Л. В.

Раннее детство является одним из важных периодом в жизни человека. Так как развитие в этот период способствует развитию памяти, внимания, когнитивных навыков, что в итоге составляет личность. В этот период формируются навыки общения, формируются основы ценностей и норм, а также создаются нормы поведения. В данной статье представлены материалы исследования особенностей психического развития детей раннего возраста. Приведено тематическое планирование занятий с указанием методов и приемов, которые позволяют способствовать развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психического развития детей раннего возраста»

Особенности психического развития детей раннего возраста

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. пед. наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюнгри), [email protected]

Раннее детство является одним из важных периодом в жизни человека. Так как развитие в этот период способствует развитию памяти, внимания, когнитивных навыков, что в итоге составляет личность. В этот период формируются навыки общения, формируются основы ценностей и норм, а также создаются нормы поведения.

В данной статье представлены материалы исследования особенностей психического развития детей раннего возраста. Приведено тематическое планирование занятий с указанием методов и приемов, которые позволяют способствовать развитию личности.

Ключевые слова: ранний возраст, психическое развитие, дети.

В раннем возрасте ребенок начинает активно познать окружающее, во взаимодействии с родителями формировать навыки взаимодействия с миром. Характер деятельности является пред-метно-манипулятивным, в рамках которого ребенок осваивает первые игры. Анализ литературы и психологические исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что к основному новообразованию, завершающему период раннего возраста, относится появление личных действий и сознание ребенком такого действия и понятия как «Я сам». Следует отметить, что в возрасте три года ребенок получает мотивацию несколько сущностью создавшейся ситуации, в рамках которой он взаимодействует с миром, сколько взаимоотношения с окружающими. Несмотря на то, что ребенок действует импульсивно, но в то же время уже и проявляются личностные характеристики.

Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте напрямую связано с развитием его психических функций, а также с характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Кроме эмоционального общения со взрослыми, необходимым включать в работу специалистов на каждом этапе развития ребенка дошкольного возраста сотрудническое общение, которое позволяет познавать окружающий мир предметов через взаимодействие. Где ребенок из объекта воздействий становится субъектом деятельности.

В значительном количестве работ указывается на то, что наиболее эффективно осуществляется развитие ребенка в условиях «продуманного воспитания и обучения» [1, с. 133], реализуемое при учете особенностей определенного возраста. Следовательно, существенное значение имеют возрастные особенности, с учетом которых необходимо формировать комплексные развивающие занятия.

Определенная выше проблема нормативно закреплена в таких в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в положениях которого указывается необходимость «оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц» [6].

со ^

0

сч

ю

01

Следовательно, в период раннего детства происходит формирование всех ключевых функций личности. Следовательно, он является значимым для процессов воспитания и обучения. Следовательно, принятие во внимание характеристик психики ребенка - это ключевая проблема дошкольного образования.

Целью исследования является определение возможностей психического развития детей в раннем возрасте.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) провести анализ теоретических основ развития психики детей в раннем возрасте;

2) сформировать алгоритм исследования базового уровня развития психики детей в раннем возрасте;

3) сформировать психолого-педагогический алгоритм, ориентированный на психическое развитие детей раннего возраста.

Гипотезой исследования является утверждение, что психолого-педагогическая работа по психическому развитию детей раннего возраста будет эффективна при применении таких методов как игры, а также приемов (дыхательная и артикуляционная гимнастика; эмоциональные этюды и т.д.).

Итак, для решения первой задачи исследования были проанализированы в значительном количестве исследований было показано, возраст до 3 лет играет в важную роль в жизни ребенка. В этот период ребенком осваивается ходьба, речь, мышление.

В данный период создаются двигательне навыки детей, психических процессов, к числу которые необходимо отнести, гибкое одноканальное внимание, восприятие и ощущение, наглядно-действенное мышление.

В данном возрасте осуществляется развитие эмоциональной сферы ребенка. Эмоции носят регулятивный характер, это объясняется тем, что ребенок в данном возрасте не владеет навыками регуляции поведения, а действует согласно эмоциональному состоянию.

Анализ психолого-педагогического опыта были сформулированы инструменты и методы педагогической деятельности с детьми раннего возраста:

Формы работы:

1) детско-родительские группы (Т. И. Лущай, г. Москва; Н. С. Лебакина, с. Исаклы Самарской области);

2) музыкально-игровые занятия (С. и Е. Же-лезновы, г. Москва);

3) интегрированные занятия (Л. Р. Якупова, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)).

Методы:

1) игровые (пальчиковые, имитационные, подвижные и др.) (Т. И. Лущай, г. Москва; Л. Р. Якупова, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия); О. Л. Романова, г. Апатиты, Мурманская обл.; Л. В. Маранцева, г. Люберцы, Московская обл.; Н. А. Долгополова, п.г.т. Федоровский, Сургутский рай-

он; Г. В. Одина, г. Санкт-Петербург; И. А. Желти-кова, г. Белокуриха; И. В. Ковалева, г. Королев, Московская обл.);

2) музыкотерапия (Т. И. Лущай, г. Москва; Л. В. Маранцева, г. Люберцы, Московская обл.; С. и Е. Железновы, г. Москва; Г. В. Одина, г. Санкт-Петербург; И. А. Желтикова, г. Белокуриха);

3) проблемной ситуации (Л. Р. Якупова, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия));

4) здоровьесберегающие (Л. Р. Якупова, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия); О. В. Дрига, г. Ухта, Республики Коми);

5) изотерапия (Л. В. Маранцева, г. Люберцы, Московская обл.);

6) наблюдения (Н. А. Долгополова, п.г.т. Федоровский, Сургутский район; О. В. Егорова, г. Нерюнгри РС (Я)).

Обобщение практического опыта специалистов образования РФ и РС (Я) показал, что на протяжении занятий наиболее эффективно применение методов, направленных на развитие речи, художественного вкуса, нравственных ориентиров, позволяющих привлекать детей к поисковой деятельности, созданию образцов эмоциональных реакций. Все это является основой для развития высших психических функций. Описанные в работе инструменты и методы психолого-педагогической деятельности определяются своей игровой формой подачи учебного материала, комплексным характером, доступностью и доступностью применения.

Для решения второй задачи данной работы на основе систематизация исследований, осуществляемых в психологической и диагностической литературе авторами была предложена программа диагностики, состоящая из:

1) методика обследования познавательного развития ребенка 2-3 года (Е. А. Стребеле-ва) [5];

2) методика диагностики развития предметной деятельности и развития общения с взрослым детей третьего года жизни (Л. Н. Гали-гузова, Т. В. Ермолова, Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова) [4].

Указанные психолого-педагогические инструменты были апробированы в условиях Центра развития и психологической поддержки «Импульс» г. Нерюнгри, на основании деятельности экспериментальной группы из 10 детей.

В результате обобщения результатов первичной диагностики, проведенной по методике Е. А. Стребелевой показали следующие результаты:

- 3 из 10 детей относятся ко второй группе, 7 из 10 - к третьей;

- дети, относящиеся ко второй группе не знают свойств предметов, вступают в общение со взрослыми с трудностями, стараются выполнить задание, однако теряют интерес к его выполнению, так как не понимают механизм его выполнения, при этом, даже после обучения зачастую не проявляют интереса к результату;

- дети, относящиеся к третьей группе стараются выполнить задание, но не могут его выполнить

без помощи взрослых, однако после демонстрации принципа выполнения задания выполняют его и проявляют интерес к результату.

Методика диагностики уровня развития предметной деятельности и навыков общения со взрослыми детей, находщихся на третьем году жизни Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова показала что у 50% детей экспериментальной группы низкий или средний уровень сформированности навыков общения со взрослыми.

При этом, для детей с выявленным средним уровнем сформированности навыков общения было характерно проявление инициативности в зависимости от поведения взрослого, а у детей с низким уровнем сформированности навыков общения - нечувствительность по отношению к действиям взрослого, фактически полное отсутствие разговорной речи, ограниченный состав средств коммуникации, недостаток реакции на действия взрослого, реализуемых в форме просьб или предложений, реализация только самых простых инструкций.

В ходе исследования уровня предметной деятельности было выявлено следующее:

- 4 детей со средним уровнем развития, 6 детей с низким уровнем развития;

- дети со средним уровнем развития предметной деятельности характеризуются достаточным уровнем развития предметной в операционном аспекте, но при этом у данной группы детей недостаточно выражена активность в познании, сформированная культура обращения с предметами материального мира, но одновременно у детей отсутствует сопровождение речью действий с предметами, самостоятельность в принятии решений при столкновении с проблемными ситуациями;

- дети, демонстрирующие низкий уровень сформированности предметной деятельности указывают на наличие слабого интереса к предметам, отвлекаются, недостаточный уровень владения культурно-фиксированными действиям, отсутствие разнообразия в манипуляциях, отсутствие обратной связи на образец действий взрослого, недостаток настойчивости и стремления к самостоятельности.

Следовательно, результаты диагностических методик позволяют сформировать заключение о недостаточно сформированном уровне навыков общения со взрослыми, необходимости формирования предметной деятельности, а также развития познавательной сферы.

Указанные результаты позволяют сделать вывод о наличии психолого-педагогических ограничений, что стало причиной для составления программы, ориентированной на развитие личностных характеристик детей раннего возраста в процессе их общения со сверстниками и взрослыми.

На базе программы сформированы авторские материалы Т. Н. и С. Г. Дороновых «Ранний возраст: планирование работы с детьми», С. С. и Е. С. Железновых «Музыка с мамой», И. В. Окольни-

ковой «Программа занятий по развитию мелкой моторики у детей раннего и преддошкольного возраста», А. О. Решетниковой «Программа формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2-3 года)», Л. В. Лобынько «Игры-занятия для детей раннего возраста», И. В. Ковалевой «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа».

Развивающие занятия с детьми основывается на применении следующих методов и приемов:

1) обучающие игры: дидактические, экспериментирования, сюжетные, театральные, тактильные, коммуникационные;

2) массаж, реализуемый в форме игры;

3) активные игры: имитационные игры, игры со спортивным инвентарем (мячи, гимнастические палочки, обручи и т.д.), музыкальные подвижные игры;

4) игры, ориентированные на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и т. д.;

5) дыхательная и артикуляционная гимнастики; продуктивная деятельность: рисование акварелью, карандашами, пальчиковыми красками, крупой, конструирование, аппликация и лепка.

Ожидаемый результат: формирование познавательной и эмоциональной сферы, ключевых двигательных навыков, осознание своего образа «Я», навыки общения с окружающими, расширение психолого-педагогических навыков у родителей, обучение способам и формам взаимодействия с детьми в форме игры, развития навыков общения с ребенком раннего возраста.

Работа по данной программе ведется по двум направлениям: первое направление - работа с детьми; второе направление - работа с родителями детей.

Предлагаем распределить занятия в следующие блоки: Блок «Познание», Блок «Сенсомотор-ное развитие», Блок «Коммуникация».

Рассмотрим методы и приемы, используемые нами на занятиях. Блок «Познание» включает в себя 11 тем: «Домашние животные». «Овощи». «Осень». «Дикие животные». «Зима». «Транспорт». «Посуда». «Птицы». «Рыбы». «Весна». «Насекомые».

Занятия данного блока направлены на развитие у детей навыков к действиям с предметами, планировать свои действия, искать способы достижения целей, прогнозировать результат. Исходя из данных задач блока можно выделить следующие основные дидактические игры, применяемы нами на занятиях «Разложи фигуры по местам», «Пирамидки», развивающие игры «Спрячь зайчика», «Достань камушек, не замочив рук», игры-эксперименты «Заполни бутылочку», «Что в баночке», «Шарик катим, кубик ставим» и т.д.

Для создания навыка составлять из двух - четырех частей целое применяются дидактические игры «Собери картинку», «Геометрические пазлы».

Для развития представлений по некоторым лексическим темам, используются дидактические

со ^

0

2 5

01

игры «Огород», «Кто спрятался?», «Помоги найти маму», «Где чей домик?», пальчиковые гимнастики «Покормим рыбок», «Сидит белка на тележке», просмотр тематических презентаций, музыкальные игры «Листочки», «Дождик», подвижные игры « Мишка косолапый», «Идет бычок качается», «Кто как передвигается?», обучающие игры «Мяу-гав», «Под водой», сюжетно-ролевые игры «Гараж», «Встречаем гостей» и т. д.

Конструирование, аппликация помогают развивать познавательные процессы, умение выделять и называть основные части предметов.

С целью формирования у детей раннего возраста представлений об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства, фактуре, силы звука на основе чувственного был выделен блок «Сенсомоторное развитие», который включает в себя следующие темы: «Котик в гостях у детей». «Большой, маленький». «Шарик - кубик - кирпичик». «Один - много». «Часть, целое». «Форма». «Цвета». «Цвет, форма, величина». «Длинный - короткий». «Высокий - низкий». «Широкий - узкий».

С целью развития у детей способности различать и находить сходство предметов, группировать, соотносить по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать предметы по сочетанию свойств, обобщать однородные предметы по одному или нескольким признакам в данном блоке проводятся дидактические игры «Найди все кубики», «Собери овощи, которые растут на грядке», «Отгадай что это?» и т.д.

Развитию предметно-специфических действий с четырех-шести местными предметами по слову с опорой на восприятие, выполнению взаимосвязанных действий, выбору предметов из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения - увеличения способствуют игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, а также дидактические игры «Найди такой же», «Цветочная поляна», «Разложи по стаканчикам», «Лесенка» и т. д.

К играм для развития умения у детей раннего возраста сортировать предметы по величине, форме и по категориям относятся сенсорные игры «Найди такую же форму», «Большие, маленькие матрешки», «Поселим домашних животных на ферме», сухой бассейн «Угостим животных» и т. д.

Третий блок «Коммуникация» направлен на создание набоп инструментов взаимодействия с окружающими людьми.

В данный блок включены игры, которые позволяют развивать эмоциональную сферу, умение понимать и выражать свое состояние и окружающих, дружеские взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, формировать коммуникативные навыки посредством таких игр как, этюды, коммуникативные игры, релаксации, презентации картинок и слайдов, видеоклипов, подвижных игр.

Для повышения активности развития личности каждая из составляющих включает в себя игры, ориентированные на развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, речи, такие как чисто-говорки, развивающие игры, дидактические игры,

артикуляционные и дыхательные упражнения и гимнастики и т.д.

В каждом блоке нами применялись авторские материалы Т. Н. и С. Г. Дороновых «Ранний возраст: планирование работы с детьми», С. С. и Е. С. Железновых «Музыка с мамой», И. В. Окольни-ковой «Программа занятий по развитию мелкой моторики у детей раннего и преддошкольного возраста», А. О. Решетниковой «Программа формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2-3 года)», Л. В. Лобынько «Игры-занятия для детей раннего возраста».

Второе направление нашей работы было связано с организацией деятельности с родителями детей раннего возраста.

Задачи этого направления заключались в том, чтобы оказать помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации детей раннего возраста; в развитии психолого-педагогической компетенции родителей; в оказании помощи родителям лучше понять себя и своего ребенка; в овладении навыками эффективного общения с ребенком (таблица 1).

Таблица 1

№ Тема Цель Формы работы

1 Адаптация детей раннего возраста. Оказание психолого-педагогической помощи в течении адаптационного периода, обеспечение психологического комфорта в системе дошкольного образования, формирования у родителей доверия к педагогам Круглый стол, лекция.

2 Что такое раннее детство. Познакомить родителей с характеристикой развития личности детей в возрасте до 3 лет, создать умения взаимодействия с детьми. Семинар-тренинг, мини-лекция.

3 Играем пальчиками. Сформировать у родителей ребенка комплекс представлений о необходимости развития мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, сформировать навыки пальчиковой гимнастики Практикум, мини-лекция, игры и упражнения.

Таким образом исходя из выше предложенной работы можно отметить, что все занятия в совокупности как с детьми, так и с их родителями будут способствовать развитию психических и эмоциональных характеристик личности, формированию базовых двигательных навыков, полноценному формированию личностных характеристик, созданию положительной «Я»-концепции, своих возможностей, развитию навыков общения. Кроме того, активизируют процессы психологического развития личности, такие как возможности сосредоточиться, эмоциональный интеллект, сила воли, воображение и речь.

Литература

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.

2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Л. И. Каплан. - М. : Просвещение,1983. -80 с.

3. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин . - М. : Академия, 1999. - 320 с.

4. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М. : АНО «ПЭБ», 2007. - 128 с.

5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с.

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. // Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Features of mental development of early age children Mamedova L.V.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova Early childhood is one of the most important periods in a person's life. Since the development in this period contributes to the beginning of the formation of memory, thinking, attention, perception, awareness of oneself, one's actions, the birth of the personality. At this age, the child acquires the first communication skills, learns the leading moral and ethical standards, volitional forms of behavior are formed. This article presents research materials on the characteristics of the mental development of young children. Thematic planning of classes with an indication of methods and techniques. Key words: early age, mental development, children. References

1. Averin V. A. Psychology of children and adolescents: studies.

allowance. - SPb. Publishing house Mikhailov V. A., 1998. - 379 p.

2. Vatutina N. D. The child enters kindergarten: A Handbook for

kindergarten teachers / ed. L.I. Kaplan. - M.: Enlightenment, 1983. - 80 s.

3. Age and pedagogical psychology: studies. allowance for stud.

higher studies. institutions / comp. I.V. Dubrovina, A.M. Prikhozhan, V.V. Zatsepin. - M.: Academy, 1999. - 320 p.

4. Smirnova E. O., Galiguzova L. N., Ermolova T. V., Meshcheryakova

S. Yu. Diagnosis of the mental development of children from birth to 3 years. - M.: ANO "PEB", 2007. - 128 p.

5. Strebeleva E. A. Psychological and pedagogical diagnostics of

the development of children of early and preschool age. - M.: Enlightenment, 2009. - 164 p.

6. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the

Russian Federation" of December 29, 2012 // Rossiyskaya Gazeta. Access mode: http://www.rg.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.