Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1150
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никольская Н. И.

Актуальность темы заключается в том, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире. В данной статье мы рассмотрели какие особенности в обучении присутствуют у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы рассмотрели особенности эмоционально-волевой сферы, были рассмотрены уровни психофизического развития детей с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК1

Никольская Н.И., студент группы, З-БА-ППО-17 (5 курс), ТИ (ф) «СВФУ им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри, Россия Научный руководитель: Кобазова Ю.В., к.п.н., доцент ТИ (ф) «СВФУ им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Актуальность темы заключается в том, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире. В данной статье мы рассмотрели какие особенности в обучении присутствуют у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы рассмотрели особенности эмоционально-волевой сферы, были рассмотрены уровни психофизического развития детей с ЗПР.

Ключевые слова

Дети младшего школьного возраста, задержка психического развития, обучение детей с задержкой психического развития, эмоционально-волевая сфера, психофизическое развитие.

По данным Д.И. Фельдштейна (2011), «их доля в популяции на современном этапе в среднем составляет 19,8 %» [57, с. 48]. Также актуальной остается психолого-педагогическая проблема их воспитания и социальной помощи. Данное положение обусловило принятие ряда законодательных актов — «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в РФ», Указ Президента РФ О Президентской программе «Дети России» и других, основанных на конвенции прав человека, Конвенциях ООН «О правах инвалидов», «О правах ребенка», Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Под термином «задержка психического развития», который был предложен Сухаревой Г. Е., понимаются «синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций: моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего «замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, с тенденцией к компенсации и обратному развитию» [51, с.104].

М.С. Певзнер отмечала у детей с ЗПР проявление таких синдромов как импульсивность, гиперактивность, повышение уровня тревожности и агрессии.

Особенности эмоционально-волевой сферы рассматриваются в работах Л. В. Кузнецовой и Н. Л. Белопольской. Л. В. Кузнецова отмечала у таких детей эмоциональную неустойчивость, слабость волевых процессов, импульсивность, либо вялость и апатичность. Н.Л. Белопольская обозначала специфику индивидуально-личностных и возрастных особенностей детей.

По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают походить на дошкольников-«почемучек» - они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются. Нервная система незрелая, поэтому проявляются нарушения в эмоционально-волевой сфере, ребенок может проявлять агрессию, раздражительность, импульсивность тем самым создавая конфликты с другими детьми, но в другом случае, он может показывать скованность, заторможенность, пугливость, в результате чего подвергнется насмешкам со стороны детей. Такие взаимоотношения приведут ребенка к дезадаптации, и только педагог сможет помочь ему выйти из этого состояния.

Согласно исследования Т. А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во - первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во- вторых, от его качественной характеристики.

Особый вопрос в проблеме ЗПР, отмеченный Т.А. Власовой, состоит в прогностической

неоднородности. Экспериментальные данные различают следующие варианты прогнозов:

1) «постепенного улучшение развития;

2) та же динамика, прерываемая возрастными кризисами;

3) развитие стойкого, негрубого дефекта;

4) регресс формирования состояния» [10, с. 132-133].

Каждый вариант прогноза определен интенсивностью и длительностью воздействия формирующих факторов. Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы:

1) «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

2) синдром психического инфантилизма;

3) церебрастенический синдром;

4) психоорганический синдром» [10, с. 133-134].

Таким образом, в данной статье нами рассмотрены характеристики особенностей детей с ЗПР, которые показывают, что явление задержки психического развития неоднородно, как по структуре дефекта, так и по патогенезу. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. А, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Список использованной литературы:

1. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 2002. - 157 с.

2. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - М.: Наука, 2004. - № 3. - С. 14-23.

3. Сухарева Г. Е. Психология дошкольника с задержкой психического развития. - Саратов. 2018. - 86 с.

4. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем образования // Вестник практической психологии. - М.: Педагогика, 2011. - № 1. - С. 45-55.

©Никольская Н.И., 2021

УДК1

Савтюк К.А.

студент 5 курса

кафедры педагогики и методики начального обучения Технический институт (филиал) «Северо-восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри г. Нерюнгри, Россия Научный руководитель: Кобазова Ю. В.

канд. псих. наук, доцент

Технический институт (филиал) «Северо-восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри г. Нерюнгри, Россия

ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов людей с ограниченными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.