Научная статья на тему 'Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии'

Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5853
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНФАНТИЛИЗМ / ДЕПРИВАЦИЯ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / АСТЕНИЯ / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / INFANTILISM / DEPRIVATION / HYPERACTIVITY / ASTHENIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

Статья посвящена вопросу изучения в отечественной психологии такой проблемы как задержка психического развития. Автором анализируются классификации разных авторов, особенности проявления различных вариантов данного отклонения у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspectual analysis of delay of mental development in the national psychology

The article is devoted to the problem of studying in the national psychology of such a problem as the delay of mental development. The author analyzes the classification of the different authors, peculiarities of different variants of this deviations in children.

Текст научной работы на тему «Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии»

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

Макарова Оксана Александровна,

старший преподаватель кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга Gavrliv.Gksana@maii.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения в отечественной психологии такой проблемы как задержка психического развития. Автором анализируются классификации разных авторов, особенности проявления различных вариантов данного отклонения у детей.

Ключевые слова: задержка психического развития, инфантилизм, депривация, гиперактивность, астения.

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий [1]. Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой [2]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефици-тарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в третьих -мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.

В словаре Н. В. Новоторцевой «Коррекционная педагогика и специальная психология» задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту)» [3, с. 45]. Об этом же говорит В. В. Лебединский в своей книге «Нарушения психического развития в детском возрасте» [4]. При ЗПР «в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы» [5]. В книге Л. Г. Мустаевой «Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития» в общий термин ЗПР включаются «состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замед-

Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

ленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы» [6].

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [7]. Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы ХХ века и продолжается до сих пор. Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.

Принципиальными в этом плане являются следующие факторы.

1. Парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития.

2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.

3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнения, организации учебной деятельности и т. п.

4. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, что очень сложно сделать для умственно отсталого ребенка.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним [8]. Однако следует помнить, что «задержка психического развития» - это понятие, объединяющее состояния, отличающиеся друг от друга по ряду признаков. Дальше мы отдельно остановимся на характеристиках видов ЗПР, представленных в литературе.

Специальные исследования показали клиническое разнообразие вариантов психического инфантилизма, наблюдаемого у почти 12% наблюдаемых детей - учащихся начальных классов массовой школы [9, с. 16].

Так М. С. Певзнер [10] была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:

- психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз с ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незре-

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

лость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофре-нического происхождения.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития М. С. Певзнер и Т. А. Власовой [11], были выделены следующие.

Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

- болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

- хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

- токсикозами, особенно во второй половине беременности;

- токсоплазмозом;

- интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

- несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору.

Патология родов:

- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;

- асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет),так и в более поздние возрастные этапы [12, а 95].

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К. С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е годы [13]. Основываясь на этиологическом принципе, они выделили четыре основных варианта задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебральноорганического генеза.

При задержке психического развития конституционального происхождения (гармонический, неосложненный психический и психофизический инфантилизм), инфантильности облика часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.

Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована также и в результате негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни.

Кроме того, по типу психофизического инфантилизма (конституционального происхождения) выделяют три варианта ЗПР.

1. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

Такая гармоничность психофизического облика, нередкость семейных случаев, не-патологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения.

Дети по своим физическим и психологическим характеристикам отстают от своих сверстников на 2-3 года. Они, как правило, невысокие, хрупкие, несколько бледные, непосредственны, жизнерадостны, любопытны, неутомимы в игре. У них уже есть достаточно выраженное стремление все знать, однако оно проявляется в форме, напоминающей скорее период «почемучек» у детей 4-5 лет, т. е. фактически ребенок еще только осваивает отдельные мыслительные операции: задерживает внимание на каком-либо объекте, явлении или процессе, задается вопросом и, возможно, осмысливает ответ.

На этом этапе психического развития у него формируются представления о закономерностях устройства окружающего мира, начинают взаимодействовать высшие психические процессы. И все это на фоне ведущей деятельности - сюжетно-ролевой игры. Собственно целенаправленное, активное познание еще не сформировано.

Психологически эти дети не готовы, а потому не способны к длительным волевым усилиям, необходимым для усвоения сложного учебного материала и подчинения школьным требованиям. Подчас они и ведут себя в классе так же, как в группе детского сада или у себя дома, могут капризничать, не реагировать на замечания, необидчивы.

Значительных нарушений восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления при гармоническом инфантилизме не наблюдается. Однако эти процессы функционируют как бы независимо друг от друга, еще не взаимодействуя на уровне, необходимом для полноценного усвоения учебных знаний.

Крайне нежелательно рано (6-6,5 лет) отдавать такого ребенка в школу. Лучше оставить его еще на год в детском саду. В данном случае известное в народе выражение «дать возможность наиграться» не лишено педагогического смысла.

Если же ребенок с гармоническим инфантилизмом все же обучается в школьном классе, следует тщательно продумать педагогическую тактику индивидуального подхода с учетом особенностей его особенностей интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы [14, а8].

2. Дисгармонический психический инфантилизм, как правило, причиной данного варианта ЗПР является негрубое повреждение мозга на ранних стадиях развития.

У части детей встречается отставание в физическом статусе. Основная характеристика заключается в замедлении личностного созревания, причем эмоционально-волевая сфера и поведение характеризуются негрубыми патологическими свойствами: неустойчивостью, эмоциональной возбудимостью, лживостью, склонностью к демонстративному поведению, отсутствием чувства ответственности и стойких привязанностей, пониженной самокритичностью и повышенной требовательностью к другим, конфликтностью, драчливостью, жадностью, эгоистичностью.

Все эти черты очень негативно сказываются на взаимоотношениях с окружающими.

Следует отметить, что коррекция данного варианта ЗПР весьма затруднительна. Порой требуется дополнительное медикаментозное воздействие, грамотное пси-холого-педагогическое сопровождение. Следует постепенно вырабатывать навыки произвольного поведения, волевой регуляции действий, самостоятельности, ответ-

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

ственности. При этом нужно отслеживать полноту усвоения ребенком изученного материала, чтобы не появились пробелы в знаниях.

Важно сохранять теплое и доброжелательное отношение к таким детям со стороны родителей, учителей и сверстников. Тогда постепенно сгладятся и негативные черты характера. И наоборот, при постоянном негативном отношении со стороны взрослых и сверстников нарушения характера и поведения могут закрепиться [15, а 9].

3. Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности, данный вариант встречается реже, чем остальные. Такие дети тоже отстают в темпе физического развития, но, кроме этого, их телосложение отличается диспластичностью, недостаточно сформирована психомоторика: движения часто неловки, неуклюжи, нарушены их переключаемость, координация, точность, последовательность.

Сверстники нередко насмехаются над их внешними недостатками, дети тяжело переживают это, но стремятся к общению, не избегают участия в мероприятиях. Как правило, они робки, пугливы, привязаны к близким. Им свойственны медленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения. Темп психической деятельности замедлен. Все это служит причиной затруднений в учебной деятельности и достаточно сложных межличностных взаимоотношений, низкой социальной адаптации. Коррекционная работа предполагает обязательную психологическую поддержку. Крайне желательно включение такого ребенка в тренинговые группы.

Педагогическое сопровождение предполагает воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности, решительности и т. д. Однако, ни в коем случае нельзя требовать от этих детей активизации темпа деятельности. Их медлительность обусловлена особенностями биохимической организации мозга, изменить которую невозможно. Ваши попытки заставить малыша действовать быстрее приведут к тому, что ребенок окажется в стрессовой ситуации, которая может вызвать у него различные реакции - от истерики до ступора.

При соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца, хронической пневмонией, тонзиллитом, гайморитом, тяжелыми аллергическими состояниями, патологией внутренних органов и т. д. Эти заболевания являются причиной хронической интоксикации (отравления) организма и приводят к снижению физического и психического тонуса, активности, уровня устойчивости к нагрузкам (в том числе и умственным), работоспособности. Помимо этого, обменнотрофические нарушения, возникающие при хронической интоксикации организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфекции, влияют на темп созревания нервной системы и могут привести к негрубой задержке развития мозга (прежде всего регуляторных систем), к задержке созревания эмоциональноволевой сферы [16, а 11].

Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются и созданием для ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфанти-лизация, вызванная условиями гиперопеки [17].

Незрелость эмоционально-личностной сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатли-

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

тельности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери) и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения. Родители, как правило, соотносят эти проявления инфантилизма с общим болезненным состоянием ребенка, сочувствуют ему, жалеют, опекают, оберегают от лишних нагрузок, порой ограничивают контакты со сверстниками, по возможности стараются следовать его желаниям и капризам. При этом они склонны считать, что в школе все изменится само собой, и ребенок в ходе осуществления учебной деятельности «догонит» сверстников, созреет в эмоционально-личностном плане, тем более, что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно укладываются в рамки возрастной нормы.

Однако уже в первые месяцы обучения в школе соматически ослабленные дети могут оказаться в числе неуспешных, дезадаптированных по целому ряду причин: систематическая учебная нагрузка и длительное (почти ежедневное по несколько часов подряд) пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными; трудности в адаптации к школе непосредственно связаны и с незрелостью эмоционально-личностной сферы: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, зависимостью от взрослых, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, которые существенно усиливаются вследствие переутомления; собственно учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе оказывается несформированной; частые болезни также могут привести к возникновению довольно серьезных пробелов в знаниях.

Задержка психического развития психогенного происхождения характерна для детей, не имеющих каких-либо отклонений со стороны функционирования центральной нервной системы или соматической сферы, но воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». Психическая депривация - выраженное ущемление (недостаток) жизненно важных психических потребностей. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.

Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.

Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

В условиях гиперопеки (вариант аномального развития личности по типу кумира семьи) психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду, установки на постоянную помощь и опеку. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности в ситуации неправильного изнеживающего воспитания.

В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая авторитарность, нередко происходит формирование личности по невротическому типу, при котором задержка психического развития будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, в робости, боязливости.

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

Специфика последствий психической депривации, во многом, зависит от возрастного этапа развития ребенка, который протекал в неблагоприятных социокультурных условиях.

В период младенчества можно наблюдать сенсорную (стимульную) депривацию. В этом возрасте эмоциональное и сенсорное стимулирование буквально вызывает формирование психических новообразований. Важно, чтобы младенец был окружен лаской, вниманием, заботой со стороны близких людей, чтобы с ним много общались, брали его на руки, купали, делали массаж и т. д.

Ребенок, недополучивший сенсорных стимулов в младенчестве, не отличается пластичностью и живостью мыслительных операций. У таких детей будет довольно низкой познавательная активность.

Самостоятельным вариантом либо продолжением предыдущего может быть когнитивная депривация.

В раннем и дошкольном детстве ребенок испытывает потребность в стимулах для развития предпосылок интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Для их реализации необходима соответствующая социокультурная среда, в которой сосредоточены разнообразные предметы, объекты, явления и действия взрослых.

Дети, выросшие в условиях острого недостатка стимулов для когнитивного развития, отличаются бедностью словаря, нарушениями грамматического строя речи, скудостью представлений. Для них характерны трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности.

Своеобразно воздействие социальной депривации на формирующуюся психику ребенка. Вступая с первых недель жизни в социокультурное взаимодействие со взрослыми, ребенок все больше и больше открывает для себя границы мира, идентифицирует и сравнивает себя с окружающими.

В условиях социальной депривации ребенок либо не видит своих жизненных перспектив, либо картина мира представляется ему весьма искаженной.

Предпосылками социальной депривации, как правило, являются условия гипоопеки либо гиперопеки в возрасте от одного года до 6-7 лет. Большая часть детей, испытывающих гипоопеку, воспитывается в семьях лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, умственно отсталых или психически нездоровых родителей, лиц с противоправным поведением и т. п.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и необходимости, в большинстве случаев, специальных мер психологопедагогической коррекции. Этот тип ЗПР встречается чаще других описанных типов.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще - резидуального характера. Причины церебрально-органических форм задержки психического развития (патология беременности и родов: тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам, недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания и травмы нервной системы в первые годы жизни), как видно, в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Пойдет ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического созревания -

rsj “7 rsj

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. Другим фактором является время поражения. Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития.

У таких детей часто наблюдается запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игрой деятельности. Признаки замедления темпа созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии и касаются почти всех сфер.

В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.

В неврологическом состоянии часто встречаются нарушения черепно-мозговой иннервации, явления вегетативно-сосудистой дистонии.

В случаях возникновения задержки психического развития в связи с постна-тальными вредностями (инфекциями, интоксикациями и травмами), перенесенными в первые 3-4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость.

Преобладание более поздних сроков поражения обуславливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении в структуре задержки психического развития цербрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатиче-ских расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных), свидетельствующих о повреждении нервной системы [18].

Основой церебрально-органической задержки развития выступают выраженные варианты так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД) - относительно легкие варианты патологии церебральной нервной системы, возникающие вследствие повреждения мозговых тканей, имеющие остаточный (резидуальный) характер и выражающиеся в нарушении формирования структурно-функциональных систем мозга [19, с.17]. В период раннего и дошкольного детства проявления ММД выражаются в основном в виде двигательных, эмоциональных и вегетативных расстройств. Наряду с этим, отмечается рассеянная неврологическая симптоматика: легкие заикания, тики, асимметрия силы движений, стертая либо выраженная дизартрия (смазанность, нечеткость речи). А это в последующем может повлечь за собой искажение познавательной деятельности.

У таких детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптикопространственного анализа и синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, мыслительной деятельности, ограниченность знаний и недостаточную дифференцирован-ность представлений, нарушение организации деятельности, трудности формирования учебных навыков. При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций при относительной сохранности других. Этим обусловлена значительная неоднородность категории детей с задержкой психического развития, что, в свою очередь, требует индивидуализации их обучения, коррекции и развития. [20, а 51].

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

Подобные проявления редко настораживают взрослых либо побуждают их к кардинальным мерам по подготовке ребенка к школе - усиленным занятиям по развитию высших психических процессов, формированию волевых качеств и пр. Однако подобные меры, как правило, не приводят к желаемому результату, а в худших случаях вызывают обострение симптомов мозговой недостаточности. Тем не менее дети с ММД не столь отчетливо выделяются среди своих сверстников в дошкольном возрасте. «Расцвет» проявлений остаточной мозговой недостаточности приходится на период обучения в начальных классах и характеризуется чрезвычайно быстрой истощаемостью тонуса умственной деятельности, выражающейся в своеобразной «цикличности» работы мозга: т. е. вследствие быстрого утомления в процессе умственной деятельности дети периодически «отключаются» от продуктивной переработки учебного материала, что обуславливает «мозаичный» характер усвоения знаний. Часто эта особенность сочетается с несформированностью познавательных функций, что еще более усугубляет учебную неуспешность.

Как указывает Л. Г. Мустаева [21], в старшем дошкольном возрасте особо выделяются слабость волевой регуляции, концентрации и целенаправленности внимания, недостаточная координированность тонкой моторики, недоразвитие лексикограмматического строя речи, слабая выраженность интеллектуальных интересов.

При отсутствии адекватной педагогической помощи школьники этой группы с проблемами школьной дезадаптации и стойкой неуспеваемостью часто оказываются учениками вспомогательной школы [22].

Эмоцонально-волевая незрелость при данной форме ЗПР представлена в виде органического инфантилизма, проявления которого соотносятся с двумя типологическими вариантами ММД.

1. Астенический тип ММД (тормозимый вариант органического инфантилизма). К нему относят детей с выраженной умственной утомляемостью. При этом признаки физического утомления могут отсутствовать. В течение одного урока, в зависимости от сложности и интенсивности подачи учебного материала, «отклонения» от его продуктивной переработки происходят до 6-8 раз. Причем внешне ребенок может продолжать начатую деятельность: читает, не понимая смысла прочитанного, слушает учителя, не воспринимая сути изложения, и т. д. Признаки переутомления могут проявляться и внешне. Для таких детей характерен достаточно скудный словарный запас, отмечается слабость ассоциативных процессов, низкий уровень переключения внимания. Поэтому им сложно уследить за быстрым ходом изложения учебного материала, поддерживать познавательную беседу. В случае возникновения подобных затруднений они склонны замыкаться, «входить в ступор» [23].

В силу сохранной способности критики эти дети осознают свою учебную неус-пешность, несоответствие своих достижений ожиданиям родителей. Поэтому для них характерны сниженный фон настроения, неадекватно заниженная самооценка, и даже отвращение к школе и учебным занятиям.

2. Реактивный (гиперактивный) тип ММД (неустойчивый вариант органического инфантилизма). Внешне - это крайне неорганизованные, импульсивные дети с болезненно повышенной двигательной активностью: ребенок постоянно находится в движении, не может усидеть на месте, суетится, отвлекается. Его поступки часто нецеленаправленны, бессмысленны. Создается впечатление, что все, что попадает в поле внимания такого ребенка, неудержимо притягивает его: он постоянно что-то теребит, трогает, берет, задевает, причем довольно часто умудряется ломать, рвать, разбивать, пачкать вещи, которые попали ему в руки.

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с недостаточностью развития тех мозговых систем, которые обеспечивают целенаправленное внимание и отвечают за определенный уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок не может долго на чем-то сконцентрироваться, что-либо последовательно и целенаправленно выполнять. Эти особенности сочетаются с нарушениями работоспособности, недостаточностью высших психических процессов.

Таким образом, церебрально-органическая форма задержки психического развития представлена двумя, достаточно разными, вариантами органического инфантилизма. Вместе с тем объединить этих детей в одну клиническую группу позволяет следующее:

- общность механизмов, лежащих в основе ММД (органическая природа нарушения);

- повышенная утомляемость в процессе умственной деятельности, выражающаяся в цикличности периодов продуктивной переработки учебной информации и приводящая к проблемам в усвоении программного материала;

- высокая стойкость проявлений по сравнению с предыдущими формами ЗПР. Таким образом, нами был рассмотрен ряд классификаций ЗПР.

При систематике ЗПР Власова Т. А. и Певзнер М. С. выделяют две основные формы: инфантилизм и астения.

Первая клиническая классификация ЗПР была предложена М. С. Певзнер, в ней выделялось два основных варианта: ЗПР с преобладанием признаков психического инфантилизма и ЗПР вследствие стойкой церебрастении.

М. С. Певзнер предложила классификацию, включающую четыре клинических варианта ЗПР: неосложненный гармонический инфантилизм; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейроди-намическими нарушениями; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Существует также более поздний вариант классификации ЗПР, его предложила К. С. Лебединская, за основу была взята причинная обусловленность механизмов нарушения психического развития на основе этиопатогенетического принципа. Здесь по-прежнему выделяется четыре формы ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебрально-органического.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы, что существует некая взаимосвязь между двумя классификациями. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте, согласно классификации М. С. Певзнер, имеет сходные черты с ЗПР конституционального происхождения, одной из форм которой является гармонический инфантилизм. Но с первой формой ЗПР, согласно классификации К. С. Лебединской, схожи и другие формы ЗПР, по классификации М. С. Певзнер.

Однако следует помнить, за основу в создании данных классификаций были положены разные принципы.

Ссылки на источники

1. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 312 с.

2. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.

3. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н. В. Новоторцева. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.

4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2003. - 144 с.

5. Там же.

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

научно-методический электронный журнал

Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13504. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13504

УДК 159.922.766

6. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. - М.: АРКТИ, 2005. - 52 с.

7. Аксенова Л. А., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

8. Мустаева Л. Г. Указ. соч.

9. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27.

10. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9.

11. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 173 с.

12. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др. Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

13. Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.

14. Мустаева Л. Г. Указ. соч.

15. Там же.

16. там же.

17. Лебединский В. В. Указ. соч.

18. Там же.

19. Мустаева Л. Г. Указ. соч.

20. Вильшанская А. Д. Указ. соч.

21. Мустаева Л. Г. Указ. соч.

22. Марковская И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (по материалам доклада на конференции, посвященной 80-летию К. С. Лебединской) // Дефектология. -2006. - № 3. - С. 28-34.

23. Мустаева Л. Г. Указ. соч.

Makarova Oksana,

Senior lecturer of the Department of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga Gavrily.oksana@mail.ru

Aspectual analysis of delay of mental development in the national psychology Abstract. The article is devoted to the problem of studying in the national psychology of such a problem as the delay of mental development. The author analyzes the classification of the different authors, peculiarities of different variants of this deviations in children.

Keywords: delay of mental development, infantilism, deprivation, hyperactivity, asthenia. 9 772304H120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412013513

http://e-koncept.ru/2013/13504.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.