СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 11-15 ЛЕТ
А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Я.С. Гальперин*,
ЮУрГУ, г. Челябинск, *г. Нью-Йорк, США
В статье представлено распределения детей проживающих в социально-реабилитационном центре по типам происхождения задержи психического развития.
Актуальность. Социальное сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Что касается России, то, по данным специалистов, мы сегодня переживаем третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Значительное увеличение «социального» сиротства, детей - улицы, детей с асоциальным поведением в России связано с ухудшением условий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей [12].
Поступающие в детские дома, социальнореабилитационные центры дети на 100 % имеют задержку физического развития, у 100 % девиантное поведение, 100 % имеют заболевания нервной системы и органов чувств, 95 % детей с дефектами осанки и плоскостопием, 40 % становятся инвалидами детства [3].
Неблагополучная семейная ситуация способствует отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающаяся и распавшаяся семья с частыми скандалами порождает явление безнадзорности по отношению к своему ребенку. Даже если этот ребенок посещает дошкольные и школьные учреждения круглосуточного типа, это не заменяет ему воспитание в правильно организованной семье с постоянным эмоциональным и интеллектуальным воздействием положительного характера. Формирование личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информации, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянному сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности [10].
В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г.Е. Сухаревой [11]. Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью бо-
лее широкого понятия - «пограничная интеллектуальная недостаточность». Они характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию. Следует отметить, что широко использовавшийся ранее термин временная задержка психического развития применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большинство их отличается более стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратному развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния отличаются своими клинико-психологи-ческими особенностями и тенденцией к сглаживанию интеллектуального дефекта от «ядерной» умственной отсталости - олигофрении [8, 9], при которой отмечаются тотальность, стойкость и необратимость психического дефекта, а ведущим признаком является нарушение собственно интеллектуальной деятельности, которое определяет особенности нарушения других психических функций.
По мнению М.С. Певзнер [9], основным механизмом задержки психического развития является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление сознательных актов поведения и деятельности человека. По-видимому, в одних случаях преобладает механизм задержки темпа развития наиболее молодых функциональных систем мозга, в других (с более стойкой интеллектуальной недостаточностью) - механизм негрубого органического повреждения мозга с выпадением структурных и функциональных элементов, необходимых для осуществления более высокого уровня интеллектуальных процессов.
К.С. Лебединской (1982) предложена клиническая систематика задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу. Выделено четыре основных варианта ЗПР: 1) конститу-
Проблемы здравоохранения
ционального; 2) соматогенного; 3) психогенного; 4) церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинами-ческих расстройств.
Организация и методы исследования. В обследовании приняли участие дети социальнореабилитационного центра имеющие задержку психического развития разных типов происхождения 11-15 лет обоего пола. Поставленные типы диагнозов брались из медицинских карт обследованных детей. Систематика задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу распределялась по К.С. Лебединской (1982).
Результаты исследования и их обсуждения. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, не редкость семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма [11]. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменнотрофическими расстройствами внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения [13].
Данные конституционального типа происхождения ЗПР детей 11-15 лет представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, наибольший процент конституционального типа происхождения ЗПР встречается в возрасте 11 лет (19,05 %). Затем идет
постепенное снижение в остальных возрастных периодах, а в 15 лет вообще этот тип ЗПР не наблюдается.
Следующий тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца [7]. В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм; обусловленный рядом невротических наслоений -неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок [14].
Данные соматогенного типа происхождения ЗПР детей 11-15 лет представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, также усматривается большой процент соматогенного типа в 11 лет (9,52 %). В 14 лет этот тип ЗПР не наблюдается, а в12, 13и15 лет он практически одинаков.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегета-
Таблица 1
Задержка психического развития конституционального типа происхождения
Тип происхождения ЗПР 11 лет (п=21) 12 лет (п=20) 13 лет (п=22) 14 лет (п=20) 15 лет(п=19)
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Конституцио- нальный 4 19,05 3 15,00 3 13,64 1 5,00 - -
Таблица 2
Задержка психического развития соматогенного типа происхождения
Тип происхождения ЗПР 11 лет (п=21) 12 лет (п=20) 13 лет (п=22) 14 лет (п=20) 15 лет(п=19)
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Соматогенный 2 9,52 1 5,00 1 4,54 - - 1 5,26
тивных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации [5, 6].
Задержка психического развития психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости [7, 11 и др.], чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности; формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний, необходимых для усвоения школьных предметов. Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности [4, 5,13].
Данные психогенного типа происхождения ЗПР детей 11-15 лет представлены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, наибольший процент этого типа приходится в 14 лет (65,00 %), а наименьший в 11 лет (23,81 %). По сравнению с предыдущими типами происхождения ЗПР, психогенный тип занимает ведущее место по количеству и процентному отношению детей 11-15 лет. Задержка психическою развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервнопсихической сферы рёбенка, обуславливающие патологическое развитие его личности. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности [5, 13, 14].
Задержка психического развития церебрально-
органического происхождения занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеуказанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоциональноволевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще -резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни. Анамнестические данные указывают и частое замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности [8]. В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развитая (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушения вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций [1]; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
Данные церебрально-органического типа происхождения ЗПР детей 11-15 лет представлены в табл. 4.
Как видно из табл. 4, большой процент церебрально-органического типа наблюдается у детей 11 лет (47,62 %), в остальных изучаемых возрастных группах он был практически одинаков.
Таким образом, мы видим, что из четырех типов происхождения задержки психического развития преобладает психогенный и церебральноорганические типы. В клинических и психологических исследованиях, посвященных вопросам школьной неуспеваемости, ЗПР так называемой пограничной умственной отсталости, почти всегда обсуждается роль социального фактора в замедлении темпа психического развития ребенка [13].
Согласно некоторым зарубежным концепциям в обучении детей являются, прежде всего, результатом социальной депривации - неблагоприятных условий жизни и воспитания. Поэтому ЗПР ребенка связывается в первую очередь с недостатком общения и информации; приводящим к ограничению его сенсорного, интеллектуального и эмоционального опыта.
Известное положение Л.С Выготского [2] о сензитивных периодах развития психических функций позволяет предположить особое значение фактора стимуляции восприятия, памяти, речи, моторики и т.д. на определенных, наиболее значимых для каждой из данных функций возрастных этапах. Исходя из этого, обратная ситуация - дли-
Проблемы здравоохранения
Таблица 3
Задержка психического развития психогенного типа происхождения
Тип происхождения ЗПР 11 лет(п=21) 12 лет (п=20) 13 лет (п=22) 14 лет (п=20) 15 лет (п=19)
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Психогенный 5 23,81 9 45,00 10 45,46 13 65,00 И 57,89
Таблица 4
Задержка психического развития церебрально-органического типа происхождения
Тип происхождения ЗПР 11 лет (п=21) 12 лет (п=20) 13 лет (п=22) 14 лет (п=20) 15 лет (п=19)
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Церебрально- органический 10 47,62 7 35,00 8 36,36 6 30,00 7 36,85
тельный недостаток информации, явления социально-педагогической запущенности в дошкольном и школьном возрастах - может снизить потенциальные возможности обучаемости. Факторы гипо- и гиперопеки, отрицательно влияющие на развитие, могут быть причиной и искусственной инфантилизации.
Гораздо пагубнее роль отрицательного средо-вого фактора для детей с органической недостаточностью нервной системы соматической неполноценностью. Эти дети нуждаются в более активной стимуляции познавательной деятельности, чем их здоровые сверстники. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР конституционального, соматогенного и даже в ряде случаев цереб-рально-органического генеза может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. Этому способствует и типичное для неполноценных условий воспитание наслоение психических отклонений, обусловленных ситуационно (невротических образований, нарушений поведения). Более того, те же неблагоприятные семейные факторы, которые вызывают педагогическую запущенность, нередко способствуют и возникновению самой неполноценности мозга ребенка (вследствие влияния на плод алкоголизма матери, большей частоты соматических и церебральных инфекций и травм, отсутствие своевременного обращения к врачу и регулярного лечения и т.д.). Поэтому относительно высокий процент детей с ЗПР в неблагополучных семьях иногда приводит к ошибочному мнению о социальной причине их психической незрелости. Результаты же клинических и нейрофизиологических исследований детей со стойкой неус-
певаемостью в большинстве случаев обнаруживают у них явления той или иной патологической «почвы» со стороны ЦНС или соматической сферы [4, 6, 7, 13, 14].
Литература
1. Власова, ТА. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1973.
2. Выготский, Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Л. С. Выготский. -М., 1924.
3. Выхристюк, О.Ф. Охрана здоровья детей из социально-неблагополучных семей / О.Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина. - М.: Российский медицинский журнал. — 2000. —М2.— С. 10-12.
4. Защиринская, О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. — Екатеринбург, 1995. — С. 89-95.
5. Защиринская, О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт; под ред. О.В. Защиринской. -СПб., 2001. - С. 213-252.
6. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей /Д.Н. Исаев. - Л., 1982.
7. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М., 1995. - 420 с.
8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский. - М., 1985.
9. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены /М.С. Певзнер. - М., 1959.
10. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. -432 с.
11. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по
психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. — М., 1965.
12. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Р. В. Тонкова-Ямполъская, Е. Шмидт-Колъмер, А. Атанасова-Вукова и др.; под ред. Тонковой-Ямпольской. — М.: Медицина, 1980. - 232 с.
13. Шевченко, С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспита-
ния детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей; под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001. - С. 8-26.
14. Шипицина, Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами о развитии / Л.М. Шипицина // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. — 1995. —№ 3.