Научная статья на тему 'Клинико-психологическая структура вариантов задержки психического развития у детей'

Клинико-психологическая структура вариантов задержки психического развития у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2837
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Е. В.

В статье дан анализ современных подходов к систематизации задержки психического развития у детей. Описана клинико-психологическая структура вариантов задержки психического развития у детей, разработанная автором по результатам многолетнего исследования возможностей психологического сопровождения детей с ЗПР на базе специализированных групп и классов общеобразовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical and psychological structure of mental retardation in children

This article reviews modern techniques of systematiza-tion of mental retardation in children. The clinical and psychological structure of the phenomena has been developed by the author

Текст научной работы на тему «Клинико-психологическая структура вариантов задержки психического развития у детей»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 159-97

Е. В. СОКОЛОВА

Новосибирский государственный педагогический университет

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВАРИАНТОВ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

В статье дан анализ современных подходов к систематизации задержки психического развития у детей. Описана клинико-психологическая структура вариантов задержки психического развития удетей, разработанная автором по результатам многолетнего исследования возможностей психологического сопровождения детей с ЗПР на базе специализированных групп и классов общеобразовательных учреждений.

Разработка проблемы задержки психического развития (ЗПР) в отечественной литературе проводилась в зависимости от профессиональной ориентации исследователей — педагогической, психологической, клинической.

С точки зрения педагогических исследований, дети с ЗПР выделяются среди неуспевающих учеников массовых школ тем, что медленно обучаются, характеризуются «специфическими» трудностями в обучении, а также затруднениями в овладении школьными навыками. При таком подходе в одной и той же группе могут оказаться дети, у которых трудности обучения обусловлены самыми различными причинами — от педагогической запущенности до повреждения и выраженной функциональной незрелости центральной нервной системы.

В психологических и клинических исследованиях подчеркивается «пограничность» интеллектуальной недостаточности этой категории детей с отклоняющимся развитием. Так, в литературе можно встретить

большое разнообразие описаний: «субнорма» и «смягченные формы умственной отсталости», «минус-ва-рианг нормального развития», «пограничные дебилы», «спорные дебилы», «пограничные случаи слабоумия», «умственно отсталые, пограничные с нормой», «пограничная умственная отсталость», «задержка психического развития», дети с «поведенческими и эмоциональными расстройствами» (Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 8-го и 10-го пересмотра, адаптированная для использования в СССР). Как видно, эти термины могут объединять существенно отличающиеся по структуре варианты интеллектуальной недостаточности, а именно как варианты задержки психического развития, так и легкие степени олигофрении.

Симптоматика этих патологий довольно схожа, что создает значительные трудности при диагностике, затрудняет задачу кратко и однозначно определить термин «задержка психического развития». Хотя он принят Всемирной организацией здравоохране-

ния (ВОЗ) и введен в Международную классификацию болезней 8-го пересмотра под шифром 315, тем не менее продолжаются дискуссии по поводу его содержания, сужения либо расширения его понятия применительно к конкретным возрастным категориям исследуемых детей.

В общем виде под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (легкого органического поражения ЦНС, ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер.

Замедление темпа развития описывается у этих детей не только в статусе, но и в анамнезе: запаздывание в становлении статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, смены возрастных форм игровой деятельности; задержка роста и развития скелета (Н. Л, Белопольская, Т. И. Покровская и Р. М. Нарцина) [ 1 ].

В клинических исследованиях проблемы ЗПР особая роль принадлежит М. С. Певзнер [9]. Под ее руководством был проведен ряд исследований, показавших, что стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с органическим поражением ЦНС. Этим они отличаются от умственной отсталости, при которой превалируют не повреждения, а недоразвитие мозговых структур. Как известно, клиническая картина умственной отсталости определяется тотальностью недоразвития всех психических функций и иерархичностью их недостаточности в виде наибольшего нарушения высших форм познавательных процессов. При нарушениях познавательной деятельности, расцененных как стойкая церебро-органическая ЗПР, наблюдается не тотальное, а парциальное нарушение ряда компонентов интеллектуальной деятельности. В то же время потенциальные возможности абстрагирования, оперирования понятиями более сохранны.

Для возникновения стойких форм ЗПР, требующих специальных методов обучения и коррекции, недостаточность интеллектуальных функций в том или ином ее варианте является основным признаком. Другие проявления психоорганического синдрома — церебрастенические, неврозоподобные, психопато-подобные, психомоторная возбужденность — являются дополнительными, хотя и усугубляющими нарушения интеллектуальной продуктивности.

В нашем исследовании мы понимаем ЗПР как временное, нестойкое и обратимое психи ческое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанное с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения. [11].

В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность первой системы, чаще резидуального (остаточного), реже генетического характера, длительные неблагоприятные условия воспитания.

На сегодняшний день существуют разнообразные классификации ЗПР: М. С. Певзнер и Т. А. Власова; В. В. Ковалев, Н.Я. и М.М. Семаго, К. С. Лебединская и В.В.Лебединский и др.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой [2; 9] позволили выделить две основные формы ЗПР: за-

держка развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы). Задержка, обусловленная длительным церебрастеническим состоянием (возникающая на ранних этапах жизни ребенка). ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная по сравнению с церебрастеническими расстройствами, когда необходимы не только длительная психокоррек-ционная работа, но и лечебные мероприятия.

В классификациях В. В. Ковалева, Г.Е. Сухаревой, М.М. Райской [2,4] описаны разнообразные клинические варианты психического инфантилизма: гармонический инфантилизм; церебрастенический инфантилизм; вторичная инфантилизация в семье; церебро-эндокрин-ный инфантилизм, дисгармонический инфантилизм. Дифференциация церебрально-органической ЗПР - с преобладанием незрелости эмоциональной сферы и с преобладанием нарушенийвысшихкорковых функций — дана в работах И.Ф. Марковской [7].

Определенный интерес представляет уточненная психологическая типология отклоняющегося развития Н. Я. Семаго, М. М. Семаго [10], отвечающая специфике развития детской популяции на современном этапе. Категория детей, традиционно относимых к группе «задержки психического развития», разделяется авторами на две принципиально различные подгруппы. К подгруппе детей с «задержанным развитием» относятся варианты, которые характеризуются именно замедлением темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности. К этой подгруппе авторы относят такие типы отклоняющегося развития, как «темпово-задержанный тип развития» (гармонический инфантилизм) и «неравномерно задержанный тип развития» (дисгармонический инфантилизм).

В таком виде общая систематика ЗПР существует и до сих пор. Однако к настоящему времени разработаны и более детальные подходы к дифференциации вариантов задержанного развития, особенно к ЗПР церебрально-органического генеза, которые сами по себе составляют наиболее сложную в дифференциально-диагностическом плане группу.

Базовой классификацией нашего исследования (эксперимент осуществлялся в период 1993-2004 гг. на базе детских садов № 21, 3, 9, школ № 2, 11, 12 г. Бердска, число участников - 202 человека) [11, 12] явилась разработанная К. С. Лебединской, В. В. Лебединским [5,6] на основании этиологического принципа систематизация вариантов задержек развития, где выделено 4 варианта ЗПР:

— конституционального происхождения;

— соматического происхождения;

— психогенного происхождения;

— церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеются специфические сочетания незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

При ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью психики и моторики. Гармонический психофизический инфантилизм представляет собой некоторое запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся

Таблица 1

Клинико-психологнческая структура вариантов ЗПР: проявления, коррекция и прогноз развития __(Е.В. Соколова)

Пфаивтры ЗПР пнститудонашая ЗПР соматоганмя ЗПР психогенная

Психолого-педагогическая коррекции рввбилита^я Генетическая гредрэсгюложежость. «достатки ютам матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте, обменно-трофннесше завоевания на 1 -м году жизни ребенка Дгатегьные, хрону^мские заболевания е анамнезе, пора« развития органов и т, д. Ссматиха не задействована, прими»« • психотраемирующая ситуация, небпагофияпые условия еосштания. эмоционагьная и психическая дерива^я в раннем детстве Патологии беремжност и родов, инфещии, интожикации. травш нервной системы в первые 34 гада жизни. Возможна гвнеттеская этиология (органшееяе поражения ЦНС, ММД). 1 группа (преобпадаче яше»мйорг»еиесюго инфанттома) • неф убью церебрастекидесве, неврозоподобные нарушения, психомоторная возбудимость, вегетативная неустотиесть. 2 фута (феобладание нарушение познавательной деятегъности) - чер ты незрелости «метаются с признака** поврежден»« нервной систем^ органически иифантмлизм близок к психшвтогвжому смуцюму. Грубые церебрастенвнеские и неврозоподобные рэстроиства, часто пздхопатоподобные, эгилептиформные и апатико-адинамические явления Наблодаются явления очагового пораяен«« нервной системы в виде гешси*здрома

Нарушения эмоционагьно волевой сферы, Кебпагогрибгоые гичюстные характеристики Эмоционально-волевая неэрепость, кость, живость эмоций, характерная более раннему еоэ-ту. Формирование лнности по неустои*вому тягу. Импульсивность, неспособность и волевому ушлию, несамостоятельность, внушаемость, неумение подчиняться дисциттлине. Отсутствие чувства отеетствеумхт, неустойчивость эмоциональных фнеязанностей Эмодонапьно-волевая незре/юсть. греобпадание сниженного фона настроен, эмоции нефкне, повышенная оби*циеость. плаксивость, проявлен робости, боязливости, неуверенности в себе, тревокность, несамостоятешюсть. Орианта^я на себя как на 'больного, слабого', тенденция к формирование зашвжой самооценм, инфантилизма. Зависимое поведен«, конформизм Эмоционашно-во левая незрелость, псимческай неустой^еость, частая смена настроении, бурное выражение отрицательных эмм^и, иногда агресовностъ, импульсивность, демонстративность, склонность к нарушение запретов. В одних случаях - эгоцвнтритхть установок, «способность к волевому усигмо, труду (при гтеропехе), в других - отсутствие нтрвтивы, саыостояте/ъности (фи авторитаризме, жестокости родителей) Незрелость эмофон&гъно-еопввой сферы (орген«*«с»Л инфантигиэм, но в эмоциях нет яркости и живости • примитивность эмоций). Грубея внушаемость отражает дефект критжи. У детей с преобладаем эйфорического нас трот мя выражены импульсивность, психомоторная рвстормохенность. внеиме имипрующая детскую жизнерадостность и непоседгивость, характерна неспособность к волевому усилио и систематической деятепьюсти. У детей с греобпадвнием пониженного пастревния характерна склонность к робости, страхам, что препятствует формированию активности, нтдаюы, самостоятельности, преобладают игровые интересы, но на занятиях ню нарушают дисциплины, тяжело переживают школьную несостоятегьность. У детей 1 футы (с греобладанием оргвнгнеского тфантилизма) - выраженная поосомоторная возбудимость, легкие неврозоподобные явления. У детей 2 фугты (с преобладанием нарушении познавательной деятельности) расторможенность, афесоеность, повышенные влечения или робость, проявления пассивности

Нарушения пазнавате/ьного развития деятельность, провыв интересы, творчество, но кет награеленности на интеплектуапиую деятегьность, в школьном возрасте это мешает социагьной адаптац«. Неспособность к трудовой, учебной деятельности. Низки* уровень фоизвольности, навыков самоконтроля и сэмоорганизэфни. Не сформированы навыки коммуникации по поводу учебной деятегы-ссти. Недоразвитие предпосылок мышления. Отставание в развита ЗУН Хроническая фиэтеская и псиинеская ас тент тормозит развитие активных форм деятельности бедность юроеой деятельности, продуктивных видов деятельности. Не доводят дело до конца, часто от него отказывают из-за нвувережости в оебв. Ослабление умственной работоспособности, памяти, внимания Недостаточная сфорьированность ЗУН Информированность навыков мыслительной деятельности, снижены познавательные интересы, неустойчивость игровых интересов, частая смена ролей, сюжетов, бедность игровых запасов, Неумение организовать, завершать нэнатое дело, неустоимеость внимания, произвогъность, работоспособность, Офа>«ненность ЗУН Дефицит арность 'предпосылок* мышления (память, внимаие, переклкнаемоегь психняеоих процеосов, просф»ютвенность генеза). Нарушение школьных навыюв из-за недорвэвития зрительной и моторной функции, замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Отставание в речевом развитии, фудности формирования навыков письма и чтения. Слабость познавательно-логических форм мышления фи большей сохранности наглядно-действе»*ых и нштдно-образных форм. Ослабленная умственная работоспособность, внимание (лооышенная истощаемостъ). У детей 2 группы более тяжелый интеллектуальный дефект, нноние компенсаторные возможности; недоразвитие речи, нарушено звеню контроля и профамднроеания. Несформроеагность ЗУН

Влилие средового фактора Решающая роль принадлежит шфзнтигмэз1+и, гулеролвке, симбиозу в детско-родительских отношениях. Часто это последу**! или единственный ребенок в сем«, поздно, 'долгожданный* ребенок у ложигых родителей, Педагоги и сверстники склонны вослрткиать ребенка как 'маленького', 'неспособного',что омжает уровень требований Отставание в развили усугубляется и возникает в условиях искусственной инфантипизации, гигвропеки в семье, где много зафетое и офвдонвнмд по примне заболевания ребенка. У родителей выраженное чувство айны, страха и тревожности за жизнь малыша, болезнь ребенка становится центром внимания семьи в ущерб общему развитию Ценфальная роль в возникновении и усугублении ЗПР данного вида принадлежит неблагоприятный условия»! вооитания, которые выступают психотрав шрующыми факторами. Например, пперолека; эмоционагьная депривация, жесткое обращение с детьми; развод или смерть родотелей; гкихологичесме травмы, сиплый стресс Определенная роль принадлежит социальному фактору в виде неблагофиятных условий еосгитатя е семье и детском саду, т. к. вместо ективной стимуляции развития, активации возможностей ребенка, его развитие еще более замедляется за счет наслоения микросоциальной и педагогинеоюй запущенности, аномалия становится более стойкой и выраженной, Еще один фактор усугубления ЗПР -ситуация систематического неуспеха, в которую доги попадают, поступая в массовую школу, фуппу детского сада, что отрицательно влияет не только на их дальнейшее ьнтелпектуагезное развитие, ню и способствует аномагъному формирован««) пу*+юсти (заниженный уровень фитязании, изоляция в феделах класса из-за неуспеваемости, недостаточность эмоциональных контактов и сиивдий со сверстниками), что порождает ги1вркомпенсаторные реакции; фиксация на игре, нарушения поведемня, избегание общения

Внешние проявлен«, общение, поведение наПМПК Инфантильный тип телооложелда, дети выглядит младше своего возраста, детская пластичность ььгшц и моторти, 'детская* ре*, •полевой* характер поведения, неустойке ая заинтересованность новой обстановкой {все трогает, быстро бросает). Общается легко, час-то стремится к такгигъной близости (на колени, обнимается, гладит взрослого). Иногда пугаются большого «опинества взросгъм на поиолого-медияо-ледагопнеском консилиуме (ПМПК) и открываются от заданий, убегая, но есть возможность заинтересовать • страх проходит Внешние проявления физической оспабпенности, болезненный вод> безэмоциональное лицо, вялость, пэссденость, отсутствующий взгляд, нет заинтересованности новыми впечатлениями. Насторожен, необщителен с незнакомыми, отказывается отвечать на еолросы. На контакт с детьми цвет нелепо, предпочитает игры в одночяу, малоподвижен, внешне безынидопевн. На ПМПК тревожен, отказывается выполнять задания, ппмт и грячется за маму. Лучше проводить индеидуагъное обследование у специалетов В одних случаях - гиперподвижны, активны, требовательны, не слушают запретов, общаются только по поводу своих интересов, сердятся, если что-то не устраивает, демонстрируя обиду, злость. При неуспехе -отказ от деятельности. В других -боязпвы, не отвечают на вопросы, закрываются от общежя, неконтактны, не демонстрируют даже то, что знают, из-за чего трудности на ПМПК. боятся начиэть все новое, отказываются от незнакомых действий, предметов, могут плакать, пугаться настоин-восги взрослых. В1 футе (с преобладанием органического инфантилизма) -инфантильные черты внешности и телоспожен*« в зависимости от греобладающвго фона настроения проявления рааонны: импульсивны, расторможены, жизнерадостны и непосредственны, не поймают запретов, непоседливы, отказываются от учебных задании, гредпдогтая простую игру, манмтуляцио с гредметами; боязливы, тревожны, пассивны, настороженно относятся к незнакомым взрослым и новым заданием. Часто отказываются от выполнен«« задании на ПМПК, при наеюнмюоети взрослого могут заплакать, на еогросы не отвечают, фвдгаяитая манипулировать с предметами, картинками. С близмым общается лучше, но без особых ярмх эмоции и гредпем тений. С детым общение затруднено, предпемитают играть в одиночку или с 1-2 партнерами, но сюжет не пристраивают, федпдотая простые действия с фэдметами, бедность иф, деятельности.Часто имеют место сопутствующие дефекты -патопоми развития органов зрения (амбгиогмя, косогла&е). слуха, речи, парезы лща Из-за ьесформироеанности каыков огрягаости (энурез, энкогрез до 5-6 лет, неаккуратность, и т, д.) вызывают нефиятне у сверстников, ню стоемятся к обшвнмо

Возможные етори+ые нарушения, фогюэ развит^ Патолог\геслй тт формирован« лености - по типу юустойнлости (слабохарактерность, внушаемость, податгиеость е/илию. в т.ч. алиооциальншу, склонность к алкогошзму, нер*ома*и тумядству). При ражей иорревди недостатков развития ребенка грогноз благофиятен, Дпителиое госещв»« специализированной футы для детей с ЗПР Уход в болезнь, юэлэндру^вские настроения, склонность к дегрессии. Хронмесхая болезнь часто приводит к обучению по индивидуальному плану, вследствие чего наблюдается недостаток знании, несформнр°ва№всть оттшеней а) сверстниками, чувство одиммества, неполоценностиЛратоз благофиятен фи рами коррекции развития, джтельнал ремисои ига когонсэцни сомапнеских заболевали* Патопсонеский тиг формирования /ичности по типу ■ неустойвеость, афвсснвность, враждебность. При ранней коррекции недостатке развития, устранении психотрав мирующей ситуадо, нормализации детою-родпегьедо отношений прогноз благогриепен Кратковременное посещен® фугты для детей с ЗПР (1-2 годе), фофилактика социа/ъной дезадатта^и. психологическое сопровождение Для дети 1 гругты прогноз развития по неустоимсому типу, осложненный большими трудностями в уевоеми ЗУН, форюровании фоцессов лознаватегиюй деятегьности, Неврозоподобные явления при поступлении в массовую школу, трудности адаптации и обучения. Возможно асоцегъное формрование /м+ости фи оофаненин органичесюго инфантишэма. Посещение спвфвтэированной футы д/с, обучение в ККО. Для детей 2гругты грогноз менее благоприятен. Трудности обучения, вызванные дефи^нтарностъю 'гре/гюсыло/ кышленм, осложненные фубыми церебрастенинескими и неврозопздобными расстрсйлваш, как фавило, не дают возможности обучаться в мэсооеоинюле (часто инфвидуагьный план обучения, сгвдольньи интернат, школа VII вида до детей с ЗПР). Благагриятность прогноза может быть обеэтечена фибываием таких детей с 34 лет в аюциапных группах детсхао сада, гри затруднении адагпацъи в школе • обучен« в епедалыых классах,

Психологопед аготческая коррекция и реа6илигэ1#№

С ребенком: введение в игру учебных задаем, обогащение сюжетных м-р проблемным ситуациями, требующими определенных ЭУН. Игры с | правилами с целью развития самоконтроля, гроизеольносш. саморегуляции. Занятия психоиоторикои (формцэование енуреннего образа 'Я', овладение поостранством, ощущение собственной значимости, силы и т. | д.).Псмкогимнэстиха, элементы I режиссерских игр, ¿раматизадо | с цепью развития нравстеелых чувств и пережюажй (сочувствие, сострадание), умения брать ответственность на себя, понимать саои эмодонапьиые состояния. С родителями:

психотерапевтическая работа по осознание «благоприятных

С ребенком, психотерапевтическая реабилитация с элементами мротералт, лсихопмнастиш. гсихомоторики и мазкотерапш, цепь которой - формирование поэиттного образа "Я", развитие внутренней силы и веры в свои еозможюсти, умеше погашать свои эмоцш, развит« высших эмсн^й и нравственных чувств. Коррекциэнно-рвзаиеающая работа по преодолению недостатков развития, гриобретеже ЭУН, соответствующие возрасту, развитие псих^еских гроцессое. потенциальных возможностей ребенка, медикаментозная поддерживающая терапия. С родителям: психоте р агее тцвс кар реабилита^«) по снятио чувства вжы, тревожности. Принятие ребенка и признание его уникальности, осознание неблагоприятных

С ребенком: устранение психотравымрующиа факторов через психотерапевтическую работу с окружением ребенка. Психологическая помощь ребенку в овладении навыкам саморегуляции, устранении агресоености. конфликтности, тревожности через коммуникативные трешиги. психогимнэстику. эрперагмо Активша^ игровой деятельности, использование игр-драматиэацки с целью формирования социальных чувств. С родителями: психотерапия и горможэация внутрисемейных отношений. Формование сотруднических субъект объектных взаимоотношений в паре ребенэк-родитегь, навыков активного слушания, способов без конфликтного взаимодействия

родительских установок, построем« сотрудюяесхих отношамм в паре ребенок-родитель. Просветительская работа-обучение способам и _______прувмам развития ребенка_______

в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Такие дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5 — 2 года. В специализированных группах для детей с ЗПР, где осуществлялось наше экспериментальное исследование, мы часто наблюдали, как взрослые оценивали таких детей как младших по возрасту и соответственно снижали уровень ожиданий и требований к ребенку, тем самым еще более инфантилизируя их.

При соматогенной задержке развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями — пороками развития сердца, эндокринными заболеваниями и т, д. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются и созданием для больного или ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

Задержка психического развития психогенного происхождения (психогенно обусловленный инфантилизм) связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности. Так, в условиях безнадзорности, недостаточного внимания может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости, характеризующееся неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

Наши наблюдения показали, что в условиях гиперопеки (обычно в семьях, где один ребенок, которого опекают несколько взрослых) психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, в робости, боязливости.

Причины церебрально-органических форм ЗПР: патология беременности и родов, инфекции, интоксикация, травмы нервной системы в первые годы жизни. Признаки нарушенного созревания часто

Формирование 'предпосылок" мышлелля: С детьми 1 группы -организация внимания, произвольности, контроля, обучение через пру, активная эмоц*иапьная стимуляция. У детей 2 группы розу гыыюна будет массивная коррехциот-реабилитадоннэя помощь в преодолена имеющегося отставания развития, т. к. нарушено звено контроля и грограммироеэшя. необходима огработка речевых формул действия, расчленен® гфограммы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа предлагаемых заданий совмещен« речевых формул и предметной деятельности. Развитие грограмм^ующей функции речи. Эффект к® но обучен«. основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (Г). Я. Гальперин).Общая направленность коррекдонно-развиеающей работы 'ошзу вверх*, ориентируясь на зону ближайиего развития ребенка, через »троеую деятельность, актюизэцмо потенциальных и компенсаторных возможностей. Такие сснетзде коррекциоино-раэвюающеи работы с психологической помощью и медикаментозной поддерииеающш терапией, начатое в дошкольном возрасте (с 3-4 лет) дает позитивный эффект. Методы и формы работы с родителями сочетают описание подходов, характерных для других групп ЗПР

обнаруживаются уже в раннем развитии этих детей и касаются почти всех сфер. В структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, церебрас-тенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиформных, адаптико-адинамических, свидетельствующих о повреждении нервной системы (при направлении детским психоневрологом особенно «трудных» детей наших специализированных групп на медицинские исследования ЭЭГ, РЭГит.д. эти данные всегда подтверждались). Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладанием явлений органического инфантилизма или с преобладанием нарушений познавательной деятельности (уточненная классификация вариантов церебрально-органического инфантилизма по И.Ф. Марковской).

Резюмируя, можно отметить, что при различных вариантах классификации ЗПР общим принципом является априорное понимание термина «задержка» как явления временного: предполагается, что со временем темп развития ребенка претерпит позитивные изменения, ребенок догонит своих сверстников (по нашим данным, более успешно — с помощью кор-рекционно-развивающей работы). В то же время практика работы с детьми, чье состояние характеризуется как ЗПР, показывает, что не все так просто и для оптимизации психологического сопровождения развития таких детей необходимо более четко детализировать специфику их развития, описать структуру эмоционально-волевых, познавательных нарушений. Понимание роли социальной ситуации развития, влияния средового фактора — семьи, условий детского сада, специфики общения ребенка с ближайшим окружением — позволит не только грамотно спланировать систему психолого-педагогической помощи, но и предупредить возможные вторичные нарушения развития, спрогнозировать динамику развития и предусмотреть возможные трудности.

На основании более чем двенадцатилетних наблюдений за детьми, посещающими специализированные группы и классы для детей с ЗПР, где автор первоначально работала психологом, а позже научным руководителем, нами была составлена таблица клинико-пси-хологических вариантов ЗПР (проявления, коррекция и прогноз развития). В представленной таблице подробно описаны причины, проявления задержек в зависимости от вида, обозначены необходимые формы и методы коррекционной работа и профилактики последующих нежелательных нарушений поведения. На наш взгляд, данные материалы будут полезны педаго-

гам, психологам и другим специалистам в разграничении различных видов задержек и в составлении программ коррекции и реабилитации (табл. 1).

Библиографический список

1. БелопольскаяН.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР..М., 1999.

2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М„ 1984.

3. Заширинская O.D. Психология детей с задержкой психического развития // Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультета психологии. СПб., 2003.

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

5. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969.

6. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М„ 1985.

7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития |кли-нико-нейропсихологическая диагностика). М , 1993.

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. СПб., 2003.

9. Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М„ 1960.

10. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М„ 2000

11. Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Новосибирск, 2002.

12. Соколова Е.В. Хорошие плохие дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации. Учебпое пособие. Новосибирск: ИД «Сова », 2004.

СОКОЛОВА Елена Викторовна, канд. психол. наук, доцент, докторант каф. психологии личности и специальной психологии 11ГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2006 г. © Соколова Е.В.

УДК 159.9:331.101.3 ^ ГОПКАЛО

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА

ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ_

В статье представлены результаты исследования перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (на материале операторов автоматизированных банковских систем). Изучены: объем зрительного восприятия, скорость обнаружения и точность идентификации зрительного стимула и их влияние на профессиональную деятельность операторов АИС.

Активное развитие и усовершенствование автоматизированных информационных систем в различных областях деятельности, в том числе в банковской сфере, способствует упрощению трудовой деятельности, уменьшению допускаемых ошибок, повышению эффективности трудовых функций. Осуществление профессиональных функций в автоматизированных информационных системах приводит к усовершенствованию навыков, определяющих принципиально важные психологические качества, необходимые для данной профессии. Специфика профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем обусловлена операционально-исполнительскими свойствами труда. К современной АИС относится автоматизированная банковская система, в которой реализуют профессиональные функции операторы РС-банкинга. В деятельности операторов РС-банкинга автоматизированных банковских систем важными составляющими являются высокая скорость и точность исполнительной стороны труда, субъективный контроль идентификации получателей услуг, который обеспечивает оператор с

помощью специализированных технико-технологических средств. Эффективное исполнение профессиональных функций осуществляется посредствам индивидуальных свойств и качеств, а также знаний, умений и навыков специалистов исследуемого профиля.

Представленная работа направлена на исследование характеристик перцептивной составляющей професси-ональнойдеятельностиоператоровавтоматизированных информационных систем банковской сферы. Автоматизированная банковская система представляет собой совокупность средств, выполняющих в банке операции с вкладами, кредитами и платежами и др. Под АБС будем понимать комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультивалютную информационную систему, обеспечивающую современные финансовые и управленческие технологии врежиме реального времени при транзакционной обработке данных [5]. Изучение перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС обусловлено возросшей эксплуатацией подобного рода систем в различных сферах деятельности. Исследование психологических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.