Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
746
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / МНЕМОТЕХНИКА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенцова Евгения Валериевна, Мамедова Лариса Викторовна

В настоящий момент вопросы развития памяти до сих пор до конца наукой не исследованы и вызывают споры ученых. Память в самом общем смысле - это способность фиксировать и сохранять впечатления, важнейший и сложнейший познавательный процесс, данный человеку от рождения и считающийся первичным даже по отношению к мышлению. В течение жизни человек развивается, и именно память лежит в основе способностей человека к формированию навыков и умений, приобретению знаний. Память является залогом нормального функционирования и развития личности. Поэтому люди всю жизнь учатся владеть и управлять памятью, изобретают различные приемы запоминания. Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт взаимодействия с людьми и элементарные знания, активно познает окружающий мир. Благоприятен дошкольный возраст и для развития памяти, вследствие того, что у дошкольников уже начинается становление полноценного умственного развития личности, формируются познавательные процессы, что невозможно без развития способности к запоминанию и воспроизведению. Хорошо развитая память позволяет дошкольнику более целостно и точно исследовать и познавать окружающую действительность, приобретать новые знания, успешно формировать жизненный опыт. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии познавательных и психических процессов ребенка. Формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, внутренняя социальная позиция - ребенок начинает осознавать себя как личность и часть общества. Память является предпосылкой к успешному познанию мира, усвоению новой информации, а в старшем дошкольном возрасте память становится одним из условий успешной подготовки ребенка к школьному обучению. Интеллектуальный потенциал ребенка тем больше, чем сильнее развиваются различные виды его памяти. Если возможности старшего дошкольного периода в развитии памяти не использовать в должной мере, в дальнейшем наверстать упущенное будет сложно, и это скажется не только на трудностях в усвоении школьной программы, но и в дальнейшей жизни человека. В статье описываются результаты эмпирической работы по развитию памяти в группе детей старшего дошкольного возраста. Выбран и обоснован комплекс диагностических методик по исследованию памяти, проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Описаны основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенцова Евгения Валериевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

At the moment, the issues of memory development are still not fully investigated by science and cause controversy among scientists. Memory in the most general sense is the ability to record and preserve impressions, the most important and most complex cognitive process given to a person from birth and considered primary even in relation to thinking. During life, a person develops, and it is memory that underlies a person’s abilities to form skills and abilities, acquire knowledge. Memory is the key to the normal functioning and development of personality. Therefore, people spend their whole lives learning to own and manage memory, inventing various techniques of memorization.Preschool age is one of the most important stages in a child’s life. At preschool age, a child gets the first experience of interacting with people and basic knowledge, actively learns about the world around him. Preschool age is also favorable for the development of memory, since it is at this age that the full mental development of the child’s personality begins, which is impossible without the development of the ability to memorize and reproduce. A well-developed memory allows a preschooler to more holistically and accurately explore and learn about the surrounding reality, acquire new knowledge, and successfully form life experience.Senior preschool age plays a special role in the development of cognitive and mental processes of the child. New psychological mechanisms of activity and behavior are being formed, an internal social position - the child begins to realize himself as a person and part of society.Memory is a prerequisite for successful knowledge of the world, assimilation of new information, and in the older preschool age memory becomes one of the conditions for successful preparation of a child for school. The intellectual potential of a child is greater the more the different types of his memory develop. If the opportunities of the senior preschool period in the development of memory are not used to the proper extent, it will be difficult to catch up in the future, and this will affect not only the difficulties in mastering the school curriculum, but also in the future life of a person.Thus, the problem of developing the memory of older preschoolers in preparation for school is extremely relevant for the modern system of preschool education.The article describes the results of empirical work on memory development in a group of older preschool children. A set of diagnostic techniques for the study of memory was selected and justified, a ascertaining and forming experiment was conducted. The main directions of psychological and pedagogical work on the development of memory of older preschoolers are described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Психолого-педагогическая работа по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста

Семенцова Евгения Валериевна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: Evgenia2017ner@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В настоящий момент вопросы развития памяти до сих пор до конца наукой не исследованы и вызывают споры ученых. Память в самом общем смысле - это способность фиксировать и сохранять впечатления, важнейший и сложнейший познавательный процесс, данный человеку от рождения и считающийся первичным даже по отношению к мышлению. В течение жизни человек развивается, и именно память лежит в основе способностей человека к формированию навыков и умений, приобретению знаний. Память является залогом нормального функционирования и развития личности. Поэтому люди всю жизнь учатся владеть и управлять памятью, изобретают различные приемы запоминания. Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт взаимодействия с людьми и элементарные знания, активно познает окружающий мир. Благоприятен дошкольный возраст и для развития памяти, вследствие того, что у дошкольников уже начинается становление полноценного умственного развития личности, формируются познавательные процессы, что невозможно без развития способности к запоминанию и воспроизведению. Хорошо развитая память позволяет дошкольнику более целостно и точно исследовать и познавать окружающую действительность, приобретать новые знания, успешно формировать жизненный опыт. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии познавательных и психических процессов ребенка. Формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, внутренняя социальная позиция - ребенок начинает осознавать себя как личность и часть общества. Память является предпосылкой к успешному познанию мира, усвоению новой информации, а в старшем дошкольном возрасте память становится одним из условий успешной подготовки ребенка к школьному обучению. Интеллектуальный потенциал ребенка тем больше, чем сильнее развиваются различные виды его памяти. Если возможности старшего дошкольного периода в развитии памяти не использовать в должной мере, в дальнейшем наверстать упущенное будет сложно, и это скажется не только на трудностях в усвоении школьной программы, но и в дальнейшей жизни человека. В статье описываются результаты эмпирической работы по развитию памяти в группе детей старшего дошкольного возраста. Выбран и обоснован комплекс диагностических методик по исследованию памяти, проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Описаны основные направления психолого-педагогической работы по развитию памяти старших дошкольников.

Ключевые слова: память, мнемотехника, старший дошкольник, зрительная память, слухоречевая память, наглядно-образная память, дидактические игры, психолого-педагогическая программа.

Память - одна из важнейших составляющих когнитивных способностей и познавательных процессов психики человека, поэтому для современной системы дошкольного образования проблема развития памяти очень актуальна в рамках подготовки ребенка к последующему обучению в школе.

Память является предпосылкой к успешному познанию мира, усвоению новой информации, а в старшем дошкольном возрасте память становится одним из условий успешной подготовки ребенка к школьному обучению. Интеллектуальный потенциал ребенка тем больше, чем сильнее развиваются различные виды его памяти. Если возможности старшего дошкольного периода в развитии памяти не использовать в должной мере, в дальнейшем наверстать упущенное будет сложно, и это скажется не только на трудностях в усвоении школьной программы, но и в дальнейшей жизни человека.

Эффективность обучения дошкольников и их подготовки к школьному обучению напрямую зависит от анализа текущих показателей его развития и их динамики. Поэтому диагностика развития памяти старших дошкольников должна включать исследования по выявлению уровня развития различных видов памяти: зрительной, слуховой, наглядно-образной памяти.

В отечественной науке выделяют два наиболее частых подхода к определению памяти: память как процесс и память как способность или деятельность, то есть процессуальный и деятельностный. Нельзя отдать предпочтение одному подходу, игнорируя другой, поскольку память очень многогранна и многокомпонентна.

Наиболее полное определение памяти дает «Психологический словарь» П.С. Гуревича который трактует ее как «способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности долго хранить информацию о событиях внешнего мира, делать ее достоянием сознания и руководить поведением, а также форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизведении человеком, социальной общностью и человечеством своего опыта» [8, с. 440].

Индивидуальность развития памяти человека вызвана психофизиологическими особенностями

высшей нервной деятельности, что выражается в свойствах памяти. Так, С.Д. Максименко в своих исследованиях выделяет следующие «свойства памяти: скорость, точность, прочность запоминания, готовность к воспроизведению» [6, с. 245-246].

А.Г. Маклаков к этим свойства добавляет также объем памяти - важнейшую интегральную характеристику памяти, характеризующую возможности запоминания и сохранения определенного количества единиц информации. [5, с. 261-262]

Как отмечает С.В. Батуева, «детская память в старшем дошкольном возрасте развивается в различных направлениях, повышается произвольность и осмысленность. Значительные изменения памяти в этот период объясняется качественными преобразованиями в мышлении, формированием логического мышления. Это придает большее значение словесно-логической памяти, помогающей ребенку разбивать материал для запоминания на части, вычленять из информационного потока необходимое. Осмысленное запоминание, в свою очередь, способствует развитию аналитико-синтетических процессов мышления, что впоследствии благоприятно влияет на процесс обучения» [1, с. 20-21].

Это еще раз доказывает тесную взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами, в частности мышлением, вниманием, восприятием.

А.Г. Гогоберидзе отмечает, что «в старшем дошкольном возрасте объем памяти изменяется несущественно, однако улучшается ее устойчивость» [4, с. 49].

Ребенок старшего дошкольного возраста уже начинает осваивать простейшие приемы запоминания - стратегии мнемотехники, к которым А.К. Болотова относит: «вербальное повторение и образную переработку (установление связи или общего смысла, между двумя или несколькими порциями информации, которые не входят в одну категорию)» [2, с. 167-168].

Под руководством взрослого ребенок усваивает следующие распространенные приемы запоминания (по Б.С. Волкову): «повторение материала в разных формах, распределение заучиваемого материала во времени, смысловое соотнесение -установление ассоциаций между словом и предметом, словом и картинкой, классификация, моделирование осваиваемых понятий» [3, с. 110-111 ].

Представленное эмпирическое исследование проведено на базе старшей группы МДОУ № 46 «Незабудка» поселка Серебряный Бор Нерюн-гринского района, состав группы - 13 человек, в числе которых восемь девочек и пять мальчиков в возрасте 5-6 лет.

Для диагностики уровня развития памяти старших дошкольников были выбраны следующие методики:

1) диагностика оперативной слуховой памяти «Запоминание 10 слов» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) [7, с. 112];

2) диагностика зрительной памяти (Н.Я. Семаго) [9, с. 10];

3) диагностика наглядно-образной активной непроизвольной памяти (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [10, с. 257-258].

Диагностика слухоречевой памяти по методике «Запоминание 10 слов» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко проводилась в индивидуальной форме. В рамках диагностики каждому ребенку было предложено запомнить на слух простые (односложные или короткие двусложные) частотные, слова в именительном падеже, единственном числе. Слова не должны быть связаны по смыслу. Воспитатель произносил слова единожды, четко, с частотой примерно одно слово в секунду.

По результатам диагностики прямого воспроизведения по методу 10 слов было выявлено, что большая часть группы 46% имеет средний уровень быстрого слухоречевого запоминания, 23% детей имеют низкий уровень запоминания, 31% - высокий уровень запоминания. Дети с очень низким и очень высоким уровнем запоминания отсутствуют.

Необходимо отметить, что задача запоминания воспитателем не ставилась, ребенку просто были названы слова. После чего воспитатель просил ребенка повторить слова в произвольном порядке. Диагностика включала 3 группы из 10 слов.

Большинство детей запоминало те слова из группы, которые вызывают определенные ощущения, эмоции, с которыми часто сталкиваются в повседневной жизни. Например, в первой группе слов чаще всего запоминались такие слова, как «дом», «солнце», «ручка», «стол», окно. Ни один ребенок из этой группы не запомнил слова «ворона» и «часы», поскольку в повседневной жизни эти предметы играют для ребенка не слишком важную роль. Из второй группы слов чаще всего запоминались такие слова, как «хлеб», «окно», «вода», «брат», «стул». Практически никому не запомнились такие слова, как «мед», «игла», «гриб», «конь». Третья группа слов была наиболее сложной для запоминания. Из третьей группы дети чаще всего запоминали такие слова, как «шуба» и «волк». Ни один из детей ни вспомнил слова «тень», тяжело запоминались такие слова, как «шар», «круг», «мост».

По результатам диагностики отсроченного воспроизведения оперативной слухоречевой памяти в группе испытуемых было выявлено, что большинство детей имеют средний (46%) и низкий (54%) уровень запоминания. Чаще всего дети воспроизводят слова из числа слов, запомненных ранее.

Диагностика зрительного запоминания по методике Н.Я. Семаго проводилась в индивидуальной форме. В ходе диагностики каждому ребенку предъявлялась для запоминания вертикальная колонка с тремя черно-белыми символьными рисунками на 30 секунд. После окончания демонстрации через несколько секунд ребенку предъявляется таблица из 9 рисунков, среди которых он должен опознать три ранее увиденных.

По результатам диагностики зрительного запоминания видно, что большинство детей (по 46%)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

имеют низкий и очень низкий уровень зрительной памяти, средний уровень зрительного запоминания имеет всего один человек из группы, высокого уровня нет ни у кого. Легче всего детьми запоминалась картинка, похожая на молнию. Именно по этой ассоциации дети ее запоминали. Картинку запомнили и воспроизвели 6 человек из группы, причем один из ребят назвал картинку по ассоциации - «эту молнию я помню». Еще шестеро детей вообще не смогли вспомнить ни одной картинки. Одна девочка назвала по памяти две картинки - первую и вторую. Диагностика зрительной памяти детям далась очень непросто - символы, представленные на рисунках, не вызывали у детей никаких ассоциаций, поэтому сложно запоминались. Это упражнение не было эмоционально окрашено, проводилось не в форме игры, что еще больше затруднило запоминание.

Диагностика наглядно-образной непроизвольной памяти по методике Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонь-киной проводилась коллективно в группе в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек». Детям предлагалось рассмотреть и описать своими словами предметы в магазине, не ставя задачи запомнить их. После этого дети играли в сюжетно-ролевую игру. Через 15 минут после окончания игры у каждого ребенка поочередно спрашивали, что продавалось в магазине. Ребенок должен назвать все предметы и описать их.

По результатам диагностики наглядно-образной непроизвольной памяти дети в группе имеют следующий уровень развития: дети с низким уровнем отсутствуют, низкий уровень развития наглядно-образной памяти имеют 31% детей, средний уровень имеют 46% детей, высокий - 23%, дети с очень высоким уровнем развития наглядно-образной памяти отсутствуют. Поскольку диагностика проводилась в коллективе и в игровой форме, детям она понравилась, они охотно играли, запоминание шло гораздо лучше, чем в предыдущих диагностических упражнениях. Большинство детей назвало правильно более 7 предметов. В данной диагностике не было предметов, которые запоминались лучше или хуже, поскольку это были привычные для детей игрушки, которые вызывают интерес и эмоции.

По результатам проведенной диагностики была составлена психолого-педагогическая программа с преобладанием игровых методов, а также мнемотехники (упрощение слуховых запоминаний) и визуализации (дети легче запомнили бы картинку, если бы ассоциировали ее с привычным для себя предметом или явлением). Это объясняется тем, что игра в старшем дошкольном возрасте еще является ведущей деятельностью, и при эффективном использовании ее в психолого-педагогической работе, она может помочь детям 5 развить все виды памяти, сформировать учебную § мотивацию и подготовиться к школьному обуче-й нию.

° Актуальность психолого-педагогической про-ав граммы «Мемо-детка» обуславливается тем, что

у старших дошкольников остро стоит проблема развития произвольной образной и логической памяти. У многих детей отмечается недостаточность развития произвольной памяти, несформирован-ность приемов запоминания.

Психолого-педагогическая программа «Ме-мо-детка» включает в себя 32 полноценных занятия примерно по полчаса, проводящиеся в групповой форме 2 раза в неделю.

Программа «Мемо-детка» разбита на три блока.

1. Вводный блок (включает 4 занятия), целью которого стало знакомство детей, создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения, снижение эмоционального напряжения и тревожности у детей, развитие образной двигательной, зрительной,слуховой памяти.

2. Развивающий блок (22 занятия), цель которого - обучение навыкам произвольного запоминания, расширение объема краткосрочной и долгосрочной памяти, тренировка разных видов памяти. На развивающем этапе дети познакомились с мнемотехническими приемами запоминания.

3. Закрепляющий блок (6 занятий) - закрепление навыков мнемотехнического метода, произвольного запоминания.

Структура каждого занятия включала в себя следующие компоненты:

1) приветствие, создание ситуации успеха, положительного настроя, снятие эмоциональных зажимов и напряжения в коллективе, формирование благоприятного психологического климата;

2) практические занятия, направленные непосредственно на развитие различных видов памяти, обучение приемам запоминания, тренировке произвольного запоминания, расширения объема долгосрочной и краткосрочной памяти;

3) рефлексия - релаксация и анализ результатов.

В психолого-педагогической программе применялись следующие методы и приемы работы:

1) игровая деятельность - дидактические игры и упражнения для развития всех видов памяти детей;

2) приемы мнемотехники - визуализация, ассоциация, выделение частей образа, придумывание рассказа.

В качестве примера рассмотрим используемые в программе «Мемо-детка» методы и приемы.

1) Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительной и наглядно-образной памяти.

Задачей дидактических игр на развитие зрительной и наглядно-образной памяти стало запоминание зрительных образов - картинок, предметов, геометрических фигур и абстрактных образов.

Например, для запоминания предметов, их состава и расположения, были проведены следующие дидактические игры: «Чего не хватает». Психолог выложил на стол игрушки (кукла, мячик, мишка, зайчик, машинка, самолет, пирамидка,

солдатик) и предложил детям посмотреть и запомнить предметы. Затем дети отворачивались, а психолог убирал один или несколько предметов, а дети потом угадывали, какой игрушки не хватает.

Дидактические игры «Пуговицы», «Квадраты», «Кубики» были направлены на запоминание расположения предметов в пространстве. Предметы выкладывались в определенном порядке, а детям предлагалось запомнить порядок их расположения, а затем по памяти воспроизвести.

Для тренировки запоминания предметов на картинке, а также внимательности, были проведены дидактические игры «5 отличий», где дети находили отличия в картинках, «Фотоаппараты», где дети находили нужные картинки по памяти.

Для запоминания фигур и поз человека были выбраны подвижные игры и упражнения: «Море волнуется», «Выполни движения», «Разведчики».

В игре «Море волнуется» капитан должен был запомнить определенные позы игроков его команды. В подвижной игре «Выполни движения» движения и позы тела показывал психолог, а дети повторяли под музыку в той последовательности, в которой они были показаны. В игре «Разведчики» дети запоминали маршрут. Из группы детей выбирались командир и разведчик. Разведчик показывал маршрут по комнате в определенном порядке (два шага вперед, остановка, повернуть налево, четыре шага, остановка, повернуть направо и так далее), командир запоминал маршрут и должен был провести отряд остальных детей по этому маршруту. Затем разведчик и командир менялись.

В развивающем и закрепляющем блоке проводились уже более сложные занятия. Например, дидактическое упражнение «Рассмотри внимательно», которое было направлено не только на запоминание отдельно взятых предметов и картинок, но и деталей сюжетной картинки, по которой дети потом отвечали на вопросы психолога по памяти. Упражнение «Рука все помнит» было направлено не только на повышение объема зрительного запоминания, но и на сенсорное узнавание предметов. Психолог разложил на столе различные предметы (игрушки), ребенку необходимо было запомнить не только их состав, но и расположение относительно друг друга. Затем ребенку завязывали глаза, и он по памяти должен был поменять местами те два предмета, которые называет воспитатель.

2) Игры и упражнения, направленные на развитие слуховой памяти.

Для развития слуховой памяти проводились дидактические игры с последовательным запоминанием слов, означающих предметы.

Сначала это были несложные однотипные игры на запоминание последовательности предметов на слух. Например, такие игры, как «Собираемся на море», где психолог называет фразу «Я поеду на море и возьму с собой ... купальник», следующий ребенок называет уже дополненную фразу «Я поеду на море и возьму с собой . купальник и шорты» и так далее, по мере продвижение ко-

личество предметов увеличивается. Аналогичные задачи имели дидактические игры «Соберем букет», где дети называли цветы и растения, «Магазин» и «Магазин овощей».

Более усложненным вариантом является дидактическая игра «Подарки», где детям предлагалось запомнить не только предметы, но и города и родственников. Например, ребенку называлась фразы: «Будете в Костроме, загляните к моей бабушке, передайте от нее посылочку», «Будете в Красноярске, навестите моего дядю и передайте ему письмо» и т.д. Фразы назывались от 3 человек.

Дидактическая игра «Крестики», имеющая задачу тренировки слухового запоминания и внимательности, заключалась в том, что психолог диктовал ребенку список из семи несвязанных слов, а ребенок одновременно быстро рисовал на бумаге крестики, после чего повторял ряд названных слов.

Также слуховое запоминание тренировалось воспроизведением рассказов. Психолог читает небольшой рассказ, а дети запоминают героев, события и детали. Затем пытаются воспроизвести рассказ, а педагог задает наводящие вопросы.

3) Упражнения на изучение мнемотехнических приемов и развитие логической памяти.

Самым простым упражнением на освоение мнемотехнического приема ассоциативного запоминания, стала подвижная игра «Счет», где психолог предлагал детям запомнить действия на некоторые цифры, а дети при счете повторяли движения. Причем счет воспроизводился педагогом как в прямом, так и в произвольном порядке.

Например, в упражнении «Шмель и его друзья» дети познакомились с визуализацией и научились ее применять для запоминания. Упражнение на визуализацию «Придумай рассказ» дети представляли визуально слова, превращая их в рассказ. Таким образом, несвязанная группа слов связалась единым текстом, что позволило их запомнить.

В дидактической игре «Запомни слова» дети применили для запоминания прием ассоциаций -психолог показывал детям картинки с изображением предметов, а предлагал запомнить ассоциации к ним, например, «корова - молоко», «курица - цыпленок». Далее воспитатель предлагал картинки, а дети называли ассоциациативное слово.

В упражнении «Фигуры и цвета» дети научились применять мнемотехнический прием классификации и группировки.

В закрепляющем этапе дети освоили прием запоминания чисел путем присвоения визуального кода (ассоциация цифры с картинкой). Каждой цифре присваивался визуальный код - например, тройка - треугольник, единица - столб, шестерка - открытый замок, восьмерка - очки и так далее. С помощью визуального кода можно воспроизвести цифровой ряд.

Также были закреплены приемы составления схемы (рисунка, пиктограммы) слов и словосоче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

таний (игра-упражнение «Пиктограмма»), ассоциативное запоминание картинок, визуализация образов, прием простого и выборочного повторения.

Например, в игре «Зарисуй и запомни» психолог предложил детям научиться пользоваться мне-мотехническим приемом «Зарисовка». Психолог диктовал ряд словосочетаний, а дети быстро пытались изобразить ассоциацию на бумаге. После этого, по своим рисункам дети называли словосочетания. Этот же прием был закреплен в дидактической игре «Художник».

После составления и апробирования психолого-педагогической программы «Мемо-детка» мы повторно провели исследование динамики развития памяти, которое показало, что выросло количество детей с высоким и очень высоким уровнем развития памяти, снизилось до нуля количество детей, имеющих низкий и очень низкий уровень развития всех видов памяти.

При повторной диагностике воспитатель ставил задачу запомнить слова при помощи уже известных детям мнемотехнических приемов: ассо-циации,визуализации, группировки.

Результаты повторной диагностики оперативной слухоречевой памяти по прямому и отсроченному воспроизведению в группе старших дошкольников представлены на рисунках 5 и 6.

По результатам повторной диагностики слухо-речевой памяти по методу 10 слов видны значительные улучшения уровня запоминания. До проведения программы в группе было 23% детей, имеющих низкий уровень запоминания, после проведения программы дети с такими показателями отсутствуют. Доля детей, имеющих средний уровень слухоречевой памяти по результатам повторной диагностики снизилась, доля детей с высоким уровнем запоминания наоборот выросла с трети до практически половины от всей группы. После проведения психолого-педагогической программы «Мемо-детка» в группе стало 31% детей, имеющих очень высокий уровень запоминания.

По результатам повторной диагностики отсроченного воспроизведения оперативной слухорече-вой памяти в группе испытуемых было выявлено, что количество детей, имеющих низкий уровень оперативной слухоречевой памяти по отсроченному воспроизведению, снизилось с 54% до 0, имеющих средний уровень снизилось с 46% до 23%. Выросла численность детей, имеющих высокий уровень оперативной слухоречевой памяти по отсроченному воспроизведению до 46%, имеющих очень высокий уровень - до 31%.

В ходе диагностики дети старались объединять слова в группировки по смыслу для облегчения запоминания. Например, в первой группе слов дети объединяли слова по признаку принадлежности 5 к дому: например, дом, стол, окно, часы. Также де-§ ти для запоминания использовали прием ассоциа-й ции с предметами, которые они видят: окно, солн-° це, стол, книжка, стул, вода. Третья группа слов ав вызвала у детей больше трудностей, поскольку

применение приемов ассоциации и группировки было затруднительно.

Повторная диагностика зрительной памяти по методике Н.Я. Семаго ставила целью применения детьми приема визуализации и ассоциации при запоминании.

Например, дети запоминали картинки с помощью следующих ассоциаций «накрытый стол», «галстук», «перевернутая табуретка», «молния», «ступенька».

По результатам диагностики было выявлено, что количество детей, имеющих очень низкий уровень зрительной памяти, снизилось с 46% до 8%, имеющих средний уровень снизилось с 46% до 23%. Выросла численность детей, имеющих высокий уровень зрительной памяти с 8% до 46%, имеющих очень высокий уровень - с 0% до 23%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игровая диагностика наглядно-образной памяти не ставила задач применения мнемотехниче-ских приемов, проводилась в такой же форме, как и в констатирующем эксперименте.

По результатам повторной диагностики наглядно-образной памяти в группе испытуемых было выявлено, что количество детей, имеющих очень средний уровень наглядно-образной памяти, снизилось с 31% до 0%, имеющих высокий уровень наглядно-образной памяти с 46% до 38%. Повысилась численность детей, имеющих очень высокий уровень развития наглядно-образной памяти - с 23% до 62%. Было отмечено, что в процессе воспроизведения предметов дети старались воспроизвести и последовательность их появления в игре. Так, одна из девочек, правильно сказала, что в магазине она купила сначала мячик, затем куклу, затем мишку и последней покупкой было яблоко.

Таким образом, по всем проведенным диагностикам можно сделать вывод, что уровень развития памяти у исследуемой группы воспитанников подготовительной группы после апробации психолого-педагогической программы «Мемо-дет-ка» значительно вырос.

Литература

1. Батуева С.В. Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. -№ 1 (16). - Т. 2. - С. 19-21.

2. Болотова А. К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Высшая Школа Экономики, 2012. - 840 с.

3. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2017. - 287 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.

А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.

6. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.

7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

8. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 800 с.

9. Семаго Н. Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст / Под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: АРКТИ, 2017. - 66 с.

10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.

MEMORY DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Sementsova E.V., Mamedova L.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri

At the moment, the issues of memory development are still not fully investigated by science and cause controversy among scientists. Memory in the most general sense is the ability to record and preserve impressions, the most important and most complex cognitive process given to a person from birth and considered primary even in relation to thinking. During life, a person develops, and it is memory that underlies a person's abilities to form skills and abilities, acquire knowledge. Memory is the key to the normal functioning and development of personality. Therefore, people spend their whole lives learning to own and manage memory, inventing various techniques of memorization.

Preschool age is one of the most important stages in a child's life. At preschool age, a child gets the first experience of interacting with people and basic knowledge, actively learns about the world around him. Preschool age is also favorable for the development of memory, since it is at this age that the full mental development of the child's personality begins, which is impossible without the development of the ability to memorize and reproduce. A well-developed memory allows a preschooler to more holistically and accurately explore and learn about the surrounding reality, acquire new knowledge, and successfully form life experience. Senior preschool age plays a special role in the development of cognitive and mental processes of the child. New psychological mech-

anisms of activity and behavior are being formed, an internal social position - the child begins to realize himself as a person and part of society.

Memory is a prerequisite for successful knowledge of the world, assimilation of new information, and in the older preschool age memory becomes one of the conditions for successful preparation of a child for school. The intellectual potential of a child is greater the more the different types of his memory develop. If the opportunities of the senior preschool period in the development of memory are not used to the proper extent, it will be difficult to catch up in the future, and this will affect not only the difficulties in mastering the school curriculum, but also in the future life of a person. Thus, the problem of developing the memory of older preschoolers in preparation for school is extremely relevant for the modern system of preschool education.

The article describes the results of empirical work on memory development in a group of older preschool children. A set of diagnostic techniques for the study of memory was selected and justified, a ascertaining and forming experiment was conducted. The main directions of psychological and pedagogical work on the development of memory of older preschoolers are described.

Keywords: memory, mnemonics, senior preschooler, visual memory, auditory-speech memory, visual-figurative memory, didactic games, psychological and pedagogical program.

References

1. Batueva S.V. Development of memory in older preschoolers as one of the conditions for successful learning // Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region. - 2017. - No. 1 (16). - T. 2. - S. 19-21.

2. Bolotova A. K., Molchanova O.N. Developmental psychology and age psychology. Tutorial. - M.: Higher School of Economics, 2012. - 840 p.

3. Volkov B.S. Preschool psychology: Mental development from birth to school: textbook for universities / B.S. Volkov, N.V. Volk-ova. - Ed. 5th, revised. and additional - M.: Academic Project, 2017. - 287 p.

4. Preschool pedagogy with the basics of education and training methods: Textbook for universities. Third generation standard / Ed. A.G. Gogoberidze, O.V. Solntsevoi. - St. Petersburg.: Peter, 2013. - 464 p.

5. Maklakov A.G. General psychology: Textbook for universities. -St. Petersburg.: Peter, 2016. - 583 p.

6. Maksimenko S.D. General psychology. - M.: Refl-book, 2004. -528 p.

7. Workshop on developmental psychology: Proc. allowance / Ed. L.A. Golovey, E.F. Rybalko. - St. Petersburg.: Speech, 2002. -694 p.

8. Psychological dictionary / Under the general scientific. ed. P.S. Gurevich. - M.: OLMA Media Group, 2007. - 800 p.

9. Semago N. Ya., Semago M.M. Diagnostic album for the study of the features of cognitive activity. Preschool and primary school age / Ed.I. Yu. Sinelnikova. - M.: ARKTI, 2017. - 66 p.

10. Uruntaeva G. A., Afonkina Yu.A. Workshop on child psychology. - M.: Education, 1995. - 291 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.