УДК 159.932+159.953
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ
Панферова Анна Васильевна.
Россия, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, магистрант 3 курса, nyuta.vasilevna.97@mail. т.
Иванова Наталья Георгиевна.
Россия, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель.
Аннотация. Слухоречевая память лежит в основе речевых способностей человека, является условием успешного научения, приобретения и запоминания знаний, формирования умений и навыков, а также условием формирования понимания речи, обогащения словаря. В проведенных исследованиях Л.И Беляковой, И.Т Власенко, Ю.Ф Гаркуши и др. было установлено, что у детей с общим недоразвитием речи преимущественно нарушено развитие слухоречевой памяти. В связи с тем, что нарушение памяти может привести к глобальным трудностям при овладении школьной программой, а после и во всей жизни, закономерно появляется вопрос о необходимости проведения правильной коррекционной работы. В данной публикации мы попытались углубиться в проблему изучения слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. С этой целью нами был проведен констатирующий эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, статья включает в себярезультаты исследования, целью которого являлось изучение уровня и особенностей сформированности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В результате эмпирического исследования мы выявили, что у большинства детей старшего дошкольного возраста не сформирована слухоречевая память, что выражается в низком уровне слуховой и зрительной памяти. Выявленные результаты свидетельствуют о необходимости разработки психолого-педагогической программы, направленной на формирование слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Ключевые слова: память, слухоречевая память, слуховая и зрительная память, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
RESEARCH OF HEARING MEMORY OF SENIOR PRESCHOOL AGE
WITH OHP LEVEL II
Panferova Anna Vasilievna.
Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, 3rd year undergraduate student, [email protected].
Ivanova Natalia Georgievna.
Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.
Abstract. Auditory-verbal memory is the basis of a person's speech abilities, it is a condition for successful learning, the acquisition and memorization of knowledge, skills and abilities formation, as well as a condition for speech understanding formation, enrichment of the vocabulary. It was found in the studies of L.I. Belyakova, I.T. Vlasenko, Yu.F. Garkusha and others, that the auditory-speech memory development of children with general speech underdevelopment is predominantly impaired. Due to the fact that memory impairment can lead to global difficulties in mastering the school curriculum, and after and throughout life, the question about the need for correct the work naturally arises. In this publication, we tried to delve into the problem of studying the auditory speech memory of older preschool children with OHP level II. For this purpose, we carried out an ascertaining experiment among older preschool children. Thus, the article includes the results of a study, which purpose was to study the level and characteristics of the formation of auditory-speech memory in older preschool children with OHP level II. As a result of empirical research, we found that the majority of older preschool children have not formed auditory-speech memory, which is reflected in a low level of auditory and visual memory. The revealed results indicate the need to develop a psychological and pedagogical program aimed at the formation of auditory-speech memory in senior preschool children with OHP level II.
Keywords: Memory, auditory speech memory, auditory and visual memory, general speech underdevelopment, older preschool children.
В настоящее время наблюдается рост количества детей с различными речевыми расстройствами, в том числе детей с общим недоразвитием речи. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности [3].
В ходе исследований, проведенных И.Т. Власенко, было выявлено небольшое общее снижение объема слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, также была установлена взаимосвязь между уровнем слухоречевой памяти и уровнем речевого развития. Изучая слухоречевую память у детей с нормой развития, автор выявила, что снижен объем и продуктивность запоминания. Так, если сравнивать детей, у которых речевое развитие находится в норме и детей с общим недоразвитием речи, то становится заметным снижение слухоречевой памяти у детей с данной
144
патологией речи, также продуктивность запоминания у них будет ниже по сравнению с детьми без речевого диагноза [2].
А.А Алексеева, И.П. Лямина пишут о том, что неполноценность языковых систем у данной группы детей проявляется в том, что они сопровождаются различными нарушениями неречевых процессов. Детям, имеющим общее недоразвитие речи, характерна заторможенность процессов по переработки сенсорной информации, низкая работоспособность; у них недостаточно сформированы такие психические функции как: логика, внимание слуховое и зрительное, восприятие и память [1].
С целью изучения сформированности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи нами было проведено исследование. База исследования - МАОУ ОК «Комплекс Покровский» ОП №4 г. Красноярск. Выборка исследования - 24 ребенка старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II уровня).
Для исследования уровня сформированности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня нами были использованы методики: методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти «Запоминание 10 слов», методика Р.С. Немова «Узнай фигуры» (оценка образной памяти детей), методика Р.С. Немова «Запомни рисунки» (оценка образной памяти детей).
В результате исследования слуховой памяти А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов» были получены данные: чаще всего дети старшего дошкольного возраста обеих исследуемых групп запоминают первые и последние слова, при этом первое и два последних озвученных слова запоминаются чаще. Частота запоминания слов в целом по выборке 4±3.
В целом по выборке у большинства детей дошкольного возраста с ОНР II уровня38% от всей выборки (9 человек) наблюдается рост воспроизведения к пятому повтору, у 64% (7 человека) память неустойчива, что говорит о неустойчивости внимания, у 18% (2 человека) отсутствует заинтересованность в запоминании, у 18% (2 человека) наблюдается истощаемость внимания.
Экспериментальная группа ^И"" Контрольная группа
Рис.1. Частота запоминания слов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе эксперимента
В результате исследования Р.С.Немова «Узнай фигуры» мы получили результаты, представленные на рис. 2.
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рис. 2. Распределение выборочной совокупности детей по уровням развития функции образной памяти (методика «Узнай фигуры» Р.С. Немова)
Результаты исследования объема кратковременной зрительной памяти (методика «Запомни рисунки») Р.С. Немова представлены на рис. 3
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Рис. 3. Распределение выборочной совокупности детей по уровням, характеризующим объем кратковременной зрительной памяти (методика
«Запомни рисунки» Р.С. Немова)
Таким образом, данные эмпирического исследования показали: у большинства детей образная память развита на среднем уровне (дети узнали от 3 до 6 изображений в интервале от 55 до 75 секунд), что соответствует возрастным нормативным показателям. В то же время значительная часть детей показала низкий и очень низкий уровень развития образной памяти. Дети неточно воспроизводили рисунки и фигуры, заменяя на другое, либо пропускали. При этом результаты детей экспериментальной группы несколько ниже, чем результаты детей контрольной группы.
В результате эмпирического исследования мы пришли к выводу, что у большинства детей старшего дошкольного возраста II уровня не сформирована слухоречевая память. У них отмечается низкий уровень слуховой и зрительной памяти (зрительные представления бедны и нестойки). У детей выявлен низкий уровень продуктивности запоминания. Выявленные показатели свидетельствуют о необходимости психолого-педагогической программы, направленной на развитие слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста II уровня.
Библиографический список.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400 с.
2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. -СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.