Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБЩЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

Анализируя психологическую и педагогическую литературу по проблеме личностного развития детей с общим недоразвитием речи, можно выделить следующие особенности: нарушение развития коммуникативной сферы из-за несформированности средств общения, дети часто не бывают заинтересованы в контакте. Исходя из актуальности темы целью исследования стало изучение особенностей конфликтного поведения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 24 ребёнка, из них 12 детей - старшего возраста с нормой речевого развития, 12 детей - старшего возраста с общим недоразвитием речи, в дальнейшем (ОНР), а именно - с 3-им уровнем ОНР - 5 детей, 7 детей - со 2-ым уровнем ОНР. Описание метода исследования: наблюдение в свободной деятельности. Итак, при сравнении двух групп исследования в процессе наблюдения установлено, что в группе детей с общим недоразвитием речи в большей степени наблюдаются проявление конфликтов по сравнению с детьми без особенностей речевого развития. Исследования доказывают, что фонематическое восприятие всех звуков завершается к концу второго года жизни, другие ученые подчеркивают, что физиологическая дислалия, которая присуща детям трехлетнего возраста, у четырехлетних детей уже не наблюдается. Это означает, что уже на пятом году жизни ребенка можно обнаружить отставание в формировании звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CONFLICT BEHAVIOR OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Analyzing the psychological and pedagogical literature on the problem of personal development of children with general speech underdevelopment, the following features can be identified: a violation of the development of the communicative sphere due to the lack of communication tools, children are often not interested in contact. Based on the relevance of the topic, the aim of the study was to study the features of the conflict behavior of older preschoolers with general speech underdevelopment. The study involved 24 children, including 12 older children with normal speech development, 12 older children with general speech underdevelopment, in the future (ONR), namely-with the 3rd level of ONR - 5 children, 7 children - with the 2nd level of ONR. Description of the research method: observation in free activity. So, when comparing the two groups of the study, it was found that in the group of children with general speech underdevelopment, the manifestation of conflicts is more observed than in children without speech development features. Studies prove that the phonemic perception of all sounds is completed by the end of the second year of life, other scientists emphasize that the physiological dyslalia that is inherent in children of three years of age is no longer observed in four-year-olds. This means that already in the fifth year of a child's life, it is possible to detect a lag in the formation of sound pronunciation due to defects in the perception and pronunciation of phonemes.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Изучение конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи

Наталья Николаевна Шельшакова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводский государственный университет Петрозаводск, Россия naty_sy@mail.ru 0000-0003-4038-1621

Поступила в редакцию 13.04.2021 Принята 1.05.2021 Опубликована 11.05.2021

С> 10.25726/10567-3064-3212-г

Аннотация

Анализируя психологическую и педагогическую литературу по проблеме личностного развития детей с общим недоразвитием речи, можно выделить следующие особенности: нарушение развития коммуникативной сферы из-за несформированности средств общения, дети часто не бывают заинтересованы в контакте. Исходя из актуальности темы целью исследования стало изучение особенностей конфликтного поведения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовало 24 ребёнка, из них 12 детей - старшего возраста с нормой речевого развития, 12 детей - старшего возраста с общим недоразвитием речи, в дальнейшем (ОНР), а именно - с 3-им уровнем ОНР - 5 детей, 7 детей - со 2-ым уровнем ОНР. Описание метода исследования: наблюдение в свободной деятельности. Итак, при сравнении двух групп исследования в процессе наблюдения установлено, что в группе детей с общим недоразвитием речи в большей степени наблюдаются проявление конфликтов по сравнению с детьми без особенностей речевого развития. Исследования доказывают, что фонематическое восприятие всех звуков завершается к концу второго года жизни, другие ученые подчеркивают, что физиологическая дислалия, которая присуща детям трехлетнего возраста, у четырехлетних детей уже не наблюдается. Это означает, что уже на пятом году жизни ребенка можно обнаружить отставание в формировании звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Ключевые слова

Конфликт, общее недоразвитие речи, общение, поведение, социализация, деструктивное общение, конструктивное общение.

Введение

Из-за отсутствия отечественных коррекционных программ учителя-логопеды используют российские системы обучения и воспитания детей с ФФНР, которые охватывают старший дошкольный и младший школьный возраст. Однако проведение ранней диагностики нарушений речевого развития и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста имеет приоритетное значение.

В существующих коррекционных программах преодоления ФФНР сводится лишь к целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой составляющей речи и фонематического недоразвития, что не учитывает представлений о речи как целостную единую систему в сочетании фонетико-фонематической, лексико-грамматической составляющих и связной речи. Стоит также отметить общей тенденции российских и белорусских программ в развитии лексической составляющей речи выходить из тематического распределения речевого материала путем

использования в течение учебного года так называемых лексических тем, то есть применение лш^водидактичного подхода.

Исходя из актуальности темы исследования целью стало изучение особенностей конфликтного поведения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы и методы исследования

Формирование речевой компетентности - одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития ребенка в дошкольном учебном учреждении (ДОУ), в частности в специальном компенсирующего типа для детей с нарушениями речи (ПМ).

Одной из самых распространенных речевых пороков у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематический недоразвитие речи (ФФНМ), который заключается в нарушении физического, физиологического и психологического механизмов фонемообразования при сохранении нормального слуха и интеллекта. По исследованиям различных авторов Европы и СНГ нарушение звукопроизношения наблюдается у 17-42% детей дошкольного возраста, причем существует устойчивая тенденция к увеличению этого показателя. Так, по данным профессора М. Ханемана (Майнский университет) за последние пять лет эти показатели выросли больше, чем на 20%.

Проблеме обучения и воспитания дошкольников из ФФНМ посвящены многочисленные научно-методические исследования, в которых рассматриваются методы диагностики и коррекции фонетико-фонематических отклонений у детей. Специальные программы для обучения дошкольников с недостатками речевого развития, в т. ч. и детей с ФФНР [4, 9], которыми пользуются в ближнем зарубежье, можно условно разделить на две группы: общие, которые опираются на психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, и такие, которые фокусируются на конкретной проблеме и основанные на клинико-педагогической классификации.

Результаты и обсуждение

Проведенное теоретическое исследование позволяет выделить моторный компонент речи как последующий, что влияет на всю речевую деятельность ребенка: формирования артикулирования в процессе овладения звуками и языком, и способствует созреванию артикуляции умений и навыков, развитию фонетико-фонематического слуха, восприятию и пониманию устной речи.

Особое значение в формировании речи ребенка, развитии его мыслительных процессов приобретает речь, которая до сих пор не стала предметом исследования и целенаправленного развития в специальной педагогике в целом, а также в методиках, касающихся обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, в частности.

Исследование теоретического материала свидетельствует о важности моторного компонента при формировании речи у ребенка с общим недоразвитием речи. Тренировки языково-двигательного анализатора ребенка может стать важным фактором активизации его речевого развития, облегчения овладения звуком и речью, и восприятия, и понимания содержания речи. Исследование включало два этапа:

1) Первый этап - активизация речевого анализатора с помощью разработанных игр.

2) Второй этап - обработка данных, полученных в процессе исследования.

Выборку составили 10 детей с общим недоразвитием речи.

К экспериментальному исследованию было привлечено 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дошкольного учебного заведения № 485 комбинированного типа г. Москвы.

В нашем исследовании формирование речево-двигательных умений и навыков, в связи с развитием слухового восприятия речи включали следующие прямы:

- развитие моторики артикуляционного аппарата;

- формирование у детей слухо-зрительного восприятия речи (на слух, при сопряженном произношении и чтении с губ);

- использование графической основы (пиктограмм) для умственного развития, развития памяти и мышления;

- формирование ассоциативных связей и х роль в распознавании фразы детьми с общим недоразвитием речи. На основе ранее проведенных исследований («Изучение роли артикулирования и звукового контроля для правильного воспроизведения слов», «Активизация речевого анализатора как фактор формирования и совершенствования устной речи у детей с нарушениями речевой функции»), разработаны игры, целью которых является: формирование у детей слухово-зрительного восприятия речи на слух, при произношении и чтении с губ); формирование, ассоциативных связей, как средство распознавания фразы; использование графической основы (пиктограмм) для умственного развития, развития памяти и мышления; обучение прогнозированию для уменьшения временного промежутка между реакцией-ответом.

Продолжительность занятий не превышает 20-25 минут (согласно программы дошкольного воспитания).

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Ориентирован на системную работу с детьми, направленную на преодоление артикуляционных трудностей. Артикуляционная моторика обеспечивает ребенку усвоение речи, его запоминание и перевод во внутреннее речи: сначала ребенок воспроизводит воспринятое речи (отраженное речи), потом говорит спряжено с говорящим, подражая его артикуляцию, а далее воспроизводит только те фрагменты речи (слоги, слова, словосочетания), которые вызывают затруднения в их понимании. Лишь овладение всех названных этапов позволяет ребенку сознательно и быстро воспринимать, анализировать и понимать устную речь. Кроме того, говоря сама, четко и быстро артикулируя, ребенок достигает высоких результатов в овладении речи. И еще одна важная, и до сих пор не освещенная в коррекционной педагогике, особенность, свидетельствующая в пользу необходимости владения ребенком совершенной моторикой артикулирования в процессе говорения. Исследование проведении с привлечением детей с нарушениями слуховой функции, убедительно доказали, что именно артикуляционное движение при восприятии ребенком обращенной речи активизирует систему его интеллектуальной обработки, обеспечивая синхронность его восприятия, анализа-синтеза и понимания.

Особого внимания требует отработка моторного образа звука, то есть преодоление моторных трудностей звукопроизношения. Ведь известно, что новый звук включается ребенком в фонологическую систему лишь тогда, когда созреют артикуляционные возможности его реализации. Из данных исследований можно сделать вывод, что звук, не отработанный в моторном плане, ребенок произносит с трудом. Он не становится достоянием фонологической системы дошкольника, ибо не употребляя в речи, важности звука не придается существенного значения.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- автоматизация звукопроизношения в складах называние слогов, имеющие звуки, которыми хорошо владеет ребенок путем их повторения (с опорой на пиктограммы, преимущественно для детей раннего или дошкольного возраста);

- проговаривание ребенком и взрослым речевого материала, которым она овладевает;

- артикулирование взрослым (без голоса) слогов, слов, словосочетаний, коротких фраз, которые перед этим ребенку назвали с голосом и ребенок соотнесла с услышанным предметом, картинкой (пиктограммой).

Формирование у детей слухо-зрительного восприятия речи (на слух, при сопряженном произношении и чтении с губ)

Упражнение "попугай" Педагогу нужно было прочитать предложение, а ребенок (вместе с педагогом) должен был повторить. Слова к игре. Мишка и Жанна гуляли по тропинке. Они увидели кошку. Кошка жалобно мяукала. И было холодно. Дети пожалели кошку. Забрали ее домой. Живет кошка у Мишки и Жанны.

Все дети справились с этой задачей, сначала они все повторяли за учителем, а потом продолжили самостоятельно.

Игра "Рыбка" Педагог читал предложения, а дети внимательно слушали и смотрели на его артикуляцию. После повтора предложения (без звука), дети пытались прочитать с губ. Слова к игре. В поле коровы. -Му-му. Молока кому? Мама мыла Лину. У мамы мыло [2].

Не все справились с заданием. Половина детей не могли прочесть с губ, возникали трудности в концентрации внимания.

Использование графической основы (пиктограмм) для умственного развития, развития памяти и мышления

Игра "запомни фразы" Педагог называл пять фраз, а дети запоминали и называли й х, выполнив к каждой фразе схематический рисунок, который помогал при запоминании. Слова к игре: мальчик устал. Девочка плачет. Папа отдыхает. Мама готовит. Бабушка читает.

Дошкольникам понравилась эта задача, но у 2-х детей возникли трудности при запоминании пиктограмм.

В настоящее время число детей с общим недоразвитием речи значительно увеличивается. Конфликтное поведение, неблагополучие, эмоциональный дискомфорт ребенка среди сверстников негативно отражается на формировании личности ребенка. Второе исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 20 «Лумикелло» г. Петрозаводска, на подготовительных группах детей с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. В исследовании участвовало 24 ребёнка, из них 12 детей - старшего возраста с нормой речевого развития, 12 детей - старшего возраста с общим недоразвитием речи, в дальнейшем (ОНР), а именно - с 3-им уровнем ОНР - 5 детей, 7 детей - со 2-ым уровнем ОНР. Обозначим группы детей, как - группа1, в дальнейшем ГР1 (дети с общим недоразвитием речи, и группа 2, в дальнейшем ГР2 (дети с нормой речевого развития)

Описание метода исследования: наблюдение в свободной деятельности.

Результаты наблюдения в свободной деятельности:

Результаты наблюдения за детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи в свободной деятельности представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 мы видим, что общая сумма всех конфликтов составила 8 действий, что соответствует среднему уровню проявления конфликтов в группе. Среднее значение по группе - 0,6 баллов, что также соответствует низкому уровню проявления конфликтов. Общее время конфликтов составило - 5 мин., что соответствует также низкой длительности конфликтов по времени. Среднее значение по времени - 0,4 мин., что соответствует низкой продолжительности конфликтов у детей всей групп. Можно предположить, что конфликты в группе детей с общим недоразвитием речи были непродолжительные и нечастые, в основном, наблюдалось наличие конфликтов у одного или двух детей.

Максимальная длительность конфликтных действий (всех) на одного ребёнка составила -3,5 мин. Это было выявлено у одного ребёнка (Даниил П.) У 9-ых детей конфликтных действий не было выявлено, это дети: Иван К. Захар Р., Маша К., Ростик К. Егор Н. , Савва Р., Арина П., Максим Е., Максим М. Максимальное количество конфликтных действий составило - 4 действия (1 ребёнок-Даниил П.), минимальное - 0 действий (9 детей), также был мальчик, количество конфликтных действий у которого составило - 3 действия (Артём Т.), и девочка (Лера Д.), количество конфликтных действий у которой составило -1 действие.

На основании проведения наблюдения выявились и некоторые причины вступления в конфликт детьми. Так причинами конфликтных действий явились: причины нежелания делить игрушки, желание занимать лидерские позиции в игре, желание вступить в игру игре. В соответствии с закономерностями детского развития, это является нормой. Желание занимать лидерскую позицию в игре обнаружилось у двоих детей, это дети - Даниил П., Артём Т., желание вступить в игру- у 2-их детей, это также дети (Артём Т., Даниил П.), желание владеть игрушкой- у одной девочки (Лера Д.)

В большей степени дети прибегали к деструктивному разрешению конфликтной ситуации, деструктивное разрешения конфликтов наблюдалось у 3-их детей, это дети: Артём Т., Даниил П., Лера Д.. В основном деструктивное разрешение конфликта заключалось в том, что дети либо прибегали к физическим действиям, которые также сопровождались вербальными высказываниями, такими как: «Нет. Ты не будешь строить, буду строить я, уйди отсюда!», «Это моя карточка! Отдай сюда! Верни её быстро!». Конструктивное разрешение конфликта не наблюдалось ни у кого из выше перечисленных детей. Следует отметить, что если возникала конфликтная ситуация, то дети очень часто обращались

за помощью к взрослому, а именно к воспитателю, со словами: «Галина Анатольевна, а скажи Дане, чтобы он ушёл! А он опять ломает и так далее».

Таблица 1. Показатели частоты, длительности, способов разрешения и причин конфликтов _в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи (ГР 1)_

Наблюдение в свободной деятельности

Имя ребёнка Показатели оценивания

Кол-во Длит. (общее время в мин., ) Способ разрешения конфликта (конструктивное, деструктивное) Причина конфликта

1 .Иван К. - - - -

2. Захар Р. - - - -

З.Лера Д. 1 0,5 Деструктивный( отбирает игрушку) Желание владеть игрушкой

4.Маша К. - - - -

б.Ростик К. - - - -

б.Савва Т. - - - -

7.Артём Т. 3 1 Деструктивный (отбирает игрушки, карточки) Желание занимать лидерскую позицию в игре, желание вступить в игру с другими сверстниками

8. Егор Н. - - - -

9.Арина П. - - - -

10. Даниил П. 4 3,5 Деструктивный (пытается отобрать игрушку, толкает) Желание занимать лидерскую позицию, желание принятия себя в игру к сверстникам, разделение ролей

11.Максим М. - - - -

12.Максим Е. - - - -

Всего 8 5 мин

Среднее значение 0,6 0,4

Следует отметить, что в своей беседе воспитатель отметил двух мальчиков с повышенной конфликтностью, это дети - (Артём Т. И Даниил П.). В данном наблюдении они также проявили себя как

самые конфликтные в группе. Также отмечаем, что Даниил проявлял конфликты вне своего наблюдения в игре с другими сверстниками. Также, например, в раздевалке с мамой, перед уходом домой, он кидался вещами, не хотел одеваться, капризничал. Мама пыталась уговорить мальчика одеваться, на что он просто игнорировал её просьбы, кидал вещи на пол, кривлялся. Данные особенности поведения ребенка могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития.

Можно сделать вывод о том, что в целом в данной исследуемой группе по результатам наблюдения установлено, что не все дети проявили конфликты в свободной деятельности, только у двоих детей наблюдались конфликтные действия, которые не могли разрешиться конструктивным способом. Также можно отметить тот факт, что дети изначально выбирают себе напарника по игре, с которым им будет комфортно. Когда же в игру пытался вступить один из конфликтных мальчиков, дети сразу обращали на это внимание и старались привлечь воспитателя, чтобы тот помог разрешить сложившееся обстоятельство. В целом, большая часть группы детей мало проявила конфликтное поведение, если у них возникала конфликтная ситуация, то дети стремились избежать её самостоятельного решения, обращались за помощью к взрослому, сами решать её не пытались.

Результаты наблюдения в свободной деятельности:

Результаты наблюдения за детьми старшего возраста с нормой речевого развития в свободной деятельности представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 мы видим, что общая сумма всех конфликтов составила 4 действия, что соответствует низкому уровню проявления конфликтов по всей группе, среднее значение- 0,3 балла, что также соответствует низкому уровню проявления конфликтов у детей данной группы. Общее время конфликтов - 2, 5 мин, среднее значение по времени- 0, 2, данные показатели тоже очень малы, можно говорить о том, что конфликты детей в данной группе исследования были непродолжительные, кратки, малочисленны. Отмечаем, что количество и длительность конфликтов была невелика, были дети, которые не проявили ни одного конфликтного действия, или же проявляли по одному. Возможно, это связано с тем, что остальные дети более успешно умеют взаимодействовать друг с другом, умеют самостоятельно находить решения из сложившихся конфликтных ситуаций.

Максимальная длительность конфликтных действий (всех) на одного ребёнка составила -1 мин. Это было выявлено у двоих детей (Дима А., Егор К.) У 9-ых детей конфликтных действий не было выявлено, это дети: (Даня Б., Денис В., Маша К., Варвара С., Яна Х., Полина С., Ваня М., Даня А., Лера Т.) Максимальное количество конфликтных действий составило - 2 действия, (1 ребёнок- Дима А..), минимальное - 0 действий (9 детей), также были мальчики, количество конфликтных действий которых составило -1 действие, это дети- Егор К., Демид А.

На основании проведения наблюдения выявились и некоторые причины вступления в конфликт детьми. Установлено, что причинами конфликтных действий явились: нежелания делить игрушки, желание повсеместного следования правилам игры, желание вступить в игру, привлечение внимания к себе. Желание не делиться игрушками выявлено у одного ребёнка, это - Егор К., желание вступить в игру - у 2-их детей, это дети ( Егор К., Дима А..), желание повсеместного следования правилам игры у - у одного мальчика (Демид А.), привлечение внимания к себе- также у одного ребёнка. В большей степени дети прибегали к деструктивному разрешению конфликтной ситуации, деструктивное разрешения конфликтов наблюдалось у 3-их детей, это дети: Егор К., Дима А., Демид А.

В основном деструктивное разрешение конфликта заключалось в том, что дети либо прибегали к физическим действиям, например, толкали друг друга, которые также сопровождались вербальными высказываниями, такими как: «Это мой робот!», «Ты не будешь снами играть!», «Отдай сюда быстро!» и т.д. Конструктивное разрешение конфликта не наблюдалось ни у кого из выше перечисленных детей. Следует отметить, что если возникала конфликтная ситуация, то дети не обращались за помощью к воспитателю, как это наблюдалось в группе детей с общим недоразвитием речи, здесь воспитатель сам вмешивался в конфликт и разрешал его.

Таблица 2. Показатели частоты, длительности, способов разрешения и причин конфликтов _подготовительной группе детей с нормой речевого развития (ГР 2)_

Наблюдение в свободной деятельности

Имя ребёнка Показатели оценивания

Кол-во Длит. (общее время в мин., ) Способ разрешения конфликта (конструктивное, деструктивное) Причина конфликта

Желание

1Дима А. 2 1 Деструктивный (толкает, отбирает игрушку) вступить в игру, привлечение внимания

Желание

2. Демид А. 1 0,5 Деструктивный ( толкает) повсеместного следования правил в игре

З.Даня А. - - - -

4.Денис В. - - - -

5. Варвара С. - - - -

б.Полина С. - - - -

7.Яна Х. - - - -

8.Лера Т. - - - -

9.Маша К. - - - -

Желание

10. Егор К. 1 1 Деструктивный (пытается отобрать игрушку, толкает) овладеть игрушкой, желание вступить в игру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Даня Б. - - - -

12.Ваня М. - - - -

Всего 4 2,5 мин

Сред.знач. 0,3 0,2

В беседе, проведённой с воспитателем этой группы Еленой Васильевной, она отмечала одного самого конфликтного мальчика в группе- Дима А. Он также и при проведении наблюдения показал себя, как самый конфликтный в группе, задиристый. Также он проявлял конфликты и при наблюдении за другими детьми, причём, у него единственного ребёнка проявилось проявление конфликта- как мотив привлечение внимания к себе.

Заключение

Для улучшения эффективности логокоррекционной работы со старшими дошкольниками предлагаем использование технических средств, что будет способствовать оптимизации работы логопеда и активизации познавательно-речевых возможностей дошкольников.

При использовании технических средств открывается также множество новых возможностей проведения внеурочной работы и досуга детей. Происходит внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению характера деятельности

педагога - он в значительной степени приближается к профессиональной деятельности исследователя, программиста, организатора, консультанта.

Итак, анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований констатирует преимущественно средний и низкий уровни сформированности лексических и грамматических умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Такое обстоятельство обусловливает поиск более эффективных методов и средств коррекции устной речи детей с ОНР. Перспективой дальнейших разведок является использование технических средств, что будет способствовать активизации познавательно-речевых возможностей дошкольников, оптимизации работы логопеда.

Наличие конфликтов присутствовало у 3-их детей, остальные же дети конфликтных ситуаций не проявляли. Если возникала конфликтная ситуация, дети в отличие от группы с общим недоразвитием речи, сами стремились разрешить конфликт, при этом вмешивался воспитатель, т.к. дети не всегда прибегали к конструктивному разрешению конфликтов, и без помощи воспитателя дети могли перейти к физической агрессии.

Итак, при сравнении двух групп исследования по данной методике, можно предположить, что в группе детей с ОНР в большей степени наблюдаются проявление конфликтов по сравнению с детьми без особенностей речевого развития.

Список литературы

1. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1975. №10. С. 25-30

2. Анцупов А.Я., Шпилов А.И, Конфликтология. М.: Юнити, 2000. 355 с.

3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003. 56с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. Сер. "Мастера психологии". 276 с.

5. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 255 с.

6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. СПб.: Светлячок; Речь, 2000. 244 с.

7. Васильев В.Л. Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке // Психология личности и малых групп. 1977. Вып. 8. 44 с.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. М.: Педагогическое общество России, 2003. 355 с.

9. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: Инфа-М, 2000. 244 с.

10. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2004. 258 с.

11. Дмитриева Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017

12. Дубова Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36-38.

13. Игнатьева С. А., Канунникова Е.О., Парахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 2007. № 2. С. 29-33.

14. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Томского Государственного Университета. 2011. № 345. С. 188-191.

15. Смирнова Е.О. Холмогорова М.В. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО, М.: Изд. Русское слово, 2018.

16. Щербакова Т.Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре // Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

Study of conflict behavior of older preschool children with general speech underdevelopment Natalia N. Shelshakova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia naty_sy@mail.ru 0000-0003-4038-1621

Received 13.04.2021 Accepted 1.05.2021 Published 11.05.2021

I 10.25726/i0567-3064-3212-z

Abstract

Analyzing the psychological and pedagogical literature on the problem of personal development of children with general speech underdevelopment, the following features can be identified: a violation of the development of the communicative sphere due to the lack of communication tools, children are often not interested in contact. Based on the relevance of the topic, the aim of the study was to study the features of the conflict behavior of older preschoolers with general speech underdevelopment. The study involved 24 children, including 12 older children with normal speech development, 12 older children with general speech underdevelopment, in the future (ONR), namely-with the 3rd level of ONR - 5 children, 7 children - with the 2nd level of OnR. Description of the research method: observation in free activity. So, when comparing the two groups of the study, it was found that in the group of children with general speech underdevelopment, the manifestation of conflicts is more observed than in children without speech development features. Studies prove that the phonemic perception of all sounds is completed by the end of the second year of life, other scientists emphasize that the physiological dyslalia that is inherent in children of three years of age is no longer observed in four-year-olds. This means that already in the fifth year of a child's life, it is possible to detect a lag in the formation of sound pronunciation due to defects in the perception and pronunciation of phonemes.

Keywords

Conflict, general speech underdevelopment, communication, behavior, socialization, destructive communication, constructive communication

References

1. Anzharova A.I. Osobennosti obshhenija starshih doshkol'nikov so sverstnikami // Doshkol'noe vospitanie. 1975. №10. S. 25-30

2. Ancupov A.Ja., Shpilov A.I, Konfliktologija. M.: Juniti, 2000. 355 s.

3. Arcishevskaja I.L. Rabota psihologa s giperaktivnymi det'mi v detskom sadu. M.: Knigoljub, 2003. 56s.

4. Bjeron R., Richardson D. Agressija. SPb.: Piter, 2000. Ser. "Mastera psihologii". 276 s.

5. Bodalev A.A. Lichnost' i obshhenie. M.: Pedagogika, 1983. 255 s.

6. Valker D. Trening razreshenija konfliktov (dlja nachal'noj shkoly). Kak nam dogovorit'sja? Prakticheskoe rukovodstvo po nenasil'stvennomu razresheniju konfliktov. SPb.: Svetljachok; Rech', 2000. 244 s.

7. Vasil'ev V.L. Psihologicheskij analiz otnoshenij, voznikajushhih na doprose i ochnoj stavke // Psihologija lichnosti i malyh grupp. 1977. Vyp. 8. 44 s.

8. Volkov B.S., Volkova N.V. Psihologija obshhenija detej v detskom vozraste. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2003. 355 s.

9. Vorozhejkin I.E., Kibanov A.Ja., Zaharov D.K. Konfliktologija. M.: Infa-M, 2000. 244 s.

10. Dmitrieva E.E. Kommunikativnoe razvitie detej s legkimi formami psihicheskogo nedorazvitija na rannih jetapah ontogeneza: monografija. N. Novgorod: NGPU, 2004. 258 s.

11. Dmitrieva E.E. Razvitie obshhenija so vzroslym i sverstnikom u starshih doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi: monografija. Nizhnij Novgorod: Mininskij un-t, 2017

12. Dubova N.V. Ob osobennostjah navyka obshhenija doshkol'nikov s ONR // Logoped v detskom sadu. 2006. № 3. S. 36-38.

13. Ignat'eva S.A., Kanunnikova E.O., Parahina E.S. Ocenka sostojanija kommunikativno-rechevoj dejatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR // Vospitanie i obuchenie detej s otklonenijami v razvitii. 2007. № 2. S. 29-33.

14. Serebrjakova O.V. Igra kak sredstvo diagnostiki mezhlichnostnyh vzaimootnoshenij doshkol'nikov v norme i s obshhim nedorazvitiem rechi // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2011. № 345. S. 188-191.

15. Smirnova E.O. Holmogorova M.V. Deti s trudnostjami v obshhenii. FGOS DO, M.: Izd. Russkoe slovo, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.