РОЛЬ МНЕМОТАБЛИЦ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Романова Е.Е. Email: [email protected]
Романова Елена Евгеньевна -учитель-дефектолог, Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка», г. Тольятти, Самарская область
Аннотация: в статье раскрывается вопрос формирования словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц. В данной статье дается определение понятию «память», раскрывается понятие «общее недоразвитие речи». А также в этой статье раскрывается проблема развития словесной памяти у детей с нарушениями речи. Описываются основные направления формирования словесно-логической памяти старших дошкольников с ОНР. Автор подробно описывает метод мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: память, словесная память, недоразвитие речи, смысловая группировка, классификация, мнемотехника, мнемотаблица.
THE ROLE OF MNOMOTABLES IN THE SYSTEM OF FORMATION OF VERBAL-LOGICAL MEMORY IN PRESCHOOLERS Romanova E.E.
Romanova Elena Evgen 'evna - Teacher-Defectologist, AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION «PLANETA DETSTVA «LADA» KINDERGARTEN № 198 «VISHENKA», TOL'JATTI, SAMARA REGION
Abstract: the article reveals the question of the formation of verbal-logical memory in preschool children by means of mnemonic tables. This article gives a definition of the concept of "memory", reveals the concept of "general underdevelopment of speech." And also in this article the problem of the development of verbal memory in children with speech disorders is revealed. The main directions of the formation of the verbal-logical memory of older preschoolers with OHP are described. The author describes in detail the method of mnemonics in working with preschool children.
Keywords: memory, verbal memory, speech underdevelopment, semantic grouping, classification, mnemonics, mnemonic table.
УДК 373.24
Память - это одна из сторон целостной психической деятельности человека, сама представляет собой единство и многообразие ее проявлений в словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной формах. Это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Словесно-логическая память это память на мысли, суждения и умозаключения. Синонимы: смысловая память, вербальная, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел. Развитие памяти в онтогенезе начинается довольно рано. Самой первой формируется двигательная память, затем механическая память, которая постепенно дополняется и замещается словесно-логической. Уровень развития словесно-логической памяти зависит от условий, в которых она развивается.
Общее недоразвитие речи - это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика,
связная речь. Словесно-логическая память - одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая в своем развитии тесно и непосредственно взаимосвязана с речью, развитие которой у детей с ОНР идет замедленно и своеобразно. Основные трудности в развитии у таких дошкольников словесно-логической памяти связаны с нарушениями речевой деятельности: детям сложно запомнить объемные инструкции, стихи, повторить определенный ряд слов или фраз.
На сегодняшний день используются следующие направления формирования словесно-логической памяти старших дошкольников с ОНР, в основном, с помощью приемов опосредованного запоминания:
- смысловая группировка - разделение материала на смысловые куски, с выделением главных, опорных пунктов для каждой части и для всего материала в целом;
- классификация - для более прочного запоминания материла его можно разделить на определенные части. Например: знакомые - незнакомые слова;
- ассоциации - материал запоминается гораздо лучше, если при запоминании информации удается ее логически связать между собой или привязать к значимому событию или предмету;
- схематизация - материал, гораздо легче запомнить, если разделить представить его в виде схемы, выделив при этом его главных частей.
- достраивание материала - информация легче запоминается, при соединении смысловых частей, продумывание их связи, добавляя что-то от себя;
- личные комментарии - вовлекают в процесс запоминания информации эмоциональные и интеллектуальные компоненты, которые помогают оставить яркий след и лучше сохранить информацию в памяти;
- использование картинок - улучшает запоминание привлечение наглядного материала, привязывание к ним различные названия предметов или словосочетания.
Проблема развития словесной памяти у детей с нарушениями речи представляется наиболее актуальной в контексте проведения с ними коррекционной работы. Так как некоторый объем учебного материала предъявляется детям в устной форме, им необходимо запоминать и усваивать большое количество вербальной информации, что вызывает определенные трудности у детей-логопатов.
Одним из главных факторов запоминания является ассоциативная мощность. Под этим понятием подразумевается то, как образ или событие, связанное с данным объемом информации, может оставить след в головном мозге. Очень яркий образ запоминается намного легче, нежели образ, который ничем не отличается от повседневного, является типичным. Все это влияет и на скорость воспроизведения. Другим фактором можно считать связанность запоминаемой информации с уже знакомыми понятиями. Это еще один, не менее значительный фактор запоминания информации. Существует совокупность приемов и способов, которые существенно облегчают запоминание необходимой информации с помощью ассоциаций. Это понятие называется мнемотехника.
Мнемотехника или мнимоника - это одна из техник запоминания, основанная на совокупности приемов и способов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем полученных знаний при помощи организации искусственных ассоциаций.
Сенсорное восприятие окружающего мира помогает воспитанникам с речевой патологией обобщить представления через увиденные образы. Второй вспомогательный фактор - создание плана высказывания.
Использование мнемотехники, как системы различных приемов, обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об
особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи. Основные задачи мнемотехники:
- развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, а также отработка различных приёмов запоминания;
- развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать;
- развитие образного мышления (кодирование любой информации);
- решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией;
- развитие смекалки, тренировка внимания;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
В системе развития словесно-логической памяти мнемотехника является актуальным средством для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Тем не менее, для того чтобы процесс усвоения и воспроизведения информации протекал быстрее и легче, на помощь ребенку приходят различные анализаторы, задействованные при применении мнемотехники. Овладеть мнемотехникой значит овладеть инструментальным навыком. Для того чтобы сформировать данный навык необходима практика, выражающаяся в выполнении упражнений.
Посредством использования мнемотехники у детей формируются навыки перекодирования информации, т.е. преобразования ее из символов в образы. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам, так как детям младшего возраста трудно сразу усвоить информацию большого объема. Мнемоквадрат - это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка - это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Использование метода мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью, при этом включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Посредством мнемотаблиц на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на мнемотаблицы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию, так как такие таблицы служат своеобразным зрительным планом для запоминания, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, наполнять его лексико-грамматическим содержанием.
Посредством схем дети учатся самостоятельно определять главные свойства и признаки предметов или явлений, а последовательность помогает им запомнить их порядок. Мнемотаблицы позволяют выделять в предметах или отношениях предметов существенные признаки, которые помогут запомнить информацию. Таким образом, мнемотаблица имеет возможность фиксировать текст в схематичной форме. Обучение перекодированию информации в обстрактные символы, затем, помогают детям запоминать любую другую информацию и успешно воспроизводить ее в дальнейшем.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, планированию своих действий. У него повышается
чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.
Мнемотаблицы облегчают запоминание нужной информации и увеличивают объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Список литературы /References
1. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. СПб.: Питер, 2014. 288 с.
2. Будникова Т.Л.Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Т.Л. Будникова, А.В. Бурцева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2016. № 117-3. С. 78-81.
3. Ковалева А.Т. Развитие произвольной памяти у дошкольников средствами мнемотехники как здоровьесберегающей технологии / А.Т. Ковалева, С.П. Дуванова /// Новой школе - здоровые дети материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. С. 76-78.
4. Муллер Д.А. Память и мнемотехника / Д.А. Муллер // Старт в науке, 2016. № 3. С. 82-83.