2. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. - М.: АСТ-Пресс, 2011 - 301 с.
3. Гербова В.В. Развитие речи детей раннего возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2005 - 33 с.
4. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с.
5. Никитин Б.Н. Ступени творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2004. - 168 с.
7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. - М.: Мозаика-синтез, 2017. - 112 с.
Педагогика
УДК 376
кандидат биологических наук Анохина Ася Сергеевна
Новокузнецкий институт (филиал)
Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); магистрант Шипачева Татьяна Андреевна
Новокузнецкий институт (филиал)
Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР. В ней дано теоретическое обоснование проблемы исследования, представлена диагностическая программа изучения особенностей слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР и результаты эксперимента.
Ключевые слова: диагностика, развитие, слухоречевая память, задержка психического развития, младший школьный возраст, свойства памяти.
Annotation. The article is devoted to the study of the features of the auditory-speech memory of children of primary school age with mental retardation. It provides a theoretical substantiation of the research problem, presents a diagnostic program for studying the features of auditory-speech memory in primary school children with mental retardation and the results of the experiment.
Keywords: diagnostics, development, auditory-speech memory, mental retardation, primary school age, memory properties.
Введение. Становление познавательной сферы у детей с задержкой психического развития имеет определенные особенности, что является одной из наиболее распространенных причин трудностей при освоении программы общеобразовательной школы. Эти трудности в большей степени зависят, как указывают многие исследователи, от сохранности мнестических процессов. Достаточный уровень развития памяти является важным условием в овладении учебными знаниями, умениями и навыками. При этом особое значение отводится слухоречевой памяти. Низкий уровень развития слухоречевой памяти, трудности запоминания информации на слух отрицательно сказываются на результативности учебной деятельности [4].
В общеобразовательной организации для преодоления трудностей в обучении детей с ЗПР в системе работы учителя-дефектолога предусмотрена коррекционная работа. Она носит системный и комплексный характер и включает в себя развитие и коррекцию высших психических функций. Наиболее изученным вопросом в системе работы учителя-дефектолога является коррекция таких психических процессов, как мышление и внимание. При этом слухоречевая память остается наименее изученной областью в рамках системного подхода. А ведь именно она является определяющим процессом, участвующим в психической жизни личности, играет существенную роль в развитии мыслительных процессов, мотивов поведения, в том числе письма и чтения. Необходимо отметить, что детальное изучение слухоречевой памяти у детей с ЗПР также важно для определения стратегии и тактики работы по преодолению трудностей обучения.
Изложение основного материала статьи. Память - важнейшая форма психического отражения действительности, участвующая в работе большинства познавательных функций, которая обеспечивает накопление информации об окружающем мире, позволяет воспринимать и распознавать перцептивные образы, служит основой приобретения знаний [2].
Исследователи выделяют отдельные виды памяти, которые вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
3) по характеру сенсорной модальности, преобладающей в деятельности, память делят на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую [2].
Все эти виды памяти могут быть представлены как на кратковременном, так и на долговременном уровне.
Остановимся на видах памяти, которые классифицируются по характеру сенсорной модальности. Зрительная и слуховая образная память обычно хорошо развиты у многих людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую образную память можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Рассмотрим слухоречевую память более подробно [4].
Данный вид памяти позволяет человеку воспринимать, быстро и точно запоминать смысл событий и логику рассуждений, удерживать её в памяти и, при необходимости, достаточно точно, словесно воспроизводить полученную звуковую информацию.
Слухоречевая память наравне с другими видами памяти предполагает обработку информации в головном мозге. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, которые передаются в головной мозг по слуховому нерву, затем воспринимаются и обрабатываются им. Одна из основных особенностей работы слухового анализатора связана со спецификой организации акустической информации, восприятие которой требует перевода сукцессивно поступающих стимулов в виде последовательности звуков в симультанную схему. Восприятие звукового ряда основано на удержании в памяти всех звеньев акустического потока.
Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их. Сбой на любом из этапов приведёт к неправильной обработке услышанного, а, следовательно, к низкому уровню переработки всей слуховой информации.
Слухоречевая память как одна из высших психических функций человека является сложным саморегулирующимся процессом, социальным по своему происхождению, опосредованным по строению и сознательным по способу функционирования. Она, как и другие высшие психические функции, характеризуется определенными свойствами. К одному из таких свойств относят объем слухоречевой памяти, который характеризует возможности запоминания и хранения информации. Объем слухоречевой памяти характеризуется удержанием определенного количества единиц, которые могут быть извлечены из нее по прошествии определенного времени после момента запоминания.
Такое свойство, как быстрота запечатления, характеризуется способностью человека достаточно быстро применять в практической деятельности уже запечатленную информацию.
Другое свойство слухоречевой памяти - точность воспроизведения. Она позволяет человеку точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию, не искажая ее.
Важным свойством слухоречевой памяти является длительность хранения информации. Благодаря данному свойству памяти человек может определенное время удерживать необходимую информацию. Когда возникает необходимость данную информацию воспроизвести, мы сталкиваемся с другим свойством слухоречевой памяти - готовностью к воспроизведению запечатленной в памяти информации. Данное свойство позволяет человеку воспроизводить необходимую информацию тогда, когда это потребуется.
Слухоречевая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Именно слухоречевая память считается самым высшим видом памяти, присущим только человеку. По основным своим характеристикам она может быть кратковременной и долговременной, произвольной и непроизвольной [1].
Слухоречевая память играет важную роль в учебной деятельности детей, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала на слух, вербально воспроизводить его по памяти, применять в решении учебных задач.
В основе нарушения слухоречевой памяти лежат изменения нейродинамических параметров работы слухового анализатора в виде патологического ретроактивного и проактивного торможения и уравнивания возбудимости. Слабость замыкательной функции коры головного мозга, которая отмечается в анамнезе детей с ЗПР, обуславливает снижение объема и точности воспроизведения слухоречевой памяти. Особенно страдают те виды слухоречевой памяти, которые требуют участия мыслительных процессов.
Низкий уровень развития слухоречевой памяти приводит к многочисленным трудностям в обучении: ребенок плохо справляется с диктантами и пропускает в них слова; часто переспрашивает; не улавливает основную мысль предъявляемого материала; затрудняется в пересказе предъявляемой на слух информации; не полностью усваивает и понимает инструкции, которые учитель предъявляет на слух. Все это приводит к тому, что ребенок не в полном объеме усваивает учебный материал. Отмечается ограничение возможности оперировать со слухоречевым материалом. Особенно это актуально для детей младшего школьного возраста с ЗПР, слухоречевая память которых характеризуется вариативностью как количественных, так и качественных показателей, снижением объема и динамики запоминания, нарушением избирательности сохранения следов мнестической деятельности, повышенной тормозимостью и инертностью мнестических процессов, недостаточностью саморегуляции и контроля мнестической деятельности, что может проявляться в преобладании механического или хаотичного типов запоминания. Стоит отметить, что низким уровнем отличается как кратковременная, так и долговременная слухоречевая память [6, 7].
Необходимо обратить внимание на то, что степень выраженности расстройств слухоречевой памяти зависит от характера запоминаемого материала.
Эти и другие трудности можно избежать, если вовремя начать коррекционную работу по развитию и коррекции слухоречевой памяти.
Нами была проведена диагностическая работа с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, которая включала изучение уровня развития параметров слухоречевой памяти:
- объема;
- быстроты запечатления;
- готовности к воспроизведению;
- точности воспроизведения;
- длительности сохранения информации.
В ходе исследования использовались методы эмпирического и теоретического исследования, в частности, применялись методы наблюдения, сравнения, эксперимента, анализа и синтеза теоретической информации. Особое место отводилось организации и проведению эксперимента, который носил констатирующий характер.
Исследование проходило на базе МБОУ «ООШ №28», экспериментальная выборка включала 25 детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В диагностическую программу вошли следующие методики:
1. Понимание близких по звучанию слов - показ по слову-наименованию, адаптация Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной;
2. «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), адаптация М.М. Семаго, Н.Я. Семаго;
3. «Исследование опосредованного запоминания» (по А.Н. Леонтьеву), адаптация С.Д. Забрамной, О.В. Боровика;
4. «Способность понимать и воспроизводить содержание» (С.Д. Забрамная);
5. «Повторение цифр» (субтест VI теста Д. Векслера), адаптация А.Ю. Панасюка;
6. Слухоречевая память, адаптация Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной;
7. Пересказ текста (по Т.В. Ахутиной).
Так как представленные выше диагностические пробы представляют сложную многокомпонентную функциональную систему, оценка по всем пробам несла комплексный характер. Все результаты сравнивались и рассматривались в единой системе.
Подводя итоги проведенной диагностической работы, необходимо указать, что у подавляющего большинства детей была отмечена слабость процессов переработки слуховой информации (точка коза). Встречались вплетения деталей, малореалистичных в описываемой ситуации, механические повторения. Детали предъявляемых на слух событий не связывались детьми воедино, в большинстве случаев были представлены отдельными местами.
Слабость переработки слуховой информации у детей также проявлялась в невозможности удерживания программы пересказа, нарушениях синтаксических конструкций, неточном использовании предъявляемых на слух лексических средств.
У подавляющего большинства детей с ЗПР нами был определен низкий уровень длительности сохранения информации. Исследование объёма слухоречевой памяти показало, что его низкий уровень наблюдается у 65% детей, у 35% детей -средний уровень.
Показатели быстроты запоминания и готовности к воспроизведению информации у 75% детей на низком, а у 25% - на среднем уровне.
Результаты исследования точности воспроизведения информации показали, что низкий уровень развития данного параметра памяти выявлен у 70% детей, у 30% детей наблюдается средний уровень, высокого уровня не выявлено. У большинства детей отмечены устойчивые проявления инертности и вертикальные повторы.
В процессе исследования многие учащиеся шёпотом повторяли называемые слова для лучшего запоминания. Преобладал краевой характер запоминания. У многих школьников наблюдались нарушения порядка воспроизведения слов и их замена по фонематическому сходству. Отмечено, что учащиеся запоминали не все предлагаемые для запоминания единицы. Количество правильно запоминаемых единиц с предоставлением последующих проб увеличивалось незначительно, что говорит о низком уровне объема и быстроты запоминания слуховой информации. Младшие школьники запоминают информацию без осмысления её содержания, что говорит о преобладании механического типа запоминания над осмысленным.
При отсроченном воспроизведении некоторые школьники, называя несколько слов, завершали задание, не пытаясь припомнить большее количество информации. У большинства испытуемых проявляются трудности в точном воспроизведении материала, утрате ассоциативных цепочек, слабости логически опосредованных связей между запоминаемым словом и графической опорой.
Полученные данные свидетельствуют о том, что диагностируемые параметры слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР развиты недостаточно, что оказывает определенное влияние на учебную деятельность детей.
Выводы. У детей с ЗПР младшего школьного возраста недостаточно развита слухоречевая память, что проявляется в вариативности как количественных, так и качественных показателей, снижении объема и динамики запоминания, нарушении избирательности сохранения следов мнестической деятельности, повышенной тормозимости и инертности мнестических процессов, недостаточности саморегуляции и контроля мнестической деятельности.
Проблема изучения особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития разработана недостаточно и несёт в себе высокую практическую значимость. Реализация диагностической программы показала, что у всех испытуемых отмечаются значительные трудности в развитии слухоречевой памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования необходима своевременная коррекция данного психического процесса.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - Москва: Просвещение, 2008. - 350 с.
2. Антошечкина Г.К., Литвинова А.Г., Верхотурова Н.Ю. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология - 2019. - №5. С. 23-27.
3. Ипполитов, Ф.В. Память школьника / Ф.В. Ипполитов. - Москва: Просвещение, 2008. - 48 с.
4. Кожин Г.И., Лобанова А.В. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. - 2017. - № 9. С. 88-90.
5. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Москва: Просвещение, 2002. - 232 с.
6. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - Москва: Педагогика, 1974. - 312 с.
7. Меркулов И.П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов. - Москва: Просвещение, 2005. - 182 с.
8. Микадзе С.Б. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1999. - Том 4. - № 2. - С. 12-14.
9. Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения / Ю.В. Микадзе. -Москва: Просвещение, 1997. - 45 с.
10. Родионова, А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 106-110.
11. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. Москва: Просвещение, 1985. - 192 с.
12. Цветкова Л.С., Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова, Москва: Просвещение, 2002. - 132 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Анцупов Игорь Сергеевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); кандидат военных наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Ертулов Дмитрий Александрович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Попов Дмитрий Иванович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема необходимости применения мультимедийных технологий в процессе обучения, что обусловлено запросом целевой аудитории и всеобщей цифровизацией образования в современном социуме, т.к. именно мультимедийная образовательная среда обладает необходимым набором ресурсов, причем специально организованных, позволяющих реализовать цели образовательного процесса.
Ключевые слова: мультимедийная образовательная среда, педагогическое сотрудничество, иммерсивное обучение, эмоциональная вовлеченность, системы дистанционного обучения, большие данные, система оценивания, дополненная, виртуальная и смешанная реальность, нетворкинг.