Показатели быстроты запоминания и готовности к воспроизведению информации у 75% детей на низком, а у 25% - на среднем уровне.
Результаты исследования точности воспроизведения информации показали, что низкий уровень развития данного параметра памяти выявлен у 70% детей, у 30% детей наблюдается средний уровень, высокого уровня не выявлено. У большинства детей отмечены устойчивые проявления инертности и вертикальные повторы.
В процессе исследования многие учащиеся шёпотом повторяли называемые слова для лучшего запоминания. Преобладал краевой характер запоминания. У многих школьников наблюдались нарушения порядка воспроизведения слов и их замена по фонематическому сходству. Отмечено, что учащиеся запоминали не все предлагаемые для запоминания единицы. Количество правильно запоминаемых единиц с предоставлением последующих проб увеличивалось незначительно, что говорит о низком уровне объема и быстроты запоминания слуховой информации. Младшие школьники запоминают информацию без осмысления её содержания, что говорит о преобладании механического типа запоминания над осмысленным.
При отсроченном воспроизведении некоторые школьники, называя несколько слов, завершали задание, не пытаясь припомнить большее количество информации. У большинства испытуемых проявляются трудности в точном воспроизведении материала, утрате ассоциативных цепочек, слабости логически опосредованных связей между запоминаемым словом и графической опорой.
Полученные данные свидетельствуют о том, что диагностируемые параметры слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР развиты недостаточно, что оказывает определенное влияние на учебную деятельность детей.
Выводы. У детей с ЗПР младшего школьного возраста недостаточно развита слухоречевая память, что проявляется в вариативности как количественных, так и качественных показателей, снижении объема и динамики запоминания, нарушении избирательности сохранения следов мнестической деятельности, повышенной тормозимости и инертности мнестических процессов, недостаточности саморегуляции и контроля мнестической деятельности.
Проблема изучения особенностей слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития разработана недостаточно и несёт в себе высокую практическую значимость. Реализация диагностической программы показала, что у всех испытуемых отмечаются значительные трудности в развитии слухоречевой памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования необходима своевременная коррекция данного психического процесса.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - Москва: Просвещение, 2008. - 350 с.
2. Антошечкина Г.К., Литвинова А.Г., Верхотурова Н.Ю. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология - 2019. - №5. С. 23-27.
3. Ипполитов, Ф.В. Память школьника / Ф.В. Ипполитов. - Москва: Просвещение, 2008. - 48 с.
4. Кожин Г.И., Лобанова А.В. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. - 2017. - № 9. С. 88-90.
5. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Москва: Просвещение, 2002. - 232 с.
6. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. - Москва: Педагогика, 1974. - 312 с.
7. Меркулов И.П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов. - Москва: Просвещение, 2005. - 182 с.
8. Микадзе С.Б. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1999. - Том 4. - № 2. - С. 12-14.
9. Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения / Ю.В. Микадзе. -Москва: Просвещение, 1997. - 45 с.
10. Родионова, А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 106-110.
11. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. Москва: Просвещение, 1985. - 192 с.
12. Цветкова Л.С., Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова, Москва: Просвещение, 2002. - 132 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Анцупов Игорь Сергеевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); кандидат военных наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Ертулов Дмитрий Александрович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Попов Дмитрий Иванович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема необходимости применения мультимедийных технологий в процессе обучения, что обусловлено запросом целевой аудитории и всеобщей цифровизацией образования в современном социуме, т.к. именно мультимедийная образовательная среда обладает необходимым набором ресурсов, причем специально организованных, позволяющих реализовать цели образовательного процесса.
Ключевые слова: мультимедийная образовательная среда, педагогическое сотрудничество, иммерсивное обучение, эмоциональная вовлеченность, системы дистанционного обучения, большие данные, система оценивания, дополненная, виртуальная и смешанная реальность, нетворкинг.
Annotation. The article deals with the problem of the need to use multimedia technologies in the learning process, which is due to the demand of the target audience and the general digitalization of education in modern society, since it is the multimedia educational environment that has the necessary set of resources, and specially organized ones that allow to realize the goals of the educational process.
Keywords: multimedia educational environment, pedagogical cooperation, immersive learning, emotional involvement, distance learning systems, big data, assessment system, augmented, virtual and mixed reality, networking.
Введение. В настоящее время очень важна организация учебного сотрудничества в новом формате образовательной среды-мультимедийном, или цифровом. Новая формирующаяся парадигма образования, где цифровые технологии развиваются стремительными темпами и активно проникают в образование через множество цифровых образовательных решений, позволяют современному педагогу качественно изменить уровень преподавания, путем организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде (СДО Google Classroom).
Эта среда в образовательных организациях современного социума постоянно трансформируется, что является и неизбежным, и целесообразным. Новый уровень развития мультимедийных технологий, уроки пандемии, -это новый виток в эволюции развития традиционной системы образования.
К основным характеристикам, которые позволяют видоизменить мультимедийную образовательную среду, относятся ее доступность, открытость, технологичность, соответствие возрасту и интерактивность [1].
Эти принципы позволяют развиваться мультимедийной образовательной среде в правильном направлении. Мультимедийная образовательная среда предполагает, что создан ряд ресурсов, причем специально организованных, позволяющих реализовать цели образовательного процесса. Очень важным маркером в этом процессе является то, каким образом будет организована коммуникация в учебном процессе. Чтобы эти процессы были успешными, особое внимание следует обратить на предикторы, обусловливающие уровень успешности. Среди них можно выделить готовность педагога работать в новых условиях, техническую оснащенность всех участников мультимедийного образовательного процесса, педагогику сотрудничества в интерактивном взаимодействии, а также цифровые навыки дистанционного уровня [2].
При всем изобилии действующих цифровых решений, используемых весной 2020 года, многие педагоги испытали трудности как методического, так и психологического характера. Только при целенаправленном обучении и самообучении эти проблемы возможно достаточно успешно решать, что является важным и приоритетным для развития цифровых компетенций педагога.
Изложение основного материала статьи. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, т.е. непрерывной, в цифровую форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята обучающимися.
В настоящее время определены основные векторы развития и внедрения мультимедиа в учебный процесс: все эти направления исходят из ядра запросов, связанных с всеобщей инфориатизацией образования, и подразделяются на: рост сетевых средств с вязи, эволюцию компьютерных систем, появление и развитие гипертекстовых технологий, появление и развитие мультимедиа. Современные и компьютерные телекоммуникации с помощью мультимедиа спосбны реализовать передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, значительно эффективнее, чем традиционные средства обучения.
Мультимедиа содержит в себе колоссальный потенциал, связанный с наличием таких важных для учебного процесса детерминант, как: гибкость, интерактивность, а также интеграция различных типов мультимедийной учебной информации. Именно поэтому можно сказать, что мультимедиа является весьма продуктивной педагогической технологией.
Использование мультимедийных технологий в обучении обладает следующими положительными сторонами по сравнению с традиционным обучением: возможность полноценного использования цветной графики, анимации, звукового с сопровождения, гипертекста; возможность постоянного обновления, возможность размещения интерактивных веб-элементов, возможность нелинейного прохождения материала благодаря множеству гиперссылок.
Характер возможностей использования мультимедийных технологий в обучении обладает следующими преимуществами: тонкая настройка методов для вариативного получения знаний; развитие индивидуальных личностных качеств; активное участие в процессе обучения; повышенный уровень качества изложения материала; творческий подход и прямое взаимодействие с изучаемыми дисциплинами [3].
Техническая оснащенность экстраполирует такой акцент, что она должна быть доступна всем субъектам образовательной организации, в общем, и субъектам педагогического процесса, в частности. Доступным должен быть также выбор тех инструментов, которые релевантны цели процесса и решают конкретные дидактические задачи. Ресурс должен полностью соответствовать запросам обучающихся в соответствии с их учебной активностью и мотивацией. Важен также такой компонент, как учебное сотрудничество, т.е. анализ того, каким образом организовано интерактивное взаимодействие, нет ли у обучающихся ощущения одиночества в мультимедийной образовательной среде.
Важную роль при этом играет институт тьюторства, постоянной системной координации и согласованности всех действий, налаживания процесса коммуникации всех участников педагогического процесса. Кроме всех вышеперечисленных, составляющей успеха является и учебно-методическая составляющая, как неотъемлемая часть учебного процесса.
Доказано, что каждый субъект педагогического процесса, в частности, мы говорим о преподавательском составе, обладает определенным уровнем сформированности навыков решения педагогических задач с использованием мультимедийных технологий. Педагог, который только вступает в профессиональную деятельность, обладает стартовым уровнем, при котором возникает необходимость осознанно заменять некоторые действия при решении дидактических задач на действия с использованием информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.
При наличии базового уровня осуществляется проектирование заданий для обучающихся с использованием ИКТ, участие в различных Интернет-конкурсах и т.д. Если готовится дидактический материал для проведения учебного занятия, создаются цифровые образовательные ресурсы, то этот набор действий характеризует проектировочный уровень. Итоговой целью должно стать приближение к научно-исследовательскому уровню, при котором применяются ИКТ в разных сферах учебной деятельности, проводятся исследования, по результатам которых публикуются материалы, развивается дистанционное обучение, а также осуществляется участие в Интернет-конференциях различного уровня [4].
Одним из компонентов внедрения мультимедийных технологий является создание интерактивного рабочего листа. При этом расширяются возможности построения образовательной траектории за счет доступа к современным образовательным ресурсам, а также возможностей активной работы обучающегося с цифровым контентом, происходит создание общего оформления, направленного на эмоциональную вовлеченность, внедряется автоматизация контроля над процессом решения познавательных задач.
На сегодняшний день актуализируется вопрос о наполнении системы дистанционного обучения таким содержанием и технической оснащенностью в области мультимедийных технологий, которые позволят организовать педагогическое сотрудничество. Как правило, большинство современных образовательных организаций отдают свои предпочтения таким, как: Google Classroom, Moodle, ClassDojo. Данные системы имеют в своем арсенале достаточно широкий набор цифровых и мультимедийных инструментов, позволяющих управлять учебной активностью в режиме реального времени.
Система оценивания также претерпевает серьезные изменения. Оценивание должно быть конкретным, понятным и достижимым. Личные сайты педагогов, которые характеризуются своей статичностью, сегодня уходят на второй план. Сегодня все чаще востребованы Данные системы дистанционного обучения отвечают вызовам современности. Все эти системы дистанционного обучения ориентированы на комфортное нахождение обучающихся разных возрастных категорий в цифровой образовательной среде. Очевидно, что это предполагает внедрение работы с большими данными - Big Data.
Big Data - это огромные структурированные и неструктурированные массивы данных, которые обрабатываются с помощью программ. Big Data можно собрать в любой сфере - это могут быть данные пользователей, которые вносят информацию в приложение каждый день, или медицинские данные пациентов госпиталя. Программная обработка этих массивов позволяет сделать множество выводов об изучаемом предмете.
Например, если в вузе есть база всех книг, которые брали в университетской библиотеке за последние 10 лет, то, обработав эту базу, можно вычленить темы, интересовавшие студентов, самые популярные книги и даже время, когда студенты читают больше всего учебных материалов. На основе этих данных можно создать план обновления библиотеки, чтобы студентам хватало книг даже в период повышенного спроса в сессию. А ещё можно определять, какие темы для студентов интереснее прочих.
Лишь 17% компаний в сфере образования уже внедрили Big Data в 2019 году. При этом 74% указали, что они собираются использовать технологию в будущем, согласно данным Statista. Некоторые колледжи и университеты уже применяют выводы аналитики для оптимизации обучения. Например, современные системы управления обучением (LMS) работают на основе данных успеваемости. Пример такой системы - платформа Civitas Learning. Она составляет академические и карьерные планы, поддерживает успеваемость студентов, измеряет эффективность преподавания [5].
Подход с использованием этой технологии уже протестировали в Университете Балтимора в Мэриленде - и обнаружили связь между оценками учащихся и использованием LMS. Студенты, получающие C и F, стабильно использовали LMS университета на 40% реже, чем студенты с отметками A и В. Кроме того, образовательные учреждения используют LMS, чтобы создавать отчёты по ключевым показателям, - таким как: процент завершения и процент пройденных курсов. Эти данные демонстрируют эффективность курса: как часто обучающиеся получают доступ к учебному контенту, когда предпочитают учиться, сколько времени тратят на материал. Также они позволяют оценить вовлечённость студентов и определить, как можно усовершенствовать программу.
Обучение других / непоср ед сгвенное применение знаний
Практики конкретной работы Групповое обсу ждение Демонстрация Ауд и ов и tуалиtа ция Чтение Лекция
i
50
30
20
5 10
90
0 10 20 30 40 50 60 ТО S0 90 100
Рисунок 1. Иллюстрация процентной эффективности различных технологий обучения согласно
Конуса Эдгара Дейла, %
Иммерсивное обучение и технологии расширенной реальности (дополненной, виртуальной и смешанной) - это тоже сегодня ответ на вызовы современной образовательной среды в ее прогрессивном и пропедевтическом наполнении.
Анализируя соотношение оцененной эффективности в усвоении представленной информации в обучении по модели Конуса Эдгара Дейла (рисунок 1), мы видим, что максимально эффективными являются такие технологии обучения, которые позволяют имитировать реальную действительность и выполнить реальное действие, потому что в ряде гипотез и проведенных исследований нашел свое подтверждение тот факт, что человек запоминает примерно 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного, 50% от того, что услышал и увидел, 70% от того, что самостоятельно сказал или записал, 90% от сделанного лично.
Выводы Таким образом, необходимо проанализировать, какие из компонентов внедрения системы мультимедийных технологий в процесс обучения, будут давать максимально высокий результат. Возможно, что это будет симбиоз взаимодополняющий форм и технологий. Например, сочетание адаптивного обучения с обучением с обратной связью, формы работы, в которых соединяются деятельностная позиция студента в обучении, навыковое обучение и проекты с
широкой продуктовой линейкой, пакетные предложения, для обучения команды, помощь в трудоустройстве в сочетании с нетворкингом и другие.
На сегодняшний день мультимедиа стали проводным техническим средством, которое используется в процессе профессионального обучения. Препятствием для широкого внедрения и эффективного использования средств мультимедиа является отсутствие соответствующего компьютерно-ориентировочного, учебно-методического обеспечения для большинства профессий технического профиля.
Литература:
1. Падерин В.Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов // УЭкС. - 2016. - №5 -(87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-vuzov (дата обращения: 03.03.2021).
2. Болбаков Р.Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: теория и практика. -2015. - №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 03.02.2021).
3. Денисенко Ю.В. Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // МНКО. - 2018. - №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-primeneniya-multimediynyh-tehnologiy-na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 11.04.2021).
4. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения: 03.05.2021).
5. Бондаренко О.В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (дата обращения: 30.04.2021).
Педагогика
УДК 37
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета социальной педагогики и психологии Асильдерова Мадина Магомедовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Агарагимова Вера Казимагомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); студент магистратуры Газихмаева Эльмира Гимбатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются процесс формирования опыта совместной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения. Сделан вывод о том, что потребность в общении с другими детьми развивается постепенно, опираясь на совместную деятельность детей в играх или при выполнении различных трудовых поручений взрослых. Выделены основные средства и методы, способствующие формированию опыта совместной деятельности детей в дошкольном возрасте, такие как: использование сюжетно-ролевой игры; трудовое воспитание в форме элементарных трудовых поручений; театрализованная деятельности; организация совместных праздников и досуга; проектная деятельность.
Ключевые слова: совместная деятельность, дети, дошкольное учреждение, проектная деятельность, игра.
Annotation. The article examines the process of forming the experience of joint activities of children in a preschool institution. It is concluded that the need to communicate with other children develops gradually, relying on the joint activities of children in games or when performing various work assignments of adults. The main means and methods that contribute to the formation of the experience of joint activities of children in preschool age are highlighted, such as: the use of role-playing games; labor education in the form of elementary labor assignments; theatrical activities; organization of joint holidays and leisure; project activities.
Keywords: joint activity, children, preschool institution, project activity, game.
Введение. Проблема формирования опыта совместной деятельности ребенка охватывает широкий круг теоретических и практических вопросов. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии межличностное общение понимается как важное условие психического развития человека, формирования его личности, социализации и индивидуализации. Межличностное общение - это процесс, который включает установление и развитие контактов, накопления субъективно значимой, эмоционально окрашенной информации о другом человеке, выстраивания и стабилизации отношений. Первый опыт межличностного общения начинает складываться в дошкольном возрасте, когда дети стремятся к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. У них формируется умение видеть свою роль в совместной деятельности. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития эмоционального и социального интеллекта, когда для ребенка становится особенно важно умение установить контакт, обменяться информацией, понять, как к нему относятся, и собственное положение в группе сверстников.
Дошкольный возраст - это наиболее серьёзный этап в воспитании, так как считается возрастом начального развития личности малыша. Поэтому, это один из главных периодов для организации работы с детьми по эмоциональному развитию.
С развитием эмоциональной сферы личности у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Ребенок обучается воспринимать и понимать собственные ощущения и ощущения иных людей, тем самым обучается переживать не лишь только за себя, но и за других. Начиная различать эмоциональное положение сквозь мимику и пантомимику. Тем самым, ребенок обучается сопереживать и соболезновать литературным героям и сказочным персонажам, разыгрывая в различных играх эмоциональное состояние.
Одним из направлений работы дошкольной образовательной организации, способствующей развитию эмоциональной сферы дошкольников является организация совместной деятельности детей.
Изложение основного материала статьи. XXI век - это эпоха информации и компьютеризации. В современном мире происходит быстрая смена компетенций, а это значит, современный человек - это человек, умеющий самостоятельно