ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ
А.С. Кула, студент
Научный руководитель: И.И. Гончарова, д-р пед. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-204-206
Аннотация. В статье рассматривается использование мультимедийных технологий в процессе ознакомления старших дошкольников с пейзажной живописью. На сегодняшний день существует противоречие между потребностью дошкольного образования в использовании мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и недостаточным уровнем теоретической и практической готовности педагогов ДОУ к использованию средств мультимедиа. Поэтому необходимо было выяснить, каковы возможности использования мультимедийных презентаций в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, изобразительная деятельность, информатизация, мультимедийная презентация, живопись.
Об актуальности заявленной темы свидетельствует тот факт, что стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития нашей цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста не является исключением, и педагоги все больше внимания уделяют вопросам эффективного использования наглядных средств в ознакомлении с живописью дошкольников. Многие педагоги, ученые, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных средств ознакомления детей с живописью дошкольников.
В последние годы в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций (ДОО) активно внедряются инновации, одна из которых связана с информатизацией. Благодаря использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) совершенствуется качество воспитательно-образовательной деятельности,
дошкольники лучше усваивают предлагаемый материал, их познавательная активность заметно возрастает, закладываются «основы информационной культуры, определяющей поведений человека в информационном компьютеризованном обществе» [4, с. 56].
В настоящее время в ДОО наиболее востребованы мультимедийные технологии. Они представляют собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (текстовой, аудиовизуальной, графической и др.) при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой.
К средствам мультимедийных технологий, используемым в ДОО, можно отнести устройства аудио-, видео-, ввода, вывода информации, звуковые видеоплаты, платы видеозахвата, акустические, видеовоспро-изводящие системы со звуковыми колонками и большими видеоэкранами, сканеры, принтеры (т. к. они позволяют вводить и выводить в компьютеры тексты и рисунки). Мультимедиа активно используются педагогами в виде специальных компьютерных программ, презентаций, слайд-шоу, электронных энциклопедий и др.
По мнению О.А. Суровой,
Н.В. Таютовой и др., при ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством целесообразно применение мультимедийных технологий, которые заключают в себе большой потенциал. С их помощью расширяются возможности изучения материала, а обеспечение наглядности способствует его лучшему восприятию и запоминанию [3].
Применение мультимедиа в детских садах помогает расширить возможность интересно и доступно преподносить детям информацию, объединяя изображение, звук, анимацию, видео и т. д. Благодаря использованию этой технологии у дошкольников развиваются психические процессы, интеллектуальные и творческие способности.
В процессе реализации задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» довольно широко используются мультимедийные презентации, создаваемые с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Применение мультимедийных презентаций в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью способствует: развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме; познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.
Презентации воспринимаются детьми как игра, развлечение, приобретают занимательный характер. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить: наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале; использование мультимедийных презентаций дает ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и примене-
нием в продуктивной деятельности. Достоинства мультимедийных презентаций -это наглядность, удобство и быстрота. Введение презентаций в структуру занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
Информация, которая преподносится посредством мультимедийной презентации, наиболее понятна ребенку, потому что ее можно рассмотреть, послушать и оценить. Презентация включает в себя совокупность ярких образов, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем, а это значит, что задействованный процесс восприятия поможет зафиксировать предложенный материал в памяти и создать соответствующие ассоциации. Нельзя не отметить, что с помощью подобных технологий появляется возможность моделирования ситуаций, которые затруднительно или невозможно увидеть в повседневной жизни.
Все вышеперечисленные достоинства мультимедиа обуславливают целесообразность их использования в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Качественная наглядность, большой объем и спектр демонстрационного материала, специфические эффекты, музыкальное сопровождение - все это повышает интерес ребенка-дошкольника к искусству. При этом открываются новые возможности для формирования у воспитанников знаний о жанрах живописи, о творчестве художников различных эпох, изобразительно-выразительных средствах.
Представляется необходимым обоснование выбора возрастной группы. В работе говорится о детях старшего дошкольного возраста, поскольку в своей педагогической деятельности работаем именно со старшими дошкольниками. Мы предположили, что ознакомление детей дошкольного возраста с живописью при помощи мультимедийных презентаций будет эффективным, поскольку помогают перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при
котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью можно использовать компьютерные игры и упражнения, мультимедийные презентации, электронные словари и энциклопедии, видеоэкскурсии. Особый интерес представляют программные продукты «Образ ребенка в живописи», «Музеи России», которые привлекают детей за счет включения большого количества иллю-
страций, фотографий, репродукций картин, портретов великих художников [3].
Таким образом, включение мультимедиа в процесс формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста значительно повышает интерес к учебному материалу, они лучше его усваивают и запоминают. Применение реалистичных и динамичных изображений, иллюстративных материалов, звуковых и видеозаписей способствует развитию у дошкольников психических функций и нравственно-эстетических качеств личности.
Библиографический список
1. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. -М.: Новая школа, 1997. - 275 с.
2. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. - 2003. - №1. - С. 15-22.
3. Сурова О.А. Использование мультимедиа при ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / О.А. Сурова, Н.В. Таютова // Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педагогический аспект: сб. науч. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - С. 70-72.
4. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - №8. - С. 55-59.
USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF KNOWING THE ELDERLY PRESCHOOLERS WITH LANDSCAPE PAINTING
A.S. Kula, Student
Supervisor: I.I. Goncharova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)
Abstract. The paper discusses the use of multimedia technologies in the process offamiliariz-ing older preschoolers with landscape painting. Today, there is a contradiction between the need for preschool education to use multimedia presentations in the process of familiarizing preschool children with painting and the insufficient level of theoretical and practical readiness of preschool teachers to use multimedia. Therefore, it was necessary to find out what are the possibilities of using multimedia presentations in familiarizing older preschool children with painting.
Keywords: multimedia technologies, visual activity, informatization, multimedia presentation, painting.