Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестень У.С.

В своей статье, я рассказываю о современных информационных технологиях, которые использую в своей работе на базе образовательного учреждения, в младшей группе, с помощью мультимедийных презентаций и интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Берестень У.С.1

Детский сад «Жаворонок», г. Абакан

В своей статье, я рассказываю о современных информационных технологиях, которые использую в своей работе на базе образовательного учреждения, в младшей группе, с помощью мультимедийных презентаций и интерактивной доски.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, интерактивная доска.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий, позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Применение мультимедиа в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

В работе с дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне модели-

1 Воспитатель.

ровать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала.

Применение мультимедийных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально окрашенной, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Так, использование мультимедийных презентаций в непосредственно -образовательном процессе по речевому, социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию, обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю, и воспитаннику к большому объёму новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и другие.

Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие нюансы. Делаются мультимедийные презентации, в основном, с помощью двух программ - PowerPoint и Impress. Дан-

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ные программы обладают понятным интерфейсом и достаточно просты в изучении (в среднем, для ознакомления хватает одного часа).

С мультимедийными презентациями я работаю с 2014 года. В своей педагогической деятельности использую мультимедийные игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по их свойствам, осваивают понятие «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет. Перед тем как применить мультимедийные игры, я знакомлю детей с блоками. Дети изучают фигуры, трогают, перебирают и играют с ними. Потом по готовым картинкам выкладывают различные предметы и уже учатся группировать предметы по размеру, форме и цвету и уже в конце года упражняются в названии фигур (круг, квадрат, треугольник).

Применяя мультимедийные игры, у детей младшего дошкольного возраста закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Мультимедийная игра «Угощение от Маши» для детей младшего возраста.

Придумываем любую историю и в процессе рассказывания, говоришь, например, героиня нашей сказки Маша отмечает свой день рождения, Мишка подарил ей целую корзинку печенья. Маша захотела лесных друзей угостить печеньем, но печенье всё разное и круглое, и квадратное и треугольное. Она берёт корзинку и идёт угощать своих друзей. Зайка любит круглое жёлтое печенье, ёжик синее треугольное печенье, а лисичка любит красное квадратное и волк любит зелёное квадратное. И детки помогают Маше угостить зверюшек их любимыми печеньями.

Мультимедийная игра «Уборка».

Придумываем любую историю и в процессе рассказывания, говорим, что Мишка пришёл к Маше в гости, а у неё в комнате большой беспорядок. И Маша обращается к деткам за помощью помочь разобрать фигуры в нужные корзинки. В этой игре дети закрепляют знания и группируют предметы по размеру, форме и цвету и упражняются в названии фигур (круг, квадрат, треугольник).

Мультимедийная игра «Прятки».

Придумываем игру, Маша с Мишкой решили поиграть в прятки. На слайде Маша решила спрятаться за красным кругом, дети упражняются в названии фигуры и цвета, развиваются мыслительные умения малышей.

И так далее с разными фигурами и разного цвета.

Таким образом, к среднему дошкольному возрасту дети самостоятельно могут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам.

Мультимедийные презентации включаю на любом этапе непосредственно-образовательной деятельности. Например, при ознакомлении с художественной литературой по теме «Три медведя», показываю презентацию, в которой рассказывается сказка, а потом задаю вопросы по содержанию данного произведения.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки - символы различных героев: «Рыбка», «Лунтик» и др. Упражнения дети выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Дети очень любят физкультминутки «Цыплятки», «Кошки-мышки», «Колобок», «Зарядка», «Гномики», разминки, с использованием презентаций: под музыку, со сменой слайдов, движущихся человечков, цыплят, гномов и т.д. Они помогают ребятам отвлечься от образовательного процесса и сделать зарядку.

Используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений я формирую собственные средства обучения, составляя собственные презентации. Мной созданы следующие презентации:» Домашние животные», «Путешествие по детскому саду», «День рождение зайчишки», «Времена года» и т.д.

Также, мультимедийные презентации помогают взаимодействовать с родителями (законными представителями) в проведении родительских собраний.

А для того, чтобы собрание было интересным для родителей и доступным их пониманию, я разрабатываю сценарий и создаю мультимедийную презентацию.

Всё наше собрание я условно разделяю на две части. Первая часть -теоретическое сообщение, вторая часть собрания - мультимедийная презентация. Я рассказываю и наглядно показываю родителям, как и чему я учила детей на протяжении учебного года. Описание каждой из задач сопровождалось фотоматериалами с детьми, выполняющими задание. Каждое из заданий также кратко объясняется родителям.

В 2015 году наше дошкольное образовательное учреждение приобрело интерактивную доску SMART. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски воспитателем в ДОУ - демонстрация готовых презентаций.

Мне как начинающему осваивать работу с интерактивной доской, доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления обучающей информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Обу-

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

чение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Применение информационных технологий в ДОУ позволяет мне преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности и является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. А также позволяет мне внедрять инновационные процессы в образовательный процесс, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.

Список литературы:

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Агентство Издательский сервис, 2004.

2. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). - Красноярск: КрГУ 2003.

3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М. :ИИД Филинъ, 2003.

4. Жданов Е.П. Microsoft Office PowerPoint 2007. Самоучитель для начинающих. - 1-е изд. - М.: Диалог МИФИ, 2008.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1 2 © Исмагилов Д.Д. , Яковлев П.С.

Средняя общеобразовательная школа № 145, г. Челябинск Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий при работе с детьми старше школьного возраста. Представлены возможности применения ИКТ на занятиях, а также положительные стороны использования данных технологий. Материалы статьи помогут педагогам общеобразовательного учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Ключевые слова: образовательный процесс, ИКТ, презентация занимательность.

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.

1 Учитель технологии МАОУ СОШ № 145.

2 Доцент кафедры Технологии и психолого-педагогических дисциплин ЧГПУ, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.