2. Акимова Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.
3. Дрибинский П.Л. Проблема формирования ценностного отношения учащихся к здоровью в современных педагогических исследованиях // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. - 2014. - № 1 (8). - С. 88-95.
4. Дрибинский П.Л. Социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования ценностного отношение к здоровью в общеобразовательной школе // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга: Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 99-106.
5. Исаков А.В. Формирование ценностного отношения к здоровью в современной семье // Технологии социальной работы с различными группами населения: сб. материалов IV Международная научно-практическая интернет конференция: сборник научных статей. отв. за выпуск С.Т. Кохан. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. - С. 79-86.
6. Кравченко Т.П. Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 11 (101). - С. 96-99.
7. Мясникова Л.А. Ценностное отношение к здоровью / Л.А. Мясникова, В.С. Штоколок // Вестник Гуманитарного университета. - 2013. - № 3 (3). - С. 171-175.
8. Пашин А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики ценностного отношения к здоровью // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 54-57.
9. Пономарева, К.А. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект / К.А. Пономарева, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-2. - С. 114-120.
10. Третьякова, Н.В. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций и сознательного негативного отношения к факторам риска для здоровья // Научный поиск. - 2015. - № 2.1. - С. 29-33.
Педагогика
УДК: 378.2
адъюнкт Аксенова Елена Георгиевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ
МВД РОССИИ
Аннотация. В статье обсуждается проблема использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. Включение мультимедийных технологий в образовательный процесс высших образовательных организаций системы МВД России будет напрямую сказываться на качественных характеристиках и эффективности образовательного процесса, без увеличения объема учебного времени, а посредством качественной оптимизации образовательной деятельности каждого учащегося, за счет возможностей предоставляемых средствами медиа, позволяющих значимо увеличить объемы предоставляемого учебного материала, исходя из создаваемых педагогических условий, при которых происходит ускоренное усвоение учебного материала, активное совершенствование и развитие личности как обучающегося, так и преподавателя.
Ключевые слова: медиаобразование, мультимедийные технологии, педагогические методики, технологии обучения, формирование.
Annotation. The article discusses the use of multimedia technologies in the educational process. The inclusion of multimedia technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia will directly affect the quality characteristics and efficiency of the educational process, without increasing the amount of educational time, and through the qualitative optimization of educational activities of each student, due to the opportunities provided by the media, allowing to significantly increase the volume of educational material, based on the created pedagogical conditions under which there is an accelerated assimilation of educational material, active improvement and development of the personality of both the student and the teacher.
Keywords: media education, multimedia technologies, pedagogical techniques, technologies of training, formation.
Введение. На сегодняшний день в образовательных организациях системы МВД России на ряду с другими высшими учебными заведениями, в процессе профессионального формирования и становления будущих специалистов органов внутренних дел, все чаще используются разнообразные медийные технологии (системы мультимедия, фото\видео материалы, цифровой арт (2D, 3D), аудио\музыкальные материалы, CMS менеджмент и др.)1. Говоря о всей совокупности существующих педагогических технологий, можно с уверенностью утверждать, что медийные технологии относятся к эффективнейшим технологиям образования, исходя из целого ряда качественных характеристик которые ей свойственны, а именно - взаимоактивность, креативность и интегративность в процессе передачи различных видов учебно-образовательной информации, а также возможность учитывать личностные индивидуальные особенности
1 Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.
каждого из обучающихся, что напрямую сказывается на процессе повышении мотивации последних к получению необходимых профессионально важных знаний, умений и навыков.
Данный факт позволяет говорить о расширении горизонта педагогических методик, позволяющих эффективно активизировать познавательную деятельность курсантов и слушателей и способствует интеграции профессионально ориентированных медиа в подготовке будущих специалистов системы МВД России. Исходя из сказанного, просто крайне необходимо развивать, совершенствовать и оптимизировать процесс использования медийных средств обучения в образовательной среде, и на этой основе уметь применять педагогические технологии, сопрягая их с использованием современных средств медиа в образовательном процессе высших образовательных организаций системы МВД России.
Изложение основного материала статьи. Медиаобразование в организациях высшего образования министерства внутренних дел Российской Федерации, как набор эффективных средств и педагогических методов формирования будущих молодых специалистов с точки зрения требований сегодняшнего времени как никогда актуально.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России не в полном объеме происходит структурирование и систематизирование развития медиадидактики2. С одной стороны, медиа-материала используется много, с другой стороны не наблюдается интеграции медиаобразования и базового профессионального образования, а также не всегда наблюдается тематика использования дидактических принципов медийных технологий в преподавании дисциплин. В этой связи, следует говорить о необходимости интенсификации процесса интегрирования медиатехнологии в различные учебные занятия. Включение медийных технологий в образовательный процесс высших образовательных организаций системы МВД России будет напрямую сказываться на качественных характеристиках и эффективности образовательного процесса, без увеличения объема учебного времени, а посредством качественной оптимизации образовательной деятельности каждого учащегося, за счет возможностей предоставляемых средствами медиа, позволяющих значимо увеличить объемы предоставляемого учебного материала, исходя из создаваемых педагогических условий, при которых происходит ускоренное усвоение учебного материала, активное совершенствование и развитие личности как обучающегося, так и преподавателя3.
Чрезвычайно актуальным было подчеркнуть, что изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, которые мы наблюдаем в настоящий момент времени, из-за стремительного процесса информатизации нашего общества, предъявляют очень высокие и качественно новые требования и к уровню профессиональной компетентности современного педагога образовательных организаций системы МВД России.
Предполагается, что педагог умеющий методически грамотно использовать в своей деятельности средства медиаобучения будет иметь возможности:
- поощрять и развивать у курсантов и слушателей умения постановки грамотных проблемных вопросов;
- использовать в преподавании педагогические методики, которые позволят учащимся ориентироваться в информационном поле для самостоятельного поиска (медиа) информации, для подготовки к ответам на различные профессионально ориентированные вопросы, с целью дальнейшего применения полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности;
- помочь учащимся развить способности работы с первоисточниками (медиа) информации с целью исследования существующей проблематики;
- поощрять курсантов и слушателей за их способность проводить анализ над своими индивидуальными исследованиями и умения принимать правильные решения на основе найденного понимания.
Помимо всего прочего, педагогическая деятельность которая предполагает работу в содружестве с медиаматериалами, будет сказываться на эффективности деятельности не только преподавателя, но и учащихся. Она позволяет получать множество неоспоримых плюсов в образовательном процессе.
Во-первых, медиатехнологии способствуют получению определенных технических умений и навыков, позволяющих в дальнейшем их использовать для работы над различными проектами;
во-вторых, преподаватель вынужден постоянно находиться в творческом поиске и процессе самосовершенствования в силу необходимости работать с интерактивными технологиями;
в-третьих, у обучающихся наиболее эффективней начинают формироваться и совершенствоваться профессионально важные знания, умения и навыки, касающиеся межпредметных связей и расширяется профессионально-ориентированный информационный кругозор, позволяющий в дальнейшем принимать нестандартные и креативные решения в трудных профессиональных и жизненных ситуациях.
Использование медийных технологий обучения делает возможным переход от внешней дифференциации к внутренней, потому что обучающиеся получают возможность делать это в индивидуальных режимах4. Кроме того, это дает возможность им самостоятельно отслеживать свои собственные достижения или неудачи, организовывать самостоятельную работу и взаимодействие с другими обучающимися и преподавателем. Преподавателю, который использует в своей деятельности медийные технологии, предоставляются возможности наполнять тематику обучения новым содержанием, проектировать индивидуальные траектории обучения с учетом реалий имеющихся ресурсов5.
2 Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.
3 Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.
4 Муратова А.С., Муратова Л., Рабаданова Р.С. Использование различных типов медиа в обучении: создания благоприятной среды для само — и взаимообучения на межпредметном уровне // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 4. С. 16-21.
5 См. там же.
Исходя из всего имеющегося разнообразия вариаций обучения, которые предоставляют медиа технологии, начинает расширяться также и круг возможностей которые позволяют разнообразить возможности традиционного использования систем медиа обучения в процессе наглядного представления учебного материала. Методы активизации познавательной активности средствами медиа технологий, позволяют варьировать процесс представления учебной информации в таком аспекте, при котором обучающийся имеет возможность воспринимать ее одновременно через несколько анализаторов, а не поэтапно последовательно, как происходит при обычных видах обучения. Исходя из особенностей комбинаторного воздействия на сознание учащегося через визуальный и аудиальный канал, а также благодаря вовлеченности обучающегося в активную познавательную деятельность, процентное соотношение уровня качества понимания и практического усвоения учебного материала может варьироваться в пределах 75-80 процентов. Это наглядное представление в виде схем, таблиц, рисунков, видеороликов и есть структурированное отображение содержания учебного материала по изучаемым дисциплинам.
Как известно, в психофизиологии восприятия экспериментально доказано существование специализированных нейронов в мозге человека6. Следует отметить, что только зрительная система дает человеку до 90 процентов сенсорной информации, а завершается визуальное восприятие потока информации принятием решения о полученном зрительном образе анализаторскими отделами зрительной системы коры больших полушарий. Благодаря визуализации личность одновременно воспринимает целый образ предмета и приспосабливается к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринять сложные формы предмета.
Использование наглядности при обучении это очень важный и один из основных дидактических принципов, исходя из которого процесс обучения строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимися. У человека выделяют соответственно наглядно-образное и словесно-логическое восприятие. В дидактике понятие наглядности включает зрительное восприятие. Визуальная информация с точки зрения психофизиологии сохраняется в памяти.
Гораздо большую эффективность, метод наглядности в обучении с помощью использования медиа средств показывает при проведении занятий с иностранными слушателями, у которых могут существовать определенные лингвистические проблемы восприятия передаваемого материала. В процессе исследования было выявлено, что использование наглядно-образного метода посредством систем мультимедия помогает при процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков у курсантов первых курсов, в силу того факта, что у некоторых курсантов и слушателей 1-го курса недостаточно развиты умения анализа информации изучаемой темы.
Педагогические методы, которые сопрягают обучение с процессом использования мультимедиа средств позволяют преподавателю получать возможности для использования как индивидуального, так и группового и фронтального видов обучения в учебных группах, а также позволяют более эффективно обеспечить самостоятельную подготовку курсантов и слушателей организаций высшего образования МВД России. Средства мультимедиа обучения позволяют учащемуся получать множество вариантов индивидуальной настройки, при которых он, осваивая учебный материал, может самостоятельно регулировать темпы изучения, объемы материала и степень его трудности.
Анализ учебных занятий, в процессе которых педагог в своей образовательно деятельности использует средства мультимедиа обучения, позволяет выделить целый ряд достоинств таких методов обучения, а именно:
- происходит более качественное восприятие и запоминание изучаемого материала;
- возрастает уровень личностной мотивации учащегося для контакта с новой областью знаний;
- происходит оптимизация временных параметров процесса обучения в силу гораздо меньших затрат времени на единицу обучения;
- представленный материал в лучшей мере начинает идентифицироваться с будущей практической деятельностью.
Выводы. Таким образом, на сегодняшний день вне всяких сомнений чрезвычайно важным остается вопрос о том, как и в каком качественном плане может изменится роль современного педагога образовательных организаций высшего образования МВД России, а также его функциональные особенности, в учебно-воспитательном процессе в условиях глобальной информатизации современного общества.
В настоящее время до сих пор единого мнения пока не наблюдается. Однако, очевидным представляется тот факт, что современные реалии предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, функциям и роли в образовательном процессе.
С целью качественной и эффективной реализации всей совокупности задач, стоящих на сегодняшний день перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, в том числе и в аспекте информатизации, необходимыми являются не только хорошая техническая оснащенность организаций высшего образования и подготовка программного обеспечения, но и профессиональная подготовленность педагога к использованию в своей работе различных медиа.
Литература:
1. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.
2. Мантуленко, В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В.Мантуленко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 36 с.
3. Медиаобразование: от теории - к практике: сб. материалов II Всеросс. науч-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / Сост. И.В.Жилавская. - Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. - 340 с.
4. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования // Медиаобразование. - 2007. №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.of.ru/mediaeducation.
5. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В.Осин. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.
6 Нимировская Ю.К. Когнитивно-визуальный подход при обучении анатомии и физиологии центральной нервной системы курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 245-247
6. Муратова А.С., Муратова Л., Рабаданова Р.С. Использование различных типов медиа в обучении: создания благоприятной среды для само — и взаимообучения на межпредметном уровне // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 4. С. 16-21.
7. Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.
8. Нимировская Ю.К. Когнитивно-визуальный подход при обучении анатомии и физиологии центральной нервной системы курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 245-247
Педагогика
УДК: 37.026
доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров); аспирант Жуйкова Наталия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматривается понятие учебного диалога, описаны психологические предпосылки формирования диалогового взаимодействия младших школьников с учителем и с одноклассниками. Авторами предложены задания, ориентированные на организацию диалога, обозначены педагогические условия организации учебного диалога.
Ключевые слова: младшие школьники, учебный диалог, условия организации учебного диалога.
Annоtation. The article deals with the concept of educational dialogue, describes the psychological prerequisites for the formation of dialogue interaction of pupils with the teacher and classmates. The authors propose tasks focused on the organization of the dialogue, the pedagogical conditions of the educational dialogue.
Keywords: pupils, educational dialogue, conditions of organization of educational dialogue.
Введение. Согласно положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, главной целью образования в современной начальной школе является общекультурное, познавательное и личностное развитие обучающихся.
Приоритетным направлением государственного стандарта является развивающий потенциал образования, а актуальная задача выражается в развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, а также в способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки формируются, применяются, закрепляются и сохранятся путем активных, осознанных действий младших школьников и в тесной связи с развитием универсальных учебных действий.
Эффективность и качество обучения определяется диапазоном и уровнем освоенных видов универсальных действий. В стандарте выделяются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Одной из приоритетных сторон школьного образования является развитие коммуникативной речевой компетенции младших школьников. В данном случае коммуникация рассматривается как смысловой аспект обучения и социального взаимодействия, начиная с установки контактов (со сверстниками и педагогом), организации совместной деятельности учеников, налаживания межличностных отношений и заканчивая умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи) [1]. Данные требования являются ориентирами, определяющими ведущие ценностные установки при проектировании содержания и процесса обучения в начальной школе. В рамках данной статьи мы рассмотрим педагогические условия организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка.
Изложение основного материала статьи. Важность диалога как средства развития коммуникации младших школьников подчеркивается научными публикациями ученых и тезисами докладов практикующих учителей и психологов. Бесспорным является факт, что учителю следует организовывать общение учащихся, их речевую деятельность, непрерывно способствовать их личностному и речевому развитию, накоплению у них социального опыта взаимодействия с другими людьми в разных ситуациях.
Однако исследователи С.Г. Батырева, Е.А. Жесткова, Н.М. Ильенко, В.Ю. Романова, Л.В. Филиппова разделяют мнение о том, что построение диалога - это очень трудный и кропотливый процесс. Часто учебная коммуникация только внешне напоминает диалог, но по сути является монологом, где в главной роли выступает учитель. Отсюда следует, что младших школьников необходимо систематически обучать построению учебного диалога со сверстниками и взрослыми.
Раскроем содержание понятия «учебный диалог». Определение данному понятию дает доктор психологических наук М.В. Каминская: «учебный диалог - это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии в ходе постановки и решения учебных задач» [4]. В.Ю. Романова добавляет, что диалог - это проявление совместной инициативы между участниками (лидер - подчиненный, равноправие) [5].
В обучении такому диалогу важно соблюдать определенную последовательность - от диалога-беседы с учителем к постепенному переходу к монологической речи младших школьников. Учитель занимает ведущую роль в таком обучении. Оно начинается с формирования умения задавать вопросы педагогу,