В этой связи возрастают требования к профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры. Необходимо, ещё в процессе обучения в вузе, обучать их инновационным технологиям, которые смогут более активно привлекать учащихся, молодёжь к спорту.
Выводы. В заключении должно отметить, что крепкое здоровье - главный побочный итог занятий спортом. Систематическая физическая активность с недолгим повышением нагрузки до предельно возможной, совершенствует состояние здоровья у всякого человека. Особенно это важно в молодом возрасте, когда закладываются основы здорового образа жизни, предопределяющие во многом дальнейшую жизнь человека. Как общественный фактор, занятие спортом содействует снижению преступности и уменьшению численности психических заболеваний. Для людей, занимающихся спортом ценность жизни выше.
Литература:
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань, 1999.
2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М., 2005.
3. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.
4. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту // Вестник спортивной науки. 2006. № 1. С. 43-47.
5. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М., 2001.
6. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я. Соколова. - М., 2008.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Тиссен Петр Павлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОРИЕНТАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются результаты педагогического исследования по выявлению условий ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования. Показано, что эффективность исследуемого процесса возможна, если в педагогическом вузе: вопросы здоровьесбережения интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов; вовлекать студентов в проектную деятельность по развитию навыков здоровьесбережения у участников образовательных отношений.
Ключевые слова: будущий учитель, здоровье, ценностное отношение, обучающиеся.
Annotation. The article reveals the results of pedagogical research to identify the conditions of orientation of the future teacher to the education of value attitude to health in students of primary General education. It is shown that the effectiveness of the studied process is possible if the pedagogical University: health issues to integrate into various types of classroom and extracurricular activities of students; involve students in project activities for the development of health skills of participants in educational relations.
Keywords: future teacher, health, value attitude, students.
Введение. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования выступает формирование у обучающихся ценностей здоровья и здорового образа жизни как превентивной меры роста количества заболеваний, снижения качества образования в целом. В числе причин сложившейся ситуации -недостаточная разработанность вопросов ориентации будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, за которые несет социальную ответственность учитель. Ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальной ступени общего образования, так как в этот период дети особо восприимчивы к воспитательным воздействиям.
Результаты имеющихся педагогических исследований по проблеме формирования ценностного отношения обучающихся к здоровью в образовательных организациях [3; 4; 10] не находят должного практического воплощения вследствие ведущего противоречия между: объективной потребностью общества в воспитании ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования и отсутствием эффективности данного процесса ввиду недостаточной ориентации будущего учителя в данном направлении. Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему исследования, выраженную в поиске педагогических условий, способствующих ориентации будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования.
Изложение основного материала статьи. Анализ специальной литературы по проблеме исследования позволил предположить, что ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования будет эффективна, если в педагогическом вузе: вопросы здоровьесбережения интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов; вовлекать студентов в проектную деятельность по развитию навыков здоровьесбережения у участников образовательных отношений.
Методы исследования: изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое наблюдение.
Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы показывает многообразие представлений ученых о сущностной характеристике здоровья, здорового образа жизни, здоровьесбержения [1].
В своем исследовании мы придерживаемся пониманию здоровья ценностью, которая предопределяет возможности, способности, склонности человека в эффективной самореализации. Ценностное отношение к здоровью мы представляем интегративным личностным образованием, которая характеризуется взаимосвязанной совокупностью: личностно значимых, осмысленных знаний о здоровье и путях, способах его сохранения, формирования; социально ответственного отношения к вопросам здоровьесбережения; спектра умений осуществлять безопасный способ поведения и осуществляемой деятельности, адекватного оценивания достижения жизненных целей с позиции здоровьесбережения.
Обучающиеся младшего школьного возраста отличаются наличием у них периода адаптации к обучению в школе, к школьному коллективу, к новым требованиям и обязанностям. Обучение будущего учителя нормативной организации образовательного процесса в соответствии требованиям стандартов общего и высшего образования препятствует возникновению перегрузок, которые могут приводести к переутомлению, снижению работоспособности, срывам адаптации и ухудшению здоровья [2]. Следовательно, качественное освоение методики обучения конкретному предмету в познавательной деятельности студента педагогического вуза можно рассматривать превентивной мерой ухудшения здоровья обучающихся.
Развитие качеств личности основывается на осознанных и личностно принятых нормативных знаниях. Знания о здоровье, его составляющих, существующих рисках, мерах по сохранению и развитию обучающиеся получают в разнообразных формах общения заинтересованных лиц. Информационное поле когнитивной составляющей здоровьесбережения обширно, мета-предметно. Будущего учителя в первую очередь необходимо ориентировать на позитивное взаимодействие участников образовательного процесса. Все мероприятия должны быть подготовлены и проведены качественно.
Позитивно сказываются на воспитание ценностного отношения обучающихся к здоровью мероприятия в форме реалити, выстроенном на основе творческого начала, инициативы и самостоятельности. В «реальном» режиме организуются интеллектуальные и физкультурно-оздоровительные соревнования. Популяризация турслетов и турпоходов, осуществление мероприятий с использованием природных факторов содействует в повышении резервных возможностей детского организма. Весьма привлекательны для обучающихся младшего школьного возраста разнообразные шоу-программы, организуемые как школьные праздники, Дни здоровья, конкурсы.
Поэтому, вопросы здоровьесбережения необходимо интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Будущих учителей следует обучать определить идею, обозначить форму мероприятия, конкретизировать его содержание в зависимости от возможностей образовательной организации, потребностей и интересов участников образовательных отношений. Это возможно, если студенты сами становятся активными участниками социального движения за здоровый образ жизни, посредством широкого спектра мероприятий:
— акций: «Нет табачному дыму!»; «Здоровейка», «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья!»; «Планета здоровья»;
— участия в творческих конкурсах: плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни и неприятие сигаретно-наркотической зависимости; рисунков: «Если хочешь здоров!», «Я и спорт»; эмблем «Символы здоровья», «Мы за ЗОЖ»; социальных реклам на тему влияния пагубных привычек на жизнь людей и, наоборот, соблюдения норм ЗОЖ; фотоконкурсов, в том числе и электронных презентаций на тему активного образа жизни; классных газет: «Здоровье класса в наших руках!», «Мы в походе за здоровьем!», «Мы в спорте», «Скажем "Нет" нашим вредным привычкам!»;
— проектной деятельности в разработке и проведении: дискуссий, «круглых столов» в форме реалити-программ; Дня здоровья, в том числе 7 апреля — Всемирный день здоровья.
Главные основы здорового образа жизни ребенка закладываются в семье, которая формирует позицию ребенка в вопросах сохранения здоровья, режима дня, питания, активного отдыха [5]. Задача будущего учителя — научиться взаимодействию с родителями по вопросам ценностного отношения к здоровью обучающихся.
У будущих учителей необходимо сформировать осознание роли семьи в воспитании здорового поколения, научить их организовывать в классе семейные праздники, совместные турпоходы, проводить соревнования. Составление проектов родительских собраний, всеобучей способствует систематизации теоретических знаний студентов о здоровьесбережении, развивает диагностические умения и навыки.
Приведем примеры тематики классных родительских собраний, разработанных и апробированных студентами в ходе формирующего эксперимента:
— Пути сохранения здоровья ребенка в семейном воспитании.
— Образ жизни семьи и семейные традиции в формировании культуры здоровья детей.
— Основы здорового образа жизни: обращение к понятию, его сущностному содержанию и средствам осуществления.
— К вопросу о возрастных особенностях физического, психического и социального развития младшего школьника.
— Семейное воспитание в профилактики вредных привычек.
— Формирование здоровых привычек на основе личного примера родителей.
— Установление и поддержка режима дня школьника в условиях семейного воспитания.
— Интернет, сотовые телефоны и телевидение как актуальные направления педагогического внимания родителей в решении проблемы оздоровления детей.
Проектная деятельность студентов апробировалась в тематике общешкольных родительских собраний:
— формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста;
— роль семьи в профилактике вредных привычек;
— учет возрастных и психологических особенностей детей в семейном воспитании;
— организация активного досуга детей, мир их увлечений.
При проведении опытно - экспериментальной работы мы использовали следующие методы диагностики:
— методика «Личностный рост» Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова (для выявления ценности здоровья у студентов педагогических вузов);
— тестирование по методике Л.В. Байбородовой, Ю.В. Индюковой (для выявления знаний будущих учителей о здоровье и здоровом образе жизни);
— педагогическое наблюдение (для выявления развития умений в области воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования).
В ходе проведения формирующего эксперимента студенты демонстрировали осуществление пропаганды здоровьесбережения в организации внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В числе ведущей формы взаимодействия студентов педагогического вуза и обучающихся во внеурочное время по пропаганде здоровьесбережения выступала групповая работа в совместной деятельности, где студенты выступали инициаторами здоровьеориентирующих перспектив личностного развития обучающихся, занимали заинтересованную сторону в создании развивающей предметной среды, поддерживая инициативу взаимодействующих лиц.
Воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся на начальной ступени общего образования осуществлялось студентами через поощрение творческих инициатив. Активизация познавательной и исследовательской деятельности расширяла представления детей об окружающем мире и культуросообразных способах взаимодействия с ним.
В ходе формирующего этапа эксперимента будущие учителя на основе сотрудничества и сотворчества стремились к выработке у обучающихся стойкой потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Поощрение любознательности в данном направлении развивало познавательный интерес обучающихся младшего школьного возраста по вопросам здоровьесбережения. Исследование показало, что дети нуждаются в оказании помощи и педагогической поддержки в реализации метода наблюдения. Средства наглядности в виде иллюстраций, муляжей и макетов, рисунков и компьютерных презентаций (результатов проектной деятельности студентов) создавали необходимый благоприятный фон и атмосферу доверия при обсуждении вопросов о принципах и способах самосохранительного поведения.
Эффективной формой воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования выступает эмоциональное «проживание» целенаправленно организуемых конкретных ситуаций, предполагающих беспристрастный анализ действительности и выражение своего отношения к ней. Это достигалось путем использования студентами игр - театрализации детских произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит».
Результаты формирующего этапа работы показали, что эффективность воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования базируется на детских интересах и инициативности.
Для этого будущие учителя (ЭГ) реализовывали следующие мероприятия:
— «Мир вокруг меня и я в этом мире» (для установления причинно-следственных связей, получения первичных представлений о связях и зависимостях живой и неживой природы, между людьми);
— «Путешествие по карте ЗОЖ» (получение представлений об основных направлениях здоровьесбережения, гигиенических нормах и соблюдения режима дня);
— «Если с другом вышел путь» (с целью развития коммуникативных умений, духовно-нравственного воспитания).
Во время проведения формирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, организуемая учителем, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются ценностное отношение к здоровью. Поэтому мероприятия по воспитанию ценностного отношения к здоровью у младших школьников студенты стремились организовывать так, чтобы развивать у них эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности и поведении.
При организации взаимодействия с семьей студенты демонстрировали умения осуществлять: учет состояния здоровья ребенка, возможности семьи, проведение индивидуальных консультаций специалистов (логопед, психолог, валеолог), которые позволяли родителям выбрать в дальнейшем индивидуальный образовательный маршрут здоровьесбережения для своего ребенка.
В ходе опытно-экспериментальной работы обнаружены статистически достоверные различия в ориентации будущих учителей на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования. Различия между группами обнаружены на высоком уровне статистической значимости в ходе расчета эмпирических значений х 2 - Пирсона, что свидетельствует о правомерности положений гипотезы.
Выводы. Слабая ориентации будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования выступает фактором роста количества заболеваний в образовательных организациях, снижения качества образования в целом. Существует противоречие между: объективной потребностью общества в воспитании ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования и отсутствием эффективности данного процесса ввиду недостаточной ориентации будущего учителя в данном направлении.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования будет эффективна, если в педагогическом вузе: вопросы здоровьесбережения интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов; вовлекать студентов в проектную деятельность по развитию навыков здоровьесбережения у участников образовательных отношений.
Проведение опытно-экспериментальной работы подтверждает гипотетические положения, правомерность которых проявляется в реальной педагогической практике. Будущие учителя, приобретая в педагогическом вузе ориентацию на воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников, способны: осуществлять пропаганду здоровьесбережения в различных видах внеурочной деятельности; взаимодействовать с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, освоения навыков здоровьесбережения.
Литература:
1. Абаскалова Н.П. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова. - Новосибирск: ООО агенство «Сибпринт», 2013. - 160 с.
2. Акимова Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.
3. Дрибинский П.Л. Проблема формирования ценностного отношения учащихся к здоровью в современных педагогических исследованиях // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. - 2014. - № 1 (8). - С. 88-95.
4. Дрибинский П.Л. Социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования ценностного отношение к здоровью в общеобразовательной школе // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга: Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 99-106.
5. Исаков А.В. Формирование ценностного отношения к здоровью в современной семье // Технологии социальной работы с различными группами населения: сб. материалов IV Международная научно-практическая интернет конференция: сборник научных статей. отв. за выпуск С.Т. Кохан. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. - С. 79-86.
6. Кравченко Т.П. Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 11 (101). - С. 96-99.
7. Мясникова Л.А. Ценностное отношение к здоровью / Л.А. Мясникова, В.С. Штоколок // Вестник Гуманитарного университета. - 2013. - № 3 (3). - С. 171-175.
8. Пашин А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики ценностного отношения к здоровью // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 54-57.
9. Пономарева, К.А. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект / К.А. Пономарева, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-2. - С. 114-120.
10. Третьякова, Н.В. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций и сознательного негативного отношения к факторам риска для здоровья // Научный поиск. - 2015. - № 2.1. - С. 29-33.
Педагогика
УДК: 378.2
адъюнкт Аксенова Елена Георгиевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ
МВД РОССИИ
Аннотация. В статье обсуждается проблема использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. Включение мультимедийных технологий в образовательный процесс высших образовательных организаций системы МВД России будет напрямую сказываться на качественных характеристиках и эффективности образовательного процесса, без увеличения объема учебного времени, а посредством качественной оптимизации образовательной деятельности каждого учащегося, за счет возможностей предоставляемых средствами медиа, позволяющих значимо увеличить объемы предоставляемого учебного материала, исходя из создаваемых педагогических условий, при которых происходит ускоренное усвоение учебного материала, активное совершенствование и развитие личности как обучающегося, так и преподавателя.
Ключевые слова: медиаобразование, мультимедийные технологии, педагогические методики, технологии обучения, формирование.
Annotation. The article discusses the use of multimedia technologies in the educational process. The inclusion of multimedia technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia will directly affect the quality characteristics and efficiency of the educational process, without increasing the amount of educational time, and through the qualitative optimization of educational activities of each student, due to the opportunities provided by the media, allowing to significantly increase the volume of educational material, based on the created pedagogical conditions under which there is an accelerated assimilation of educational material, active improvement and development of the personality of both the student and the teacher.
Keywords: media education, multimedia technologies, pedagogical techniques, technologies of training, formation.
Введение. На сегодняшний день в образовательных организациях системы МВД России на ряду с другими высшими учебными заведениями, в процессе профессионального формирования и становления будущих специалистов органов внутренних дел, все чаще используются разнообразные медийные технологии (системы мультимедия, фото\видео материалы, цифровой арт (2D, 3D), аудио\музыкальные материалы, CMS менеджмент и др.)1. Говоря о всей совокупности существующих педагогических технологий, можно с уверенностью утверждать, что медийные технологии относятся к эффективнейшим технологиям образования, исходя из целого ряда качественных характеристик которые ей свойственны, а именно - взаимоактивность, креативность и интегративность в процессе передачи различных видов учебно-образовательной информации, а также возможность учитывать личностные индивидуальные особенности
1 Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.