Научная статья на тему 'Педагогические условия организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка'

Педагогические условия организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА / PUPILS / EDUCATIONAL DIALOGUE / CONDITIONS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна, Жуйкова Наталия Сергеевна

В статье рассматривается понятие учебного диалога, описаны психологические предпосылки формирования диалогового взаимодействия младших школьников с учителем и с одноклассниками. Авторами предложены задания, ориентированные на организацию диалога, обозначены педагогические условия организации учебного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна, Жуйкова Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL DIALOGUE OF PUPILS ON RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The article deals with the concept of educational dialogue, describes the psychological prerequisites for the formation of dialogue interaction of pupils with the teacher and classmates. The authors propose tasks focused on the organization of the dialogue, the pedagogical conditions of the educational dialogue.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка»

6. Муратова А.С., Муратова Л., Рабаданова Р.С. Использование различных типов медиа в обучении: создания благоприятной среды для само — и взаимообучения на межпредметном уровне // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 4. С. 16-21.

7. Мальцева Т.В. Оптимизация использования медийных технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего оброзования МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 217-219.

8. Нимировская Ю.К. Когнитивно-визуальный подход при обучении анатомии и физиологии центральной нервной системы курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика практика». СПбУ МВД России 2018. С. 245-247

Педагогика

УДК: 37.026

доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров); аспирант Жуйкова Наталия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается понятие учебного диалога, описаны психологические предпосылки формирования диалогового взаимодействия младших школьников с учителем и с одноклассниками. Авторами предложены задания, ориентированные на организацию диалога, обозначены педагогические условия организации учебного диалога.

Ключевые слова: младшие школьники, учебный диалог, условия организации учебного диалога.

Annоtation. The article deals with the concept of educational dialogue, describes the psychological prerequisites for the formation of dialogue interaction of pupils with the teacher and classmates. The authors propose tasks focused on the organization of the dialogue, the pedagogical conditions of the educational dialogue.

Keywords: pupils, educational dialogue, conditions of organization of educational dialogue.

Введение. Согласно положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, главной целью образования в современной начальной школе является общекультурное, познавательное и личностное развитие обучающихся.

Приоритетным направлением государственного стандарта является развивающий потенциал образования, а актуальная задача выражается в развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, а также в способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки формируются, применяются, закрепляются и сохранятся путем активных, осознанных действий младших школьников и в тесной связи с развитием универсальных учебных действий.

Эффективность и качество обучения определяется диапазоном и уровнем освоенных видов универсальных действий. В стандарте выделяются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Одной из приоритетных сторон школьного образования является развитие коммуникативной речевой компетенции младших школьников. В данном случае коммуникация рассматривается как смысловой аспект обучения и социального взаимодействия, начиная с установки контактов (со сверстниками и педагогом), организации совместной деятельности учеников, налаживания межличностных отношений и заканчивая умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи) [1]. Данные требования являются ориентирами, определяющими ведущие ценностные установки при проектировании содержания и процесса обучения в начальной школе. В рамках данной статьи мы рассмотрим педагогические условия организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка.

Изложение основного материала статьи. Важность диалога как средства развития коммуникации младших школьников подчеркивается научными публикациями ученых и тезисами докладов практикующих учителей и психологов. Бесспорным является факт, что учителю следует организовывать общение учащихся, их речевую деятельность, непрерывно способствовать их личностному и речевому развитию, накоплению у них социального опыта взаимодействия с другими людьми в разных ситуациях.

Однако исследователи С.Г. Батырева, Е.А. Жесткова, Н.М. Ильенко, В.Ю. Романова, Л.В. Филиппова разделяют мнение о том, что построение диалога - это очень трудный и кропотливый процесс. Часто учебная коммуникация только внешне напоминает диалог, но по сути является монологом, где в главной роли выступает учитель. Отсюда следует, что младших школьников необходимо систематически обучать построению учебного диалога со сверстниками и взрослыми.

Раскроем содержание понятия «учебный диалог». Определение данному понятию дает доктор психологических наук М.В. Каминская: «учебный диалог - это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии в ходе постановки и решения учебных задач» [4]. В.Ю. Романова добавляет, что диалог - это проявление совместной инициативы между участниками (лидер - подчиненный, равноправие) [5].

В обучении такому диалогу важно соблюдать определенную последовательность - от диалога-беседы с учителем к постепенному переходу к монологической речи младших школьников. Учитель занимает ведущую роль в таком обучении. Оно начинается с формирования умения задавать вопросы педагогу,

сверстникам и себе. Важной предпосылкой развития данного умения в младшем школьном возрасте является мотивация общения.

Инициатива ребенка взаимодействовать со взрослым сохраняется до конца начальной школы. Именно этап обучения умению ставить вопросы является мотивирующим для ученика. Е.А. Жесткова и Л.В. Филиппова в своих исследованиях соглашаются с мнением исследователя Н.Б. Шумаковой, утверждающей, что в возрасте 6-8 лет у ребенка происходит резкий скачок в развитии уровня исследовательской активности в форме вопросов. Ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса. Осуществляется постепенный переход от вопросов, обращенных к другому лицу, к поисковым вопросам, направленным на самостоятельное раскрытие неизвестного [6]. В связи с этим важно стимулировать активность младших школьников в постановке вопросов.

При этом, как отмечает Н.М. Ильенко, важно научить учащегося как коммуниканта говорить (кодировать информацию), обращая речевое высказывание к собеседнику, и слышать (декодировать информацию) [3].

Кроме этого необходимо познакомить младших школьников с особенностями диалога. Такие особенности выделяет В.Ю. Романова:

- преобладание кратких убедительных высказываний (важно учить детей строить речевые конструкции, позволяющие собеседникам убедиться в правильности высказанной позиции. Учащиеся должны знать, что в рассуждениях нужно использовать предложения, отражающие особенности таких высказываний: «Я так считаю, потому что...», «Я пришёл к выводу, что...»);

- употребление простых и неполных предложений;

- свободная синтаксическая конструкция;

- активное использование мимики;

- большая роль интонации и речевых пауз (одним из условий достижения коммуникативной цели во взаимодействии является правильное интонирование и качество голоса);

- в процессе взаимодействия субъектов общения должна удерживаться тема диалога (участвуя в обсуждении и выслушивая одноклассников, младшие школьники учатся корректно реагировать на реплики (в том числе и неверные) и соотносить их с темой общего обсуждения);

- общение строится с соблюдением культуры речи и взаимного уважения (управляя обсуждением, педагог создает условия для корректировки позиции школьника с учетом высказанных мнений собеседников) [5].

Средством формирования умения сроить учебный диалог может выступать выполнение творческих заданий и заданий, составленных на поисковой основе. Виды таких заданий разработаны и описаны доктором психологических наук Г.А. Цукерман. Рассмотрим их:

1. Задания- ловушки, различающие ориентацию ученика на задачу и на действие учителя. Эти задания воспитывают привычку доверять себе и не считать слово учителя истиной.

Приведем пример данного задания по русскому языку. Безударный гласный в словосочетании «двадцатое декОбря» учитель предлагает проверить словом «кОбра». Младшие школьники заметить данное неверное высказывание, сказать об этом учителю и предложить свой верный вариант ответа.

2. Задания-ловушки, различающие понятийную и непонятийную логику ученика, провоцирующие формальный или натуральный ответ.

Рассмотрим другой пример задания. Учитель спрашивает, какое слово длиннее - кит или акула? С житейской точки зрения, когда ребенок не различает форму и значение слова, возможен ответ «кит», потому что «кит большой».

3. Задачи, не имеющие решения.

Например, ученику необходимо найти в учебнике звуковую схему к слову арбуз, но такая схема отсутствует в содержании учебника.

4. Задачи с недостающими данными.

К примеру, учитель придумал слово на букву м, и спрашивает учеников, с какого звука начинается это слово? [7, с. 24].

При выполнении таких видов задний важно, чтобы дети не только овладели вопросно-ответной формой в ситуации, когда надо задать вопрос, но и учились знать о своем незнании, активно осуществляли поиск недостающих данных, т.е. были полноценными субъектами образовательной деятельности. Приведем собственные примеры данных видов заданий, составленных на основе орфоэпического материала.

1. Задания- ловушки, различающие ориентацию ученика на задачу и на действие учителя.

На доске записаны слова: конечно, точно, нарочно, скучно.

Под данными словами располагается равенство: 3+1=4

Учитель: ребята, прочитайте слова, объясните по какому принципу составлено равенство к данным словам?

Затем учитель продолжает: я считаю, что в данной записи три слова, которые делятся на три слога и одно слово, которое можно разделить на один слог.

Ученики, выслушав учителя, должны высказать свою точку зрения: данное равенство составлено по другому принципу, потому что в данной цепочке слов отсутствуют слова из одного слога.

Учитель продолжает: выскажете свою точку зрения.

Ученики: в данной цепочке слов три слова - «конечно», «нарочно», «скучно» со звукосочетанием [шн] и одно слово - «точно» со звукосочетанием [ч'н].

2. Задания-ловушки, различающие понятийную и непонятийную логику ученика.

Запись на доске: Речной ... стоит у берега.

Справка: пароход, катер, трамвай.

Учитель: рассмотрите запись и сформулируйте задание.

Ученик: в предложение вместо точек нужно поставить слово.

Учитель: верно, вставьте в предложение слово, в котором ударение падает на второй слог.

Ученик: это слово «трамвай». В нем ударение падает на второй слог вай.

При выполнении данного задания младшие школьники могут попасть в «понятийную ловушку», младшие школьники могут выбрать слова «пароход» или «катер», потому что данные объекты являются

речным транспортом, упустив при этом требование постановки ударения. Слово «трамвай» чаще всего ассоциируется с наземным видом транспорта.

3. Задачи, не имеющие решения.

На доске записаны слова: туфля, торты, краны, банты.

Учитель: прочитайте слова, пользуясь орфоэпическим словарем учебника, выделите существительное с вариативным ударением (вариативность ударения - возможность различного ударения в одной и той же словоформе).

Ученики самостоятельно выполняют задание, следуя инструкции учителя.

Ученики отвечают на вопрос учителя: из данных слов нельзя выделить существительным с вариативным ударением, потому что в данных формах ударение неподвижное и падает на первый слог.

4.Задачи с недостающими данными.

На доске записаны слова, рядом с каждым словом цифрами записаны числа:

принять - 33?

принял - 10?

приняла - 1?

Учитель: ребята, прочитайте слова. Пользуясь числами, поставьте ударение в словах.

Ученики, глядя на данную запись, задают вопрос учителю: как связаны данные числа и постановка ударения в словах?

Учитель: каждое число - это порядковый номер гласной буквы в алфавите, на которую будет падать ударение в слове.

Ученики выполняют задание, затем учитель просит объяснить их выполнение данного задания.

Ученики: в слове «принять» ударение падает на букву я, потому что эта буква имеет 33-й порядковый номер в алфавите, в слове «принял» - ударение падает на букву и, в слове «приняла» - на букву а.

Данные виды заданий можно использовать не только в учебном диалоге учащихся и учителя, но также необходимо мотивировать младших школьников на составление данных заданий для своих одноклассников.

Выводы. Выполнение подобных заданий на уроках русского языка будет способствовать возникновению учебного диалога, формированию коммуникативных универсальных учебных действий (социальной компетентности и учету позиции других людей, партнеров по общению; умению слушать и вступать в диалог, участию в коллективном обсуждении проблем, интеграции в группу сверстников и построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми). Выполнение данных упражнений является одним из педагогических условий организации учебного диалога младших школьников на уроках русского языка. Перечислим другие педагогические условия:

• в обучении учебному диалогу важно соблюдать особую последовательность - в первую очередь обучать диалогу и умению его вести, затем - монологу как высшей форме речевой деятельности;

• роль педагога - удержать ситуацию открытого незнания, обучая детей «умному спрашиванию». Развитие темы происходит согласно авторитетной точке зрения взрослого (учителя), в четком направлении от неизвестного к новому, где взрослый пребывает в роли героя-действователя;

• учебная деятельность будет полноценной, если школьники будут систематически решать учебные не репродуктивные задачи. В процессе таких решений и возникает учебный диалог. Сотрудничество со взрослыми и сверстниками в ходе различного типа дискуссий создает педагогические условия для диалогового взаимодействия (задачи-ловушки, задачи с недостающими данными, задачи, немеющие решения);

• обучение активному задаванию вопросов способствует сенситивный период развития младших школьников;

• учителю важно учитывать возрастную потребность младшего школьника в общении со сверстниками и взрослыми, уровень владения вербальными и невербальными средствами общения заинтересованное отношение к процессу сотрудничества, ориентацию на партнера по общению;

• научить ученика планировать свои действия, определять партнера и способ общения, оценивать результат сотрудничества.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2008 - 162 с.

2. Батырева С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников / С.Г. Богатырева // Начальная школа. - 2015. - №11. - С. 32-34.

3. Ильенко Н.М. Основы формирования культуры общения и взаимодействия у учащихся начальной школы / Н.М. Ильенко // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 15-18.

4. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. -М.: Смысл, 2003. - 284 с.

5. Романова В.Ю. Диалогическая речь - показатель учебной культуры школьника / В.Ю. Романова // Начальная школа. - 2017. - №9. - С. 17-23.

6. Филиппова Л.В., Жесткова Е.А. Учебный диалог как средство повышения учебной мотивации младших школьников / Л.В. Филиппова, Е.А. Жесткова // Начальная школа. - 2018. - № 7. - С. 22-26.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / А.Г. Цукерман - Москва - Рига.: Эксперимент, 2000. - 224 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы. В исследовании обосновывается дидактический потенциал данной педагогической технологии, обозначена целевая система и преимущества ее применения на уроках русского языка и литературы в современной школе. В работе среди спектра интерактивных технологий путем теоретического анализа и отбора указаны наиболее эффективные методы, которые могут применяться в рамках проведения современных уроков русского языка и литературы.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, интерактивное обучение, уроки русского языка и литературы, уровень познавательной активности, субъект-субъектные отношения, гуманистический подход, личностное развитие обучающихся.

Annotation. The article is devoted to the problem of using interactive teaching methods at the lessons of Russian language and literature. The study substantiates the didactic potential of this pedagogical technology, identifies the target system and the advantages of its use in the lessons of the Russian language and literature in modern school. In the work among the range of interactive technologies through theoretical analysis and selection the most effective methods that can be used in the framework of modern lessons of the Russian language and literature are indicated.

Keywords: interactive teaching methods, interactive learning, Russian language and literature lessons, the level of cognitive activity, subject-subject relations, humanistic approach, personal development of students.

Введение. Анализ экономических, экологических, демографических, политических и других тенденций развития современного общества позволяет констатировать ускорение научно-технического и социального прогресса, которое неизбежно оказывает влияние на развитие системы образования в виде обострения противоречий и возникновения трудностей формирования подрастающего поколения. В новых социокультурных условиях традиционные педагогические методы и средства воспитания и обучения, а также содержание и организация учебно-воспитательного процесса в репродуктивном ключе оказываются сегодня малоэффективными. Ввиду несоответствия темпов и характера социальных и педагогических процессов в педагогике возникают кризисные явления. Данная ситуация требует пересмотра средств, методов и технологий обучения и воспитания современных школьников, поиска оптимальных путей формирования личности нового типа, отвечающей требованиям времени.

В современных условиях, характеризующихся высокими требованиями образовательных стандартов и стремительно изменяющейся социально-экономической средой, уровень образования и личностного развития обучающегося зависит от выбора и применения образовательных технологий и их методов. На основе учета современных требований и особенностей развития современной молодежи можем утверждать, что достижение результативности процесса обучения и воспитания возможно путем внедрения в образовательный процесс технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди эффективных педагогических технологий и их методов исследователи выделяют интерактивные методы обучения. По нашему мнению, в рамках преподавания русского языка и литературы в современной школе обращение к интерактивным методам обучения является не только одним из оптимальных путей достижения образовательных результатов, соответствующих актуальным государственным требованиям, но и требованием времени к уровню, формам и специфике реализации современного урока. Обоснование целесообразности применения интерактивных методов обучения в контексте реализации уроков русского языка и литературы требует изучения теоретических и методических аспектов данной педагогической проблемы.

Изложение основного материала статьи. Интерактивные методы представляют собой основное средство и форму организации и реализации интерактивного обучения. В современной педагогической литературе данный вид обучения рассматривается в значении специальной формы организации познавательной активности, направленной на создание комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся ощущает собственную успешность и интеллектуальную состоятельность [7]. По сути, интерактивное обучение - это обучение в диалоге, во время которого происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств обучающихся.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что образовательный процесс реализуется при условии постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. При этом в рамках данного процесса педагог и обучающийся являются равноправными субъектами обучения [4].

«Интерактивное обучение как специальная форма познавательной деятельности имеет ввиду конкретные и прогнозируемые цели, одна из которых состоит создании таких условий, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает результативным сам процесс обучения» [3, с. 151].

Анализируемая нами педагогическая технология позволяет формировать навыки и умения как предметные, так и общеучебные; вырабатывать жизненные ценности; создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств обучающихся. Данная педагогическая технология предусматривает моделирование ситуаций, приближенных к жизненным реалиям, применение деловых, ролевых и имитационных игр, коллективное решение проблемных ситуаций, то есть использование интерактивных методов обучения [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.