Диагностика уровня сенсорного развития детей с ОВЗ раннего возраста по адаптированной методике М.И. Земцовой
Панченко Алена Витаутасовна,
студент кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Мамедова Лариса Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Актуальность исследования по теме развития сенсорных способностей у детей с наличием некоторых ограничений здоровья заключается в том, что ранний возраст является особым периодом в жизни, в котором происходит активное познавательное, социальное и эмоциональное развитие ребенка, формируются его основные способности, определяющие дальнейшее развитие. В анализируемом возрастном периоде ребенок больше всего подвержен началу развития многочисленных проблем, которые в определенной степени могут повлиять на его будущее.
Сенсорное воспитание является важнейшей составляющей комплексного развития дошкольников, которая непосредственно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Улучшение сенсорики детей с ОВЗ очень индивидуально, так как у всех детей разный процесс восприятия окружающего мира, а также низкий темп обработки информации. Успешность умственного, и физикомоторного воспитания зависит от уровня сенсорного развития ребенка, от того, насколько хорошо он слышит, видит, понимает происходящие в окружающем его мире процессы. Именно поэтому данному вопросу уделяется особое внимание со стороны ученых, психологов и педагогов. В данной статье была проведена диагностика уровня сенсорного развития у детей старшей группы ДОУ «Аленький цветочек». По результатам исследования было выявлено, что большая часть участников справились с заданиями на среднем уровне, что говорит о необходимости создания качественной и комплексной системы развития сенсорных навыков у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: сенсорное развитие детей, сенсорное восприятие, дети с ОВЗ, сенсорные навыки, умственное развитие, сенсорика.
На сегодняшний день, проблемам развития и воспитания детей с какими-либо проблемами со здоровьем уделяется достаточно большое внимание. ОВЗ представляют собой физические, психические или сенсорные дефекты, которые ограничивают человека в выполнении определенных действий. Физическое состояние человека тесно связано с его психологическим здоровьем. Между данными понятиями существует определенная взаимосвязь, которая в значительной степени имеет отношение к детям с наличием некоторых дефектов здоровья. Важно отметить, что дефекты могут быть врожденными или приобретенными, что говорит о необходимости развития психомоторных навыков у всех детей, начиная с раннего возраста. В трудах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов говорится о том, что повышение уровня умственного и физического воспитания полностью зависит от уровня развития сенсорных способностей ребенка.
В физиологии сенсорика является функцией нервной системы, которая отвечает за восприятие внешних раздражителей. Сенсорное воспитание в современной психологии характеризуется как комплексное совершенствование сенсорных навыков, которые отражаются в ощущениях ребенка, его представлений о том или иной объекте окружающей среды, которые могут отличаться по разным признакам [8, с. 184].
Изучением особенностей сенсорного восприятия ребенка занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-психологи и педагоги современности. Один из классических научных вопросов. Одними из первых вклад в разработку дидактических материалов по развитию сенсорных навыков детей внесли немецкий педагог Ф. Фре-бель (1839 г.), итальянский врач Мария Монтес-сори (1906 г.), бельгийский педагог Ж.О. Де-кроли (1932 г.), российский и советский педагог Е.И. Тихеева (1880 г.). Их исследования содержат целостные системы сенсорного воспитания, в основах которых лежат различные подходы к сущности детского восприятия. Современная система сенсорного развития детей разработана благодаря исследованиям, опыту и проделанной работе многочисленных деятелей. Так, А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин отмечали, что уровень сенсорных навыков ребенка основывается на его воспроизводственном прошлом опыте. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Ю.М. Хорякова в своих исследованиях рассматривают сенсорное развитие сквозь призму формирования перцептивных действий. А.П. Усова и Н.П. Сакулина пришли к выводу, что
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см о см
развитие сенсорных навыков ребенка невозможно без качественной дидактической программы и помощи взрослых. Также в работах современных исследователей используется понятие «сенсорный эталон», который характеризует собой образец чувственно воспринимаемых свойств и отношений предметов [5, с.11].
Проблемой восприятия у детей с дефектами здоровья занимались Г.Ю. Гуляев, А.И. Попов, Л.В. Агарков, Е.В. Гетманская, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский и другие. В их трудах наблюдается единое мнение о том, что некой основой сенсорного развития ребенка служит взаимодействие его органов чувств, которые нуждаются в постоянном поступлении сенсорной информации. Опыт зарубежных и отечественных исследований показал, что комплекс сенсорных и моторных методов развития достаточно влияют на умственное и социальное развитие ребенка, что особенно важно для детей с ОВЗ [1, с. 18].
Невозможно не согласиться с гипотезами и выводами исследований данных авторов. Подведя итог изученному материалу, можно сделать вывод, что главная функция развития сенсорных умений ребенка - это формирование способностей изучать и воспринимать различные предметы и явления, уметь выделять их отличия, анализировать их свойства, а также прокладывать дальнейший алгоритм взаимодействия с ними. Однако, для того, чтобы определить эффективные методы и приемы по развитию детской сенсорики, необходимо сначала выявить проблемы. Для этого в современной дидактической психологии существует целый раздел по диагностики, которая включает в себя ряд игр или упражнений, по результатам которых можно поставить субъективную оценку сенсорным навыкам ребенка.
В результате проведенного теоретического анализа, можно утверждать, что существующие диагностические мероприятий подразумевают самостоятельное выполнение ребенком определенных заданий и игровых упражнений, которое должно происходить под контролем взрослого.
Для того, чтобы осуществить первичное диагностическое исследование, нами был подобрана и апробирована психолого-педагогическая диагностика уровня сенсорного развития ребенка по измененному варианту методики отечественного психолога-дефектолога М.И. Земцовой. Анализируемая методика была разработана для наиболее точного определения уровня сформирован-ности у детей навыков тактильного изучения предметов.
В данном диагностическом исследовании приняли участие дети старшей группы «Дельфины» ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри. Количество участников составило 22 ребёнка: 13 девочек и 9 мальчиков, в возрасте от 4 до 5 лет.
Для проведения исследования были заранее подготовлены необходимые предметы: 1. Фрукты и овощи: апельсин, банан, огурец,
яблоко, персик, помидор.
2. Игрушки: мягкий медвежонок, кукла, пластмассовый кубик, резиновый утенок, бумажный домик, теннисный мячик.
3. Другие предметы: ложка, книга, тетрадь, вязаная шапка, кожаная перчатка, губка для мытья посуды.
4. Детские очки с закрытыми плотной тканью стеклами.
Подготовленные предметы были заранее продемонстрированы детям, после чего разложены на стол в хаотичном порядке. Далее каждому ребенку предлагалось надеть очки и взять любой предмет со стола, затем на ощупь его определить, назвать и описать. В том случае, если ребенок начинал затрудняться, было необходимо задавать наводящие вопросы, помогать, демонстрировать соответствующее действие. Если ребенок совершенно не понимал и не стремился выполнить здание, то наблюдатель исполнял его сам, а затем просил ребенка повторить увиденное самостоятельно.
Для того, чтобы зафиксировать результаты деятельности детей, были использованы специальные карточки, в которых записывалась общая характеристика деятельности детей. Также, в них отмечались некоторые показатели, например:
- стремление ребенка полностью погрузиться в процесс выполнения заданий;
- способность ребенка выполнить задание самостоятельно, при помощи взрослого или его неспособность;
- конечный результат, который характеризует соответствие образу взрослого, невыполнение, близость к соответствию [3, с. 96].
Для определения результата диагностики были выделены следующие критерии оценки выполнения заданий (таблица 1).
Таблица 1. Критерии оценки выполнения заданий
Балл Критерий
1 Ребенок совершенно не понимает смысла задания; отсутствует мотивация и заинтересованность; не участвует в выполнении задания вместе со взрослым; безразличие к происходящему.
2 Участник исследования понимает смысл задач, которые перед ним поставили; стремится тактильно изучить предметы, но не может выполнить задание без посторонней помощи; практически безразличен к происходящему.
3 Ребенок полностью понимает, что от него требуют; перебирает несколько вариантов выполнения задания, ведёт себя активно и самостоятельно; достаточно заинтересован к данному виду деятельности.
4 Ребенок хорошо понимает задание; использует при выполнении метод проб и практического примеривания; полностью самостоятельно выполняет задания; стремится к правильному результату
В таблице 1 представлены субъективные критерии оценки действий ребенка при выполнении заданий. Баллы выставлялись относительно наиболее продолжительной модели поведения участ-
ника диагностики, которые было необходимо суммировать для более обобщенной оценки результата (таблица 2).
Таблица 2. Оценка результата диагностики уровня сенсорного развития
№
Уровень
Высокий
Средний
Достаточный
Начальный
Баллы
20-15
15-10
10-5
Характеристика
Развитие сенсорики проходит в достаточно хорошей форме, что говорит о высоких сенсорных навыках. Ребенок готов к выполнению более сложных и многоступенчатых заданий.
Ребенок допускает ошибки, однако заинтересован в игре. Неоднократный повтор заданий позволит закрепить полученные навыки.
Ребенок в большей степени нуждается в участии взрослого и не проявляет активности без посторонней помощи. Здесь следует обратить внимание на те задачи, которые вызывают наибольшие трудности у ребенка
Ребенок не испытывает заинтересованности в выполнении задач даже при полном сопровождении взрослого. Необходим поиск альтернативных упражнений и методов развития сенсорики.
Выбранный диагностический метод подразумевает получение наиболее точной и достоверной информации путем наблюдения за деятельностью ребенка. Безусловно необходимо учитывать и особенности характера каждого участника исследования. Проведенная диагностика позволила получить следующие результаты (рисунок 1).
■ Высокий 1 Средний ■ Достаточный Начальный Рис. 1. Результат диагностики сенсорного развития
Таким образом, было выявлено, что наибольшее количество детей (8 человек) набрали от 10 до 5 баллов, что составило 37% от всего числа участников. 27% или 6 человек показали средний результат. Равное количество детей набрали самые высокие и самые низкие баллы - по 4 человека (по 18%).
Представленные результаты говорят о том, что дети в анализируемой группе имеют средние навыки и нуждаются в дополнительных дидактических мерах по сенсорному развитию. Эффективная программа по развитию детской сенсорики должна включать в себя комплекс упражнений, разных по смыслу и методу исполнения, а также проводиться систематически, в комплексе с дру-
гими основополагающими играми и упражнениями по психомоторному развитию ребенка. Занятия должны проводиться в комфортной для детей атмосфере и в удобном, индивидуальном для каждого ребенка темпе. Неоднократный повтор одних и тех же упражнений позволяет ребенку развивать внимательность и закреплять свои навыки.
Комплекс упражнений должен содержать следующие методы сенсорного развития:
1. Разнообразные настольные виды деятельности: использование глины или пластилин; занятие аппликацией с использованием подручного или природного материала; бисероплетение; оригами и так далее.
2. Игры: с песком; водой разной температуры; сортировкой мелких предметов.
3. Упражнения: пальчиковая зарядка, самомассаж.
К играм, которые способны повлиять на сенсорное развитие, можно отнести следующие: «найди пару», «соединить картинку из разных частей», «узнай фигуру», «платочек для куклы» и так далее. Кроме того, существуют некоторые диагностические методы определения сенсорного развития ребенка, которые можно использовать в качестве дополнительных упражнений к основной дидактической программе: «группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера); «разбери и разложи матрешку» (методика Е.А. Стребелевой).
Можно сделать вывод, что возможность полноценного умственного развития человека определяется уровнем восприятия, то есть его сенсорным развитием. Все виды и формы познания окружающей действительности проявляются в процессе восприятия и переработки полученной информации. Характер представлений ребенка с ОВЗ о мире несколько отличается по причине наличия определенных ограничений жизнедеятельности, однако, формирование сенсорных навыков у таких детей является одной из ключевых ролей в адаптации к окружающему миру и освоению других навыков. Традиционный подход к организации процесса развития сенсорного воспитания не всегда может быть эффективен при работе с детьми с наличием дефектов здоровья. Педагоги, родители или психологи, которые занимаются развитием таких детей должны находить индивидуальный подход к каждому ребенку, то есть использовать личностно-ориентированный подход. Хоть проблемам развития детской сенсорики и уделяется значительное внимание со стороны представителей современной научной деятельности, многие вопросы остаются открытыми для дальнейшего исследования.
Литература
1. Алимова С. В., Юдаева О.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 18-20.
сз о со
"О
ы
А
о от
А
со о со А
1
2
3
4
0
2. Гуляев Г.Ю. Педагогические исследования и разработки 2020: сборник статей 4 Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». -2020. - 52 с.
3. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2016. - № 6 (110). - С. 779-783. - URL: https:// moluch.ru/archive/110/27225/ (дата обращения: 12.10.2022).
4. Мелехина И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2020. - С. 136-139.
5. Морозова О.В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX - начала ХХ века: автореферат / О.В. Морозова; Владимир.гос.пед. ун-т. - Владимир, 2016. - 24 с.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательство Юрайт. - 2018. - 316 с.
7. Фурман В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2015. - No22.4. - С. 52-59.
8. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2016. - 176 с.
DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES AT AN EARLY AGE ACCORDING TO THE ADAPTED METHODOLOGY OF M.I. ZEMTSOVA
Panchenko A.V., Mamedova L.V.
TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov, Neryungri
The relevance of the research on the development of sensory abilities in children with disabilities lies that early age is a special period in life in which the active cognitive, social and emotional development of the child takes place, his basic abilities are formed, determining further development. In the analyzed age period, the child is
most susceptible to the onset of the development of numerous problems that can affect his future to one degree or another. It is at this age that problems in the development of cognitive, emotional and volitional personal spheres can begin. Sensory education is the fundamental aspects of preschool development, as ensures the formation of a full-fledged healthy perception of the reality. The sensory development of children is very individual, since all children have a different process of perception of the world around them, as well as a low rate of information processing. The success of aesthetic and moral education largely depends on the level of sensory development of the child, on completely he hears, sees, feels the world around him, which is why this issue is given special attention by scientists, psychologists and educators. In this article, the diagnosis of the sensory development in children of the older group of preschool "Scarlet Flower" was carried out. According to the result, it was revealed that most of the participants coped with the tasks at an average level, which indicates the need to create a high-quality and comprehensive system for the development of sensory skills in children with disabilities.
Keywords: sensory development of children, sensory perception, children with disabilities, sensory skills, mental development, sen-sorics.
References
1. Alimova S. V., Yudaeva O.V. Features of sensory development of young children [Text] // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the VII International Scientific Conference (Chelyabinsk, January 2016). - Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2016. -pp. 18-20.
2. Gulyaev G.Y. Pedagogical research and development 2020: collection of articles of the 4th International Research Competition. - Penza: ICNS "Science and Education". - 2020. - 52 p.
3. Kobel, G.N. Diagnostics of the current level of sensory development of children of younger preschool age / G.N. Kobel. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - № 6 (110). - PP. 779-783. -URL: https://moluch.ru/archive/110/27225 / (date of request: 12.10.2022).
4. Melekhina I.V. Sensory development - the foundation of mental development of preschool children [Text] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the VI International Scientific Conference (St. Petersburg, December 2020). -St. Petersburg: Zanevskaya Square, 2020. - P. 136-139.
5. Morozova O.V. Formation of the theory of initial sensory education in the domestic pedagogy of the late XIX - early XX century: abstract / O.V. Morozova; Vladimir. state Pedagogical University - Vladimir, 2016. - 24 p.
6. Stepanenkova E. Ya. Theory and methodology of physical education and child development. - Moscow: Yurayt Publishing House. - 2018. - 316 p.
7. Furman V.V. Didactic games as a means of sensory education of preschoolers // Young scientist. - 2015. - No22.4. - pp. 5259.
8. Yakobson S.G. Preschooler. Psychology and pedagogy of age: a methodological guide for a kindergarten teacher / S.G. Yakobson, E.V. Solovyova. - M.: Bustard, 2016. - 176 p.
о с
u
CM CM
о
CM