_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 376.42
И. Е. Шпилевая
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово, Камчатский край, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ
СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
Аннотация
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. В данной работе представлен опыт коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по формированию сенсорного восприятия, посредством использования специально организованного пространства - сенсорной комнаты.
Ключевые слова
Сенсорное восприятие, сенсорная комната, дети с ограниченными возможностями здоровья.
E. Shpilevaya
educational psychologist MADOU "The kindergarten №1 "The Swallow" Yelizovo, Kamchatka Krai
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SENSORY PERCEPTION OF CHILDREN WITH
DISABILITIES IN TERMS OF DARK SENSORY ROOM
Abstract
The basis of the formation and development of higher mental functions lies a complex process of integrating the outside world into the inner - perception. The formation of sensory perception in children with developmental disorders intellectual sphere characterized by a certain originality. This paper presents the experience of correctional work with children with special educational needs, on the formation of sensory perception, through the use of specially organized space - sensory room.
Keywords
Sensory perception, sensory room, children with disabilities.
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Поэтому, значение развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста сложно переоценить. Именно в этом возрасте совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего действительности, составляющих фундамент сенсорного развития ребенка, является наиболее благоприятным.
Развитие сенсорного восприятия дошкольника является условием успешного овладения им любым видом практической деятельности, так как формируется оно на основе синтеза различных ощущений: зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных, кинестетических и др. Ребенок, обогащая свой сенсорный опыт посредством зрительных анализаторов, мышечного чувства, осязания, начинает различать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
свойства окружающих его предметов: цвет, величину, форму.
Известные зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), и выдающиеся представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, Н. П. Сакулина, А. В. Запорожец, А. П. Усова, и др.), справедливо считали, что развитие сенсорного восприятия, является одним из основных направлений дошкольного воспитания, т.к. развитие ощущений и восприятий создает фундамент для формирования других, более сложных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). [1; 4]
Кроме того, «развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3, с. 112]. Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.
Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные исследователи, такие как Б. Г. Ананьев, Э. Г. Пилюгина, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.
В научных трудах указанных авторов под сенсорным развитием предполагается - формирование чувственного опыта ребенка [1; 2].
Н. Н. Поддьяков считает, что «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир». [5, с. 42]
Однако формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. У данной категории детей, чаще всего, зрение и слух в норме по физиологическим показателям, но непосредственно процесс восприятия довольно затруднен -точность восприятия (зрительного, кинестетического, слухового, обонятельного, тактильно-двигательного) недостаточна, темп восприятия снижен, объем сужен, что вызывает затруднения у детей при выделении свойств предметов.
Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово Камчатского края является садом общеразвивающей направленности, однако среди общеразвивающих групп имеются группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которых воспитываются дети, имеющие статус ОВЗ. Кроме того, в процессе внедрения инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще стали посещать группы общеразвивающей направленности. В связи с этим перед администрацией и педагогами детского сада встала задача - воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Отсюда возникла проблема: с чего начать и какие методы работы использовать в воспитании и развитии особенных малышей?
При изучении вопроса о методах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации, мы столкнулись с тем, что литературы и методических разработок по этой проблематике достаточно мало. Однако, исследования в области психологии и педагогики доказывают важность развития именно сенсорного восприятия у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Такие исследователи как А. А. Катаева, З. М. Богуславская, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова, считают, что развитие сенсорного восприятия детей с ограничениями здоровья, является залогом наиболее успешного развития всех их психических процессов в целом. Именно поэтому, вопрос развития сенсорного восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно актуальным [2; 5].
В процессе теоретического исследования поставленной проблемы, мы пришли к выводу о том, что существует необходимость в создании особого образовательно пространства, позволяющего нам максимально активизировать и стимулировать ослабленные сенсорные функции у особенных детей -сенсорную комнату.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
В целом, сенсорную комнату можно определить, как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
чувств человека.
Сенсорная комната может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка, специальное оборудование используется как для оказания успокаивающего, расслабляющего и восстанавливающего воздействия, так и для достижения тонизирующего, укрепляющего и стимулирующего эффектов. Секрет заключается в сочетании стимулов различной модальности -зрительной, слуховой, тактильной, и использовать эти стимулы можно длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, сенсорное восприятие ребенка максимально активизируется. Такая активная стимуляция всех сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов психолого-педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Таким образом, на основании всего выше изложенного, коррекционную работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, было решено начать с развития сенсорного восприятия детей, посредством использования специально оборудования темной сенсорной комнаты. Вследствие чего, в 2015 г., психологической службой детского сада был разработан проект «Сенсорной комнаты», который был одобрен и реализован администрацией МАДОУ №1 «Ласточка» в 2015-2016 уч. году.
Оборудованная в ДОУ сенсорная комната состоит из двух основных зон: активной и релаксационной: активная зона отличается использование в работе с детьми оборудования со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорное панели для рук и ног, массажные дорожки и мячи, подвешенные подвижные конструкции, сухой бассейн и т.п.; в релаксационной зоне используются мягкие покрытия и мебель, сухой душ, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Опираясь на специальное оборудование, расположенное в сенсорной комнате нами была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты «Космодром».
Цель данной программы состоит в развитии сенсорного восприятия дошкольников с нарушениями в развитии.
Стоит отметить, что в каждое занятие по программе включены также упражнения по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Данную коррекционную программу в нашем детском саду мы реализовали в течение 2016-2017 уч. года, и неоднократно смогли отметить положительное влияние использования оборудования сенсорной комнаты на развитии сенсорного восприятия у детей с ОВЗ.
С целью оценки результативности программы, нами было проведено исследование на определение уровня развития сенсорного восприятия детей, в котором принимали участие воспитанники комбинированных и компенсирующей групп в возрасте от 3 до 7 лет. Общее количество детей, принявших участие в исследовании 41 ребенок, из них с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровней - 31 человек, со сложными нарушениями в развитии - 10 человек (среди них дети с диагнозом РДА - 2, ЗПР - 3, синдромом Дауна - 1, умственной отсталостью - 2, ДЦП с нарушением интеллектуальной сферы - 2).
В качестве методов исследования нами были использованы методики С. Д. Забрамной: «Пирамидка», «Матрёшка», «Почтовый ящик»; «Доски Сегена» - Э Сеген; «Мозайка» - М.М. Семаго. [3, с. 33 - 35].
Результаты первичного диагностического обследования детей с нарушениями в развитии, полученные до начала реализации программы «Космодром» по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты, показали, что 14% (6 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 54% (23 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 32% (14 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического процесса.
Результатом реализации коррекционно-развивающей программы «Космодром» базирующейся на использовании специального оборудования сенсорной комнаты стали следующие диагностические данные: 42% (19 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 44% (20 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 14% (6 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
процесса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что основным преимуществом работы в сенсорной комнате является возможность комплексной коррекции и развития детей: на одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность, и сенсорное восприятие, а заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое важное наблюдение заключается в том, что сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности. Список использованной литературы
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995
2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)
5. Плеханов А., Морозова О.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С.31-35
© Шпилевая И.Е., 2017