Научная статья на тему 'Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения'

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3798
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Валентина Георгиевна

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. В дошкольном возрасте это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется. Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях. Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка. Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком. С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы. Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Содержание специального образования обеспечивает коррекционно-образовательную помощь, преодоление нарушений в развитии, что определяется программами коррекционных занятий и общеобразовательных предметов. Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения. Из вышеизложенного следует, что чаще программное содержание направлено на формирование представлений о сенсорных эталонах, существующие технологии по сенсорному развитию для детей с нарушением зрения следует обогатить информацией позволяющей осуществлять сенсомоторное развитие ребенка, а наибольший эффект сенсомоторного развития дает 922 продуктивная деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Валентина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Суханова Валентина Георгиевна МБДОУ №11, г. Якутск

Ключевые слова:

дети с нарушением зрения

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

• зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

• осваиваются сенсорные эталоны;

• возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

• с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.

Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка.

Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком.

С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы.

Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Содержание специального образования обеспечивает коррекционно-образовательную помощь, преодоление нарушений в развитии, что определяется программами коррекционных занятий и общеобразовательных предметов.

Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.

Из вышеизложенного следует, что чаще программное содержание направлено на формирование представлений о сенсорных эталонах, существующие технологии по сенсорному развитию для детей с нарушением зрения следует обогатить информацией позволяющей осуществлять сенсомоторное развитие ребенка, а наибольший эффект сенсомоторного развития дает

продуктивная деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного воспитания.

Список литературы:

1.Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. - М.: Владос.-2001.

2.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение -1988.

3.Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка - М. Школа -Пресс. -2001.

4.Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук. -1963.

5.Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение - 1978.

6.Малева З.П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Челябинск. - 2001.

7.Наумова А.В. Использовании Монтессори - терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения. / "Дошкольная педагогика" №2 - 2002.

8.Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию. // "Дефектология" №2 -1981. Чулова М.О методиках раннего развития

9.Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. - М.: ГороД, - 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.