педагогические науки
12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию.
Становление человека / пер. с англ. М., 1994. * * *
1. Abramova N.N. Kompetentnost' i professio-nal'no-pedagogicheskaya napravlennost' studentov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 7. S. 4-10.
2. Abramova N.N. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov na osno-ve kompleksnogo podhoda [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. 2019. T. 7. № 2. URL: https://mir-nauki.com/ 79PDMN219.html (data obrashcheniya: 23.06.2020).
3. Abramova N.N. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov pedagogicheskogo vuza: monogr. Ul'yanovsk: Izd-vo UlGPU, 2014.
4. Ivanov I.P. Vospityvat' kollektivistov. M.: Pedagogika, 1982.
5. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya peda-gogicheskoj deyatel'nosti. L.: Izd-vo LGU, 1970.
6. Levada Yu.A. Lekcii po sociologii. M., 1969.
7. Maslou A.G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki / per. s angl. SPb.: Evraziya, 1997.
8. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / V.A. Slastenin [i dr.]. M.: Shkola-Press, 1997.
9. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986.
10. Polyakov S.D. Psihopedagogika vospitaniya. Opyt populyarnoj monografii s elementami uchebnogo posobiya i nauchnoj fantastiki. M.: Nov. shk., 1966.
11. Polyakov S.D. Kollektivnoe tvorcheskoe vos-pitanie: perezagruzka. M.: Sentyabr', 2015.
12. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Sta-novlenie cheloveka / per. s angl. M., 1994.
Formation of students' professional orientation in pedagogic universities in the process of studying the course of Pedagogy
The article deals with the analysis of the issue of the formation of personality orientation. There are considered the methodological aspects of the issue. There is substantiated its urgency (in general the school leavers enter the pedagogic universities not just because they like the profession of teacher but for different reasons). The author describes the work aimed at the formation of the professional orientation of students in pedagogic universities based on the methodology of the collective organization of the activities, its efficiency was demonstrated by the control diagnostics.
Key words: personality orientation, professional orientation, methodology of collective creative education, collective organization of activities.
(Статья поступила в редакцию 10.08.2020)
О Амет-Уста З.Р., 2020
З.р. амет-уста
(Симферополь)
исследование уровней развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Освещаются результаты исследования проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. Определены сущность понятия, критерии и показатели познавательного интереса. Представлены диагностический инструментарий для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, полученные с его помощью результаты исследования, а также педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы воспитателя в данном направлении.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательное развитие, экспериментальная деятельность, дети старшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста, призванное помочь ребенку понять связи, существующие между явлениями окружающей действительности, - одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, которому в последнее время уделяется особенное внимание. Важнейшей областью познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие познавательного интереса - интегрального образования личности, обладающего мотивационны-ми и регулятивными возможностями и побуждающего к становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.
Вопросам развития познавательного интереса посвящены исследования многих ученых (Л.Н. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Г. Запорожца, Е.Э. Кригер, И.Э. Куликовской, Н.Н. Поддьякова, Н.В. Поповой, Н.Н. Совгир, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.). Ученые единогласны в том, что познавательный интерес - это тот инструмент, с помощью которого ребенок может извлечь полезные знания из всего, что его окружает: предметов, явлений, жизненных событий и т. д. Владея в совершенстве данным инструментом, ре-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
бенок будет проявлять способность учиться всю жизнь, что и является одной из главных задач познавательного развития в дошкольном возрасте.
В современной научной литературе рассматриваются разные аспекты исследуемой проблемы: развитие познавательной активности в процессе общения со взрослыми (Д.Б. Го-довикова); развитие познавательных способностей дошкольников (Е.Е. Крашенников); особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников (Н.В. Мудрик); педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (Е.Э. Кригер); диагностика познавательного интереса у дошкольников (Э.А. Баранова) и др.
Анализ изучения феномена познавательного интереса, проводимый разными исследователями [1; 3; 4; 13; 21], позволяет утверждать, что для развития ребенка дошкольного возраста решающее значение имеет не объем знаний, а способ их усвоения, определяемый-тем видом деятельности, в котором они приобретались. В связи с этим наиболее благоприятные условия для развития познавательного интереса создает экспериментальная деятельность, в результате которой у детей формируются элементарные навыки поисковой работы, умения формулировать выводы и аргументировать свои суждения, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность и многое другое.
Проблема детского экспериментирования получила отражение в работах О.В. Ды-биной, И.Э. Куликовской, Л.Н. Меньшиковой, Н.Н. Поддьякова, Л.Н. Прохоровой, Н.П. Рахмановой, Н.Н. Совгир, В.В. Щетининой и др. По мнению ученых, в процессе экспериментирования дети учатся видеть не только очевидные связи и отношения, существующие между явлениями окружающей действительности, но и скрытые от непосредственного восприятия. Это, в свою очередь, играет важную роль при формировании достоверных представлений о явлениях окружающего мира и принципах их протекания.
В процессе экспериментирования ребенок старшего дошкольного возраста получает возможность удовлетворить характерную для его возраста любознательность, которая при определенных условиях перерастет в подлинно познавательный интерес, а также пережить эмоции первооткрывателя - удивление, восторг и радость познания [12, с. 34].
однако, как показывает анализ практики работы в современных дошкольных образовательных учреждениях, несмотря на педагогические возможности экспериментальной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, данный вид деятельности используется педагогами фрагментарно и носит чаще ситуативный, формальный характер. Это объясняется недостаточной оснащенностью развивающей предметно-пространственной среды возрастных групп необходимым для экспериментирования инвентарем; затруднениями в организации данного вида деятельности у воспитателей из-за недостаточного опыта и несовершенного владения методикой, а также непониманием многими педагогами важности и значения развития познавательного интереса у детей в дошкольном возрасте.
Изучение состояния проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования в педагогической теории [6; 8; 19; 28] и практике позволило нам сформулировать содержание данного понятия. Определяем его как стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, а также найти между ними связи и отношения.
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы позволил установить, что познавательный интерес проходит в своем развитии несколько стадий: любопытство, любознательность и подлинно познавательный интерес [4, с. 62]. Последняя стадия, представляя собой избирательную направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу ребенка от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерны напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы [21].
Анализ практического опыта по проблеме исследования показал, что воспитатели зачастую удовлетворены наличием у детей любознательности и не ставят перед собой задач по развитию у них познавательного интереса. однако именно он характеризуется волевыми усилиями в достижении цели и преодоле-
нии трудностей, а также является мотивом умственной деятельности и основой формирования пытливого ума ребенка.
Критериями развития познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста мы определили:
1) когнитивный (наличие вопросов и реплик относительно выполнения заданий; знание правил безопасного проведения экспериментов; высказывание предположений, выдвижение гипотез);
2) эмоциональный (экспрессивно-мимические проявления интереса; эмоционально-положительный фон деятельности; эмоциональные «всплески»);
3) деятельностный (следование правилам безопасности при проведении экспериментов, умение выделять существенные признаки и стороны объекта; умение аргументировать и доказывать выдвинутые гипотезы; способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, зарисовывать результат эксперимента).
С целью определения уровней развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к каждому критерию были подобраны диагностические методики: методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», методика Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда «Цветовая диагностика эмоциональных состояний», методика Н.И. Гуткиной «Столкновение интересов» [1].
По результатам обследования детей старшего дошкольного возраста были определены уровни развития познавательного интереса по каждому критерию: достаточный, средний и низкий. Рассмотрим результаты более детально.
Исследование когнитивного критерия показало, что достаточный уровень выявлен у 23,0% детей старшего дошкольного возраста, средний - у 38,0% и низкий уровень - у 39,0% обследуемых. Дети, которые продемонстрировали достаточный уровень, знают правила безопасного поведения при проведении экспериментов, в частности, что необходимо избегать попадания сыпучих веществ в глаза, рот, нос, осторожно действовать с инвентарем и объектами для экспериментов, после проведения опытов надо вымыть руки с мылом и др. Дети проявляли вопросительно-познавательную активность, проявляющуюся в большом количестве вопросов, направленных на установление причинно-следственных свя-
КИЕ НАУКИ -
зей, и реплик познавательного характера. Они активно рассуждали, высказывали свои предположения и выдвигали гипотезы, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. В диалоге с воспитателем поясняли ход деятельности.
Приведем несколько примеров. Так, во время опыта с тканью и бумагой ребенок предположил, что ткань, в отличие от бумаги, не распадется после намокания, ее невозможно будет смять в комок, и если она синтетическая, то от огня она будет плавиться, а не гореть. Во время опыта с магнитом ребенок предположил, что достать скрепку из емкости с водой поможет магнит - предмет, который умеет притягивать железо. А в опыте с различными ароматическими материалами (матерчатые мешочки с мылом, апельсиновой цедрой, ароматическая свеча, флакон духов и др.), ребенок сделал предположение, что для определения запаха необходимо сделать вдох. Выдвинутые предположения дети проверяли в ходе экспериментальной деятельности и аргументированно доказали их.
У детей со средним уровнем прослеживалось частичное знание правил безопасного проведения экспериментов, чаще всего они действовали неуверенно. Для них была характерна эпизодическая вопросительно-познавательная активность. Вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей («Где?», «Куда?», «Зачем?», «Когда?» и т. п.) преобладали над вопросами причинно-следственного характера. Дети также нуждались в поддержке воспитателя при формулировании предположений и гипотез.
У детей с низким уровнем когнитивного критерия отмечалось отсутствие ориентировки в правилах безопасного поведения во время экспериментирования, для них была характерна вопросительно-познавательная пассивность, проявляющаяся в недостаточном количестве задаваемых вопросов, которые преимущественно носили характер вопросов-уточнений. Кроме того, отсутствовала самостоятельность при их разрешении, а также предположения и гипотезы. Дети нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа их выполнения. Так, ребенок не мог предположить, что произойдет, если один конец полоски материи опустить в стакан с водой, который установить на более высокое основание, а ее второй конец - в пустой стакан, размещенный ниже. Дети сопровождали свою деятельность преимуществен-
но вопросами-уточнениями типа «Этот стакан мы оставим стоять выше?», «А этот стакан останется пустым?», «А вода сможет перебраться из стакана в стакан?» и др.
По эмоциональному критерию достаточный уровень развития познавательного интереса выявлен у 27,0% детей старшего дошкольного возраста, средний - у 35,0% и низкий уровень - у 38,0% обследуемых. Дети, которые продемонстрировали достаточный уровень, проявляли сильную эмоциональную вовлеченность в экспериментальную деятельность, о чем свидетельствовали экспрессивно-мимические проявления интереса, эмоционально-положительный фон деятельности, а также такие эмоциональные «всплески», как радость, восторг, удивление. Дети проявляли интерес к познанию свойств исследуемых объектов, чувство удовольствия от процесса познания и узнавания нового. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость.
Дети со средним уровнем проявляли эмоциональную вовлеченность в экспериментальную деятельность ситуативно, они с интересом включались в выполнение исследовательских заданий, проявляли чувство удивления, радовались новому. Следует отметить, что, испытывая трудности в решении исследовательских заданий, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним. Они обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий их выполнения и, получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствовало об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задач, но совместно с взрослым.
Дети с низким уровнем эмоционального критерия не были эмоционально вовлечены в экспериментальную деятельность, часто отвлекались, проявляли пассивность и познавательную инертность. они редко испытывали положительные эмоции от процесса познания и узнавания нового о свойствах исследуемых объектов. Детей привлекала только конкретная информация, достаточно поверхностная; стремление проникнуть в сущность явлений было выражено достаточно слабо. они не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения исследовательских заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях, а также проявляли такие отрицательные эмоции, как огорчение и раздражение.
Исследование деятельностного критерия показало, что 20,0% детей старшего дошкольного возраста продемонстрировали достаточный уровень, для которого было характерно следующее. Дети придерживались правил безопасного поведения во время экспериментирования (работали только на подносе; соблюдали порядок на рабочем месте; были осторожны с жидкостями, растворами, а также сыпучими веществами; после экспериментирования убирали на место оборудование - весы, увеличительные стекла, микроскоп, колбы, мерные ложки, отвертки, мерные стаканы и пр.). Они анализировали объекты, явления, выделяли существенные признаки и стороны объекта, сопоставляли факты, аргументировали и доказывали выдвинутые гипотезы, устанавливали разнообразные временные, последовательные причинные связи, делали выводы. Они также принимали цель деятельности, предвосхищали результат, отбирали материалы и оборудование для осуществления деятельности, соотносили полученный результат с поставленной целью. После завершения эксперимента зарисовывали его результаты.
Дети со средним уровнем (36,0%) в затруднительных ситуациях обращались за помощью к воспитателю, следовали правилам безопасного проведения экспериментов при его напоминании. Иногда забывали убирать свое рабочее место, однако после напоминания педагога успешно справлялись с этим. Неуверенно аргументировали и доказывали выдвинутые гипотезы, однако делали это правильно.
Дети с низким уровнем деятельностно-го критерия (44,0%) участвовали в экспериментальной деятельности, однако не стремились проникнуть в сущность явлений, а также у них отсутствовало желание раскрыть причинно-следственные связи. Дети выделяли не существенные, а второстепенные признаки и стороны объекта. Попытки самостоятельного экспериментирования наблюдались редко. Дети отказывались зарисовывать результаты, а на просьбу воспитателя рисовали на свободную тему.
Исследование деятельностного критерия также показало, что большинство детей (49,0%) предпочитали экспериментировать с природным материалом - камнями, глиной, песком, ракушками, птичьими перьями, шишками, листьями деревьев, мхом, семенами и т. д. 28,0% детей проявляли интерес к приборам-помощникам: пробиркам для проведения опытов, ложкам разного размера, лупе, микроскопу, пинцетам, стаканам, трубочкам и др. И
23,0% детей активно использовали технические материалы, утилизированный материал, разные виды бумаги и пр.
Обобщенные количественные данные развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что на достаточном уровне находились 23,3% детей, на среднем - 36,3%, на низком - 40,4% детей. Это свидетельствует о том, что большинство детей не проявляют интерес к экспериментальной деятельности, отдавая предпочтение другим видам деятельности. У них отсутствует ряд умений и навыков, необходимых для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат), что не может не отразиться на уровне развития у них познавательного интереса, одними из основных характеристик которого становятся неустойчивость, ситуативность, слабая выраженность.
Результаты целостного анализа уровней развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста указывают на необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по его развитию и реализации педагогических условий для оптимизации деятельности в данном направлении.
Выявлены следующие педагогические условия, способствующие успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности:
- создание в группах уголков экспериментирования и исследовательской деятельности («Маленькие исследователи», «Почемучки», «В лаборатории ученого», «Фиксики» и др.);
- пополнение коллекции познавательных книг иллюстрированными энциклопедиями, атласами, альбомами, наглядными материалами (моделями, таблицами, макетами, схемами), демонстрирующими алгоритм проведения опытов;
- регулярное включение детей в выполнение заданий исследовательского характера как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках нерегламен-тированной деятельности;
- организация обучения воспитателей в форме тренингов с целью повышения их компетентности в данном направлении;
- разработка авторских методик развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
КИЕ НАУКИ -
Важно отметить, что комплексная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию у них умения использовать свои знания в повседневной жизни, а также подходить к решению каких-либо ситуаций творчески и нестандартно.
Список литературы
1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. М.: Речь, 2005.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника. М.: Эксмо, 2009.
6. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
9. Крашенников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
10. кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2000.
11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Пед. о-во России, 2003.
12. Меньшикова л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009.
13. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2015.
14. Мудрик Н.В. особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников. СПб.: Питер, 2013.
15. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, O.A. Соломенниковой. Ярославль: Академия развития, 2006.
16. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Педагогика, 1999.
17. Попова Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002.
18. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации. М.: АРКТИ, 2005.
19. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников. М.: Наука, 2011.
20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
21. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008.
1. Baranova E.A Diagnostika poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov i doshkol'nikov. M.: Rech', 2005.
2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968.
3. Venger L.A. Razvitie poznavatel'nyh sposob-nostej v processe doshkol'nogo vozrasta. M.: Pro-sveshchenie, 1986.
4. Veraksa N.E., A.N. Veraksa. Poznavatel'noe razvitie v doshkol'nom detstve. M.: Mozaika-Sintez, 2012.
5. Godovikova D.B. Forma obshcheniya so vzros-lymi kak faktor razvitiya poznavatel'noj aktivnosti re-benka-doshkol'nika. M.: Eksmo, 2009.
6. Davidchuk A.N. Poznavatel'noe razvitie doshkol'nikov v igre: metod. posobie. M.: TC Sfera, 2013.
7. Dybina O.V., Rahmanova N.P., Shchetini-na V.V. Neizvedannoe ryadom. Zanimatel'nye opyty i eksperimenty dlya doshkol'nikov. M.: TC Sfera, 2005.
8. Ivanova A.I. Metodika organizacii ekologi-cheskih nablyudenij i eksperimentov v detskom sa-du: posobie dlya rabotnikov doshkol'nyh uchrezhdenij. M.: TC Sfera, 2004.
9. Krashennikov E.E. Razvitie poznavatel'nyh spo-sobnostej doshkol'nikov. M.: Mozaika-Sintez, 2012.
10. Kriger E.E. Pedagogicheskie usloviya razvi-tiya poznavatel'noj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2000.
11. Kulikovskaya I.E., Sovgir N.N. Detskoe eks-perimentirovanie. Starshij doshkol'nyj vozrast. M.: Ped. o-vo Rossii, 2003.
12. Men'shikova L.N. Eksperimental'naya deya-tel'nost' detej 4-6 let: iz opyta raboty. Volgograd: Uchi-tel', 2009.
13. Miklyaeva N.V. Poznavatel'noe i rechevoe razvitie doshkol'nikov / pod red. N.V. Miklyaevoj. M.: TC Sfera, 2015.
14. Mudrik N.V. Osobennosti motivacionnyh pred-pochtenij razlichnyh form poznavatel'noj deyatel'no-sti u doshkol'nikov. SPb.: Piter, 2013.
15. Pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej pered postupleniem v shkolu / pod red. T.S. Koma-rovoj, O.A. Solomennikovoj. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.
16. Podd'yakov N.N. Issledovatel'skoe povedenie: strategii poznaniya, pomoshch', protivodejstvie, konflikt. M.: Pedagogika, 1999.
17. Popova N.V. Pedagogicheskaya sistema sti-mulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti detej starshe-go doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2002.
18. Prohorova L.N. Organizaciya eksperimental'-noj deyatel'nosti doshkol'nikov: metod. rekomendacii. M.: ARKTI, 2005.
19. Frolov A.A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti u doshkol'nikov. M.: Nauka, 2011.
20. Shchukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti v uchebnom processe. M.: Prosveshchenie, 1979.
21. Shchukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. M.: Prosveshchenie, 1971.
22. El'konin D.B. Detskaya psihologiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij, ob-uchayushchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii / red.-sost. B.D. El'konin. 5-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2008.
Research of the development levels of cognitive interest of senior preschool aged children in the process of children's experimentation
The article deals with the results of researching the issue of the development of cognitive interest of senior preschool aged children in the process of children's experimentation. There are defined the essence of the concept, the criteria and the indicators of the cognitive interest. There are presented the diagnostic tools for the diagnostics of children of senior preschool age, the research results having obtained with its help and the pedagogic conditions supporting the improvement of the efficiency of the work of the educator in the direction.
Key words: cognitive interest, cognitive development, pilot activities, children of senior preschool age.
(Статья поступила в редакцию 21.08.2020)
* *
*