Научная статья на тему 'Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов'

Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE MANAGEMENT SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT SYSTEMS / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качура Кристина Ивановна

Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов связано с созданием результативных систем управления, которые формируются с учетом уровня производства, состояния организационной структуры, стратегии и текущих приоритетов в национальной модели экономики, степени разработанности инновационной политики и интенсивности затрат на технологические инновации производства. Цель. Выработка основных подходов к использованию механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов с целью повышения их конкурентоспособности Результаты. Установлено, что основные механизмы регулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов должны разрабатываться с учетом системы управления на региональном уровне. В этой связи для успешной реализации системы управления должны быть разработаны прогнозные сценарии развития инноваций на внутреннем и внешнем рынках, проведены расчеты степени неопределенности и рисков, подготовлены целевые программы по развитию инновационных проектов и их инвестированию, созданы эффективные формы государственно-частного партнерства и обеспечены прозрачные условия проведения конкурсных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Качура Кристина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Mechanisms for Regulating Regional Economic Entities’ Innovative Activity

Developing mechanisms for regulating regional economic entities’ innovative activity is related to the creation of effective management systems. Management systems should be formed based on the level of production, status of the organizational structure, strategy and current priorities in the national economy model, degree of development of innovation policy, and the intensity of the costs of technological innovation production. Aim. This study aims to develop the main approaches for using regulatory mechanisms of regional economic entities’ innovative activity to increase their competitiveness. Results. It was found that the basic mechanisms for regulating economic entities’ innovative activity should consider management systems at the regional level. In this context, successful implementation requires that the control systems 1) develop forward-looking scenarios for innovation in domestic and foreign markets; 2) calculate the degrees of uncertainty and risks; 3) prepare goaloriented programs for the development of innovative projects and investments; 4) establish effective forms of public-private partnerships; and 5) ensure the transparency of the contest procedures.

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов»

Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов

Developing Mechanisms for Regulating Regional Economic Entities' Innovative Activity

С А

о

С С

УДК 332.14:005.591.6

Качура Кристина Ивановна

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Kachura Kristina Ivanovna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов связано с созданием результативных систем управления, которые формируются с учетом уровня производства, состояния организационной структуры, стратегии и текущих приоритетов в национальной модели экономики, степени разработанности инновационной политики и интенсивности затрат на технологические инновации производства.

Цель. Выработка основных подходов к использованию механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов с целью повышения их конкурентоспособности

Результаты. Установлено, что основные механизмы регулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов должны разрабатываться с учетом системы управления на региональном уровне. В этой связи для успешной реализации системы управления должны быть разработаны прогнозные сценарии развития инноваций на внутреннем и внешнем рынках, проведены расчеты степени неопределенности и рисков, подготовлены целевые программы по развитию инновационных проектов и их инвестированию, созданы эффективные формы государственно-частного партнерства и обеспечены прозрачные условия проведения конкурсных процедур.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная система управления, инновации, инновационная активность, конкурентоспособность, механизмы управления

Developing mechanisms for regulating regional economic entities' innovative activity is related to the creation of effective management systems. Management systems should be formed based on the level of production, status of the organizational structure, strategy and current priorities in the national economy model, degree of development of innovation policy, and the intensity of the costs of technological innovation production.

Aim. This study aims to develop the main approaches for using regulatory mechanisms of regional economic entities' innovative activity to increase their competitiveness.

Results. It was found that the basic mechanisms for regulating economic entities' innovative activity should consider management systems at the regional level. In this context, successful implementation requires that the control systems 1 ) develop forward-looking scenarios for

innovation in domestic and foreign markets; 2) calculate the degrees of uncertainty and risks; 3) prepare goal-oriented programs for the development of innovative projects and investments; 4) establish effective forms of public-private partnerships; and 5) ensure the transparency of the contest procedures.

Keywords: innovative activity, innovative management system, innovations, competitiveness, management systems

Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов связано с созданием результативных систем управления, которые формируются с учетом уровня производства, состояния организационной структуры, стратегии и текущих приоритетов в национальной модели экономики, степени разработанности инновационной политики и интенсивности затрат на технологические инновации производства.

Механизмы управления инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона предполагают разработку и реализацию инструментов и способов поддержки их конкурентоспособности в условиях структурной перестройки российской экономики, основанных на внедрении и развитии передовых производственно-технологических цепочек и направленных на решение задач социально-экономического развития и удовлетворение спроса на продукты и услуги с соответствующими параметрами качества. Важным этапом в деятельности административных региональных органов управления является разработка концептуальных подходы к развитию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, которые включают обоснование стратегических целей, программы достижения в соответствии со стратегией целевых задач, четкое распределение функций и координацию деятельности всех участников инновационного процесса.

Результативность инновационной деятельности хозяйствующих субъектов оценивается такими показателями, как удельный вес инновационных товаров; удельный вес новых для рынка товаров; удельный вес затрат на исследования и разработки; интенсивность затрат на технологические инновации (табл.1).

Механизмы, регулирующие инновационный процесс, должны быть направлены на поддержку инновационной активности хозяйствующих субъектов, поэтому обоснование приоритетов в решении практических проблем управления инновациями является важным этапом в стратегическом планировании развития регионов. В условиях ограниченного объема финансовых ресурсов административные органы управления, определяя приоритеты инновационного развития региона, в качестве интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности используют параметр инновационной активности хозяйствующих субъектов [2; 3]. При наблюдаемой

>

А

^ Таблица 1

^ Результативность инновационной деятельности хозяйствующих субъектов регионов РФ в 2014 г., %

<

сг X Удельный вес Удельный вес Удельный вес Интенсивность

т о < Объект анализа инновационных товаров, работ, новых для рынка инновационных затрат на исследования затрат на технологические

к услуг товаров и разработки инновации

< Всего 5,9 10,8 19,0 1,9

со о Предприятия в добывающей промыш- 2,8 0,2 43,3 0,8

ш ленности

^ о о X Предприятия в обрабатывающей про- 7,8 12,7 15,6 2,6

мышленности

ш ^ Компании в высокотехнологичных про- 11,1 23,9 48,3 3,8

> < изводствах

Компании в сегментах среднего уровня развития технологий 14,9 8,8 11,6 3,5

Предприятия низкого уровня развития 5,8 7,2 11,8 1,7

производства

Компании, не имеющие инновационных 4,4 13,8 4,5 1,6

технологий

Производство и распределение электро- 0,6 1,7 7,2 0,8

энергии, газа и воды

Источник: [1].

тенденции к снижению инновационной активности в дальнейшем хозяйствующие субъекты региона могут потерять свои конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг, и это, в конечном итоге, может привести к кризису производства и снижению поступлений в доходную часть бюджета.

Инновационная система региона формируется эволюционно и является организационной коммуникативной сетью взаимодействия хозяйствующих субъектов, инвесторов с использованием соответствующих подразделений инфраструктуры с целью организации эффективной воспроизводственной цепочки, объединяющей все звенья в общий непрерывный процесс, направленный на повышение конкурентоспособности региона и решение задач его социально-экономического развития [4; 5].

Цикличность мировой экономической системы влияет на организационные формы реализации концептуальных подходов инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на региональном уровне управления, поскольку все в большей степени возрастает роль нового технологического уклада в формировании прогрессивных методов и форм экономического развития. В условиях рисков на мировом рынке товаров и услуг одной из важнейших задач является снижение ресурсоемкости, энергоемкости и трудоемкости производственно-технологических цепочек на основе применения инновационных подходов во всех сегментах региональной экономической системы (рис. 1).

В современных условиях особое место в региональной инновационной деятельности занимают механизмы и способы обеспечения роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе использования передовых производственных цепочек и технических регламентов, удовлетворяющих спрос на продукты и услуги с соответствующими параметрами качества на длительную перспективу. Развитие механизмов регулирования инновационной деятельности регионов напрямую связано с научным прорывом в сфере информационных, нано- и биотехнологий, которые являются базой для формирующегося ядра нового технологического уклада. Компании могут использовать, в частности, приобретение патентов и копирование прогрессивных зарубежных технологий с целью по-

вышения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках товаров и услуг.

Как показывают научные исследования [6; 7], хозяйствующим субъектам региона необходимо постоянно проводить структурную перестройку производственного цикла, поскольку это может обеспечить для них гибкую и своевременную реакцию на изменение конъюнктуры рынка. На региональном уровне управления структурные изменения хозяйствующих субъектов должны быть направлены на разработку и реализацию инновационных сценариев развития, обеспечивающих решение социально-экономических задач и формирующих доходную часть бюджета. В крупных компаниях, как правило, в организационной структуре существуют специализированные научно-исследовательские и аналитические подразделения, деятельность которых направлена на разработку и внедрение инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие и повышение прибыли предприятия. В условиях дефицита финансирования региональные органы управления используют организационно-правовую форму государственно-частного партнерства, которая позволяет обеспечить привлечение инвестиций, направленных на инновационное развитие хозяйствующих субъектов. Наиболее часто в трудах различных авторов встречается классификация форм государственно-частного партнерства, представленная в табл.2.

В современных геополитических условиях с целью привлечения частных инвестиций и повышения инновационного активности хозяйствующих субъектов при осуществлении инфраструктурных проектов на региональном уровне РФ взаимодействие компаний осуществляется в форме интеграционного объединения. Административные органы управления должны осуществлять координацию работы частных компаний и контролировать социальную направленность бизнеса с целью решения социально-экономических задач региона (рис. 2).

В ряде российских регионов в качестве организационной формы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов используются центры трансфера технологий, которые создаются на базе ведущих университетов и компаний реального сектора экономики (рис. 3). Большая роль в данном центре

Рис. 1. Механизмы управления инновационной деятельностью региональных хозяйствующих субъектов

Таблица 2

Формы государственно-частного партнерства, существующие при создании проектов инновационной

инфраструктуры

Форма ГЧП Направления развития инновационной инфраструктуры

BOOT (Build-Own-Operate-Transfer, строительство — владение — эксплуатация — передача) Инвестиционная компания-подрядчик осуществляет подготовку и строительство инновационного объекта, который в дальнейшем будет в государственной собственности, на собственные и заемные средства, после введения в эксплуатацию объект управляется частной компанией на правах владения в течение определенного в контракте срока

BOOS (Build-Own-Operate-Sale, строительство — владение — эксплуатация — продажа) Инвестиционная компания получает от государства компенсацию в соответствии с остаточной стоимостью инновационного проекта на стадии его передачи

BTO (Build-Transfer-Operate, строительство — передача — управление) Инвестиционная компания осуществляет строительство объекта и его передачу государственным структурам после завершения строительства. Затем подписывается договор по передаче объекта в управление частной компании

BOT (Build-Operate-Transfer, строительство — эксплуатация — передача) Инвестиционная компания строит объект, после чего под ее руководством осуществляется его эксплуатация в течение определенного в контракте срока, по истечении которого объект передается государственным органам управления

BOLT (Build-Own-Lease-Transfer, строительство — владение — аренда с правом выкупа — передача) Инвестиционный партнер разрабатывает проект по строительству инновационного объекта и реализует его, в дальнейшем он передается государству при сохранении прав собственности, которые регулируются договором о сделке и выкупе

отводится интеграционному объединению научно-исследовательских и производственных структурных подразделений на базе бизнес-инкубаторов и центров коллективного пользования [6-8].

В качестве положительного примера можно рассматривать Северо-Западный центр трансфера технологий созданный при поддержке Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности

Ленинградской области, в котором активное участие принимают такие компании, как ОАО «РОСНАНО», ООО «Проектный нанотехнологический центр» и ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области».

В современных геополитических условиях для российских регионов чрезвычайно важна роль регионального центра трансфера технологий, поскольку главными его функциями должны являться интеграционные

Рис.2. Этапы привлечения инвестиций в форме государственно-частного партнерства при осуществлении региональных инновационных проектов

Инновации в технологиях исследования

Лицензии, патенты

ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ

Инновации

Инвестиции

Технологические цепочки

Заказы на НИР

Мониторинг и единая информационная база Консультационные услуги Поиск партнеров

Инвесторы

Инновационные стартапы

Рис. 3. Организационная структура регионального центра трансфера технологий

в поиске партнеров и инвестиций, создание единого информационно-консультационного центра с целью поддержки стратапов и формирования конкурентоспособной инновационной среды для хозяйствующих субъектов.

Региональный центр трансфера технологий занимает ведущее положение в региональной инфраструк-

туре инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, которые во взаимодействии с научными подразделениями университетов предоставляют технологические площадки и обеспечивают координацию деятельности с частными компаниями и фондами по привлечению инвестиций и доведению до серийного производства продуктов, товаров и услуг.

Основные механизмы регулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов должны разрабатываться с учетом системы управления на региональном уровне. В связи с этим должны быть разработаны прогнозные сценарии развития инноваций на внутреннем и внешнем рынках; проведены расчеты степени неопределенности и рисков; подготовлены целевые программы по развитию инновационных проектов и их инвестированию; созданы эффективные формы государственно-частного партнерства и обеспечены прозрачные условия проведения конкурсных процедур.

Комплексная оценка результативности инновационной деятельности региональных хозяйствующих субъектов должна проводиться на основе динамики показателей доходной части бюджета региона и уровня повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов и частных инвесторов с использованием регионального центра трансфера технологий обеспечивается единой информационно-аналитической системой поддержки управленческих решений, которая направлена на повышение результативности и гибкой оперативности в работе регионального центра.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 693 с.

2. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003. 336 с.

3. Голубецкая Н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 45-48.

4. Голубецкая Н. П. Инновационный менеджмент при формировании фармацевтического кластера в РФ // Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 71-77.

5. Голубецкая Н. П., Куприн А. А., Жук И. В. Формирование приоритетов эффективности внедрения и оценки инновационного развития субъектов предпринимательства // Ученые записки. 2013. № 2 (42). С. 21-27.

6. Голубецкая Н. П., Решетников А. А. Инновационное развитие проектных организаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 54-58.

7. Голубецкая Н. П., Жукова Н. С. Инновационные подходы к регулированию региональной предпринимательской деятельности в условиях структурной перестройки российской экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1-2 (40). С. 96а-102.

8. Голубецкая Н. П., Чиркова Т. В. Направления инноваци- m

онного менеджмента предпринимательских структур в ь-

отраслях реального сектора экономики // Ученые записки <

Санкт-Петербургского университета управления и эконо- ^

мики. 2014. № 4 (48). С. 34-38. i=

о

References i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2014: Stat. sb. [Rus- § sian Statistical Yearbook. 2014: Stat. coll.]. Moscow, Rosstat ^

Ш

Publ., 2014. 693 p ^

2. Campbell D., Stonehouse G., Houston B. Business strategy: ^ An introduction. London, Routledge Publ., 2002. 475 p. ^ (Russ. ed.: Kempbel D., Stounkhaus Dzh., Kh'yuston B. ^ Strategicheskiy menedzhment. Moscow, Prospekt Publ., x 2003. 336 p.). >

3. Golubetskaya N. P. Metodicheskie podkhody k opredeleniyu Í prioritetov innovatsionnoy politiki regiona [Methodological approaches to the determination of priorities of innovation policy in the region]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 12 (74), pp. 45-48.

4. Golubetskaya N. P. Innovatsionnyy menedzhment pri formi-rovanii farmatsevticheskogo klastera v RF [Innovation management in the formation of pharmaceutical cluster in Russia]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 12 (86), pp. 71-77.

5. Golubetskaya N. P., Kuprin A. A., Zhuk I. V. Formirovanie prioritetov effektivnosti vnedreniya i otsenki innovatsionnogo raz-vitiya sub"ektov predprinimatel'stva [Formation of the priorities of the effectiveness of implementation and evaluation of innovative development of businesses]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki [Memoirs of the St. Petersburg University of Management and Economics], 2013, no. 2 (42), pp. 21-27.

6. Golubetskaya N. P., Reshetnikov A. A. Innovatsionnoe razvitie proektnykh organizatsiy [Innovative development of project organizations]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudar-stvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2014, no. 3 (87), pp. 54-58.

7. Golubetskaya N. P., Zhukova N. S. Innovatsionnye podkhody k regulirovaniyu predprinimatel'skoy deyatel'nosti v usloviyakh strukturnoy perestroyki rossiyskoy ekonomiki [Innovative approaches to business regulation in the conditions of the restructuring of the Russian economy]. Izvestiya Yugo-Za-padnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Southwest State University], 2012, no. 1 (40), pt. 2, pp. 96103.

8. Golubetskaya N. P., Chirkova T. V. Napravleniya innovatsionnogo menedzhmenta predprinimatel'skikh struktur v otra-slyakh real'nogo sektora ekonomiki RF [Areas of innovation management of enterprise structures in the real sector of the Russian economy]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki [Memoirs of the St. Petersburg University of Management and Economics], 2014, no. 4 (48), pp. 34-38.

Издания СПбУУиЭ

Васильева О. О., Ушакова Е. В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 206 с.: ил.

ISBN 978-5-94047-732-7

Учебное пособие по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» разработано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Государственное и муниципальное управление». В нем обобщены и систематизированы знания о методологии и технологии научного исследования, обоснования управленческих решений в области социально-экономической и политической динамики, предложены способы обучения практическим навыкам организации, анализа и оценки управленческого воздействия на социально-экономические и политические процессы. Пособие призвано вырабатывать умение анализировать конкретные ситуации и прогнозировать динамику их развития, разрабатывать перспективные стратегии действий.

Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям вузов, работникам управленческого звена государственных и муниципальных служб, предприятий и организаций, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного общества.

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Ф

Васильева О. О., Ушакова Е. В.

Исследование социально-экономических и политических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.