Научная статья на тему 'Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения'

Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / EXPORT-ORIENTED ENTERPRISES / ПОЛИМЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / POLYMER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубецкая Наталья Петровна, Аралов Александр Викторович

Настоящее исследование направлено на изучение развития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения и повышения конкурентоспособности полимерной промышленности РФ на внутреннем рынке. Цель. Провести анализ конкурентоспособности полимерной промышленности РФ в условиях развития инновационной деятельности, направленной для процесса импортозамещения, в постоянно меняющихся экономических и геополитических условиях. Задачи. Определить состояние полимерной промышленности и тенденции ее развития за период с 2007-го по 2013 г., ее конкурентоспособность на внутреннем рынке, изучить передовой опыт развития инновационных процессов хозяйствующих субъектов зарубежных стран. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены основные этапы развития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения, выявлены тенденции, характерные для ее современного состояния и развития, и определены основные направления проводимой политики РФ в данной области. Результаты. Развитие системы инновационного управления в полимерной промышленности РФ способствует развитию процесса импортозамещения на внутреннем рынке и переходу от экспорта сырых нефтегазовых продуктов к импорту полимеров и изделий из него с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, повышение конкурентоспособности полимерной промышленности на внутреннем рынке за счет эффективного внедрения инновационных технологий не только способствует развитию импортозамещающих продуктов, а также дает возможность создавать экспортоориентированные предприятия, обеспечивающие целесообразность и эффективность использования нефтегазовых продуктов в национальных интересах, и позволяет выделить следующие факторы, обеспечивающие благоприятный результат: политика развития полимерной промышленности РФ должна обосновываться национальными приоритетами; темпы азвития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов должны определяться готовностью структуры национальной экономики и степенью развития институтов и инфраструктуры рынков. Выводы. Изучение зарубежного опыта инновационного развития компаний как процесса с выделением в нем исторических периодов и подходов, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить национальную специфику проблем развития полимерной промышленности РФ, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты конкурентоспособности действующих предприятий на внутреннем и внешних рынках полимерной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубецкая Наталья Петровна, Аралов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an Innovation Management System for Economic Entities in the Polymer Industry Under Conditions of Import Substitution

The present study aims to examine the development of a system of innovative control for business entities in the polymer industry. In particular, it examines import substitution and ways to increase the polymer industry’s competitiveness in the Russian Federation’s domestic market. Purpose. The study aims to analyze the competitiveness of the Russian Federation’s polymer industry in relation to developing innovative activity directed toward boosting import substitution in light of the country’s everchanging economic and geopolitical conditions. Assignment. To determine the state of the polymer industry and its evolutionary trends for the period 20072013, examine its competitiveness in the domestic market, and explore best practices for developing innovative processes for economic entities in foreign countries. Methods. This study uses common methods of scientific knowledge to analyze various fundamental aspects of how economic entities in the polymer industry develop innovative activity management under conditions of import substitution. In addition, the tendencies, characteristics, and development process for the modern state of the industry are identified and the Russian Federation’s main policy directions in this field are defined. Results. The Russian Federation polymer industry’s development of an innovation management system has aided the process of import substitution in the domestic market and the transition from the export of crude oil and gas products to the import of polymers and such products with high added value. Thus, improving the plastics industry’s domestic competitiveness through the effective implementation of innovative technologies contributes to the development of import-substituting products. It also enables the creation of export-oriented enterprises that contribute to the use of petroleum products feasibly and effectively to the national advantage. The following factors can be highlighted as ensuring favorable results: the polymer industry in the Russian Federation should have a development policy based on national priorities; the pace at which business entities develop innovative activity management shall be determined by level of development and preparedness in the country’s economic structure, its institutions, and its market infrastructure. Conclusions. The study of foreign experience with innovative development of business entities as a whole, which highlights historical periods and approaches characteristic of a particular period, can help identify the national specifics of difficulties faced in developing the Russian Federation’s polymer industry. Such an understanding can in turn improve understanding of the factors that underlie the improved competitiveness of existing enterprises in both domestic and foreign polymer product markets.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения»



>

А

Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения

Development of an Innovation Management System for Economic Entities in the Polymer Industry Under Conditions of Import Substitution

УДК 338.45:005.591.6

Голубецкая Наталья Петровна

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Golubetskaya Natal'ya Petrovna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Аралов Александр Викторович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Aralov Aleksandr Viktorovich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование направлено на изучение развития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения и повышения конкурентоспособности полимерной промышленности РФ на внутреннем рынке.

Цель. Провести анализ конкурентоспособности полимерной промышленности РФ в условиях развития инновационной деятельности, направленной для процесса импортозамещения, в постоянно меняющихся экономических и геополитических условиях.

Задачи. Определить состояние полимерной промышленности и тенденции ее развития за период с 2007-го по 2013 г., ее конкурентоспособность на внутреннем рынке, изучить передовой опыт развития инновационных процессов хозяйствующих субъектов зарубежных стран.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены основные этапы развития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения, выявлены тенденции, характерные для ее современного состояния и развития, и определены основные направления проводимой политики РФ в данной области.

Результаты. Развитие системы инновационного управления в полимерной промышленности РФ способствует развитию процесса импортозамещения на внутреннем рынке и переходу от экспорта сырых нефтегазовых продуктов к импорту полимеров и изделий из него с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, повышение конкурентоспособности полимерной промышленности на внутреннем рынке за счет эффективного внедрения инновационных технологий не только способствует развитию импортозамещающих продуктов, а также дает возможность создавать экспортоориентированные предприятия, обеспечивающие целесообразность и эффективность использования нефтегазовых продуктов в национальных интересах, и позволяет выделить следующие факторы, обеспечивающие благоприятный результат: политика развития полимерной промышленности РФ должна обосновываться национальными приоритета-

ми; темпы развития системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов должны определяться готовностью структуры национальной экономики и степенью развития институтов и инфраструктуры рынков.

Выводы. Изучение зарубежного опыта инновационного развития компаний как процесса с выделением в нем исторических периодов и подходов, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить национальную специфику проблем развития полимерной промышленности РФ, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты конкурентоспособности действующих предприятий на внутреннем и внешних рынках полимерной продукции.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность, импортозамеще-ние, экспортоориентированные предприятия, полимерная промышленность

The present study aims to examine the development of a system of innovative control for business entities in the polymer industry. In particular, it examines import substitution and ways to increase the polymer industry's competitiveness in the Russian Federation's domestic market.

Purpose. The study aims to analyze the competitiveness of the Russian Federation's polymer industry in relation to developing innovative activity directed toward boosting import substitution in light of the country's ever-changing economic and geopolitical conditions.

Assignment. To determine the state of the polymer industry and its evolutionary trends for the period 20072013, examine its competitiveness in the domestic market, and explore best practices for developing innovative processes for economic entities in foreign countries.

Methods. This study uses common methods of scientific knowledge to analyze various fundamental aspects of how economic entities in the polymer industry develop innovative activity management under conditions of import substitution. In addition, the tendencies, characteristics, and development process for the modern state of the industry are identified and the Russian Federation's main policy directions in this field are defined.

Results. The Russian Federation polymer industry's development of an innovation management system has aided the process of import substitution in the domestic market and the transition from the export of crude oil and gas products to the import of polymers and such products with high added value. Thus, improving the plastics industry's domestic competitiveness through the effective implementation of innovative technologies contributes to the development of import-substituting products. It also enables the creation of export-oriented enterprises that contribute to the use of petroleum products feasibly and effectively to the national advantage. The following factors can be highlighted as ensuring favorable results: the polymer industry in the Russian Federation should have a development policy based on national priorities; the pace at which business entities develop innovative activity management shall be determined by level of development and preparedness in the country's economic structure, its institutions, and its market infrastructure.

Conclusions. The study of foreign experience with innovative development of business entities as a whole, which highlights historical periods and approaches characteristic of a particular period, can help identify the national specifics of difficulties faced in developing the Russian Federation's polymer industry. Such an understanding can in turn improve understanding of the factors that underlie the improved competitiveness of existing enterprises in both domestic and foreign polymer product markets.

Keywords: innovation, innovation activity, competitiveness, import substitution, export-oriented enterprises, polymer industry

В современных геополитических условиях для российских предприятий главной задачей является поиск сценариев импортозамещения в ведущих сегментах хозяйственной деятельности. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо осуществить переход на инновационные технологии в реальном секторе экономики. Инновационные процессы в хозяйствующих субъектах в полимерной промышленности направлены на получение экономического и социального эффекта. В научных исследованиях представлены различные подходы к определению понятия «инновационное развитие компании» [1-7]:

• инновационное развитие рассматривается во взаимосвязи с оценкой инновационного потенциала предприятия;

• инновационный процесс хозяйствующих субъектов как главный фактор повышения уровня их конкурентоспособности;

• уровень инновационного развития компании по эффективности определяется по объему и скорости осуществления инновационного цикла. Представленные методики различаются показателями уровня инновационного развития хозяйствующего субъекта, но в целом основываются на едином понимании взаимосвязи уровня инновационного потенциала социально-экономических систем и эффективности деятельности компании в современных условиях российской экономики.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о наличии исторических факторов, влияющих на интенсивность инновационного процесса [8]:

• лидерство в инновационных технологиях и международном разделении труда (Сингапур, Нидерланды, Великобритания);

• наличие природно-ресурсной базы (Германия, Норвегия);

• дешевая рабочая сила и быстрое распространение инновационных технологий (Индия, Сингапур, Нидерланды);

• экономика знаний и эффективная система под- < готовки персонала (Германия); ш

• социальная ответственность бизнеса (Дания, Шве- | ция). ^

' ш

Отраслевая специфика и особенности производственных процессов хозяйствующего субъекта опреде- 5 ляют характер ее инновационного процесса развития. х Предпосылки инновационного развития в полимерной х промышленности можно разделить с учетом тенден- ш ций общеэкономического развития и специфики от- т раслевого вида деятельности. Осуществление пере- 2 хода к инновационной экономике в реальном секторе > привело к интеграционным объединениям хозяйству- 2 ющих субъектов. В условиях глобализации мировой н экономики наметилась тенденция сокращения ме- < неджеров и оптимизации размеров предприятий под 1= воздействием информационно-коммуникационных х технологий и аутсорсинга. х

В условиях необходимости импортозамещения воз- о росла степень неопределенности и динамичности на н-рынке товаров и услуг, поскольку резко увеличилось количество взаимозаменяемых товаров и ресурсосберегающих технологий, сократился жизненный цикл производственной цепочки в связи с существенно возросшими потребительскими требованиями по качеству и дизайну товаров.

На российском рынке наблюдаются тенденции широкого доступа потребителей к глобальной информационной системе о качестве ценах, брендах и возможных издержках. Для осуществления процесса импортозамещения компаниям необходимо развивать интеллектуальные и организационные ресурсы, ускорить структурную перестройку технологических цепочек, которые сформировались на основе ориентации на зарубежных поставщиков. В условиях экономики знаний бренды, патенты на изобретения, промышленные образцы, базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, поэтому важно перестроить технологические цепочки с целью их гибкого реагирования на современные геополитические условия.

Несмотря на то что доля экспорта в валовом внутреннем продукте для российских хозяйствующих субъектов высока (рис. 1), в большинстве секторов реальной экономики необходимо в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку технологических цепочек, ориентируясь на организационные структурные подразделения внутреннего рынка.

Эволюционно конкурентная борьба усилилась в условиях цикличности развития мировой экономики. В условиях кризиса в 2009-2010 гг. объем мировой торговли уменьшился на 15%. Большинство стран вынуждены были разработать и принять протекционистские меры по поддержке отечественных товаропроизводителей. Например, в США и ЕС были осуществлены государственные субсидии автомобильным заводам, в Аргентине и Бразилии введены ограничения на торговлю сельскохозяйственной продукции. Китай постоянно осуществляет политику интенсивного развития внутреннего потребления продукции собственных торговых марок. В Индии были существенно увеличены импортные тарифы на продукции сталеплавильных предприятий.

К основным общеэкономическим предпосылкам инновационного процесса хозяйствующих субъектов можно отнести организационную культуру, принципы, ресурсы, условия, производственной деятельности, нормативно-правовое поле. Основные параметры инновационной деятельности хозяйствующих субъектов

Китай

Россия

> <

Великобритания Индия Бразилия

США

10

15

20

25

30

35

40 Доля,%

Рис. 1. Доля экспорта в ВВП в 2013 г., %

могут изменяться под влиянием процессов развития мировой экономической системы и тенденций повышения конкурентоспособности региональной экономики.

В инновационном развитии хозяйствующих субъектов в условиях импортозамещения существенная роль принадлежит государственной инновационной политике в реальном секторе экономики РФ. В качестве компонент совершенствования региональной инновационной системы рассматриваются [9-10]:

• специализированные организации, ответственные за разработку и практическую реализацию региональной инновационной политики;

• международное сотрудничество по обмену и тиражированию инновационных технологий;

• региональные инновационные кластеры по производству товаров и услуг;

• осуществление процессов адаптации персонала к современным технологическим инновациям;

• использование инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона (табл. 1).

В полимерной промышленности к «подрывным» инновациям можно отнести создание новых полимеров, например каучуки, полиметилакрилаты, сэвилен, полистирол, поликарбонаты и т. д. К поддерживающим инновациям относятся улучшение технологии производства полимеров и расширение марочной линейки для улучшения свойств полимера для использования его в конкретной сфере потребления. Например, для емкостей под мороженое используется полипропилен блок-сополимер, имеющий повышенную морозостойкость, для прозрачных изделий из полипропилена используют рандом-сополимер, имеющий высокую прозрачность. Можно использовать и обычный полимер со специальными добавками, но в этом случае увеличивается себестоимость продукта. В условиях жесткой конкуренции и насыщенности рынка очень сложно организовывать и выходить на рынок инновационным компаниям.

К предпосылкам инновационного развития хозяйствующих субъектов региона в полимерной промышленности, формируемым в соответствии с государственной инновационной политикой, можно отнести:

• стабильность социально-политического положения, способствующую привлечению инвестиций в инновации в регионах;

• поддержку властями регионов инновационного бизнеса, выраженную в предоставлении ему производственных помещений на льготных условиях, освобождении от местных налогов, выделении прямых субсидий;

• наличие в регионе развитой инновационной инфраструктуры, позволяющей предпринимателям концентрировать свои усилия на инновационной деятельности, в частности функционирование в регионе промышленных компаний, способных обеспечить инновационный процесс высококвалифицированными кадрами, финансированием технопарков, поставкой оборудования, предоставлением производственных площадей, наличие в регионе крупных вузов с мощным научным потенциалом.

В разработке и коммерциализации инноваций за рубежом основную роль играют компании. Доля затрат бизнес-сектора НИР в России составляет менее 30%, тогда как средний показатель стран Организации экономического сотрудничества и развития приближается к 70%. Основная идея этого плана: уход от экспорта сырых нефтегазовых продуктов и переход к экспорту полимеров и изделий из него с высокой добавленной стоимостью (рис. 2).

В нефтегазовой промышленности распространена вертикальная интеграция, т. е. вся цепочка переработки начиная с добычи нефти или газа, их переработки и заканчивая производством конечного продукта, в том числе и изделий из полимеров. Российский рынок полимеров, по мнению многих экспертов, является развивающимся, поэтому имеет перспективы в условиях импортозамещения (табл. 2, рис. 3).

Рассматривая отрасль полимерной промышленности, необходимо выделить крупнотоннажные полимеры, спрос на которые на внутреннем рынке России постоянно растет (табл. 3)

Для анализа конкурентоспособности полимерной промышленности воспользуемся методикой оценки конкурентоспособности продукции отдельных отраслей сельского хозяйства на внутреннем рынке через коэффициент спроса и предложения (табл. 4, 5 и 6). В соответствии с методикой используются следующие показатели:

Таблица 1 <

Направления инновационного развития хозяйствующих субъектов полимерной промышленности региона ш

Поддерживающие инновации Подрывные инновации

Определение Совершенствование уже существующих продуктов и процессов Направлены на завоевание новых рынков, на охват новых потребителей

Цель запуска Удержать (расширить) свою долю рынка, т. е. выиграть конкуренцию на сложившемся рынке, предложив самым взыскательным потребителям продукты, превосходящие уже имеющиеся на рынке аналоги Войти (извне) на сложившийся рынок и перетянуть клиентов у компаний-старожилов. Создать принципиально новые рынки, свободные от конкуренции и характеризующиеся высокой нормой прибыли

Кто реализует Компании — старожилы рынка Молодые компании или компании-новички на данном рынке; лидеры рынка, которые не хотят потерять свой рынок и перспективы роста

Технический уровень Предполагают усложнение (усовершенствование) продукта. Добавление новых функций и свойств В основе продукта, как правило, лежит новая, очень сложная технология, но сам продукт обязательно должен быть простым и удобным в использовании

Качество Повышение качества до уровня «супер» Как правило, весьма низкое. Но низкая цена, отсутствие альтернативы данному продукту, простота в использовании оправдывают все

Цена Продукт дороже Продукт дешевле

Рынок Прежний. Продвижение в его верхние сегменты Принципиально новые рынки; нижние сегменты уже существующего рынка

Целевая аудитория Прежние потребители, причем основная их часть, наиболее прибыльные, требовательные и платежеспособные Новые потребители; потребители, которые раньше не имели альтернативы данному продукту, чтобы решить имеющиеся у них задачи; те, для которых раньше такой продукт был недоступен из-за высокой цены; непритязательные; непривлекательные для лидеров рынка

Воздействие на инновационный процесс Тянут кривую технологического цикла вверх Обрывают кривую технологического цикла на данном рынке и начинают его с нуля на новых рынках

> > > > С> > > > >

Нефть, газ Нафта, СУГ, ШФЛУ, этан, пропан Пиролиз, этилен, пропилен, бутадиен Полимеры, каучуки, продукция оргсинтеза Изделия из полимеров и каучуков для всех отраслей экономики

Рис. 2. Вектор развития рынков и производства газонефтехимической продукции сырья до конечной продукции

с высокой добавленной стоимостью

Таблица 2

Потребности в полимерной промышленности РФ

Год Спрос, млн т Предложение, млн т Коэффициент спроса, КСП Импорт, млн т Экспорт, млн т Торговое сальдо, млн т

2010 6,19 4,95 1,25 2,23 0,99 -1,24

2011 7,06 5,39 1,31 2,17 0,84 -1,33

2012 7,50 5,40 1,39 2,60 0,50 -2,10

2013 7,68 6,00 1,28 2,65 0,97 -1,68

К - Пф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ксп - П

где КСП — коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке; ПФ — фактическая потребность; ПВ — производство внутри страны.

Если КСП < 1, то спрос полностью удовлетворен за счет отечественного производства, наличие экспортного потенциала; если КСП > 1, то спрос удовлетворенный, в том числе за счет импорта, отрасль является

импортоориентированной. Данный коэффициент не дает полной картины развития отрасли. Для комплексного анализа необходимо использовать сальдо между экспортом и импортом и ввести коэффициент соотношения экспорта к импорту для импортоори-ентированных отраслей. Основными проблемами в полимерной промышленности являются: • отсутствие аналогов в отрасли, недостаточность марочного ассортимента;

Рис. 3. Рынок синтетических смол и пластмасс в РФ

Таблица 3

Структура потребления крупнотоннажных полимеров в России

Полимер Год

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013П

Полиэтилен, тыс. т 1500 1498 1322 1718 1783 1846 1900

Прирост, % — -13 -12 30 4 4 3

Полипропилен, тыс. т 550 602 632 766 788 843 875

Прирост, % — 9 5 21 3 7 4

Полистирол, тыс. т 427 414 364 453 497 543 557

Прирост, % — -3 -12 25 10 9 3

Поливинилхлорид, тыс. т н/д 967 738 993 1135 1141 1110

Прирост, % — - -24 34 14 0 -3

ПЭТ, тыс. т н/д 563 473 572 598 582 575

Прирост, % — - -16 21 5 -3 -1

Всего, тыс. т 4043 3529 4501 4802 4955 5017

Прирост, % -13 28 7 3 1

Динамика ВВП, % -7,80 4 4,30 3,50 1,30

• спрос на базовые марки выше, чем могут предложить отечественные производители.

При рассмотрении полученных данных (табл. 4 и 7) можно сделать вывод, что рынок полипропиленов является импортоориентированным. Ввозимый импорт в 2013 г. превышает экспорт в 1,7 раза, что покрывает возникший внутренний дефицит по базовым маркам и закрывает потребности сегмента рынка по маркам, не производимым в России либо производство которых ограниченно из-за:

• отсутствия в России соответствующих технологий производства;

• устаревания существующих технологий и невозможности их модернизировать.

При рассмотрении полученных данных можно сделать вывод, что и рынок полиэтиленов является им-портоориентированным (табл. 5 и 8). Такие же про-

блемы выявляются и при рассмотрении рынка сти-рольных пластиков (табл. 6 и 9). Главными проблемами полимерной отрасли в России являются отсутствие соответствующих технологий производства, устаревание существующих технологий и невозможность их модернизировать.

С 2000 г. в России не было построено ни одной установки пиролиза (осуществлялась только модернизация существующих установок), российские предприятия ограничивались добычей и экспортом углеводородного сырья, и только в 2013-2014 гг. было начато строительство на Тобольском НКХ и запланировано строительство на НХК Газпромнефтехим Салават.

Если сравнить географическое расположение производств полимеров со схемой магистралей нефтепроводов и расположением нефтеперерабатыва-

Таблица 4 <

Расчет коэффициента спроса и предложения для полипропилена

Год анализа Предложение (объем производства), ПВ Объем потребления на внутреннем рынке Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке, КСП Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке в предыдущем году,

всего, ПФ в том числе за счет импорта, И

2008 509 602 121 1,18 1,12

2009 603 632 125 1,04 1,18

2010 630 766 184 1,22 1,04

2011 679 782 167 1,15 1,22

2012 658 832 224 1,26 1,15

2013 832 896 155 1,07 1,26

Таблица 5 Расчет коэффициента спроса и предложения для полиэтилена

Год анализа Предложение (объем производства), ПВ Объем потребления на внутреннем рынке Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке, КСП Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке в предыдущем году, КСП

всего, ПФ в том числе за счет импорта, И

2008 1272 1498 417 1,18 —

2009 1412 1322 432 0,93 1,18

2010 1530 1718 504 1,12 0,93

2011 1555 1783 549 1,14 1,12

2012 1406 1846 702 1,31 1,14

2013 1645 1900 655 1,15 1,31

Таблица 6 Расчет коэффициента спроса и предложения для стирольных пластиков

Год анализа Предложение (объем производства), ПВ Объем потребления на внутреннем рынке Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке, КСП Коэффициент спроса и предложения на внутреннем рынке в предыдущем году,

всего, ПФ в том числе за счет импорта, И

2008 268 414 217 1,54 —

2009 255 364 162 1,43 1,54

2010 286 453 188 1,58 1,43

2011 323 497 217 1,53 1,58

2012 365 526 222 1,44 1,53

2013 496 557 196 1,12 1,44

Таблица 7

Анализ импорта и экспорта полипропилена и их соотношения

Год Импорт Экспорт Сальдо Коэффициент

2008 121 57 -64 0,47

2009 125 110 -15 0,88

2010 184 77 -107 0,42

2011 167 64 -103 0,38

2012 224 49 -175 0,22

2013 155 91 -64 0,59

ющих заводов (НПЗ), то видно, что все производства расположены вместе с НПЗ вблизи нефтепроводов. Основная часть производств полиолефинов и сти-рольных пластиков находится в Татарстане (36%) и в Башкортостане (13%). В г. Тобольске также находится одно из крупных производств — 13% от общего объема производимых полиолефинов и стирольных пластиков, но данное предприятие было запущенно в 2013 г. и находится на стадии доработки и выхода на проектные производственные мощности. По оценкам специалистов, на это может уйти несколько лет, так как нет собственной сырьевой базы, а существующих излишков пропан-пропиленовой фракции с других

нефтехимических комбинатов (НХК) и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) не хватает даже на четверть загрузки производства. После выхода на проектные производственные мощности данное предприятие будет выпускать почти 40% продукции от проектных мощностей всех работающих на сегодняшний день производств в России по полипропилену.

Однако, чтобы обеспечить европейский уровень потребления полимеров, как отмечают эксперты, необходимо более чем в 3 раза нарастить действующие сегодня мощности по его выпуску. Основным препятствием дальнейшего развития полимерного бизнеса является дефицит установок термического пиролиза сырья, так

Таблица S

Анализ импорта и экспорта полиэтилена и их соотношения

Год Импорт Экспорт Сальдо Коэффициент

2008 417 192 -225 0,46

2009 432 334 -98 0,77

2010 504 375 -129 0,74

2011 549 293 -256 0,53

2012 702 278 -424 0,40

2013 655 340 -315 0,52

V Таблица 9

X

^ Анализ импорта и экспорта стирольных пластиков и их соотношения

Год Импорт Экспорт Сальдо Коэффициент

2008 217 71 -146 0,33

2009 162 53 -109 0,33

2010 188 21 -167 0,11

2011 217 43 -174 0,20

2012 222 61 -161 0,27

2013 196 74 -122 0,38

как модернизацией производства можно добиться увеличения мощностей на 15-20%, что никак не отразится на быстрорастущем рынке. Для более эффективного развития производств по выпуску полиолефинов и по-листиролов необходима переработка сырья на базе нефтегазохимических объединений. Не менее важна и диверсификация базы сырья будущей индустрии полимеров за счет увеличения марочного ряда.

Решение проблемы импортозамещения в России возможно в том числе за счет углубления экономической интеграции со странами СНГ, такими как Беларусь, Казахстан, Армения. Необходима поддержка инновационной деятельности хозяйствующих субъектов с целью развития новых технологий и поддержки отечественных товаропроизводителей.

Литература

1. Голубецкая Н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 45-48.

2. Голубецкая Н. П. Инновационный менеджмент при формировании фармацевтического кластера в РФ // Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 71-77.

3. Голубецкая Н. П., Куприн А. А., Жук И. В. Формирование приоритетов эффективности внедрения и оценки инновационного развития субъектов предпринимательства // Ученые записки. 2013. № 2 (42). С. 21-27.

4. Голубецкая Н. П., Решетников А. А. Инновационное развитие проектных организаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 54-58.

5. Голубецкая Н. П., Жукова Н. С. Инновационные подходы к регулированию региональной предпринимательской деятельности в условиях структурной перестройки российской экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1-2 (40). С. 96а-102.

6. Голубецкая Н. П., Чиркова Т. В. Направления инновационного менеджмента предпринимательских структур в отраслях реального сектора экономики // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 34-38.

7. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий. М.: Теис, 2003. 236 с.

8. Периодические обзоры инновационной деятельности и инновационного развития: Портал внешнеэкономической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analysis/.

9. Аскарова А. А. Оценка инновационного потенциала предприятий малого бизнеса: Дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2006. 179 с.

10. Митякова О. И., Митяков С. И., Максимов Ю. М. Инновационное развитие экономической системы: оценка эффективности трансфера технологий // Инновации. 2006. № 7 (94). С. 84-87.

References

1. Golubetskaya N. P. Metodicheskie podkhody k opredeleniyu prioritetov innovatsionnoy politiki regiona [Methodological approaches to the determination of priorities of innovation policy in the region]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 12 (74), pp. 45-48.

2. Golubetskaya N. P. Innovatsionnyy menedzhment pri formi-rovanii farmatsevticheskogo klastera v RF [Innovation management in the formation of pharmaceutical cluster in Russia]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 12 (86), pp. 71-77.

3. Golubetskaya N. P., Kuprin A. A., Zhuk I. V. Formirovanie prioritetov effektivnosti vnedreniya i otsenki innovatsionnogo raz-vitiya sub"ektov predprinimatel'stva [Formation of the priorities of the effectiveness of implementation and evaluation of innovative development of businesses]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki [Memoirs of the St. Petersburg University of Management and Economics], 2013, no. 2 (42), pp. 21-27.

4. Golubetskaya N. P., Reshetnikov A. A. Innovatsionnoe raz-vitie proektnykh organizatsiy [Innovative development of project organizations]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo go-sudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2014, no. 3 (87), pp. 54-58.

5. Golubetskaya N. P., Zhukova N. S. Innovatsionnye podkhody k regulirovaniyu predprinimatel'skoy deyatel'nosti v uslovi-yakh strukturnoy perestroyki rossiyskoy ekonomiki [Innovative approaches to business regulation in the conditions of the restructuring of the Russian economy]. Izvestiya Yugo-Za-padnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Southwest State University], 2012, no. 1 (40), pt. 2, pp. 96-103.

6. Golubetskaya N. P., Chirkova T. V. Napravleniya innovatsionnogo menedzhmenta predprinimatel'skikh struktur v otra-slyakh real'nogo sektora ekonomiki RF [Areas of innovation management of enterprise structures in the real sector of the Russian economy]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki [Memoirs of the St. Pe-

tersburg University of Management and Economics], 2014, no. 4 (48), pp. 34-38.

Gurkov I. B. Innovatsionnoe razvitie ikonkurentosposobnost': Ocherki razvitiya rossiyskikh predpriyatiy [Innovative development and competitiveness: Essays on the development of Russian companies]. Moscow, Teis Publ., 2003. 236 p. Periodic review of innovation activity and innovation development. Foreign economic information portal. Available at: http:// www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analysis/. (in Russ.).

9. Askarova A. A. Otsenka innovatsionnogo potentsiala predpriyatiy malogo biznesa. Kand. ekon. nauk diss. [Estimation of innovative potential of small businesses. Cand. econ. sci. diss.]. Ufa, 2006. 179 p.

10. Mityakova O. I., Mityakov S. I, Maksimov Yu. M. Innovatsionnoe razvitie ekonomicheskoy sistemy: otsenka effektivnosti transfera tekhnologiy [Innovative development of the economic system: Evaluation of the effectiveness of technology transfer]. Innovatsii, 2006, no. 7 (94), pp. 84-87.

Д

У А

Целевые ориентиры управления качеством рекламной деятельности в секторе транзитной рекламы

Quality Management Goals for Promotional Activities in Transit Advertising

УДК 659:005.6

Брежнев Владимир Игоревич

руководитель по закупкам и развитию УрФО, СибФО, ДФО ООО «Транзит Медиа Групп Северо-Запад» (Санкт-Петербург) 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 10, лит Б

Brezhnev Vladimir Igorevich

"Tranzit Media Grupp Severo-Zapad" Ltd. Kamennoostrovskiy Ave 10/B, St. Petersburg, Russian Federation, 197101

Современные тенденции развития рекламного рынка сопряжены с интенсивно возрастающими требованиями потребителей к качеству рекламных услуг, что во многом определяет конкурентоспособность рекламных организаций. В рекламной деятельности проявляется проблема в малоэффективной системе управления качеством рекламной деятельности.

Цель. Разработка методов управления качеством в секторе транзитной рекламы с целью повышения конкурентоспособности рекламных организаций данного сектора

Результаты. В статье предлагаются адаптированные методологические принципы и методы управления качеством рекламной деятельности в секторе транзитной рекламы с позиции двойственного содержания рекламной услуги: материальной и нематериальной. Содержание предложенных методов охватывает взаимосвязь качества, конкурентоспособности и эффективности рекламной деятельности. Управление качеством рекламной деятельности рассматривается на уровнях производства рекламного продукта и процесса его размещения. Точкой роста управленческого воздействия рассматривается соотношение «качество — цена — прибыль». Авторским результатом является предложенный управленческий инструментарий, в основе которого лежит идентифицированная система бизнес-процессов рекламной организации.

Ключевые слова: рекламный рынок, экономическая система, управление качеством, рекламная индустрия, конкурентоспособность рекламной организации, транзитная реклама

Current trends in the advertising market are associated with rapid increases in consumer demand for higher-

quality advertising services, which largely determine the competitiveness of promotional organizations. The problem of ineffective advertising manifests itself in the quality control system.

Aim. This study aims to develop methods of quality management in the transit advertising sector to increase the competitiveness of companies in this industry.

Results. This study proposes methodological principles and methods of quality management adapted for transit advertising, from the perspective of content duality in advertising services: tangible and intangible. The content of the proposed methods links an advertising activity's quality, competitiveness, and efficiency. Quality management of advertising activities is considered at the level of product creation as well as the process of its placement. The quality-price-profit ratio is considered as a growth point of administrative influence. As an original result, the author proposes management tools based on the established business process systems used by advertising organizations.

Keywords: advertising market, economic system, quality management, the advertising industry, the competitiveness of the organization of advertising, transit advertising

В современных условиях рынок рекламы является значимой частью экономической системы. Рекламный рынок функционирует в единстве с другими рынками и развивается в рамках общих законов рыночной экономики, обеспечивая общественную потребность в рекламных услугах. Это определяет актуальность исследования процессов управления рекламной деятельностью с позиции управления качеством.

В 1980-1990-е гг. произошло ускорение развития рекламной индустрии практически по всему миру. Особенно активно этот процесс протекал в России, странах Центральной и Восточной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время рынок рекламы представляет собой развитый сегмент экономики многих стран мира и включает широкую систему экономических, правовых, социокультурных и иных отношений, которые возникают и развиваются между основными субъектами этого рынка — рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламора-спространителями и потребителями рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.