Научная статья на тему 'Проблемы развития инструментов регулирования инновационной деятельности региональных социально-экономических систем'

Проблемы развития инструментов регулирования инновационной деятельности региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE CAPACITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ / REGIONAL COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GOVERNING OF INNOVATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качура Кристина Ивановна

В центре внимания автора находятся проблемы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в регионах страны за счет поддержки инновационного потенциала регионов на государственном уровне управления. Решение проблемы видится в разработке и реализации на государственном уровне условий для повышения темпов внедрения инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development’s Problems of Governing Instruments of Innovative Activities of the Regional Socio-Economic System

The focus of the author are the problems of increasing the competitiveness of economic entities of the country’s regions by supporting the innovative potential of the regions on the state level management. The solution of the problem is in the development and implementation conditions to accelerate the deployment of innovative technologies by the government management.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инструментов регулирования инновационной деятельности региональных социально-экономических систем»

НПО «СтарЛайн» получает возможность увеличить продажи собственных продуктов, а автовладельцы — пользоваться мониторинговым оборудованием и получать дополнительную скидку на добровольное страхование автогражданской ответственности в зависимости от стиля вождения. В конечном счете это должно привести к увеличению продаж полисов добровольного страхования автогражданской ответственности, глубокой интеграции высоких технологий и повышению безопасности на дорогах.

В заключение следует отметить, что, несмотря на очевидную необходимость активизации процессов инновационного развития страховой деятельности, не все отечественные страховые компании спешат активизировать свои усилия в этом направлении. Это связано с несколькими причинами, сдерживающими развитие инновационной деятельности: отсутствием системы подготовки специалистов-новаторов, ограниченностью рынков сбыта страховых услуг, проблемами страховых посредников. Для эффективной организации конкурентной работы страховой компании необходимо систематически изучать состояние страхового рынка и перспективы спроса на страховые услуги, разрабатывать предложения по улучшению организации работы, реализации имеющихся в распоряжении общества услуг по введению новых видов страхования. Всему этому способствует внедрение в страховой работе маркетинга.

литература

1. мамаева Р. м. Этапы становления страхового рынка России // Российское предпринимательство. 2008. № 6.

2. Жилкина м. с., нецветаев А. Г., стрижов с. Г. Особенности маркетинга в страховом бизнесе // Маркетинг. 1998. № 5.

3. кутьенкова т. А. Дифференциация продуктов в маркетинговой деятельности страховых компаний // Организация продаж страховых продуктов. 2008. № 3.

4. чернова Г. В. Страхование и управление рисками. М.: Юрайт, 2014.

5. Белозёров с. А. Банковское дело. СПб.: Изд-во Кобрина Л. М., 2008.

6. Журавин с. Г., Гудкова н. А. Интеграция страховых компаний и банков // Актуальные проблемы управления рисками и страхования: Тр. V междунар. заоч. симпозиума / МИИР. М., 2006.

УДК 332.14

К. И. Качура

Проблемы развития инструментов регулирования инновационной деятельности региональных социально-экономических систем

K. I. Kachura. Development's Problems of Governing Instruments of Innovative Activities of the Regional socio-Economic system

В центре внимания автора находятся про- The focus of the author are the problems of блемы повышения конкурентоспособности increasing the competitiveness of economic хозяйствующих субъектов в регионах страны entities of the country's regions by support-

Кристина Ивановна Качура — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© К. И. Качура, 2014

за счет поддержки инновационного потенциала регионов на государственном уровне управления. Решение проблемы видится в разработке и реализации на государственном уровне условий для повышения темпов внедрения инновационных технологий.

ключевые слова: инновационный потенциал, конкурентоспособность регионов, инновационная деятельность, регулирование инновационной деятельности

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

ing the innovative potential of the regions on the state level management. The solution of the problem is in the development and implementation conditions to accelerate the deployment of innovative technologies by the government management.

Keywords: innovative capacity, regional competitiveness, innovation, governing of innovation activities

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В современных геополитических условиях структурной перестройки российской экономики увеличилось количество хозяйствующих субъектов, стратегической целью функционирования которых стало инновационное развитие производственной деятельности. Для повышения конкурентоспособности регионов в межрегиональном разделении труда и специализации производства инновационные подходы позволят занять новые ниши на мировом рынке товаров и услуг, укрепить позиции в отраслевом сегменте среди конкурентов. Проблемы развития инструментов регулирования инновационной деятельности региональных социально-экономических систем связаны необходимостью разработки и реализации условий для повышения скорости внедрения инновационных технологий в производство, формирования благоприятной предпринимательской среды. Уровень инновационной активности региональных хозяйствующих субъектов, масштаб и характер инновационной деятельности позволяют на региональном уровне управления создать предпосылки для формирования стратегии развития на долгосрочную перспективу и реализации программно-целевого подхода к достижению поставленных результатов эффективного и устойчивого развития [1].

Одной из основных причин, влияющих на формирование и развитие инновационного потенциала региональных хозяйствующих субъектов в РФ, являются недостаточно четко сформулированные приоритеты в научно-техническом развитии реального сектора экономики на государственном уровне управления. Поддержка на государственном уровне управления инновационного потенциала регионов позволяет обеспечить решение стратегической задачи социально-экономического развития на основе повышения конкурентоспособности с использованием интеллектуального потенциала и достижений ведущих российских научных школ.

В современных геополитических условиях для большинства региональных хозяйствующих субъектов РФ характерны следующие проблемы:

• недостаточная инновационная активность и отсутствие координации в деятельности научно-исследовательских и производственных структур реального сектора экономики;

• высокий уровень стратификации регионов по уровню развития инновационного потенциала;

• отсутствие стимулов для расширения объемов научно-исследовательских работ с целью снижения ресурсоемкости производства и перехода на инновационные технологии, недостаточная мотивация персонала для работы в исследовательских структурах;

• отставание реального сектора экономики по уровню инновационного развития большинства технологических цепочек и производств по сравнению с зарубежными компаниями.

Большинство проблем связаны с отсутствием четкой программы действий на региональном уровне управления по реализации стратегии инновационного развития, подготовка и реализация которой могут стимулировать инновационную активность хозяйствующих субъектов РФ.

На уровне отдельных предприятий отсутствие инвестиций и недостаточная проработка подходов к осуществлению инновационных преобразований приводят к снижению результативности при совершенствовании технологических цепочек в соответствии с требованиями рыночной конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг [2]. Разработка эффективной системы управления региональным инновационным потенциалом должна осуществляться на основе комплексного подхода к обеспечению стратегической цели развития внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на мировом уровне (табл. 1).

таблица 1

Индекс глобального инновационного развития

Страна Оценка Место

Швейцария 64,78 1

Великобритания 62,37 2

Швеция 62,29 3

Финляндия 60,67 4

Нидерланды 60,59 5

США 60,09 6

Сингапур 59,24 7

Дания 57,52 8

Люксембург 56,86 9

Гонконг (Китай) 56,82 10

Ирландия 56,67 11

Канада 56,13 12

Германия 56,01 13

Норвегия 55,59 14

Израиль 55,46 15

Южная Корея 55,27 16

Австралия 55,01 17

Новая Зеландия 54,52 18

Исландия 54,05 19

Австрия 53,41 20

Япония 52,41 21

Франция 52,18 22

Бельгия 51,69 23

Эстония 51,54 24

Мальта 50,44 25

Российская Федерация 39,14 49

Источник: [3, с. 428].

Наиболее значимым в современных условиях критерием оценки является индекс глобального инновационного развития, который определяется с учетом оценки следующих параметров:

• ресурсного блока, состояние которого оценивается на основе мониторинга и динамики инновационного потенциала основных факторов производства, в частности инвестиционных, человеческих, институциональных, информационных, материально-технических ресурсов, которые влияют на масштабы и результативность инновационной деятельности региональных социально-экономических систем;

• структурно-институционального блока, организационно-управленческие функции которого должны быть направлены на поддержку и стимулирование инновационного развития хозяйствующих субъектов, формирование инфраструктурных проектов с целью оптимизации процесса коммерциализации интеллектуальной собственности и нововведений;

• инновационного блока, который оценивается на основе параметров технологической подготовленности бизнес-структур к инновационной деятельности в условиях нового технологического уклада, развития сферы образования, эффективного рынка товаров и труда и т. д.

В сравнении с развитыми странами Россия отстает по уровню внедрения инновационных подходов в технологические цепочки большинства сегментов реального сектора экономики. На современном этапе структурной перестройки национальной экономической модели для решения проблем инновационного развития регионов необходимо использовать новые управленческие решения, которые привели бы к формированию передовых инструментов государственной инновационной политики по поддержке и стимулированию инновационной активности региональных социально-экономических систем.

Для стимулирования инновационного развития региональных социально-экономических систем необходимо использовать на основе зарубежного опыта прогрессивные организационно-экономические инструменты, которые дали возможность оптимизировать взаимодействие научно-исследовательских и производственных структурных подразделений с целью повышения конкурентоспособности российской экономики (табл. 2).

таблица 2

организации, выполнявшие исследования и разработки

тип организации Год

1992 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Всего, шт., в том числе: 4555 4099 3566 3666 3536 3492 3682 3566

научно-исследовательские 2077 2686 2115 1926 1878 1840 1782 1725

организации

конструкторские организа- 865 318 489 418 377 362 364 340

ции

проектные и проектно- 495 85 61 42 36 36 38 33

изыскательские органи-

зации

опытные заводы 29 33 30 58 57 47 49 60

образовательные организа- 446 390 406 503 506 517 581 560

ции высшего образования

промышленные организа- 340 284 231 239 228 238 280 274

ции, имевшие научно-

исследовательские,

проектно-конструкторские

подразделения

прочие 303 303 234 480 454 452 588 574

На начальном этапе формирования региональной инновационной системы необходимо создать инновационную инфраструктуру с использованием зарубежного опыта по формированию технопарков и особых экономических зон. Целевой задачей данной системы должна стать координация на их основе деятельность малых и средних инновационных бизнес-структур в соответствии с приоритетами развития научно-технологической сферы. В дальнейшем на основе крупных корпораций возможно реализовать механизм государственно-частного партнерства по созданию фундамента для инновационного развития регионов. Большинство бизнес-структур для повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках используют инновационные технологии, которые позволят поступательно развивать ведущие отрасли экономики региона. Инновационным потенциалом обладают такие сегменты российской экономики, как военно-промышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, судостроение.

Инновационная деятельность в региональных социально-экономических системах становится результативной при условии развития соответствующей инфраструктуры и использования инвестиционных потоков, которые должны поддерживаться на региональном уровне управления (рис. 1).

Открытия

Открытая информационная система.

Малое и среднее предпринимательство.

Сетевой капитал

Инновационная деятельность

Государственная политика.

Институты поддержки.

Инвестиционные потоки.

Стимулирование активности инноваций

Коммерциализация

Инновационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологии. Развитие человеческих ресурсов

рис. 1. Процесс формирования региональной социально-экономической системы

в инновационной экономике

Система регулирования инновационным развитием хозяйствующих субъектов российской экономики должна строиться исходя из принципа сбалансированности природно-ресурсных, экономических и социальных параметров. Применение системного подхода позволяет осуществить комплексную оценку частных параметров, характеризующих степень соответствия прогнозируемых сценариев социально-экономического развития, с учетом стратегической цели повышения конкурентоспособности на основе инновационных технологий и управленческих решений.

В условиях экономики знаний устойчивый экономический рост региональных социально-экономических систем может быть обеспечен только на инновационной основе. При этом в современных условиях под инновационным потенциалом хозяйствующего субъекта понимается комплексная оценка его качественного состояния, которое позволит обеспечить реализацию конкурентных преимуществ по критериям снижения ресурсоемкости и интеллектуализации производственной цепочки в соответствии с требованиями нового технологического уклада.

Для российских региональных социально-экономических систем основными инструментами регулирования инновационной деятельности должны быть:

• целевая программа обновления основных фондов, технологических цепочек и производственных мощностей реального сектора экономики;

• мониторинг, поддержка и управление объектами региональной интеллектуальной собственности;

• административные и административно-хозяйственные подходы на основе приоритетных направлений развития научно-технического прогресса;

• методы косвенного воздействия, обеспечивающие развитие интеллектуального потенциала и инновационной инициативы;

• корректировка инвестиционных потоков и прямое бюджетное финансирование прогрессивных направлений развития региональной экономики;

• развитие механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

• государственные субсидии и гарантии для прорывных инновационных проектов и региональных программ;

• инструменты, направленные на стимулирование инновационной активности реального сектора экономики;

• развитие консультационных услуг на базе технопарков и бизнес-инкубаторов;

• создание благоприятных условий для развития малых и средних бизнес-структур в инновационной сфере;

• формирование сетевых корпоративных структур по взаимодействию национальных исследовательских университетов, хозяйствующих субъектов и региональных органов управления.

В стратегическом плане развитие инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на региональном уровне управления должно быть направлено на стимулирование сокращения времени на коммерциализацию нововведений, координацию сетевого взаимодействия между новаторами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими внедрение инноваций в технологический процесс [4, с. 49].

При разработке и реализации системы регулирования региональной инновационной деятельностью важно проводить на всех этапах оценку результативности управленческих решений, которая состоит из определения приоритетов в направлении инвестиционных потоков для поддержки хозяйствующих субъектов. Важным этапом являются мониторинг и стимулирование инновационной активности и корректировка использования механизма государственно-частного партнерства, позволяющего повысить степень социальной ответственности бизнеса за решение социально-экономических задач для региона. На региональном уровне инструменты поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов разрабатываются с учетом комплексного анализа интегральных социально-экономических параметров, которые должны обеспечить выбор оптимального вложения инвестиционных ресурсов. Цикличность мировой экономики и технологический уклад влияют на инструменты управления инновационной деятельностью региональных хозяйствующих субъектов.

литература

1. Голубецкая н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 45-48.

2. Голубецкая н. П. Инновационный менеджмент при формировании фармацевтического кластера в РФ // Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 71-77.

3. The Global Innovation index 2014. The Human Factor of Innovation. 2014.

4. кэмпбел Д., стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.