Мы считаем, что использование \меЬ-пространства эффективно именно в исследовательской деятельности, когда у обучающихся уже существует мотивация (не всегда устойчивая). В данных условиях даже онлайн-об-щение позволяет эффективно реализовывать личностно ориентированные технологии, например, при работе в малых группах, мобильно обменивать-
Библиографический список:
ся информацией, вести диалог, при соблюдении хотя бы минимума правил как делового, так и цифрового этикета. Несомненно, именно в диалоге рождается новое поле смыслов, в котором преобладает не изреченное педагогом, а сочиненное обучающимся исходя из контекста своего жизненного опыта слово.
1. Кремлёва Ю.В. Личностно-ориентированный подход как основа обучения иноязычной речевой деятельности студентов технического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 3: 110 - 112.
2. Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5: 113 - 115.
3. Положенцева И.В. Содержание, базовые понятия и научное обоснование дистанционного образования. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016; № 3: 24 - 32.
4. Бендрикова А.Ю., Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Актуальность сотрудничества музеев и вузов в первой четверти XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 140 - 143.
5. Кремлёва Ю.В. Модель развития иноязычной речевой деятельности на основе личностно ориентированного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4: 77 - 110.
References
1. Kremleva Yu.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod kak osnova obucheniya inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; № 3: 110 - 112.
2. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Specifika formirovaniya kriteriev podlinnogo iskusstva i 'esteticheskogo vkusa na zanyatiyah po kul'turologii u obuchayuschihsya negumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5: 113 - 115.
3. Polozhenceva I.V. Soderzhanie, bazovye ponyatiya i nauchnoe obosnovanie distancionnogo obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2016; № 3: 24 - 32.
4. Bendrikova A.Yu., Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Aktual'nost' sotrudnichestva muzeev i vuzov v pervoj chetverti HHI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 140 - 143.
5. Kremleva Yu.V. Model' razvitiya inoyazychnoj rechevoj deyatel'nosti na osnove lichnostno orientirovannogo podhoda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; № 4: 77 - 110.
Статья поступила в редакцию 05.05.21
УДК 378
Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPING A MEDICAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION FOR TEACHER TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION. Educational policy in 21 century offers a health-saving model of the pedagogical process at all levels and directions. It is important in the direction of modern teacher training to develop personal responsibility for the results of professional activity, which includes the responsibility to maintain the health of all participants in the educational process. To date, there are about a hundred definitions of the concept of "health"; many of its components are highlighted. "Health" is considered by researchers in terms of different concepts - both humanitarian and natural science ones. In this regard, it is necessary to orient professional education towards interdisciplinarity, integration of natural science and humanitarian knowledge. The system-forming factor in solving this issue is the development of medical-pedagogical direction in professional education, search and scientific substantiation of conditions, principles and technologies of its implementation, formation of medical-pedagogical competence of a future teacher. This direction in teacher training will be a scientific basis in prevention of diseases and asocial behavior of students, formation of healthy lifestyle culture and safe development of society. The article presents the history of integration of medicine, pedagogy and psychology; basic concepts of the studied topic; pedagogical conditions and structure of professional readiness for medical and pedagogical activity in professional education.
Key words: professional training of teachers, medical and pedagogical competence, pedagogy, health.
С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Образовательной политикой в XXI веке предложена здоровьесберегающая модель педагогического процесса на всех уровнях и направлениях. Важным в подготовке современного педагога является развитие личной ответственности за результаты профессиональной деятельности, которая включает и ответственность за поддержание здоровья всех участников образовательного процесса. На сегодняшний день существует около ста определений понятия «здоровье», выделяется множество его компонентов. Оно рассматривается исследователями с точки зрения различных концепций - как гуманитарных, так и естественнонаучных. В связи с этим необходима ориентация профессионального образования на междисциплинарность, интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний. Системообразующим фактором в решении данного вопроса является развитие медико-педагогического направления в профессиональном образовании, поиск и научное обоснование условий, принципов и технологий его реализации, формирование медико-педагогической компетентности будущего педагога. Данное направление в подготовке специалистов будет являться научной базой в профилактике заболеваний и асоциального поведения обучающихся, формирования культуры здорового образа жизни и безопасного развития общества. В статье представлена история интеграции медицины, педагогики и психологии; основные понятия исследуемой темы; педагогические условия и структура профессиональной готовности к медико-педагогической деятельности в профессиональном образовании.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, медико-педагогическая компетентность, педагогика, здоровье.
Одной из основных проблем современной системы образования в условиях пандемии является сохранение здоровья детей, подростков и учащейся молодежи. Эта проблема высоко актуальна, поскольку отмечается стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек, возрастание числа злоупотребляющих психотропными препаратами обучающихся; повсеместное длительное использование гад-жетов, интернет-ресурсов и, как следствие, ухудшение физического, психического, духовно-нравственного здоровья [1; 2]. В то же время возросли требования к качеству образования и здоровью выпускников учреждений
образования. В связи с этим необходима разработка и научное обеспечение медико-педагогического воздействия на обучающихся, создание ресурса здоровья. Большое значение имеют средства воспитания здорового и безопасного образа жизни, что сближает педагогику с системой охраны здоровья с целью сохранения здоровья и поддержания государственной безопасности страны [3; 4].
Цель - рассмотреть историю интеграции медицины и педагогики; основные понятия исследуемой темы; представить структуру профессиональной готовности к медико-педагогической деятельности, условия для развития медико-педагогического направления в профессиональном образовании.
Методы исследования. Теоретические методы: междисциплинарный анализ и синтез информации по проблеме исследования в отечественных и зарубежных научных источниках по педагогике, психологии, медицине. Эмпирические методы: наблюдение, анализ поступающей информации с целью определения условий развития медико-педагогического направления в профессиональном образовании, формирования культуры здоровья будущих педагогов.
Результаты исследования. Н.И. Пирогов выдвинул идею интеграции медицины и педагогики с целью сохранения «народного здоровья» ещё в 1870 году Он рекомендовал организовать взаимодействие учреждений медицины со школой. Затем В.Н. Мясищев определил точки соприкосновения между педагогикой и медициной. В целом благодаря работам отечественных и зарубежных исследователей в системе воспитания и обучения можно выделить следующие этапы интеграции медицинского и педагогического образования:
- в XVII - XVIII веках в развитии и воспитании активно формировался принцип природосообразности. Ф.А. Дистервег, Дж. Локк утверждали, что знания из области физиологии и психологии должны обеспечивать гармоничное развитие человека с учетом их возрастных особенностей;
- в середине XIX века начался процесс интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, Н.И Пирогов, К.Д. Ушинский предлагали их использовать в воспитании подрастающих поколений;
- в пятидесятые - восьмидесятые годы XIX века произошла интеграция медицинских знаний с педагогическими исследованиями возрастных особенностей развития человека. С.П. Боткиным, В. Вундтом, У. Джемсом, П.Ф. Каптере-вым, П.Ф. Лесгафтом, И.А. Сикорским осуществлялись попытки создания целостного научного знания о природе человека и его здоровья;
- в конце XIX - начале XX века произошло становление «лечебной педагогики», развитие представлений о психофизической организации организма человека. В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Дж. Болдуин, А. Кэттел, Э. Мейман, С. Холл уделяли внимание в своих работах взаимосвязи психического и физического развития с целью создания целостного представления об организме человека;
- в двадцатые - восьмидесятые годы XX века Б.П Ананьев, Э. Берн, Л.С. Выготский, РА. Лурия, Э.М. Монтессори, К. Хорни, Д.Б. Эльконин приложили усилия к развитию педагогической антропологии и педагогической психологии. Эти науки основывались на естественнонаучных (физиология, медицинские науки) и психолого-педагогических знаниях и были ориентированы на повышение эффективности обучения и воспитания в русле антрополого-психологического подхода;
- с девяностых годов XX века по настоящее время благодаря исследованиям В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, В.К. Зайцева, В.Р Кучмы произошло становление комплексной медико-психолого-педагогической деятельности в сфере здоровьесбережения [5; 6].
При этом в настоящее время вопросы здоровьесбережения требуют дальнейшего развития медико-педагогического направления в профессиональном образовании, основанного на интеграции современных медицинских и психолого-педагогических научных знаний о человеке; проектирования и реализации медико-педагогических технологий, учебных программ, модулей.
К общеметодологическим принципам развития медико-педагогического направления в профессиональном образовании можно отнести принцип целостности, многоуровневости, непрерывности, преемственности, а также компетент-ностный подход к проектированию содержания образования. Данные принципы обеспечивают связь теории с практической деятельностью педагога в образовательных учреждениях.
К частным принципам - принцип социальной активности (социально значимая превентивная деятельность); принцип программно-целевого планирования в профессиональной подготовке (уменьшение степени распространения болезней и разрушающего поведения); принцип интеграции (межпредметные связи); принцип здоровьесбережения (обеспечение образовательного процесса с позиции санитарно-гигиенического воспитания с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучающихся) [7; 8].
Медико-педагогическое направление в профессиональном образовании - это:
- образование, основанное на интеграции медицинских и педагогических знаний о человеке, специфике индивидуального развития на разных возрастных этапах;
- подготовка педагогов, включающая систему психолого-педагогических и медицинских компетенций;
- становление педагога, способного к эффективной реализации здоро-вьесберегающей деятельности в образовательных организациях [9].
Согласно работам Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.К. Марковой, понятие «компетентность» включает:
- совокупность знаний, умений и научно-практического опыта;
- умение реализовать знания и умения в своей профессиональной деятельности;
- качества личности (саморазвитие, самовоспитание, самообразование), позволяющие эффективно реализовать знания и умения в профессиональной деятельности [10; 11].
По мнению Т.М. Резер, медико-педагогическая компетентность - это совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей педагога в системе образования [5].
В целом медико-педагогическая компетентность включает интеграцию медицинских и психолого-педагогических знаний и практических навыков, связана с готовностью педагога к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде.
Условия, способствующие формированию медико-педагогической компетентности педагогов, включают:
- разработку и реализацию медико-педагогических здоровьесберегаю-щих технологий, учебно-методических комплексов, учебных программ;
- организацию здоровьесберегающей образовательной среды;
- активизацию сетевого взаимодействия субъектов медицинского и психолого-педагогического сообщества [12].
Основные функции медико-педагогического направления в профессиональном образовании: ценностная, организационная, диагностическая, превентивная, культурологическая. Они связаны с первичной профилактикой заболеваний и асоциального поведения обучающихся.
Структура профессиональной готовности к медико-педагогической деятельности включает следующие компоненты:
- знания о человеке - медико-биологические и психолого-педагогические, понимание сущности здоровья с позиции междисциплинарности (когнитивный);
- ценностные ориентации (правила здорового образа жизни, условия формирования здоровой личности, учёт всех компонентов здоровья, в том числе духовно-нравственного) (ценностно-мотивационный);
- здоровьсберегающие технологии (практические навыки, умения и техники сохранения, укрепления и развития здоровья) (деятельностный);
- поведенческие модели (модели здоровьесберегающего поведения педагога в типичных жизненных ситуациях; осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей) (поведенческий) [13; 14].
Педагог обязан ответственно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, владеть современными оздоровительным технологиями, быть готовым самостоятельно поддерживать свое здоровье, включаться в деятельность, формирующую заинтересованное отношение к собственному здоровью и здоровью обучающихся. Поэтому медико-педагогическое направление в профессиональном образовании рассматривается в качестве одного из основных факторов личностно-профессионального становления педагога. Технология подготовки педагогов в данном направлении позволяет:
- развивать профессиональные ценностные ориентации, значимые с общественной точки зрения;
- определить содержание медико-педагогического направления профессионального образования;
- реализовывать принцип обратной связи;
- организовывать непрерывный процесс получения медико-педагогических знаний в процессе профессиональной деятельности педагога;
- реализовывать научные подходы, принципы, методы воспитания и обучения с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса [15; 16].
Проектирование и реализация технологии подготовки педагога предполагает ее понимание как здоровьесберегающей и личностно ориентированной, основанной на учёте ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса и интересах общества. Медико-педагогическое направление в профессиональном образовании позволяет сформировать у педагога медико-педагогическую культуру и возглавить здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении.
Развитие медико-педагогического направления в профессиональном образовании рассматривается в качестве системообразующего фактора подготовки педагогических кадров для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
Медико-педагогическое направление в профессиональном образовании понимается как возможность формирования культуры личности педагога; реализации междисциплинарных знаний и здоровьесберегающей деятельности в образовательно-воспитательном процессе.
В структурном и содержательном плане подготовка педагогов основывается на научных положениях медицинской, психологической и педагогической наук и комплексном подходе к изучению человека.
Организационно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров включает учебные планы, образовательные и рабочие программы, методические пособия, модули.
Реализация медико-педагогического направления в профессиональном образовании педагогов позволяет сделать акцент на интегрированном профессионально-педагогическом виде деятельности, способствующим сохранению здоровья всех участников образовательно-воспитательного процесса и поддержанию государственной безопасности страны.
Библиографический список
1. Маджуга А.Г, Синицина И.А. Здоровьесозидание как приоритет образовательной политики России в третьем тысячелетии: тенденции, поиск, перспективы развития. Здоровьесберегающее образование. 2014; № 2: 10 - l7.
2. Станкевич П.В., Макарова Л., Авдеева Н.В. Роль педагогического вуза в формировании здорового образа жизни. Человек и образование. 2018; № 4 (57): 15З - 158.
3. Ананьев В.В. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. Санкт-Петербург: Речь, 2006; Кн. 1.
4. Хрипункова О.В. Формирование профессиональной готовности медико-педагогического персонала к интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной работы в детском санатории. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2018.
5. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук, Екатеринбург, 200У.
6. Кухта Ю.С., Горбатенков М.Д. Сущность медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности: учебное пособие: в 2-х ч. Новосибирск: Издательство НГТУ 2016. У. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Перспективные тренды развития российского университетского образования. Традиции и новации в профессиональной подготовке
и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тверь, 2019: 8 - 12.
8. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие. Москва: Академия, 2015.
9. Кувшинов Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. Кемерово: КемГУКИ, 2015.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Москва: Логос, 2018.
12. Тимиров Ф.Ф. Формирование медико-педагогической компетентности учителя сельской школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук, Уфа, 2009.
13. Новиков Д.С. Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: сущность, структура, функции. Мир науки. Интернет-журнал. 201У; Т. 5, № 2.
14. Белова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие. Ставрополь: Издательство СКФУ, 2015.
15. Абшилава Э.Ф. Медико-психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях реабилитационного центра. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2019.
16. Жданова Л.А. и др. Основы формирования здоровья детей. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 201У.
References
1. Madzhuga A.G., Sinicina I.A. Zdorov'esozidanie kak prioritet obrazovatel'noj politiki Rossii v tret'em tysyacheletii: tendencii, poisk, perspektivy razvitiya. Zdorov'esberegayuschee obrazovanie. 2014; № 2: 10 - 1У.
2. Stankevich P.V., Makarova L., Avdeeva N.V. Rol' pedagogicheskogo vuza v formirovanii zdorovogo obraza zhizni. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (5У): 15З - 158.
3. Anan'ev V.V. Osnovy psihologii zdorov'ya. Konceptual'nye osnovy psihologiizdorov'ya. Sankt-Peterburg: Rech', 2006; Kn. 1.
4. Hripunkova O.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti mediko-pedagogicheskogo personala k integracii obrazovatel'noj i lechebno-ozdorovitel'noj raboty v detskom sanatorii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2018.
5. Rezer T.M. Teoriya i tehnologiya podgotovki mediko-pedagogicheskih kadrov v srednem professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk, Ekaterinburg, 200У.
6. Kuhta Yu.S., Gorbatenkov M.D. Suschnost' mediko-biologicheskih osnov bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie: v 2-h ch. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU. 2016. У. Boguslavskij M.V., Neborskij E.V. Perspektivnye trendy razvitiya rossijskogo universitetskogo obrazovaniya. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nosti
pedagoga: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2019: 8 - 12.
8. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayuschie pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2015.
9. Kuvshinov Yu.A. Osnovy medicinskih znanij i zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie. Kemerovo: KemGUKI, 2015.
10. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
11. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya: uchebnik. Moskva: Logos, 2018.
12. Timirov F.F. Formirovanie mediko-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya sel'skoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk, Ufa, 2009.
13. Novikov D.S. Zdravotvorcheskaya kul'tura bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya: suschnost', struktura, funkcii. Mir nauki. Internet-zhurnal. 201У; T. 5, № 2.
14. Belova L.V. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Stavropol': Izdatel'stvo SKFU, 2015.
15. Abshilava 'E.F. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie detej s sindromom deficita vnimaniya i giperaktivnosti v usloviyah reabilitacionnogo centra. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2019.
16. Zhdanova L.A. i dr. Osnovy formirovaniya zdorov'ya detej. Moskva: G'EOTAR-Media, 201У.
Статья поступила в редакцию 26.04.21
УДК 021.2
Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Library Science and Information Technologies, Altai State Institute of Culture
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGN THINKING - EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE FUTURE OF A LIBRARY. The article examines problems of adapting educational technologies to the new socio-cultural reality. The author believes that design thinking as the goal and result of modern education is formed in the design process. According to the author of the article, the technology implementation tools are well integrated into the educational process and the process of managing its quality. So at the first stage, design thinkers use polls, questionnaires, interviews to immerse themselves in the problem. Further, at high levels of empathy, they learn to conduct a conversation, formulate questions, record and store audio and video materials, learn to understand other people, accept their experiences, needs, opportunities and limitations. The author believes that the development of design thinking serves to increase the potential of a modern librarian, solves the humanistic task of education, and strengthens human capital. According to the author, competencies related to technologies that form design thinking develop in the process of project activities of a person (organization). This approach to education will increase the capital of cultural institutions, in general, the country and the state.
Key words: cultural environment, management, library, electronic library, digital technologies, management, design thinking, education, educational technology, education strategy, project activity (work), research activity, empathy, idea generation, prototyping, design.
М.С. Маслое, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКИ
В статье рассматриваются проблемы адекватизации образовательных технологий с новой социокультурной реальностью. Автор считает, что дизайн-мышление как цель и результат современного образования формируется в процессе проектирования. По мнению автора статьи, инструменты реализации технологии хорошо интегрируются в образовательный процесс и процесс управления его качеством. Так, на первом этапе дизайн-мыслители для погружения в проблему используют опросы, анкетирование, интервьюирование. Далее на высоких уровнях эмпатии учатся вести беседу, формулировать вопросы, фиксировать и хранить аудио- и видеоматериалы, обучаются понимать других людей, принимать их опыт, потребности, возможности и ограничения. Автор считает, что развитие дизайн-мышления служит увеличению потенциала современного библиотечного работника, решает гуманистическую задачу образования, усиливает человеческий капитал. По мнению автора, компетенции, относящиеся к технологиям, формирующим дизайн-мышление, развиваются в процессе проектной деятельности человека (организации). Такой подход к образованию позволит увеличить капитал учреждений культуры в целом, страны и государства.
Ключевые слова: культурная среда, менеджмент, библиотека, электронная библиотека, цифровые технологии, управление, дизайн-мышление, образование, образовательная технология, стратегия образования, проектная деятельность (работа), научно-исследовательская деятельность, эмпатия, генерация идей, прототипирование, проектирование.