Библиографический список
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования Российской федерации от 21 ноября 2014 г N 1505. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/553
2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании. Проблемы современного образования. 2011; №3: 62 - 67.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва: АРКТИ, 2005.
4. Лопатухина Т.А., Осипова А.В. Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании. Научное периодическое издание «Ceteris paribus». 2015; № 2: 37 - 46.
5. Новиков Д.А. Принципы управления образовательными системами. Москва: НПАПО, 2010.
6. Ломакин А.Л. Повышение качества образования школьников через проектную и исследовательскую деятельность. Приволжский научный вестник. 2014; № 8: 99 - 101.
7. Рыбалкина П.В. Проектное мышление как новый культурный феномен. Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2017; № 3: 158 - 161.
8. Зимняя И.А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности. Инновационные проекты и программы в образовании. 2009; № 6: 3 - 13.
9. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения. Знание. Понимание. Умение. 2009; № 1: 148 - 157.
10. Лисичкин Г.В. Методика проектной деятельности в школьном химическом образовании. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017; № 2: 60 - 71.
11. Белова Т. Г Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008; № 76: 30 - 35.
12. Жиенбаева С.Н., Саздыбекова А.Д. Проектная деятельность как инновационный феномен в дошкольном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2013; № 2: 189 - 193.
References
1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj federacii ot 21 noyabrya 2014 g. N 1505. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/553
2. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M., loffe A.N. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovanii. Problemy sovremennogoobrazovaniya. 2011; №3: 62 - 67.
3. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Moskva: ARKTI, 2005.
4. Lopatuhina T.A., Osipova A.V. Mezhdunarodnye proekty i avtorskaya proektnaya deyatel'nost v obrazovanii. Nauchnoe periodicheskoe izdanie «Ceteris paribus». 2015; № 2: 37 - 46.
5. Novikov D.A. Principy upravleniya obrazovatel'nymisistemami. Moskva: NPAPO, 2010.
6. Lomakin A.L. Povyshenie kachestva obrazovaniya shkol'nikov cherez proektnuyu i issledovatel'skuyu deyatel'nost'. Privolzhskijnauchnyj vestnik. 2014; № 8: 99 - 101.
7. Rybalkina P.V. Proektnoe myshlenie kak novyj kul'turnyj fenomen. Nauchnye vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2017; № 3: 158 - 161.
8. Zimnyaya I.A. Uchebnaya deyatel'nost' - specificheskij vid deyatel'nosti. Innovacionnyeproekíy iprogrammy v obrazovanii. 2009; № 6: 3 - 13.
9. Sitarov V.A. Problemnoe obuchenie kak odno iz napravlenij sovremennyh tehnologij obucheniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; № 1: 148 - 157.
10. Lisichkin G.V. Metodika proektnoj deyatel'nosti v shkol'nom himicheskom obrazovanii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017; № 2: 60 - 71.
11. Belova T.G. Issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya v sovremennom obrazovanii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeniA.I. Gercena. 2008; № 76: 30 - 35.
12. Zhienbaeva S.N., Sazdybekova A.D. Proektnaya deyatel'nost' kak innovacionnyj fenomen v doshkol'nom obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2013; № 2: 189 - 193.
Статья поступила в редакцию 20.03.20
УДК 378
Muskhanova I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Gairbekov M.M., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE IN STUDENTS AT HIGHER EDUCATION SCHOOL . The
main field of view of this article is to form the need for a healthy lifestyle in students of higher education in pedagogical conditions. The work focuses on the process of their implementation, which largely depends on the coordinated efforts of various profiles specialists engaged in the higher education system. The researchers study the relationship between the implementation of these conditions and the formation of a unified health-saving space at a university. At the same time, the authors consider the modernization of physical education in organizations that carry out educational activities under programs of higher professional education process as one of the effective means that contribute to the successful implementation of the main conditions for the formation of the need for a healthy lifestyle in students of higher education. Its main tasks are investigated, as well as problems that may arise in the course of work in this direction.
Key words: student, instructor, healthy lifestyle, health-preserving environment, physical education in high school.
И.В. Мусханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ММ Гаирбеков, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В основном поле зрения автора настоящей статьи находятся педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы. Основное внимание он уделяет процессу их реализации, который в значительной степени зависит от скоординированных усилий специалистов самого различного профиля, занятых в системе высшего образования. Кроме того, исследуется взаимосвязь между реализацией этих условий и становлением единого здоровьесберегающего пространства вуза. При этом в качестве одного из действенных средств, способствующих успешной реализации основных условий формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы, автором рассматривается процесс модернизации физического воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования. Исследуются его основные задачи, а также проблемы, могущие возникнуть в ходе работы в данном направлении.
Ключевые слова: студент, преподаватель, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая среда, физическое воспитание в вузе.
Современный этап развития социума, в том числе российского, характеризуется быстрыми темпами приращения научных знаний, а равно интенсификацией процессов информатизации и интеллектуализации. В подобных условиях особую актуальность приобретает формирование у будущих специалистов навыков здорового образа жизни и физической культуры личности. В этой связи выглядят вполне закономерными попытки создания такой системы высшего образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития личности, понимания студентами основ здорового образа жизни предусматривала бы практическое освоение выпускниками вузов навыков сохранения и укрепления собственного здоровья [1, с. 35].
В настоящее время здоровьесберегающее образование в вузах является объектом всестороннего изучения исследователями, специализирующимися в самых различных областях [2 - 4].
По мнению ряда авторов, здоровьесбережение представляет собой совокупность способов, приёмов и методов, дополняющих традиционные образовательные технологии, применимые в высшей школе и наделяющие их признаками инновационных, здоровьесберегающих технологий [1, 3; 5 - 6]. Последние, в свою очередь, являются продуктом интеграции валеологической составляющей, с одной стороны, и образовательной программы организации, осуществляющей деятельность в рамках программ высшего профессионального образования, с
другой [6, с. 61]. При этом фиксируется необходимость в содействии практике их использования в следующих аспектах:
• формирование у студентов знаний, умений и навыков, касающихся ценности здоровья и проблем ведения здорового образа жизни;
• технологическое обеспечение процесса формирования соответствующих компетенций обучающихся;
• установление соответствия между возможностями образовательных организаций в данной сфере с интересами участников образовательного процесса [7, с. 270].
Образовательный процесс в отечественных вузах должен включать следующие направления работы по формированию у студентов осознанной потребности в здоровом образе жизни:
• создание оптимальных условий внутри образовательной организации, к которым относятся, например, благоприятный психологический климат, стимуляция активного творчества участников образовательного процесса, гуманизм.
• обеспечение условий, способствующих активному саморазвитию студентов в ходе образовательной деятельности [8, с. 351].
Рассмотрев ряд наиболее значимых черт здоровьесберегающего обучения в вузах, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что основными педагогическими условиями формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни у студентов высшей школы являются:
• наличие в штате организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования квалифицированных педагогов, владеющих набором соответствующих компетенций;
• создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды;
• применение в образовательно-воспитательном процессе вуза эффективных современных валеологических технологий [7 - 9].
В современной российской высшей школе успешность реализации вышеперечисленных условий в значительной степени зависит от согласованных действий участников образовательного процесса при поддержке представителей социальных служб, а также медиков [10, с. 21]. Результатом целенаправленной деятельности по их воплощению является формирование здо-ровьесберегающего пространства. Последнее представляет собой результат согласованной совместной деятельности медицинских и педагогических работников, психологов и администрации образовательных учреждений. В ходе неё должно быть сформировано понимание обучающимися здоровья как приоритетной ценности [11, с. 41]. Таким образом, основной задачей процесса реализации педагогических условий формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов высшей школы является проведение целого комплекса мероприятий.
Формирование у студентов компетенций, необходимых для успешной реализации в вузах охарактеризованных выше условий, возможно при проведении целенаправленной теоретико-методической подготовки всего профессорско-преподавательского состава по проблемам валеологии обучающихся [12, с. 11].
Их успешная реализация находится во взаимосвязи с модернизацией физического воспитания в образовательных организациях. Основными задачами последнего должны стать:
• повышение функциональных, адаптивных возможностей организма;
• воспитание и развитие личности [13, с. 80].
Библиографический список
В рамках учебной работы физической культуре помимо объяснительных функций присущи также прогностические. Эта категория функций направлена на развитие у обучающихся знаний, умений и навыков, касающихся функционирования организма человека, его возможностей. Большое значение в этой связи имеют также жизненные ценности, осознание индивидом своего места в современном российском социуме [9, с. 142].
В этой связи на занятиях по физической культуре в вузах следует использовать образовательные технологии, позволяющие студентам приобретать знания, умения и навыки, полезные в смысле сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни.
При этом существует ряд негативных тенденций, затрудняющих реализацию условий формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы в рамках занятий по физическому воспитанию. В их числе можно назвать:
• использование устаревших педагогических технологий, препятствующих раскрытию жизненного потенциала студентов, приводящих к снижению их физической подготовленности [14, с. 70];
• несоответствие современным стандартам спортивной инфраструктуры в ряде организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования;
• недостаточную на сегодняшний день координацию социального, воспитывающего и физкультурного потенциалов физического воспитания во многих российских вузах [5, с. 218].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что основными педагогическими условиями формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов высшей школы являются следующие: наличие в штате организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования, квалифицированных педагогов, владеющих набором соответствующих компетенций, создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, а также применение в образовательно-воспитательном процессе вуза эффективных современных валеологических технологий.
В современных российских вузах успешность реализации вышеперечисленных условий в значительной степени зависит от согласованных действий участников образовательного процесса при поддержке представителей социальных служб, а также медиков.
Результатом целенаправленной деятельности по их воплощению является формирование здоровьесберегающего пространства.
Складывание у учащихся высшей школы компетенций, необходимых для успешной реализации охарактеризованных выше условий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования, возможно при проведении целенаправленной теоретико-методической подготовки всего профессорско-преподавательского состава по проблемам валеологии обучающихся.
Успешность хода их реализации находится в определённой взаимосвязи с процессом модернизации физического воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования.
При этом, однако, приходится констатировать наличие объективных обстоятельств, существующих в ряде современных российских вузов, тормозящих процесс формирования у студентов потребности в здоровом образе жизни в ходе физического воспитания.
1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика: учебно-методическое пособие. Под научный редактор Э.М. Казина. Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2009.
2. Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 3: 125 - 128.
3. Кокорина О.Р Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
4. Костарев А.Ю., Сирлибаев М.К. Педагогические условия формирования оздоровительной компетенции студентов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. 2017; № 9: 145 - 150.
5. Журавская Н.В., Асмолов И.Ю. Здоровьесберегающая среда как детерминанта развития физической культуры в системе высшего профессионального образования. Царскосельские чтения. 2015; Т. 3: 215 - 220.
6. Фадеева В.С. Принципы здоровьесберегающих технологий. Наука и образование сегодня. 2018; № 3: 60 - 62.
7. Логинов Д.В., Кишеневский Е.А., Суханов В.С. Реализация здоровьесберегающего образования в педагогических вузах. Социальная педагогика. 2015; № 5: 269 - 273.
8. Чуб Л.С. Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018; № 59: 350 - 352.
9. Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентации студенческой молодежи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кемерово, 2002.
10. Лещинский В.А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьесберегающего образования в вузе в процессе повышения квалификации. Диссертация. кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2007.
11. Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. Здоровьесберегающее пространство вуза, как условие непрерывного педагогического развития. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 8: 39 - 43.
12. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2010.
13. Мелешкова Н.А., Унжаков Г.А., Букреева Н.А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013; № 3: 79 - 82.
14. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012; № 2: 67 - 71.
References
1. Zdorov'esberegayuschayadeyatel'nost'vsistemeobrazovaniya. Teoríyaipraktika: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod nauchnyj redaktor 'E.M. Kazina. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPK i PRO, 2009.
2. Rusanov V.P., Ryabcev S.M., Goncharova M.S. Zdorov'esberegayuschee obrazovanie v sisteme professional'noj podgotovki specialistov v vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 3: 125 - 128.
3. Kokorina O.R. Zdorov'esberezhenie lichnosti v usloviyah vysshegopedagogicheskogoobrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
4. Kostarev A.Yu., Sirlibaev M.K. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya ozdorovitel'noj kompetencii studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; № 9: 145 - 150.
5. Zhuravskaya N.V., Asmolov I.Yu. Zdorov'esberegayuschaya sreda kak determinanta razvitiya fizicheskoj kul'tury v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Carskosel'skie chteniya. 2015; T. 3: 215 - 220.
6. Fadeeva V.S. Principy zdorov'esberegayuschih tehnologij. Nauka i obrazovanie segodnya. 2018; № 3: 60 - 62.
7. Loginov D.V., Kishenevskij E.A., Suhanov V.S. Realizaciya zdorov'esberegayuschego obrazovaniya v pedagogicheskih vuzah. Social'naya pedagogika. 2015; № 5: 269 - 273.
8. Chub L.S. Zdorovyj obraz zhizni, kak faktor formirovaniya zdorov'ya podrastayuschego pokoleniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2018; № 59: 350 - 352.
9. Rudneva E.L. Formirovaniezhiznennyh iprofessional'nyh cennostnyh orientacijstudencheskojmolodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2002.
10. Leschinskij V.A. Podgotovka prepodavatelya k realizacii zdorov'esberegayuschego obrazovaniya v vuze v processe povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2007.
11. Grachev K.Yu., Fedoseeva S.Yu. Zdorov'esberegayuschee prostranstvo vuza, kak uslovie nepreryvnogo pedagogicheskogo razvitiya. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 8: 39 - 43.
12. Lukashin Yu.V. Formirovanie zdorov'esberegayuschejkompetencii u studentov pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2010.
13. Meleshkova N.A., Unzhakov G.A., Bukreeva N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuza. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013; № 3: 79 - 82.
14. Pet'kov V.A. Organizaciya samorazvitiya fizicheskogo potenciala u studentov. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2012; № 2: 67 - 71.
Статья поступила в редакцию 25.03.20
УДК 37.013.32
Gasanova Sh.S, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Agamuradov R.Sh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bulisova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF STUDENTS' LINGUISTIC SELF-EDUCATION IN CULTURE WHEN LEARNING ENGLISH. The article deals with the main features of the use of innovative technologies in the modern Russian higher education practice for the formation of students' culture of linguistic self-education in teaching English. At the same time, the main attention is paid to the ways of specific information technologies to organize and verify the students independent work results, when teachers teach a foreign language. In addition, objective changes in the sphere of Russian education related to the change of guidelines in the field of teaching foreign languages in universities are being studied. In this regard, the authors also study the strategic goals of foreign language education and, above all, the development of an active personality of a student learning English. The authors demonstrate the relationship between independent educational activities of students, including the use of information technologies and classroom work.
Key words: higher education, foreign languages in non-linguistic universities, independent work of students, information technologies in education, innovative teaching methods, self-education, linguistic self-education.
Ш.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Р.Ш. Агамурадоеа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Н.А. Абулайсоеа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются особенности применения в практике современной отечественной высшей школы инновационных технологий формирования у студентов культуры лингвосамообразования при обучении английскому языку При этом основное внимание уделяется возможностям конкретных информационных технологий для организации и проверки результатов самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык. Кроме того, рассматриваются объективные изменения в сфере российского образования, связанные со сменой ориентиров в области обучения иностранным языкам в вузах. В этой связи исследуются также стратегические цели иноязычного образования и, прежде всего, развитие активной личности студента, изучающего английский язык. Кроме того, демонстрируется взаимосвязь между самостоятельной учебной деятельностью студентов, реализующейся с использованием информационных технологий, и аудиторными формами занятий.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные языки в неязыковых вузах, самостоятельная работа студентов, информационные технологии в образовании, инновационные методы обучения, самообразование, лингвосамообразование.
Объективные изменения, фиксирующиеся в сфере социальной, экономической и духовной жизни современного российского общества, неразрывно связаны со сменой ориентиров в области обучения иностранным языкам в рамках реализации программ высшего профессионального образования. Одной из стратегических целей иноязычного образования является развитие активной личности, способной эффективно учиться на протяжении всей жизни в условиях поликультурного общества. В подобных условиях лингвистическое образование неизбежно должно включить существенный элемент самообразования, т.е. «образования самого себя».
Проблемам самообразования уделяется большое внимание на современном этапе развития высшего образования в РФ [1 - 4]. При этом важным
условием для реализации культуры самообразования студентов при изучении английского языка является мотивация. Одним из путей её повышения служит использование интерактивных форм и мультимедийных технологий [1, с. 36].
Ещё одно значимое условие реализации условий для лингвосамообразова-ния в вузе - способность преподавателя к рациональному отбору методических материалов для самостоятельной работы. При этом приходится констатировать, что в настоящее время в России преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, уделяют больше внимания разработке аудиторных занятий при явном дефиците внимания к самостоятельной работе студентов [4, с. 168]. В ряду причин описанной тенденции определённую важность имеет недостаточная осведомлённость пре-