Научная статья на тему 'Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе: итоги реализации государственной программы в 2016 году'

Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе: итоги реализации государственной программы в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ГОСПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ АПК / ПОДПРОГРАММА / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мумладзе Роман Георгиевич, Васильева Инна Владимировна

В статье проведен анализ деятельности малых форм хозяйствования в АПК за последние годы. Рассмотрены итоги развития малых форм хозяйствования в 2016 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. Проведен анализ реализации основных мероприятий: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, поддержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе: итоги реализации государственной программы в 2016 году»

Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе: итоги реализации государственной программы в 2016 году

Мумладзе Роман Георгиевич,

д.э.н., профессор, кафедра менеджмента и организации производства ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», [email protected],

Васильева Инна Владимировна,

д.э.н., профессор, кафедра менеджмента и организации производства ФГБОУ Во «Российский государственный аграрный заочный университет», [email protected]

В статье проведен анализ деятельности малых форм хозяйствования в АПК за последние годы. Рассмотрены итоги развития малых форм хозяйствования в 2016 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. Проведен анализ реализации основных мероприятий: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, поддержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Ключевые слова: малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, Госпрограмма, развитие АПК, подпрограмма, бюджетные средства, эффективность мероприятий.

Приоритетным направлением государственной политики в аграрном секторе экономики страны является формирование его конкурентоспособности. Развитие сельскохозяйственного производства не возможно без малых форм хозяйствования: обладая гибкостью и мобильностью, они ведут к стабилизации экономики.

Процесс интеграции России в европейское сообщество требует новых подходов к использованию экономического, человеческого и природно-ресурсного потенциала регионов, что обеспечит достижение качественно нового уровня эффективности и конкурентоспособности экономики и жизни населения.

Особое место в экономической системе отводится малому предпринимательству, которое играет важную роль в насыщении рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, создании дополнительных рабочих мест. Оно, как правило, имеет высокую мобильность, рациональные формы управления, формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников.

Роль и место малого предпринимательства в экономике лучше всего проявляется в присущих ему функциях.

К основным функциям малых предприятий в аграрной сфере относятся:

-активизация развития сельской местности;

-решение проблем занятости, выравнивание имущественного и социального положения сельских жителей с формированием среднего класса;

- обеспечение сбалансированного развития производства, стабильности потребительских рынков, ограничения монополии крупных производителей и высвобождение их от несвойственных или нерентабельных видов деятельности;

- активизация инновационных процессов;

- рациональное природопользование;

-формирование предпринимательского поведения и воспитания хозяйственной и национальной культуры самосознания.

Малое предпринимательство недостаточно развито в сельской местности, особенно в районах, наиболее удаленных от центра, хотя кто как не крестьяне требуют его больше всего. Очень важно расширить поле деятельности сельского предпринимателя, ведь новые производства - это новые рабочие места, достойная зарплата и новая культура быта.

Деятельность малых предприятий в сельской местности сосредоточена на двух направлениях: сельскохозяйственное и несельскохозяйственное. Доминирующей тенденцией в развитии экономической подсистемы села является сохранение и углубление его монофункциональности на сельскохозяйственной основе, поэтому в настоящее время ведущим является сельскохозяйственное предпринимательство, а другие направления предпринимательства не играют значительной роли в экономической жизни села.

Реформирование аграрного сектора экономики обострило проблемы российского села, как экономические, так и социальные. Учитывая специфику аграрного труда, которая в значительной степени основывается на личном труде крестьянина, мы убеждены, и это доказывает практика, что сформировать рыночную сельскую экономику без малого предпринимательства невозможно. Российский крестьянин всегда отличался трудолюбием и предприимчивостью, желанием быть собственником, хозяином. Но существует ряд препятствий, которые тормозят развитие предпринимательства на селе.

К основным препятствиям развития малого предпринимательства на сельских территориях можно отнести:

О £

ю

5

V 2

см см

£

Б

ей

2 ©

-отсутствие едином, поэтапно реализуемой стратегии и тактики развития малого бизнеса на сельских территориях;

-недостаточность финансовых ресурсов органов местного самоуправления (районных) для формирования надлежащей институциональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

- недостаточный опыт, навыки и уровень подготовки представителей органов государственного управления по реализации проектов развития малого предпринимательства на субрегиональном уровне управления; неэффективность и декларативность субрегиональной политики развития предпринимательства региональными и местными органами власти;

-низкий уровень развития транспортной, социальной и рыночной инфраструктуры в сельской местности, удаленность от крупных населенных пунктов и путей сообщения;

-недостаточность навыков ведения предпринимательской деятельности, недостаток финансовых ресурсов населения в сельской местности относительно начала и ведения предпринимательской деятельности;

-отсутствие знаний о перспективных рыночных нишах и видах предпринимательской деятельности;

-низкий уровень развития институциональной инфраструктуры предпринимательской деятельности в районах;

-фактор трансформационного кризиса;

-недоиспользование средств программ технической помощи вследствие недостаточного участия в привлечении этих средств местных органов государственного управления.

Не следует понимать развитие сельских территорий, только как расширение материально-технической базы, жилищного хозяйства, социальной инфраструктуры на селе. Важным в этом направлении является повышение жизненных стандартов и улучшение качества жизни на селе, связанных с духовными и общественными потребностями человека, сохранения специфического сельского уклада жизни и его общественных ценностей, приспособления сельского стиля к современным требованиям.

Малые формы хозяйствования в аграрном производстве - крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения - позволяют удовлетворить население продуктами питания, повысить эффективность использования различ-

Таблица 1

Структура произведенной сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах от хозяйств всех категорий)

Категории ХОЗЯЙ&ТВ 2012г. 201 Зг 2014г. 2015г. 201 бг

Хозяйства всех категории 100 100 100 100 100

н том числе:

сс л ьс кохозя й стве н н ы с организации 47,9 47,6 49,5 51,5 52,8

хозяйства населения 43,2 42,6 40,5 37,4 34,7

крестьянские (фермерские) хозяйства 8,9 9,8 10,0 11,1 12,5

Таблица 2

Структура производства основных продуктов животноводства (в процентах от общего объема производства)

Наименование продукции |2012г. |2013г. |2014г. 12015г. 12016г.

Сельскохозяйственные организации

Скот и птица на убой (в убойном вес с) 66.9 70,3 72,4 74.6 75.9

крупный рогатый скот 32,5 32,4 32,0 31,9 33.1

свиньи 62,3 70,6 75,0 78,2 80.6

овцы и козы

Молоко 46.5 46,0 46.7 47,8 49.0

Шерсть (в физическом весе) 17,8 18,3 17,9 17,0 16.4

Мед 2,2 2,1 2,1 2,6 2,0

Хозяйства населении

Скот и птица ira убой (в убойном весе) 30,2 26.9 24.7 22,5 21,2

крупный рогатый скот 61.9 61,3 60.8 60,2 58.6

свиньи 35,3 27,5 23,5 20.4 18.0

овцы и козы 72,0 71.S 71,1 70.9 70,2

Молоко 48.1 48,1 47,1 45,6 43.9

Шерсть (В физическом весе) 52,0 49, Ï 49,0 49,2 47,0

Мед 93,3 93,6 93,9 93,8 94.1

К респ. и некие (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Ско т и птица на убой (в убойном весе) 2,9 2,8 2,9 2,9 2,9

крупный рогатый скот 5,6 6,3 7,2 7,9 8,3

свиньи 2,4 1,9 1.5 1.4 1.4

овцы и козы 19.1 19,7 20,7 21,2 22.3

Молоко 5.4 5,9 6,2 6,6 7,1

Шерсть (в физическом весе) 30,2 32,6 33,1 33,8 36,6

Мед 4,5 4,3 4,0 3,6 3,9

ных видов ресурсов и усилить социально-экономическую мотивацию к эффективному труду на земле.

На долю малых форм хозяйствования приходится половина объемов произведенной сельскохозяйственной продукции в стране (табл.1).

На протяжении последних лет наблюдается рост удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в производстве сельскохозяйственной продукции.

В 2012 году в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая ИП, было произведено 8,9% общего объема производства, а в 2016 году их доля возросла и составила 12,5%.

По таким видам продукции как молоко и мясо крупного рогатого скота малые формы хозяйствования обеспечивают более 50% общего объема произве-

денной в отрасли продукции. В 2016 году крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения произвели 51% объема производства молока (табл.2), при этом его количество выросло с 5,4 млн. т в 2012 году до 7,1 млн. т в 2016 году. По производство мяса крупного рогатого скота этот показатель выше - в 2016 году он составил 66,9% от объема, произведенного в хозяйствах всех категорий.

Необходимо отметить, что и темпы роста производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2016 году опережали темпы роста производства продукции в сельскохозяйственных организациях.Так, индекс производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 114,3% (в том числе продукции растениеводства - 116,7%, животновод-

Таблица 3

Индексы производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) *по предварительным данным Росстата

Показателя 2012г. 2013г. 2014г. 2015г, 2016г.

Хозяйства всех категории

Продукция сельского хозяйства 95,2 105,8 103,5 102,6 104,8

в том числе:

растениеводства 88.3 111.2 КМ,9 103.1 107,8

животноводства 102,7 100,6 102,0 102,2 101,5

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 94,9 108,4 106,7 104,6 107,7

в том числе:

растениеводства 81.7 112,8 107,2 102.8 111.5

животноводства 108.4 104,6 1062 106.0 104,0

Хозяйства населении

1 [родукция сельского хозяйства 96,7 100,3 98,5 99,1 98,5

в том числе:

растениеводства 97,0 105,3 100,3 101,5 99,5

животноводства 96,3 95,9 96,6 96.5 97,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крес гьннскне (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства 89,2 118,4 110,4 107,6 114,3

в том числе:

растениеводства 83.6 124,0 111.6 108.0 116,7

животноводства 108,9 102,3 106^ 106,2 104,7

Таблица 4

Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации

Наименование основных мероприятии Ресурсное обеспечение реализации мероприятий, млн. руб. Отношение плановых объемов финансирования (2016г. к 2015г.), %

2015Г 2016г.

план факт план факт

Всего 12312,5 11807,6 10246,5 10195,3 83,2

в том числе:

поддержка начинающих фермеров 3200,0 3200,0 3826,0 3826,0 119,6

развитие ссмейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств 3075.0 3074,8 3451.1 3449,9 112,2

грантовая поддержка се л ьс кохозя йетвенных потребительских кооперативов ятя развития материально-технической базы 400,0 400,0 900,0 900,0 225

поддержка кредитования малых форм хозяйствования 5592,9 5098,5 2069,4 2018,6 37

оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 44,5 34,3 0,9 0,7 -

ства - 104,7%), в то время как индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях составил 107,7% (табл.3).

В формировании и обеспечении эффективного функционирования малых форм хозяйствования огромная роль принадлежит государству, о чем свидетельствует и опыт зарубежных стран.

Важное значение в решении проблемы развития малых форм хозяйствования на селе и сельских территорий является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», включающая и поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, позволяющая сформировать конкурентоспособный аграрный сектор и обеспечить занятость сельского населения, качественную среду проживания людей в сельской местности и развития партнерства государства и бизнеса.

Как и в предыдущие годы, в 2016 году продолжает осуществляться подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», включающая в себя мероприятия по поддержке начинающих фермеров; развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств; грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы; поддержке кредитования малых форм хозяйствования.

На реализацию данных основных мероприятий в 2016 году в соответствии с Законом о бюджете на 2016 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 10246,5 млн. руб. (табл.4).

Однако в 2016 году объемы бюджетных ассигнований уменьшились на 2066 млн. руб., или на 16,8% по сравнению с объемами бюджетных ассигнований 2015 года.

В 2016 году значительно снизился объем ресурсного обеспечения в отношении расходов на реализацию основного мероприятия «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования»: по сравнению с 2015 годом финансирование мероприятия уменьшено более чем в 2,5 раза, или на 3523,5 млн. руб.

По мероприятию «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» в 2016 году произошло значительное увеличение объема бюджетных ассигнований по с-

© £

Ю

5

V 2

сч сч

£

а

2 ©

равнению с 2015 годом - на 500 млн. руб., или в 2,3 раза.

Как отмечается в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», все целевые показатели мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в 2016 году выполнены в полном объеме и значительно превышают плановые показатели (табл.5).

Каковы же условия, особенности и итоги реализации в 2016 году основных мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования?

Реализация основного мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» направлена на создание и развитие производственной базы вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств.

В реализации мероприятия по поддержке начинающих фермеров в 2016 году приняли участие 78 субъектов Российской Федерации, выполнившие показатели и обязательства в полном объеме в предыдущие годы.

Фактический объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направленный в 2016 году на поддержку начинающих фермеров, составил 825,45 млн.руб.

Максимальный размер гранта составляет 1,5 млн. руб. Решение о размере гранта конкретному начинающему фермеру, как и в предыдущие годы, принимает комиссия по отбору на основании предоставленного начинающим фермером бизнес-плана и наличия у него собственных средств.

В 2016 году средний размер гранта на одно крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера вырос и составил 1,26 млн.руб., что на 10,5% больше по сравнению с уровнем 2015 года (1,14 млн.руб.) и на 21% больше уровня 2013 года (1,04 млн.руб.) (рис.1).

Следует отметить, что средний размер гранта существенно колеблется по регионам. Так, наиболее высокие значения среднего размера одного гранта отмечены в Красноярском Крае - 2,89 млн. руб., Магаданской и Мурманской областях - по 1,75 млн. руб. В этих регионах осуществлялось дополнительное финансирование из средств региональных бюджетов, позволяющее превысить максимальный размер одного гранта на поддержку начинающих фермеров (табл.6).

Таблица 5

Выполнение целевых показателей мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в 2016

году

Целевой показатель 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

план факт выполнение ,%

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших развитие своих хозяйств с помощью [ а Суда решенной ПОДДерЖКИ, ед. 2870 2441 3508 3142 3665 116,6%

Количество построенных или ре коп етру ированных семейНЫХ ЖИВОТнОВСДЧеСКИХ ферм, ед. 797 742 953 273 870 в 3,2 раза

Количество сельскохозяйственных потребительских ко о [ 1 с ра [ и но! 1. рачи и и 111 и х СВОЮ материально-техническую базу с помощью государственной поддержки, ед. - - 88 22 164 в 7,5 ра за

Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. га 159.1 129,1 136 1,407* 2.888 в 2 раза

1111

2013г. 20141В 2015г. 2016г.

Рис. 1 - Средний размер гранта, предоставленного на поддержку начинающих фермеров, млн.руб.

1,5

0,5

Наименьшее значение среднего размера одного гранта на поддержку начинающего фермера отмечено в Брянской области и Республике Тыва - по 0,65 млн. руб., Республике Северная Осетия - Алания - 0,63 млн. руб., в Воронежской области - 0,47 млн. руб., что обусловлено высоким конкурсом среди заявителей -до 10 фермеров на один грант.

По возрастной категории грантопо-лучателей изменений не произошло, среди них, как и ранее, преобладают граждане в возрасте старше 35 лет (около 61% получателей в 2016 году).

Более 40% начинающих фермеров ведут свою деятельность в области животноводства: в 2016 году начинающими фермерами приобретено более 100 тыс.

голов крупного рогатого скота, 643 тыс. голов птицы, около 68 тыс. голов овец и коз. Валовой надой молока в хозяйствах начинающих фермеров составил 378,3 тыс. т.

Необходимо отметить и социальный аспект данного мероприятия, благодаря которому в хозяйствах грантополучате-лей 2016 года (начинающих фермеров) создано свыше 5 тыс. новых рабочих мест.

Реализация основного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В рамках реализации мероприятия по развитию семейных животноводческих

Таблица 6

Перечень субъектов Российской Федерации с наибольшим значением среднего размера 1 гранта на поддержку начинающего фермера в 2016 году

Средний

Субъект Российской Федерации размер 1 гранта, млн. руб.

Красноярский край 2.89

Мурманская область 1,75

Магаданская область 1,75

г. Севастополь 1,74

Тверская обчисть 1,55

Курская область 1,54

Чукотский автономный округ 1,54

Белгородская. Ленинградская, Псковская. Астраханская. Ульяновская области, Краснодарский и Алтайский края. Республика Саха (Яку тия) ПО 1,50

Кабардино-Балкарская и Чеченская республики но 1,0

Волгоградская область 0.99

Ивановская область 0,97

Свердловская область 0.96

Калужская область 0.83

Карачаево-Черкесская Республика 0,77

Республика Тыва 0.65

Брянская область 0.65

Республика Северная Осетия - Алания 0.63

Воронежская область 0,47

lili

2(113г. 2014г. 21115г. Кг

Рис.2 - Средний размер гранта, предоставленного на развитие семейной животноводческой фермы, млн.руб.

Таблица 7

Перечень субъектов Российской Федерации с наибольшим значением среднего размера 1 гранта на развитие семейной животноводческой фермы в 2016 году

Субъект Российской Федерации Средний размер 1 гранта, млн. руб.

Магаданская область 19,50

Камчатский край 14.95

Кировская область 11.61

Ханты-Мансийский автономный округ 10.39

Краснодарский край 10,22

Иркутская область 10,05

Калужская область 9.72

Рос ганская область 9,51

Челябинская обтаеть 9.39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноярский край 9.14

Смоленская область 2,87

Ивановская область 2,73

Республика Татарстан 2,39

Республика Ингушетия 2.36

Карачаево-Черкесская Республика 2,20

Воронежская область 2.19

Нижегородская область 1,67

Республика Л л гай 1,30

ферм в 2016 году из федерального бюджета в качестве софинансирования предоставлены субсидии 74 субъектам Российской Федерации.

По этому мероприятию максимальный размер гранта, который может получить семейная животноводческая ферма, составляет 21,6 млн. руб. При этом размер гранта конкретному крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставляется на основании решения региональной конкурсной комиссии.

В 2016 году, как и в предыдущие годы, средний размер одного гранта, предоставленного семейным животноводческим фермам, значительно ниже максимального - 5,19 млн. руб., однако по сравнению с предыдущими годами наблюдается положительная динамика в его увеличении (рис.2).

По этому мероприятию величина среднего размера гранта также колеблется по регионам. Наиболее высокие показатели среднего размера одного гранта на развитие семейной животноводческой фермы в 2016 году имеют Магаданская область - 19,50 млн. руб., Камчатский край - 14,95 млн. руб., Кировская область - 11,61 млн. руб. (табл.7).

Наименьший размер одного гранта на развитие семейной животноводческой фермы в 2016 году отмечен в Республике Алтай - 1,3 млн. руб., Нижегородской области - 1,67 млн. руб., Воронежской области - 2,19 млн. руб.

Основным направлением деятельности семейных животноводческих ферм является разведение крупного рогатого скота - 73% в общей структуре (рис.3).

В 2016 году семейные животноводческие фермы, получившие грантовую поддержку, приобрели более 90 тыс. голов крупного рогатого скота, 450 тыс. голов птицы, около 30 тыс. голов овец и коз. Валовой надой молока, произведенный семейными животноводческими фермами, составил 411,2 тыс. т.

В семейных животноводческих фермах - грантополучателях 2016 года создано свыше 2 тыс. новых рабочих мест.

Третье основное мероприятие по поддержке малых форм хозяйствования -«Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы». Безусловно, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является важным направлением поддержки малых форм хозяйствования на селе, решающим вопросы импортозаме-щения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, организа-

© 3

Ю i

V 2

см см

£

Б

а

2 е

ции рынков сбыта продукции, произведенной малыми формами хозяйствования.

По данному мероприятию грант может быть направлен на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Увеличению в 2016 году количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших грантовую поддержку для развития своей материально-технической базы, способствовало выделение дополнительных средств федерального бюджета, что также позволило перевыполнить целевой индикатор, установленный Государственной программой.

В 2016 году в реализации мероприятия по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов приняли участие 42 региона.

По этому мероприятию максимальный размер гранта на один сельскохозяйственный потребительский кооператив определяется субъектом Российской Федерации в объеме не более 70 млн. руб. Средний размер гранта в 2016 году составил 7,69 млн. руб.

В Омской области (55,92 млн.руб.), Чукотском автономном округе (24,47 млн.руб.) и Алтайском крае (22,8 млн.руб.) наблюдаются наиболее высокие показатели среднего размера гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году (табл.8).

Наименьший размер гранта на развитие материально-технической базы в 2016 году получен сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в Орловской области - 1,11 млн. руб., республиках Коми и Алтай - 1,17 млн. руб. и 3,32 млн. руб. соответственно.

По видам деятельности преобладают сельскохозяйственные кооперативы по переработке мяса - 36% и по переработке молока - 33% (рис. 4).

Более 90% кооперативов расходовали средства грантовой поддержки на приобретение оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции и модернизацию своих производственных объектов.

В 2016 году реализация мероприятия «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами» осуществлялась путем выделения бюджетных ассигнований в размере 885,3 тыс. руб., неиспользованных в 2015 году. Освоение указанных средств было подтверждено тремя субъектами Российской Федерации: Ом-

Рис.3 - Основные направления деятельности семейных животноводческих ферм Таблица 8

Средний размер 1 гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2016 году по субъектам Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Средний размер 1 гранта, млн. руб.

Омская область 55,92

Чукотский автономный округ 24,47

Алтайский край 22,80

Калининградская область 18,63

Московская область 18,30

Красноярский край 17,96

Амурская область 16,49

Карачаево-Черкесская Республика 15,35

Пермский край 12,38

Волгоградская область 12,00

Астраханская область 4,00

Республика Саха (Якутия) 4,00

Утьяновская область 3,97

Саратовская область 3,70

Республика Башкортостан 3,43

Кабарди но-Балкарская Респу бли ка 3,36

Кемеровская область 3,33

Республика Алтай 3,32

Республика Коми 1,17

Орловская обтает], 1,11

7%

24%

36%

I Переработка »1 яса I Переработка молока Заготовка и переработка

OIMIIIK'ii, II Mi ЮН и Я1Щ, I* т.ч.

тикораетуншх i Кмнкршвы прочих вщон деятельности

33%

Рис.4 - Основные направления деятельности сельскохозяйственных кооперативов

ской, Брянской и Вологодской областями, заключенными соглашениями с которыми был установлен совокупный показатель результативности в размере 1,407 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно заключенным соглашениям, достигнутое значение показателя (индикатора) результативности использования

субсидии превосходит плановое значение в 2 раза.

В целях повышения доступности для агропромышленного комплекса кредитных ресурсов и снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая малые формы хозяйствования, необходимо обеспечить реализацию механизма льготного

кредитования предприятий и организаций АПК в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528, а также продолжить работу по его совершенствованию.

Литература

1. Васильева И.В., Мумладзе Р.Г. Развитие малых форм хозяйствования в АПК: итоги реализации государственной программы в 2015 году/ И.В.Васильева, Р.Г. Мумладзе //Инновации и инвестиции. -2016.- № 16 (21).

2. Васильева И.В. Развитие малых форм хозяйствования в АПК: итоги реализации государственной программы в 2013 году/ И.В. Васильева // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2014. - № 17 (22).

3. Мумладзе Р.Г., Васильева И.В. Фермерство: проблемы и пути развития/ Р.Г. Мумладзе, И.В.Васильева // Инновации и инвестиции. -2010.- № 2.

4. Воронина Я.В. Государственная поддержка фермерских хозяйств/ Я.В. Воронина // Агропродовольственная политика России.- 2017.- № 5 (65).

5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. -2017. - http://mcx.ru/activity/s1ate-supporl/ ргодгатз/ргодгат-2013-2020/

6. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

The development of small forms of

managing in agroindustrial complex: the results of the implementation of the state program in 2016 Mumladze R.G., Vasilyeva I.V. Russian state agrarian correspondence University In the article the analysis of small forms of managing in agriculture in recent years. Consider the results of development of small forms of management in 2016 in the framework of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 20132020. The analysis of the implementation of major activities: the support of beginner farmers development of family livestock farms

on the basis of peasant farms, the grant support of agricultural consumer cooperatives for the development of material-technical base, support lending to small farms, making land the property of the peasant (farmer) farms. Key words: small farms, peasant (farmer) farms, households, the state Programme, development of agriculture, programme, budget funds, efficiency measures. References

1. Vasilyeva I.V., Mumladze R.G. Development of

small farms in agrarian and industrial complex: results of implementation of the state program in 2015 / I.V. Vasilyeva, R.G. Mumladze// Innovations and investments. -2016.-No. 16 (21).

2. Vasilyeva I.V. Development of small farms in

agrarian and industrial complex: results of implementation of the state program in 2013 / I.V. Vasilyeva//the Messenger of the Russian state agricultural correspondence university. - 2014. - No. 17 (22).

3. Mumladze R.G., Vasilyeva I.V. Farming: problems

and ways razvi-tiya/R.G. Mumladze, I.V. Vasilyeva//Innovations and investments. -2010.-No. 2.

4. Voronina Ya.V. State support of farms / Ya.V.

Voronina//Agrofood policy of Russia. - 2017.-No. 5 (65).

5. The national report on the course and results of

realization in 2016 of the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020. - 2017. -http://mcx.ru/activity/state-support/programs/ program-2013-2020/

6. www.gks.ru - Federal State Statistics Service.

О À

es

S

i? 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.