Развитие малых форм хозяйствования в АПК: итоги реализации государственной программы в 2015 году
сч
1Л £
Б
а
2 ©
Мумладзе Роман Георгиевич,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и организации производства ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», [email protected], Васильева Инна Владимировна, д.э.н., профессор кафедры менеджмента и организации производства ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», мае! [email protected]
Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на селе чрезвычайно значима для развития сельского хозяйства. Как показывает практика, они способны дать новые сильные импульсы росту производства сельхозпродукции, содействуют решению проблем социальной жизни на сельских территориях, способствуют эффективному импор-тозамещению и росту экспорта сельскохозяйственной продукции. В статье рассмотрены меры по эффективному развитию малых форм хозяйствования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, итоги её реализации в 2015 году. Проведен анализ итогов реализации таких мероприятий, как поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы, государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Ключевые слова: государственная программа, малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, производство продукции, господдержка, итоги реализации
Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития АПК. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на рост производства и объемов реализации продукции, производимой фермерскими и личными подсобными хозяйствами.
Основными целями мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» являются: поддержка и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования; улучшение качества жизни в сельской местности; увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
По данным Росстата, на 1 января 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрировано более 215 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве. Это почти на 900 хозяйств меньше, чем на 1 января 2015 г. При этом производство продукции сохраняет устойчивую тенденцию роста, о чем свидетельствуют данные Росстата: в 2015 г. доля фермерских хозяйств в общем объеме произведенной сельскохозяйственной продукции повысилась до 10,8% (в 2014 г. - 10%).
Доля выращенной растениеводческой продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме произведенной сельхозпродукции составила 16,2% (в 2014 г. - 14,5%), животноводческой - 4,8% (в 2014 г. - 47%).
Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства произвели в 2015 г. 52,2% молока, 28,9% - мяса скота и птицы на убой (в живом весе), картофеля - 86,2%, овощей - 82,1% (от общероссийского производства).
В производстве картофеля и овощей лидирующие позиции занимают личные подсобные хозяйства- 77,6% и 67,0% от производства в целом по стране соответственно.
В фермерских хозяйствах сохраняется стабильный рост поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС), в том числе коров, а также овец и коз - 103,2% к 2014 г.
Малые формы хозяйствования обеспечиваются сельскохозяйственной техникой, оборудованием и племенным скотом на основе финансовой аренды через лизинговую компанию АО «Росагро-лизинг».
Учитывая роль малых форм хозяйствования в формировании валового объема сельхозпродукции, АО «Росагролизинг» уделяет особое внимание обеспечению малых форм хозяйствования ос-
».о 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2.0 1,0 |>.(|
7,6
5,0
4Л
2,0
1.5
0,05
3,2 3,1
1,4
1.4
11.(1
2111 3
<1.04 11.0
21М4
■0,05
2015
■ мо;|;1С{№Кй нач иняннлия ф£р%1С|*>в
■ рывшие ссмс.'Ш1ы\ жнволтвцяческих ферм
■ ■:«(><-1,^ 1. л |<:>к Н'Ч.1 |,и|,]\ \ ■ 1.1V | кии в , |>Гн гвешиктъ КФ\
■ государственная поддерккя ■фингаання малых форм хозяйствования
■ раитваи поцдерккя ^и.и^кимииисчкшиыч поп |к,ш 1 с п., киьчншрращвав
Рис. 1. Объем финансирования мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» из федерального бюджета, млрд.руб.
Рис.2. Распределение грантополучателей по поддержке начинающих фермеров по федеральным округам Российской Федерации, всего 3508 ед.
новными средствами производства.
В 2015 г. малым формам хозяйствования поставлена 21 381 голова племенных животных (89% общего объема поставок племенных животных АО «Росагролизинг» в 2015 г.), в том числе КРС - 6910 голов, овец и коз - 2350 голов и свиней - 12 121 голова. Также в 2015 г. АО «Росагролизинг» было оборудовано только в малых формах хозяйствования 53 586 скотомест на сумму 795 млн.руб.
В отчетном году в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью общий объем финансирования из федерального бюджета всех мероприятий подпрограммы составил 13,934 млрд.руб., в том числе:
- поддержка начинающих фермеров - 3,2 млрд.руб.;
- развитие семейных животноводческих ферм - 3,075 млрд.руб.;
- грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов (с 2015г.) - 0,4 млрд.руб.;
- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования - 7,216 млрд.руб.;
- оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,043 млрд.руб. (рис.1).
Мероприятие «Поддержка начинающих фермеров».
В 2015 г. в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров за счет средств федерального бюджета участвовали 79 субъектов Российской Федерации (рис.2).
В 2015 году по сравнению с 2014 г. количество фермеров,
получивших грантовую поддержку, возросло на 1067 чел., или на 43,7% (в 2014 г. грантовая поддержка оказана 2441 хозяйствам начинающих фермеров). Средний размер гранта составил 1,14 млн. руб. Среди грантополучателей 39% - граждане в возрасте до 35 лет.
Хозяйствами начинающих фермеров, получившими грантовую поддержку в 2015 г., приобретено более 103 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 34,9 тыс. голов коров, 610 тыс. голов птицы, 62 тыс. голов овец и коз, 3,5 тыс. голов свиней.
В отчетном году валовой надой молока в хозяйствах начинающих фермеров составил 242,2 тыс. тонн, а поголовье продуктивных голов - 51,2 тыс. коров.
Итоги реализации мероприятий в 2015 г. показывают: мероприятия по поддержке начинающих фермеров имеют высокую социальную оценку среди сельских жителей и востребованы в субъектах Российской Федерации; поддержка начинающих фермеров способствует созданию новых постоянных рабочих мест в сельской местности, обеспечивает рост производства сельскохозяйственной продукции; грантовая поддержка начинающих фермеров способствует повышению эффективности хозяйств и переходу их в семейные животноводческие фермы; создаются условия для создания крестьянских (фермерских) хозяйств; реализация мероприятий является мерой «зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства страны в вТо.
Однако при создании новых фермерских хозяйств обостряются некоторые проблемы: сложность в реализации ранее разработанных проектов и освоение гранта с максимальной эффективностью из-за роста стоимости материалов, оборудования, техники и животных в связи с экономической ситуацией на рынке; увеличение сроков окупаемости проектов хо-
© £
Ю
5
2
сч
1Л £
б
а
2 о
зяйств начинающих фермеров; недостаточное развитие дорожной и иной инфраструктуры на селе, нехватка мощностей по хранению и переработке продукции; трудности в доступе фермеров к рынку сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции.
Мероприятие «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств».
В реализации мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм в 2015 г. участвовали 73 субъекта Российской Федерации.
Грантовая поддержка оказана 953 фермерам, что на 76% больше, чем было запланировано.
Средний размер гранта на одну семейную животноводческую фермув 2015 годупродолжил тенденцию роста, увеличившись на 6% по сравнению с 2014 г. и составил 4,35 млн.руб.
Семейные животноводческие фермы, получившие гран-товую поддержку в 2015 г., приобрели 76,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе более 35 тыс. голов коров, 752,8 тыс. голов птицы, 42 тыс. голов овец и коз, 2,2 тыс. голов свиней.
В 2015 году валовой надой молока, произведенный семейными животноводческими фермами, составил 307,9 тыс. тонн, поголовье продуктивного скота - более 74 тыс. голов, средний надой молока - 4114 кг в год, создано более 137 тыс. скотомест для крупного рогатого скота, 63,7 тыс. - молочного направления, птицы -754,4 тыс., овец и коз - 43,3 тыс. При этом достигнуто существенное снижение цены одного скотоместа в следствии наличия действующей инженерной инфраструктуры и коммуникаций; использования местных недорогих строительных материалов; строительства (реконструкции) семейных ферм силами самих крестьянских (фермерских) хозяйств и пр.
Итоги реализации мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм в 2015 г. говорят об их востребованности в субъектах Российской Федерации и способности к созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности.
Мероприятие «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы».
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является важным направлением поддержки малых форм хозяйствования на селе для решения вопросов импор-тозамещения и обеспечения достойного уровня жизни в сельской местности.
По данным Росстата количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 1 января 2016 г. составило 6293 кооператива, из них 1578 - кредитных, 1013 - перерабатывающих, 1 474 - снабженческих и сбытовых; доля фактически работающих составляет 60,8%.
С 2015 года в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы оказывается грантовая поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
В приоритетном порядке гранты выделяются кооперативам, деятельность которых направлена на решение вопросов импортозамещения и занимающихся сбором, обработкой и реализацией молока, мяса, рыбы и аквакультуры, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих по следующим направлениям: создание, расширение или модернизация материально-технической базы кооперативов; оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции, проведение государственной вет-санэкспертизы; приобретение
оборудования, предназначенного для убоя и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, подготовки к реализации и ее переработки.
Фактически поддержку получили 88 кооперативов при плане 57, то есть выполнение составило 154,4%.
В данном направлении поддержки малых форм хозяйствования участвовали пока 25 регионов. По видам деятельность преобладают сельскохозяйственные кооперативы по переработке мяса - 34% и по переработке молока - 33%.
Перспективным направлением развития потребительской кооперации в ближайшие годы станет развитие рынка заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, где пересекутся экономические интересы кооперативов и крупного бизнеса, решением которой станет создание оптово-рас-пределительных центров.
Оптово-распределительные центры, логистические пункты, картофеле- и овощехранилища в ближайшие пять лет должны стать связующими звеньями между сельской торговой сетью и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Мероприятие «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования».
В рамкахданного мероприятия осуществляется государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в виде субсидирования части процентной ставки кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования.
В 2015 году по данному направлению общий объем кредитов и займов, привлеченных малыми формами хозяйствования, составил 7,27 млрд. руб., в том числе, кредиты, привлеченные личными подсобными хозяйствами, составляют 76,8% от общей суммы, кредиты, привлеченные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, -20,7%, кредиты, привлеченные сельс-
Рис.3. Освоение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земель в собственность (% предусмотренных бюджетных ассигнований)
кохозяйственными потребительскими кооперативами, -2,5%.
Субсидирование части процентной ставки по кредитам (займам) является важным механизмом поддержки малых форм хозяйствования, нацеленным на поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и служащим стимулом для его для развития.
Мероприятие «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами».
В 2015 году средства федерального бюджета, предусмотренные на указанный вид государственной поддержки, были снижены со 114 млн.руб. до 50 млн.руб. К концу отчетного периода размер бюджетных ассигнований снижен еще до 42,4 млн. руб. Снижение объемов государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земель в собственность отразилось на динамике площади оформления земельных участков.
На начало 2015 г. в данной форме государственной поддержки участвовали 46 субъектов Российской Федерации.
По данным отчетности субъектов Российской Федерации, в 2015 г. поддержка оказана 561 крестьянскому (фермерскому) хозяйству в размере 36,5 млн. руб., или 82% предусмотренных бюджетных ассигнований.
Общая площадь земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, составила 136 тыс. га. Таким образом, установленный Государственной программой индикатор выполнен субъектами Российской Федерации только на 60%.
Освоение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земли в собственность, по годам реализации Государственной программы представлено на рис.3.
Низкий процент освоения средств федерального бюджета и невыполнение показателя, предусмотренного Государственной программой, по данному виду государственной поддержки обусловлены следующими причинами:
- отсутствие заявок крестьянских (фермерских) хозяйств;
- несоответствие документов, предоставленных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, установленным требованиям предоставления субсидии;
- низкое качество планирования в субъектах Российской Федерации реализации мероприятия;
- длительность процедур кадастровых работ и образования земельных участков;
- недостаточная степень разъяснительной работы и консультационной поддержки
фермеров местными органами власти.
Всего за время реализации данного вида государственной поддержки начиная с 2011 г. более 2100 крестьянских (фермерских) хозяйств оформили в собственность около 660 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного было принято решение завершить в 2015 году поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Дополнительная поддержка малых форм хозяйствования.
Для малых форм хозяйствования предусмотрена государственная поддержка и по другим направлениям:поддержка элитного семеноводства, поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и развития садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками.
В целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд льгот по налогам.
В частности, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц: доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах; средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства; доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции и др.
О £
ю
5
2
Кроме того, с целью поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей наряду с иными режимами налогообложения применяется специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога является добровольным. Ставка налога составляет 6% величины доходов, уменьшенных на величину расходов. Наряду с этим режимом индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения.
При реализации продовольственных товаров применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. Существуют льготы по транспортному и земельному налогам.
Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на селе чрезвычайно значима для развития сельского хозяйства. Как показывает практика, они способны дать новые сильные импульсы росту производства сельхозпродукции, содействуют решению проблем социальной жизни на сельских территориях, способствуют эффективному импор-тозамещению и росту экспорта сельскохозяйственной продукции.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы. - М.,
2013.
2. Васильева И.В., Мумлад-зе Р.Г. Развитие малых форм хозяйствования в АПК: итоги реализации государственной программы в 2014 году.-Инно-вации и инвестиции. - М.-
2014.- № 16 (21).
3.Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.-2016. - http://www.mcx.ru/ documents/document/v7_show/ 34699.htm
Deve opment of sma farms in agrarian and industria comp ex: resu ts of rea ization of a state program in 2015 Mum adze R.G., Vasi yeva I.V. Russian state agricu tura
correspondence university Rea ization of actions for support of sma farms in the vi age is extreme y significant for deve opment of agricu ture. As practice shows, they are capab e to give new strong impu ses to increase in production of
agricu tura products, promote the so ution of prob ems of socia ife in rura territories, promote effective import substitution and export growth of agricu tura production. In artic e measures for effective deve opment of sma farms within the State program of deve opment of agricu ture and regu ation of the markets of agricu tura production, raw materia s and the food for 20132020, resu ts of her rea ization in 2015 are considered. The ana ysis of resu ts of rea ization of such actions as support of the beginning farmers, deve opment of fami y stock-raising is carried out farms on the basis of country (farmer) farms, grant support of agricu tura consumer cooperatives on deve opment of materia and technica resources, the state support of crediting of sma farms, registration of the and p ots in property country (farmer) farms.
Keywords: state program, sma farms, country (farmer) farms, production, state support, rea ization resu ts
References
1. A state program of deve opment of
agricu ture and regu ation of the markets of agricu tura production, raw materia s and food for 2013 -2020 years. - M, 2013.
2. Vasi yeva I.V., Mum adze R. G. Deve
opment of sma farms in agrarian and industria comp ex: resu ts of rea ization of a state program in 2014. - Innovations and investments. - M - 2014. - No. 16 (21).
3. The nationa report on the course and
resu ts of rea ization in 2015 of the State program of deve opment of agricu ture and regu ation of the markets of agricu tura production, raw materia s and the food for 20132020. - 2016. - http://www.mcx.ru/ documents/document/v7_show/ 34699