ШяшШ
УДК 338
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY
Герчикова Елена Зиновьевна
Gerchikova Elena Zinovyevna
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета международного бизнеса и торговли, заведующий кафедрой торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor, dean of the faculty of international business and commerce, head of the department of trade, service and hospitality industry, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье автор рассматривает вопрос о малом предпринимательстве и его стратегической роли в обеспечении экономической безопасности России, определяет принципы и инструменты обеспечения экономической безопасности малого предприятия.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, экономическая безопасность.
На сегодняшний день экономическая безопасность страны во многом определяет ее национальную безопасность. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики, ее способности противостоять влиянию внешних и внутренних угроз, что особенно актуально в условиях антироссийских санкций.
Стратегию экономической безопасности государства во многом определяет развитие малого бизнеса. Именно малое предпринимательство является фундаментом рыночной экономики, поддерживающим социальную и политическую стабильность общества и государства. Увеличение количества ведущих активную деятельность малых предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом. Кроме того, огромные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и неспособны вовремя удовлетворить изменяющиеся потребности населения.
The article considers various aspects of small business, discusses its strategic role in ensuring Russia's economic security, and defines the principles and tools for ensuring economic security of a small enterprise.
Keywords: small business, state support, economic security.
Практически все сферы экономики заинтересованы в развитии малого предпринимательства, поскольку оно является одним из источников формирования доходной части бюджета.
Поддержка малого бизнеса государственными программами содействия частному предпринимательству - достаточно распространенная практика в западных странах. Чаще всего интерес у властей вызывают небольшие местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в отдельно взятом городе: предоставление им различных льгот и субсидий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона.
В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом - внедряемой на федеральном уровне
программой содействия развитию малого и среднего предпринимательства, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.
Программы государственной поддержки предпринимательской деятельности в России реализуются на разных административных уровнях. В соответствии с масштабами и объемами финансирования их можно классифицировать как:
1. Федеральные программы. Предназначены для реализации в масштабах страны. Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса, оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов, реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.
2. Региональные программы. Действуют в границах административных регионов, оперируют бюджетом конкретного края или области, предназначены для развития региональной инфраструктуры.
3. Местные программы. Реализуются для городских или районных предпринимателей, имеют сравнительно небольшой объем финансирования, решают местные задачи экономического характера.
В рамках представленных программ могут проводиться следующие виды финансирования:
1. Прямая финансовая помощь. При субсидировании средства в рамках программы поддержки малого бизнеса 2018 г. выдаются предпринимателю безвозмездно. Однако любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, деньги можно израсходовать на: аренду помещения или земельного участка; закупку основных средств; приобретение сырья и расходных материалов; покупку производственного оборудования.
2. Гранты. Предпочтения отдаются научным разработкам (30 % от общей суммы финансирования), проектам с высокой социальной значимостью (30 %), производству и агропромышленному сектору (20 %), а также торговле (12 %). В соответствии с законодательством гранты не могут получить предприятия, производящие подакцизные товары, работающие с недвижимостью или инвестициями, добывающие полезные ископаемые или осуществляющие игровую деятельность.
3. Льготное кредитование. Один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса в 2018 г. Как и при выделении грантов вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таковым относятся инновации, производство товаров первой необходимости, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство.
4. Микрозаймы. В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100 000 до 3000 000 рублей может стать иная форма поддержки малого бизнеса - предоставление микрозаймов.
5. Налоговые каникулы. Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки малого предпринимательства предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса. Налоговые каникулы в 2018 г. предоставляются предпринимателям, работающим в социальной, производственной или научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70 % от общей суммы прибыли.
6. Компенсация ставок по кредитам. Обращаясь в банки, владельцы компаний из-за отсутствия альтернативы чаще всего вынуждены принимать не самые выгодные предложения. В России существует соответствующая программа государственной поддержки малого бизнеса, позволяющая уменьшить кредитную нагрузку. Разумеется, возмещение тела кредита по-прежнему остается основной задачей предпринимателя. Но частично компенсировать процентную ставку за пользование кредитом можно за счет государства.
7. Компенсация лизинговых платежей. В качестве альтернативы аренде лизинг стал не только весьма популярным среди предпринимателей способом получения оборудования, но и отдельным эффективным инструментом в перечне программ поддержки малого и среднего бизнеса. Владельцам компаний предлагается механизм частичного субсидирования лизинговых платежей: для получения подобной помощи предприниматель должен обратиться
Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30)
ШшшяШ
в региональное представительство Министерства экономического развития. Поддержку могут получить субъекты предпринимательства, заключившие договоры на лизинг производственного оборудования, станков, технологических линий, грузовых и малотоннажных транспортных средств и машин.
Существуют и другие формы государственной помощи малому предпринимательству. Несмотря на государственную поддержку в последние годы мы не наблюдаем динамичного развития малого и среднего бизнеса.
К главным проблемам, с которыми сталкиваются на территории РФ малые и средние предприятия относятся:
- трудности, возникающие при оформлении, регистрации и открытии счета в банке;
- нехватка квалифицированных работников и производственных баз;
- низкая правовая защищенность;
- сложности с налаживанием связей с поставщиками;
- недостаточность кредитов.
Кроме того, на развитие внутреннего бизнеса неблагоприятно влияет внешний фон и непрекращающиеся попытки усилить санкци-онное давление на Россию, ограничивающие инвестиционную активность. Весь прошлый год отслеживались сигналы, позволяющие надеяться на смену антироссийской риторики лидеров ведущих стран, но сложившийся еще три года назад тренд так и не был сломлен. Не радует и новый пакет санкций, который наложили на Россию США, касающийся иностранных кредитов и инвестиций.
Несмотря на меры поддержки со стороны властей, оптимальных условий для развития малого бизнеса в России все еще нет.
Из-за этого малые предприятия не могут развиваться и закрываются. В 3-м квартале 2017 г. закрылось 622 371 малое предприятие. Одной из основных причин этого стали изменения в законодательстве. Например, требование использовать только такую контрольно-кассовую технику, которая может в онлайн-ре-жиме передавать информацию о расчетах в налоговые органы [1].
Первостепенное значение для малого предпринимательства имеет повышение качества работы региональных органов власти. Они нередко проводят непродуманную политику, не соответствующую политике федеральной власти. В результате этого во многих регионах образуются препятствия для деятельности
малых предприятий, снижается эффективность их работы.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства могут быть:
- системное развитие инфраструктуры;
- формирование благоприятного предпринимательского климата;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- преодоление начального этапа и повышение выживаемости предприятия в перспективе.
Кроме государственной поддержки малого предпринимательства, первостепенное значение имеет внутреннее состояние фирмы, способное обеспечить возможность противостояния неблагоприятным внешним факторам.
Суть системы обеспечения экономической безопасности предприятия - достижение целей бизнеса в условиях существующих внешних и внутренних угроз при эффективном использовании имеющихся ресурсов и согласованности интересов предприятия с интересами субъектов внешней среды (поставщиков, покупателей т. д.).
Основными принципами построения системы экономической безопасности малого предприятия являются:
1. Принцип комплексности. Предполагает создание надежной системы экономической безопасности, на которой будут базироваться другие виды безопасности: экологическая, научно-техническая, кадровая и т. д.
2. Принцип приоритета мер предупреждения. Система экономической безопасности должна на ранних стадиях выявлять различные деструктивные факторы и принимать меры по их предотвращению.
3. Принцип непрерывности. Суть данного принципа заключается в обеспечении постоянной защиты экономических интересов предприятия в условиях риска.
4. Принцип законности. Обеспечение экономической безопасности предприятия не должно противоречить действующему законодательству.
5. Принцип плановости. Он предполагает, что каждый участник процесса обеспечения безопасности должен действовать последовательно, решая стоящие перед ним задачи.
6. Принцип экономичности. Стоимость затрат на систему экономической безопасности должна быть оптимальной и не превышать
уровень, при котором теряется экономический смысл ее применения.
7. Принцип взаимодействия. Для обеспечения безопасности предприятия необходима скоординированная работа всех его подразделений и служб.
8. Принцип компетентности. Вопросами обеспечения экономической безопасности предприятия должны заниматься профессионалы, понимающие суть проблемы, способные оценить обстановку и принять правильное решение.
В соответствии с указанными выше принципами необходимо выделить инструменты экономической безопасности малого предприятия. Эти инструменты можно классифицировать следующим образом:
1) управление рисками:
- диверсификация;
- страхование;
- хеджирование;
2) техническая защита:
- охрана;
- информационная безопасность;
- кадровая политика;
3) финансовая защита:
- финансовый мониторинг;
- контроллинг и управленческий учет;
- бюджетирование.
На основе предложенных принципов экономической безопасности и инструментов ее обеспечения целесообразно проводить сопоставительный анализ соответствия существующих инструментов указанным принципам. Анализ позволит выбрать необходимые инструменты противодействия возникающим угрозам в зависимости от их значимости. Набор инструментов управления экономической безопасностью малого предприятия должен охватывать все указанные принципы. В частности, использовать только бюджетирование и диверсификацию предприятия не целесообразно, так как они не охватывают принципы непрерывности и экономности.
Таким образом, на современном этапе экономического развития России приоритетной стратегией государства должно стать развитие именно сектора малых предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу. Предпринимателям необходимо изучать существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью, а также выявлять угрозы экономической безопасности и пользоваться современным инструментарием для их устранения.
Библиографический список (References)
1. Бизнес России в 2018 году. URL: http://center-yf.ru/ 1. Biznes Rossii v 2018 godu [Russian business in 2018].
data/ip/biznes-rossii-v-2018-godu.php (дата обращения: URL: http://center-yf.ru/data/ip/biznes-rossii-v-2018-godu. 20.01.2018). php (date of access: 20.01.2018).