Научная статья на тему 'Реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области'

Реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко И. Ю., Жилина Т. А.

Предмет. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации остается одним из приоритетных направлений государственной экономической политики. Пространственное разнообразие условий экономического развития территорий страны, федеративный тип бюджетного устройства определяют условия реализации региональных политик в области поддержки предпринимательства. Цели. Определение направлений оптимизации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства. Методология. В работе использовались методы логического, структурного, сравнительного анализа, метод группировок, экономико-статистические методы исследования. Объемы, динамика и структура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области со стороны региональных органов власти проанализированы по данным реестров получателей государственной поддержки за 2011-2014 гг. Результаты. Рассмотрена региональная модель политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, проведен анализ результатов ее реализации за 2011-2014 гг. Определены тенденции в реализации финансовых инструментов поддержки предпринимательства. Выявлены современные проблемы в процессе становления и развития малых и средних предприятий. Выводы. В настоящее время целесообразно расширять практику предоставления финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства за счет возвратных форм финансирования льготных займов, предоставления поручительств и гарантий. Для этого необходимо формирование институциональной среды и предоставление помощи за счет гарантийных фондов, фондов некоммерческих организаций и привлечения средств частных инвесторов. Оптимизация инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должна осуществляться с учетом эффективности реализации такой поддержки. Перспективным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является расширение возможностей его участия в выполнении государственных заказов и заказов государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко И. Ю., Жилина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of State programs for support of small and medium-sized enterprises of the Sverdlovsk oblast

Subject The article deals with the issues of public support to small and medium-sized businesses in Russian regions. Objectives The objective of the article is to determine directions of optimization of public policies to support small and medium-sized enterprises. Methods For the study, we used logical, structural, comparative research methods, grouping and economic-statistical analysis methods. We used the data of State support recipient registers for 2011-2014 to analyze the volume, dynamics and structure of support to small and medium-sized enterprises of the Sverdlovsk oblast by the regional authorities. Results Considering a regional policy model to support small and medium-sized businesses, we analyzed the results of support implementation for 2011-2014 and identified the financial instruments trends to support entrepreneurship. As well, we identified current challenges of formation and development of small and medium-sized enterprises. Conclusions We conclude that at present, it is advisable to extend the practice of providing financial assistance to small and medium-sized enterprises through repayable forms of financing like soft loans, granting sureties and guarantees. This requires institutional environment and the provision of assistance at the expense of guarantee funds, non-profit organizations, and attract private investors. A promising trend to support small and medium-sized enterprises is to enhance their participation in the implementation of government and public corporations orders.

Текст научной работы на тему «Реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Социально-экономическая политика

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ*

Ирина Юрьевна НЕСТЕРЕНКОа% Татьяна Алексеевна ЖИЛИНА"

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Уральский социально-экономический институт (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», Челябинск, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Уральский социально-экономический институт (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», Челябинск, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.09.2015 Принята в доработанном виде 18.11.2015

Одобрена 26.01.2016

УДК 332.025 JEL: Е62, Н32, R58

Ключевые слова:

государственное регулирование, поддержка, регион, предпринимательство, финансовые инструменты

Аннотация

Предмет. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации остается одним из приоритетных направлений государственной экономической политики. Пространственное разнообразие условий экономического развития территорий страны, федеративный тип бюджетного устройства определяют условия реализации региональных политик в области поддержки предпринимательства.

Цели. Определение направлений оптимизации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Методология. В работе использовались методы логического, структурного, сравнительного анализа, метод группировок, экономико-статистические методы исследования. Объемы, динамика и структура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области со стороны региональных органов власти проанализированы по данным реестров получателей государственной поддержки за 2011-2014 гг. Результаты. Рассмотрена региональная модель политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, проведен анализ результатов ее реализации за 2011-2014 гг. Определены тенденции в реализации финансовых инструментов поддержки предпринимательства. Выявлены современные проблемы в процессе становления и развития малых и средних предприятий.

Выводы. В настоящее время целесообразно расширять практику предоставления финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства за счет возвратных форм финансирования - льготных займов, предоставления поручительств и гарантий. Для этого необходимо формирование институциональной среды и предоставление помощи за счет гарантийных фондов, фондов некоммерческих организаций и привлечения средств частных инвесторов. Оптимизация инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должна осуществляться с учетом эффективности реализации такой поддержки. Перспективным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является расширение возможностей его участия в выполнении государственных заказов и заказов государственных корпораций.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Государственные программы в отношении регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства разрабатываются в Российской Федерации уже более 15 лет. Программно-целевой подход позволяет ориентировать политику органов государственной власти и органов местного самоуправления на формулирование и реализацию мероприятий деятельности во взаимосвязи с поставленными целями и намеченными конечными результатами

* Статья предоставлена информационным центром издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.

государственной и муниципальной политики в определенных сферах. В программах формулируются ключевые задачи в данной области на определенный период, приводятся оценки ожидаемых результатов в виде количественных и качественных параметров, перечисляются мероприятия, которые необходимо реализовать для достижения поставленных целей, оцениваются объемы финансовых ресурсов на выполнение программных мероприятий, распределяются области ответственности исполнителей программы.

На федеральном уровне программный документ по развитию малого и среднего предпринимательства

в настоящее время представлен подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» в составе государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2013-2020 гг. Целью реализации данной подпрограммы является увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации. Общие направления и инструменты реализации государственной политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства определены в программных и нормативных документах федерального уровня, в том числе и в отношении мер региональных и муниципальных органов власти. В частности, в программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» перечислены меры государственной политики, которые должны быть реализованы органами государственной власти регионов в качестве условия получения субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ.

Принципиальные подходы и направления поддержки (финансовая, имущественная, консультационная, инфо рмационная, инфраструктурная) едины для всех территорий страны [1-3]. Но каждая территория имеет особенности экономического и социального развития, имеются различия и по финансовым возможностям обеспечения мер воздействия. Дифференциация условий экономического развития территорий Российской Федерации определяет пространственное разнообразие форм, условий реализации региональной политики в области поддержки предпринимательства [4-6].

Такая поддержка является одним из традиционных направлений государственной политики в зарубежных странах, что находит отражение в научных источниках. В экономической литературе достаточно широко представлены аналитические материалы, отражающие формирование и реализацию политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам страны [7-12]. Они формируют информационную базу, позволяющую проследить развитие государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства, ее дифференциацию по территориям, эффективность данной политики.

В Свердловской области в настоящее время нормативную базу, регламентирующую региональную политику в области малого

58 Ийр://йп-каа!|

и среднего предпринимательства, формируют Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 10-0З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» и областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1483-ПП.

Область является крупнейшим экономически развитым промышленным регионом Российской Федерации, где производится 40% всей промышленной продукции страны. По размеру валового регионального продукта область занимает 6-е место, по объему отгруженных товаров промышленного производства

и инвестиций в основной капитал - 7-е место, по численности населения - 5-е место. Свердловская область является также лидером по уровню развития малого и среднего предпринимательства: их количество (с учетом индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 1 000 жителей на 1 января 2015 г. составило 43,8 ед., а доля занятых на малых и средних предприятиях (в том числе индивидуальные предприниматели) относительно общего числа занятых в экономике региона составляет 27,3%. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта области в 2014 г. составила 48,7%. Эти показатели в регионе выше подобных среднероссийских показателей.

Объемы, динамика и структура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны региональных органов власти проанализированы по данным реестров получателей государственной поддержки за 20112014 гг., размещенных на официальном сайте Министерства экономики Свердловской области1.

Основные показатели поддержки предпринимательской среды в категории малого и среднего бизнеса Свердловской области со стороны государственных и муниципальных структур приведены в табл. 1. Анализ данных, представленных в этой таблице, показывает, что за 2011-2014 гг. по всем субъектам предпринимательства и формам поддержки в Свердловской области наблюдается среднегодовое снижение количества предприятий,

1 Информация о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства на территории Свердловской области за I квартал 2015 г. URL: http://urlid.ru/abom

получивших государственную поддержку, на 22,5%. При этом среднегодовое снижение численности субъектов, получивших поддержку в форме обучения и участия в тренингах, составляет 9%, а количество субъектов, получивших финансовую поддержку, ежегодно в среднем уменьшается на 31,2%. Среди категорий субъектов предпринимательства наибольшее среднегодовое снижение численности получателей государственной поддержки наблюдается по микропредприятиям (на 23%). Среднегодовое снижение численно сти получате ле й государственной поддержки по малым предприятиям составляет 9%, по предприятиям среднего бизнеса - 6%.

Динамика и структура распределения объемов финансовой помощи по субъектам малого и среднего предпринимательства Свердловской области за период с 2011 по 2014 г. представлены на рис. 1.

В общей сумме предоставленной финансовой поддержки государства субъектов малого и среднего предпринимательства наибольший удельный вес приходится на микропредприятия: по разным годам от 50 до 74%. Но наблюдается тенденция увеличения доли финансирования малых предприятий (с 28% в 2011 г. до 42% в 2014 г.) и средних предприятий (с 2 до 7% соответственно). Расходы государства в виде финансовой поддержки предпринимательства имеют в целом тенденцию к росту. С 2011 по 2014 г. они в среднем ежегодно увеличивались на 20,3%.

Объемы финансовой поддержки средних предприятий наименьшие в сравнении с другими категориями субъектов малого и среднего предпринимательства, но темпы их роста самые высокие и составляют 73,5% (рис. 2).

Значимым показателем в анализе объемов финансовой поддержки является ее величина на одного субъекта предпринимательства (рис. 3). За анализируемый период величина различных форм финансовой помощи на одного субъекта предпринимательства малого и среднего бизнеса возросла в 4 раза. В целом в Свердловской области данная величина за четыре года имеет тенденцию среднегодового роста на 57%.

Дальнейший анализ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса государственными органами власти Свердловской области проведем по видам финансовой поддержки. Ее динамика и структура за 2011-2014 гг. представлена в табл. 2.

Основными направлениями предоставления государственной финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса в Свердловской области являются:

• поручительства по финансовым обязательствам;

• микрозаймы;

• льготные инвестиционные кредиты;

• целевые кредиты на инвестиционные цели (как правило, на приобретение оборудования);

• субсидии на приобретение оборудования и на выплату первого взноса по договору лизинга;

• гранты начинающим предпринимателям.

Наибольшее количество предприятий получило государственную поддержку в виде микрозаймов (рис. 4). Их удельный вес в общей численности получателей финансовой поддержки за рассматриваемый период снизился с 85 до 60%. Микрозаймы предоставляются, как правило, на срок до 12 мес. В 2014 г. максимальный срок предоставления микрозаймов был увеличен до трех лет. Средний срок фактически предоставленных кредитов для микропредприятий с 2011 по 2014 г. увеличился с 3,8 до 6,5 мес., а для субъектов малого предпринимательства - с 9 мес. до 2,4 года. Сумма кредита для одного субъекта малого и среднего предпринимательства по региональному законодательству 2014 г. может составлять до 1 млн руб. Но фактически предоставленные кредиты намного меньше максимальных, хотя и имеется тенденция к их росту. Средняя величина микрозаймов для одного субъекта малого и среднего предпринимательства по предоставленным кредитам возросла за период с 2011 по 2014 г. почти в 5 раз - с 22 до 104 тыс. руб.

Пр едо с тавле ние го сударственных и муниципальных гарантий органами власти Свердловской области также является достаточно активно используемым инструментом финансовой поддержки предпринимательства, о чем свидетельствует наибольшая сумма предоставления поручительств в общей финансовой государственной поддержке.

Государственные органы власти выступают поручителями по кредитам, предоставляемым банками субъектам малого и среднего предпринимательства. В Свердловской области данный вид государственной поддержки может составлять для одного субъекта до 5 млн руб. на срок от 2 до 10 лет. За анализируемый период

наблюдается среднегодовое снижение объемов финансовых средств, предоставленных в форме поручительств органами власти Свердловской области на 5%. При этом ежегодно в среднем снижение количества предприятий, получивших поддержку в виде поручительства, составляет 23%, а среднегодовой прирост величины субсидии на одного субъекта предпринимательства - 24%. (рис. 5).

Исходя из численности получателей, одним из распространенных механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства на территории Свердловской области являются компенсации на его инфраструктурную поддержку (на услуги бизнес-инкубаторов и офисных центров) (рис. 6).

Но объемы поддержки по данному направлению снижаются - численность предприятий, получивших субсидии на предоставление компенсаций за базовый комплект услуг бизнес-инкубаторов и офисных центров в 2014 г., по сравнению с 2011 г. снизилась в 2 раза, общая сумма субсидирования снизилась в 2,5 раза, а величина субсидии на одного субъекта предпринимательства - на 12,5%.

Наибольшая величина финансовой поддержки на одного субъекта предпринимательства наблюдается по льготному инвестиционному кредиту:

• в 2011 г. она составляла 3 850,9 тыс. руб.;

• в 2012 г. - 3 607,6 тыс. руб.;

• в 2013 г. - 4 210,4 тыс. руб.;

• в 2014 г. - 5201,4 тыс. руб.

Таким образом, среднегодовой темп прироста данного показателя составляет 10,5%. Но количество получателей данной формы поддержки невелико - от 14 до 44 субъектов малого предпринимательства ежегодно. Динамика численности получателей и средней суммы льготных инвестиционных кредитов субъектам предпринимательства Свердловской области за 2011-2014 гг. представлена на рис. 7

Льготный инвестиционный кредит органами власти Свердловской области предоставляется субъектам малого бизнеса и микропредприятиям на срок от 1 года до 5 лет. Максимальная сумма кредита на одного субъекта предпринимательства в 2014 г. составила 8,4 млн руб.

В течение всего рассматриваемого периода в Свердловской области субъектам малого

60 Ийр:/Лп-^а!|

и среднего предпринимательства предоставлялись субсидии на погашение первого взноса по лизинговым платежам (рис. 8).

До 2013 г. наблюдались тенденция снижения численности предприятий - получателей данного вида поддержки и одновременно рост величины субсидий по лизинговым платежам на одного субъекта предпринимательства. За четыре года темпы снижения численности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших данные субсидии, составляют почти 80%, а размер средней величины субсидий по лизинговым платежам за период с 2011 по 2014 г. вырос в 2,3 раза.

Государственная и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса реализуется через территориальные программы развития и поддержки начинающих предпринимателей, в рамках которых выделяются следующие направления субсидирования:

• субсидии победителю конкурса «Молодой предприниматель», предоставляемые в 2011 и 2012 гг.;

• гранты начинающим предпринимателям, выделяемые в 2013 и 2014 гг.

Сумма субсидии (гранта) до 2014 г. не превышала 300 тыс. руб. на одного начинающего предпринимателя. На территории Свердловской области наблюдается значительный рост количества молодых предпринимателей, получивших финансовую поддержку: с 25 в 2011 г. до 100 в 2014 г. (в 2013 г. - 275). Следует также отметить, что в 2014 г. максимальный размер гранта начинающему предпринимателю вырос до 10 млн руб., а средний размер гранта на одного субъекта предпринимательства по фактически предоставленным субсидиям увеличился с 300 тыс. руб. до 4,5 млн руб.

Кроме того, в Свердловской области используются финансовые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на производство товаров для экспорта. В 2013 г. по сравнению с 2011 г. в 11 раз выросла численность предпринимателей малого и среднего бизнеса, получивших субсидию на частичную компенсацию затрат при производстве товаров на экспорт. Значительно была увеличена общая сумма данных субсидий - на 72,7 млн руб., а средняя сумма данного вида поддержки на одного субъекта предпринимательства выросла более чем в 2 раза (с 382,4 до 793,2 тыс. руб.).

В целом за 2011-2014 гг. в отношении реализации региональной политики поддержки предпринимательства в Свердловской области можно отметить следующие тенденции:

• увеличился объем предоставления финансовой помощи;

• уменьшилось количество получателей различных форм государственной поддержки;

• увеличился размер средних сумм финансовой помощи на одного субъекта малого и среднего предпринимательства;

• существенно увеличилось количество микропредприятий среди получателей различных форм государственной поддержки;

• предоставление финансовой помощи малым и средним предприятиям стало осуществляться преимущественно на возвратной основе.

Среди способов помощи субъектам малого и среднего предпринимательства Свердловской области со стороны региональных органов власти по размерам финансирования превалируют те, которые предполагают предоставление средств на возвратной основе. К ним относятся поручительства, льготные инвестиционные кредиты, микрозаймы. Эти формы финансовой помощи направлены на управление рыночным поведением субъектов экономики (малого и среднего предпринимательства, банков). Они обеспечивают большую доступность ресурсов, но не исключают рыночных условий функционирования2.

Из инструментов финансовой помощи, предполагающих безвозмездный и безвозвратный характер передачи ресурсов, значимые суммы в Свердловской области выделяются на субсидии инвестиционного характера (субсидии на приобретение оборудования и на выплату первого взноса по лизинговым платежам).

Изменение условий предоставления финансовой помощи региональными органами власти Свердловской области субъектам малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что, с одной стороны, увеличиваются возможные объемы финансовой помощи и сроков ее предоставления в соответствии с нормативными документами, а с другой - большей регламентации и проверке подвергаются претенденты на ее получение. В целом это правомерные тенденции, так как государственная поддержка должна

2 Нестеренко И.Ю. Практика предоставления государственных гарантий субъектами РФ // Финансы и кредит. 2013. № 34. С. 51-57.

направляться на ре ализацию тех предпринимательских проектов, которые в дальнейшем могут быть жизнеспособными и без особых государственных преференций.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации остается одним из приоритетных направлений государственной экономической политики. Совершенствование условий и практики реализации этой поддержки предполагает, на наш взгляд, анализ современных проблем развития предпринимательства как в России, так и в конкретном регионе, оценку эффективности реализации мер поддержки субъектов предпринимательства, оптимизацию направлений, инструментов и условий такой поддержки.

Проблемы создания и развития малого и среднего предпринимательства по результатам научных исследований и социальных опросов в основном включают:

• недостаточную доступность источников финансирования (высокие ставки по кредитам, необходимость предоставления обеспечения);

• высокие налоги и административные барьеры (частые изменения требований, частые проверки), сложный процесс согласования и высокие тарифы присоединения к инфраструктурным (прежде всего энергетическим) сетям3.

Отмечается также недостаток работников в категориях «квалифицированные рабочие» и «руководители» [13].

В последнее время предприниматели малого и среднего бизнеса отмечают значимость доступа к государственным заказам и контрактам с государственными корпорациями и другими крупными компаниями. Этот вывод следует из исследований, проведенных совместно АО «Райффайзенбанк» и журналом «Деловой квартал» (октябрь 2014 г.), по результатам социологического опроса предпринимателей Свердловской области. Расширение возможностей участия малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных заказов и заказов государственных корпораций является, на наш

3 Дмитрик Е.Г. Совершенствование методов государственной поддержки предпринимательства с использованием финансовых инструментов на муниципальном уровне // Финансы и кредит. 2015. № 13. С. 8-14; Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 35. С. 2-14.

взгляд, перспективным направлением поддержки предпринимательства и предполагает принятие решений в области правового регулирования и институциональных инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [14-16].

Следует расширять практику предоставления финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства за счет возвратных форм финансирования - льготных займов , предоставления поручительств и гарантий. При этом актуальным является формирование институциональной среды предоставления такой помощи за счет гарантийных фондов, фондов некоммерческих организаций и привлечения средств частных инвесторов.

В настоящее время актуальным является не расширение финансовых ресурсов, направляемых из бюджета на поддержку предпринимательства, а совершенствование экономической системы поддержки малого и средне го предпринимательства [17, 18].

Оптимизация инструментов государственной подде ржки мало го и сре дне го предпринимательства должна осуществляться с учетом эффективности реализации такой поддержки для его развития [19-21]. В настоящее время, особенно в связи с тем, что государственные программы должны включать показатели эффективности реализации программных мероприятий, разрабатываются методики оценки эффективности государственной поддержки предпринимательства4. Но, как правило, они ограничиваются количественными показателями развития малого и среднего предпринимательства территорий и не в достаточной мере отражают качественные показатели. Кроме того, развитие предпринимательства - многофакторный процесс, и государственная поддержка - один из этих факторов. Поэтому в методиках оценки эффективности поддержки предпринимательства должен выделяться по возможности эффект именно от государственной поддержки.

4 Александрин Ю.Н. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в контексте формирования инновационно-производственной структуры МСП // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 5. С. 12-19; ДмитрикЕ.Г., Васильева И.Н. Направления совершенствования методов оценки эффективности государственной инновационной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45. С. 44-49.

Таблица 1

Основные показатели государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014 Темп роста, во сколько раз

Малые предприятия

Количество субъектов, получивших поддержку, всего 178 224 281 134 0,753

Количество субъектов, получивших финансовую поддержку 161 153 260 134 0,832

Количество субъектов, получивших поддержку в форме обучения и участия в тренингах 17 71 21 - 1,235

Общая сумма предоставленной финансовой поддержки, млн ру<5. 167,6 253,4 578,1 448,5 2,7

Средняя сумма финансовой поддержки на один субъект малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. 1 041,1 1 656,1 2 223,6 3 347,2 3,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние предприятия

Количество субъектов, получивших поддержку, всего 24 45 93 20 0,833

Количество субъектов, получивших финансовую поддержку 18 24 80 20 1,1

Количество субъектов, получивших поддержку в форме обучения и участия в тренингах 6 21 13 - 2,2

Общая сумма предоставленной финансовой поддержки, млн руб. 14,5 36,4 247,8 75,7 5,2

Средняя сумма финансовой поддержки на один субъект малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. 805,2 1 516,2 3 097,2 3 784,6 4,7

Микропредприятия

Количество субъектов, получивших поддержку, всего 8 493 15 189 8 021 3 892 0,458

Количество субъектов, получивших финансовую поддержку 5 687 2 790 2 866 1 760 0,309

Количество субъектов, получивших поддержку в форме обучения и участия в тренингах 2 806 12 399 5 155 2 132 0,76

Общая сумма предоставленной финансовой поддержки, млн руб. 425,4 817 950,5 532,3 1,251

Средняя сумма финансовой поддержки на один субъект малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. 74,8 292,8 331,6 302,4 4

Источник: авторская разработка

Таблица 2

Динамика видов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области за 2011-2014 гг.

2011 2012 2013 2014

Финансовое субсидирование Количество субъектов Сумма финансовой помощи всего, тыс. руб. Количество субъектов Сумма финансовой помощи всего, тыс. руб. Количество субъектов Сумма финансовой помощи всего, тыс. руб. Количество субъектов Сумма финансовой помощи всего, тыс. руб.

1. Поручительство 394 344 121,3 372 311 561,4 452 424 098,4 179 295 947,6

2. Льготный инвестиционный кредит 19 73 166,5 26 93 797,3 44 185 257,1 14 72 820

3. Микрозаем 4 963 109 416,7 1 774 110 718,4 1 523 173 124,9 1 154 120 033,1

4. Субсидии по лизинговым платежам 104 58 441,9 149 209 200,6 112 116 024,8 23 30 000

5. Компенсация затрат по участию выставочно-ярмарочных мероприятиях 30 3 118 34 6 862,2 0 0 0 0

6. Субсидии при производстве товаров для экспорта 9 3 442 31 15 294,3 96 76 146,7 0 0

7. Субсидии на приобретение оборудования 0 0 1 10 000 129 535 706,4 304 90 000

8. Субсидии сельхозпроизводителям 0 0 29 47 360,3 0 0 0 0

9. Субсидии на оплату процентов по кредитам 0 0 3 1 593,8 6 12 841,1 0 0

10. Субсидии 2 4 782 177 285 921,9 61 103 916,8 0 0

действующему

инновационному

предприятию

11. Субсидии на 13 1 836,1 2 1 069,6 20 8 180,8 0 0

компенсацию затрат по

технологическому

присоединению к

источнику электроснабжения

12. Субсидии на 0 0 0 0 33 37 344,1 0 0

повышение

энергоэффективности

13. Субсидии 25 7 500 36 10 789,4 0 0 0 0

победителю конкурса

«Молодой

предприниматель»

14. Предоставление 305 1 631,1 319 1 895,3 379 1 451,5 140 655,2

компенсаций за

базовый комплект

услуг бизнес-

инкубаторов и

офисных центров

15. Субсидии 2 16,4 0 0 0 0 0 0

микропредприятиям на

компенсацию затрат,

связанных с обучением

предпринимательству

16. Субсидии на 0 0 14 731,2 48 4 811,6 0 0

поддержку в сфере

промышленного

производства и

инноваций

микропредприятий

17. Грант 0 0 0 0 275 78 511,5 100 447 090,8

начинающему

предпринимателю

18. Субсидии 0 0 0 0 17 9 020,4 0 0

микропредприятиям,

осуществляющим деятельность в области

ремесел, НХП,

сельского и

экологического

туризма

19. Субсидии на 0 0 0 0 11 9 999 0 0

создание и(или)

развитие центра

времяпрепровождения

детей

Всего... 5 866 607 472 2 967 1106 795,6 5 206 1 776 435 1 914 1 056 546,7

Источник: авторская разработка

Рисунок 1

Динамика и структура финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Мггн руб. 2 000

1 500

1600

1 400 1 290

1000

■ S00

■ 600 400

200

и ; о -,-,-,- О

231 1 2 012 2313 2314

^^■Микропредприятия. % Малые пр едприятя.% Средние предприятии. % -О— Общая величина финансовой поддержки, мпнруб.

Источник: авторская разработка Рисунок 2

Объемы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Млн руб.

2011 2012 2013 2014

—О— Микропредприягия -D-Малые предприятия —й—Средние предприятия

Источник: авторская разработка

Рисунок 3

Динамика средней величины государственной финансовой поддержки Свердловской области в год в целом и по категориям субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011-2014 гг.

Источник: авторская разработка Рисунок 4

Динамика численности получателей и средней величины микрозаймов субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Источник: авторская разработка 66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5

Динамика численности предприятий и средней величины предоставленных поручительств субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Источник: авторская разработка Рисунок 6

Динамика численности предприятий и средней суммы компенсаций на инфраструктурную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Тыс. руб

2311 2312

^^■Копичество предприятий, получившим субсидию, ед.

2313 2314

-Средняя величина субсидии, тыс. руб.

Источник: авторская разработка

Рисунок 7

Динамика численности получателей и средней суммы льготных инвестиционных кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Источник: авторская разработка

Рисунок 8

Динамика численности предприятий-получателей и средней величины субсидий по лизинговым платежам субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в 2011-2014 гг.

Источник: авторская разработка 68

Список литературы

1. Алещенко В.В., Алещенко О.А., Карпов В.В. и др. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: монография. Омск: Омский научный вестник, 2015. 188 с.

2. Артемова О.В., Маскайкина Е.В., Нестеренко И.Ю. и др. Малый и средний бизнес как фактор развития российской экономики: монография. Челябинск: Фотохудожник, 2014. 156 с.

3. Виленский А.В. Трансформации государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 5. С. 84-115.

4. Алещенко В.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. 2015. № 1. С. 123-134.

5. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 1. С. 81-96.

6. Гордеев К.В. Региональные особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Сибири // Вестник алтайской науки. 2015. № 2. С. 112-115.

7. Беляева С.С. Проблемы и пути решения государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства в ЯНАО // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1. С. 35-40.

8. Жданова Н.С. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области // Предпринимательство. 2014. № 7. С. 65-74.

9. Казакова Л.В., Мартынова Н.В. К вопросу о развитии и поддержке малого предпринимательства в регионе на примере Ростовской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 1003-1008.

10. Матвеева И.Г. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 131-137.

11. Стародубова Н.Н. Развитие кредитования малого бизнеса в Челябинской области // Наука ЮУрГУ: 67-я научная конференция. Челябинск: ЮурГУ, 2015. С. 234-240.

12. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. 2015. № 1. С. 115-131.

13. Санина Л.В. Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области // Baikal Research Journal. 2014. № 1. URL: http://urlid.ru/abnl/.

14. Костюченко А.Г. Государственные и корпоративные закупки как инструмент поддержки и развития субъектов малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 128-131.

15. Павлов И.И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц // Юрист. 2015. № 14. С. 26-29.

16. Шарыгин Н.Д., Кротов И.И. Малое предпринимательство и региональная власть: проблемы отношений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://urlid.ru/abnr.

17. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95-106.

18. Виленский А.В. Избыточность расходов на политику поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 360-363.

19. Евсеева О.А., Бабкин А.В. Формирование методики оценки эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6. С. 79-84.

20. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2. С. 795-798.

21. Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 4. С. 107-115.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS FOR SUPPORT

OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES OF THE SVERDLOVSK OBLAST Irina Yu. NESTERENKOa'*, Tat'yana A. ZHILINAb

a Ural Social and Economic Institute, Branch of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

b Ural Social and Economic Institute, Branch of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Socioeconomic Policy

Article history:

Received 14 September 2015 Received in revised form 18 November 2015 Accepted 26 January 2016

JEL classification: E62, H32, R58

Keywords: government control, business support, financial tools

Abstract

Subject The article deals with the issues of public support to small and medium-sized businesses in Russian regions.

Objectives The objective of the article is to determine directions of optimization of public policies to support small and medium-sized enterprises.

Methods For the study, we used logical, structural, comparative research methods, grouping and economic-statistical analysis methods. We used the data of State support recipient registers for 2011-2014 to analyze the volume, dynamics and structure of support to small and medium-sized enterprises of the Sverdlovsk oblast by the regional authorities.

Results Considering a regional policy model to support small and medium-sized businesses, we analyzed the results of support implementation for 2011-2014 and identified the financial instruments trends to support entrepreneurship. As well, we identified current challenges of formation and development of small and medium-sized enterprises.

Conclusions We conclude that at present, it is advisable to extend the practice of providing financial assistance to small and medium-sized enterprises through repayable forms of financing like soft loans, granting sureties and guarantees. This requires institutional environment and the provision of assistance at the expense of guarantee funds, non-profit organizations, and attract private investors. A promising trend to support small and medium-sized enterprises is to enhance their participation in the implementation of government and public corporations orders.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information center at the Ural Social and Economic Institute, Branch of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk.

References

1. Aleshchenko V.V., Aleshchenko O.A., Karpov V.V. et al. Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: monografiya [Improving State support to small and medium-sized enterprises: a monograph]. Omsk, Omskii nauchnyi vestnik Publ., 2015, 188 p.

2. Artemova O.V., Maskaikina E.V., Nesterenko I.Yu. et al. Malyi i srednii biznes kak faktor razvitiya rossiiskoi ekonomiki: monografiya [Small and medium-sized businesses as a factor of development of the Russian economy: a monograph]. Chelyabinsk, Fotokhudozhnik Publ., 2014, 156 p.

3. Vilenskii A.V. [Transformation of State policy for small and medium-sized businesses in Russia].

Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2014, no. 5, pp. 84-115. (In Russ.)

4. Aleshchenko V.V. [State support to small and medium-sized businesses in Russia: spatial problems].

Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2015, no. 1, pp. 123-134. (In Russ.)

5. Bukhval'd E.M., Vilenskii A.V. [Decentralization in the public policy's development and support of small and medium-sized businesses in Russia]. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossijskoj Akademii Nauk, 2015, no. 1, pp. 81-96. (In Russ.)

6. Gordeev K.V. [Regional characteristics of the State support to small and medium-sized enterprises in Siberia]. Vestnik Altaiskoi Nauki, 2015, no. 2, pp. 112-115. (In Russ.)

7. Belyaeva S.S. [Problems and solutions of State support for small and medium-sized enterprises in the Yamal-Nenets Autonomous District]. Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo = Innovative Economics and Society, 2015, no. 1, pp. 35-40. (In Russ.)

8. Zhdanova N.S. [The State support of small and medium-sized businesses in the Novosibirsk oblast].

Predprinimatel'stvo = Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 7, pp. 65-74. (In Russ.)

9. Kazakova L.V., Martynova N.V. [Development and support of small entrepreneurship in the region: Evidence from the Rostov oblast]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 2, pp. 1003-1008. (In Russ.)

10. Matveeva I.G. [Support and development of small and medium-sized enterprises in the Chelyabinsk oblast].

Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 131-137. (In Russ.)

11. Starodubova N.N. [Development of small business lending in the Chelyabinsk oblast]. Nauka YuUrGU: 67-ya nauchnaya konferentsiya [Proc. 67th Sci. Conf. Science of SUSU]. Chelyabinsk, SUSU Publ., 2015, pp. 234-240.

12. Tolmachev D.E., Ul'yanova E.A., Pliner L.M. [Development of small and medium-sized businesses in the region: The formation of priorities in the Sverdlovsk oblast]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2015, no. 1, pp. 115-131. (In Russ.)

13. Sanina L.V. [Problems and prospects of financial support to small and medium-sized enterprises of the Irkutsk oblast]. Baikal Research Journal, 2014, no. 1. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/abnl/.

14. Kostyuchenko A.G. [Government and corporate procurement as a tool to support and develop small businesses]. Biznes, menedzhment i pravo = Business, Management and Law, 2015, no. 1, pp. 128-131. (In Russ.)

15. Pavlov I.I. [State support of small and medium-sized businesses, socially oriented non-profit organizations through the system of public procurement, the procurement of certain types of legal entities]. Yurist = Jurist, 2015, no. 14, pp 26-29. (In Russ.)

16. Sharygin N.D., Krotov I.I. [Small businesses and the regional authorities: relationship problems].

Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-1. Available at: http://urlid.ru/abnr. (In Russ.)

17. Vilenskii A.V. [State support of small and medium-sized enterprises in modern Russia on the second wave of Gründerzeit]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 11, pp. 95-106. (In Russ.)

18. Vilenskii A.V. [Redundancy costs of policies to support small and medium-sized businesses in Russia].

Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2015, no. 1, pp. 360-363. (In Russ.)

19. Evseeva O.A., Babkin A.V. [Forming the techniques to assess the efficiency of State support of small and medium-sized enterprises]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 6, pp. 79-84. (In Russ.)

20. Ivanov A.V. [On possibilities of the formation of indicators to measure the effectiveness of regional support to small and medium-sized businesses]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 5-2, pp. 795-798. (In Russ.)

21. Bykova N.V. [A modern approach to assess the effectiveness of the State support of small entrepreneurship]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2014, vol. 6, no. 4, pp. 107-115. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.