Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого предпринимательства как фактор экономической безопасности Российской Федерации'

Государственная поддержка малого предпринимательства как фактор экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
118
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ECONOMIC SECURITY / TAXATION / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшиков Александр Алексеевич

В статье производится обзор мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на развитие данной сферы экономики, как одного из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности, являющейся основой национальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется вопросам, связанным с изменениями системы налогообложения, направленными на развитие малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меньшиков Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reviews the measures of state support of small and medium-sized businesses, aimed at the development of this sector of the economy, as one of the most important factors of economic security, which is the basis of national security. Particular attention is paid to issues related to changes in the tax system, aimed at the development of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого предпринимательства как фактор экономической безопасности Российской Федерации»

Меньшиков А.А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье производится обзор мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на развитие данной сферы экономики, как одного из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности, являющейся основой национальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется вопросам, связанным с изменениями системы налогообложения, направленными на развитие малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, налогообложение, малое предпринимательство, государственная поддержка.

Menshikov A.A.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article reviews the measures of state support of small and medium-sized businesses, aimed at the development of this sector of the economy, as one of the most important factors of economic security, which is the basis of national security. Particular attention is paid to issues related to changes in the tax system, aimed at the development of small and medium-sized businesses.

Keywords. Economic security, taxation, small business, government support.

Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности. На сегодняшний день существует значительное количество подходов к определению понятия «экономическая безопасность». Можно выделить три направления [4] формулировки экономической безопасности. Первое направление рассматривает безопасность мировой экономической системы, проблематику неравномерного экономического развития, кризисные ситуации и др. Второе направление рассматривает экономическую безопасность отдельно взятого государства, свободу ведения бизнеса, стабильность инвестиционной деятельности и т.д. Третье направление изучает экономическую безопасность в рамках конкретного региона, предприятия, отрасли.

Таким образом, можно дать следующее определение экономической безопасности. Это состояние экономики, при котором наблюдается устойчивый экономический рост в стране, невосприимчивость к воздействию негативных факторов, повышается конкурентоспособность экономики на мировой арене и происходит рост благосостояния и качества жизни населения. Исходя из определения, можно выделить основные направления деятельности для достижения экономической безопасности: обеспечение стабильного роста экономики; повышение конкурентоспособности экономики; обеспечение роста качества жизни населения.

ГРНТИ 06.56.31 © Меньшиков А.А., 2016

Александр Алексеевич Меньшиков - аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: menshikov000@mail.ru.

Малый бизнес является важной составляющей современной экономики. По объему человеческого потенциала, инновационных идей, по способности максимально быстро реагировать на кризисные явления малое предпринимательство оказывает значительной влияние на экономику страны [3]. Малый бизнес также обеспечивает создание рабочих мест, что приводит к снижению уровня безработицы, выполняя, тем самым, свою социальную функцию. Справедливо утверждать, что положительное состояние малого предпринимательства, его устойчивая динамика являются важным фактором в обеспечении экономической безопасности.

На сегодняшний день малые и средние предприятия - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан, около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями [1]. Основная сфера деятельности малого предпринимательства это торговля и предоставление услуг, тогда как средние предприятия, в основном, представлены в строительстве, сельском хозяйстве, производственной сфере. Вклад малого предпринимательства в экономику России существенно ниже по сравнению с большинством развитых стран. Повышение доли малого бизнеса в стране возможно только с помощью государственных мер поддержки.

Целью государственной поддержки является создание оптимальных экономических, организационных, правовых, инфраструктурных условий для ведения предпринимательской деятельности, то есть для формирования положительной предпринимательской среды [5]. В последнее время малому бизнесу уделяется все более активное внимание. На современном этапе ведется активная работа по формированию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, например, во всех регионах страны существуют программы по финансовой поддержке малого бизнеса. В рамках данной программы предприниматели имеют возможность получить микрозайм, кредиты по льготным ставкам или гарантию по кредиту, также имеется возможность получения субсидий на возмещение затрат.

Представители малого и среднего бизнеса имеют возможность получить информационно -консультационную и имущественную государственную поддержку. В последнее время ведется работа по расширению доступа малого бизнеса к государственным закупкам, а также ведется работа по изменению налогового законодательства. Так, в 2009 году правительство Российской Федерации произвело ряд изменений налогового законодательства, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. В отношении упрощенной системы налогообложения была введена возможность ежегодно изменять объект налогообложения с целью обеспечения предпринимателей возможностью реагировать на изменения в экономике более оперативно.

Власти регионов получили возможность снижать ставку УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» с 15 до 5 процентов. Во время кризиса 2008 налогоплательщики, применяющие данный объект налогообложения, более сильно ощутили последствия падения экономики. Подобная мера дала возможность регионам обеспечить поддержку наиболее нуждающимся сферам. В Санкт-Петербурге правом снизить ставку по упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» воспользовались в 2010 году. Размер ставки установили на уровне 10 процентов для всех предпринимателей, применяющих данную систему налогообложения.

С 2015 года ставка по УСН по объекту налогообложения «доходы минус расходы» в Санкт-Петербурге установлена на уровне 7 процентов. Темп роста как налогоплательщиков, использующих объект налогообложения «доходы минус расходы», так и уровня налоговых поступлений, подлежащих уплате при данном объекте налогообложения в Санкт-Петербурге, оказался гораздо выше по сравнению с налогоплательщиками, использующими объект налогообложения «доходы». Несмотря на снижение ставки налога, уровень налоговых поступлений не только не снизился, но и показал рост.

За период с 2010 по 2015 в рамках изменений налогового законодательства по упрощенной системе налогообложения наблюдались незначительные уточнения, носящие характер разрешения спорных вопросов, либо корректировок, связанных, например, с изменением механизма уплаты страховых взносов. В 2016 году произошла новая волна изменений налогового законодательства в отношении малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, право на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения получили предприниматели в сфере бытовых услуг. В Санкт-Петербурге законом

№ 185-36 установлена возможность использования ставки 0 для определенного перечня видов деятельности. Данная мера направлена на стимулирование предпринимательской активности населения в этих сферах деятельности. Более эффективно «налоговые каникулы» будут работать при комплексном подходе к налогоплательщику при помощи информационной составляющей, финансовой составляющей в рамках доступности денежных средств и многих других факторов. Введение сферы бытовых услуг в перечень отраслей, в отношении которых возможно применение «налоговых каникул», направлено на увеличение числа занятых в малом бизнесе, а также - в перспективе -на увеличение налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ.

Во-вторых, субъектам РФ предоставили право снижать ставку налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности. В некоторых регионах уже с 2016 начали действовать пониженные ставки по УСН с объектом налогообложения «доходы». Подобное происходило и в 2009 году, когда лишь небольшое количество регионов сразу воспользовались правом на снижение ставки налога по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

В-третьих, организации, имеющие представительства, с 2016 года получили право использования УСН. Возможность применения УСН компаниям с представительствами может дать толчок к расширению существующих бизнесов, а также к увеличению числа занятых в малом бизнесе. Однако отметим, что данная мера не распространяется на организации, имеющие филиалы.

С 2017 года лимиты по доходам и стоимости основных средств для применения упрощенной системы налогообложения значительно возросли (см. табл.). Введение новых значений лимитов по доходам и стоимости основных средств для применения упрощенной системы налогообложения приведет к приросту числа предпринимателей, применяющих данную налоговую систему, что, в свою очередь, приведет к росту налоговых доходов от УСН. При этом, однако, произойдет сокращение поступлений по НДС и налогу на имущество организаций, которые уплачивались в рамках применения общей системы налогообложения.

Таблица

Лимиты для применения упрощенной системы налогообложения [2], млн руб._

Показатель До 2017 С 2017

Максимальный доход для нахождения на УСН 60 120

Лимит дохода для перехода на УСН 45 90

Максимальная стоимость основных средств 100 150

Данные изменения также приведут к тому, что большее количество предприятий будут относиться к категории малых, что позволит им претендовать на получения финансирования с государственной поддержкой. С одной стороны, произойдет рост конкуренции, так как число предпринимателей, претендующих на государственное финансирование, увеличится гораздо больше, чем суммы, направленные на финансирование малого бизнеса. С другой стороны, государственное финансирование получат уже состоявшиеся предприятия с опытом работы, что приведет к более эффективному использованию государственных ресурсов.

Формирование положительной предпринимательской среды и развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных условий стабильного роста экономики и обеспечения национальной экономической безопасности. Развитие малого и среднего бизнеса в стране на данный момент имеет положительную динамику, однако в процессе своего функционирования предприниматели сталкиваются со значительным количеством трудностей. Государственное участие и поддержка направлены на помощь малым и средним предприятиями в преодолении данных трудностей. Тем не менее, существующая система государственной поддержки еще не способна создать необходимую основу для становления отечественного малого предпринимательства на уровень зарубежных развитых стран.

На современном этапе наблюдается недостаточная инновационная и инвестиционная активность малых предприятий, низкая доля основных средств и доля экспорта в общей объеме по Российской Федерации. Наблюдается неравномерность развития малого и среднего бизнеса в различных субъектах страны. Следует отметить, что активная работа по поддержке малого и среднего предпринимательства началась недавно, однако уже можно наблюдать ее положительный эффект.

Работа по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса активно ведется и развивается. Так, например, в 2015 году был создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства - акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Данная корпорация является единой структурой, отвечающей за решение всех вопросов, связанных с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства. В частности, это вопросы оказания финансовой, юридической, методологической поддержки, привлечение денежных средств в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечение проведения различных мероприятий по поддержке, разработка и совершенствование мер поддержки и др.

Также ФНС России сформирован единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет содержать сведения не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, но и о видах деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях. Существование подобного реестра позволяет оперативно получать информацию о малых предприятиях.

Успешное развитие мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства приведет к формированию стабильной экономики, значительную часть которой будет составлять малый бизнес. В условиях эффективного развития сектора малого предпринимательства можно достигнуть стабильного экономического роста, увеличить конкурентоспособность отечественной экономики и улучшить качество жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации». [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Основные изменения налогового законодательства в 2017 году. [Электронный ресурс]. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в системе обеспечения экономической безопасности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5 (97).

4. Вершинина А.П. Роль малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. № 5.

5. Привалова С.Г., Привалов Н.Г. Налоговая система: теоретический и методологический аспект. Налоговый продукт. Екатеринбург: Уральское издательство, 2011. 556 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.