© В.И. Бобошко, 2018 УДК 338 ББК 65
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Владимир Иванович Бобошко,
профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, кредитование, инвестирование, финансовая поддержка, экономическая безопасность.
Для цитирования: Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):289-93.
FINANCIAL SUPPORT AS A BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS
Vladimir I. Boboshko,
Professor of the Department of Economics and Accounting Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,
Doctor of Economics, Professor
Abstract. In the article the instruments of financial support of subjects of small and medium enterprises in order to ensure economic security.
Keywords: small and medium enterprise, small business, lending, investing, financial support, economic security.
Современная модель экономики любого развитого государства подразумевает значительное присутствие в ней малого и среднего бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства как наиболее мобильные и быстро адаптирующиеся участники экономических отношений занимают нишу, в которой крупные предприятия не способны приспособится, и гармонично дополняют их, формируя сферу деятельности или отдельный ее кластер.
Деятельность субъектов малого бизнеса сопровождается многими финансовыми проблемами, среди которых можно назвать: низкий уровень обеспеченности собственными финансовыми средствами, проблемы получения кредитных ресурсов; отличие
от крупных предприятий; непостоянство финансирования [6, с. 76—80].
В своем выступлении на Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальная идея?» 20 января 2016 года, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства В.В. Путин отметил: «Малый и средний бизнес представляет из себя, должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны... И здесь мы говорим о первой системной проблеме для малого и среднего бизнеса — это доступ к финансовым ресурсам. Сейчас кредиты для малого и среднего бизнеса достаточно дорогие, где-то в среднем 17 процентов годовых. Получить кредит очень сложно, к
сожалению, скоринговые модели банков, которые раньше работали в экономике роста, часто просто отсекают малый и средний бизнес по той причине, что, согласно модели, если у тебя не растут обороты, значит, ты являешься не тем заемщиком, которому можно давать деньги. Поэтому и банкам нужно пересмотреть свои бизнес-модели.»
Такая ситуация полностью подпадает под одну из угроз, указанных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, а именно: недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса [3].
В 2017 году ситуация в вопросе кредитования малого и среднего бизнеса изменилась в лучшую сторону, так кредиты стали доступней со ставкой в среднем 14 процентов годовых, но процедура получения не претерпела значительных изменений. С положительной стороны следует отметить деятельность Корпорации МСП1 в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Например, совместно с Минэкономразвития России и Банком России Корпорация МСП реализует программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 5 миллионов рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых. Помимо этого реализуются программы предоставления гарантийного обеспечения и поручительства определенным категориям хозяйствующих субъектов.
Проблемным аспектом финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является то, что банки и иные кредитные институты готовы предоставлять займы и кредиты потребительского характера, а не под развитие бизнеса. В сущности, такое кредитование ничем не отличается от аналогичных услуг, предоставляемым частным лицам, со всеми присущими недостатками. Особенностью привлечения заемных средств субъектами малого и среднего предпринимательства заключается в цели такого кредитования. Предпринимателю привлеченные средства нужны либо для вложения их в основной капитал, либо для увеличения обо-
1 Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
ротного капитала. Такие цели идут в разрез с системой потребительского кредитования, т.к. потребление — это конечный этап использования ресурсов, а вложение в капитал — это этап использования ресурсов, подразумевающий извлечение дохода (прибыли) [8]. В такой ситуации цена привлеченных средств подлежит строгой оценке и сопоставлению с получаемым экономическим эффектом в виде дохода, что влечет за собой определение строгих рамок условий такого привлечения. В каждом конкретном случае необходимо соотносить стоимость кредитования с получаемой от него прибылью на определенном временном промежутке.
При абсолютном преобладании в управлении экономической политики макроэкономического финансового регулирования отсутствует элементарная промышленная политика, направленная на активизацию процессов микрорегулирования, создание необходимых условий для возобновления экономического роста [4, с. 223—226]. Крупный бизнес в своем арсенале имеет широкий спектр источников привлечения средств. Особый интерес вызывают такие из них как субординированные кредиты, постоянные кредитные линии и привлечение капитала инвесторов через финансовые рынки.
Существенным отличием от потребительского кредитования этих форм финансирования является их схожесть с инвестированием. Инвестиционная деятельность — осуществление и превращение инвестиционных ресурсов в реальные активы организации, способные приносить доход в будущем [5, с. 142—147]. Инвестирование подразумевает вложение средств для извлечения процентного дохода без возвращения суммы основного долга до окончания срока договора.
При таком варианте у предпринимателя увеличивается располагаемая сумма привлеченных средств, так как в ежемесячные (ежеквартальные, ежегодные или иные) платежи не включается частичное погашение основного долга. Это несомненный плюс, но при равенстве процентных ставок есть и минус, так как при обычной аннуитетной схеме кредитования сумма основного долга, уменьшаясь при каждом платеже, снижает долю, приходящуюся на проценты.
Так, например, при ставке 14% годовых средства, полученные на 3 года, при обычном кредитовой безопасности - № 1 /2018
вании окупятся при рентабельности вложений на уровне 0,072, а при инвестировании средств необходим уровень рентабельности в 0,124. Однако, если увеличить срок привлечения до 7 лет, то при уровне рентабельности в 0,2 первый вариант принесет прирост около 128%, а второй вариант около 160%. Следовательно, расширение возможностей привлечения средств малым и средним бизнесом важно не только для его поддержки, но и для формирования широкого рынка для потенциальных инвесторов. Сравнительный анализ существующих предложений и потенциально возможных способов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет получить ряд выводов.
Для бизнеса с невысоким уровнем рентабельности более выгодным представляется обычное кредитование, при этом, оглядываясь на текущий
уровень инфляции, можно сделать вывод о нецелесообразности привлечения заемного капитала при такой рентабельности бизнеса, так как оно не обеспечит возврат вложений в пересчете на реальные цены (табл. 1).
Уровень рентабельности в 0,15 позволяет предпринимателю получать от привлекаемых средств чистый доход выше уровня инфляции, тем самым обеспечивая плавное развитие бизнеса. Существующие условия на рынке, а именно кредитование под 14 процентов годовых, позволяют обеспечить некоторую доходность, но она не сопоставима с той прибылью, которую получит бизнесмен, используя собственные источники финансирования. Льготная программа со ставкой 10,6 процента годовых количественно повышает доходность, но качественно не дает дохода, который бы позволил кредитоваться с
Таблица 1
Оценка доходности привлеченных средств сроком от 1 года до 10 лет при рентабельности на уровне 0,1
Срок привлечения, лет Прирост капитала, в %
при аннуитетном погашении при погашении в конце срока
ставка 14,0% ставка 10,6% ставка 14,0% ставка 10,6%
1 2,09 3,94 -4,00 -0,60
2 5,01 8,61 -7,00 -0,20
3 8,18 13,59 -8,90 1,3
4 11,62 18,91 -9,59 4,01
5 15,36 24,60 -8,95 8,05
6 19,41 30,67 -6,84 13,56
7 23,79 37,17 -3,13 20,67
8 28,53 44,12 2,36 29,56
9 33,67 51,55 9,79 40,39
10 39,21 59,52 19,37 53,37
Таблица 2
Оценка доходности привлеченных средств сроком от 1 года до 10 лет при рентабельности на уровне 0,15
Срок привлечения, лет Прирост капитала, в %
при аннуитетном погашении при погашении в конце срока
ставка 14,0% ставка 10,6% ставка 14,0% ставка 10,6%
1 6,73 8,66 1,00 4,40
2 14,77 18,70 4,25 11,05
3 23,61 29,79 10,09 20,29
4 33,34 42,05 18,90 32,50
5 44,07 55,61 31,14 48,14
6 55,91 70,61 47,31 67,71
7 68,98 87,23 68,00 91,80
8 83,43 105,67 93,90 121,10
9 99,42 126,11 125,79 156,39
10 117,12 148,80 164,56 198,56
Таблица 3
Оценка доходности привлеченных средств сроком от 1 года до 10 лет при рентабельности на уровне 0,2
Срок привлечения, лет Прирост капитала, в %
при аннуитетном погашении при погашении в конце срока
ставка 14,0% ставка 10,6% ставка 14,0% ставка 10,6%
1 11,37 13,39 6,00 9,40
2 24,97 29,25 16,00 22,80
3 40,44 47,47 30,80 41,00
4 58,09 68,41 51,36 64,96
5 78,24 92,51 78,83 95,83
6 101,26 120,24 114,60 135,00
7 127,62 152,21 160,32 184,12
8 157,83 189,10 217,98 245,18
9 192,49 231,64 289,98 320,58
10 232,31 280,80 379,17 413,17
целью расширения бизнеса. Наглядно видно, что при увеличении длительности привлечения заемных средств альтернативный вариант кредитования с погашением суммы основного долга в конце срока становится привлекательней. При сроках кредитования свыше 7 лет динамика прироста вложенного капитала у обычной формы с аннуитетными платежами значительно ниже (табл. 2).
Очевидно, что с увеличением рентабельности бизнеса указанные тенденции еще больше усиливаются. Предприятия с высокой рентабельностью в значительной мере заинтересованы в привлечении инвестиций в свой бизнес, так как на каждый дополнительно вложенный рубль они получают доход сверх обычного. По сравнению с двумя предыдущими примерами в данной таблице выходит на первый план тенденция к значительному приросту капитала не столько в зависимости от ставки, сколько от длительности привлечения заемных средств. При сроках финансирования, превышающих пять лет, существенный прирост доходности наблюдается во всех рассматриваемых случаях, но вариант с погашением суммы основного долга в конце срока выглядит предпочтительней пропорционально увеличению срока возврата привлеченных средств (табл. 3).
Среди перспективных направлений финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства следует отметить получение инвестиций через финансовые рынки. Так, предприятие обладающее достаточной привлекательностью с точки зрения надежности и доходности для инвесторов,
могло бы получать средства через облигационные займы. Обеспечивая регулярные выплаты в течение всего срока выпущенных облигаций, предприниматель бы имел доступ к привлеченным средствам в полном объеме, не уменьшая их сумму при ежемесячных платежах.
Для размещения облигаций организация помимо информации о себе в качестве эмитента и облигационных условиях предоставляет:
• информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности;
• свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три последних завершенных отчетных года
• аудиторское заключение, сделанное в отношении данной отчетности;
• промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за последний завершенный отчетный период (квартал, полугодие или девять месяцев);
• сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям, а также об условиях такого обеспечения [2].
Данные требования для субъектов малого и среднего предпринимательства выполнимы только теоретически. Решение о привлечении заемных средств из-за отсутствия аудиторских заключений, вынужденно затянется на несколько лет. Помимо этого необходимо еще найти лицо, которое предоставит обеспечение под облигации. Государство должно обратить внимание на получение финансирования субъектами малого и среднего бизнеса
через финансовые рынки еще и по той причине, что фондовый рынок является потенциально опасным для слабо подготовленного предпринимателя с точки зрения различного рода мошеннических и иных преступных действий. Ввиду отсутствия, как правило, специального образования, необходимого для понимания специфики финансовых инструментов, обращающихся на финансовых рынках, и значительной их привлекательности с точки зрения доходности у бизнесмена есть риск столкнуться с преступной схемой. Деятельность преступников на фондовом рынке зачастую направлена на противоправное завладение ценными бумагами и их последующую реализацию, изготовление и использование поддельных ценных бумаг, выпуск в обращение ценных бумаг, не обеспеченных реальными материальными ценностями [7, с. 47—55].
Другим решением проблемы привлечения средств для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является частичная покупка со стороны государственных институтов доли в бизнесе. Приобретение части инвестиционно привлекательного предприятия именно государством позволяет, как получить доход в бюджеты любого уровня, так и гарантировать предпринимателю безопасность. Негативные аспекты такого вхождения в долевое участие в предприятие можно устранить, тщательно прописав законодательно такую процедуру. Дополнительной мотивацией для привлечения предпринимателей к такому виду финансовой поддержки может послужить опцион на последующий обратный выкуп доли своего бизнеса у государства. Предприниматель, твердо уверенный в возможности возврата полного права управления своим предприятием, может более охотно пойти на его частичную продажу государству с целью привлечения финансирования. В коммерческой среде такой сценарий несет в себе значительные риски по потере контроля над своими активами.
Представляется необходимым в рамках реализации Стратегии экономической безопасности расширить набор инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: • качественно расширить набор кредитных инструментов, доступных малому и среднему
предпринимательству;
• пересмотреть условия выхода на финансовые рынки с целью привлечения заемных средств для категории малого и среднего предпринимательства;
• установить отрегулированный механизм покупки доли в бизнесе с опционом обратного выкупа;
• продолжить работу по снижению реальной стоимости кредитных ресурсов;
• продолжить работу по расширению спектра предоставляемых поручительств и гарантий.
Литература
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 года № 209 // Российская газета. № 6139, 26.07.2013 г. (с изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // «Российская газета», № 79, 25.04.1996 г. (с изм. и доп.).
3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208.
4. Бобошко Н.М. Актуальность обеспечения экономической безопасности бюджетной системы государства//Инновационное развитие экономики. 2016. № 1 (31).
5. Бобошко Н.М. Использование экономического анализа в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации в антикризисных мероприятиях // Транспортное дело России. 2014. № 1.
6. Бобошко Н.М., Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 2.
7. Зуева А.С. Роль правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4.
8. Рубцов И.В., Накова М.Р. Экономический анализ: учебное пособие. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.