РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ИСПОЛНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация. В статье анализируются итоги развития малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации на основе анализа процесса исполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития малого и среднего бизнеса в субъектах Сибирского федерального округа.
Ключевые слова. Малое и среднее предпринимательство, национальный проект, инструменты поддержки предпринимательства, исполнение национального проекта, Сибирский федеральный округ, Иркутская область.
Kolpakidi D.V.
DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP AT THE REGIONAL LEVEL: IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS
Abstract. This article analyzes the results of the development of small and medium-sized entrepreneurship in the regions of the Russian Federation based on the analysis of the process of implementation of the national project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative». Special attention is paid to the problems and prospects of development of small and medium-sized businesses in the subjects of the Siberian Federal District.
Keywords. Small and medium-sized entrepreneurship, national project, entrepreneurship support tools, national project implementation, Siberian Federal District, Irkutsk Region.
Введение
Последние несколько лет характеризуются изменением подхода государства к процессам развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Анализ структуры государственной поддержки демонстрирует свершившийся переход от точечной к комплексной системе. Организации инфраструктуры поддержки МСП функционируют в регионах в рамках общих концептуальных подходов развития предпринимательства и предлагают большой диапазон мер поддержки для действующих МСП, начинающих предпринимателей и тех, кто планирует создать собственный бизнес. В таблице 1 представлен перечень основных видов государственной поддержки, которые получили апробацию в предыдущие годы и предлагаются МСП в 2023 году [1, 2].
Особое внимание следует уделить развитию Цифровой платформы МСП. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 г. № 2371 на сегодняшний день на платформе сконцентрирована основная информация о мерах поддержки субъектов МСП, самозанятых и граждан, планирующих открыть собственное дело. Эксперимент по запуску платформы продлится с 01.02.2022 года до
ГРНТИ 06.56.25 EDN ENRCOM © Колпакиди Д.В., 2023
Дмитрий Викторович Колпакиди - кандидат экономических наук, доцент, доцент Иркутского государственного университета.
Контактные данные для связи с автором: 664082 г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 6 (Russia, Irkutsk, Ulan-Batorskaya str., 6). Тел.: +7 902 516-27-68. Е-mail: kolpakidy2@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 30.10.2023.
01.02.2025 года. К платформе подключены федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации для обмена информацией между собой и предоставления необходимой информации субъектам МСП, самозанятым, гражданам, планирующим создать собственный бизнес. Инструмент позволяет предпринимателям получить требуемые меры поддержки дистанционно. В 2023 году на платформе пользователь может воспользоваться услугами 25 онлайн-сервисов и запросить все необходимые для бизнеса меры поддержки. Индивидуальный пользовательский профиль формируется с учетом потребностей предпринимателя и стадии развития бизнеса.
Таблица 1
Основные виды поддержки МСП, предлагаемые государством в 2023 году
Направления поддержки МСП Конкретные виды поддержки
Социальный контракт на развитие бизнеса Постановление Правительства РФ от 29.06.2022 г. № 1160. Социальным контрактом предусматриваются единовременные выплаты гражданам, которые планируют начало собственного дела или ведение личного подсобного хозяйства. Максимальная выплата: индивидуальные предприниматели (ИП) - 350 тыс. руб.; граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство - 200 тыс. руб.
Продление лицензий и разрешений Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 353
Гранты на открытие бизнеса Гранты молодым предпринимателям. Получатели: предприниматели в возрасте 14-25 лет. Размер гранта: 100 - 500 тыс. руб. Грантодатель: Минэкономразвития России. Гранты на разработку и внедрение российских цифровых решений. Получатели: компании, внедряющие российские решения в сфере ГГ. Размер гранта: от 20 млн руб. до 6 млрд руб. Бюджет покрывает до 80% стоимости проекта. Грантодатель: Минцифры России. Гранты на создание комплектующих. Получатели: предприниматели, нуждающиеся в комплектующих, не производящихся на территории РФ или выпускающихся в ограниченных объемах (создание российских аналогов комплектующих). Размер гранта: до 100 млн руб. Грантодатель: Агентство по технологическому развитию выделяет до 80% стоимости проекта. Гранты для социального бизнеса. Получатели: социальные предприятия. Размер гранта: до 500 тыс. руб. Направление средств гранта: финансирование широкого круга затрат социального предприятия, покупка оборудования, сырья и пр. Грантодатель: Минэкономразвития России. Гранты для туристического бизнеса. Получатель: предприниматель в сфере туризма, который планирует направить средства на создание и развитие внутренних туристических продуктов. Размер гранта: 3-10 млн руб., с учетом типа проекта. В 2023 году планируется поддержать не менее 1 тысячи проектов на 5,3 млрд рублей. Проекты финансируются на конкурсной основе из федерального и регионального бюджетов. Грантодатель: Минэкономразвития России. Ежегодно определяются регионы-грантополучатели. Гранты на развитие инновационных производств. Получатель: организация, внедряющая инновации в процесс производства. Размер гранта: до 30 млн руб. Условием получения гранта является софинансирование проекта. Собственные (или привлеченные) средства должны составлять не менее 50% суммы гранта. Грантодатель: Минэкономразвития России
Кредиты и займы для МСП Льготные ставки по кредитам. Российскими кредитными организациями в процессе взаимодействия с Корпорацией МСП реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Получатели: субъекты МСП. Размер поддержки: до 2 млрд руб. Кредиторы: банки России. Размер поддержки: до 500 млн руб. Гарантийная поддержка по кредитам. Получатель: субъект МСП. Поручительство предоставляется федеральной Корпорацией МСП либо региональными организациями. Ограничения: поручительство не предоставляется предпринимателям, которые занимаются подакцизными товарами или полезными ископаемыми. Кредиты через зонтичный механизм. «Зонтичный» механизм поручительств представляет собой гарантию, которую Корпорация МСП предоставляет банку в подтверждение того, что обязательства предпринимателя по кредиту будут исполнены. «Зонтичное» поручительство покрывает до 50% от суммы кредита. Размер поручительства: до 1 млрд руб. Срок кредита: не более 180 месяцев. Предприниматель получает поручительство бесплатно.
Направления поддержки МСП Конкретные виды поддержки
Поручительство АО «МСП Банк». Получатели: субъекты МСП, которые планируют получить кредиты в банках-партнерах МСП-банка. Продукт предоставляет возможность получения прямой банковской гарантии получателю кредита при недостаточности залогового обеспечения. При этом риски делятся между субъектами МСП и банками-гарантами. Заём по сниженной ставке. Получатели: субъекты МСП. Вид займа: микрозайм. Ставка: в среднем 6% годовых. Кредитор: государственная организация из реестра Банка России
Субсидии Получатели: субъекты МСП. Субсидии представляют собой вид невозвратного государственного финансирования. Выдаются на конкурсной основе целевым назначением. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы государственной поддержки
Льготы на аренду Получатели: субъекты МСП и самозанятые. Преимущественно предлагаются подходящие помещения в действующих технопарках и бизнес-инкубаторах
Обучение и консультирование Получатели: субъекты МСП, ИП, самозанятые. Предоставляется бесплатная консультативная помощь по юридическим, кадровым, налоговым и бухгалтерским вопросам, а также услуги оффлайн и онлайн обучения (программы, курсы, тренинги и пр.) в организациях инфраструктуры поддержки МСП в регионах
В текущем году государство планирует увеличить доступность российского программного обеспечения (ПО), продолжить внедрение во все сферы деятельности информационных технологий (1Т), уделить повышенное внимание процессам получения заемных средств, поддержке импорта, туристического бизнеса
Компенсация расходов на покупку российского ПО Субъекты МСП получили возможность приобретения отечественного программного обеспечения дешевле на 50%. До конца 2024 года планируется выделить 7 млрд руб. на приобретение российского ПО субъектами МСП (данные Минцифры России)
Поддержка 1Т Меры направлены на стимулирование интереса к российским разработкам в сфере 1Т. Льготы по налогообложению. Налог на прибыль - 0% до конца 2024 года (Указ Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83). Страховые взносы. Пониженная ставка - 7,6% (Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 321-ФЗ). Аккредитованные 1Т-компании будут освобождены от плановых и внеплановых налоговых проверок до 03.03.2025 г. (Письмо ФНС РФ от 24.03.2022 г. № СД-4-2 / 3586@). Упрощенные процедуры трудоустройства иностранцев, льготная ипотека, отсрочка от службы в армии (Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 г. № 490)
Поддержка импорта Первоочередные меры: упрощение процедур таможенного оформления продукции; возмещение недополученных доходов по кредитам на приобретение приоритетной продукции для импорта и др. (письмо Минэкономразвития России от 22.09.2022 г. № 35970-ДВ / Д12и).
Поддержка малого агробизнеса Субсидии на возмещение части затрат для животноводов: на выращивание крупного рогатого скота; производство продукции и пр. (Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 г. № 2201). Грант «Агротуризм». Размер гранта: до 10 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 г. № 2309). Грант «Агропрогресс». Размер гранта: до 30 млн руб. Направление средств: на развитие базы по производству, хранению, переработке и сбыту продукции, покупку, строительство новых производственных объектов и др. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 г. № 1932). Грант «Агростартап». Размер гранта: 3-5 млн руб. Направление средств: начинающим сельхозпроизводителям на покупку оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции или на выращивание самой сельхозпродукции
С 2019 года одним из основных механизмов, способствующих достижению целей развития Российской Федерации, представляются национальные проекты [3, 4, 5]. Целью настоящего исследования является оценка процесса исполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (национальный проект МСП) и соответствующих региональных проектов по материалам субъектов Сибирского федерального округа. Результаты исполнения проекта должны способствовать ускорению хода развития малого и среднего
предпринимательства в стране, демонстрировать успехи, очерчивать круг проблем, определять механизмы их преодоления. В процессе исполнения проекта должна производиться актуализация всех составляющих развития МСП [5].
Материалы и методы
Материалами для исследования послужили федеральные законы, федеральные и региональные нормативные и правовые документы, государственные программы, обзоры, отчеты, статьи о функционировании и развитии системы государственной поддержки МСП, отчеты об исполнении национального проекта МСП и связанных с ним федеральных и региональных проектов, данные Единого реестра субъектов МСП [6] по регионам Сибирского федерального округа (СФО). Результаты и обсуждение
В рамках настоящего исследования поставлена цель оценки исполнения национального проекта МСП и связанных региональных проектов в субъектах СФО. В состав СФО входит 10 регионов, отличающихся уровнем социально-экономического развития. В таблице 2 представлены сведения о размерах и населении субъектов СФО, а также результаты одного из рейтингов [7], демонстрирующие уровень социально-экономического развития каждого из регионов СФО.
Таблица 2
Субъекты СФО (площадь, население, рейтинг)
Название региона Площадь, тыс. кв. км Доля субъекта в площади РФ, % Население, тыс. чел. Рейтинг регионов РФ -2022, место (баллы)* Дотации из федерального бюджета
Красноярский край 2 366,8 13,82 2 846,000 20 (54,587) Не получает
Иркутская область 774,8 4,52 2 344,360 47 (46,232) Не получает
Томская область 314,4 1,84 1 052,106 39 (48,289) Получает, менее 10%
Новосибирская область 177,8 1,04 2 794,300 19 (55,515) Получает, менее 10%
Республика Тыва 168,6 0,98 337,271 85(21,497) Получает, более 40%
Алтайский край 168,0 0,98 2 131,000 61 (43,244) Получает, более 10%
Омская область 141,1 0,82 1 832,064 37 (48,893) Получает, более 10%
Кемеровская область 95,7 0,56 2 567,900 45 (46,766) Получает, менее 10%
Республика Алтай 92,9 0,54 210,769 81(26,448) Получает, более 40%
Республика Хакас-сия 61,6 0,35 530,233 76 (31,558) Получает, более 10%
*Рейтинг агентства РИА. Рассчитывается как среднее арифметическое баллов, полученных регионами по итогам 2022 года за ряд показателей: качество жизни; социально-экономическое положение; состояние рынка труда; материальное благополучие населения; научно-технологическое развитие; приверженность жителей здоровому образу жизни.
На территории СФО сосредоточено значительное количество общероссийских запасов полезных ископаемых: платины - 96%, угля - 80%, никеля - 73%, марганцевых руд - 51%, меди - 43%, свинца -40%, золота - 40%, молибдена - 17%, серебра - 17%, цинка - 16%. В составе СФО следует выделить 2 региона (Красноярский край и Иркутскую область), которые не получают дотаций из федерального бюджета, все остальные регионы в той или иной степени являются дотационными (последний столбец таблицы 2). На долю Сибирского федерального округа приходится более 9% валового регионального продукта регионов страны (2018 год - 9,6%, 2019 год - 9,6%, 2020 год - 9,6%, 2021 год - 9,3%). Расчет проведен по данным [8] (рисунок 1). Развитие МСП в федеральных округах и субъектах СФО проиллюстрировано на рисунках 2, 3, 4.
Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года формулирует базовые направления устойчивого развития регионов [9]. При разработке Стратегии учтены современное состояние экономики, инфраструктуры, культуры, социальной сферы и человеческого ка-
питала субъектов РФ, включенных в состав СФО, выделены тенденции развития регионов, сформулированы перспективные направления их развития с учетом крупных региональных и межрегиональных проектов, осуществляемых и планируемых к реализации на территории округа.
ДФО
СФО
УФО
2018
40,0
ЦФО
СЗФО
ЮФО
СКФО
ПФО 2019 -А-2020
2021
Рис. 1. Вклад федеральных округов в ВРП Российской Федерации, %.
10,2%
5,1% 0,3%
11,4%
8,4%
17,4% 3,5%
32,4%
11,4%
СЗФО - 682200 ед. ЦФО - 1930548 ед. ЮФО - 682676 ед. СКФО - 209547 ед. ПФО - 1043407 ед. УФО - 503776 ед.
■ СФО - 612746 ед. ДФО - 307506 ед.
■ Юго-Западные субъекты РФ - 18943 ед.
Рис. 2. Распределение МСП по округам по итогам 2022 г., ед. Доля в общем количестве МСП в РФ, %.
Юго-Западные субъекты РФ
27
49819
01
Республика Тыва Республика Алтай Республика Хакасия Томская область Омская область Кемеровская область Алтайский край Иркутская область Красноярский край Новосибирская область
50000 100000 150000
2000000 4000000 6000000
2022 И 2021 И2020 И2019 И2018
0
0
Рис. 3. Среднесписочная численность работников, Рис. 4. Сравнительный анализ количества МСП
занятых у субъектов МСП, человек. в регионах СФО по годам, ед.
По состоянию на 10.01.2023 года в Российской Федерации в Едином реестре было зарегистрировано 5991349 субъектов МСП со среднесписочной численностью работников 15191516 человек [6], распределение которых по федеральным округам представлено на рисунках 2 и 3.
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства СФО составляет 10,2% в общем количестве субъектов МСП (рисунок 2), зарегистрированных в Российской Федерации. СФО занимает 4 место
в России по показателю «Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП», пропустив вперед Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Регионы СФО существенным образом разнятся по уровню развития МСП. Динамика распределения субъектов МСП, а также ИП по годам представлена на рисунке 4. Наибольшее количество субъектов МСП в СФО из года в год фиксируется в Новосибирской области, Красноярском крае и Иркутской области. В таблице 3 представлены показатели изменчивости от года к году количества МСП.
Максимальный рост (+8,9%) отмечается в Республике Тыва в 2021 году (по сравнению с 2020 годом), а падение количества МСП до -5,2% в Красноярском крае в 2020 году (по сравнению с 2019 годом) в дальнейшем сопровождается ростом +3,1% в 2021 году и +2,3% в 2022 году. Следует отметить, что в 2020 году в связи с пандемией коронавируса наблюдался спад количества МСП, который в 2021 году сменился ростом, что, вероятно, можно объяснить высвобождением работников на предприятиях в связи с сокращениями. Кроме того, особо следует отметить предоставленные субъектам МСП льготы и структурирование системы государственной поддержки.
Таблица 3
Ежегодное изменение количества МСП в регионах СФО, %
Субъект СФО Сравнение с предыдущим годом, %
2019 / 2018 2020 / 2019 2021 / 2020 2022 / 2021
Республика Хакасия Падение (-3,8) Падение (-3,8) Рост (+3,1) Рост (+0,2)
Красноярский край Падение (-3,2) Падение (-5,2) Рост (+3,1) Рост (+2,3)
Алтайский край Падение (-1,6) Падение (-3,6) Падение (-0,6) Падение (-1,0)
Республика Тыва Рост (+1,0) Падение (-2,2) Рост (+8,9) Рост (+7,9)
Омская область Падение (-4,3) Падение (-5,0) Рост (+1,3) Рост (+0,8)
Кемеровская область Падение (-2,4) Падение (-5,1) Рост (+0,5) Рост (+0,5)
Томская область Падение (-3,1) Падение (-4,6) Падение (-1,6) Падение (-1,1)
Иркутская область Падение (-0,9) Падение (-4,3) Рост (+1,1) Падение (-0,8)
Новосибирская область Падение (-1,3) Падение (-3,5) Рост (+2,9) Рост (+0,7)
Республика Алтай Падение (-3,8) Падение (-2,2) Рост (+5,8) Рост (+0,5)
Процесс социально-экономического развития страны задан мероприятиями, заложенными в системе национальных, федеральных и региональных проектов. Отдельным национальным проектом регулируется развитие малого и среднего бизнеса. В соответствии с [5, 10] современная структура национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает 4 федеральных проекта (таблица 4).
Таблица 4
Исполнение федеральных проектов в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы»
Оценка федерального проекта по показателям, факт / план
ФП «Поддержка самозанятых». Организация для самозанятых: информационно-консультационных услуг; получения льготной финансовой поддержки; помощи в сбыте продукции, товаров (услуг) на коммерческих электронных площадках; помощи в аренде льготных площадей для ведения бизнеса_
1.1. По количеству зарегистрированных самозанятых граждан и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», млн. чел.: 2020 год - 1,604 / 1,2; 2021 год - 3,86 / 1,6; 2022 год -6,561 / 1,8; по итогам сентября 2023 года - 8,521 / 1,975 [11]_
1.2. По количеству самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получивших меры поддержки, тыс. чел.: 2020 год - 16,609 / 30,0; 2021 год -45,3 / 70,0; 2022 год - 95,7 / 119,0; по итогам августа 2023 года - 126,5 / 156,0 [12]_
По показателю 1.1 уже по итогам сентября 2023 года наблюдается перевыполнение в 4,3 раза по сравнению с планом. Выполнение показателя 1.2 достигает лишь 81% по итогам августа 2023 года_
Оценка федерального проекта по показателям, факт / план
ФП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». Обеспечение благоприятных условий для создания и начала бизнеса путем оказания стартующим предпринимателям поддержки в выборе удобной системы налогообложения; сокращении и упрощении всех видов отчетности; предоставлении комплексной финансово-гарантийной поддержки; оказании комплекса услуг на единой площадке центров «Мой бизнес»; организации комфортных арендных отношений и пр.
1.1. Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку, тыс. ед.: 2021 год -44,0 / 7,0; 2022 год - 15,9 / 7,8; план на 2023 год - 8,6 [13] 1.2. Количество вновь созданных субъектов МСП, тыс. ед.: 2020 год - 822,7 / 760,0; 2021 год - 1024,8 / 861,3; 2022 год - 1019,1 / 1019,7; факт по итогам августа 2023 года - 863,1 / план на 2023 год - 1062,1 [11]
По итогам августа 2023 года значение показателя 1.2 по данным [11] составляет 863,1 тыс. ед., что равняется 81,3% от планового показателя 2023 года
ФП «Акселерация субъектов МСП». Проект предусматривает повышение эффективности функционирования действующих бизнесов через создание более комфортных условий при изменении налоговой нагрузки; организацию участия МСП в программах льготного кредитования; усиление комплекса финансово-гарантийной поддержки; привлечение инновационных инструментов поддержки в сфере финансов; развитие Единого реестра МСП и пр.
1.1. Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП, трлн руб.: 2020 год - 3,9 / 3,4; 2021 год -4,4 / 3,8; 2022 год - 7,0 / 4,2; факт по итогам сентября 2023 года - 3,8 / план на 2023 год - 4,6 [13] 1.3. Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП, чел.: 2020 год - 2,63 / 3,03; 2021 год - 3,13 / 3,09; 2022 год - 3,14 / 3,11 [13]
1.4. Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов МСП, млрд руб.: 2020 год - 1446,8 / 880,0; 2021 год - 1582,6 / 881,9; 2022 год - 1307,9 / 887,2; факт по итогам сентября 2023 года - 1196,9 / план на 2023 год - 912,8 [13]
1.2. Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП - юридическое лицо. Показатель демонстрировал отрицательную динамику в 2022 году и 1 квартале 2023 года с дальнейшим повышением во 2 и 3 квартале 2023 года [13]. План на 2023 год - 103,76%
Объем закупок крупнейших заказчиков (показатель 1.1) по итогам сентября 2023 года равняется 3,8 трлн руб., что составляет 82,6% от плана 2023 года. Показатель 1.2 рассчитывается помесячно [13]. С января 2022 года произошло снижение показателя с 126,47% до 90,65% в октябре 2022 года, далее динамика становится положительной и к августу 2023 года показатель достигает значения 104,94%. Плановое значение показателя в 2023 году составляет 103,76%. Анализ показателя 1.3 по месяцам 2023 года демонстрирует тенденцию к уменьшению показателя по сравнению с аналогичными месячными данными 2022 г. Плановое значение показателя 2023 года -3,13 чел. Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов МСП (показатель 1.4) в сентябре 2023 года составил 1196,9 млрд руб., что превышает плановый показатель 2023 г. на 31,1%
ФП «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами». Процесс исполнения проекта предусматривает разработку и дальнейшее развитие Цифровой платформы путем достижения комплексности и актуальности поддержки в дистанционном режиме
1.1. Количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы, накопленным итогом, ед.: 2021 год - 5 / 5; 2022 год - 21 / 11; факт по итогам сентября 2023 года - 25 / план на 2023 год - 18 [13] 1.3. Количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов, тыс. ед.: 2021 год - 50,0 / 50,0; 2022 год - 206,9 / 200,0; факт по итогам сентября 2023 года - 273,6 / план на 2023 год - 400,0 [13]
1.2. Количество уникальных субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы, тыс. ед.: 2021 год - 30,0 / 30,0; 2022 год - 103,5 / 100,0; факт по итогам сентября 2023 года - 203,6 / план на 2023 год -300,0 [13]
1.4. Удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе (%): 2021 год -32,0 / 30,0; 2022 год - 81,4 / 60,0; факт за первые 9 месяцев 2023 года не опускался ниже 80 / план на 2023 год -70,0 [13]
Количество сервисов на Цифровой платформе внедряется быстрее, чем было запланировано изначально. Так, уже в 2022 году вместо 11 сервисов по плану предприниматель мог обратиться к 21 сервису. По итогам сентября 2023 года количество реализованных сервисов достигло 25. По показателю 1.2 количество уникальных субъектов по данным сентября 2023 года составляет 203,6 тыс. ед., что соответствует 67,9% от плана на год. По итогам сентября 2023 года показатель 1.3 составил 273,6 тыс. ед. - 68,3% от плана на год. Показатель 1.4 по месяцам 2023 года не опускался ниже 80%, что уже превышает плановый показатель 2023 года (70%)
Рассмотрим ситуацию с исполнением региональных проектов национального проекта МСП в отдельных субъектах Сибирского федерального округа. В связи с ограничением объема статьи, в качестве примера, рассмотрены итоги исполнения для Новосибирской и Иркутской областей, в каждой из которых реализуются региональные проекты, приведенные в таблице 5.
Исполнение бюджета по региональным проектам СФО национального проекта МСП представлено в таблице 6. По состоянию на август 2023 года наибольшая степень исполнения бюджета, свидетельствующая о достижении комплексности и системности предоставления услуг, достигнута в Республике Алтай (95,30%), Алтайском крае (94,07%) и Красноярском крае (93,50%). По итогам 2021 года недовыполнение планового задания отмечалось по Кемеровской области (99,78%), Новосибирской области (99,46%) и Омской области (99,99%), остальные регионы выполнили план финансирования на 100%, итоговый показатель (исполнено / назначено) по СФО в 2021 году составил 99,89%. В 2022 году недовыполнение плана наблюдалось в Кемеровской области (95,73%), Омской области (98,16%) и Томской области (98,97%), остальные регионы выполнили план финансирования на 100%, итоговый показатель (исполнено / назначено) по СФО в 2022 году составил 99,56%.
Таблица 5
Сравнение фактических показателей региональных проектов с плановыми [14, 15]
Исполнение РП в Новосибирской области Исполнение РП в Иркутской области
РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»
Финансирование - 605610,2 тыс. руб. (в том числе АНО «ЦСРП НСО» - 311069,0 тыс. руб.; Гарантийный фонд НСО - 294541,2 тыс. руб.). По итогам 2022 года получены следующие результаты: количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги на единой площадке Центра «Мой бизнес» - 2021 год: факт - 2,07 / план - 1,23 тыс. ед.; 2022 год: факт - 1,59 / план - 1,42 тыс. ед.; количество субъектов МСП-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг Центра поддержки экспорта - 2021 год: факт - 88 / план - 70 ед.; 2022 год: факт - 68 / план - 62 ед.; объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП, при предоставлении гарантий Гарантийного фонда НСО - 2021 год: факт - 11094,6 / план - 4846,6 млн руб.; 2022 год: факт - 10829,6 / план - 4948,4 млн руб. Средства, которые не использованы в 2021 году были направлены на расходы 2022 года Финансирование в 2022 году - 262,9 млн руб. (ФБ - 92,7 млн руб., ОБ - 170,2 млн руб.). По итогам 2022 года получены следующие результаты: предоставлены льготные микрозаймы субъектам МСП: факт - 1020 / план - 831 ед. (факт / план - 122,7%); предоставлены гарантии при поддержке гарантийной организации: факт - 4014,979 / план - 1619,946 / млн. руб. (факт / план - 247,8%); количество экспортеров (субъектов МСП), заключивших экспортные контракты по результатам услуг Центра поддержки экспорта: факт - 78 / план - 62 ед. (факт / план - 125,8%); объем экспорта субъектов МСП, получивших поддержку Центров экспорта составил: факт -0,0333 / план - 0,0269 млрд долларов (факт / план - 123,8%); организациями региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства оказаны комплексные услуги субъектам МСП: факт - 1004 / план - 897 ед. (факт / план - 111,9%); плановое увеличение численности работников в расчете на 1 субъекта МСП, получившего комплексную поддержку в сфере АПК: факт - 42 / план - 39 ед. (факт / план - 107,7 %); вовлечение в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию новых членов из числа субъектов МСП в АПК и личных подсобных хозяйств граждан: факт - 339 / план - 300 ед. (факт / план - 113%); предоставление субъектам МСП в АПК комплексной поддержки с момента начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития: факт - 81 / план - 62 ед. (факт / план - 130,6%)
РП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»
Финансирование в 2021-2022 годах - 96916,0 тыс. руб. (в том числе АНО «ЦСРП НСО» -61645,1 тыс. руб.; Гарантийный фонд НСО -35270,9 тыс. руб.). Количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги на единой площадке центра «Мой бизнес» - 2021 год: факт - 8,60 / план - 7,08 тыс. ед.; 2022 год: факт - 10,92 / план - 8,65 тыс. ед.; Финансирование в 2022 году - 33,5 млн руб. (ФБ - 32,1 млн руб., ОБ - 1,3 млн руб.). Начинающим предпринимателям в рамках РП предоставлены следующие услуги: улучшены условия ведения бизнеса ИП, применяющих патентную систему налогообложения: факт - 20 418 / план - 11 210 ед. (182,1 % к плану); поручительства и независимые гарантии в региональных гарантийных организациях для соискания кредитных и прочих финансовых ресурсов для старта бизнеса: фактический объем финансовой поддержки, обеспеченной поручительствами - 0,0681 / план - 0,0592 млрд руб. (115 %
Исполнение РП в Новосибирской области Исполнение РП в Иркутской области
количество уникальных социальных предприятий и количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет, получивших комплекс услуг и (или) финансовую поддержку в виде грантов - 2021 год: факт -60 / план - 23 ед.; 2022 год: факт - 158 / план -52 ед.; количество социальных предприятий, получивших гранты, равняется 18, сохранено рабочих мест: факт - 48 / план 48 ед.; создано рабочих мест в 2021 году: факт - 29 / план -11 рабочих мест, в 2022 году сохранено 59 и создано 19 новых рабочих мест к плану); льготные микрозаймы в государственных микрофинансовых организациях: факт - 79 / план - 69 ед. (114,5 % к плану); оказано комплексных услуг и (или) получено грантов социальными предпринимателями и МСП, созданными физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно: факт - 66 / план (накопленным итогом) - 25 ед. (264 % к плану); оказано комплексных услуг предпринимателям и гражданам, желающим начать бизнес, а также информационно-консультационных и образовательных услуг в оффлайн и онлайн форматах на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса: факт - 6093 / план -4763 ед. (127,9 % к плану)
РП «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»
Финансирование - 43832,1 тыс. руб. (АНО «ЦСРП НСО»). Достигнутые результаты: количество граждан, получивших услуги на единой площадке Центра «Мой бизнес», в том числе прошедших программы обучения - 2021 год: факт - 1,042 / план - 0,724 тыс. чел.; 2022 год: факт - 1,854 / план - 1,272 тыс. чел. Финансирование в 2022 году - 14,0 млн руб. (ФБ - 13,4 млн руб., ОБ - 0,6 млн руб.). Фактическое количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» - 79059 чел. при плане 16527 чел. (478,4% к плану). Самозанятым гражданам по льготной ставке предоставлено микрозаймов: факт - 4,76 / ежегодный план - 4,2 млн руб. (113,3% к плану); предоставлено услуг в офлайн и онлайн форматах: количество самозанятых граждан, получивших услуги, (в том числе прошедших программы обучения) - факт - 0,668 / план 0,401 тыс. чел. (166,6% к плану). Численность, занятых в сфере МСП (включая ИП и самозанятых граждан) в Иркутской области в 2022 году составила 341,3 тыс. человек (прирост 15% к 2021 году). Общий объем финансирования региональных проектов МСП по Иркутской области в 2022 году составил 435,6 млн руб. (ФБ -257,5 млн руб., ОБ - 178,1 млн руб.). По итогам 2022 года плановый объем финансирования освоен на 100%
Таблица 6
Исполнение бюджета национального проекта МСП в регионах СФО (составлено по данным [10])
Регион Республика Тыва Республика Хакасия Республика Алтай Алтайский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Итого СФО
ч Назначено, млн руб. 195,9 183,3 103,8 243,5 211,8 331,4 224,2 409,0 354,7 180,5 2438,1
о г (N О Исполнено, млн руб. 195,9 183,3 103,8 243,5 211,8 331,4 223,7 406,8 354,7 180,5 2435,4
(N Исполнено / назначено,% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 99,8 99,5 100,0 100,0 99,9
ч Назначено, млн руб. 221,5 734,7 352,2 759,0 286,5 434,6 154,2 491,7 556,9 148,0 4139,3
S (N 2 О Исполнено, млн руб. 221,5 734,7 352,2 759,0 286,5 434,6 147,6 491,7 546,7 146,5 4120,9
(N Исполнено / назначено,% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 95,7 100,0 98,2 99,0 99,6
Регион Республика Тыва Республика Хакасия Республика Алтай Алтайский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Итого СФО
ч Назначено, млн руб. 77,4 111,8 374,9 758,9 299,5 385,5 196,7 482,8 515,8 163,1 3366,3
о г СП 2 о Исполнено, млн руб. 66,1 90,1 357,3 713,8 280,1 240,7 111,7 429,0 411,7 111,7 2812,1
<м Исполнено / назначено,% 85,4 80,6 95,3 94,1 93,5 62,4 56,8 88,9 79,8 68,5 83,5
Заключение
Процесс развития малого и среднего предпринимательства в стране в условиях сложностей функционирования современной экономики характеризуется разнообразием и наращиванием интенсивности государственной поддержки МСП. Несмотря на трудности, связанные с международными санкциями, пандемией коронавируса, проведением специальной военной операции, нашедшие отражение и в процессах развития малого и среднего предпринимательства, к концу сентября 2023 года количество субъектов МСП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 5,0% при росте количества средних предприятий на 4,1%. Анализ показателей федеральных и региональных проектов (по материалам Сибирского федерального округа) национального проекта МСП продемонстрировал соответствие фактически достигнутых результатов плановым показателям проекта.
В Правительстве РФ обсуждаются подходы к разработке показателей поддержки субъектов МСП в 2025-2030 годах. С учетом текущих тенденций государственная поддержка будет сосредоточена в трех приоритетных направлениях: стимулировании вновь создаваемого бизнеса, продлении жизненного цикла действующих субъектов МСП и структурной поддержке. Ожидается смещение центра тяжести в поддержке МСП на регионы. Именно регионы должны будут учесть местную специфику, выделить собственные приоритеты развития МСП и зафиксировать это в соответствующих документах. При этом дальнейшее развитие должны получить успешно апробированные инструменты поддержки предпринимательства (цифровизация, поддержка экспортного потенциала МСП, преференционные режимы и пр.). Повышение эффективности системы мер поддержки субъектов МСП должно базироваться на тщательном учете запросов всех категорий предпринимателей на каждом этапе их жизненного цикла.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Госпрограммы поддержки малого бизнеса - 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kontur.rU/articles/4710#header_25703_6 (дата обращения 10.09.2023).
2. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimuИr/?ysdid=lmnoo4kw1424187931 (дата обращения 16.09.2023).
3. Указ Президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года».
5. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/65c7e743dffadf1f3f3a8207e31a0d99ZPassport_NP_MSP.pdf (дата обращения 17.09.2023).
6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения 15.09.2023).
7. Итоговый рейтинг регионов России - 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html (дата обращения 21.09.2023).
8. Валовый региональный продукт по субъектам Российской Федерации 2016-2021 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VRP_s_1998.xlsx (дата обращения 23.09.2023).
9. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2023 № 129-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года».
10. Исполнение национальных проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/np/ispolnenie-natsionalnyh-proektov?territory=6 (дата обращения 26.09.2023).
11. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения 09.10.2023).
12. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp-pp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 09.10.2023).
13. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения 09.10.2023).
14. КСП Новосибирской области провела проверку реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ksp.nso.ru/news/1348?ysclid=ln95hcqnqv553384244 (дата обращения 25.09.2023).
15. Малое и среднее предпринимательство - Иркутская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://irkobl.ru/sites/economy/national_projects/smsp.php?ysclid=lmyyhn0b70586768467 (дата обращения 25.09.2023).