Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курамшина Алсу Винировна, Никитина Наталья Николаевна, Трухина Ольга Анатольевна

В статье определяются актуальные вопросы и перспективы применения мер господдержки на основе анализа промежуточных итогов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках действующего нацпроекта. Отмечается, что поддержка предпринимательства выступает важным элементом механизма государственного регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Эти меры предлагают широкий спектр инструментов поддержки как для начинающих предпринимателей, так и для уже работающих бизнесов, нацеленных на активизацию деятельности. Делается вывод, что при положительных тенденциях роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, большинство вновь созданных субъектов относится к микропредприятиям, работающим, как правило, в сфере услуг и торговле, что с точки зрения достижения задач обеспечения интенсивных структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного информационного сектора, развития промышленного потенциала российской экономики и ослабления ее зависимости от сырьевого сектора не дает ожидаемого качественного результата. Кроме того, установлено, что в меньшей степени были использованы финансовые меры поддержки, в то время как они являются наиболее значимыми для развития бизнеса в кризисных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курамшина Алсу Винировна, Никитина Наталья Николаевна, Трухина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF APPLICATION OF MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article defines topical issues and prospects for the application of state support measures based on an analysis of the intermediate results of providing support to small and medium-sized businesses within the framework of the current national project. It is noted that support for entrepreneurship is an important element of the mechanism of state regulation at the federal, regional and local levels. These measures offer a wide range of support tools for both start-up entrepreneurs and existing businesses aimed at revitalizing their activities. It is concluded that for positive growth trends in the number of employed in the field of small and medium-sized businesses, including individual entrepreneurs and self-employed, most of the newly created entities belong to micro-enterprises, usually operating in the service and trade sectors, which, in terms of achieving the objectives of ensuring intensive structural shifts in favor of high-tech information sector, the development of the industrial potential of the Russian economy and the weakening of its dependence on the commodity sector does not give the expected qualitative result. In addition, it was found that financial support measures were used to a lesser extent, while they are the most significant for business development in crisis conditions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_44 УДК 334.012.32

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Курамшина Алсу Винировна,

кандидат экономических наук, доцент, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия, e-mail: kuramshina_av@surgu.ru

Никитина Наталья Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал, г. Стерлитамак, Россия, e-mail: n.n.nikitina@struust.ru

Трухина Ольга Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия, e-mail: trukhina_oa@surgu.ru

В статье определяются актуальные вопросы и перспективы применения мер господдержки на основе анализа промежуточных итогов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках действующего нацпроекта. Отмечается, что поддержка предпринимательства выступает важным элементом механизма государственного регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Эти меры предлагают широкий спектр инструментов поддержки как для начинающих предпринимателей, так и для уже работающих бизнесов, нацеленных на активизацию деятельности. Делается вывод, что при положительных тенденциях роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, большинство вновь созданных субъектов относится к микропредприятиям, работающим, как правило, в сфере услуг и торговле, что с точки зрения достижения задач обеспечения интенсивных структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного информационного сектора, развития промышленного потенциала российской экономики и ослабления ее зависимости от сырьевого сектора не дает ожидаемого качественного результата. Кроме того, установлено, что в меньшей степени были использованы финансовые меры поддержки, в то время как они являются наиболее значимыми для развития бизнеса в кризисных условиях.

Ключевые слова: государственная поддержка; малое и среднее предпринимательство; национальные проекты; региональная поддержка.

UDC 334.012.32

TOPICAL ISSUES OF APPLICATION OF MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Kuramshina Alsu Vinirovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Surgut State University, Surgut, Russia, e-mail: kuramshina_av@surgu.ru

Nikitina Natalya Nikolaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak Branch, Sterlitamak, Russia, e-mail: n.n.nikitina@ struust.ru

Trukhina Olga Anatolyevna,

PhD in Economics, Associate Professor, Surgut State University, Surgut, Russia, e-mail: trukhina_oa@surgu.ru

The article defines topical issues and prospects for the application of state support measures based on an analysis of the intermediate results of providing support to small and medium-sized businesses within the framework of the current national project. It is noted that support for entrepreneurship is an important element of the mechanism of state regulation at the federal, regional and local levels. These measures offer a wide range of support tools for both start-up entrepreneurs and existing businesses aimed at revitalizing their activities. It is concluded that for positive growth trends in the number of employed in the field of small and medium-sized businesses, including individual entrepreneurs and self-employed, most of the newly created entities belong to micro-enterprises, usually operating in the service and trade sectors, which, in terms of achieving the objectives of ensuring intensive structural shifts in favor of high-tech information sector, the development of the industrial potential of the Russian economy and the weakening of its dependence on the commodity sector does not give the expected qualitative result. In addition, it was found that financial support measures were used to a lesser extent, while they are the most significant for business development in crisis conditions.

Keywords: state support; small and medium business; national projects; regional support.

Современный субъект предпринимательства в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности при принятии решений должен учитывать множество факторов внешней и внутренней среды функционирования. Это становится все более сложной управленческой задачей «с учетом новых тенденций и понимания факторов, воздействующих на ее функционирование и управление в современных условиях с такими характеристиками мира, как хрупкость, тревожность, нелинейность и непостижимость - ВАМ-мира», что исследовалось авторами в более ранних публикациях, в частности в рамках исследования трактовки понятия «организация» и его экстраполяции на современность в контексте управления, а также обоснования необходимости обновления подходов и методов в процессе управления и формирования адекватных компетенций для современных специалистов в различных сферах деятельности [1]. Обращая внимание на особую значимость этих вызовов для субъектов малого и среднего бизнеса, «решающих данные вопросы малым объемом ресурсного потенциала», подчеркивалось, что, безусловно, еще более концентрированный вид это принимает у субъектов индивидуального предпринимательства» [2]. Кроме того, ранее отдельно были рассмотрены некоторые аспекты деятельности в процессе прогнозирования ситуации на всех этапах принятия и реализации эффективных управленческих решений в актуальном риск-ориентированном подходе хозяйствующих субъектов [3].

Необходимость обеспечения эффективности предлагаемых мер для поддержки субъектов предпринимательства, их адекватности текущей ситуации и современным вызовам требует внимания к анализу про-

блемных вопросов в применении мер поддержки субъектов малого предпринимательства, их доступности и достаточности.

Вопросы применения мер поддержки данных субъектов в механизме взаимодействия власти и бизнеса исследовались авторами на основе официальных данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, информации об основных результатах деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Необходимость и выбор методов, инструментов воздействия в механизме взаимоотношений власти и бизнеса - один из ключевых вопросов не только регулирования, но и создания условий, адекватных сложившейся ситуации, той совокупности факторов, на которые необходимо реагировать в среде предпринимательства в современном понимании мира. Кроме того, в механизме взаимоотношений необходимо найти тот хрупкий и недолговременный баланс - выбрать среди всего многообразия методов и инструментов, соотнося получаемые преимущества с проблемами, возникающими в результате властного вмешательства. Конкретная экономическая система в каждой точке ее развития требует своей пропорции прямых и косвенных методов и инструментов.

Понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и ее инфраструктуры, а также формы, условия и порядок ее представления определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ [12]. Законодатель, предусмотрел поддержку финансовую; имущественную; информационную и консультационную; в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; в области инноваций и

промышленного производства, ремесленничества; субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную, внешнеэкономическую деятельность (ст. 16).

В качестве наиболее значимых кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне можно выделить программы оборотного и инвестиционного кредитования, реализуемые совместно Банком России и Корпорацией малого и среднего предпринимательства. «Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» была утверждена решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» 15.03.2022 (протокол № 131) (с последующими изменениями и дополнениями).

Сегодня значительный спектр сервисов и услуг для разных категорий налогоплательщиков предоставляет Федеральная налоговая служба: от личного кабинета, создания бизнеса до ведения налогового учета, функционирования самозанятых, чья деятельность напрямую зависит от сервиса «Мой налог» [6].

Еще одним интересным ресурсом является «Портал бизнес-навигатора МСП» АО «Корпорация МСП» («Цифровая платформа МСП.РФ») [7], который является бесплатным ресурсом по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства: от расчета бизнес-плана онлайн, возможностей поиска недвижимости для бизнеса до помощи само -занятым в открытии бизнеса, предпринимателям в открытии производства и др.

Стоит отметить, что в масштабах всей страны региональная поддержка является также существенным элементом создания условий для активизации и поддержки бизнеса. В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра создан «Портал малого и среднего предпринимательства Югры» [8], на котором, как и на государственной цифровой платформе поддержки предпринимательства «Мой бизнес» [9] -единой Цифровой системе для предпринимателей, доступны все услуги и формы поддержки бизнеса в личном кабинете, такие как финансовая, образовательная, информационно-консультационная, социального предпринимательства, центр поддержки экспорта, имущественная поддержка, информация для субъектов креативных индустрий, программа «Выращивание».

По информации Департамента экономического развития Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в 2022 г. в целях создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы продолжилась реализация трех региональных проектов [11]: «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», входящих в портфель национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели портфеля проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Ханты-Мансийском автономном

округе - Югра [10]

2020 2021 2022

целевое значение факт целевое значение оценка

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. чел. 223,7 220,0 243,0 231,1 252,0

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальных налоговый режим «Налог на профессиональный доход», тыс. чел. 16,0 14,7 41,7 16,9 46,4

Как видно из табл. 1, численность за- Ханты-Мансийском автономном округе -

нятых в сфере малого и среднего пред- Югра:

принимательства, включая индивидуаль- - выросла с 223,7 тыс. чел. в 2020 г. до

ных предпринимателей и самозанятых, в 231,1 тыс. чел. в 2021 г., или на 3,3 %;

- по оценкам Департамента экономического развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в 2022 г. составит 252 тыс. чел.

При этом по состоянию на 1 сентября 2021 г. зарегистрированными на спецрежиме «Налог на профессиональный доход» числится

46 365 налогоплательщиков, включая 43 812 физлиц, 2553 индивидуальных предпринимателей [10].

В табл. 2 представлены показатели о развитии малого и среднего предпринимательства в ХМАО - Югры по данным департамен -та.

Таблица 2 - Показатели развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра [10]

2010 2015 2020 2021 2022, оценка

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. 13150 23522 18802 17994 18102

Индивидуальные предприниматели, человек 49638 49817 39089 39688 40800

Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, тыс. чел. 123,0 121,9 121,8 123,3 125,5

Доля работающих на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности работающих, в % 16,0 16,0 16,4 16,8 17,1

Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, млрд руб. 298,2 419,2 477,0 517,3 556,7

Доля в объеме ВРП, в процентах 15,1 13,4 14,2 10,0 9,4

Объем государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, всего, млн руб., в том числе: 463,3 876,9 770,6 470,4 603,3

- средства федерального бюджета, млн руб. 95,9 179,6 112,4 70,2 66,9

- средства бюджета автономного округа, млн руб. 334,8 657,5 568,9 394,4 530,6

- средства бюджетов муниципальных образований, млн руб. 32,6 39,8 89,3 5,8 5,8

Анализируя показатели развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра с 2010 по 2021 г., следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

- по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) отмечается незначительный рост: с 13 150 в 2010 г. до 17 994 единиц в 2021 г. (на 13,7 %);

- по численности индивидуальных предпринимателей наблюдается отрицательная динамика: в 2010 г. - 49 638 чел., в 2021 г. -39 688 чел.;

- в целом не произошло существенных изменений по среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях (123 тыс. чел. в 2010 г. и 123,3 тыс. чел. в 2021 г.), а также по доле работающих на них в общей численности работающих (16 % в 2010 г. и 16,8 % в 2021 г.);

- увеличение оборота предприятий малого и среднего предпринимательства в 1,7 раза (с 298,2 млрд руб. в 2010 г. до 517,3 млрд руб. в 2021 г.) коррелирует с ростом объема

государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства (с 463,3 млн руб. в 2010 г. до 770,6 млн руб. в 2020 г. и 470,4 млн руб. в 2021 г.);

- основную долю средств государственной поддержки, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, составили средства бюджета автономного округа: в 2010 г. - 72,3 %, в 2015 г. - 75 %, в 2020 г. -73,8 %, в 2021 г. - 83,9 %;

- снижение доли средств федерального бюджета в общем объеме господдержки малого и среднего предпринимательства: в 2010 г. - 20,7 %, в 2015 г. - 20,5 %, в 2020 г. -14,6 %, в 2021 г. - 14,9 %;

- наименьшую долю в общем объеме господдержки по развитию малого и среднего предпринимательства составили средства бюджетов муниципальных образований: в 2010 г. - 7 %, в 2015 г. - 4,5 %, в 2020 г. -11,6 %, в 2021 г. - 1,2 %;

- снижение доли малого и среднего предпринимательства в объеме ВРП на протяжении всего анализируемого периода: с 15,1 % в 2010 г. до 10 % в 2021 г. [13]

Безусловно, на динамику развития малого и среднего предпринимательства повлияло множество факторов, в числе которых, прежде всего, кризис, вызванный пандемией COVID-19, и внешнее санкционное давление на бизнес.

В целом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра предлагаются такие меры

поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как финансовая (предоставление компенсаций и микрозаймов, предоставление поручительства, программа стимулирования кредитования); образовательная, информационно-консультационная, имущественная (табл. 3).

Таблица 3 - Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в 2022 г. [10]

Меры поддержки Формы поддержки Количество получателей мер поддержки, единиц

Финансовая Поручительство перед кредитными учреждениями по 200 предпринимательски м проектам

Микрозаймы 300 субъектов МСП

Компенсация части затрат, в том числе банковской процентной ставки и лизинговых платежей 800 субъектов МСП

Реструктуризация по договору поручительства в связи с отсрочкой погашения основного долга кредитными организациями 50 субъектов МСП

Кредитные каникулы в виде отсрочки платежей по действующим микрозаймам 180 субъектов МСП

Предоставление грантов социальным предприятиям грантов н молодым предпринимателям 100 субъектов МСП

11 мущ естве нная Предоставление недвижимого имущества в аренду 3 70 субъектов МСП

И н формаци онно-конеультаиноннгчя Пре дос тав л ен а кон супьтационная поддержка 20000 субъектов МСП

О браз овате льная Образовательные мероприятия для начинающих и действующих предпринимателей, а также для физических лиц. планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность ?000 субъектов МСП

По состоянию на 10.01.2023 субъектов в Едином реестре малого и среднего предпринимательства [14] в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра - 59 715. Из них:

- индивидуальных предпринимателей (всего) - 41 367, включая микропредприятия

(ИП) - 41 102, малые предприятия (ИП) - 260, средние предприятия (ИП) - 5;

- юридических лиц (всего) - 18 348, включая микропредприятия (ЮЛ) - 16 493, малые предприятия (ЮЛ) - 1642, средние предприятия (ЮЛ) - 213 (табл. 4).

Таблица 4 - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2023 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра [14]

Всего Из них

юридических лиц индивидуальных предпринимателей

Всего 59 715 18 348 41 367

Сумма среднесписочной численности работников 147 655 123 034 24 621

Имеющие признак «вновь созданные» 10 050 1028 9022

Микропредприятия 57 595 16 493 41 102

Сумма среднесписочной численности работников 61 850 43 897 17 953

Имеющие признак «вновь созданные» 10 050 1028 9022

Малые предприятия 1 902 1 642 260

Сумма среднесписочной численности работников 58 735 52 526 6209

Имеющие признак «вновь созданные» 0 0 0

Средние предприятия 218 213 5

Сумма среднесписочной численности работников 27 070 26 611 459

Имеющие признак «вновь созданные» 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сопоставив имеющиеся данные о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Реестре (59 715 единиц) (табл. 4) с количеством получателей мер поддержки (табл. 3), можно отметить, что далеко не все предприниматели используют формы поддержки, предлагаемые государством.

В большей степени субъектами малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в 2022 г. были использованы информационно-консультационные меры поддержки (20 тыс. ед.), а также образовательные (5 тыс. ед.). В меньшей степени были использованы финансовые меры поддержки, в то время как

1

1 * Град*«* Ц>м

ЧКИ

цнпнии

■ ■¿»"К»*» МСЛ диудл»

1 ИКФ, Ьно

(щп 'ЯЧМ!

>ы*д/,м. еСТ!$

зддомшл.-.ш

яти

• фм 1

шкап "'лч пе

ичг, 4 -¡Л':

■ »КТОЛ^

ПИи

■ аощл I

■ ;>т»н ч

5«Г» 1Ж

ч.тим И31

■ <!СГ) [Щ

Л дя №7»)

• "«Т-'ТгГи

МГ^ИЙ жш

ШЛЯ**

1 г^в^1*^

иЦП Л} ян ■ спи 'ДС

I

I Ч 7*ГГ»

■тип

ИЛИ ч

Ъна

Ьнл 1

1|()Ч|

мел

* 4ШЯ11

* ЧМКЧ'^!1

№Л

Рисунок 1 - Сферы партнерства местной власти и бизнеса при реализации промышленной политики [15]

они являются наиболее значимыми для развития бизнеса в кризисных условиях.

Следует обратить внимание, что по показателю «Имеющие признак «вновь созданные»» имеются значения только у микропредприятий (10 050 ед., из них ИП - 9022, или почти 90 % (89,8 %), в то время как у остальных видов малого и среднего предпринимательства этот показатель равен нулю [14].

Учитывая, что большинство микропредприятий создаются в сфере услуг и торговле, то с точки зрения достижения задач обеспечения структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослабления зависимости российской экономики от экспортного сырьевого сектора, реализуемые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не дают ожидаемого качественного результата.

Говоря о механизме партнерства власти на всех уровнях управления и бизнеса в лице субъектов малого и среднего предпринимательства в целом и в приоритетных направлениях, особенно необходимо понимать, какие аспекты он затрагивает. К сферам партнерства, например, можно отнести как общие, так и специфические вопросы. Особую значимость сегодня играет вопрос реализации промышленной политики и совместно с ней агропромышленного комплекса [4; 5].

Действие механизма взаимодействия власти и бизнеса можно представить на примере реализации мер по оказанию поддержки бизнесу в условиях санкций согласно Плану первоочередных действий Минэкономразвития России [15] по указанным направлениям, представленным на рис. 1.

Все это затрагивает вопросы качества жизни, трудовой жизни на уровне территории [16].

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства в области реализации промышленной политики и сельского хозяйства на муниципальном уровне, отметим, что, хотя механизм взаимодействия власти и бизнеса является центральным, но на этом уровне промышленное развитие, развитие АПК зависит от множества факторов и является многоуровневым явлением. Согласно федеральному закону от 06.10.2003№ 131-ФЗ [17] промышленная политика и развитие АПК не входит в полномочия муниципалитетов. Отдельные положения этого документа

относятся к компетенции местного уровня управления. При этом согласно ст. 8 Федерального закона № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2022) [18] органам местного самоуправления в этих сферах деятельности предоставлены полномочия по осуществлению мер стимулирования. Однако финансирование таких полномочий, согласно федеральному закону № 131-ФЗ, выполняется при имеющейся возможности и не является обязанностью. Это также не может служить основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В частности, исследуя промышленную политику на уровне муниципалитетов, Е. Н. Стрижакова и Д. В. Стрижаков приходят к констатации факта, что ее формирование, подготовка и реализация на муниципальном уровне крайне затруднительны. Кроме того, муниципалитеты, имея низкие проценты собственных доходов, а также высокие значения муниципальных долгов, остаются крайне несамостоятельными при принятии расходных обязательств муниципального бюджета [19].

Поэтому развитие малого и среднего предпринимательства в части промышленной политики и развития сельского производства - прерогатива государственного уровня, а на муниципальном уровне - это в большей степени механизм взаимодействия власти и бизнеса.

В заключение отметим, что при положительных тенденциях роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, большинство вновь созданных субъектов относится к «микропредприятиям ИП», работающих, как правило, в сфере услуг и торговле, что с точки зрения достижения задач обеспечения более динамичных структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного информационного сектора, развития промышленного потенциала российской экономики не дает ожидаемого качественного результата. Кроме того, требует проработки вопрос о достаточности и доступности реализуемых финансовых мер поддержки, которые являются наиболее значимыми для развития бизнеса, особенно в кризисных условиях.

Список литературы_

1. Курамшина А. В., Никитина Н. Н. Управление организацией в современном представлении мира // Экономика строительства. 2022. № 10. С. 21-31.

2. Курамшина А. В., Никитина Н. Н. Индивидуальное предпринимательство в России: современное состояние, проблемы и перспективы его развития // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10(99). С. 743-746.

3. Курамшина А. В., Никитина Н. Н. Риск-ориентированное управление в деятельности современных хозяйствующих субъектов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 167-177.

4. Структура инвестиций в основной капитал // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonflnancial (дата обращения: 03.02.2023).

5. Никитина Н. Н. Институциональные условия развития малого и среднего предпринимательства в РФ // Актуальные вопросы вузовской науки : сборник научных и научно-методических статей. Вып. 8. Самара, 2013. С. 39-50.

6. Федеральная налоговая служба (ФНС России) : официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn86/ (дата обращения: 28.01.2023).

7. Цифровая платформа МСП.РФ. Государственная платформа поддержки предпринимателей : официальный сайт. URL: https://www.smbn.ru (дата обращения: 28.01.2023).

8. Господдержка бизнеса Югры : официальный сайт «Мой бизнес. Югра». URL: https://xn--90aefhe5axg6g1a. xn--p1ai/ (дата обращения: 28.01.2023).

9. Официальный сайт «Мой бизнес. Югра». URL: https://бизнесюгры.рф (дата обращения: 28.01.2023).

10. Информация об основных результатах деятельности Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2022 год. URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/informatsiya-ob-osnovnykh-rezultatakh-deyatelnosti/8045717/informatsiya-ob-osnovnykh-rezultatakh-deyatelnosti-departame/ (дата обращения: 28.01.2023).

11. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/natsproekty/natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy/ (дата обращения: 28.01.2023).

12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 6 июля 2007 года: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 28.01.2023).

13. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» / Сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://depeconom.admhmao. ru/dokumenty/hmao/5180920/ (дата обращения: 28.01.2023).

14. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Ханты-Мансийский автономный округ -Югра). Единый реестр субъектов МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.01.2023&level=0&fo=6 &ssrf=86&t=1675596658550&t=1675596658550 (дата обращения: 28.01.2023).

15. План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления от 15 марта 2022 г. : официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures/ (дата обращения: 28.01.2023).

16. Индекс качества городской среды : официальный сайт. URL: https://индекс-городов.рф (дата обращения: 28.01.2023).

17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года: одо -брен Советом Федерации 24 сентября 2003 года. КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 28.01.2023).

18. О промышленной политике в Российской Федерации : федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года. КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 28.01.2023).

19. Стрижакова Е. Н., Стрижаков Д. В. Реализация // Управление городом: теория и практика. 2020. № 4(38). С. 37-42.

References _

1. Kuramshina A.V., Nikitina N. N. Organization management in the modern world view. Economics of construction. 2022. No. 10. Pp. 21-31.

2. Kuramshina A.V., Nikitina N. N. Individual entrepreneurship in Russia: current state, problems and prospects of its development. Economics and entrepreneurship. 2018. No. 10(99). Pp. 743-746.

3. Kuramshina A.V., Nikitina N. N. Risk-oriented management in the activities of modern economic entities. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. No. 9-1. Pp. 167-177.

4. The structure of investments in fixed assets. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_ nonfinancial (date of reference: 03.02.2023).

5. Nikitina N. N. Institutional conditions for the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation. Actual issues of university science: collection of scientific and methodological articles. Issue 8. Samara, 2013. Pp. 39-50.

6. Federal Tax Service (FTS of Russia): official website. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn86 / (accessed: 28.01.2023).

7. Digital platform of SME.RF. State platform for supporting entrepreneurs : official website. URL: https://www.smbn. ru (date of application: 28.01.2023).

8. State support of Ugra business : official website "My business. Ugra". URL: https://xn--90aefhe5axg6g1a.xn--p1ai / (accessed: 28.01.2023).

9. Official website of"My business. Ugra". URL: https://6M3HecKirpbi .RF (date of application: 28.01.2023).

10. Information on the main results of the activities of the Department of Economic Development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2022. URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/informatsiya-ob-osnovnykh-rezultatakh-deyatelnosti/8045717/informatsiya-ob-osnovnykh-rezultatakh-deyatelnosti-departame / (accessed: 28.01.2023).

11. National project"Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". Website of the Department of Economic Development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/natsproekty/natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy / (accessed: 28.01.2023).

12. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2007 (latest edition): adopted by the State Duma on July 6, 2007: approved by the Federation Council on July 11, 2007. ConsultantPlus: Legal reference system. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (accessed: 28.01.2023).

13. Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra dated December 29, 2007 No. 213-oz "On the development of small and medium-sized businesses in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra" / Website of the Department of Economic Development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra. URL: https://depeconom.admhmao.ru/ dokumenty/hmao/5180920 / (accessed: 28.01.2023).

14. The number of legal entities and individual entrepreneurs, information about which is contained in the Unified Register of Small and Medium-sized Businesses. Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra). Unified Register of SMEs. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.01.2023&level=0&fo=6&ssrf=86&t=1675596658550 &t=1675596658550 (accessed: 28.01.2023).

15. The plan of priority actions to ensure the development of the Russian economy in the face of external sanctions pressure dated March 15, 2022: official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures (accessed: 28.01.2023).

16. Urban Environment Quality Index : official website. URL: https://MHfleKC-r0p0fl0B.RF (date of application: 28.01.2023).

17. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (last edition): adopted by the State Duma on September 16, 2003: approved by the Federation Council on September 24, 2003. ConsultantPlus: Legal reference system. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571 (accessed: 28.01.2023).

18. On Industrial Policy in the Russian Federation: Federal Law No. 488-FZ of 31.12.2014 (latest edition): adopted by the State Duma on December 16, 2014: approved by the Federation Council on December 25, 2014. ConsultantPlus: Legal reference system. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119 (accessed: 28.01.2023).

19. Strizhakova E. N., Strizhakov D. V. Implementation. City management: theory and practice. 2020. No. 4(38). Pp. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.