Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОКРУГА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА / МЕРОПРИЯТИЯ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подопригора Игнат Валерьевич, Константинов Дмитрий Олегович

В статье проведена оценка сложившихся уровней рисков в деятельности малого и среднего предпринимательства с использованием вероятностного метода, с учетом прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках (ВРП и финансирование малого и среднего предпринимательства в ХМАО). Представлена авторская матрица прогноза развития малого и среднего предпринимательства в округе до 2023 г., позволяющая принимать эффективные решения со стороны органов исполнительной власти, ответственной за развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. Сделан вывод, что для достижения плановых значений по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности поддержки малого бизнеса. Это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подопригора Игнат Валерьевич, Константинов Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY GOVERNMENT AUTHORITIES AS A FACTOR IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE DISTRICT

The article assesses the existing levels of risks in the activities of small and medium-sized businesses using a probabilistic method, taking into account the forecast data provided in official sources (GRP and financing of small and medium-sized businesses in Khanty-Mansi Autonomous Okrug). The author’s matrix of forecasting the development of small and medium-sized businesses in the district until 2023 is presented, which allows making effective decisions by the executive authorities responsible for the development of small and medium-sized businesses in the region. It is concluded that in order to achieve the planned values for increasing the share of small and medium-sized businesses in GRP with a constant amount of funding, it is necessary to increase the efficiency of supporting small businesses. This should become a top priority in the implementation of support measures.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_8 УДК 338

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА

Подопригора Игнат Валерьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: podigval@mail.ru

Константинов Дмитрий Олегович,

магистр кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: konstant358@gmail.com

В статье проведена оценка сложившихся уровней рисков в деятельности малого и среднего предпринимательства с использованием вероятностного метода, с учетом прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках (ВРП и финансирование малого и среднего предпринимательства в ХМАО). Представлена авторская матрица прогноза развития малого и среднего предпринимательства в округе до 2023 г., позволяющая принимать эффективные решения со стороны органов исполнительной власти, ответственной за развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. Сделан вывод, что для достижения плановых значений по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности поддержки малого бизнеса. Это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки.

Ключевые слова: устойчивое развитие; устойчивое развитие округа; предпринимательство; поддержка; мероприятия финансового стимулирования; развитие предпринимательства; прогнозирование; эффективность; оценка; факторы.

UDC 338

THE EFFECTIVENESS OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY GOVERNMENT AUTHORITIES AS A FACTOR IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE DISTRICT

Podoprigora Ignat Valerievich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, е-mail: podigval@mail.ru

Konstantinov Dmitry Olegovich,

Master of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, е-mail: konstant358@gmail.com

The article assesses the existing levels of risks in the activities of small and medium-sized businesses using a probabilistic method, taking into account the forecast data provided in official sources (GRP and financing of small and medium-sized businesses in Khanty-Mansi Autonomous Okrug). The author's matrix of forecasting the development of small and medium-sized businesses in the district until 2023 is presented, which allows making effective decisions by the executive authorities responsible for the development of small and medium-sized businesses in the region. It is concluded that in order to achieve the planned values for increasing the share of small and medium-sized businesses in GRP with a constant amount of funding, it is necessary to increase the efficiency of supporting small businesses. This should become a top priority in the implementation of support measures.

Keywords: sustainable development; sustainable development of the district; entrepreneurship; support; financial incentive measures; entrepreneurship development; forecasting; efficiency; grade; factors.

Устойчивое развитие страны, региона, города, предприятия - это исключительно важное направление на любом уровне развития. В научной литературе в последнее время данной проблеме уделяется особое внимание.

В западной практике в течение первых лет бытования в общественном сознании понятия "устойчивое развитие" дискуссии имели преимущественно теоретический характер, но в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состо -ялась конференция по окружающей среде и развитию - крупнейший мировой форум последней четверти XX в., и в его решениях устойчивое развитие стало ключевым термином. В основном документе "Повестка дня на XXI век" отмечается, что все проблемы нового века сконцентрированы вокруг устойчивости развития, причем не только экологические, но и социальные и экономические [6].

Устойчивое развитие приобретает все большее значение для всех государств и заинтересованных сторон, особенно в биз-

нес-среде. 25 сентября 2015 г. 193 страны, входящие в состав Генеральной Ассамблеи ООН, приняли повестку в области устойчивого развития на период до 2030 г. под названием «Преобразование нашего мира» [7].

В настоящее время в нашей стране действует Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», включающий инструменты по достижению устойчивого развития [5].

Основной особенностью, которую необходимо учитывать при изучении и построении модели округов России, является их структурно-функциональная организация, которая все более подчиняется геополитическим процессам в стране и мире.

Под устойчивым развитием, как правило, понимается достижение трех основополагающих целей: экономического и социального прогресса и охраны окружающей среды.

Рисунок 1 - Общепринятая взаимосвязь факторов устойчивого развития округа

Мы предполагаем, что структура данных факторов не учитывает тот факт, что экономическая сфера преобладает над двумя другими, таким образом при эффективном развитии экономического сектора можно улучшить состояние социальной и экологической сфер.

В случае высокого уровня развития инфраструктурного потенциала региона необходимо создавать институциональные условия для того, чтобы инфраструктура стала центром притяжения бизнеса в регион, будучи драйвером роста. Если при среднем (низком) уровне развития инфраструктурного

потенциала среднегодовые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) высокие, то видится целесообразной реализация функции создания и диффузии эффективных форм экономического поведения с целью эффективного инвестирования в инфраструктуру, в случае средних темпов роста ВРП, с нашей точки зрения, предпочтение следует отдать реализации инновационной функции, направленной на модернизацию и интенсификацию. Если средние темпы роста ВРП невысоки, то рекомендуется реализация воспроизводственной функции.

Таблица 1 - Стратегия выбора инфраструктурных инструментов формирования экосистемы бизнеса в регионе [8]

Среднегодовые темпы роста ВРП Инфраструктурный потенциал Высокий Средний Низкий

Высокий СРЕДА Управление спросом. Управление инфраструктурными активами как большими, частично интегрированными системами, создание координационного совета на федеративном уровне и проектных офисов по развитию инфраструктуры в регионах

Средний ПРОЦЕСС Создание сквозной (от планирования до реализации проекта и операций), долгосрочной, сетевой перспективной концепции развития по всем классам инфраструктурных активов ПРОЕКТ Учет долгосрочного и краткосрочного эффекта от реализации инфраструктурного проекта. Контроллинг развития инфраструктуры, прозрачность отбора для финансирования проектов инфраструктуры по объективным критериям. Управление риском и доходностью инфраструктурных проектов ОБЪЕКТ Оптимизация операционных, а также капитальных расходов на обслуживание инфраструктурный объектов. Стимулирование инноваций и интенсификации инфраструктурного развития. Стимулирование частных инвесторов к инвестированию к в инфраструктурные активы на основе превентивно выявленной потребности в инфраструктурном развитии

Низкий

Говоря об оценке экономического развития округов, нельзя не оценить уровень развития малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 1 сентября 2022 г. в ХМАО зарегистрированы 46 365 налогоплательщиков специального налогового режима "Налог

на профессиональный доход", из них 43 812 физических лиц, 2553 индивидуальных предпринимателя. Показатели развития малого и среднего предпринимательства приведены на рис. 2 [2].

Рисунок 2 - Показатели развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО

2010 2015 2020 2021 2022 оценка

Количество субъектов малого н среднего предпрннимктвдктРЯ (5ei учет ннднынлу&льимк предпринимателей), единиц75 13150 23522 18802 1 7994 18102

Иили в нлуал hti ыс ¡фел при и иметели, человек 4963В 49817 39089 396» 40800

Среднее п нсоч i i.i я ч и еле иное ть работаюшик на малых и средних предирншнях, тыс. человек 123,0 121,9 12 1,8 123,3 125,5

Доля работающих па предприятиях мал014) и среднего iipcjn¡рцнкматслнтцд и общей ЧИСЛЕННОСТИ работающих,, прицентол 16,0 16,0 16,1 IG.8 17,1

Оборот Предприятий uajigro ц среднего предпринимательства, млрд рубле ÍÍ 298, 2 4 19,2 477,0 5 17,3 556,7

Объем государстве и ни Я: поддержки, направленной на рачяитис малого и среднего предпринимательства, acero, млн рублей, в том числе: 463,3 Я 76,9 770.6 470,4 631,3

средства федерального бюджета, млн рублей 95,9 179,6 112,4 70.2 66,9

средства бюджета йштонюшного округа, млн рублей 334.8 657.5 568,9 394,4 557,)

средства Сюлжстив муннцнлалиных образований, млн рубдей 32,6 39,8 89,3 3,8 7,3

Таким образом, мы можем анализировать основные тенденции, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в регионе.

Далее была проведена оценка сложившихся уровней рисков в деятельности малого и среднего предпринимательства, основываясь на вероятностном методе, с учетом следующих прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках: - ВРП;

- финансирование малого и среднего предпринимательства.

Данные показатели в полном объеме отражают возможные внешние и внутренние риски деятельности малого и среднего предпринимательства.

Прогноз социально-экономического развития ХМАО на 2022-2024 гг. содержит следующие данные прогнозных значений ВРП (табл. 2) [4].

Таблица 2 - Прогноз ВРП в ХМАО на 2022-2024 гг.

Показатели 2020 2021 Прогноз

отчет оценка 2022 2023 2024

Валовой региональный продукт, %

базовый 91,3 101,2 102,7 100,1 100,1

консервативный 102,0 99,9 99,5

Согласно представленным статистиче- 1) базовый вариант характеризует наи-ским данным, ВРП подразделяется на два более вероятный сценарий развития эко-варианта прогноза: номики с учетом ожидаемых внешних ус-

ловий и принимаемых мер экономической политики;

2) консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирус-ной инфекции.

Для использования сценарного планирования будем использовать базовый вариант прогноза. Таким образом, наблюдается ежегодный рост ВРП до 2022 г., а с 2023 по 2025 г. ожидается стагнация ВРП. Согласно пред-

ставленным статистическим данным доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП ХМАО за 2020 г. составила 8,8 % [1]. Составим прогнозные значения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП ХМАО на три года с использованием метода сценарного планирования. Согласно паспорту подпрограммы развития и мировому значению вклада малого и среднего предпринимательства ВВП предположим, что при оптимальных условиях предоставления мер государственной поддержки произойдет увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП ХМАО до 15 %.

Таблица 3 - Прогнозные показатели развития малого и среднего предпринимательства

в ВРП в ХМАО на 2021-2023 гг.

Показатели 2021 (оценка) 2022 (прогноз) 2023 (прогноз)

Прогноз ВРП 101,2 % 102,7 % 100,1 %

Доля МСП в ВРП, в % 8 % 12 % 15 %

Далее рассмотрим прогноз финансирова- подпрограммы «Развитие малого и среднего ния развития малого и среднего предприни- предпринимательства». мательства на территории ХМАО из паспорта

Таблица 4 - Финансирование подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2021-2023 годы" [3]

Год Пункты подпрограммы Итого

4.1 4.2 4.3 4.4 4.5

2021 2 184 021,8 0,0 296 192,6 16 223,6 0,0 2 496 438

2022 2 016 948,6 0,0 433 303,7 18 413,4 0,0 2 468 665,7

2023 2 091 089,2 0,0 492 661, 9 20 005,4 0,0 2 603 756,5

Всего 6 292 059,6 0,0 1 222 158,2 54 642,4 0,0 7 568 860,2

Далее необходимо будущие потоки доходов привести к единой величине текущей стоимости (к 2021 г.). Предположим, что уровень инфляции будет постоянным и сохранится на уровне 2021 г. Ставку дисконта возьмем на уровне годовой инфляции 8,4 % (табл. 5).

Таким образом, получаем прогнозные значения для построения Матрицы прогноза развития малого и среднего предпринимательства до 2023 г., при этом отметим два варианта развития событий, которые будут базироваться на том, что сумма финансирования, предполагаемая на реализацию программ поддержки малого и среднего предпринимательства, может уменьшиться (с учетом обесценивания) либо получить до-финансирование.

Таблица 5 - Финансирование подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2021-2023 годы" с учетом дисконтирования

Год Финансирование

2021 2 496 438

2022 2 277 367

2023 2 215 857

Рисунок 3 - Матрица прогноза развития малого и среднего предпринимательства до 2023 г, в %

Доля МСП в ВРП в ХМАО 12-15%

S-12%

G-S%

Менее 100% 100% к уровню 202 J года Более 100%

Финансирование Подпрограммы "Развитие малого л среднего предпринимательства на 2021- 2023 годы»

Опишем полученные секции матрицы в табл. 6.

Таблица 6 - Описание матрицы прогноза развития малого и среднего предпринимательства до 2023 г.

Секция Тип динамики Вероятность

Красная зона Негативная Выше средней

Зеленая Положительная Ниже средней

Желтая Нейтральная Наиболее вероятный путь - получается на пересечении красной и зеленой секций

Серая Слепые зоны Мало вероятные

Таким образом, видим, что для достижения плановых значений по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, это должно стать

основным приоритетом в ХМАО. Отметим, что увеличение финансирования и повышение эффективности действующих мер поддержки позволит сделать шаг к устойчивости развития округа и сэкономленный бюджет перенаправить на развитие социальной и экологической составляющих округа.

Список литературы_

1. Доля МСП в ВРП: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/search?q= %D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BC%D1%81%D0%BF+%D0%B2+%D0%B2%D1%80%D0%BF (дата обращения: 06.01.2023).

2. Отчет о работе Правительства Югры за 2022 год. URL: https://investugra.ru/about/appeal/index.php?sphrase_ id=24365 (дата обращения: 14.01.2023).

3. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2021-2023 годы". URL: https:// depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/06b/Razvitie-ekonomicheskogo-potentsiala-_v-redaktsii-ot-08.10.2021-_-414_p_.pdf (дата обращения: 07.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://docs.cntd.ru/document/577904122 (дата обращения: 14.01.2023).

5. Указ о национальных целях развития России до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 26.12.2022).

6. Повестка дня на XXI век. URL: https://docs.cntd.ru/document/901894820 (дата обращения: 20.12.2022).

7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 26.12.2022).

8. Палей Т. Ф. Инфраструктурные инструменты формирования экосистемы бизнеса в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 6. C. 67-76.

References_

1. The share of SMEs in GRP: Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/search?q=%D0%B4%D0 %BE%D0%BB%D1%8F+%D0%BC%D1%81%D0%BF+%D0%B2+%D0%B2%D1%80%D0%BF (accessed: 06.01.2023).

2. Report on the work of the Government of Ugra for 2022. URL: https://investugra.ru/about/appeal/index. php?sphrase_ id=24365 (accessed: 14.01.2023).

3. The subprogram "Development of small and medium-sized entrepreneurship for 2021-2023». URL: https:// depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/06b/Razvitie-ekonomicheskogo-potentsiala-_v-redaktsii-ot-08.10.2021-_-414_p_.pdf (date of reference: 07.01.2023).

4. Forecast of socio-economic development of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/577904122 (accessed: 14.01.2023).

5. Decree on the national development Goals of Russia until 2030. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (accessed: 12/26/2022).

6. Agenda for the XXI century. URL: https://docs.cntd.ru/document/901894820 (accessed: 12/20/2022).

7. Transformation of our world: The Agenda for Sustainable Development for the period up to 2030. URL: https://docs. cntd.ru/document/420355765 (accessed: 12/26/2022).

8. Paley T.F. Infrastructural tools for the formation of a business ecosystem in the region. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 6. Pp. 67-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.