Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахворостов Г.И., Леонова В.В., Самсонов В.С., Удалова Н.Е., Фокина О.М.

П р е д м е т. Система поддержки малого и среднего предпринимательства Т е м а . Совершенствование государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ (на примере Воронежской области).Це л и . Анализ проблематики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области. Разработка предложений по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области. М е т о д о л о г и я . Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения. Р е з у л ь т а т ы . В рамках анализа проблематики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области выявлены следующие проблемы: неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в области, снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», недостаточное финансирование подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства. В ы в о д ы . Авторами выявлены следующие проблемы и разработаны предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области: 1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.Решение: совершенствование Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области 2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».Решение: корректировка целевых показателей подпрограммы путем сокращения количества показателей, не имеющих динамики на протяжении всего периода реализации подпрограммы или имеющих значение целевого показателя только в одном году.3. Недостаточное финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».Решение: привлечение внебюджетных источников финансирования и внесение в подпрограмму строки о дополнительном финансировании за счет средств областного бюджета.Также идентифицирован ряд задач, которые возможно решить посредством эффективного эффективной реализации государственных программ развития Воронежской области за счет совершенствования Порядка проведения оценки эффективности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шахворостов Г.И., Леонова В.В., Самсонов В.С., Удалова Н.Е., Фокина О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP: ANALYSIS OF THE PROBLEM AND FORMATION OF PROMISING DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT IN THE VORONEZH REGION

S u b j e ct. Support system for small and medium - sized businesses T o p i c . Improving the implementation of state policy to support small and medium - sized businesses in the constituent entities of the Russian Federation (on the example of the Voronezh region). G o a l s . Analysis of the problems of state support of small and medium - sized enterprises of the Voronezh region. Development of proposals for improving the support of small and medium - sized businesses in the Voronezh region. M e t h o d o l o g y. The method of theoretical analysis, the analysis of normative legal documents on the subject of research, the study of materials of scientific and periodicals on the subject of research, the statistical method and the method of comparison. R e s u l t s . As part of the analysis of the problems of state support for small and medium - sized enterprises of the Voronezh region, the following problems were identified: an inefficient process of development of the system of state regulation and support for small and medium - sized enterprises of the Voronezh region, a decrease in the level of fulfillment of the targets of the state subprogram «Development of small and medium - sized entrepreneurship», a lack of funding for the subprogram «Development of small and medium - sized entrepreneurship». A p p l i c a t i o n a r e a . State policy in the field of small and medium - sized enterprises. C o n c l u s i o n s . We have identified the following problems and developed proposals to improve the system of state support for small and medium - sized businesses in the Voronezh region: 1. Inefficient process of development of the system of state regulation and support of small and medium - sized enterprises of the Voronezh region.Solution: improving the Procedure for evaluating the effectiveness of the implementation of state programs of the Voronezh Region2. Decrease in the level of fulfillment of the targets of the state subprogram «Development of small and medium - sized enterprises».Solution: adjustment of the target indicators of the subprogram by reducing the number of indicators that do not have dynamics throughout the entire period of the implementation of the subprogram or have the value of the target indicator only in one year.3. Lack of financing of the subprogram «Development of small and medium - sized enterprises». Solution: attraction of extra - budgetary sources of financing and introduction of a line in the subprogramon additional financing at the expense of the regional budget.We have also identified a number of tasks that can be solved through the effective implementation of state development programs of the Voronezh Region by improving the Procedure for evaluating the effectiveness of the implementation of state programs.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

проблемы и пути их решения // Круглый стол Совета Федерации РФ, 2020. — URL: ttp://council. gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/ (Дата обращения 25.01.2021 г.).

LIST OF LITERATURE

1. Risin I. E. Factors affecting the quality of municipal strategies / I. E. Risin, A. S. Chicherina // Region: systems, economy, management. — 2021. — No. 1. — Pp. 32—37.

УДК 338.1

2. Risin I. E. Evaluation of modern practice of developing strategies for socio-economic development of large cities / I. E. Risin, A. S. Chicherina // Regional economy. South of Russia. — 2021. — Volume 9. No. 2. — Pp. 13—21.

3. Strategic planning at the municipal level: good practices, challenges and solutions // Round table of the Federation Council of the Russian Federation, 2020. — URL: ttp://council.gov.EN/ activity/activities/roundtables/116286/ (accessed 25.01.2021 g).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Коды JEL: R11, R28, R58

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: shakhvorostov@mail.ru SPIN-код: 3352-6307

Леонова В. В., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: levinavasilisa@yandex. ru SPIN-код: отсутствует

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, декан факультета ГМУ-ЦДО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: svs1311@mail.ru SPIN-код: 1427-8466

Удалова Н. Е., кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: udalovane2013@yandex.ru SPIN-код: отсутствует

Фокина О. М., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: omfokina@mail.ru SPIN-код: 1186-8722

Поступила в редакцию 18.05.2022. Принята к публикации 27.05.2022. Аннотация

Предмет. Система поддержки малого и среднего предпринимательства Тема. Совершенствование государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ (на примере Воронежской области).

Цели. Анализ проблематики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области. Разработка предложений по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области.

Методология. Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения.

Результаты. В рамках анализа проблематики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области выявлены следующие проблемы: неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства области, снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», недостаточное финансирование подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Область применения. Государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства.

Выводы. Авторами выявлены следующие проблемы и разработаны предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области:

1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Решение: совершенствование Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области

2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Решение: корректировка целевых показателей подпрограммы путем сокращения количества показателей, не имеющих динамики на протяжении всего периода реализации подпрограммы или имеющих значение целевого показателя только в одном году.

3. Недостаточное финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Решение: привлечение внебюджетных источников финансирования и внесение в подпрограмму строки о дополнительном финансировании за счет средств областного бюджета.

Также идентифицирован ряд задач, которые возможно решить посредством эффективного эффективной реализации государственных программ развития Воронежской области за счет совершенствования Порядка проведения оценки эффективности их реализации.

Ключевые слова: государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, малое и среднее предпринимательство, государственные программы, стратегия развития бизнеса

UDC 338.1

STATE POLICY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP: ANALYSIS OF THE PROBLEM AND FORMATION OF PROMISING DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT IN THE VORONEZH REGION

JEL Codes: R11, R28, R58

Shakhvorostov G. I., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: shakhvorostov@mail.ru

SPIN code: 3352-6307

Leonova V. V., Master's student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: levinavasilisa@yandex. ru

SPIN code: none

Samsonov V. S., сandidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of GMU-CDO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: svs1311@mail.ru

SPIN-code: 1427-8466

Udalova N. E., candidate of philosophical sciences, associate professor of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: udalovane2013@yandex.ru

SPIN-code: none

Fokina O. M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: omfokina@mail.ru

SPIN code: 1186-8722

Annotation

Subject. Support system for small and medium-sized businesses

Topic. Improving the implementation of state policy to support small and medium-sized businesses in the constituent entities of the Russian Federation (on the example of the Voronezh region).

Goals. Analysis of the problems of state support of small and medium-sized enterprises of the Voronezh region. Development of proposals for improving the support of small and medium-sized businesses in the Voronezh region.

Methodology. The method of theoretical analysis, the analysis of normative legal documents on the subject of research, the study of materials of scientific and periodicals on the subject of research, the statistical method and the method of comparison.

Results. As part of the analysis of the problems of state support for small and medium-sized enterprises of the Voronezh region, the following problems were identified: an inefficient process of development of the system of state regulation and support for small and medium-sized enterprises of the Voronezh region, a decrease in the level of fulfillment of the targets of the state subprogram «Development of small and medium-sized entrepreneurship», a lack of funding for the subprogram «Development of small and medium-sized entrepreneurship».

Application area. State policy in the field of small and medium-sized enterprises.

Conclusions. We have identified the following problems and developed proposals to improve the system of state support for small and medium-sized businesses in the Voronezh region:

1. Inefficient process of development of the system of state regulation and support of small and medium-sized enterprises of the Voronezh region.

Solution: improving the Procedure for evaluating the effectiveness of the implementation of state programs of the Voronezh Region

2. Decrease in the level of fulfillment of the targets of the state subprogram «Development of small and medium-sized enterprises».

Solution: adjustment of the target indicators of the subprogram by reducing the number of indicators that do not have dynamics throughout the entire period of the implementation of the subprogram or have the value of the target indicator only in one year.

3. Lack of financing of the subprogram «Development of small and medium-sized enterprises».

Solution: attraction of extra-budgetary sources of financing and introduction of a line in the subprogram

on additional financing at the expense of the regional budget.

We have also identified a number of tasks that can be solved through the effective implementation of state development programs of the Voronezh Region by improving the Procedure for evaluating the effectiveness of the implementation of state programs.

Keywords: state policy to support small and medium-sized businesses, small and medium-sized en-trepreneurship, government programs, business development strategy.

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-57-2-59-67

Введение

Одним из главных резервов российского экономического роста следует считать развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которого в валовый внутренний продукт (ВВП) составляет порядка 20 %, что ниже аналогичного показателя в экономически развитых странах мира (60—80 %) [1]. В данной сфере в России занято порядка 20—25 % экономически активного населения (в зарубежных странах данный показатель достигает 90 %) [2].

В сложившихся условиях способствовать ускорению процессов развития предпринимательской деятельности призвано государство путем заинтересованного участия в процессах регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Так, в соответствии с частью 1 статьи 34 пунктом 1 Конституции РФ, «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [3].

Стабильное развитие сектора МСП в долгосрочной перспективе предполагает значительное государственное участие, продуктивность которого зависит от правильного выбора институциональных, финансово-имущественных, инфраструктурных, информационных и других механизмов поддержки, а также использования инструментария, который апробирован в зарубежных странах [4].

Отдельные инструменты достаточно хорошо развиты и в российских условиях. Однако следует констатировать сравнительно слабое развитие инструментария поддержки «точек роста» - стратегически важных секторов экономики: инновационно-инвестиционного, информационно-коммуникационного, информационных технологий и пр. К инструментам поддержки «точек роста» следует отнести, прежде всего, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [5], структурирован таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

К поддерживающим мерам также стоит отнести Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области, основная деятельность которого направлена на содействие в формировании рыночных

отношений, осуществление поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений, проведение антикризисной про -граммы поддержки предпринимательства путем предоставления льготных займов по выгодной ставке [6].

Подспорьем для малого и среднего предпринимательства, помимо прочего, является Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 N 151-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, а также размер микрозайма, порядок и условия предоставления микрозаймов [4].

В соответствии с этим Законом микрофинансовые организации дают возможность гражданам (в том числе безработным), субъектам малого и среднего предпринимательства получить заем на развитие собственного дела, приобретение оборудования, повышение квалификации работников, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг.

Кроме того, стоит отметить и другие пути содействия предпринимательству — субсидии, микрофинансирование, гранты начинающим предпринимателям, инвестиционный заем, инвестиции путем покупки доли в уставном капитале и др. [7].

Анализ проблематики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области

Институт государственного регулирования и поддержки предпринимательства трансформируется как с учетом зарубежного опыта, так и по мере накопления российских наработок. При этом происходит планомерное совершенствование стратегии развития МСП. Методы и инструментарий, которые государ -ство отбирает для осуществления процессов регулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса в каждый период времени, должны быть направлены на развитие приоритетных секторов экономики предпринимательства.

Неэффективность института предпринимательства зачастую связано с наличием институциональных ловушек. Дестабилизирующие факторы, воздействуя на систему государственного регулирования и поддержки МСП, формируют специфическую институциональную ловушку, которая оказывает устойчивое влияние

на поведение субъектов малого и среднего предпринимательства [8].

Огромное внимание в предпринимательской среде уделяется стратегическим документам, определяющим направления развития МСП на прогностические периоды, а также национальным и приоритетным проектам, исполнение которых нацелено на постепенное выравнивание экономики российских регионов и повышение роли МСП в решении проблем субъектов РФ [9]. При этом акценты постепенно смещаются на уровень региона. Именно здесь необходимо корректировать нормативно-правовую базу, совершенствовать инфраструктуру предпринимательской деятельности и инфраструктуру государственной поддержки МСП и пр.

Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области рейтинговым агентством «Эксперт» показал, что наиболее значимой проблемой, затрудняющей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является осложненный доступ к внешнему финансированию и отсутствие комплексной поддержки со стороны государства [10].

Проанализировав действующую государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Воронежской области, можно констатировать, что в настоящее время она является несовершенной, имеет ряд недостатков:

1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области.

2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

3. Недостаток финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Несмотря на то, что уровень проводимой государственной поддержки повышается, что, бесспорно, способствует созданию единой структуры хозяйствующих субъектов в стране, в которую равноправно входят организации с разными доходами и объемами производства, предпринимательство не в полной мере выполняет возложенный на него функционала. К примеру, большая часть субъектов МСП не расширяет свой производственный потенциал, не способствует внедрению инноваций в производство, а только лишь выполняет базовые, возложенные на них функции посредника между потребителем и производителем. Если и происходит развитие субъектов предпринимательства, то, в большей степени, в сфе-

рах, обладающих быстрой оборачиваемостью, а значит, субъекты редко принимают участие в долгосрочных инвестициях, в развитии научных технологий и инновациях. Такая ситуация, несомненно, оказывает негативное воздействие на развитие экономики всей страны, а также на ее конкурентоспособность на международной арене, ведь результативность развития экономики страны напрямую зависит от инноваций.

Существенная проблема на пути развития государственной поддержки бизнеса заключается в наличии чрезмерных барьеров административного и организационного характера на пути получения поддержки. Бюрократические проволоки, бумажная волокита — все это неотъемлемая часть взаимодействия бизнеса и государства, что усложняет деятельность путем установления норм, запретов. Возможность получения льгот, субсидий, участие в государственных закупках и многие другие механизмы государственной поддержки предпринимательства на практике оказываются не всем и не в равной степени доступны из-за субъективности человеческого фактора, из-за ряда требований и ограничений, а также из-за неравномерности развития регионов. Данные барьеры не только усложняют процесс получения поддержки, но и, порой, вынуждают предпринимательство уходить в теневую экономику, не декларируя полностью свои доходы и расходы, чтобы высвободить денежные средства для возможности поддержания бизнеса.

Ограниченность финансовых ресурсов мешает предпринимателям развивать свой бизнес. С ростом компании всегда растут и ее потребности, в частности, потребности в финансах: увеличение штата работников влечет за собой увеличение издержек на заработную плату и разного рода отчисления государству; под давлением конкуренции на рынке необходимо постоянно соответствовать требованиям потребителя, поэтому компании должны своевременно проводить усовершенствование своего капитала (в том числе человеческого, а также оборудование, технологии, материалы), искать неизведанные до этого рынки сбыта своего товара или услуги, нести расходы на пиар-менеджмент, как самого предприятия, так и его продукции. А поскольку в сложных рыночных условиях компании зачастую не в силах удовлетворить все эти нужды, то и их развитие останавливается, а со временем предприятия приходят в упадок. Можно было бы обратиться к стороннему финансированию предприятия, но доступность таких финансовых ресурсов низка.

Не менее серьезной проблемой является несостоятельность самого процесса осущест-

вления процедуры государственной поддержки предприятий [11]. Успешность каждой государственной программы поддержки предполагает жесткую регламентированность процесса, однако на деле это не всегда оказывается так. Нами было выдвинуто положение о том, что причиной этому является отсутствие четкой прописной процедуры расходования и отчетности перед ответственными органами власти выделенных средств, следовательно, данный процесс зачастую можно назвать малоэффективным и мало результативным.

Анализ перспективных направлений совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области

В результате анализа нами были сформулированы проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области, и далее целесообразно привести решения на выявленные проблемы. Для совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства мы предлагаем найти способы решения актуальных проблем, варианты по решению которых указаны на рис.

г 1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области V >

• Совершенствование Порядка проведения опенки эффективности реализации государственных программ Воронежской области

г 2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» > /

• Корректировка целевых показателей подпрограммы путем сокращения количества показателей, не имеющих динамики на протяжении всего периода реализации подпрограммы или имеющих значение целевого показателя только в одном году.

г 3. Недостаток финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»

• Привлечение внебюджетных источников финансирования и внесение в подпрограмму строки о дополнительном финансировании за счет средств

областного бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Способы решения проблем реализации государственной политики в сфере малого и среднего

предпринимательства

1 предложение — в целях повышения эффективности процесса развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области целесообразно совершенствовать Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области [12]. По нашему мнению, данный порядок также должен включать в себя социальный эффект, экологический эффект и бюджетный эффект для возможности осуществления всестороннего объективного анализа результативности государственной программы. В последнее время в практике государственного управления экономикой заметна потребность выявления и оценки влияния одних госпрограмм на сферу реализации других госпрограмм — так называемого кросс-влияния госпрограмм. Кросс-влияние госпрограмм следует понимать как влияние разных

госпрограмм друг на друга и/или на развитие одной сферы (например, сферы МСП).

2 предложение — для решения проблемы снижения уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» предлагается провести корректировку целевых показателей, с учетом нестационарной экономики и механизмов пересмотра, корректировки программ в соответствии с изменением политической и экономической ситуации.

Необходимо исключить показатели, не имеющие динамики на протяжении всего периода реализации подпрограммы или имеющие значение целевого показателя только в одном году.

К таким целевым показателям относятся: 1. Размер собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на приобретение оборудования;

2. Доля получателей финансовой поддержки, представивших анкеты, в общем количестве получателей финансовой поддержки;

3. Количество субъектов малого предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченными в реализацию мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;

4. Количество проведенных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского экологического туризма, в том числе «круглых столов», семинаров и тренингов;

5. Количество окон многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющих государственные и муниципальные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;

6. Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года;

7. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предприни-мательств в общей численности занятого населения;

8. Количество рассмотренных обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, поступивших в общественную приемную Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

3 предложение — увеличение финансирования подпрограммы «Развитие малого и средне -го предпринимательства» - предлагается ввести в подпрограмму дополнительную строку на дополнительное финансирование средствами областного бюджета. С учетом геополитических рисков для пересмотра программ — предлагаем в программном подходе использовать метод опционов или опциональный подход. Опцион может быть востребован в разных условиях при различных обстоятельствах. B зависимости от этого выделяют следующие основные виды реальных опционов:

1. Опционы «изменения размера» (sizing options) — предоставляет в будущем возможность выхода из проекта или, наоборот, его расширения в зависимости от финансовых результатов программы.

2. Опционы «отложения принятия решения об инвестировании» (timing options) можно использовать, когда на данный момент недостаточно информации, чтобы принять правильное

решение об инвестициях, и ожидается появление нужной информации в будущем.

3. «Фундаментальные» опционы (fundamental options) — доходность проекта зависит от цены подлежащего актива.

Здесь необходимо учитывать, что в регионе объемы финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели, ограничены, а количество претендентов достаточно большое. Кроме того, важнейшим фактором, препятствующим созданию эффективной государственной финансовой поддержки малого предпринимательства со стороны государства, является растущее число злоупотреблений и мошеннических схем, используемых при получении финансовой помощи.

Заключение

Таким образом, нами были обозначены клю -чевые проблемы поддержки МСП, в числе которых чрезмерные барьеры административного и организационного характера на пути получения поддержки, трудности в получении финансирования и участии в программах льготного кредитования малого и среднего бизнеса, неэффективный процесс развития системы государ -ственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области.

Нами были выявлены следующие проблемы и разработаны предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области:

1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Воронежской области.

Решение: совершенствование Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области

2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Решение: корректировка целевых показателей подпрограммы путем сокращения количества показателей, не имеющих динамики на протяжении всего периода реализации подпрограммы или имеющих значение целевого показателя только в одном году.

3. Недостаток финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Решение: привлечение внебюджетных источников финансирования и внесение в подпрограмму строки о дополнительном финансировании за счет средств областного бюджета.

Также нами был идентифицирован ряд задач, которые возможно решить посредством эффективного осуществления государственных программ развития Воронежской области при помощи совершенствования Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области:

— совершенствование нормативно-правовой базы и мониторинга деятельности СМСП;

— оказание СМСП эффективной финансовой и имущественной поддержки;

— предоставление субъектам МСП адресной организационной и консультационной поддержки;

— повышение конкурентоспособности и содействие продвижению продукции СМСП на товарные рынки;

— популяризация предпринимательства;

— трансформация образовательной поддержки предпринимателей и персонала малых и средних предприятий;

— усиление деятельности координационных (совещательных) органов по развитию СМСП;

— повышение статуса общественных объединений СМСП, аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области и пр.

Кроме того, предлагаемые направления системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области позволят улучшить показатели, предусмотренные государственной программой «Обеспечение экономического развития Воронежской области на 2019—2024 годы», а также привлечь внебюджетные источники финансирования, увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенных действий и целесообразности их реализации на практике.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия : учебное пособие / Е. В. Гражданкина. — Москва : Изд-во Гросс Медиа, 2017. — 125 с.

2. Ивасюк Р. Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на совре-

менном этапе / Р. Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 4. — С. 11—15.

3. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет—портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.03.2022).

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации : Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document / (дата обращения: 26.03.2022).

5. Российская Федерация. Президент (2012—2018; В. В. Путин). О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» : Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http:// www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.03.2022).

6. Курганов А. Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России / А. Д. Курганов // Юрист. — 2015. — № 1. — С. 11—19.

7. Булакова И. В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства / И. В. Булакова // Законодательство и экономика. — 2016. — № 7. — С. 66—69.

8. Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И. А. Ляшевич // Журнал российского права. — 2014. — № 5. — С. 49—54.

9. Опора России. Антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oporamo.ru/(дата обращения: 28.03.2022)

10. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smb.gov.ru/ measuresupport/programs/celved/ (дата обращения: 28.03.2022)

11. Семенова Ю. А. Взаимодействие институтов власти и предпринимательских структур / Ю. А. Семенова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2019. — № 3 (35). — С. 86—96.

12. Российская Федерация. Правительство. О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области от 6 сентября 2013 года № 786 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http:// www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.03.2022).

LIST OF LITERATURE

1. Grazhdankina E. V. Economics of a small enterprise : a textbook / E. V. Grazhdankina. — Moscow : Publishing house of Gross Media, 2017. — 125 p.

2. Ivasyuk R. Ya. Analysis of the features of small business development at the present stage / R. Ya. Ivasyuk // Economic analysis: theory and practice. — 2014. — No. 4. — Pp. 11—15.

3. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020] // Official Internet portal of Legal Information. — URL: http://www.pravo.gov. ru (accessed: 03.25.2022).

4. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law No. 209-FZ of July 6, 2007 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document / (accessed: 26.03.2022).

5. Russian Federation. President (2012—2018; Vladimir Putin). On measures for the further development of small and medium-sized businesses»: Decree of the President of the Russian Federation No. 287 dated June 5, 2015 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/ document / (accessed: 03.25.2022).

6. Kurganov A. D. The main types of state support for small entrepreneurship in Russia /

A. D. Kurganov // Lawyer. — 2015. — No. 1. — Pp. 11—19.

7. Bulakova I. V. Forms and methods of tax support for small entrepreneurship / I. V. Bulakova // Legislation and economics. — 2016. — No. 7. — Pp. 66—69.

8. Lyashevich I. A. Legal problems of regulation of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage / I. A. Lyashevich // Journal of Russian Law. — 2014. — No. 5. — Pp. 49—54.

9. Support of Russia. Anti-crisis monitoring of small and medium-sized businesses [Electronic resource]. — Access mode: http://oporamo.ru / (accessed: 03/28/2022)

10. Federal Portal of Small and Medium-sized Businesses [Electronic resource]. — Access mode: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved / (accessed: 03.28.2022)

11. Semenova Yu. A. Interaction of government institutions and business structures / Yu. A. Semenova // Izvestiya VUZOV. Volga region. Social sciences. — 2019. — No. 3 (35). — Pp. 86—96.

12. The Russian Federation. Government. On the procedure for making decisions on the development, implementation and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Voronezh region dated September 6, 2013 No. 786 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/ document / (accessed: 03.25.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.