Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / GOVERNMENT REGULATION AND BUSINESS SUPPORT / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / PROGRAM-TARGET APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

Настоящее исследование направлено на обоснование процесса совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма под воздействием трансформирующейся институциональной среды. Цель. Проанализировать тенденции совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма в условиях развивающейся институциональной среды. Задачи. Рассмотреть структуру институциональной среды предпринимательства, проанализировать процесс формирования институциональной среды предпринимательства в Иркутской области, оценить уровень развития предпринимательства в сфере туризма и степень управленческого воздействия со стороны государства в Иркутской области, выделить тенденции совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Методология. В настоящей работе с использованием элементов программно-целевого подхода проанализирован процесс совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма под влиянием изменяющейся институциональной среды. Результаты. Рассмотрена система регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, особое внимание уделено перспективам развития предпринимательских структур в сфере туризма. Управленческое воздействие государства на развитие предпринимательства в сфере туризма осуществляется в процессе реализации отдельных подпрограмм государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 гг. В Иркутской области к 2016 г. сформировалась институциональная среда, способствующая развитию малого и среднего предпринимательства: функционируют специальные институты, разработано законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие сферы туризма. В работе рассмотрены механизмы и инструменты институционального развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Выводы. Процесс функционирования отдельных институтов, определяющих уровень развития предпринимательства в Иркутской области, находится в стадии развития, которое тормозится условиями экономического спада. Ограниченность всех видов ресурсов не позволяет в полной мере задействовать все механизмы и инструменты совершенствования системы управления развитием предпринимательства в сфере туризма на территории региона. Предложены тенденции развития институциональной среды предпринимательства в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transforming Institutional Environment as a Factor of Improving the Management System of Development of Small and Medium Entrepreneurship in Tourism Sector

This research is aimed at the basis of the process of improving the system of management of development of small and medium entrepreneurship in tourism sector under the influence of the transforming institutional environment. The aim is to analyze the trends in improvement of the management system development with the help of small and medium enterprises in the tourism industry in a developing institutional environment. Tasks. The author tried to explore the structure of the institutional environment of entrepreneurship, to analyze the process of formation of institutional environment for entrepreneurship in the Irkutsk region. In this article we evaluate the level of development of entrepreneurship in tourism and extent of managerial influence by the state in the Irkutsk region. The next task is to allocate trends in improvement of the management system development of small and medium enterprises in the tourism sector. Methodology. In our work the process of improving the system of management of development of small and medium entrepreneurship in tourism under the influence of a changing institutional environment is being analyzed with the help of the elements of a program-target approach. Results. The system of regulation and support of small and medium enterprises in the Irkutsk region has been carefully examined. Special attention has been paid to the prospects of development of entrepreneurial structures in the sphere of tourism. Administrative influence of the state on the development of entrepreneurship in tourism industry is in the process of implementation of individual subprograms of the state program of Irkutsk region “Economic development and innovative economy” for the years 2015-2020. In the Irkutsk region by 2016, an institutional environment conducive has formed. It contributes to the development of small and medium enterprises: there are special institutions, legal system of regulating the activities of small and medium enterprises and development of tourism. The article discusses the mechanisms of institutional development of small and medium enterprises in tourism and identifies the tools of institutional development. Conclusions. The process of functioning of particular institutions that determine the level of business development in the Irkutsk region is under improvement, which is hampered by the economic slack. Shortage of all kinds of resources does not allow using all mechanisms and instruments for improving the system of management of development of entrepreneurship in tourism in the region. We recommended trends in the development of the institutional environment of entrepreneurship in tourism.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Развитие институциональной среды как фактор совершенствования системы управления развитием предпринимательских структур в сфере туризма

The Transforming Institutional Environment as a Factor of Improving the Management System of Development of Small and Medium Entrepreneurship in Tourism Sector

Колпакиди Дмитрий Викторович

заведующий кафедрой Евразийского лингвистического института в г Иркутске — филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», кандидат экономических наук, доцент 664023, Иркутск, ул. Ленина, д. 8

Kolpakidi Dmitriy Viktorovich

Eurasian linguistic Institute (Irkutsk) — Branch of the Moscow State Linguistic University Lenina Str. 8, Irkutsk, Russian Federation, 664023

Настоящее исследование направлено на обоснование процесса совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма под воздействием трансформирующейся институциональной среды.

Цель. Проанализировать тенденции совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма в условиях развивающейся институциональной среды.

Задачи. Рассмотреть структуру институциональной среды предпринимательства, проанализировать процесс формирования институциональной среды предпринимательства в Иркутской области, оценить уровень развития предпринимательства в сфере туризма и степень управленческого воздействия со стороны государства в Иркутской области, выделить тенденции совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Методология. В настоящей работе с использованием элементов программно-целевого подхода проанализирован процесс совершенствования системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в сфере туризма под влиянием изменяющейся институциональной среды.

Результаты. Рассмотрена система регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, особое внимание уделено перспективам развития предпринимательских структур в сфере туризма. Управленческое воздействие государства на развитие предпринимательства в сфере туризма осуществляется в процессе реализации отдельных подпрограмм государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 гг. В Иркутской области к 2016 г. сформировалась институциональная среда, способствующая развитию малого и среднего предпринимательства: функционируют специальные институты, разработано законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие сферы туризма. В работе рассмотрены механизмы и инструменты

0

1

О ^

о о;

s ^

с со s с; с s

УДК 338.48:005 Q

институционального развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Выводы. Процесс функционирования отдельных институтов, определяющих уровень развития предпринимательства в Иркутской области, находится в стадии развития, которое тормозится условиями экономического спада. Ограниченность всех видов ресурсов не позволяет в полной мере задействовать все механизмы и инструменты совершенствования системы управления развитием предпринимательства в сфере туризма на территории региона. Предложены тенденции развития институциональной среды предпринимательства в сфере туризма.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, институциональная среда, предпринимательство в сфере туризма, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, программно-целевой подход

This research is aimed at the basis of the process of improving the system of management of development of small and medium entrepreneurship in tourism sector under the influence of the transforming institutional environment.

The aim is to analyze the trends in improvement of the management system development with the help of small and medium enterprises in the tourism industry in a developing institutional environment.

Tasks. The author tried to explore the structure of the institutional environment of entrepreneurship, to analyze the process of formation of institutional environment for entrepreneurship in the Irkutsk region. In this article we evaluate the level of development of entrepreneurship in tourism and extent of managerial influence by the state in the Irkutsk region. The next task is to allocate trends in improvement of the management system development of small and medium enterprises in the tourism sector.

Methodology. In our work the process of improving the system of management of development of small and medium entrepreneurship in tourism under the influence of a changing institutional environment is being analyzed with the help of the elements of a program-target approach.

Results. The system of regulation and support of small and medium enterprises in the Irkutsk region has been carefully examined. Special attention has been paid to the prospects of development of entrepreneurial structures in the sphere of tourism. Administrative influence of the state on the development of entrepreneurship in tourism industry is in the process of implementation of individual subprograms of the state program of Irkutsk region "Economic development and innovative economy" for the years 2015-2020. In the Irkutsk region by 2016, an institutional environment conducive has formed. It contributes to the development of small and medium enterprises: there are special institutions, legal system of

CD Ct X

J

<

m

J

>

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

№ S M о a И

I

D! S ft

и «

и M

] — доля ВВП ] — доля занятых

f< s a to

о »

s ч <u M

к s

ra

ft н о

3

Я S X cu

V

9

M

Dj

s

и и о Он

Рис. 1. Вклад малого и среднего предпринимательства в валовый внутренний продукт отдельных стран [1]

regulating the activities of small and medium enterprises and development of tourism. The article discusses the mechanisms of institutional development of small and medium enterprises in tourism and identifies the tools of institutional development.

Conclusions. The process of functioning of particular institutions that determine the level of business development in the Irkutsk region is under improvement, which is hampered by the economic slack. Shortage of all kinds of resources does not allow using all mechanisms and instruments for improving the system of management of development of entrepreneurship in tourism in the region. We recommended trends in the development of the institutional environment of entrepreneurship in tourism.

Keywords: small and medium enterprises, institutional environment, entrepreneurship in tourism industry, government regulation and business support, program-target approach

Современное экономическое развитие в качестве одной из важнейших своих составляющих учитывает процесс функционирования предпринимательских структур. Вклад предпринимательства в валовый внутренний продукт (ВВП) разных стран различен, при этом в отдельных странах значительный вклад в ВВП вносит не только крупное предпринимательство, но и предприятия малого и среднего бизнеса при активном государственном регулировании и поддержке их деятельности.

Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России по разным оценкам колеблется от 21 до 25%, что является явно недостаточным по сравнению с зарубежными странами (рис. 1).

Малое и среднее предпринимательство гораздо больше, чем крупное, подвержено влиянию внешней среды, поэтому в большей степени нуждается в комплексной системе государственного регулирования и поддержки, которая формируется поэтапно в рамках программно-целевого подхода. Процесс формирования такой системы в России начался в 1990-х гг.

Первая программа поддержки малого предпринимательства в Иркутской области была разработана и реализована в 1994 г. Именно эта программа заложила основы создания региональной законодательной базы малого бизнеса, инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в рамках этой программы предприниматели области впервые получили от государства финансовую, имущественную, консультационную поддержку.

На современном этапе региональное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) осуществляется в рамках государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 гг. [2].

Основной подпрограммой, в рамках которой реализуются мероприятия по поддержке СМСП, является подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 гг., которая нацелена на дальнейшее повышение конкурентоспособности МСП на внутреннем, межрегиональном и международном рынках, а также на стимулирование притока инвестиций в Иркутскую область. Предусматривается следующее финансирование мероприятий подпрограммы за счет областного и федерального бюджетов: 2015 г. — 44 624,1 тыс. руб.; 2016 г. — 75 356,6 тыс. руб.; 2017 г. — 75 356,6 тыс. руб.; 2018 г. — 75 356,6 тыс. руб. Система программных мер предусматривает дальнейшее развитие финансовой поддержки (развитие моногородов, грантовая поддержка стартующих предпринимателей); создание и развитие базовых элементов инфраструктуры поддержки СМСП; совершенствование правового регулирования (повышение эффективности применения действующих нормативных и правовых документов федерального и регионального уровня, разработка новых документов регионального уровня).

Одним из приоритетных направлений развития Иркутской области ввиду богатства рекреационных

ресурсов является туризм. Развитие предприятий в сфере туризма, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривается подпрограммой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2015-2018 гг. [2]. Финансирование мероприятий подпрограммы по годам распределено следующим образом: 2015 г. — 24 132,6 тыс. руб.; 2016 г. — 8300,7 тыс. руб.; 2017 г. — 8300,7 тыс. руб.; 2018 г. — 8300,7 тыс. руб. В СМСП, функционирующие в сфере туризма, подпадают под управленческое воздействие как подпрограммы поддержки и развития СМСП, так и подпрограммы развития туризма и должны в максимальной степени постараться аккумулировать все виды ресурсов, доступные в рамках указанных подпрограмм.

Всю совокупность факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность хозяйствующих субъектов в результате процесса функционирования политических, экономических, социальных и прочих институтов, объединяют понятием «институциональная среда». Институциональная среда должна развиваться таким образом, чтобы обеспечить создание благоприятных условий для развития предпринимательских структур, экономической стабильности, распространения знаний и развития инноваций, сокращения транзакционных издержек.

Структура институциональной среды зависит от соотношения и эффективности развития составляющих ее институтов. Именно в такой среде с существующей структурой и происходит развитие предпринимательства, в том числе СМСП в сфере туризма.

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма Иркутской области и соответственно системы регулирования и поддержки СМСП происходит в условиях развивающейся институциональной среды предпринимательства, которая представлена следующими основными институтами (табл. 1): институты развития (Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области, Центр инноваций социальной сферы, Региональный центр инжиниринга, Центр кластерного развития, Бизнес-инкубатор города Байкальска); финансовые институты (Иркутский областной гарантийный фонд, Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства муниципальных образований (22 микрофинансовые организации), страховые компании, банки, лизинговые компании); общественные институты (Сибирская Байкальская ассоциация туризма, Иркутский филиал Российской гостиничной ассоциации); инфраструктурные институты; институты регулирования и контроля; кадровые институты; правовые институты.

В целях снижения административных барьеров, соблюдения государственной защиты и прав СМСП в соответствии с законом Иркутской области от 16 декабря 2013 г. № 138-03 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области» в регионе создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, основными задачами которого являются обеспечение защиты прав и законных интересов СМСП; восстановления нарушенных прав СМСП; развития общественных институтов, осуществляющих защиту прав и законных интересов предпринимателей; повышения юридической грамотности предпринимателей; содействия улучшению делового и инвестиционного климата в Иркутской области.

Введение в 2014 г. США, Европейским союзом и другими странами экономических санкций против Российской Федерации вызвало все продолжающийся спад на рынке выездного туризма и вынудило рос-

сийских туроператоров срочно переориентироваться ^ на внутренний рынок. Несомненно, такая переориен- ^ тация российского туристского комплекса приведет о к значительной деформации всех элементов инсти- § туциональной среды предпринимательства в сфере ^ туризма. Изменятся структура и объем потребления ^ туристских услуг, направления турпотоков, сократятся и и перераспределятся инвестиции, уменьшится коли- 5 чество участников институционального процесса. В ^ то же время в этих условиях СМСП в сфере туризма х Иркутской области получили уникальную возможность > предложить рынку усовершенствованный и дивер- х сифицированный туристский продукт. Такой продукт о должен стать адекватной заменой заграничных туров х (особенно для потребителей из европейской части России) и соответствовать им по критерию «цена -качество». Соответственно всем институтам повышенное внимание следует уделить процессам формирования положительного туристского имиджа России, ее регионов и Иркутской области, в частности. Эти усилия должны быть подкреплены мероприятиями государственной поддержки в рамках программно-целевого подхода.

Таким образом, в работе дана характеристика институциональной среды, в которой происходит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

В качестве основных тенденций развития институциональной среды в условиях ограничения всех видов ресурсов следует отметить необходимость развития региональной инфраструктуры туризма путем создания туристско-информационных центров и совершенствование процесса подготовки профессиональных кадров для СМСП в сфере туризма. Мероприятия по развитию предложенных тенденций предлагаются к включению в программные документы по развитию СМСП и туризма.

Проект создания регионального туристско-инфор-мационного центра, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение доступа различных категорий потребителей к максимально полной информации о состоянии туристских ресурсов, средств размещения, предлагаемых туристских продуктах, уровне развития транспортной инфраструктуры Иркутской области на нескольких иностранных языках, подробно проанализирован в работе [3]. Стратегией развития проекта создания регионального туристско-информационного центра предусмотрено продвижение туристского брэнда Иркутской области совместно с представителями органов государственной власти и турбизнеса. В перспективе подобные центры должны быть созданы по территории всего региона.

Одной из важнейших функций институтов развития предпринимательства является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения малых предприятий в сфере туризма высокопрофессиональными кадрами [4]. Поэтому в табл. 1 отдельной графой выделена кадровая подготовка. В стране уже выработан современный взгляд на методологию и организацию подготовки кадров для предпринимательских структур. В Иркутской области должна окончательно сформироваться образовательная система, в рамках которой будет происходить подготовка кадрового потенциала предпринимательских структур. В работе [Там же] нами был предложен программно-целевой подход к процессу создания и развития единого образовательного поля для СМСП. Существует положительный пример реализации «Координационной образовательной программы по под-

со ю

И Н СТИТУ Ц И АЛ И 3 А Ц И Я 9 I '.О Н О М 1-111-1 Таблица 1

Институциональная среда развития предпринимательских структур в сфере туризма

Механизмы институционального развития СМСП в сфере туризма

Подпрограмма

'Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»

на 2015-2018 гг.

Правовое регулирование

Финансовая поддержка

Развитие инфраструктуры поддержки

Подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2015-2018 гг.

Информационно-консультационная и имиджевая поддержка

Инфраструктурная поддержка

Подготовка кадров

Инструменты институционального развития СМСП в сфере туризма

• Повышение эффективности применения действующих нормативных и правовых документов федерального и регионального уровня, разработка новых документов регионального уровня.

• Снижение административных барьеров.

• Обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов СМСП и соблюдения прав органами государственной власти

Поддержка моногородов — субсидия для поддержки МСП (Байкальское муниципальное образование). Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Субсидирование части затрат СМСП на приобретение производственного оборудования. Предоставление поручительств малому и среднему бизнесу (НО «Иркутский областной гарантийный фонд»). Микрофинансирование (22 микрофинансовые организации)

• Обеспечение деятельности фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».

• Предоставление субсидий на создание и (или) обеспечение деятельности центра кластерного развития для СМСП.

• Содействие развитию микрофинансовых организаций.

• Содействие развитию НО «Иркутский областной гарантийный фонд».

• Создание и (или) обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга.

За счет других средств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Центр инноваций социальной сферы.

• Бизнес-инкубатор г. Байкальска

Подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 гг.:

• Оказание СМСП разнообразных видов помощи и поддержки, консультационных и информационных услуг, проведение обучения и семинаров.

Подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2015-2018 гг.:

• Изготовление (тиражирование) и приобретение продукции о туристских возможностях региона.

• Организация и проведение выставки туристских услуг «Байкалтур».

• Развитие событийного туризма, поддержка и проведение мероприятий, направленных на развитие круглогодичного туризма.

• Размещение рекламного материала о туристско-рекреационных возможностях Иркутской области в СМИ.

• Разработка и продвижение туристических проектов и турмаршрутов (организация рекламных туров, экспедиций, экскурсий, издание презентационных видеоматериалов и буклетов, проведение круглых столов, конференций).

• Участие в российских и международных туристских выставках.

• Создание конкурентоспособного цифрового контента с художественным содержанием (изготовление рекламных видеороликов, видеосюжетов, создание банка фотоматериалов)

Строительство объектов внутренней и внешней инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ ТРТ территории.

Проектирование объектов внутренней и внешней инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ ТРТ территории

• Довузовское образование (основы профессиональных знаний и навыков ведения предпринимательской деятельности) — средние школы, лицеи, колледжи.

• Высшее образование (профессиональная подготовка

по различным специальностям, являющимся базовыми для ведения предпринимательской деятельности).

• Дополнительное образование: подготовка, переподготовка

и повышение квалификации кадров для обеспечения малых предприятий высококвалифицированными кадрами. Подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 гг.:

• Проведение обучения и семинаров

Таблица 1 (окончание)

03 А

О X

О

<

"О >

СП

ь

ю

м о

ел

Участники институционально го процесса

Основные • Субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. • Российские и иностранные туристы

Инфраструктурные институты • Транспортные компании. • Строительный бизнес. • Экскурсионные агентства. • Санаторно-курортные учреждения. • Объекты культуры. • Спортивные сооружения. • Предприятия общественного питания. • Информационно-туристские центры и т. д.

Институты регулирования и контроля • Государственные органы. • Органы местного самоуправления. • Государственные службы

Финансовые институты Предприятия инфраструктуры поддержки СМСП: • Микрофинансовые организации (22 организации). • НО «Иркутский областной гарантийный фонд». Коммерческие: • Страховые компании. • Банки. • Лизинговые компании

Институты развития Предприятия инфраструктуры поддержки СМСП: • Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области». • Центр кластерного развития для СМСП. Коммерческие: • Бухгалтерские службы. • Юридические агентства. • Консалтинговые компании. • Аудиторские фирмы. • Рекламные агентства и т. д.

Общественные институты • Сибирская Байкальская ассоциация туризма. • Иркутский филиал Российской гостиничной ассоциации

Кадровые институты Учебные заведения: • Средние школы, лицеи, колледжи. • Вузы. Предприятия инфраструктуры поддержки СМСП: • Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»

Правовые институты • Суды. • Уполномоченный по защите прав предпринимателей

СО СО

И Н СТИТУ Ц И АЛ И 3 А Ц И Я 9 I '.О Н О М 1-111-1

g готовке кадров для предпринимательских структур ^ г. Иркутска».

Процесс функционирования отдельных институтов, о определяющих уровень развития предпринимательства в Иркутской области, находится в стадии про-^ грессирующего развития, которое в настоящее время и тормозится условиями экономического спада. Ограни-оо ченность всех видов ресурсов не позволяет в полной ^ мере задействовать все механизмы и инструменты совершенствования системы управления развитием > предпринимательства в сфере туризма на территории ^ региона. Тенденции развития институциональной сре-^ ды предпринимательства в сфере туризма связываются ^ с развитием инфраструктуры поддержки туристского бизнеса и кадровой поддержки СМСП в сфере туризма.

Литература

1. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП стран: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance. ru/infographics/5333/.

2. О внесении изменений в государственную программу Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Иркутской области от 25 июня 2015 г. № 316-пп: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// irkut.info/2015/02/postanovlenie208.htm.

3. Колпакиди Д. В. Совершенствование региональной инфраструктуры туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 64-69.

4. Колпакиди Д. В., Колпакиди Н. Н. Концептуальные подходы к развитию образовательной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса // Экономика и управление. 2012. № 11 (85). С. 96-100.

References

1. The contribution of small and medium business in the GDP of countries. Available at: http://www.vestifinance.ru/info-graphics/5333/ (in Russ.).

2. Resolution of the Government of Irkutsk region of June 25, 2015 № 316-pp "On Amendments to the state program of Irkutsk region "Economic development and innovative economy" for 2015 - 2020. Available at: http://irkut.info/2015/02/ postanovlenie208.htm (in Russ.).

3. Kolpakidi D. N. Sovershenstvovanie regional'noy ifrastruk-tury turizma [The improvement of regional tourism infrastructure]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2014, no. 6, pp. 64-69.

4. Kolpakidi D. B., Kolpakidi N. N. [Conceptual Approaches in Russia for Developing the Educational Infrastructure to Support Small- and Medium-sized Businesses]. Ekonomika i upravlenie. 2012. no. 11 (85), pp. 96-100.

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Экономика и управление» признан лучшим периодическим изданием

Российский научный журнал «Экономика и управление» награжден дипломом IV Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга — 2013» в качестве лучшего периодического издания, выпускаемого отечественными вузами.

Конкурс проводился издательским домом «Университетская книга» и Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ) (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) на базе научной библиотеки последнего. Целью конкурса является поддержка авторов и авторских коллективов, поощрение современных издательских проектов вузов (включая электронные издания), повышение уровня редакционно-издательской подготовки, полиграфического, дизайнерского и программно-технического исполнения и художественного оформления учебных изданий, а также научных, научно-популярных, справочных и других видов вузовских изданий, предназначенных для студентов и аспирантов.

Участие в этом наиболее представительном из проводимых в нашей стране и ближнем зарубежье мероприятий подобного характера и масштаба нашего Университета стало доброй традицией. Начиная с 2009 г. издания СПбУУиЭ регулярно отмечались дипломами конкурса «Университетская книга», который проводится в разных городах на базе ведущих учебных заведений. IV Сибирский межрегиональный конкурс в текущем году проводился по 23 номинациям. На конкурс прислали свои издания издательства 34 вузов России, а также иные издательства, выпускающие книги

для высшей школы. Всего было получено 342 учебных и научных издания из следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Сыктывкар, Казань, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Чебоксары, Иваново, Йошкар-Ола, Рязань, Киров, Якутск, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Елабуга, Ирбит, Иркутск, Томск, Омск, Чита, Хабаровск, Оренбург, Улан-Удэ и др. Выставочный этап конкурса организовала научная библиотека университета.

Издания, представленные на конкурс, оценивала экспертная комиссия, в которой участвовали проректоры других вузов, директора ведомственных и вузовских издательств.

Итоги IV Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга — 2013» были подведены 24 октября. В этот день в Научной библиотеке ВСГУТУ состоялась церемония награждения победителей конкурса. В номинации «Лучшее периодическое издание» дипломом отмечен российский научный журнал «Экономика и управление», выпускаемый СПбУУиЭ.

Наш журнал не в первый раз получает награды авторитетных конкурсов и признается одним из лучших в своей области. Победа на «Университетской книге — 2013» стала результатом общих усилий коллектива издательства, его научной редакции и редакции научной периодики, в очередной раз подтвердив высокий научный статус издания, неизменное качество его издательской подготовки и полиграфического исполнения. Мы искренне поздравляем с этой победой авторов, редакторов, читателей и партнеров журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.