Научная статья на тему 'Перспективы развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области'

Перспективы развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / TOURISM MANAGEMENT SYSTEM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / TOURISM AND RECREATION SPECIAL ECONOMIC ZONE / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / BUSINESS TOURISM / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / PROSPECTS FOR TOURISM DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колпакиди Дмитрий Викторович

Настоящее исследование направлено на обоснование перспектив развития туризма в Иркутской области и выявление тенденций совершенствования системы управления туристской сферой на региональном уровне. Цель. Выявить перспективы дальнейшего развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области. Задачи. Изучить современные особенности и перспективы развития туристской сферы в России и Иркутской области. Выявить проблемы в развитии индустрии туризма в Иркутской области. Выделить перспективные направления совершенствования системы управления развитием туристской сферы в регионе. Методология. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, стратегические документы федерального и регионального значения, данные Федеральной службы государственной статистики, отчетные документы Агентства по туризму Иркутской области. Результаты. Проанализированы итоги развития туристской сферы, выделены факторы, препятствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России и в Иркутской области. Особое внимание уделено перспективам дальнейшего развития туризма в Байкальском регионе в рамках программно-целевого подхода. Проанализирован процесс исполнения программных документов, на основе которых реализуется процесс государственного управления туристской сферой. Выводы. Дальнейшее развитие процесса государственного управления сферой развития туризма должно быть связано с активизацией процессов инвестирования проектов развития туристской инфраструктуры, диверсификацией источников и структуры финансирования инвестиционных проектов, повышением качества кадров туристской сферы, возрастанием доступности информационных и консультационных услуг, вовлечением в процесс развития туризма институциональных ресурсов системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Development of the Tourism Management System in the Irkutsk Region

This study is dedicated to substantiating the prospects for the development of tourism in the Irkutsk region and identifying trends in the improvement of tourism management at the regional level. Aim. This study determines the prospects for further development of the tourism management system in the Irkutsk region. Tasks. This study examines the current characteristics and prospects of tourism development in Russia as a whole and the Irkutsk region in particular, identifies problems in the development of the tourism industry in the Irkutsk region, and determines promising directions for the improvement of the tourism development management system in the region. Methods. General scientific methods, strategic documents of federal and regional significance, data of the Federal State Statistics Service, and accounting documents of the Tourism Agency of the Irkutsk region serve as the methodological basis of the study. Results. The results of tourism development are analyzed, and factors that impede the development of domestic and inbound tourism in Russia and the Irkutsk region are identified. Special attention is paid to the prospects for further development of tourism in the Baikal region within the framework of a program- and goal-oriented approach. The process of execution of the policy documents that serve as the basis for public tourism management is analyzed. Conclusion. Further development of public tourism management should be associated with the intensification of investment in projects on the development of tourism infrastructure, diversification of sources and structure of funding of investment projects, improved quality of personnel in the tourism industry, increasingly accessible information and consultation services, involvement of the institutional resources of the system for the support of small and medium enterprises into the process of tourism development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области»

J

<

о

Перспективы развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области

Prospects for the Development of the Tourism Management System in the Irkutsk Region

УДК 338.48:005

Колпакиди Дмитрий Викторович

доцент Иркутского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1

Dmitriy V. Kolpakidi

Irkutsk State University

Karla Marksa Str. 1, Irkutsk, Russian Federation, 664003

Настоящее исследование направлено на обоснование перспектив развития туризма в Иркутской области и выявление тенденций совершенствования системы управления туристской сферой на региональном уровне. Цель. Выявить перспективы дальнейшего развития системы управления туристской деятельностью в Иркутской области. Задачи. Изучить современные особенности и перспективы развития туристской сферы в России и Иркутской области. Выявить проблемы в развитии индустрии туризма в Иркутской области. Выделить перспективные направления совершенствования системы управления развитием туристской сферы в регионе.

Методология. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, стратегические документы федерального и регионального значения, данные Федеральной службы государственной статистики, отчетные документы Агентства по туризму Иркутской области.

Результаты. Проанализированы итоги развития туристской сферы, выделены факторы, препятствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России и в Иркутской области. Особое внимание уделено перспективам дальнейшего развития туризма в Байкальском регионе в рамках программно-целевого подхода. Проанализирован процесс исполнения программных документов, на основе которых реализуется процесс государственного управления туристской сферой. Выводы. Дальнейшее развитие процесса государственного управления сферой развития туризма должно быть связано с активизацией процессов инвестирования проектов развития туристской инфраструктуры, диверсификацией источников и структуры финансирования инвестиционных проектов, повышением качества кадров туристской сферы, возрастанием доступности информационных и консультационных услуг, вовлечением в процесс раз-

вития туризма институциональных ресурсов системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: система управления туристской деятельностью, экономический кризис, въездной туризм, внутренний туризм, особая экономическая зона туристско-рекреацион-ного типа, деловой туризм, российско-китайские отношения, перспективы развития туризма, инвестиции, Иркутская область

This study is dedicated to substantiating the prospects for the development of tourism in the Irkutsk region and identifying trends in the improvement of tourism management at the regional level.

Aim. This study determines the prospects for further development of the tourism management system in the Irkutsk region. Tasks. This study examines the current characteristics and prospects of tourism development in Russia as a whole and the Irkutsk region in particular, identifies problems in the development of the tourism industry in the Irkutsk region, and determines promising directions for the improvement of the tourism development management system in the region. Methods. General scientific methods, strategic documents of federal and regional significance, data of the Federal State Statistics Service, and accounting documents of the Tourism Agency of the Irkutsk region serve as the methodological basis of the study. Results. The results of tourism development are analyzed, and factors that impede the development of domestic and inbound tourism in Russia and the Irkutsk region are identified. Special attention is paid to the prospects for further development of tourism in the Baikal region within the framework of a program- and goal-oriented approach. The process of execution of the policy documents that serve as the basis for public tourism management is analyzed.

Conclusion. Further development of public tourism management should be associated with the intensification of investment in projects on the development of tourism infrastructure, diversification of sources and structure of funding of investment projects, improved quality of personnel in the tourism industry, increasingly accessible information and consultation services, involvement of the institutional resources of the system for the support of small and medium enterprises into the process of tourism development.

Keywords: Tourism management system, economic crisis, inbound tourism, domestic tourism, tourism and recreation special economic zone, business tourism, Russian-Chinese relations, prospects for tourism development, investment, Irkutsk region

Последние несколько лет — на фоне масштабного экономического кризиса, западных санкций и, как следствие, снижения доходов населения и растущей напряженности на рынке труда — стали достаточно сложными для развития выездного туризма в России. В 2014 г. прошла череда банкротств туристских компаний, а в следующем году, в результате ряда террористических актов, были разорваны туристические отношения с Египтом и Турцией — самыми популярными направлениями у российских туристов.

По данным Росстата, падение числа туристских поездок по итогам 2015 г. составило 20% (с 42 921 тыс. до 34 390 тыс. поездок) [1]. При этом сокращение поездок с туристскими целями оказалось почти в 2 раза большим, чем деловых визитов, — 31% против 16% (использовались данные за 9 месяцев 2015 и 2016 гг.) [2]. В 2016 г. рассматриваемая тенденция сохранилась — за 9 месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого падение составило более 6% (с 27 459 тыс. до 25 780 тыс. поездок) [1]. Падение выездного турпотока в 2015 г. по отдельным странам составило в среднем от 30 до 50% и более; менее всего пострадал Вьетнам (сокращение на 9%), а больше других — Турция и Египет (падение на 18 и 22% соответственно). И все это несмотря на ряд серьезных мер со стороны других стран (дотации на топливо, оптимизация ценовой политики), направленных на удержание российских туристов.

Что касается въездного туризма, то в 2015 г. произошло небольшое увеличение потока приезжающих из-за привлекательного для иностранцев валютного курса и, соответственно, стоимости услуг. Количество въездных туристских поездок в 2015 г. выросло чуть более чем на 5% (с 25 438 тыс. до 26 852 тыс. поездок). Здесь лидирующие позиции занимает КНР — рост составил более 22% (с 874 тыс. до 1122 тыс. поездок); за 9 месяцев 2016 г. въездной

поток вырос еще на 13% по сравнению с ана- § логичным периодом 2015 г. [1]. §

C 2015 г. на рынке туристских услуг чет- £

ш

ко просматриваются две тенденции: падение ^ спроса на выездной туризм и переориентация ^ на развитие внутреннего и въездного туриз- з ма. Они обусловлены, во-первых, падением ^ курса рубля по отношению к основным валю- ^ там практически в 2 раза, что сформировало, | с одной стороны, благоприятную ситуацию для ^ иностранных туристов, значительно снизив | стоимость поездки в Россию, а с другой — £ поставило ценовой барьер для большинства ^ россиян на выезд за рубеж. Во-вторых, сни- з жение доходов россиян и неопределенность на рынке труда привели к переориентации на более дешевые поездки внутри страны.

Несмотря на привлекательную стоимость туров для иностранных граждан, основными проблемами, препятствующими росту въездного туризма, остаются:

• низкий уровень сервиса и отсутствие желания для повышения качества обслуживания;

• негативное отношение к России, формируемое западными СМИ;

• высокая стоимость авиабилетов;

• неразвитая инфраструктура (особенно в регионах);

• недостаток квалифицированных кадров;

• недостаточное разнообразие турпродуктов. Примерно те же проблемы ощущаются и на

рынке внутреннего туризма:

• высокая стоимость авиабилетов;

• слабо развитая инфраструктура;

• недостаток квалифицированных кадров;

• более низкий уровень сервиса по сравнению с популярными зарубежными направлениями.

Часть российских туристов перестали путешествовать по причине снижения доходов, другие переориентировались с выездного на внутренний туризм. Переориентация выездного потока на другие зарубежные направления оказалась незначительной. Однако, несомненно, что внутренний туризм в сложившихся экономических условиях будет развиваться и далее.

Несмотря на то что основными игроками на рынке внутреннего и въездного туризма остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым и города «Золотого кольца», сложившаяся экономическая ситуация также дала толчок развитию туризма в ряде других регионов, в том числе и в Иркутской области.

Сфера туризма является одной из приоритетных для экономики Иркутской области, поскольку существующий туристский потенциал делает регион одним из наиболее привлекательных мест для туристов в России и спосо-

Основные показатели, характеризующие динамику развития туристской деятельности в Иркутской

области в 2010-2015 гг.

Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество туроператоров, ед. 49 83 88 86 86 88

Общее количество туристов, посещающих область, тыс. чел. 744,5 774,1 976,8 1306,6 1307,5 1411,5

Количество иностранных туристов, тыс. чел. 49,5 70,8 75,8 79,2 146,9 128,8

Количество российских туристов, тыс. чел. 695,0 703,3 901,0 1227,4 1160,6 1282,7

Количество коллективных средств размещения (КСР):

гостиницы, ед. 216 217 219 255 219 219

дома отдыха, турбазы, базы отдыха, ед. 151 161 165 171 165 165

санатории, пансионаты с лечением, ед. 46 46 46 32 30 30

Объем оказания туристских услуг, млрд руб. 1,33 1,33 1,37 1,46 1,51 1,88

Доходы от предоставляемых услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб. 2,85 3,09 3,31 3,29 2,95

Объем налоговых отчислений предприятий туристской сферы, млн руб. 290,0 237,1 258,3 297,4 386,4 384,8

Составлено: автором по данным «Отчетов о работе агентства по туризму Иркутской области» за 2010-2015 гг.

бен дать толчок для решения многих экономических и социальных проблем [3]. В 2015 г. общее количество туристов, посетивших Иркутскую область, превысило 1411 тыс. человек. По сравнению с 2014 г. поток вырос на 8%. Регион посетило на 10,5% больше россиян (1282,7 тыс. человек), при этом количество иностранных туристов сократилось на 12,3% (128,8 тыс. человек), однако по сравнению с 2013 г. их количество значительно возросло (на 62,6%). В первом полугодии 2016 г. рост количества российских и иностранных туристов (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.) продолжился [4; 5]. Основные показатели, характеризующие динамику развития туристской деятельности в Иркутской области, представлены в табл. 1.

Поток российских туристов, несомненно, сдерживается рядом общих для России проблем, о которых уже упоминалось выше (низкий уровень сервиса, высокая стоимость авиабилетов, неразвитая инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров). Проблемы, препятствующие развитию туризма в Иркутской области, структурированы в рамках настоящего исследования в табл. 2.

На первом месте среди иностранных туристов уже несколько лет находятся граждане КНР, оттеснившие на второе место немцев. В 2015 г., по сравнению с предшествовавшим годом, Иркутскую область посетило на 62% больше китайских туристов. В первом

полугодии 2016 г. рост количества китайских туристов также продолжился (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.). Данная тенденция, несомненно, сохранится и в последующие годы, что определяется следующими основными факторами:

• общий рост выездного туристского потока из Китая (более чем в 2 раза за последние 5 лет);

• безвизовый туристский обмен между Россией и КНР;

• ослабление российского рубля по отношению к основным мировым валютам, в том числе к юаню;

• общее потепление российско-китайских отношений.

Среди проблем, препятствующих развитию въездного туризма из Китая, можно выделить низкий уровень адаптации сервиса к требованиям азиатского туриста и нехватку в сфере туризма персонала, владеющего на должном уровне китайским языком. Если первая задача решается уже сейчас — гостиницы, рестораны и турфирмы в течение последних нескольких лет с ростом потока из КНР постепенно адаптируются к требованиям китайского туриста, — то подготовка соответствующих специалистов, на высоком уровне владеющих китайским языком, требует больше времени и усилий. Необходимо поступательно увеличивать число бюджетных мест и способствовать развитию лингвистических направлений подготовки, а

вузам, ведущим подготовку специалистов в сфере туризма и гостиничного дела, следует рассмотреть возможность внедрения китайского языка в учебный процесс в качестве второго (учитывая, что согласно ФГОС по данным направлениям осуществляется двуязыковая подготовка).

Следует отметить, что перспективы развития туризма в Байкальском регионе положительно оцениваются и на федеральном уровне. Осенью 2016 г. Министерство экономического развития предлагало правительству ликвидировать 10 особых экономических зон (ОЭЗ). Решение по данному вопросу в отношении восьми из них оказалось «положительным». Были признаны неэффективными и закрыты шесть особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) — в Ставропольском, Краснодарском, Приморском краях, республиках Северная Осетия-Алания, Алтай, Адыгея, — и две портовые ОЭЗ (в Хабаровском крае и Мурманской области). Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране и повсеместное сокращение бюджетных расходов, было принято решение о сохранении ОЭЗ в Бурятии и Иркутской области, но территории зон были значительно уменьшены. В Бурятии в составе ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» оставили два участка — Пески и Турка, на которых уже создана инфраструктура, необходимая для привлечения инвесторов. В Иркутской области в составе ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» из двух участков оставили лишь один — в Байкальске (участок «Гора Соболиная»), на котором уже функционирует несколько резидентов. Участок в Большом Голоустном, где не было инвесторов, исключили из ОЭЗ. Существующая в Байкальске инфраструктура, несомненно, позволит развивать туризм более эффективно и с меньшими затратами, чем в других местах. Уже сейчас на участке функционируют 12 горнолыжных трасс, подъемники, подвесная кресельная дорога, заведения общественного питания и 17 гостиниц.

Не последнюю роль в привлечении туристов играет и областной центр, который обладает богатым историко-культурным наследием:

• большое количество архитектурных памятников;

• объекты деревянного зодчества;

• уникальные храмы;

• специально созданная зона исторической застройки «130-й квартал» (Иркутская слобода), включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Постепенно повышается известность города Иркутска в качестве центра международного делового туризма. В регионе, несмотря на санкции, появляются новые зарубежные

партнеры, расширяется сфера экономическо- g го сотрудничества со странами Азиатско-Ти- g хоокеанского региона и рядом стран ЕС [3]. if

ш

В городе действует информационно-туристская служба [6].

Знаковым для развития туризма является и s

приход в город мировых гостиничных сетей. В g

2012 г. в Иркутске был открыт отель Courtyard g

by Marriott, а в 2017 г. планируется выход на |

местный рынок еще двух мировых брендов — ^

Ibis и Hilton. i

Сложившиеся в настоящий момент экономи- í

ш

ческие условия обуславливают положительные g тенденции в развитии въездного и внутреннего s туризма как по России в целом, так и в Байкальском регионе. На этом фоне появляются новые перспективы, растет количество потенциальных инвесторов, в том числе и из КНР, готовых вкладывать собственные средства в туристскую инфраструктуру. Развитию туризма препятствуют многочисленные проблемы, как локального, так и общего характера, связанные с недостатком инвестиций, отсутствием грамотного долгосрочного планирования, частой сменой руководства региона и российским менталитетом (см. табл. 2).

Процесс государственного воздействия на экономическое развитие осуществляется на основе разработки и реализации нормативных, стратегических и программных документов. В частности, развитие системы управления туристской деятельностью осуществляется в соответствии со «Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», которая разработана в рамках «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». При этом стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма.

Стратегическими документами развития туризма предусматривается использование управленческих механизмов и инструментов, которые на определенной стадии социально-экономического развития призваны обеспечить определенный уровень доходов в бюджеты РФ или субъектов Федерации, развитие туристской инфраструктуры, улучшение качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и международном рынках, повышение эффективности системы управления в туристской сфере и пр. Каждый субъект Российской Федерации в своих программных документах определяет собственные направления развития туризма.

Проблемы развития туризма в Иркутской области

Основные проблемы, препятствующие развитию туризма Факторы снижения конкурентоспособности туристского продукта Пути решения проблем развития туристской сферы региона

Высокая стоимость отечественного туристского продукта Высокие транспортные тарифы, высокая стоимость длительной туристской программы Развитие чартерных цепочек, компенсация транспортных тарифов за счет бюджетных средств, развитие бюджетных авиакомпаний на российском рынке, уменьшение себестоимости турпродукта за счет снижения фактора сезонности, увеличения турпотока и, следовательно, повышение загрузки КСР. Развитие особой экономической зоны туристско-ре-креационного типа «Ворота Байкала»

Невозможность предоставления качественных услуг коллективного размещения для среднего ценового сегмента потребителей (без уменьшения прибыльности бизнеса) Недостаточное количество КСР с современным уровнем комфорта и привлекательным соотношением параметров «цена — качество» Развитие и модернизация существующей туристской инфраструктуры, уменьшение себестоимости проживания за счет снижения фактора сезонности, увеличения турпотока и, следовательно, повышение загрузки КСР, подготовка высококвалифицированного персонала, привлечение мировых гостиничных сетей экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта (в 2017 г. планируется открытие отеля Ibis). Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала»

Невозможность туристского освоения территорий, которые являются особо ценными с точки зрения обеспеченности ресурсами Законодательный запрет на осуществление хозяйственной деятельности на территориях, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории Развитие особой экономической зоны туристско-рекреаци-онного типа «Ворота Байкала», создание на территории региона туристско-рекреационных кластеров (должна быть завершена работа по включению в перечень реализуемых проектов ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» ТРК «Байкальское созвездие»)

Недостаточно развитая базовая инфраструктура территории Низкий уровень обеспеченности объектами инфраструктуры, пропускной способности автомобильных и водных транспортных путей и пр. Обеспечение опережающего развития транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры в наиболее привлекательных для туризма территориях. Развитие системы водных туристских маршрутов, проведение реконструкции и строительства причальных сооружений. Развитие воздушного сообщения, реконструкция аэропортов, строительство новых посадочных площадок. Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала»

Отсутствие готовых инвестиционных проектов Непривлекательность развития объектов туризма для инвесторов Развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвесторов в туристскую сферу Иркутской области путем комплексного подхода к созданию для них комфортных условий ведения бизнеса. Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», создание на территории региона туристско-рекреационных кластеров

Моральный и физический износ транспортных средств Недостаточное количество и крайняя изношенность транспортных средств, используемых для перевозки туристов Использование механизмов государственно-частного партнерства, создание привлекательных условий для инвесторов, желающих инвестировать в обновление транспортного парка для развития туристской сферы (приобретение современных туристических автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств)

Невозможность дальнейшего развития санаторно-курортных и оздоровительных услуг Моральный и физический износ ресурсной базы санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма Поддержка и развитие санаторно-курортного комплекса путем содействия реализации предпринимательских проектов (содействие в выделении земельных участков, продвижение проектов при содействии специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и пр.)

Наличие препятствий экологического характера для развития туристской сферы Антропогенное загрязнение прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного отдыха Ликвидация последствий деятельности БЦБК, комплексное освоение территорий

Зависимость реализации туристских услуг от сезонности спроса Большая продолжительность «низкого сезона» Развитие всесезонного туризма на территории Иркутской области

Отсутствие инновационных подходов к процессу формирования туров и туристских программ Слабая диверсификация региональных туристских продуктов, которые не вполне удовлетворяют вкусам современных потребителей Паспортизация существующих и разработка новых туристских маршрутов с учетом требований потребителей. Создание единого информационного реестра туристской маршрутной сети

Отсутствие эффективной информационной поддержки развития туризма Низкая информированность потенциальных потребителей услуг о туристских возможностях региона, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма Формирование положительного туристского имиджа региона, формирование и продвижение национального бренда «Байкал. Великое озеро великой страны» и туристических возможностей региона на международный туристский рынок

Рынок туризма Иркутской области является составной частью Байкальского региона, российского туристского рынка, рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Государственная поддержка развития туризма в Иркутской области осуществляется в рамках региональной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы по двум подпрограммам: «Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области» на 2015-2020 годы и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2015-2018 годы. В рамках последней подпрограммы к настоящему времени было реализовано два основных мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Повышение уровня использования туристского потенциала Иркутской области» на 2015-2018 годы. На его реализацию из областного бюджета было выделено 5326,2 тыс. руб. (42,3% от планового объема ресурсного обеспечения, предусмотренного в отчетном году на уровне подпрограммы). Фактическое исполнение средств областного бюджета по данному основному мероприятию составило 100%. Было достигнуто большинство показателей, характеризующих выполнение мероприятий.

2. «Строительство объектов внутренней и внешней инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ ТРТ территории» на 2015 г. На его реализацию из областного бюджета было выделено 7257,7 тыс. руб. (57,7% от планового объема ресурсного обеспечения, предусмотренного в отчетном году на уровне подпрограммы). Фактическое исполнение средств областного бюджета по данному мероприятию составило 51,8%. Выполнение мероприятия характеризуется таким показателем, как количество выполненных проектно-изыскательских работ на строительстве объектов инженерной инфраструктуры на территории ОЭЗ ТРТ (ед.). Фактическое значение показателя составило 10 ед., или 100% от запланированного уровня.

Финансирование реализации программы за счет средств регионального бюджета представляется абсолютно недостаточным для решения перечисленных выше проблем (см. табл. 2). К дальнейшему развитию процесса государственного управления сферой развития туризма должны быть привлечены диверсифицированные источники финансирования: бюджетные средства и средства частных инвесторов — субъектов предпринимательской деятельности. Актуальным механизмом развития туристской деятельности должно стать государственно-частное партнерство. В процесс развития туризма должны быть также вовлечены финансовые ресурсы целевых и ведомственных программ по различным сферам экономической деятельности, а также ин-

ституциональные ресурсы системы поддержки g

малого и среднего предпринимательства. g

Литература х

1. Официальная статистика: Розничная торговля, ус- 1 луги населению, туризм // Официальный сайт Феде- ° ральной службы государственной статистики: [Элек- ° тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks. ® ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis- х tics/enterprise/retail/#/. <

2. Количество граждан Российской Федерации, выехав- х ших за рубеж // Официальный сайт Федерального g агентства по туризму: [Электронный ресурс]. Режим ^ доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statis- ^ tika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostran-nykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-fede-ratsii-vyekhavshikh-za-rubezh/.

3. Колпакиди Д. В. Ресурсное обеспечение системы государственной поддержки предпринимательства в сфере туризма // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2013. № 3. С. 179-185.

4. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2015 год: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/about/ot-chet2015/.

5. Отчет агентства по туризму Иркутской области о проделанной работе за 9 месяцев 2016 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkobl. ru/sites/tour/report/.

6. Колпакиди Д. В. Совершенствование региональной инфраструктуры туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 64-69.

References

1. Official statistics: Retail trade, public services, tourism. Official website of the RF Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/retail/#/. (in Russ.).

2. The number of Russian citizens who went abroad. Official website of the RF Federal Agency for Tourism. Available at: http://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poez-dok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-in-ostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiys-koy-federatsii-vyekhavshikh-za-rubezh/. (in Russ.).

3. Kolpakidi D. V. Resursnoe obespechenie sistemy gosu-darstvennoy podderzhki predprinimatel'stva v sfere turizma [Resource provision of the state support of entrepreneurship in the field of tourism]. RISK: Resursy. Informatsiya. Snabzhenie. Konkurentsiya, 2013, no. 3, pp. 179-185.

4. Report of the Tourism Agency of the Irkutsk region for 2015. Available at: http://irkobl.ru/sites/tour/ about/otchet2015/. (in Russ.).

5. Report of the Tourism Agency of the Irkutsk region on the work done for the first 9 months of 2016. Available at: http://irkobl.ru/sites/tour/report/. (in Russ.).

6. Kolpakidi D. V. Sovershenstvovanie regional'noy infrastruktury turizma [Improvement of the regional tourism infrastructure]. Izvestiya Sankt-Peterburg-skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universi-teta [Proc. of the St. Petersburg State Univ. of Economics], 2014, no. 6, pp. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.