УДК 339.9
М. В. Солодков, А. О. Борисова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ услуг
На сегодняшний день мировой рынок туристических услуг является одной из наиболее активно развивающихся сфер мировой экономики. Международный въездной туризм оказывает положительное влияние на национальную и региональную экономику стран-реципиентов, что обусловливает необходимость его развития в странах и регионах, обладающих потенциалом для привлечения иностранных туристов. Цель статьи — оценка конкурентоспособности Иркутской области на мировом рынке туризма на основе анализа влияния различных факторов. В частности, определен характер воздействия природно-географи-ческих, климатических факторов, культурно-исторического потенциала региона. Проанализировано современное состояние туристской инфраструктуры, кадрового обеспечения туристской деятельности. Отдельное внимание уделено влиянию современных экономических и политических условий на уровень развития международного туризма. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования влияния региональных особенностей на развитие международного туризма.
Today, the world tourism market is dynamic and rapidly developing area of the world economy. International inbound tourism has a positive impact on the national and regional economies of recipient countries thus it is necessary to develop this sector in the countries and regions that have a potential to attract foreign tourists. The purpose of this article is to estimate the competitiveness of the Irkutsk region on the world tourism market based on an analysis of various factors. In particular, the authors examine the impact of natural, geographical, and climatic factors and the region's cultural and historical potential. Another focus is the present status of tourism infrastructure and availability of human resources in the tourism industry. Special attention is paid to the influence of present economic and political conditions on the development of international tourism. It is concluded that there is a need for a further study of the influence of regional features on international tourism development.
Ключевые слова: международный туризм, въездной туризм, конкурентоспособность в туризме, региональные особенности туризма, туризм в Иркутской области, факторы развития туризма.
Key words: international tourism, inbound tourism, competitiveness in tourism, regional features of tourism, tourism in the Irkutsk region, tourism development factors.
95
В условиях глобализации и стремительного роста мирового рынка туристских услуг (согласно данным ЮНВТО — 4,3 % в 2014 г. [22]) вопрос о конкурентоспособности отдельных стран и регионов на данном рынке становится как никогда актуальным. Увеличение рынка дает дополнительные преимущества для желающих занять свою долю, расши-
© Солодков М. В., Борисова А. О., 2016
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3. С. 95—103.
ряются возможности по реализации имеющегося туристского потенциала, созданию и продвижению туристского продукта, географии привлечения иностранных туристов. Вместе с тем современная ситуация заставляет производителей туристского продукта вступать в жесткую конкурентную борьбу друг с другом. И чем больше рынок, тем более жесткая конкуренция на нем присутствует. Это вынуждает производителей постоянно искать пути повышения собственной конкурентоспособности: совершенствовать эффективность использования имеющихся туристских ресурсов, минимизировать затраты, искать новые возможности привлечения иностранных туристов.
На сегодняшний день Россия занимает незначительную долю на 96 мировом рынке въездного туризма — около 2,7 % (при доле в мировом ВВП 3,4 % [23]). Одной из основных тенденций, характеризующих состояние международного туризма в стране на протяжении последних лет, выступает значительное преобладание выездного туризма над въездным [2, с. 102]. Соответственно, присутствие на мировом рынке туристских услуг для России означает отток средств из страны, что вызывает необходимость исследования причин сложившейся ситуации и поиска возможностей ее улучшения с целью поддержания внешнеэкономических интересов страны. Отдельное внимание следует уделить тому факту, что Россия, являясь первой страной в мире по величине территории, включает в себя 85 субъектов, значительно различающихся между собой по уровню экономического, технического, социального развития, природно-климатическим условиям, географическому положению и ряду других факторов, оказывающих непосредственное влияние на международный въездной туризм. Такое положение дел говорит о целесообразности изучения конкурентоспособности на мировом рынке туризма не только страны в целом, но и отдельных ее субъектов.
Несмотря на широкую распространенность понятия «конкурентоспособность», единого общепринятого определения пока не выработано. Это связано со сложностью и многосторонностью данной категории, которая может принимать то или иное значение в различных ситуациях [15]. В наиболее широком смысле под конкурентоспособностью понимается способность субъекта конкуренции совершать конкурентные действия в определенной сфере деятельности лучше, чем другие конкурирующие субъекты [8, с. 72]. Если же рассматривать более узкие определения и говорить о конкурентоспособности региона, то здесь целесообразно привести следующие определения:
— возможность участия региона в конкурентных отношениях, определяемая наличием и реализацией конкурентного потенциала региона (В. И. Видяпин, М. В. Степанов);
— конкурентоспособность, определяемая региональными особенностями кадрового, научно-технического, социально-экономического потенциала, ресурсными возможностями для реконструкции и развития существующих или размещения новых производств, а также конкурентоспособностью производимой в регионе продукции (Г. А. Унтура);
— положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынке, обусловленное экономическими, политическими, социальными и прочими факторами (В. М. Рябцева);
— сложная организационно-экономическая категория, свидетельствующая об умении и готовности региона отвечать на вызовы внешней (как национальной, так и глобальной) среды на основе сформировавшегося специфического социально-экономического потенциала, знаний и инноваций, имеющихся и вновь созданных преимуществ, быстро адаптирующихся к изменениям рыночных и социальных условий общественного прогресса и позволяющих в итоге обеспечить более высокое по сравнению с другими регионами качество жизни своего населения, причем как в настоящее время, так и в будущем (Р. Г. Маннапова, Л. Г. Ахтариева);
— способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг при эффективном использовании существующих факторов производства (экономического потенциала), задействования существующих и создания новых конкурентных преимуществ, сохранения и повышения уровня жизни в условиях соблюдения принятых международным сообществом экологических стандартов (В. В. Мер-кушов) [5].
Наиболее удачной представляется характеристика конкурентоспособности региона как его способности обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг, что является главным условием присутствия на конкурентном рынке. Также это определение соответствует более широкому определению конкуренции, приведенному выше: в качестве субъекта конкуренции выступает регион, в качестве конкурентного действия — производство товара (туристского продукта). Однако встает вопрос, что же подразумевается под конкурентоспособным товаром. Согласно определению Ю. Т. Бубнова, конкурентоспособность товара — это характеристика товара, которая отражает его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение (цит. по: [15, с. 121]). Таким образом, конкурентоспособность произведенных товаров говорит о способности субъекта конкуренции совершать конкурентное действие лучше других субъектов (производить товары, в большей степени соответствующие конкретным общественным потребностям, с наименьшими затратами). Также в большинстве вышеприведенных определений подчеркивается, что конкурентоспособность напрямую зависит от ряда внешних и внутренних факторов.
Объединяя все вышесказанное, можно охарактеризовать конкурентоспособность региона как его способность обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг, определяющуюся эффективностью использования имеющихся ресурсов, наличием конкурентных преимуществ, а также экономическими, социальными, политическими и иными факторами. Тогда конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг означает возможность обеспечения в существующих условиях производства такого туристского продукта в регионе, который будет способен конкурировать на мировом рынке в сложившихся экономических, социальных, политических и прочих условиях. Причем в силу специфики мирового рынка услуг в
97
98
целом и туризма в частности влияние внешних факторов в данной сфере особенно ощутимо. В первую очередь, это обусловлено тем, что товаром на рынке является туристский продукт, включающий туристские услуги, неотрывные от места их потребления. В настоящее время Иркутская область в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011 — 2016 годы)» относится к регионам со средним уровнем развития турпродукта, однако благоприятным для развития въездного туризма [19, с. 127].
Прежде всего, регион обладает привлекательными для туристов природно-рекреационными ресурсами. Красота и своеобразие природных пейзажей, наличие уникальных природных объектов, флоры и фауны способствуют развитию познавательного и экологического туризма. Природно-рекреационные ресурсы Иркутской области мало освоены, отличаются большим разнообразием, в силу чего становятся центром притяжения туристов со всего мира. Главное достояние региона — озеро Байкал, глубочайшее и одно из крупнейших пресноводных озер в мире с богатым животным и растительным миром. Озеро занесено в список мирового наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в Иркутской области сосредоточено 7 % национальных парков и заповедников, 9 % лесов и 8% водохранилищ России (без учета Байкала), 80 памятников природы федерального значения [18]. При этом территория региона занимает лишь 4,5 % страны. Также в области имеются ресурсы для развития лечебно-оздоровительного туризма: здесь располагается крупнейший в мире артезианский бассейн минеральных вод (Ангаро-Ленский), разведано примерно 300 целебных источников, есть несколько озер с лечебными грязями. Кроме того, в Иркутской области сосредоточено 20 % горно-туристских ресурсов страны, обусловливающих возможность развития экстремального и спортивного туризма, имеются природные ресурсы для развития водно-спортивного туризма, спелеотуризма. Согласно «Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года», утвержденной распоряжением губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года № 34-р [1, с. 1], уникальные природно-рекреационные ресурсы — это основные конкурентные преимущества региона.
Географическое положение и близость к странам АТР являются еще одним плюсом для области, способствуя развитию въездного делового туризма. Ярким примером может стать Байкальский экономический форум (проводится в Иркутске с 2000 г. [4]), выступающий важной составляющей развития отношений России с азиатскими странами [7].
А вот климатические условия оказывают скорее негативное влияние на развитие международного туризма в регионе. Короткое лето приводит к ярко выраженной сезонности туризма — в летний период гостиницы перегружены отдыхающими, цены проживания на базах отдыха приближаются к ценам проживания в отелях мирового уровня, а в остальное время года многие средства размещения остаются без клиентов [9]. При этом в летний период в регионе весьма ограничены
возможности для пляжного отдыха (большинство рек и водоемов не прогреваются до комфортной температуры, в том числе и Байкал). Устойчивые низкие температуры в зимнее время препятствуют развитию межсезонного туризма: за рубежом даже горнолыжный сервис, как правило, не развивается в условиях 20 — 30-градусных морозов [3, с. 175].
Важное место в привлечении иностранных туристов занимают культурно-исторические ресурсы — они являются залогом развития познавательного туризма. В Иркутской области располагается 8 819 объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории, археологии), из них 1 148 находятся в г. Иркутске [14, с. 5], который включен в список исторически значимых городов России [18].
Туристская инфраструктура — еще одна важная характеристика конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг. Она включает инфраструктуру размещения, питания, досуга и развлечений, транспортную и специализированную инфраструктуру [17]. В отличие от природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала уровень развития инфраструктуры напрямую зависит от усилий и возможностей самого региона. И в этой сфере у Иркутской области имеется ряд проблем. В частности, отмечается значительный физический и моральный износ материальной базы туризма, недостаточное число гостиниц и аналогичных средств размещения современного уровня комфорта, соответствующих мировым стандартам качества [21, с. 51]. Агентство по туризму Иркутской области отмечает, что в летний сезон инфраструктура уже не справляется с наплывом туристов, из-за чего многие иностранцы вынуждены откладывать посещение региона. Традиционные для страны проблемы качества дорог также остаются актуальными, особенно за пределами областного центра. В соответствии с рейтингом регионов РФ по качеству жизни по показателю «Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры» Иркутская область занимает 67-е место (из 85) [16]. В качестве яркого примера можно привести хотя бы тот факт, что дорога к пос. Большое Голоустное, где с 2007 г. располагается особая экономическая зона ту-ристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», до сих пор не имеет асфальтового покрытия практически на всем своем протяжении. Средства, выделяемые в течение 8 лет на развитие ОЭЗ (108,3 млн руб.), не привели к каким-либо существенным инфраструктурным изменениям. Таким образом, можно говорить об еще одной проблеме — неэффективном расходовании средств [12]. В области также ощущается недостаток современных зрелищно-развлекательных объектов — таких, как аквапарки, развлекательные парки по типу «Диснейленда» и т. д. Туроператоры говорят о том, что для большей части иностранных туристов (80 % американцев и европейцев) Иркутск выступает транзитным пунктом по пути в Монголию и Китай, то есть путешествие на Байкал не является их целью. И отчасти причиной этому стало отсутствие развлекательной нагрузки: турфирмы, как правило, могут предложить туристам лишь три полноценных дня, при этом средняя продолжительность пребывания иностранных гостей в регионе составляет два дня [11, с. 84].
99
Также специалисты говорят о такой проблеме, как нехватка высококвалифицированных кадров в сфере туристского обслуживания [21, с. 51]: по состоянию на 2014 г. менее трети работников сферы туризма имеют высшее, среднее или дополнительное туробразование [10, с. 40]. Подготовку кадров в области туризма на сегодняшний день осуществляют восемь учебных заведений Иркутской области. Кроме того, агентство по туризму организует дистанционное обучение [14, с. 18], что делает образование более доступным для тех, кто находится вдалеке от областного центра.
Большое значение для повышения конкурентоспособности региона имеет его продвижение на мировом рынке. Здесь следует отметить ак-100 тивное участие агентства по туризму Иркутской области и туроператоров Иркутской области в международных мероприятиях и выставках, а также позиционирование регионального турпродукта как всесезонно-го. Именно с этими действиями связывают резкий рост въездного иностранного турпотока в 2014 г. [13, с. 3]. Деятельность по созданию привлекательного туристского имиджа Иркутской области крайне важна, поскольку в настоящее время он совсем не сформирован. Это подтверждается работой лаборатории социально-экономических исследований кафедры экономики ИГУ: на протяжении нескольких лет специалистами проводился анализ англоязычного интернет-контента, публикуемого туристами, посетившими Россию и Сибирь. Выяснилось, что образ Иркутской области представлен в Интернете крайне слабо. Однако замечена положительная тенденция — если раньше посещение Сибири считалось чем-то исключительно экстремальным, сейчас все больше эти земли воспринимаются как обитель древней мудрости, что говорит о смене установок иностранных туристов — потребности в пляжном отдыхе отходят на второй план, на первый выходят потребности в саморазвитии [11, с. 83], что означает растущую перспективность познавательного, экологического, спортивного туризма.
Необходимо сказать также о влиянии на конкурентоспособность Иркутской области внешних факторов, имеющих достаточно большое значение в современных условиях. Во-первых, это экономический кризис, негативно отразившийся на спросе практически во всех отраслях экономики. Во-вторых, ситуация с валютным курсом. Падение курса рубля более, чем в два раза, привело к тому, что россияне стали существенно реже выезжать за рубеж, предпочитая отдыху за границей отдых в Сочи или Крыму. Этому же способствовало обострение политических отношений с Турцией и отмена авиаперелетов в Египет на фоне теракта [6]. В то же время иностранным туристам стало гораздо выгоднее посещать Россию. Так, за 2015 г. въездной турпоток в Россию вырос на 5%, а выездной сократился на 20 % [20]. В таких условиях завышенные за счет сезонности цены на туристские услуги не самого высокого качества, которые столько времени были камнем преткновения в развитии международного туризма в Иркутской области, могут, наконец, перестать быть проблемой. Возможно, это приведет к притоку туристов из стран с более низким уровнем жизни, которым ранее отдых на Байкале был недоступен, и агентству по туризму Иркутской области следует учитывать такую возможность при планировании своих действий.
Свою роль сыграло ухудшение отношений с Европой и США и, как следствие, активизация отношений с азиатскими странами на новом уровне. С одной стороны, значительно уменьшился приток европейских и американских туристов, среди которых существенную долю (24 % от общего въездного турпотока в Иркутскую область) составляют граждане ФРГ (табл.).
Темпы прироста въездного турпотока из Евросоюза и США в 2014 г. в распределении по странам, % [10, с. 22]
Субъект Болгария Германия Италия Финляндия Швеция США
Россия -14,60 -8,09 -9,20 -26,82 -24,91 -17,85
Иркутская область -60,00 -17,04 -48,59 -87,97 -69,62 -72,31
С другой стороны, для области как для региона, являющегося площадкой построения международных отношений со странами АТР, представилось больше возможностей для развития делового туризма и наращивания туристского обмена с азиатскими странами (которые, кстати говоря, уже лидируют по количеству иностранных туристов, посещающих Иркутскую область, — на Китай приходится 37,3 % въездного тур-потока региона, на Южную Корею — 5,3%, на Японию — 2,2 %).
В результате проведенного анализа можно сказать, что, несмотря на ряд позитивных тенденций, общая конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг на сегодняшний день относительно невысока. В условиях сложившейся экономической и политической ситуации необходимо максимально эффективно использовать появившиеся преимущества, продолжать работу по популяризации регионального турпродукта за рубежом и искать новые потенциальные рынки сбыта. Доведение инфраструктуры туризма до мирового уровня требует значительного времени и финансовых вложений, поэтому важной задачей региональных властей должен стать строгий контроль за целевым расходованием выделяемых средств и за своевременной реализацией принятых программ регионального развития туризма. В первую очередь, необходимо следить за состоянием инфраструктуры делового туризма, так как для региона он является одним из наиболее перспективных и наиболее чувствительных к технологическим отставаниям. Особое внимание также следует обратить на инфраструктуру отдыха и развлечений: на данный момент большинство иностранных туристов не задерживаются в области дольше двух-трех дней, а с появлением на рынке более насыщенных развлекательных программ ситуация может измениться к лучшему. В заключение хочется отметить, что достаточно сложно объективно оценить конкурентоспособность региона на международном рынке туризма на основе лишь качественных показателей. Однако пока не существует единой общепринятой методики, на базе которой можно было бы дать комплексную
количественную оценку влияния факторов, формирующих конкурентоспособность. Разработка такой методики позволила бы более объективно и обоснованно говорить о том, какие факторы наиболее сильно влияют на приток иностранных туристов в регион и, соответственно, требуют особого внимания при составлении программ развития туризма.
Несмотря на ряд проблем, ситуация на мировом рынке меняется в пользу Иркутской области. Иностранные туристы все более пресыщаются распространенными видами туризма и ищут впечатлений в новых местах отдыха. Продолжают набирать обороты познавательный и экологический виды туризма, имеющие большие перспективы развития в регионе. Таким образом, если международный туризм останется в списке приоритетных направлений развития Иркутской области и будет проведена активная работа по решению имеющихся проблем, с большой вероятностью регион может стать популярным направлением на мировом рынке туристских услуг.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 г. № 34-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Борисова А. О. Международный туризм и основные показатели его развития в России // Аспирант. 2015. № 1. С. 101—104.
3. Бубаева Т. Ю. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Байкальском регионе: проблемы становления и эффективность функционирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4. С. 173—180.
4. БЭФ: история форума / / Байкальский экономический форум. URL: http://www.baikalforum.ru/ qa/history.html (дата обращения: 08.03.2016).
5. Горохова О. В. Региональный подход к определению термина «конкурентоспособность» // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2013. № 1. С. 99 — 100.
6. Для россиян закрыты два самых популярных заграничных курорта — Египет и Турция. Как это отразится на наших отпусках? // Комсомольская правда. URL: http://www.irk.kp.ru/daily/26462/3332896 (дата обращения: 08.03.2016).
7. Киселева Г. Экономический форум на Байкале // Наука в Сибири. 2000. 15 сент.
8. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6. С. 65 — 79.
9. Кругобайкальская железная дорога на грани закрытия // RATA news : ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http:// www.ratanews.ru/news/news_1112011_4.stm (дата обращения: 08.03.2016).
10. Культура, туризм и отдых в Приангарье : стат. сб. Иркутск, 2015.
11. Левашева М. В. Перспективы развития туризма в Иркутской области // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Науки о Земле. 2010. Т. 3, № 1. С. 80—89.
12. ОНФ: 100 миллионов на развитие Большого Голоустного ушли в никуда // Твой Иркутск. URL: http://www. irk.ru/news/20151029/development (дата обращения: 08.03.2016).
13. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2014 г. // Агентство по туризму Иркутской области. URL: http://irkobl.ru/sites/tour/ about/report / Отчет %20 Агентства %20по%20туризму%20Иркутской %20области %20за%202014 %20roftpdf (дата обращения: 08.03.2016).
14. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2015 г. // Агентство по туризму Иркутской области. URL: http://irkobl.ru/sites/tour/ about/otchet2015/ Отчет %20 Агентства %20по %20туризму %20Иркутской %20обла сти%20за%202015 %20roftpdf (дата обращения: 08.03.2016).
15. Паймук А.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3. С. 121-123.
16. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2014 / РИА Рейтинг. URL: jq3 http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2014.pdf (дата обращения: 08.03.2016).
17. Саранча М. А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. Сер. : Биология. Науки о Земле. 2015. Вып. 1. С. 134 — 140.
18. Туристские ресурсы Иркутской области / АНО Иркпедия. URL: http://irkipedia.ru/content/turistskie_resursy_irkutskoy_oblasti (дата обращения: 08.03.2016).
19. Удалых С. К. Иркутская область — перспективный туристский центр Байкальской территории // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 22. С. 123—128.
20. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/ enterprise/retail^ (дата обращения: 08.03.2016).
21. Федотов Д. Ю. Проблемы развития туризма в Иркутской области // Известия ИГЭА. 2011. № 3. С. 48—53.
22. Tourism — an economic and social phenomenon // World Tourism Organization. URL: http://www2.unwto.org/content/why-tourism (дата обращения: 08.03.2016).
23. World Bank Open Data // The World Bank. URL: http://data.worldbank.org/ indicator/NY. GDP. MKTP. PP. CD (дата обращения: 14.09.2015).
Об авторах
Михаил Викторович Солодков — канд. экон. наук, доц., Байкальский государственный университет, Иркутск. E-mail: detrester@ya.ru
Алина Олеговна Борисова — асп., Байкальский государственный университет, Иркутск.
E-mail: a-li-na-08@yandex.ru
About the authors
Dr Mikhail Solodkov, Associate Professor, Baikal State University, Irkutsk. E-mail: detrester@ya.ru
Alina Borisova , PhD Student, Baikal State University, Irkutsk. E-mail: a-li-na-08@yandex.ru