УДК 338.48-6:65(571.53) DOI: 10.12737/11297
результаты мониторинговых исследований специфики развития делового туризма в г. иркутске
Ржепка Элина Анатольевна, кандидат географических наук, зав. кафедрой туризма и гостиничного бизнеса, доцент, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», г. Иркутск, Российская Федерация,
Новичкова Татьяна Рабфаиловна, старший преподаватель кафедры туризма и гостиничного бизнеса,
ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», г. Иркутск, Российская Федерация
Статья посвящена актуальной теме — изучению различных аспектов делового туризма, причем в контексте современной экономической ситуации. Авторы проводили мониторинговые исследования рынка делового туризма на протяжении последних пяти лет и изложили свои основные теоретические выводы по перспективам и проблемам делового туризма в г. Иркутске как центре азиатской деловой активности. Особое внимание уделено систематизации и категоризации понятий и форм в данной сфере. Деловой туризм организуется в различных вариациях: конгрессы, выставки, ярмарки, переговоры, семинары. У всех участников мероприятий цели посещения различны в зависимости от их интересов, возможностей и видов ведения бизнеса. При рассмотрении г. Иркутска как центра делового туризма можно отметить, что он обладает большим потенциалом по развитию данного направления. В статье приводится обоснованная проведенными исследованиями аргументация развития Иркутска в ядро деловой туристской коммуникации азиатской части Российской Федерации. В качестве основных аргументов выделены следующие: 1) город является основным транзитным центром, в котором наблюдается перераспределение туристских потоков, следующих с Запада на Восток и обратно; 2) Иркутск обладает отличительным конкурентным преимуществом — близостью к озеру Байкал, что, несомненно, стратегически выделяет его из других городов Азиатской части России; 3) Иркутск располагает базовой инфраструктурой для развития различных форм делового туризма: конгрессной, выставочной, деловых встреч, корпоративных мероприятий и т.п. В контексте проведенных маркетинговых исследований делается вывод о возможностях диверсификации продуктов и услуг в период перестройки рынка внутреннего и въездного туризма за счет развития соответствующей инфраструктуры и ассортимента предложения. В частности, обосновывается необходимость учреждения консолидатора и организатора мероприятий Иркутска — конгрессного бюро.
Ключевые слова: деловой туризм, инсентив-туры, туристская дестинация, конгрессно-выставоч-ный рынок
Введение
В современных условиях кризиса, затронувшего различные аспекты экономики, необходимо находить нестандартные решения развития туризма. Одним из таких решений может быть развитие делового туризма. Деловой туризм — это одно из самых перспективных направлений современной индустрии туризма. Приоритеты туристской модификации сейчас направлены на въездной и внутренний потоки. Идеально подходит под любой из них именно деловой туризм, комплексный и многогранный. Более 75% услуг
делового туризма составляют корпоративные поездки и инсентив-туры (от англ. incentive — побуждение, стимул). Поездки на научные, политические, культурные, экономические, религиозные и другие мероприятия занимают около 15% рынка делового туризма. Оставшиеся 10% формируют поездки для участия в выставках, ярмарках, биржах и салонах. Наиболее прибыльная часть делового туризма — международный въездной — охватывает достаточно широкую географию интересов азиатских стран в Прибайкальском регионе. Иркутск является
очень привлекательным местом для развития делового туризма с точки зрения географического положения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия, все это служит звеном, соединяющим огромный потенциал Восточных соседей и Европейской России. [4]. Уникальное геополитическое положение может поспособствовать становлению Азиатского делового центра.
Методика исследования
Проведенные качественные и количественные исследования рынка делового туризма в городе Иркутске позволили категоризировать основные сегменты поездок и выделить:
- деловые поездки сотрудников компаний с целью переговоров, участия в рабочих совещаниях, презентациях, заключения договоров и соглашений и др.;
- поездки на совещания, конференции, конгрессы, симпозиумы, семинары, съезды (причем, как в качестве докладчика на пленарном заседании, секционном заседании, или стендовом докладе, так и просто в качестве слушателя), выставки, презентации (как в качестве исследователя чужих товаров и услуг, так и презентуя собственную продукцию) ярмарки, биржи и др.;
- поощрительные поездки, которые компании организуют для своих сотрудников в виде бесплатного путешествия с туристской или деловой целью;
- поездки на крупные событийные мероприятия (спортивные мероприятия, выступления артистов, празднования и др.);
- поездки официальных делегаций на высшем или высоком уровне.
Основные результаты исследования
Проведенные исследования позволили сделать несколько аналитических обобщений.
В результате интеграции и интернационализации экономических отношений, наиболее многочисленной является первая группа поездок. Деловые встречи можно трактовать как мероприятия по привлечению потенциальных партнеров, инвесторов, поставщиков, клиентов и т.д. в различных сферах науки и бизнеса. Цели встреч так же могут быть различными: поиск партнеров, изучение опыта работы, переговоры и т.п.
Услуги делового туризма можно рассматривать с точки зрения трех его составляющих:
- нацеливание на результат (цель поездки — подписание документа, бизнес идеи развития, новый инвестор проекта и др.);
- позиционирование (деловые переговоры, презентация собственных услуг или товаров);
- знакомство и познание (выставки, экскурсии, отдых, обучающие семинары).
Главной целью делового туризма является поиск новых возможностей для бизнеса. Как свидетельствует анализ, в структуре услуг делового туризма наиболее динамически развиваются инсентив-туризм и конгрессно-выставочный.
Во-первых, деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристской де-стинации период, поэтому там всегда могут рассчитывать на бизнес-гостей, независимо от сезонности. Если учитывать, что туристский сезон для большинства гостей Иркутска и Байкала не превышает трех месяцев, преимуществом делового туризма перед другими видами путешествий является возможность использовать материальную базу в период межсезонья, а бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.
Во-вторых, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с воздействиями на окружающую среду. Байкал входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и это является отправной точкой для выделения делового туризма в приоритетные, потому что большую часть времени участники поездки проводят на заседаниях, обсуждениях, у них остается мало времени на посещение парков, зон отдыха, лыжных трасс и др., что естественно способствует сохранению окружающей среды.
В-третьих, нередко гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путе-шествия, — это известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристской дестинации. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, то их гости по окончании поездки, расскажут об увиденных красотах и возможностях большому количеству заинтересованных людей, что будет прекрасной рекламой. А самым лучшим вариантом будет открытие филиала бизнеса в городе пребывания или подписание договора о долгосрочном сотрудничестве, что позволит еще больше расширить круг посетителей и увеличить их количество.
При данных условиях нужно представлять себе емкость дестинации для обеспечения комфортного пребывания деловых туристов. Емкость конгрессно-выставочного рынка в городе Иркутске — это максимальный объем продаж, которого могут достичь все компании этого рынка в течение определенного периода. Невозможно всех потенциальных потребителей заставить купить конкретный продукт, это понятие носит теоретический характер и используется только для того, чтобы дать представление о пределах насыщения рынка.
Считаем, что емкость конгрессно-выставоч-ного рынка характеризуется размерами спроса и величиной предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, то есть его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а, следовательно, и покупаемых товаров, и услуг. Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.
Из проведенных исследований можно выделить два основных уровня емкости рынка делового туризма: 1) возможный, 2) действительный.
Возможная емкость конгрессно-выставочно-го рынка обозначает максимальный потенциал объема продаж в рыночной ситуации, когда все возможные клиенты приобретают продукт исходя из максимального уровня их потребления. Действительная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого продукта.
Практика маркетинговых исследований показывает, что данные о емкости рынка делового туризма, занимаемой отдельными компаниями, в настоящее время представляют большой интерес для самих компаний. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая уже имеет устойчивые позиции на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или группы компаний.
Изучение емкости конгрессно-выставочно-го рынка или рыночного спроса подразумевает определение объема продаж на выделенном рынке определенных конгрессно-выставочных услуг за конкретный период времени. В конечном итоге описание причинно-следственных связей, вызванных взаимодействием различных факторов, позволит построить модель развития на рынке и определить его емкость.
Во время исследования респонденты подчеркивали, что невозможно определить емкость рынка, используя мероприятия одного года. Во
многих компаниях и учреждениях проводятся регулярные деловые мероприятия, которые имеют цикл повторения 1, 2 или даже более лет и не выпали на конкретный год. 70% респондентов не пожелали уточнить показатели по документальным источникам и заполняли анкету «на память», это определенным образом характеризует отношение и серьезность подходов организаторов мероприятий к изучению и перспективам развития данного вида туризма в городе.
Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что из наиболее приближенных к Байкалу городов юга Сибири Иркутск наиболее развит и привлекателен как с позиции деловой активности, так и культурно-исторической и познавательной ценности. Наличие в городе крупных промышленных объектов и довольно большого количества научно-исследовательских учреждений привлекает бизнес-туристов, которые приезжают в наш город с деловыми целями. Московские, санкт-петербургские и зарубежные компании все более активно проводят свои выездные мероприятия на Байкале, останавливаясь на несколько дней в Иркутске. Помимо всего прочего их привлекают исторические места и объекты культурного, научного и религиозного наследия нашего региона. Поэтому, очень важное значение имеет обеспечение доступа к культурным ценностям, представляющим собой составной элемент процесса развития инфраструктуры Иркутска, включая не только сферу туризма, но и экскурсионно-познавательную составляющую, которая не менее важна для комфортного пребывания деловых туристов в Иркутске. Развитие делового туризма способствует развитию и укреплению культурных связей между регионами как внутри страны, так и за рубежом. Наглядно это видно из SWOT-анализа (таблица).
Основная часть
Иркутск достаточно удалён от основных экономических центров страны, и это, несомненно, всегда являлось сдерживающим фактором, но с тех пор как спектр деловых интересов страны сдвинут на Восток, Иркутск начал выступать как наиболее интересный узел, где могли бы проводиться деловые встречи на самом высоком уровне. Кроме того, в г. Байкальске Иркутской области будет создан тренировочный центр олимпийского резерва по зимним видам спорта. Дело в том, что Байкальск по своим географическим и температурным особенностям точно соответствует Пхенчхану, где в 2018 г. пройдут
Таблица
SWot-анализ развития делового туризма в г. иркутске
Сильные 1. Статус делового центра Восточной Сибири. 2. Отсутствие фактора сезонности. 3. Удобное географическое расположение (по пути в Китай и Монголию). 4. Высокая деловая активность. 5. Самый крупный город вблизи Байкала. 6. Промышленный центр. 7. Богатое историческое и культурное наследие. 8. Научный центр Восточной Сибири. 9. Проведение выездных мероприятий на Байкале российи-скими и зарубежными компаниями. 10. Устойчивая положительная динамика увеличения количества объектов инфраструктуры. В городе развита транспортная составляющая. 11. Увеличение числа предприятий общественного питания, повышение качества обслуживания и питания. 12. Проведение ежегодных выставок, семинаров, круглых столов. 13. Иркутск приближается к мировым стандартам обслуживания. 14. Строительство ОЭЗ на Байкале, создание спортивной базы для подготовки олимпийцев. Слабые 1. Нет полноценной инфраструктуры для развития делового туризма. 2. Нет единого центра делового туризма. 3. Деловой туризм слабо предлагается туристскими компаниями Иркутска как отдельное направление. 4. При одновременном пороведении нескольких деловых мероприятий, размещение делегаций становится проблематичным. 5. Небольшое количество отелей, отвечающих современным стандартам качества и удобным расположением в центре города. 6. Низкая комфортность большинства средств размещения. 7. Нет гостиниц категории 5* и всего одна 4* 8. Несоответствие качества услуг ее стоимости. 9. Удаленность Иркутска от Европы и от Дальнего Востока. 10. Отсутствие брэнда Иркутска. 11. Город не входит в привилегированный список городов-миллионников. 12. Не всегда на туристском предприятии уровень профессионализма работников соответствует требованиям MICE.
Возможности 1. Организация и обслуживание как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма. 2. Развитие рекреационных возможностей региона. 3. Наличие еще не используемых в туризме разнообразных и притягательных рекреационных ресурсов. 4. Возможность провести деловые встречи в сочетании с эксклюзивным отдыхом. 5. Концентрация в городе административных и финансовых структур. 6. Растущий уровень развития банковского сектора и сектора страховых услуг. 7. Развитие выставочной деятельности, выделение приоритетных направлений ее развития, развитие выставочной инфраструктуры. 8. Наличие в городе профессиональных ассоциативных объединений (Байкальская ассоциация делового туризма, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма). 9. Отсутствие фактора сезонности для развития делового туризма. 10. Заинтересованность муниципальных властей в поддержке развитию данного вида туризма. 11. Расширение международных связей посредством развития делового туризма. 12. Потребность в объектах инфраструктуры делового туризма. Угрозы 1. Низкая доля доходов от этого вида деятельности в ВВП региона. 2. Несоответствие цен на услуги их качеству. 3. Посещение города туристами всего на 1-3 дня. 4. Стереотип о морозной суровой зиме и как следствие снижение деловой активности в зимний период, чем в другие сезоны. 5. Медленное продвижение регионального деловой турпро-дукт на внешние рынки. 6. Практическое отсутствие статистической информации и нежелание многих компаний делиться опытом и сведениями по деловому туризму. 7. Низкий уровень совершенствования нормативно-правового обеспечения сферы делового туризма. 8. Отсутствие системы координации и механизмов взаимодействия всех групп участников делового туризма. 9. Низкий уровень методического и информационно-аналитического обеспечения делового туризма. 10. Отсутствие рекламно-маркетингового обеспечения продвижения делового туризма Иркутска, как приоритетного направления на международном рынке туруслуг. 11. Отсутствие государственной поддержки развития туристской инфраструктуры Иркутска. 12. Низкий уровень информационного сопровождения туристской деятельности.
XXIII Зимние Олимпийские игры. Руководство страны решило, что тренировки спортсменов именно в этом регионе позволят им максимально эффективно подготовиться к соревнованиям. В Центре будут тренироваться биатлонисты, лыжники и горнолыжники, фристайлисты и сноубордисты. Подготовка олимпийцев также будет проходить на курортах «Гора Соболиная», «Харлахта» и «Мангутай». Проектирование и строительство специализированного центра войдет в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016—2018 гг.
Намечено также комплексное развитие инфраструктуры Байкальска. В городе планируется сформировать спортивно-туристический центр, предоставляющий в том числе и медицинские услуги. В нем среди прочего можно будет пройти санаторный курс, в рамках которого туристам будут предложены экологически чистые сельхозпродукты собственного производства.
Такое активное развитие спортивного центра повлечет за собой массовый приток туристов с различными целями, но в данном случае нас интересует приток деловых туристов, который можно сегментировать на следующие категории:
- прибывшие ради участия в спортивных мероприятиях (в том числе в подготовительных, событийных, параллельных массовым и др.);
- прибывшие ради участия в мероприятиях неспортивного характера (конференции, переговоры, семинары, и др.).
Причем главная часть посетителей Байкаль-ска будет ориентирована на прибытие в Иркутск как наиболее удобный транспортный центр, располагающий достаточными возможностями для авиа- и железнодорожных перевозок. Это повлечет за собой необходимость дополнительного усиления инфраструктуры.
Отличительная особенность делового туризма в любом городе сводится к реализации услуг по организации деловых мероприятия различного уровня сложности, и совокупности традиционных туристических услуг по организации отдыха, рекреации, культурно-исторических туров, спортивного туризма и т.д. Следовательно, важнейшей маркетинговой проблемой делового туризма является необходимость обеспечения комплексного удовлетворения запросов деловых путешественников на эти, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга группы услуг
Мониторинг деловой среды Иркутска позволил авторам выявить, что бизнес-туристы очень требовательны к состоянию городской инфра-
структуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний (медиацентров, конгресс-холлов и др.), их техническому оснащению (аудиовизуальное оборудование, средства связи, высокоскоростной доступ к Интернету), уровню профессионализма обслуживающего персонала, транспортной доступности и пр. Особое значение туристы уделяют безопасности и политической стабильности.
Деловые туристы предъявляют спрос не только на основные, но и на сопутствующие, дополнительные туристские услуги, непосредственно не связанные с главной целью поездки. Они охотно покупают до- и постконгрессные туры, посещают концерты, выставки, совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным и активным отдыхом. Ежегодно в нашем городе проводится большое количество конференций, семинаров, выставок, конкурсов и прочих событий как всероссийского, так и международного уровня. При большом потенциале Иркутска как центра делового туризма и обеспеченности отдельно взятых направлений, объекты туристско-рекреационной дестинации нельзя рассматривать как один целостный механизм по удовлетворению всех запросов туристов, приезжающих в наш город с деловыми целями.
Наиболее удобными площадками для проведения деловых мероприятий считаются конференц-залы в отелях, в выставочных комплексах и развлекательных центрах, а также в учебных и государственных учреждениях.
Все деловые мероприятия в Иркутске, как правило, имеют единый алгоритм проведения, который предполагает выступление одного или нескольких спикеров перед приглашенной аудиторией. В программу мероприятия обычно входит:
• регистрация участников (докладчиков, слушателей);
• приветственный кофе-брейк (его еще называют welcome-кофе или приветственный кофе, устраивают в зоне фойе перед конференц-залом, где проходит основное мероприятие. Приветственный кофе-брейк достаточно легкий и состоит из кофе, чая, лимона, сливок и сахара);
• выступления (доклады, презентации участников и т.д.);
• break (обеденный перерыв);
• продолжение выступлений;
• œffeebreak (он гораздо плотнее приветственного: помимо фруктов, кофе и чая, гостям предлагается различная мясная и сырная гастрономия, сэндвичи и блинчики);
• продолжение выступлений;
• по желанию клиентов дополнительно могут быть организованы: гала-ужин, банкет, барбекю, развлекательные шоу-программы, трансферы, экскурсии и т.д.
Несомненно, все деловые мероприятия не могут строиться по единому стандарту. У каждого заказчика мероприятий имеются свои особые условия и цели, которые должны быть достигнуты в результате организованного мероприятия. Исходя из этого, строится структура мероприятия, определяется его продолжительность, целевая аудитория и степень официоза.
Несмотря на это, площадки, предназначенные для деловых мероприятий, в большинстве случаев ориентируются на общепринятые требования организаторов. Однако существуют параметры, соответствие которым дает одним конфе-ренц-зонам явные преимущества перед другими:
1) залов должно быть, как минимум, два. Или зал должен быть оснащен делителями пространства — мобильными перегородками;
2) оформление помещения должно быть выдержано в строгом деловом стиле;
3) заведение должно иметь конференц-обору-дование (например, флипчарт, проектор, экран, микрофоны, систему звукоусиления и т.д.);
4) должна быть предусмотрена возможность организации президиума для спикеров.
Всем вышеперечисленным условиям как нельзя лучше подходят отели, имеющие конгресс-площади — это в первую очередь «Кор-тярд Марриотт Иркутск Сити Центр», «Байкал-БизнесЦентр», «Дельта», «Иркутск», которые имеют возможности предоставить все условия для проведения конгрессно-выставочных мероприятий на самом высоком уровне. Кроме того, они обеспечат питание либо в отдельных залах, либо в фойе, либо в ресторанах, расположенных на территории. Гостиницы в состоянии обеспечить мероприятие необходимым оборудованием и мебелью, выделить помещение для организационных нужд и еще предоставить возможность проживания иногородним гостям мероприятия. Наиболее комфортны для проведения деловых мероприятий бизнес-отели, которые концептуально ориентированы на бизнес-клиентуру.
Сейчас очень распространен так называемый конференц-пакет, в который входит минимальный необходимый набор услуг для организации делового мероприятия, его стоимость рассчитывается исходя из цены услуг на одного человека. В большинстве случаев в него входят: организа-
ция питания, предоставление безалкогольных напитков и канцелярских принадлежностей. Аренда зала рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Некоторые гостиницы заранее закладывают в стоимость аренды минимальный пакет оборудования для проведения мероприятия, но бывает и так, что его необходимо составить самим из того, что предложит администрация гостиницы или бизнес-центра.
Однако с развитием культуры делового и инсентив-туризма и ростом требований корпоративных заказчиков к качеству и уровню креатива мероприятий, все большим спросом стали пользоваться неформатные площадки, выбор падает на те из них, которые соответствуют концепции события, а не его статусу, например, площадки, где можно отдохнуть на природе. Если заказчик предпочитает outdoor-программы, ему рекомендуются не городские отели, а загородные. Хотя они располагаются далеко от центра, но зато там есть, например, открытые площадки для барбекю и возможность устроить fire-show, что затруднительно сделать в городском отеле или рядом с ним с точки зрения пожарной безопасности. И здесь в основном можно выделить загородные объекты: отели «Маяк», «Прибайкальская», «Бур-дугуз», «Байкал», кемпинг-отель «Елочка» и др.
Для того чтобы создать единое комфортное информационное пространство для приезжающих в город туристов и самих жителей города, создана Информационно-туристская служба (ИТС). Служба, в первую очередь, призвана предоставлять информацию о туристических возможностях Иркутска всем желающим. Поскольку все понимают, что координация и поддержка конгрессной деятельности, конечно, необходима и в рамках бизнес-сообщества, встал вопрос об организации отдельного Конгресс-ного бюро. До тех пор, пока не решен данный вопрос, функции такого бюро частично взяли на себя сотрудники ИТС. Но существуют определенные международные требования и стандарты организации деловых мероприятий — их надо знать, популяризировать. В представлении многих, и власти тоже, организация конгресса — это простой процесс: арендовали огромный зал, собрали людей, провели заседание, и цель достигнута. А где живут гости мероприятий, где обедают, каковы их интересы и потребности? Создание Конгрессного бюро — ключевой вопрос, который касается даже не власти, а самого бизнеса — ведь Конгрессное бюро в первую оче-
редь предназначено для содействия участникам рынка деловых услуг.
Выводы
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о перспективности развития Иркутска как ядра деловой активности в азиатской части России.
Наиболее перспективным представляются такие виды делового туризма, как: интенсив — туризм, конгрессно-выстовочный туризм и деловые встречи.
Различные формы делового туризма могут органично сочетаться с услугами других видов ту-
ризма: для этого имеются многочисленные возможности, связанные с богатым туристским потенциалом Иркутска как туристской дестинации.
Инфраструктура туризма нуждается в развитии в соответствии с актуальными требованиями делового туриста сегодня.
Также требуют улучшения технологии предоставления услуг деловым туристам.
Консолидирующие и организационные функции, а также функции разработки продуктов и их продвижение следует отнести к компетенции Конгрессного бюро, отсутствие которого является в настоящее время препятствием в развитии всех форм делового туризма
Литература
1. Дроздова И. В., Дроздов Г. Д. Развитие делового туризма в регионе на основе кластерного подхода// Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 133—134.
2. Елизаров А. Н. Тенденции устойчивого развития мирового рынка делового туризма [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2013. № 3 (35). С. 9—17.
URL: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=299 (дата обращения: 01.07.2014).
3. Морозова Н. Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона// Социально-экономические и общественные науки. Вестник ДГТУ. 2012. № 3 (64). C. 94—101.
4. Ржепка Э. А. Ресурсы делового туризма в Иркутске. Монография. Иркутск. Изд-во Института географии им. Со-чавы СО РАН, 2011. 115 с.
5. Kortunov V. V., Platonova N. A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 2. С. 296-303.
the results of monitoring studies of development specifics of business tourism in irkutsk
Rzhepka Elina Anatolievna, PhD (Cand. Sc.) in Geography, Head of the Department of Tourism and
Hospitality Industry, Associate Professor, [email protected],
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation,
Novichkova Tatiana Rabfailovna, Senior Lecturer at the Department of Tourism and Hospitality Industry,
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
Article is devoted to the actual topic which is the study of various aspects of business tourism in the context of the current economic situation. The authors conducted a study monitoring business travel market over the past five years and outlined their main theoretical conclusions on the opportunities and challenges of business tourism in the city of Irkutsk, the center of the Asian business activity. Particular attention is given to the systematiza-tion and categorization of concepts and forms in this area. Business tourism is organized in different variations: congresses, exhibitions, fairs, talks and seminars. All participants in activities have different purposes of visiting, depending on their interests, capabilities and types of business. When considering Irkutsk as a center of business tourism can be noted that it has a great potential for the development in this direction. The article provides a reasonable argument on the basis of conducted studies of Irkutsk as a core center for business of tourism communication for the Asian part of the Russian Federation. The main arguments are the following: 1) the city is a major transit center in which there is a redistribution of tourist flows, following from West to East and back; 2) Irkutsk has a distinctive competitive advantage which is proximity to the Lake Baikal, which is undoubtedly strategically
distinguishes it from other cities in the Asian part of Russia; 3) Irkutsk has the basic infrastructure for the development of various forms of business tourism: congress, exhibition, business meetings, corporate events, and so on. In the context of marketing research the conclusion is made about the potentialfor diversification of products and services in the period of reconfiguring the market for domestic tourism through development of appropriate infrastructure and range of offers. In particular, highlighted is the necessity for consolidator agencies and event organizers in Irkutsk in the form of Convention Bureau.
Keywords: business tourism, incentive tours, tourist destination, convention and exhibition market
References
1. Drozdova, I.V., Drozdov, G. D. Razvitie delovogo turizma v regione na osnove klasternogo podkhoda [Development of business tourism in the region, based on the cluster approach] // Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii. 2013. № 3. pp. 133-134.
2. Elizarov, A. N. Tendentsii ustoichivogo razvitiia mirovogo rynka delovogo turizma [Trends in sustainable development of the world market of business tourism] [Elektronnyi resurs] // Regional'naia ekonomika i upravlenie: elektron. nauch. zhurn. 2013. № 3 (35). pp. 9-17. Available at: http://www.region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=299 [Accessed on July 1, 2014].
3. Morozova, N. N. Delovoi turizm kak sotsial'no-ekonomicheskii instrument innovatsionnogo razvitiia regiona [Business tourism as a socio-economic tool of innovative development of the region] // Sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Vestnik DGTU. 2012. № 3 (64). pp. 94-101.
4. Rzhepka, E.A. Resursy delovogo turizma v Irkutske [Business tourism resources in Irkutsk]. Monografiia. Irkutsk. Izd-vo Instituta geografii im. Sochavy SO RAN, 2011. 115 p.
5. Kortunov, V.V., Platonova, N. A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 2. pp. 296-303.