Научная статья на тему 'Развитие въездного туризма в Байкальском регионе в 1980-2000 гг. (на примере деятельности региональных отделений «Интуриста»)'

Развитие въездного туризма в Байкальском регионе в 1980-2000 гг. (на примере деятельности региональных отделений «Интуриста») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / "ИНТУРИСТ" / INBOUND TOURISM / BAIKAL REGION / IRKUTSK REGION / REPUBLIC OF BURYATIA / "INTOURIST"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клетнова Любовь Сергеевна

В ряду международных туристских организаций туроператор «Интурист» по праву считается одной из крупнейших и надежнейших российских компаний, обладающих огромным опытом и знаниями в области туризма. Бывшая государственная монополия и флагман ранее советской, а сегодня российской туриндустрии вызывает несомненный интерес. В статье проведен ретроспективный анализ формирования и развития сферы въездного туризма в Байкальском регионе и роль в этом «Интуриста». Показана динамика въездного потока туристов в регион. Рассмотрена региональная инфраструктура и качество обслуживания иностранных туристов. Проанализированы такие параметры, как класс, общая емкость, заполняемость, классификация и стандартизация материально-технической базы регионального въездного туризма. Изучена специфика туристских маршрутов в Байкальском регионе, разработанных региональными отделениями «Интуриста». Обозначены действия компании «Интурист», направленные на продвижение регионального туристского продукта на внутреннем туристском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INCOMING TOURISM IN BAIKAL REGION IN 1980-2000-IES (THE CASE OF REGIONAL BRANCHES OF “INTOURIST”)

Among the international tourist companies the tour operator «Intourist» is justly considered one of the biggest and the most reliable Russian companies, considerably experienced in tourism. Being a former state monopoly and flagship of Russian tourism industry, the company awakes unquestionable interest. The article provides a retrospective analysis of formation and development of inbound tourism in Baikal region and investigates the role of «Intourist» in this. Dynamics of the inbound tourist flows in Baikal region is defined. Regional infrastructure and quality of service of foreign tourists are described. Such specifications as hotel classification, total capacity, occupancy rate, standardization of hotels for foreign tourists are analyzed. Specific features of the tourist routs, developed by the local branches of the All-Soviet Union join-stock company «Intourist» in Baikal region, are examined. Efforts by LLC «Intourist» to promote local travel product in the domestic market are specified.

Текст научной работы на тему «Развитие въездного туризма в Байкальском регионе в 1980-2000 гг. (на примере деятельности региональных отделений «Интуриста»)»

УДК / UDK 338.48

DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-133-142

КЛЕТНОВА Любовь Сергеевна

Иркутский государственный университет (Иркутск, Российская Федерация); старший преподаватель; e-mail: kletnova@mail.ru

РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В 1980-2000 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ «ИНТУРИСТА»)

В ряду международных туристских организаций туроператор «Интурист» по праву считается одной из крупнейших и надежнейших российских компаний, обладающих огромным опытом и знаниями в области туризма. Бывшая государственная монополия и флагман ранее советской, а сегодня российской туриндустрии вызывает несомненный интерес. В статье проведен ретроспективный анализ формирования и развития сферы въездного туризма в Байкальском регионе и роль в этом «Интуриста». Показана динамика въездного потока туристов в регион. Рассмотрена региональная инфраструктура и качество обслуживания иностранных туристов. Проанализированы такие параметры, как класс, общая емкость, заполняемость, классификация и стандартизация материально-технической базы регионального въездного туризма. Изучена специфика туристских маршрутов в Байкальском регионе, разработанных региональными отделениями «Интуриста». Обозначены действия компании «Интурист», направленные на продвижение регионального туристского продукта на внутреннем туристском рынке.

Ключевые слова: въездной туризм, Байкальский регион, Иркутская область, Республика Бурятия, «Интурист».

Введение. Вопросам развития деятельности ВАО «Интурист» советского периода посвящены работы многих современных авторов. Вместе с тем, основное внимание в исследованиях было уделено политико-идеологическим аспектам. В частности, в работе М.Д. Крессовой [6] начальный период деятельности «Интуриста» рассмотрен через призму становления специфической отрасли народного хозяйства СССР: показан процесс становления материальной базы и структуры Общества, выявлена кадровая политика и методы работы, а также проведен анализ основных направлений деятельности и ее зависимости от изменений международной обстановки и внутренней политики партийно-государственного руководства страны. В работе Й.Й. Шнайдгена на материалах ВАО «Интурист» рассмотрены идеологические принципы работы с иностранными туристами в СССР во вт. пол. 1950-х гг. - нач. 1980-х гг. [9].

Начальный период деятельности «Интуриста» по развитию выездного туризма в СССР рассмотрен И.Б. Орловым [7]. С целью осмысления географии, специфических черт и объемов зарубежного туризма автором был проанализирован материал ведомства, в том числе официальные документы, материалы совещаний, отчетов и докладные записки сотрудников, сопровождавших туристские группы за границу.

Комплексное изучение феномена иностранного туризма в СССР представлено в совместном монографическом пособии «Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы» [2]. Его авторы особое внимание уделяют раскрытию пропагандистской составляющей работы с иностранными туристами. Международный туризм в СССР исследуется в ракурсе «культурной дипломатии» как механизм идеологического позиционирования страны в мире. Через призму борьбы идеоло-

гий рассматривается широкий спектр вопросов - от содержания экскурсионных программ до материального обслуживания иностранцев. Подробно освещается ход пропагандистских кампаний периода Фе-стиваля-57 и 0лимпиады-80. Основные выводы авторов издания можно свести к тому, что специфика советской модели развития туристских связей в рассматриваемый период заключалась в доминировании идеологической составляющей туризма, а экономической основой иностранного туризма в СССР являлось участие в накоплении валютных резервов государства.

Определенные аспекты истории иностранного туризма в СССР и РФ получили отражение не только в научной литературе, но и в специальных информационных выпусках. Деятельности «Интуриста» посвящена информационная справка на официальном сайте компании1.

Историографический обзор международной историко-туристской литературы основан на анализе публикаций на английском языке. В частности, анализ работ зарубежных исследователей представлен в работе С. Жука [12].

Комплексные исследования по истории Иркутского и Бурятского отделений «Интуриста» до настоящего времени не предпринимались.

Цель статьи заключается в обобщении опыта развития сферы въездного туризма на территории Байкальского региона, определении специфики деятельности региональных отделений.

Объектом исследования является деятельность «Интуриста» в области въездного и выездного туризма в 1980-2000-е гг. Предметом исследования является региональная практика в сфере управления въездным и выездным туризмом, результаты деятельности региональных отделений «Интуриста», особенности развития региональной материально-технической базы туризма.

Автором использованы общенаучные методы - исторический и логический, а также специальные методы исторического исследования - историко-сравнительный,

1 Intourist - Thomas Cook. History. URL: http://

www. intourist.com/about.aspx?id=9804958.

(Дата обращения: 13.07.2016).

историко-системный и историко-типоло-гический. Данные методы позволили выявить причинно-следственные связи процессов, происходивших в Байкальском регионе, сопоставить с общегосударственными тенденциями развития въездного туризма, а также выделить общие закономерности и особенности развития въездного туризма в Иркутской области и Республике Бурятия.

Организационные формы регулирования въездного туризма в советский период

Приемом иностранных граждан и организацией поездок за рубеж в Прибайкалье занималось Иркутское отделение ВАО «Интурист», которое было образовано в 1951г. и называлось Агентство Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР в г. Иркутске Министерства внешней торговли СССР2. За 40 лет - с 1951 по 1991 гг. - Иркутское отделение подверглось многократному преобразованию. В частности, до апреля 1964 г. Отделение Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР в г. Иркутске (Отделение ВАО «Интурист» в г. Иркутске) находилось в ведении Министерства внешней торговли СССР. В апреле 1964 г. Отделение ВАО «Интурист» в г. Иркутске было выделено из Министерства внешней торговли в связи с созданием самостоятельной государственной структуры - Управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР. В 1969 г. оно было реорганизовано в Отделение Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР по Иркутской области (Отделение ВАО «Интурист» по Иркутской области) Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР. В конце 1983 г. Главное управление было реорганизовано в Государственный комитет по иностранному туризму СССР (Госкоминтурист СССР), соответственно, региональное отделение было преобразовано в Иркутское объединение Государственного комитета СССР по иностранному туризму. Дальнейшая реорганизация управления иностранным туризмом

2 ГАИО. Ф. Р-3452. Оп.1. Д.1. Л.2.

была вызвана процессом перевода организации на принципы самофинансирования и валютной самоокупаемости.

Рис. 1 - Плакат «See USSR: Buriato-Mongolia» («Интурист»; автор: В.С. Житенёв, 1934 г.)

Fig. 1 - The poster «See USSR: Buriato-Mongolia» («Intourist»; the author: V.S. Zhitenjov, 1934)

В 1930-х гг. со стороны «Интуриста» имели место попытки привлечения иностранных туристов в Бурят-Монгольскую АССР, о чем свидетельствует соответствующий исторический плакат «Интуриста» (рис. 1). Тем не менее, в отличие от Иркутской области, в Республике Бурятия иностранный туризм получил развитие только со второй половины 1980-х гг., когда г. Улан-Удэ перестал относиться к разряду закрытых городов страны. Акционерное общество закрытого типа «Интурист-Бурятия» было образовано в 1987 г.3 К тому времени в соседнем Иркутске уже были установлены прочные отношения с понятием «иностранный турист». Ситуация изменилась летом 1988 г. после закрытия на ремонт Иркутского аэропорта, что способствовало приему больших самолетов в г. Улан-Удэ. И отсюда уже на малых самолетах туристов переправляли к месту на-

3 НАРБ. Ф. Р - 1131. Оп.1. Д. 1759. Л. 7

значения. Длительные ожидания между вылетами сопутствовали организации первых экскурсий для большого количества туристов. За летний сезон республиканским отделением было обслужено около тысячи человек. Впервые были реализованы ставшие уже классическими в настоящее время программы в дацан, выступления фольклорных ансамблей, поездки в деревни старообрядцев - семейских. Следует отметить, что, согласно международной туристской классификации, в силу того, что гости не ночевали в Улан-Уде, их можно было считать экскурсантами [8].

Правовое регулирования

въездного туризма в СССР

Управление по иностранному туризму при Совете Министров РСФСР координировало усилия министерств и ведомств РСФСР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, организаций «Интуриста» в деле комплексного осуществления мероприятий, разработанных на основе постановления Совета Министров РСФСР от 26.11.1981 г. № 637 «О развитии иностранного туризма, повышении уровня приема и обслуживания иностранных туристов в РСФСР в 1981-1985 гг.»4.

В 1985-86 гг. развитие иностранного туризма в СССР проходило в условиях начавшейся в стране перестройки и ускорения социально-экономического прогресса [11]. В основу происходивших в стране процессов были положены решения апрельского пленума ЦК КПСС 1985 г. и XXVII Съезда КПСС, направленные на интенсификацию экономики. Принятые программы требовали совершенствования взаимодействия социалистических стран во всех сферах. Особое значение придавалось реализации долгосрочных программ, соглашений об экономическом сотрудничестве, комплексной программы научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г. В частности, для развития иностранного туризма в Байкальской Сибири в ноябре 1986 г. коллегией Госкоминтури-ста СССР был одобрен «Комплексный план развития иностранного туризма в Сиби-

4 ГАИО. Ф. Р - 3452. Оп.1. Д. 44. Л. 6-7.

Рис. 2 - Постер «Байкал - голубая жемчужина Сибири» («Интурист»; 1970-е гг.)

Fig. 2 - The poster «Baikal - the blue pearl of Siberia» ("Intourist", 1970)

ри, Средней Азии и на Дальнем Востоке на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.»5. В соответствии с планом предусматривалось строительство новых объектов размещения, создание туристкой инфраструктуры, разработка новых программ, в т.ч. программы совершенствования организации обслуживания иностранных туристов с учетом зарубежной практики6.

Развитие иностранного туризма в СССР в эти годы характеризовалось особенностями, которые отражали происходившие в стране преобразования. Иностранный туризм рассматривался как одно из важных направлений внешнеэкономических связей. Широкие, постоянно развивающиеся межгосударственные туристские контакты находили свое закрепление в договорах и соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между СССР и капиталистическими государствами - США, Великобританией, Бельгией, ФРГ, Канадой и др. Согласно этим правовым документам, стороны брали на себя обязательство содействовать развитию туристского обмена между ними, поощряя посещение стран как можно большим числом туристов [1].

Сегодня основополагающим законодательным актом, регулирующим сферу

5 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп.3. Д.1871. Л.1.

6 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп.3. Д.1888. Л.6.

въездного туризма в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 (с доп. и изм.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Помимо него, на регулирование сферы въездного туризма в РФ направлены и другие законы и законодательные акты7.

Прием и обслуживание иностранных туристов в 1980-е гг.

Развитие иностранного туризма в СССР в 1980-е гг. характеризовалось динамизмом и высокими темпами роста. Ежегодный прирост числа иностранных граждан, посетивших СССР в 1981-85 гг., составил в среднем 8-10%. Всего за этот период СССР посетило около 25 млн чел. из более 160 стран мира. Основу международных туристских связей СССР составлял туробмен с соцстранами. Прием туристов из этих стран в 1981-85 гг. увеличился по сравнению с предыдущим пятилетием почти в два раза8. В 1980-е гг. заметно активи-

7 Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (с изм.) «О защите прав потребителей»; ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (с изм.) «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (с изм.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.); ФЗ от 15.08.1996 г. №114-ФЗ (с изм.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

8 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп. 3. Д. 1888. Л 3-4.

зировались туристские связи со многими капиталистическими и развивающимися странами Европы, Северной и Латинской Америки, Азии и Африки. Активно развивался туризм с США, Финляндией, Францией, Италией, ФРГ. Стабильный характер носили туристские связи с Австрией, Канадой, Швецией, Данией, Нидерландами, Швейцарией, Грецией, Испанией, Японией [10].

Иркутское отделение ВАО «Интурист» принимало и обслуживало 90% потока иностранных туристов по области. Обслуживанием иностранных туристов в Иркутской области занимались также Иркутское отделение БММТ «Спутник» и Иркутский ОСТЭ ВЦСПС, принимавший группы иностранных туристов с 1973 г.9 Общее число туристов и экскурсантов, посетивших Иркутскую область в 1972-82 гг., возросло в три раза - с 341,6 тыс. чел. до 1084,8 тыс. чел. К 1987 г. поток туристов и экскурсантов уменьшился и составил 855 тыс. чел. Вместе с тем, в 1971-87 гг. поток иностранных туристов увеличился с 8,1 тыс. чел. до 39,1 тыс. чел, т. е. в 4,8 раза. За 16 лет поток иностранных туристов по линии ВАО «Интурист», посетивших Иркутскую область, возрос в 4,7 раза - с 7,3 тыс. чел. в 1971 г. до 35 тыс. чел. в 1987 г.

Материально-техническая база региональных отделений ВАО «Интурист»

За период XI и XII пятилеток материально-техническая база (МТБ) ВАО «Интурист» расширилась и качественно изменилась. Характерной особенностью развития МТБ иностранного туризма в СССР стал учет тенденций объектов размещения в международном масштабе. К нач. 1980-х гг. собственная база ВАО «Интурист» насчитывала 107 гостиниц, мотелей, кемпингов на 55 тыс. мест, 102 ресторана на 74 тыс. мест. Кроме собственной МТБ, «Интурист» использовал для размещения иностранных туристов гостиницы, находившиеся в ведении городских советов и профсоюзов. В частности, Иркутское отделение ВАО «Интурист» осуществляло прием и обслуживание иностранных туристов на собственной и арендованной МТБ. К нач. 1980-х гг. собственная

9 ГАНИИО. Ф. Р - 2948. Оп. 1. Д. 53. Л. 165.

МТБ Иркутского отделения ВАО «Интурист» включала 3 гостиницы круглогодичного действия с высоким уровнем комфорта, расположенных в г. Иркутске, г. Братске и пос. Листвянка, общей емкостью 845 мест. Емкость гостиницы «Интурист» в г. Иркутске составляла 530 мест, гостиницы «Тайга» в г. Братске - 199 мест, гостиницы «Байкал» в пос. Листвянка - 116 мест. Арендованная МТБ включала 100 мест в гостинице «Ангара» круглогодичного действия, расположенной в г. Иркутске.

Средняя длительность пребывания туристов в Иркутской области составляла 2,2 дня. Максимальное единовременное число туристов в пиковый месяц летнего сезона составило 410 чел., из них на собственной базе было обслужено 336 чел., на арендованной - 74 чел. Среднегодовой коэффициент заполняемости номерного фонда собственной МТБ Иркутского отделения ВАО «Интурист» составил 0,6-0,79, в том числе иностранными туристами 0,25-0,38. Частичная загруженность позволяла «Интуристу» увеличить поток туристов, не увеличивая единовременную емкость МТБ туризма. В связи с чем, кроме иностранных туристов, ВАО «Интурист» принимал в низкий сезон на собственной базе и отечественных туристов, командированных, участников совещаний, туристов по договорам с другими ведомствами и прочих. Общее их число в 1982 г. составило около 45 тыс. чел.

Анализ туродней по классу обслуживания иностранных туристов в Иркутской области показывает, что доля индивидуальных иностранных туристов не превышала 6%, количество туристов по групповым турам составило 94%. По видам поездок поток распределялся следующим образом: познавательные поездки составляли 55%, познавательные поездки с отдыхом составляли 45%10.

На XII пятилетку было запланировано введение в строй новых гостиниц более чем на 15 тыс. мест. В частности, согласно «Комплексному плану развития иностранного туризма в Сибири, Средней Азии и на

10 Архив службы архитектуры Иркутской области, шифр 3862, инв. № 1467. Схема перспективного развития туризма в Иркутской области.

1983 г. Том !.Л. 53-58.

Дальнем Востоке, на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.» от базового 1986 г. было запланировано в 1987-91 гг. осуществить строительство гостиничной базы «Госком-интуриста» в г. Иркутске на 500 мест, зон отдыха в пос. Бурдугуз и на оз. Байкал, а также проведение обследования гостиницы «Интурист» в г. Иркутске для определения необходимого объема и сроков ремонта на ее соответствие высшему разряду. В 1987 г. в связи с переводом отрасли иностранного туризма на хозрасчет в системе «Госком-интуриста» была проведена структурно-хозяйственная перестройка, осуществлены реконструкция и переоснащение МТБ, что позволило повысить уровень приема и обслуживания иностранных туристов.

Во второй половине 1980-х гг. «Интуристом» была введена единая классификация гостиниц и мотелей, что требовало разработки стандартов обслуживания иностранных туристов в гостиницах, ресторанах, на транспорте в соответствии с существовавшими мировыми стандартами11.

Обслуживающий персонал

региональных предприятий

Положение с обслуживающим персоналом ВАО «Интурист» по сравнению с другими ведомственными организациями было значительно лучше в связи с тем, что МТБ туризма состояла из комфортабельных гостиниц круглогодичного действия с высоким уровнем технической оснащенности зданий и с применением механизации ручного труда. Большое внимание уделялось подготовке кадров и обслуживанию персонала. Официанты и бармены проходили двухгодичные курсы подготовки, в дальнейшем - повторяющиеся курсы повышения квалификации. Метрдотели также проходили двухгодичные курсы подготовки и специализации. Остальные специалисты проходили трехмесячные курсы повышения квалификации. Специфика работы в системе ВАО «Интурист» обязывала обслуживающий персонал предприятий к знанию иностранных языков. Из 872 чел. обслуживающего персонала на 1982 г. 590 чел., т. е. 68%, владели иностранными язы-

11 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп. 3. Д.1888. Л.6.

ками. Этому способствовало материальное стимулирование и надбавки к заработной плате за знание иностранного языка. В летний сезон, когда поток иностранных туристов достигал максимума - 55,6% (по данным на 1982 г.), использовались услуги студентов Иркутского института иностранных языков. В частности, после прохождения подготовительных курсов студенты обслуживали иностранных туристов в качестве гидов.

Туристские маршруты и программы поездок

В целях привлечения дополнительного потока туристов, удовлетворения спроса на поездки в СССР представителей различных слоев населения, а также более полного использования имевшейся в турцентрах СССР материальной базы в 1980-е гг. были разработаны новые программы и маршруты поездок. В частности, в дополнение к традиционным программам на туристских рынках зарубежных стран были предложены поездки для любителей спорта, туры «Равнинные лыжи» на базе городов Минск, Ленинград, Суздаль, Иркутск12.

Также были разработаны программы для туристов, следовавших через территорию Советского Союза в Японию, страны Юго-Восточной Азии и обратно. В частности, в 1988 г. Иркутское отделение Госкоминтуриста СССР организовало первый автомобильный тур на автомашинах Газ-66 и Уаз-469 по маршруту «Иркутск - озеро Хубсугул - Улан-Батор - Иркутск»13. В 1989 г. делегация монгольской туристской организации «Жуулчин» посетила Иркутск и участвовала в первой международной туристской бирже, которая собрала более 100 фирм из 35 стран. Тогда совместно с российской компанией «Интурист» был разработан международный проект «Великие озера Азии». Начать эффективную эксплуатацию маршрута не позволило отсутствие у пограничного КПП Монды-Ханх статуса «международный». Позже реализация проекта была сдержана

12 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп. 3. Д.1888. Л. 5.

13 Путешествия на автомобиле. URL: http://baikal.

irkutsk.ru/php/statya.php?razdel=buriatia&nomer=26.

txt (Дата обращения: 15.07.2016).

экономическим кризисом 1990-х гг. Разрушение государственной системы управления туристской отраслью в России, связанное с общим преобразованием системы государственного управления, привело к утрате устоявшихся связей с монгольскими партнерами [4]. Вместе с тем, автомобильное путешествие между двумя великими озерами Азии стало одним из самых перспективных международных маршрутов Байкальского региона. Многие туристы из Европы, Северной Америки и стран АТР, посещающие Монголию и оз. Хубсугул, могут продолжить свой путь на оз. Байкал (рис. 2). Туристы же, посещающие Иркутскую область и Южный Байкал, имеют возможность побывать на оз. Хубсугул.

Впервые Иркутским отделением Гос-коминтуриста была разработана трекин-говая форма пешеходного маршрута, организованного по заказу западногерманской фирмы «Ганза» от Листвянки до пади Большая Кадильная на Байкале. Основное отличие этого маршрута от других пеших маршрутов, в том числе от Листвянки до Бухты Песчаной, состояло в том, что туристы фирмы «Ганза» также шли пешком по непростому рельефу Прибайкальского хребта, но налегке - без палаток, в рюкзаках несли только сухой паек на обед. Этот переход обеспечивал туристам определенные условия комфорта. В частности, ночлег в хорошей гостинице Прибайкальского национального парка в Большой Кадильной, возможность попариться в настоящей русской бане [3].

Развитие туризма в Байкальском регионе обусловлено спецификой территории, где в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и участка Всемирного природного наследия оз. Байкал особо охраняемые природные территории занимают 29% площади14. В связи с этим трекинг - это не только облегченный вариант пешеходного туризма, но возможность организации экологического туризма. Другим примером экологического маршрута, организованного Иркут-

14 Особо охраняемые природные территории.

URL: http://geol.irk.ru/baikal/baikal/rep_2011/

pdf/baikal2011_p1-1-2.pdf (Дата обращения:

15.07.2016).

ским отделением Госкоминтуриста, может служить тур для орнитологов из Японии.

Во вт. пол. 1980-х гг., учитывая многообразие видов туризма и маршрутов, классность гостиниц, сезонность, а также необходимость предложения на рынке туристского продукта, рассчитанного на различные группы клиентов, требовалось решить вопросы ценообразования, в том числе более широкого применения дифференцированных цен, устанавливаемых в зависимости от уровня или качества услуг, степени комфортности, аттрактивности объектов и т.д. Экономические условия сотрудничества требовали установления экономически обоснованных цен, скидок, а также санкций при несоблюдении договорных и протокольных условий15.

Реформирование региональных отделений ВАО «Интурист»

В связи с распадом СССР в конце 1991г. и преобразованием социально-экономического и политического строя России доминирующей тенденцией развития стал переход от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся предпринимательства и рынка в целом, туристской деятельности в частности. В ходе установления рыночных отношений была осуществлена приватизация государственной собственности, что повлекло преобразование бывших туристских организаций-монополистов в акционерные общества и холдинговые компании. В частности, в 1992 г. Иркутское объединение Всероссийского акционерного общества «Интурист» было преобразовано в Государственное коммерческое предприятие по иностранному туризму «Иркутск-Байкал». Гендиректором стал Е.П.Лукьянчиков. С 30.12.1993 г. по 30.06.1996 г. действовало Акционерное общество по иностранному туризму открытого типа «Иркутск-Байкал» г. Иркутск, Иркутской области. Руководителем стал И. Истомин. Последнее преобразование произошло 30.06.1996 г. с образованием открытого акционерного общества по ино-

15 ГАРФ. Ф. Р - 9612. Оп. 3. Д.1888. Л. 9.

странному туризму «Иркутск-Байкал», которое просуществовало до 13.12.2001 г.16

По аналогичной схеме прошел процесс приватизации республиканского отделения «Интуриста» в г.Улан-Уде, которое продолжило свою деятельность в качестве ЗАО «Интурист-Бурятия».

Продвижение регионального туристского продукта на внутреннем рынке

«Интурист» долгие годы был известен прежде всего как ведущий туроператор по международному туризму. Вместе с тем, еще одним приоритетным направлением в деятельности компании стал внутренний туризм. В многочисленных московских и региональных офисах компании, а также через региональных представителей и уполномоченные агентства было реализовано более 150 туристских программ по Москве, Подмосковью, Золотому кольцу и другим городам России.

В 2011 г. компания вышла на региональный туристский рынок с предложением о сотрудничестве с целью реализации совместных проектов в сфере туризма. В частности, в мае 2011 г. было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ООО «НТК Интурист», Республиканским агентством по туризму и ЗАО «Сибирь-Тур» для восстановления традиционных и открытия новых, в том числе тематических, международных туристских маршрутов, а также увеличения количества видов группового и индивидуального туризма в Республике Бурятия [5].

Географическая удаленность Байкальского региона от районов концентрации населения и основных центров страны, где происходит формирование рекреационных потоков, является одним из факторов, оказывающих существенное воздействие на внутренние и внешние экономические показатели регионального туризма. На решение этой задачи было направлены совместные действия ООО «НТК Интурист», авиакомпании S7 Airlines и региональных туроператоров, предпринятые в ноябре 2012 г. по установлению специального тарифа для туристов, желающих посетить

16 ГАИО. Ф. Р -3452. Оп.1. Д.1. Л.2.

Байкальский регион. Новый тариф существенно снизил стоимость отдыха в Байкальском регионе за счет удешевления перелетов. Воспользоваться новым тарифом для путешествий по России смогли туристы, бронирующие сертифицированные туры от компаний «НТК Интурист». В Иркутской области уполномоченным оператором тарифа выступил туроператор «Байкалов», в Республике Бурятия - туроператор «Бай-калТурСервис». Благодаря данному соглашению недельный тур на Байкал с учетом перелета от компании «НТК Интурист» стал самым выгодным предложением на рынке. Помимо развития туризма на озере Байкал, новый тариф приблизил жителей Восточной Сибири к внутрироссийским туристским направлениям. Специальные тарифы на стыковочные рейсы благоприятно сказались на межрегиональном туристском обмене17.

Заключение. Приемом иностранных туристов в Байкальском регионе в 1980-е гг. занимались государственные туристские организации-монополисты. Вместе с тем, наибольший объем въездного потока иностранных туристов обслуживали региональные отделения ВАО «Интурист».

Реорганизация ВАО «Интурист» была обусловлена высокими темпами роста иностранного туризма в начале 1980-х гг. Организационные изменения структуры управления иностранным туризмом, осуществленные во вт. пол. 1980-х гг., были вызваны начавшейся в СССР перестройкой и переходом на новые экономические условия хозяйствования субъектов туристской деятельности. Правовое регулирование въездного туризма в СССР соответствовало задачам, которые ставили партийные органы. В дополнение к этому, ВАО «Интурист» издавал свои нормативные акты.

Основу международных туристских связей СССР составлял туристский обмен. «Интуристом» были созданы новые безвалютные и специализированные формы туристского обмена, охватывавшие различные профессиональные, возрастные и территориальные группы населения.

17 http://ntk-intourist.ru/rev_ntk.aspx?id=155 (Дата обращения: 15.07.2016).

Основной въездной поток туристов приходился на высокий сезон, 94% потока было представлено групповыми туристами. Собственная МТБ региональных отделений «Интуриста» характеризовалась высоким уровнем комфорта и соответствовала международным стандартам качества. Высокий уровень обслуживания обеспечивался за счет высококлассной подготовки обслуживающего персонала.

Туристские маршруты на территории Байкальского региона разрабатывались с учетом его специфики.

Радикальные изменения в туристско-рекреационной сфере были обусловлены социально-экономическими преобразованиями в стране с нач. 1990-х гг., что выразилось в переходе туризма из собственности государства и общественных организаций в частную собственность. В течение двух десятилетий, с момента объявления «перестройки», Россия осваивала рыночную экономику. Вместе с тем, существенных

улучшений в плане увеличения въездного туристского потока, в т.ч. в Байкальский регион, так и не произошло. Туристские предприятия вынуждены самостоятельно решать многочисленные вопросы, в том числе по улучшению качества обслуживания и привлечению туристских потоков.

Таким образом, важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, инновационной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, необходим современный подход к формированию и продвижению конкурентоспособного отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора на развитие туризма, подготовка квалифицированных кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников:

1. Архипова Е.П. Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристического обмена с капиталистическими странами) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 1. С.36-43.

2. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Шнайдген Й.Й., Федулин А.А., Мазин К.А. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. М.: ФОРУМ, 2011. 256 с.

3. Бережных В. Проблема или трекинг? // Турист. 1988. № 4.

4. Евстропьева О.В. Трансграничный туризм в сопредельных регионах России и Монголии. Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2009. С. 14.

5. КаленыхА. Привлекли в партнеры «Интурист» // Мир Байкала. 2011. № 2 (30). С. 4.

6. Крессова М.Д. «Интурист» в 1929-1939 гг.: структура, кадры, направления деятельности: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 28 с.

7. Орлов И.Б. Первые шаги выездного туризма в СССР (1955-1964) // Сервис plus. 2013. № 7(4). С. 67-79. DOI: 10.12737/1699.

8. Цыренжапова С. Вся жизнь в туризме // Мир Байкала. 2011. № 3(31). С. 99-101.

9. Шнайдген Й.Й. Идеологические аспекты работы с иностранными туристами в СССР: вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х гг. (по материалам «Интуриста»): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 36 с.

10. Orlov I. The Soviet Union Outgoing Tourism in 1955-1985: Volume, Geography, Organizational Forms (April 29, 2014). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 50/HUM/2014. DOI: 10.2139/ssrn.2430667.

11. SampsonS.L. The Second Economy of the Soviet Union and Eastern Europe // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 493. The Informal Economy (Sep., 1987). P. 120-136. DOI: 10.1177/0002716287493001009.

12. Zhuk S. Popular National Culture and Advertising in the Soviet Travel Agencies, 1964-1984 // Memoria y civilización. Ball State University, 2011. Vol. 14. P. 53-77.

Liubov S. KLETNOVA

Irkutsk State University (Irkutsk, Russia); Senior teacher; e-mail: kletnova@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF INCOMING TOURISM

IN BAIKAL REGION IN 1980-2000-IES

(THE CASE OF REGIONAL BRANCHES OF "INTOURIST")

Among the international tourist companies the tour operator «Intourist» is justly considered one of the biggest and the most reliable Russian companies, considerably experienced in tourism. Being a former state monopoly and flagship of Russian tourism industry, the company awakes unquestionable interest. The article provides a retrospective analysis of formation and development of inbound tourism in Baikal region and investigates the role of «Intourist» in this. Dynamics of the inbound tourist flows in Baikal region is defined. Regional infrastructure and quality of service of foreign tourists are described. Such specifications as hotel classification, total capacity, occupancy rate, standardization of hotels for foreign tourists are analyzed. Specific features of the tourist routs, developed by the local branches of the All-Soviet Union join-stock company «Intourist» in Baikal region, are examined. Efforts by LLC «Intourist» to promote local travel product in the domestic market are specified.

Keywords:

inbound tourism, Baikal region, Irkutsk Region, The Republic of Buryatia, "Intourist"

References

1. Arkhipova, E.P. (2008). Nekotorye aspekty razvitija sovetskogo vyezdnogo turizma v 1980-1991 gg. (na primere turisticheskogo obmena s kapitalisticheskimi stranami) [Some Aspects of Outbound Tourism in USSR in 1980-1991 (on tourism exchange with capitalist countries)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2(1), 36-43. (In Russ.).

2. Bagdasaryan, V.E., Orlov, I.B., Shnaydgen, J.J., Fedulin, A.A., & Mazin, K.A. (2011). Sovetskoe zazerkal'e. Inostran-nyj turizm v SSSR v 1930-1980-e gody [Soviet Union behind the mirror. Foreign tourism in USSR in 1930-1980]. Moscow, FORUM. (In Russ.).

3. Berezhnyh, V. (1984). Problema ili treking? [The problem or tracking?]. Tourist, (4). (In Russ.).

4. Evstropeva, O.V. (2009). Transgranichnyj turizm v sopredel'nyh regionah Rossii i Mongolii [Trans-border tourism in the neighboring regions of Russia and Mongolia]. Irkutsk, Publ. House of the Sochava Institute of Geography RAS. (In Russ.).

5. Kalenyh, A. (2011). Privlekli v partnery "Inturist" [They have engaged "Intourist" as partner]. Mir Bajkala [World of Baikal], 2(30), 4. (In Russ.).

6. Kressova, M.D. (2004). "Inturist" v 1929-1939 gg.: struktura, kadry, napravlenija dejatel'nosti ["Intourist" in 1929-1939-ies: The structure, personnel, areas of activity]: Candidate of History thesis. Moscow.

7. Orlov, I.B. (2013). Первые шаги выездного туризма в СССР (1955-1964) [Soviet outbound tourism breaking new ground (1955-1964)]. Service plus, 7(4), 67-79. doi: 10.12737/1699. (In Russ.).

8. Cyrenzhapova, S. (2011). Vsja zhizn' v turizme [All life in tourism]. Mir Bajkala [World of Baikal], 3(31), 99-101. (In Russ.).

9. Schnaidgen, I.I. (2004). Ideologicheskie aspekty raboty s inostrannymi turistami v SSSR: vtoraja polovina 1950-h — pervaja polovina 1980-h gg. (po materialam «Inturista») [Ideological aspects of working with foreign tourists in the USSR: the second half of 1950 - first half of the 1980s. (Based on material of "Intourist")]: Candidate of History thesis. Moscow. (In Russ.).

10. Orlov, I. (n. d.). The Soviet Union Outgoing Tourism in 1955-1985: Volume, Geography, Organizational Forms. SSRN Electronic Journal SSRN Journal. doi: 10.2139/ssrn.2430667.

11. Sampson, S.L. (1987). The Second Economy of the Soviet Union and Eastern Europe. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 493(1), 120-136. doi: 10.1177/0002716287493001009.

12. Zhuk, S. (2011). Popular National Culture and Advertising in the Soviet Travel Agencies, 1964-1984. Memoria y Civilización, (14), 53-77.

Клетнова Л.С. Развитие въездного туризма в Байкальском регионе в 1980-2000 гг. (на примере деятельности региональных отделений «Интуриста») // Современные проблемы сервиса и туризма. Т.10. № 4. С. 133-142. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-133-142. Дата поступления статьи: 04 августа 2016 г.

Kletnova, L.S. (2016). The development of incoming tourism in Baikal region in 1980-2000-ies (the case of regional branches of «Intourist»). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 133-142. doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-133-142 (In Russ.). Received August 4, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.