Научная статья на тему 'Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города'

Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА / МЕРОПРИЯТИЯ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прыгунова Мария Игоревна, Никифорова Эльвира Гумаровна

Объектом исследования выступает поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города. Отметим, что в данном исследовании под «зеленым» городом или "устойчивым городом" понимается сбалансированное социальное, экономическое и материально-техническое со-развитие. Кроме того, в статье представлена авторская матрица прогноза развития малого и среднего предпринимательства в республике до 2020 года, позволяющая принимать эффективные решения со стороны органов исполнительной власти, ответственной за развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. В статье проведена оценка сложившихся уровней рисков в деятельности малого и среднего предпринимательства основываясь на вероятностном методе, с учетом прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках: ВРП и финансирование малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. В результате исследования был сделан вывод, что для достижения плановых значений по увеличению доли МСП в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности самих мероприятий мер поддержки МСП. На наш взгляд это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки МСП не только в развитии региона в целом, но и в её столице (г. Казани).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прыгунова Мария Игоревна, Никифорова Эльвира Гумаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города»

Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города

Прыгунова Мария №оревна

младимй научный сотрудник виртуальной научно-исследовательской лаборатории «РНФ-17^5-ВП» ИСФНиМК КФУ, ведущей научный сотрудник отдела качественных исследований ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»

420034, Россия, республика Татарстан, г. Казань, уп. Горсоветская, 33, кв. 43

И mariya.prigunova@tatar.ru

Никифорова Эльвира Гума ровна

кандидат экономических наук доцент кафедры общего менеджмента Казанского федерального университета 42008, Россия, республика Татарстан, г. Казань, уп. Кремлевская, 18

ЕЗ aeivir4ik@yandex.ru

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Объектом исследования выступает поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города. Отметим, что в данном исследовании под «зеленым» городом или "устойчивым городом" понимается сбалансированное социальное, экономическое и материально-техническое со-развитие. Кроме того, в статье представлена авторская матрица прогноза развития малого и среднего предпринимательства в республике до 2020 года, позволяющая принимать эффективные решения со стороны органов исполнительной власти, ответственной за развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. В статье проведена оценка сложившихся уровней рисков в деятельности малого и среднего предпринимательства основываясь на вероятностном методе, с учетом прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках: ВРП и финансирование малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. В результате исследования был сделан вывод, что для достижения плановых значений по увеличению доли МСП в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности самих мероприятий мер поддержки МСП. На наш взгляд это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки МСП не только в развитии региона в целом, но и в её столице (г. Казани).

Ключевые слова: зеленый город, устойчивое развитие города, предпринимательство, поддержка, мероприятия финансового стимулирования, развитие предпринимательства, прогнозирование, эффективность, оценка, факторы

DOI:

10.25136/2409-7802.2019.1.28649

Дата направления в редакцию:

15-01-2019

Дата рецензирования:

14-01-2019

Дата публикации:

22-03-2019

Статья написана при поддержке Российского научного фонда, проект «Российские мегаполисы в условиях новых социально-экологических вызовов: построение комплексной междисциплинарной модели и стратегий формирования «зеленых» городов России», грант № 17-78-20106

В настоящее время устойчивое развитие страны, региона, города, предприятия - это исключительно важное направление на любом уровне развития. В научной литературе в России последнее время особое внимание уделяется проблемам «зеленых» городов.

Нынешнее обострение международной напряженности означает переход от нормальной фазы к мобилизационной. Поэтому понятие «зеленый город» не следует трактовать буквально, т.е. только как хорошо озелененный город, как это делалось в 1930-х гг. в

СССР. «Зеленый город» - это также хорошо защищенный город-Ш. Сегодня термин «зеленый» обозначает комплекс условий, среди которых наиболее важными являются здоровье и безопасность горожан, создаваемые природными и техническими средствами с помощью экономических ресурсов

В западной практике под «зеленым» городом понимается сбалансированное социальное, экономическое и материально-техническое со-развитие; где рационально используются ресурсы окружающей среды; устанавливаются приемлемые уровни негативного

воздействия вредных факторов на окружающую среду Помимо термина «зеленый» город в значении «экологически здоровый город» используют такие термины, как «город-сад», «экосити» и «экополис», «компактный город», «низко-углеродный город» и другие. В академическом сообществе есть устойчивое мнение, что концепты «экосити»,

«устойчивый город» и «зеленый город» являются синонимами [4].

Вследствие кардинальных перемен в общественном устройстве России и ряда критических состояний (войны, смена типов общественного производства), одной траектории развития концепции «зеленого города» в отечественной науке и практике не могло сложиться

Основной особенностью, которую необходимо учитывать при изучении и построении модели городов России, является их структурно-функциональная организация, которая все более подчиняется геополитическим процессам в стране и мире. Этими процессами являются: борьба за ресурсы, за устойчивость существующей политической и экономической систем в стране и одновременно - борьба за геополитическое доминирование в мире; ускоряющееся технологическое развитие; законы глобального

рынка; растущий разрыв между богатыми и бедными слоями городского населения; ухудшение экологической обстановки; «инверсия пространства». Сегодня российские мега-города находятся на этапе перехода от индустриальной их модели к постиндустриальной, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные процессы.

Под устойчивым развитием, как правило, понимается достижение трех основополагающих целей: экономического и социального прогресса и охраны окружающей среды.

Рис. 1 . Общепринятая взаимосвязь факторов устойчивого развития города

На наш взгляд, данная структура факторов не учитывает тот факт, что экономическая сфера доминирует над двумя другими, так при эффективном развитии экономики региона / города можно улучшить состояние социальной и экологической сфер.

В случае высокого уровня развития инфраструктурного потенциала региона необходимо создавать институциональные условия для того, чтобы инфраструктура стала центром притяжения бизнеса в регион, будучи драйвером роста. Если при среднем (низком) уровне развития инфраструктурного потенциала среднегодовые темпы роста Валового регионального продукта (ВРП) высокие, то видится целесообразной реализация функции создания и диффузии эффективных форм экономического поведения с целью эффективного инвестирования в инфраструктуру, в случае средних темпов роста ВРП, с нашей точки зрения, предпочтение следует отдать реализации инновационной функции, направленной на модернизацию и интенсификацию. Если средние темпы роста ВРП невысоки, то нами рекомендуется реализация воспроизводственной функции.

Таблица 1

Стратегия выбора инфраструктурных инструментов формирования экосистемы бизнеса в

регионе

Среднегодовые темпы роста ВРП Инфраструктурный по те нциа л Высокий Средний Низкий

Высокий СРЕДА

Управление спросом.

Управление инфраструктурными активами как большими, частично интегрированными системами, создание координационного совета на федеративном уровне и проектных офисов по развитию инфраструктуры в регионах

ПРОЦЕСС ПРОЕКТ ОБЪЕКТ

Создание Учет Оптимизация

сквозной (от долгосрочного и операционных, а также

планирования до краткосрочного капитальных расходов

реализации эффекта от на обслуживание

про е кта и реализации инфраструктурный

операций), инфраструктурного объектов.

долгосрочной, про е кта .

с е те в о й Контроллинг Стимулирование

перспективной развития инноваций и

концепции инфраструктуры, интенсификации

развития по всем прозрачность инфраструктурного

классам отбора для развития.

инфраструктурных финансирования Стимулирование

активов про е кто в частных инвесторов к

инфраструктуры по инвестированию к

объективным в инфраструктурные

критериям. активы на основе

Управление превентивно

риском и выявленной

доходностью потребности в

инфра с тр. инфраструктурном

про е кто в развитии

Средний

Низкий

Что касается изучения устойчивости городов, необходимо отметить отсутствие современных российских междисциплинарных исследований по комплексной оценке степени экологизации российских мегаполисов на основе анализа объективных показателей, субъективных мнений разных городских групп населения и мнений экспертного сообщества. Кроме того, ограничением данных методик является невозможность отслеживания динамики развития устойчивости городов во времени. Учитывая данные ограничения, специалистами Казанского федерального университета разрабатывается методика по измерению степени перехода российских городов на стандарты «зеленых» на основе субъективных оценок и объективных показателей, а также с учетом оценки динамики основных компонентов данного типа города и обеспечения их сравнимости с имеющимися в открытом доступе российскими методиками измерения экологизации городов (SGM, Экологический рейтинг городов России, Зеленый патруль, и т.д.).

В рамках проекта в 2018 году уже было проведено кабинетное исследование с целью изучения профилей российских городов (на примере г. Москва, г. Казань), их экологических, экономических, технологических, инфраструктурных и социальных характеристик, исходя из операционализации понятия «зеленый» город.

В 2019 году будет проведена работа по разработке интегрального индекса устойчивости г. Москвы и г. Казани, представим основные показатели, касающиеся экономической

сферы, которые будут учтены в интегральном индексе в таблице 2.

Таблица 2

*

Основные показатели устойчивости за 2017 год Показатель

Демографическая нагрузка

Диверсифицированность рынка труда, индекс Херфиндаля-Хиршмана Удельный вес убыточных организаций от общего числа организаций, % Уровень безработицы

Инвестиции в основной капитал на 1 человека в трудоспособном возрасте, тыс. руб./ чел. Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб/10000 чел.

Говоря об оценке экономического развития городов нельзя не оценить уровень развития малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день малый и средний бизнес в Казани вносят весомый вклад в городскую экономику. Почти половина (47%) от общего числа зарегистрированных в Татарстане субъектов малого и среднего бизнеса приходится на столицу республики. Также на Казань приходится больше половины от

общего оборота и налоговых отчислений татарстанских предпринимателей Результаты мониторинга деятельности предприятий сферы МСП в г.Казани приведены в таблице 3

Таким образом, мы можем проецировать основные тенденции, связанные с развитием МСП в регионе на г.Казань.

Таблица 3

Результаты мониторинга деятельности предприятий сферы малого и среднего

предпринимательства в г.Казани

№ п/п Наименование показателей объектов мониторинга Единица измерения 9 месяцев 2016 года 9 месяцев 2017 года 9 месяцев 2018 года Темп роста к аналогичному периоду 2017 года

1 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории города Казани единиц 63741 79799 81908 102,6

1.1 Количество экономически активных малых предприятий единиц 32702 46470 45652 98,2

1.2 Количество экономически активных средних предприятий единиц 188 162 235 145,1

1.3 Количество зарегистрированных индивидуальных пре дпринима те ле й единиц 30851 33167 36021 108,6

2 Среднесписочная численность работников на малых предприятиях тыс.чел. 186.5 179,8 174,6 97,1

3 Среднемесячная заработная тыс 22 9 25 1 23 9 95 3

плата работников рублей

4 Оборот малых предприятий млрд рублей 324,7 348,2 433,6 124,5

Далее мы провели оценку сложившихся уровней рисков в деятельности МСП основываясь на вероятностном методе, с учетом следующих прогнозных данных, предоставляемых в официальных источниках:

- ВРП;

- финансирование МСП.

Данные показатели в полном объеме отражают возможные внешние и внутренние риски деятельности МСП.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2019-2024 годы содержит следующие данные прогнозных значений ВРП (таблица 4) [9, 10].

Таблица 4

Прогноз ВРП в Республике Татарстан на 2019 -2024гг.

млрд руб

2017 (факт) 2018 (оценка) 2019 (прогноз) 2020 (прогноз) 2021 (прогноз) 2022 (прогноз) 2023 (прогноз) 2024 (прогноз)

2116 2229 2350 2467 2683 2922 3184 3447

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рост ВРП в среднем происходит от 4 до 8% ежегодно. Согласно представленным статистическим данным в п.1 доля субъектов МСП в ВРП Республики Татарстан за 9 месяцев 2017 года составила - 25,4%. Составим прогнозные значения доли субъектов МСП в ВРП РТ на 3 года, с использованием метода сценарного планирования. Согласно Паспорту Подпрограммы развития и мировому значению вклада МСП ВВП, предположим, что при оптимальных условиях предоставления мер государственной поддержки, произойдет увеличение доли субъектов МСП в ВРП РТ до 40%.

Таблица 5

Прогнозные показатели развития МСП в ВРП в Республике Татарстан на 2018-2020 гг.

Ш!

млрд руб.

Показатели 2018 (оценка) 2019 (прогноз) 2020 (прогноз)

Прогноз ВРП 2229 2350 2467

Доля МСП в ВРП, в % 25% 30% 40%

Доля МСП в ВРП, в руб. 557,25 705 987

Далее рассмотрим прогноз финансирования развития МСП на территории Республики Татарстан из Паспорта Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы».

Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 3000000,0 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Татарстан - 3000000,0 тыс. рублей, а также

планируемые к привлечению средства федерального бюджета.

Таблица 6

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020

годы»

тыс.руб.

Год Средства бюджета Республики Татарстан Итого

2018 1 000 000,0 1 000 000,0

2019 1 000 000,0 1 000 000,0

2020 1 000 000,0 1 000 000,0

Всего 3 000 000,0 3 000 000,0

Далее необходимо будущие потоки доходов привести к единой величине текущей стоимости (к 2018 году). Ставку дисконта возьмем на уровне годовой инфляции 3,4 %. (та блица 7).

Таблица 7

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020

**

годы» с учетом дисконтирования

тыс .руб

Год Финансирование

2018 год 1 000 000

2019 год 967 117

2020 год 935 453

Таким образом, мы получаем прогнозные значения для построения Матрицы прогноза развития МСП до 2020 года, при этом отметим два варианта развития событий, который будут базироваться на том, что сумма финансирования, предполагаемая на реализацию программ поддержки МСП может уменьшится (с учетом обесценивания), либо получить дофинансирование.

Доля МСП в ВРП в Республике Татарстан 30-40 %

25-30%

0-25%

Менее 100% 100% к уровню 2018 года Более 100%

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы»

Рис.2. Матрица прогноза развития МСП до 2020 года, в %

Представим данную матрицу в числовых прогнозных значениях на рисунке 3.

Доля МСП в ВРП в Республике Татарстан 705-987

557-705

До 557

Менее 1 1 Более 1

Финансирование Подпрограммы «Развитие МСП в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы»

Рис.3. Матрица прогноза развития МСП до 2020 года,млрд руб. Опишем полученные секции матрицы в таблице 8.

Таблица 8

* *

Описание матрицы прогноза развития МСП до 2020 года

Секция Тип дина мики Вероятность

Красная зона Негативная Выше средней

Зеленая Положительная Ниже средней

Желтая Нейтральная Наиболее вероятный путь -получается на пересечении красной и зеленой секций

Серая «Слепые зоны» Мало вероятные

Таким образом, мы видим, что для достижения плановых значений по увеличению доли МСП в ВРП при неизменной сумме финансирования необходимо увеличение эффективности самих мероприятий мер поддержки МСП. На наш взгляд это должно стать основным приоритетом в реализации мер поддержки МСП не только в развитии региона в целом, но и в её столице (г. Казани) - от перехода увеличения финансирования и разработки новых мер поддержки к увеличению эффективности действующих мер поддержки. Это позволит сделать еще один шаг к устойчивости развития города, а сэкономленный бюджет можно направить на развитие социальной и экологической с о с та в ля ющих го ро да .

* Составление рейтингов устойчивого развития городов России (2018) URL:

http://www.agencysgm.com/projects/sostavlenie-reytinga-gorodov-rossii-v-oblasti-

ustoychivogo-razvitiya/

**

Со с та в ле но а в тора ми Библиография

1. Ermolaeva P.O. (2017) In the labyrinths of the «sustainable city» concepts: the metaanalysis of contemporary studies. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication, Special Edition December 2017, Pp.1288-1293.

2. Yanitsky O.N. (2018) Russian Megalopolis: Processes of Divergence, Separation and Integration of its Agents // International Journal of Political Science (IJPS). Volume 4, Issue 3,Pp. 5-13.

3. Karlenzig W., (2007) How green is your city? The Sustain Lane US City Rankings, Post Carbon Institute, California

4. Hassan, A. M., & Lee, H. (2014). A theoretical approach to the design of sustainable dwellings in hot dry zones: A Toshka case study. Tunnelling and Underground Space

Technology, 40, 251-262.

5. Yanitsky, O., & Usacheva, O. (2017). History of the "Green City" in Russia. Journal of History Culture and Art Research, 6(6), 125-131.

6. Палей Т.Ф. Инфраструктурные инструменты формирования экосистемы бизнеса в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики №6. 2018. C. 67-76.

7. Где бизнесу жить хорошо. Казань на втором месте с Москвой по числу субъектов МСБ. Источник Реальное время [Электронный ресурс].URL:

https ://realnoevremya.ru/articles/114340-10-fa ktov-o-malom-i-srednem-biznese-v-kazani-i-tatarstanehttps://realnoevremya.ru/articles/114340-10-fa ktov-o-malom-i-srednem-biznese-v-kazani-i-tatarstane (дата обращения 07.01.2019)

8. Официальный сайт Комитета экономического развития г. Казани:

https ://www.kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/komitet-ekonomicheskogo-razvitiya/biznes-v-kazani/. (дата обращения 02.01.2019).

9. Прыгунова М.И., Никифорова Э.Г. Особенности применения индикативного подхода к оценке эффективности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти (на примере Республике Татарстан). Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 10 С. 3075-3084.

10. Государственной программы Республики Татарстан «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс].URL : http://mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm (дата обращения 02.01.2019).

11. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL:

http://mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm (дата обращения 02.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.