Научная статья на тему 'Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка'

Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / СТРАТЕГИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС / ENTREPRENEURSHIP / DEVELOPMENT / CONSUMER MARKET / TRADE / STRATEGY / TAXATION / INCENTIVES / PROGRAM / INFRASTRUCTURE / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюшин Владислав Владимирович, Баулина Оксана Александровна, Алексеева Марина Витальевна, Догадов Алексей Олегович

Современное состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) в Волгоградской области характеризуется низкой деловой активностью в экономике региона и недостаточной конкурентоспособностью, недостаточным уровнем использования новых технологий. Тем не менее, малый и средний бизнес в Российской Федерации является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Сильное негативное воздействие на сектор МСП оказали кризисные явления. Рост процентных ставок по привлекаемым в развитие МСП кредитам и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса. В результате в последние годы динамика развития МСП является отрицательной. При этом вклад МСП в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Меры, направленные на поддержку МСП, включены в перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, реализуемых Правительством Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, преодоление тенденций стагнации и обеспечение устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. Целью исследования, представленного в настоящей статье, является определение основных проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства, а также потребительского рынка, как важнейшего драйвера, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие Волгоградской области в целом и г. Волгограда в частности. Для достижение данной цели в настоящей статье решены следующие задачи: 1. проведена оценка текущего уровня социально-экономического развития Волгоградской области и выявлены направления для его повышения; 2. проведена оценка текущего уровня развития малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде; 3. разработана программа по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка. Объектом исследования настоящей статьи является малое, среднее предпринимательство и потребительский рынок в Волгоградской области и в г. Волгограде. Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, возникающих в процессе развития малого и среднего предпринимательства, а также потребительского рынка в Волгоградской области и в г. Волгограде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a program to ensure sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses and the consumer market

The current state of small and medium-sized businesses in the Volgograd region is characterized by low business activity in the regional economy and insufficient competitiveness, insufficient level of use of new technologies. Nevertheless, small and medium business in the Russian Federation is the most important way of doing business. The small business sector is concentrated mainly in the areas of trade and services to the population. Medium-sized enterprises are more represented in areas with higher added value in manufacturing, construction, agriculture. The crisis had a strong negative impact on the small and medium-sized business sector. The growth of interest rates on loans attracted to the development of small and medium-sized businesses and other related factors negatively affected the cost of production and profitability of the business. As a result, in recent years, the dynamics of small and medium-sized businesses is negative. At the same time, the contribution of small and medium-sized businesses to the overall economic indicators in the Russian Federation is significantly lower than in most not only developed but also developing countries. Measures aimed at supporting small and medium-sized businesses are included in the list of priority measures to ensure sustainable economic development and social stability implemented by the Government of the Russian Federation. Proceeding from the above, overcoming the trends of stagnation and ensuring sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses. The purpose of the study presented in this article is to identify the main problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses, as well as the consumer market, as the most important driver for sustainable economic development of the Volgograd region in General, and Volgograd in particular. To achieve this goal in this article the following tasks are solved: 1. the assessment of the current level of socio-economic development of the Volgograd region and identified areas for its improvement; 2. the assessment of the current level of development of small and medium-sized businesses in Volgograd; 3. a program has been developed to ensure sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses and the consumer market. The object of the study of this article is small, medium-sized businesses and the consumer market in the Volgograd region and in Volgograd. The subject of the study is the system of socio-economic relations arising in the development of small and medium-sized businesses, as well as the consumer market in the Volgograd region and in Volgograd.

Текст научной работы на тему «Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/65ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Клюшин В.В., Баулина О. А., Алексеева М.В., Догадов А.О. Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/65ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Klyushin V.V., Baulina O.A., Alekseeva M.V., Dogadov A.O. (2019). Development of a program to ensure sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses and the consumer market. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj. today/PDF/65ECVN619.pdf (in Russian)

УДК 334.722.1 ГРНТИ 06.61.53

Клюшин Владислав Владимирович

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия Доцент кафедры «Цифровая экономика и технологии управления в городском хозяйстве и строительстве»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: vladislav-klushin@yandex. ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=344494

Баулина Оксана Александровна

ГКУ ВО «Аналитический центр», Волгоград, Россия Начальник отдела экспертно-аналитических исследований Кандидат экономических наук, доцент E-mail: Baulina-oksana@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=270406

Алексеева Марина Витальевна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия Магистрант кафедры «Цифровая экономика и технологии управления в городском хозяйстве и строительстве»

E-mail: marina1991alex@mail.ru

Догадов Алексей Олегович

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия Магистрант кафедры «Цифровая экономика и технологии управления в городском хозяйстве и строительстве»

E-mail: alexeydogadov@mail.ru

Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка

Аннотация. Современное состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) в Волгоградской области характеризуется низкой деловой активностью в экономике региона и недостаточной конкурентоспособностью, недостаточным уровнем использования новых технологий. Тем не менее, малый и средний бизнес в Российской Федерации является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг

населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Сильное негативное воздействие на сектор МСП оказали кризисные явления. Рост процентных ставок по привлекаемым в развитие МСП кредитам и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса. В результате в последние годы динамика развития МСП является отрицательной. При этом вклад МСП в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Меры, направленные на поддержку МСП, включены в перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, реализуемых Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, преодоление тенденций стагнации и обеспечение устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

Целью исследования, представленного в настоящей статье, является определение основных проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства, а также потребительского рынка, как важнейшего драйвера, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие Волгоградской области в целом и г. Волгограда в частности.

Для достижение данной цели в настоящей статье решены следующие задачи:

1. проведена оценка текущего уровня социально-экономического развития Волгоградской области и выявлены направления для его повышения;

2. проведена оценка текущего уровня развития малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде;

3. разработана программа по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка.

Объектом исследования настоящей статьи является малое, среднее предпринимательство и потребительский рынок в Волгоградской области и в г. Волгограде. Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, возникающих в процессе развития малого и среднего предпринимательства, а также потребительского рынка в Волгоградской области и в г. Волгограде.

Ключевые слова: предпринимательство; развитие; потребительский рынок; торговля; стратегия; налогообложение; стимулирование; программа; инфраструктура; бизнес

Введение

В условиях стагнации отечественной экономики, обусловленной сложившейся неблагоприятной макроэкономической ситуацией, проблема достижения и обеспечения достойного уровня и качества жизни населения в регионах становится особенно актуальной. На текущий момент стало очевидно, что заявленный правительством в «Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» переход к инновационной экономике окончательно сорван [1]. Причин тому несколько: это и внешние факторы, среди которых: падение мировых цен на нефть, результатом которого стало сокращение доходной части бюджета, введение санкций в отношении РФ, в результате которых страна оказалась отрезанной от зарубежных источников кредитных ресурсов и произошел скачок цен на импортную продукцию в условиях санкционной политики, усиление

внешнеполитического конфликта, который опосредовал рост социально-экономической напряженности внутри страны; и внутренние: неготовность, как самих отечественных предприятий, так и органов власти, не смотря на декларирование таких намерений, развивать реальный сектор экономики и проводить структурные реформы [2]. Все вышеперечисленные факторы приводят к стагнации экономики и снижению уровня и качества жизни населения страны в целом, и ее отдельных регионов в частности. Так, Волгоградская область среди прочих регионов РФ по площади занимает 31 место, по численности населения - 18, по валовому региональному продукту на душу населения - 50, таким образом регион с существенной площадью и достаточно большим количеств населения характеризуется низкими показателями производства и уровнем социально-экономического положения. Позиция региона среди прочих в РФ по вводу в действие жилых домов на 1 000 человек населения - 71, для сравнения Ростовская область занимает 32 место, республика Адыгея - 36; по уровню среднедушевого дохода - 73 позиция; по уровню занятости - 58 позиция, по уровню безработицы - 56 позиция.

В регионе наблюдается снижение уровня реальных доходов населения, которые существенно ниже среднероссийского показателя, сокращение числа зарегистрированных предприятий, в том числе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Наблюдается сокращение числа занятого населения на малых предприятиях региона и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), зарегистрированных в регионе, данные тенденции наблюдаются на фоне роста удельного веса предприятий государственной формы собственности в совокупной величине выручки от реализации товаров и услуг. Отметим также, что современное состояние малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области характеризуется низкой деловой активностью в экономике региона и недостаточной конкурентоспособностью, недостаточным уровнем использования новых технологий. Тем не менее, следует отметить, что малый и средний бизнес (далее - МСП1) в России является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности2. Деструктивное влияние на малый и средний бизнес оказали кризисные явления 2014-2017 годов: рост процентных ставок по привлекаемым в развитие малого и среднего бизнеса кредитам, девальвация национальной валюты и другие взаимосвязанные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса - как результат, динамика развития МСП в последние годы является отрицательной. При этом вклад МСП в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Поэтому меры, реализуемые Правительством Российской Федерации, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, включены в перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Исходя из вышеизложенного, преодоление тенденций стагнации и обеспечение устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка представляется важной и актуальной задачей.

Волгоградская область входит в состав южного федерального округа (далее - ЮФО). Площадь территории составляет 112,9 тыс. км2, Удаленность от Москвы - 1073 км. Население

1 Отметим, что сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

2 http://docs.cntd.ru/document/446507416. Страница 3 из 28

Оценка текущего уровня развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области

65ECVN619

региона на конец 2018 года составляет 2 535 тыс. человек, из них: городское население 76 % и 24 % сельское, в регионе наблюдается ежегодное снижение численности населения, в среднем на 0,4 % в год за счет естественной убыли и отрицательной миграции трудоспособной рабочей силы. Наиболее крупные города области: Волгоград - 1018,8 тыс. чел.; Волжский - 327,4 тыс. чел.; Камышин - 116,7 тыс. чел.; Михайловка - 58,7 тыс. чел.; Урюпинск - 40,1 тыс. чел.

Согласно данным Росстата: «в структуре валового регионального продукта Волгоградская области основными видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства - 26,2 %; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -15,2 %; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 11,1 %; транспорт и связь - 10,7 %; добыча полезных ископаемых - 6,3 %. В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых область занимает 28 место в России (в федеральном округе - 2), по обрабатывающим производствам - 16 (2), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 24 (3). В сельском хозяйстве выращивают твердые сорта пшеницы, овощи и бахчевые культуры, подсолнечник. Развито животноводство мясомолочного направления, а также птицеводство, пчеловодство, козоводство. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций в 2018 году составил 41474 млн руб. В объеме инвестиций в основной капитал 56,1 % заняли собственные средства, 43,9 % -привлеченные средства. Объем финансовых вложений, поступивших в экономику области, составил 335287 млн руб. Сальдо прямых иностранных инвестиций, по данным Банка России, составило - 160 млн долл. США. Внешнеторговый оборот области составил 1986,2 млн долл. США, в том числе экспорт - 1315,4 млн долл. США, или 64,1 % к уровню 2016 г., импорт -соответственно 670,8 млн долл. США и 64,5 %»3.

Общее число предприятий на конец 2018 года составило 51 219 единиц, сократившись относительно предыдущего года на 8 %, столь существенные сокращения общего числа предприятий наблюдались в кризисные 2013 и 2014 года на 11 % и 6 % соответственно (рисунок 1).

Динамика количества предприятий в Волгоградской области

70 000 -

60 000 —Ш-

В Щ щ щ В В В щ

40 000 —И—В—В—В—В—I—ш—И— ■ ■■■■■■■

20000 В В В В В В В В

юооо —В в в в в в в в

2005 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Число предприятий на конецгода 65277 56467 52909 53221 54734 55452 55720 51219

Рисунок 1. Динамика общего числа предприятий в Волгоградской области (источник: составлено авторами на основе данных сайта

8623506156)

На рисунке 2 представлена структура предприятий области в разрезе организационно-правовых форм на конец 2018 года, для сравнения приводятся данные по южному федеральному округу и РФ в целом.

3 http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/subject.pdf.

Как показывают данные рисунка 2, наибольший удельный вес в структуре предприятий области приходится на коммерческие - 79,6 %, что сопоставимо с общероссийским уровнем в 87,2 % и уровнем южного федерального округа - 82,6 %. Из указанного количества коммерческих предприятий Волгоградской области 99 % приходится на хозяйственные общества и товарищества, 1 % на унитарные предприятия. Удельный вес некоммерческих организаций составляет 10,6 %, из их общего числа 15,5 % занимают потребительские кооперативы, на долю учреждений приходится 9,3 %.

—х

Структура предприятий по организационно-правовым формам на конец 2018 года

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Российская Федерация

ЮФО

Волгоградская область

учреждения

5,3%

7,5%

9,3%

фонды

0,5%

0,4%

0,5%

некоммерческие организации

7,1%

9,5%

10,6%

коммерческие организации

87,2%

82,6%

79,6%

Рисунок 2. Структура предприятий Волгоградской области по организационно-правовым формам на конец 2018 года (источник: составлено авторами на основе данных сайта

8623506156)

Анализ структурного среза форм собственности предприятий Волгоградской области представлен на рисунке 3.

300,0% 250,0% 200,0% 150,0% 100,0% 50,0% Структура предприятий по формам собственности

79,9%

83,0%

6,3% 2,6% ^ ,0/ ^4,5% 1,8% 1,1% 0,7% 6,8%

0,0% государственн ая муниципальна я частная общ-ных и рел-ных орг иностранная 0,5% совместная рос-я и иностранная 0,8% прочие формы

Волгоградская область 3,2% 8,1% 79,9% 6,8% 0,8% 0,5% 0,8%

■ ЮФО 2,6% 6,3% 83,0% 4,5% 1,8% 1,1% 0,7%

■ Российская Федерация 2,3% 4,3% 86,5% 3,0% 2,2% 1,0% 0,7%

Рисунок 3. Структура предприятий по формам собственности (источник: составлено авторами на основе данных сайта http: www.gks.ru wps wcm connect rosstat main rosstat ru statistics puhlications catalog doc 113

8623506156)

Так, согласно рисунку 3, наибольший удельный вес в структуре предприятий Волгоградской области на конец 2018 года по формам собственности приходится на частную -79,9 %, показатель южного федерального округа - 83 % и в целом для РФ - 86,5 %. Таким образом, региональный уровень частной собственности ниже среднероссийского на 6,6 % прежде всего за счет большего удельного веса муниципальной собственности, которая на конец 2018 года составила 8,1 %, против 4,3 % среднероссийского уровня и удельного веса государственной собственности, который составил 3,2 % против 2,3 % среднероссийского уровня. Удельный вес иностранной собственности не значителен - 0,8 %, совместной - 0,5 %, по данным показателям Волгоградская область также уступает показателям южного федерального округа и РФ в целом.

Структура оборота предприятий по формам собственности

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Российская Федерация ЮФО

I Волгоградская область

Рисунок 4. Структура оборота предприятий и организаций по формам собственности на конец 2018 года (источник: составлено авторами на основе данных сайта http://w^^.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/puЬlications/catalog/doc_113

8623506156)

Структура оборота предприятий по формам собственности (рисунок 4) показывает, что наибольший удельный вес приходится на предприятия частной формы собственности - 80 %, 10 % - на предприятия с иностранной формой собственности, 6 % - на предприятия с государственной формой собственности, 2 % - совместной и 1 % - прочих форм собственности. Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: несмотря на то, что удельный вес количества предприятий с государственной формой собственности в регионе составляет 3,2 %, превышая данный показатель над показателем ЮФО на 0,6 % и средний по стране на 0,9 %, в структуре оборота предприятий удельный вес государственного сектора увеличивается до 6 %, превышая показатель по ЮФО на 3 % и среднероссийский на 2 %.

Проанализируем положение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту ИП) в Волгоградской области ниже, в том числе в разрезе форм собственности для выявления резервов повышения показателей социально-экономического положения региона.

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий

Регион/период Число малых предприятий, тыс. Число малых предприятия на 10 000 человек населения Среднесписочная численность работников, тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 2017 2018 2011 2017 2018 2011 2017 2018 2011 2017 2018

РФ 1 644 2 222 2 771 115 152 189 9 790 10 378 10 056 18 934 44 124 38 877

ЮФО 135 200 226 98 122 138 854 926 879 1 325 3 060 2 803

Волгоградская об-ть 27 31 34 102 123 133 161 139 122 230 438 334

Источник: составлено авторами на основе данных сайта

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/puhlications/catalog/doc_113

8623506156

Как показывают данные таблицы 1, число малых предприятий в регионе увеличивается, но не существенно, в 2018 году зарегистрировано 34 единицы, в 2016 - 31 единица и в 2011 году было зарегистрировано 27 малых предприятий, повторяя общероссийскую тенденцию увеличения общее количества малых предприятий, в тоже время при пересчете количества таких предприятий на 10 000 населения, видно, что несмотря на то, что данный показатель так же возрастает (133 единицы в 2018 году против 123 единицы в 2016 году и 102 - в 2011 г.), по данному показателю регион уступает как южному федеральному округу (138 единиц предприятий на 10 000 населения в 2018 году), так в целом РФ (189 единиц предприятий на 10 000 населения страны в 2018 г.). К негативной тенденции также относится сокращение среднесписочной численности работников, так в 2017 году численность составила - 122 тыс. человек, уменьшившись относительно 2017 года на 12 % или 16 тыс. человек, что составляет 1 % от численности населения региона. Относительно 2011 года среднесписочная численность уменьшилась на 39 тыс. человек или 24 %, что составляет существенные величины. Оборот малых предприятий так же сокращается, в 2018 г он составил 34 млрд рублей, что на 104 млрд руб. или 24 % меньше показателя 2017 года.

Таблица 2

Распределение малых предприятий по основным видам хозяйственной деятельности на конец 2018 года

Число малых предприятий, тыс. Среднесписочная численность работников, тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд руб.

опт и роз опт и роз опт и роз

торговля; торговля; торговля;

Регион обрабатывающие производства строительство ремонт авто-тран-х ср-в, быт из-й обрабатывающие производства строительство ремонт авто-тран-х ср-в, быт из-й обрабатывающие производства строительство ремонт авто-тран-х ср-в, быт из-й

РФ 245,8 335,9 1 032,1 1 511,4 1 281,5 2 965,6 3 680,0 4 046,5 22 053,4

ЮФО 19,6 29,3 77,9 136,2 100,8 244,2 279,7 207,5 1 684,7

Волгоградская область 3,0 4,1 11,9 17,2 16,5 31,3 40,1 27,0 176,1

Источник: составлено авторами на основе данных сайта

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/puhlications/catalog/doc_113

8623506156

Как показывают данные таблицы 2, наибольшее количество малых предприятий, зарегистрированных на территории региона, функционируют в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, бытовых приборов - 11,9 тыс. единиц, в сфере строительства зарегистрировано на конец 2018 года 4,1 тыс. единиц предприятий, в обрабатывающей промышленности - 3 тыс. предприятий. Соответственным же образом наибольший оборот приходится на предприятия оптовой и розничной торговли,

составляя на конец 2017 года - 176,1 млрд рублей, оборот предприятий обрабатывающей промышленности - 401,1 млрд руб., строительства - 27 млрд рублей, таким образом строительство существенно уступает прочим отраслям. По показателю среднесписочной занятости картина аналогичная, лидирует сфера оптовой и розничной торговли - 31,3 тыс. человек занятых, обрабатывающие производствам - 17,2 тыс. человек и строительство - 16,5 тыс. человек. Аналогичным образом проанализируем основные показатели эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в разрезе основных отраслей.

Как показываю данные таблицы 3, на конец 2017 (данных официальной статистики за 2018 год на момент обращения нет) число ИП в регионе составило 51,9 тыс. уменьшившись таким образом относительно 2011 года на 15,5 тыс. или 23 %. В пересчете на 10 000 человек населения данный показатель так же сократился с 258,2 до 203,7, таким образом, сокращение составило 21 %. Для сравнения по ЮФО данный показатель увеличился с 290,4 единицы до 291,8 единиц, а в целом по РФ сокращение составило - 27 %.

Таблица 3

Динамика основных показателей деятельности индивидуальных предпринимателей

Регион/период Число ИП, тыс. Число П на 10 000 человек населения Средняя численность работников, тыс. человек Выручка от реализации, млрд руб.

2011 2017 2011 2017 2011 2017 2011 2017

РФ 2 927,5 2 792,0 204,8 190,5 5 350,1 4 984,0 4 493,6 7 894,0

ЮФО 402,3 477,6 290,4 291,8 661,3 775,4 441,4 1 085,7

Волгоградская область 67,4 51,9 258,2 203,7 122,7 83,1 69,0 105,4

Источник: составлено авторами на основе данных сайта

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113

8623506156

Среднесписочная численность занятых у ИП так же существенно уменьшилась в Волгоградской области с 122,7 тыс. человек в 2011 году до 83,1 тыс. человек в 2017 году, таким образом сокращение численности работников составило 39,6 тыс. человек или 32 %, в то время как для ЮФО данный показатель увеличился с 661,3 тыс. человек до 775,4 тыс. человек соответственно. Выручка от реализации товаров и услуг ИП в 2017 году для анализируемого региона составила 105,4 млрд руб. увеличившись относительно 2011 года (69 млрд руб.) прежде всего за счет инфляционного роста потребительских цен. Таким образом, ситуация с развитием индивидуального предпринимательства в Волгоградской области складывается не благоприятная и в целом не отражает тенденций развития южного федерального округа, сокращение числа ИП в регионе происходит том числе за счет ухода предпринимателей в соседние регионы с более благоприятным налоговым режимом.

Если анализировать отраслевую структур ИП по объему выручки от проданных товаров и оказанных услуг (таблица 4), то удельный вес строительной отрасли сокращается до 2 %, а оптовой и розничной торговли, а так же ремонта автотранспортных средств и бытовых приборов увеличивается до 53 %. На долю сельского хозяйства приходится 11 %, на операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги - 15 %, транспорт и связь - 7 %.

Таблица 4

Распределение ИП по видам хозяйственной деятельности на конец 2017 года

Регион РФ ЮФО Волгоградская область

Число ИП, тыс.

с/х, охота и лесное хозяйство 6 % 7 % 8 %

рыболовство, рыбоводство 0 % 0 % 0 %

добыча полезных ископаемых 0 % 0 % 0 %

Регион РФ ЮФО Волгоградская область

обрабатывающие пр-ва 6 % 5 % 4 %

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0 % 0 % 0 %

строительство 4 % 4 % 3 %

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 47 % 50 % 49 %

гостиницы и рестораны 2 % 3 % 2 %

транспорт и связь 12 % 11 % 13 %

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 14 % 13 % 13 %

образование 1 % 0 % 0 %

здравоохранение, соц. услуги 1 % 1 % 1 %

прочие коммунальные и соц. Услуги 6 % 6 % 6 %

Средняя численность работников, тыс. человек

с/х, охота и лесное хозяйство 6 % 8 % 12 %

рыболовство, рыбоводство 0 % 0 % 0 %

добыча полезных ископаемых 0 % 0 % 0 %

обрабатывающие пр-ва 9 % 8 % 6 %

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0 % 0 % 0 %

строительство 3 % 3 % 3 %

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 52 % 50 % 48 %

гостиницы и рестораны 4 % 5 % 4 %

транспорт и связь 10 % 9 % 11 %

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 11 % 11 % 10 %

образование 0 % 0 % 0 %

здравоохранение, соц. слуги 1 % 1 % 0 %

прочие коммунальные и соц. услуги 5 % 5 % 5 %

Выручка от реализации, млрд руб.

с/х, охота и лесное хозяйство 4 % 8 % 11 %

рыболовство, рыбоводство 0 % 0 % 0 %

добыча полезных ископаемых 0 % 0 % 0 %

обрабатывающие пр-ва 6 % 7 % 5 %

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0 % 0 % 0 %

строительство 2 % 3 % 2 %

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 63 % 59 % 53 %

гостиницы и рестораны 3 % 4 % 2 %

транспорт и связь 6 % 6 % 7 %

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 13 % 11 % 15 %

образование 0 % 0 % 0 %

здравоохранение, соц. слуги 0 % 0 % 0 %

Источник: составлено авторами на основе данных сайта

http: www.gks.ru wps wcm connect rosstat main rosstat ru statistics publications catalog doc 113

8623506156

В таблице 5 приведено распределение строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности.

Таблица 5

Распределение строительных работ, выполненных организациями по формам собственности в период 2015-2018 г.

Регион РФ ЮФО Волгоградская область

2015

государственная 2,9 2,6 2,0

муниципальная 0,4 0,2 0,7

частная 88,1 80,4 88,0

Регион РФ ЮФО Волгоградская область

смешанная 1,6 1,0 2,6

2016

государственная 2,5 2,6 2,4

муниципальная 0,3 0,2 0,6

частная 89,8 87,2 88,5

смешанная 1,8 1,1 2,5

2017

государственная 2,2 3,0 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муниципальная 0,2 0,2 0,3

частная 91,3 89,1 84,1

смешанная 1,3 0,9 1,9

2018

государственная 2,1 3,0 3,2

муниципальная 0,3 0,4 0,5

частная 90,5 87,2 83,6

смешанная 0,9 0,9 2,3

Источник: составлено авторами на основе данных сайта

http: www.gks.ru wps wcm connect rosstat main rosstat ru statistics publications catalog doc 113

8623506156

Как показывают данные таблицы 5, удельный вес строительных работ, выполненных частными фирмами за период 2015-2018 годы сокращается, так если в 2015 году на частные предприятия приходилось 88 % выполненных работ, то в 2017 - 84,1 % и в 2018 - 83,6 %. Противоположная тенденция наблюдается для предприятий государственной формы собственности и хотя удельный вес в совокупной величине выполненных работ остается не значительным, за анализируемый период произошло увеличение удельного веса с 2 % в 2015 году до 3,2 % в 2018 году. Удельный вес предприятий муниципальной формы собственности остается незначительным порядка 0,5 %.

Таким образом, Волгоградская область среди прочих регионов РФ по площади занимает 31 место, по численности населения - 18, по валовому региональному продукту на душу населения - 50, таким образом регион с существенной площадью и достаточно большим количеством населения характеризуется низкими показателями производства и уровнем социально-экономического положения. Так позиция региона среди прочих в РФ по вводу в действие жилых домов на 1 000 человек населения - 71, для сравнения Ростовская область занимает 32 место, республика Адыгея - 36; по уровню среднедушевого дохода - 73 позиция; по уровню занятости - 58 позиция, по уровню безработицы - 56 позиция. В регионе наблюдается снижение уровня реальных доходов населения, которые существенно ниже среднероссийского показателя, сокращение числа зарегистрированных предприятий в том числе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Наблюдается сокращение числа занятого населения на малых предприятиях региона и ИП, зарегистрированных в регионе, данные тенденции наблюдаются на фоне роста удельного веса предприятий государственной формы собственности в совокупной величине выручки от реализации товаров и услуг. Преодоление выявленных негативных тенденций социально-экономического положения региона нами видится в увеличении количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных сферах экономики региона.

Оценка текущего уровня развития малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде

Оценим текущий уровень развития малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде. В 2018 г. на территории г. Волгограда было зарегистрировано 45,5 тыс.

субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 59 % приходилось на индивидуальных предпринимателей (26,8 тыс. ед.), 39,3 % на микропредприятия (15,2 тыс. ед.). Рост числа индивидуальных предпринимателей к уровню 2017 г. составил - 1, %, количество индивидуальных предпринимателей в 2018 г. составил - 26 779 человек (см. рисунок 5).

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

45 230

46 150

45 545

40 720

25 457

32 458

25

33 798

651

25 829

34 921

га

26 2

85

35 680

26 779

37 223

45 000,00 40 000,00 35 000,00 30 000,00 25 000,00 20 000,00 15 000,00 10 000,00 5 000,00 0,00

2014

2015

2016

2017

2018

I-¡Выручка от реализации товаров (работ, услуг) индивидуальных предпринимателей,

млн. руб.

—•—Количество субъектов МСП, ед. —•—Количество индивидуальных предпринимателей, ед.

Рисунок 5. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории г. Волгограда (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Достигнутые значения показателей Волгограда в МСП уступают соответствующим показателям крупных городов России. Так, количество ИП в соседних городах - региональных центрах существенно выше показателя Волгограда. Так, в 2018 г. в Ростове-на-Дону было зарегистрировано 35,9 тыс. ИП, что на 33,9 % выше показателя Волгограда (9,1 тыс. ед.), в Краснодаре - 41,4 тыс. ИП, что 54,5 % выше показателя Волгограда (14,6 тыс. ед.) (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Численность малого предпринимательства в соседних с Волгоградом городах -региональных центрах (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -

Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Аналогичная ситуация наблюдается с количеством микро предприятий и малых предприятий. По итогам 2018 года в Волгограде было зарегистрировано 14,2 тыс. микропредприятий, что ниже уровня Ростова-на-Дону на 59,1 % (22,6 тыс. ед.), в 2 раза ниже уровня Самары (29 тыс. ед.). Лидером среди анализируемых городов является Нижний Новгород с количеством зарегистрированных микропредприятий - 34 тыс. ед. (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Численность микро предприятий и малых предприятий в Волгограде и других региональных центрах (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -

Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

65ECVN619

На конец 2018 г. в Волгограде было зарегистрировано 1,4 тыс. малых предприятий. Для сравнения в Ростове-на-Дону зарегистрировано 2,5 тыс. ед., в Самаре - 3 тыс. ед., в Нижнем Новгороде - 3,7 тыс. ед.

Отраслевая структура зарегистрированных ИП в Волгограде позволяет сделать следующие выводы: 43 % осуществляет деятельность в сфере розничной и оптовой торговли, ремонта и обслуживания автотранспортных средств, 12 % в сфере транспортировки и хранения, по 8 % в сфере научной и технической деятельности, в сфере работы с недвижимым имуществом. Видовая структура индивидуальных предпринимателей Волгограда схожа со структурой индивидуальных предпринимателей Ростова-на-Дону. Существенное отличие от видовой структуры Самары выделено по таким позициям, как транспортировка и хранение, гостиничный бизнес и общественное питание. Для Самары удельный вес такого вида деятельности как «транспортировка и хранение» составляет 3 % против 12 % Волгограда, для вида деятельности «гостиницы и общественное питание» - 9 % против 2 % Волгограда (рисунок 8).

Структура ИП по видам экономической деятельности на 01.01.2019

Волгоград

Ростов-на-Дону

Самара

5%

4%

43%

5%

5%

45%

4%

5%

46%

0%

20%

обрабатывающие пр-ва I торговля, ремонт АТС

%2

12% 2%?%б% 8% 3% 13%

9% 2% 8% 8% 3% 15%

3% 9% 3% 7% 7% 3% 12%

40% 60%

■ строительство

■ транспортировка

80%

100%

I гостиницы, общественное питание ■ информация и связь

недвижимое имущество административная деятельность

научная, техническая деятельность прочее

Рисунок 8. Отраслевая структура малого предпринимательства в Волгограде и соседних региональных центрах (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -

Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Таким образом, сферу гостиничного бизнеса и общественного питания можно выделить для Волгограда одним из потенциальных направлений развития, в качестве потенциала для развития малого и среднего бизнеса Волгограда так же можно рассматривать сферу информации и связи, бытового обслуживания [3].

Как показывают данные рисунка 9, объем кредитов, предоставленных субъектам МСП Волгоградской области (данные ЦБ РФ не выделяют Волгоград из области) составляет 21,2 % уровня Краснодарского края (57,6 млрд руб., против 271,7 млрд руб. соответственно), 30,7 % от уровня Ростовской области (187,4 млрд руб.) и 44,3 % от уровня Самарской области (130,1 млрд руб.). Четко выраженной тенденции по динамики выданных кредитов не прослеживается, так на 01.01.2019 совокупный объем кредитов, предоставленных субъектам МСП составил 91,9 % от уровня 01.01.2018, снижение составило 5 млрд руб., сократившись с 62,7 млрд руб. до 57,6 млрд руб. Относительно 01.01.2017 совокупный объем предоставленных кредитов составил 131,17 %, увеличившись на 13,7 млрд руб.

Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных

металлах, млн. руб.

♦ Краснодарский край ■ Волгоградская область

Ростовская область —•—Самарская область

Рисунок 9. Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП Волгоградской области (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах.

2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Необходимо отметить, что процентные ставки по кредитам для субъектов МСП выше по сравнению с крупным бизнесом на 2,8 процентных пункта на июль 2019 по операциям до года и на 1,9 процентный пункт для операций сроком свыше года.

Оборот розничной торговли в 2018 году составил 264,97 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 1,4 %. Оборот общественного питания в 2018 году составил 8,6 млрд рублей, что выше уровня 2017 года в сопоставимых ценах на 0,5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из 13 городов миллиоников по индексу физического объема розничной торговли в % к предыдущему году Волгоград находится на 12-й позиции, наиболее динамичное развитие продемонстрировали: Нижний Новгород - 116,2 %, Красноярск - 115,2 %, Уфа - 112,7 %, Челябинск - 112,4 % (рисунок 10).

Динамика показателей потребительского спроса, %

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Темп роста оборота роз торговли в сопоставимой оценке к предыдущему году, % Темп роста оборота общественного питания в сопоставимой оценке к предыдущему году, % Инфляция, на конец периода в % к декабрю

Рисунок 10. Динамика показателей потребительского спроса в г. Волгограде, % (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Потребительский рынок Волгограда на сегодняшний день имеет хорошо развитую структуру. В Волгограде функционирует 4 669 магазинов, из которых 11 являются гипермаркетами, 134 супермаркетами, 685 продовольственными магазинами, 1 931 непродовольственными магазинами, 718 минимаркетами, 961 павильонами, 846 палатками и киосками. В расчете на 1000 жителей обеспеченность торговыми площадями достигла 831 кв. м и превысила утвержденный для городского округа норматив (546,9 м2 на 1000 человек) и среднеевропейские нормы (600 м2 на 1000 человек) (рисунок 11).

1000 800 600 400 200 0

Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов, кв. м. на 1 000 человек

831

685

638

736

773

638

638

547

547

2014г 2015г 2016г 2017г 2018г

■Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов, кв. м. на 1 тыс. чел.

■Норматив минимальной обеспеченности, кв. м. на 1 тыс. чел.

Рисунок 11. Фактическая обеспеченность населения г. Волгограда площадью торговых объектов, кв. м на 1000 человек (источник: составлено авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Оборот общественного питания в 2018 году составил 8,6 млрд рублей и вырос по отношению к прошлому году в действующих ценах на 4,8 %. В Волгограде расположено 382 ресторана, кафе и бара, 348 столовых и закусочных, а также 259 столовых учебных заведений и организаций. Как свидетельствуют данные, приводимые в постановлении Администрации г. Волгограда от 01.11.2017 № 1779 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов", «при всем многообразии в Волгограде недостаточно предприятий быстрого питания и доступных по цене массовому потребителю и ориентированных на молодежный туризм, практически отсутствуют диетические, детские и вегетарианские предприятия; недостаточно предприятий, связанных с особенностями региона: мало предприятий с казачьей и мусульманской кухней. Особое внимание необходимо уделить развитию предприятий общественного питания различных классов и типов в местах с большой проходимостью: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в зданиях вокзалов и т. д.»4 Количество посадочных мест в сети общественного питания на 1000 жителей в целом по Волгограду составило на начало 2019 года 61 место. При этом наблюдается неравномерность в распределении количества посадочных мест в сети общественного питания в разрезе районов Волгограда.

Таким образом, среди основных проблем субъектов МСП Волгограда можно выделить:

• в сравнении с другими городами-миллионниками высокие банковские процентные ставки и, как результат, низкий объем предоставленных кредитов;

• высокий уровень налоговой (фискальной) нагрузки на бизнес;

• немотивированные и частые проверки, проводимые надзорно-контрольными органами государственной власти;

• плохая осведомленность предпринимательского сообщества о существующих программах поддержки на государственном и муниципальном уровнях;

• отсутствие, либо низкая квалификация, не позволяющая вести предпринимательскую деятельность;

• в целом негативное отношение в обществе к предпринимательству и предпринимателям, являющееся, по существу, наследием еще из 1990-х годов [4].

Стратегией развития г. Волгограда до 2030 г.5 предусмотрены такие механизмы решения проблем субъектов МСП как: нормативно-правовой, организационно-управленческий, финансовый, информационно-коммуникационный, образовательный [3].

Среди задач по формированию благоприятной предпринимательской среды, указанных в стратегии г. Волгограда до 2030 г., и в плане мероприятий по ее реализации6, следует выделить в контексте нашей статьи следующие:

4 Постановление Администрации г. Волгограда от 01.11.2017 № 1779 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов". - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=2339131#2.

5 Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденная решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 №53/1539 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития г. Волгограда до 2030 года». - Режим доступа: http://www.volgadmin.rU/d/strategy2030/index.

6 План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития г. Волгограда до 2030 года, утвержденный постановлением главы Администрации г. Волгограда от 31.10.2018 №1695 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года».

• развитие системы и механизмов информационной, финансовой, имущественной, консультационной и иной поддержки МСП;

• устранение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

• создание деловой и выставочной инфраструктуры для организации и проведения мероприятий международного и межрегионального сотрудничества, расширения рынков сбыта;

• организация многофункционального конгресс-центра, содействие промышленным предприятиям Волгограда в расширении рынков сбыта продукции;

• создание механизма для увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении муниципального заказа;

• разработка и реализация программы продвижения волгоградских брендов в целях позиционирования Волгограда как территории благоприятной для предпринимательства;

• пропаганда и продвижение предпринимательской деятельности.

Среди задач по развитию потребительского рынка и сферы услуг, указанных в стратегии г. Волгограда до 2030 г., следует выделит в контексте нашей статьи следующие:

• создание условий для организации розничных рынков и проведения ярмарок на территории Волгограда (в т. ч. сельскохозяйственных), организация социальных мест на рынках для торговли с дачных и приусадебных участков - формирование в жилых массивах магазинов;

• поддержка и продвижение волгоградской продукции и товаропроизводителей на потребительский рынок Волгограда, российский и международный рынки, выстраивание работы рынков и объектов нестационарной торговли под интересы волгоградских товаропроизводителей;

• создание условий для развития добросовестной конкуренции на потребительском рынке;

• программа по поддержке и продвижению новых товаров и услуг в сфере потребительского рынка;

• устранение административных барьеров выхода на рынок продукции местных предприятий.

Разработка программы по обеспечению устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка

Исходя из анализа стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, а также Постановления Главы Администрации г Волгограда от 29.12.2018 г. № 2028 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 октября 2017 г. № 1660 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего

предпринимательства в Волгограде» на 2017-2019 годы»7, в качестве задач программы по развитию предпринимательства и потребительского рынка г. Волгограда допустимо выделить следующее:

1. Поддержка субъектов малого предпринимательства путем предоставления налоговых преференций и оказания финансовой поддержки.

2. Развитие системы и механизмов информационной, консультационной и иной, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Развитие системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Интеграция субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленный сектор, в том числе с крупным производственным бизнесом.

5. Развитие инфраструктуры потребительского рынка, развитие социально-значимых направлений деятельности.

Список данных мероприятий сформирован исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования город-герой Волгоград, определенных в стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 №53/1539; в плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденном постановлением Администрации г. Волгограда от 31.10.2018 №1695.

Правовыми основами для разработки предлагаемой нами программы мероприятий являются:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2015 № 316 (ред. от 19.09.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2017 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2019 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 23.01.2018 № 14-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика».

5. Постановление администрации Волгограда от 13.07.2019 № 921 «Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ».

Цель программы мероприятий - обеспечение устойчивого экономического развития города Волгограда на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка Волгограда. Для достижения указанной цели необходимо решить комплекс задач:

7 Постановление администрации Волгограда от 31.10.2016 № 1660 № Об утверждении муниципальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2017-2019 годы» // http://www.volgadmin.ru/d/branches/econom/business.

1. Создание благоприятной среды для обеспечения уровня инвестиционной активности не ниже лидеров городов-миллионников.

2. Развитие малого и среднего предпринимательства. Программа может быть реализована в 2019-2025 годы в один этап.

В качестве целевых показателей программы мероприятий мы можем выделить следующие параметрические индикаторы, представленные в прогнозе (таблица 6).

Таблица 6

Параметрические индикаторы программы мероприятий по развитию предпринимательства и потребительского рынка г. Волгограда

Целевые показатели 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % 85,4 100,2 101,5 102,1 102,3 102,4 102,4

Удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей в общей численности населения, % 14,6 15,5 16,6 17,8 18,7 19,6 20,6

Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимой оценке к предыдущему году, % 102,1 102,2 102,5 102,4 102,5 102,6 102,6

Темп роста оборота общественного питания в сопоставимой оценке к предыдущему году, % 102,0 102,3 102,4 102,4 102,5 102,6 102,7

Источник: рассчитано авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат,

2019. - 374 с.

1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % (прогнозируется увеличение значения показателя с 85,4 % в 2019 г. до 102,4 % в 2025 г.).

2. Удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей в общей численности населения, % (прогнозируется увеличение значения показателя с 14,6 % в 2018 г. до 20,6 % в 2025 г., согласно целевому ориентиру, заданному Президентом РФ в рамках Указа №204 от 07.05.2018 г. - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек).

3. Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимой оценке к предыдущему году, % (прогнозируется увеличение значения показателей с 102,1 % в 2019 г. до 102,6 % в 2025 г.).

4. Темп роста оборота общественного питания в сопоставимой оценке к предыдущему году, % (прогнозируется увеличение значения показателей с 102,0 % в 2019 г. до 102,7 % в 2025 г.).

Поддержка субъектов малого предпринимательства путем предоставления налоговых преференций и оказания финансовой поддержки предполагает: применение пониженной ставки единого налога на вмененный доход в размере 7,5 % для новых плательщиков единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

В 2018 г. в Волгограде было зарегистрировано 15 187 ед. ИП, применяющих специальный налоговый режим - ЕНВД. Число ИП на ЕНВД увеличивается, но не существенно, в среднем за последние 3 года - 255 ед. ежегодно. Количество организаций на ЕНВД сокращается - с 2 657 в 2013 года до 1 798 ед. в 2018 г. (таблица 7).

Таблица 7

Численность ИП, применяющих специальный налоговый режим - ЕНВД (сравнение г. Волгограда с соседними городами)

2018 год Волгоград Ростов-на-Дону Краснодар Волгоград относительно Ростов-на-Дону Волгоград относительно Краснодара

Всего ИП на ЕНВД 15 390 20 434 24 269 -5 044 -8 879

Бытовые услуги 2 608 2 950 3 952 -342 -1 344

Ремонт, тех. обслуживание, мойка авто. 738 885 1 288 -147 -550

Розничная торговля 4 130 5 620 9 358 -1 490 -5 228

Источник: рассчитано авторами

Количество ИП на ЕНВД г. Волгограда существенно ниже показателя Ростова-на-Дону на 5 044 ед., в том числе: на 342 ед. по предоставлению бытовых услуг, на 147 ед. по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, на 1 490 ед. в сфере розничной торговли (рисунок 12).

120

100

80

60

40

20

Структура плательщиков

по видам специальных налоговых режимов, %

0,9 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40,9 Щ

48,9 51,1

58,2

46,9 48,2

Волгоград Ростов-на-Дону Краснодар

ЕНВД УСН □ Патент

Рисунок 12. Структура плательщиков по видам специальных налоговых режимов, % (источник: рассчитано авторами по данным: Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 374 с.)

Количество ИП на ЕНВД г. Волгограда на 8 879 ед. ниже показателя Краснодара. В том числе: на 1 344 ед. по предоставлению бытовых услуг, на 550 ед. по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, на 5 228 ед. в сфере розничной торговли. Приоритетными для Волгограда сферами деятельности для увеличения количества ИП на ЕНВД нами выделена сфера бытового обслуживания населения.

Таким образом, мероприятие «применение пониженной ставки единого налога на вмененный доход в размере 7,5 % для новых плательщиков ЕНВД» направлено на легализацию «теневой занятости» [5]. Проведенный анализ специальных налоговых режимов для ИП

0

показал целесообразность применения мероприятия в связи с его выгодностью для субъектов МСП, для ИП с 1-м наемным работником сумма налога по ЕНВД минимальна в сравнении с прочими специальными режимами налогообложения. Наиболее выгоден данных режим налогообложения для таких видов деятельности как розничная торговля, оказанием парикмахерских услуг и услуг косметологии (таблица 8).

Таблица 8

Расчет налоговой эффективности мероприятия «применение пониженной ставки единого налога на вмененный доход в размере 7,5 % для новых плательщиков ЕНВД»

Условия Розничная торговля Парикмахерские услуги и косметология Такси

Количество наемных работников 1 1 0

Средний чек, руб. 500 500 150

Количество покупок в день 30 7 10

Количество рабочих дней в неделю 7 6 6

Базовая доходность 1 800 7 500 1 500

К1 / К2 1,87 / 1 1,87 / 1 1,87 / 1

Величина налога с учетом вычета по суммам социального страхования и суммы НДФЛ по 1-му наемному работнику

УСНО (6 %) 314 835 48 960 25 920

УСНО (15 % доходы-расходы) 164 250 37 800 12 960

ЕНВД (15 %) 64 112 43 938 0

ЕНВД (7,5 %) 41 416 31 329 0

Источник: рассчитано авторами

Проанализируем расчет, приведенный в таблице 8. Так для ИП с 1-м наемным работником величина налога, подлежащего уплате после корректировки на величину вычета по суммам социального страхования и сумме НДФЛ по 1-му наемному работнику составит 31 329руб., для УСНО (6 % от оборота) 48 960руб., для УСНО (доходы-расходы) - 37 800.

Для ИП не имеющих наемных работников, после снижения ставки по ЕНВД до 7,5 % и применения вычета по обязательным платежам ФСС, величина исчисленного налога подлежащего уплате в бюджет становится равной 0. Для ИП с 1-м наемным работником сумма налога по ЕНВД минимальна в сравнении с прочими специальными режимами налогообложения. Величина налога с доходов 1-го наемного работника, уплаченная за год бюджета, составляет 18 720 руб.

В связи с возможностью уменьшать платежи по ЕНВД на уплаченные отчисления в фонды социального страхования и на величину расходов, понесенных на приобретение онлайн-касс, рост платежей по ЕНВД не планируется, при этом прогнозируется рост налоговых поступлений по НДФЛ от наемных работников. Средний прирост за период 2016-2018 составляет 255 ед. в год. В связи с понижением ставки с 15 % до 7,5 % прогнозируется увеличение количества плательщиков ЕНВД на 510 ед. (в 2 раза больше чем среднее) в 2020 году. Согласно данным региональной статистики, 31 % плательщиков среди ИП на ЕНВД в Волгограде имеют наемный персонал, среднее количество наемных работников составляет 4 чел., для расчетов принимаем равным 2 чел. Количество прогнозируемых к созданию ИП, имеющих наемных работников: 510*0,31 = 158 ед. Количество наемных работников, принимающихся к расчету: 158*2 = 316 чел. Соответственно, увеличение поступлений по НДФЛ от наемных работников, для создаваемых ИП, применяющих систему налогообложения - ЕНВД: 316*12 000 (минимальная заработная плата уровень 01.09.2019)*12 (кол-во месяцев)*0,13 (ставка по НДФЛ) = 5 916 тыс. руб.

В рамках данной задачи так же предусматривается оказание финансовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе и предоставление грантов в форме субсидий субъектам молодежного предпринимательства на конкурсной основе из числа участников программы «Школа бизнеса» [6].

Субсидированию подлежат до 80 % от понесенных расходов, но не более 100 тыс. руб. на одного заявителя, в том числе: государственная пошлина за регистрацию юридического лица; затраты по приобретению программного обеспечения; затраты по получению лицензий на осуществление видов деятельности; выплаты по передаче прав на франшизу [7]. Обязательным условием получения субсидии является: субъекты МСП зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на территории Волгограда; не являются кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции [8].

Развитие системы и механизмов информационной, консультационной и иной, поддержки субъектов МСП предусматривает:

• разработку, тестирование и проведение специализированного учебно-практического курса "Школа бизнеса" (в рамках мероприятия предлагается обучение студентов 4-го курса бакалавриата на базе опорного вуза Волгоградской области - ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» основам предпринимательской деятельности. По итогам обучения проводится конкурс бизнес-планов);

• организацию и проведение конференций, семинаров и круглых столов по вопросам МСП [9]; проведение профессиональных конкурсов предпринимателей в рамках городского конкурса «Царицынский бизнес»; организацию информирования субъектов МСП об актуальных вопросах предпринимательской деятельности, в том числе о реализации проектов в области социального предпринимательства. В рамках мероприятий предлагается проведение ежегодно: 1-го конкурса с количеством участников не менее 30 чел., 1-ой конференции с количеством участников не менее 100 чел., 3-х семинаров с количеством участников не менее 100 чел., 10-ти круглых столов с количеством участников не менее 30 чел.

Развитие системы имущественной поддержки субъектов МСП предусматривает:

передачу в пользование субъектам МСП объектов недвижимого имущества Волгограда, включенных в «Перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда», для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

На 01.07.2019 477 объектов площадью 28 561,7 кв. м передано в аренду (75 %), 20 объектов площадью 1 140,1 кв. м передано в безвозмездное пользование (3 %), 149 объектов площадью 8 325,3 кв. м являются свободными (22 %). 35 объектов общей площадью 6 925 кв. м выделены для передачи в безвозмездное пользование на условиях проведения капитального ремонта.

Развитие инфраструктуры потребительского рынка, развитие социально-значимых направлений деятельности предусматривает:

1. Размещение сезонных нестационарных торговых объектов (далее - НТО) с учетом потребностей населения в насыщении фермерской продукцией.

На 01.08.2019 в «Схеме размещения НТО на территории г. Волгограда» насчитывается 2 256 мест для размещения киосков, павильонов, торговых галерей и 545 мест для размещения

«сезонных» объектов - лотков, палаток, тележек, елочных базаров, бахчевых развалов, площадок для продажи рассады и саженцев, передвижных (мобильных) НТО.

На розничных рынках Волгограда предусмотрено 1914 торговых мест, в том числе 338 торговых мест для товаропроизводителей.

2. Выявление и ликвидация зон несанкционированной торговли.

3. Проведение социально ориентированных мероприятий на территории города Волгограда совместно с хозяйствующими субъектами для социально незащищенных граждан.

Особенностью развития сферы торговли продолжают оставаться разнонаправленность интересов предпринимателей, желающих разместить торговые объекты в любых помещениях на любых территориях без учета норм законодательства [10; 11]. Стремление максимально удовлетворить спрос населения в товарах приводит к формированию стихийных «мини-рынков», импровизированных «ярмарок», на которых товар реализуется без сопроводительных документов, потребитель приобретает товар, качество которого не гарантировано. Для решения данного направления необходимо продолжить реализацию мер, направленных на создание условий для регулирования потребительского рынка в рамках полномочий, предоставленных органу местного самоуправления, включая мероприятия по ликвидации стихийной торговли, реализацию функций муниципального контроля в области торговли, создание условий для цивилизованного оказания услуг торговли при проведении массовых мероприятий, организации ярмарок выходного дня, осуществление взаимодействия с предпринимательским сообществом [12].

Заключение

В представленном исследовании нами проведена оценка текущего уровня социально-экономического развития Волгоградской области и г. Волгограда и выявлены направления для его повышения с позиций развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка.

Наибольший удельный вес в структуре предприятий Волгоградской области на конец 2018 года по формам собственности приходится на частную - 79,9 %, показатель южного федерального округа - 83 % и в целом для РФ - 86,5 %. Таким образом, региональный уровень частной собственности ниже среднероссийского на 6,6 % прежде всего за счет большего удельного веса муниципальной собственности, которая на конец 2018 года составила 8,1 %, против 4,3 % среднероссийского уровня и удельного веса государственной собственности, который составил 3,2 % против 2,3 % среднероссийского уровня.

Число малых предприятий в регионе увеличивается, но не существенно, в 2018 году зарегистрировано 34 единицы, в 2016 - 31 единица и в 2011 году было зарегистрировано 27 малых предприятий, повторяя общероссийскую тенденцию увеличения общее количества малых предприятий, в тоже время при пересчете количества таких предприятий на 10 000 населения, видно, что несмотря на то, что данный показатель так же возрастает (133 единицы в 2018 году против 123 единицы в 2016 году и 102 - в 2011 г.), по данному показателю регион уступает как южному федеральному округу (138 единиц предприятий на 10 000 населения в 2018 году), так в целом РФ (189 единиц предприятий на 10 000 населения страны в 2018 г.). К негативной тенденции также относится сокращение среднесписочной численности работников. Относительно 2011 года среднесписочная численность уменьшилась на 39 тыс. человек или 24 %, что составляет существенные величины. Оборот малых предприятий так же сокращается, в 2018 г он составил 34 млрд рублей, что на 104 млрд руб. или 24 % меньше показателя 2017 года.

Среднесписочная численность занятых у ИП так же существенно уменьшилась в Волгоградской области с 122,7 тыс. человек в 2011 году до 83,1 тыс. человек в 2017 году, таким образом сокращение численности работников составило 39,6 тыс. человек или 32 %, в то время как для ЮФО данный показатель увеличился с 661,3 тыс. человек до 775,4 тыс. человек соответственно. Выручка от реализации товаров и услуг ИП в 2017 году для анализируемого региона составила 105,4 млрд руб. увеличившись относительно 2011 года (69 млрд руб.) прежде всего за счет инфляционного роста потребительских цен. Таким образом, ситуация с развитием индивидуального предпринимательства в Волгоградской области складывается крайне неблагоприятная и в целом не отражает тенденций развития южного федерального округа. Сокращение численности ИП в регионе происходит в том числе за счет ухода предпринимателей в соседние регионы с более благоприятным налоговым режимом.

Нами проведена оценка текущего уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в г Волгограде. В 2018 г. на территории г. Волгограда было зарегистрировано 45,5 тыс. субъектов МСП, из них 59 % приходилось на индивидуальных предпринимателей (26,8 тыс. ед.), 39,3 % на микропредприятия (15,2 тыс. ед.). Рост числа индивидуальных предпринимателей (ИП) к уровню 2017 г. составил - 1, %, количество индивидуальных предпринимателей в 2018 г. составил - 26 779 человек.

Достигнутые значения показателей Волгограда в МСП уступают соответствующим показателям крупных городов России. Так, количество ИП в соседних городах - региональных центрах существенно выше показателя Волгограда. Так в 2018 г. в Ростове-на-Дону было зарегистрировано 35,9 тыс. ИП, что на 33,9 % выше показателя Волгограда (9,1 тыс. ед.), в Краснодаре - 41,4 тыс. ИП, что 54,5 % выше показателя Волгограда (14,6 тыс. ед.).

Аналогичная ситуация наблюдается с количеством микро предприятий и малых предприятий. По итогам 2018 года в Волгограде было зарегистрировано 14,2 тыс. микропредприятий, что ниже уровня Ростова-на-Дону на 59,1 % (22,6 тыс. ед.), в 2 раза ниже уровня Самары (29 тыс. ед.). Лидером среди анализируемых городов является Нижний Новгород с количеством зарегистрированных микропредприятий - 34 тыс. ед.

Отраслевая структура зарегистрированных ИП в Волгограде позволяет сделать следующие выводы: 43 % осуществляет деятельность в сфере розничной и оптовой торговли, ремонта и обслуживания автотранспортных средств, 12 % в сфере транспортировки и хранения, по 8 % в сфере научной и технической деятельности, в сфере работы с недвижимым имуществом. Видовая структура индивидуальных предпринимателей Волгограда схожа со структурой индивидуальных предпринимателей Ростова-на-Дону. Существенное отличие от видовой структуры Самары выделено по таким позициям, как транспортировка и хранение, гостиничный бизнес и общественное питание. Для Самары удельный вес такого вида деятельности как «транспортировка и хранение» составляет 3 % против 12 % Волгограда, для вида деятельности «гостиницы и общественное питание» - 9 % против 2 % Волгограда. Таким образом, сферу гостиничного бизнеса и общественного питания можно выделить для Волгограда одним из потенциальных направлений развития, в качестве потенциала для развития малого и среднего бизнеса Волгограда так же можно рассматривать сферу информации и связи, бытового обслуживания.

Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП Волгоградской области (данные ЦБ РФ не выделяют Волгоград из области) составляет 21,2 % уровня Краснодарского края (57,6 млрд руб., против 271,7 млрд руб. соответственно), 30,7 % от уровня Ростовской области (187,4 млрд руб.) и 44,3 % от уровня Самарской области (130,1 млрд руб.).

Оборот розничной торговли в 2018 году составил 264,97 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 1,4 %. Оборот общественного питания в 2018 году составил 8,6 млрд рублей, что выше уровня 2017 года в сопоставимых ценах на 0,5 %.

Из 13 городов миллиоников по индексу физического объема розничной торговли в % к предыдущему году Волгоград находится на 12-й позиции, наиболее динамичное развитие продемонстрировали: Нижний Новгород - 116,2 %, Красноярск - 115,2 %, Уфа - 112,7 %, Челябинск - 112,4 %.

Потребительский рынок Волгограда на сегодняшний день имеет хорошо развитую структуру. В Волгограде функционирует 4 669 магазинов, из которых 11 являются гипермаркетами, 134 супермаркетами, 685 продовольственными магазинами, 1 931 непродовольственными магазинами, 718 минимаркетами, 961 павильонами, 846 палатками и киосками. В расчете на 1000 жителей обеспеченность торговыми площадями достигла 831 кв. м и превысила утвержденный для городского округа норматив (546,9 м2 на 1000 человек) и среднеевропейские нормы (600 м2 на 1000 человек).

В качестве задач предложенной нами программы по развитию предпринимательства и потребительского рынка г. Волгограда, допустимо выделить следующее:

1. Поддержка субъектов малого предпринимательства путем предоставления налоговых преференций и оказания финансовой поддержки.

2. Развитие системы и механизмов информационной, консультационной и иной, поддержки субъектов МСП.

3. Развитие системы имущественной поддержки субъектов МСП.

4. Интеграция МСП в промышленный сектор, в том числе с крупным производственным бизнесом.

5. Развитие инфраструктуры потребительского рынка, развитие социально-значимых направлений деятельности.

Программа может быть реализована в 2020-2025 годы в один этап. В качестве целевых показателей программы мероприятий нами выделены параметрические индикаторы: (1) прогнозируется увеличение значения показателя «удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей в общей численности населения» с 14,6 % в 2019 г. до 20,6 % в 2025 г.; (2) прогнозируется увеличение значения показателя «темп роста оборота общественного питания в сопоставимой оценке к предыдущему году» с 102,0 % в 2019 г. до 102,7 % в 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баулина, О.А., Клюшин, В.В. Теоретико-методические основы формирования кластера в регионе: [монография] / О.А. Баулина, В.В. Клюшин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. -Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. - 200 с.

2. Баулина, О.А., Клюшин, В.В. Концептуальные основы кластерного развития региона [Электронный ресурс] / О.А. Баулина, В.В. Клюшин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные (4,3 Мбайт). - Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. Научное электронное издание. - Систем. требования: РС 486 DX-33; Microsoft Windows XP; Internet Explorer 6.0; Adobe Reader 6.0. - Официальный сайт

Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. -Режим доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line (дата обращения 10.01.2019).

3. Зипунникова, О.С. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне: опыт города Волгограда // Современные технологии управления. - ISSN 2226-9339. -№1 (88). - Номер статьи: 8801. Дата публикации: 2019-03-22. - Режим доступа: https://sovman.ru/article/8801/.

4. Атамазова, А.А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. -2016. - №3. - С. 450-452.

5. Гоз, С.М., Хорев, А.И., Богомолова, И.П., Овчинникова, Т.И. Самоорганизация предприятия в современных условиях / Воронеж: ВГТА, 2003. - 126 с.

6. Пляшник О.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой учёный. - 2018. - № 14 (200). - С. 196-198.

7. Никитина, Е.С., Прокопьева, Е.Л. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // Молодой ученый. - 2018. - №18. - С. 354356. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/204/49995/ (дата обращения: 05.12.2019).

8. Левченко, К.А., Епанчинцев, В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №1 (12) январь-март. - Режим доступа: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00524.pdf. - ISSN 24134066.

9. Позднышев, А.А., Богатикова, О.В. Оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 36-43.

10. Гончаренко, Л.Н., Елкина, В.Н. Консолидация территориального бизнес-сообщества: проектный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (18). - С. 212-218.

11. Кужелин, М.Ю. Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации и меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Novainfo. - 2019. - №109-1, - 21.10.2019. - Режим доступа: https://novainfo.ru/article/17196.

12. Рубцова, О.Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 17. - С. 26972706. - doi: 10.18334/rp.16.17.1848.

Klyushin Vladislav Vladimirovich

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: vladislav-klushin@yandex.ru

Baulina Oksana Aleksandrovna

State institution of Volgograd region «Analytical Center», Volgograd, Russia

E-mail: Baulina-oksana@yandex.ru

Alekseeva Marina Vitalievna

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: marina1991alex@mail.ru

Dogadov Alexey Olegovich

Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: alexeydogadov@mail.ru

Development of a program to ensure sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses and the consumer market

Abstract. The current state of small and medium-sized businesses in the Volgograd region is characterized by low business activity in the regional economy and insufficient competitiveness, insufficient level of use of new technologies. Nevertheless, small and medium business in the Russian Federation is the most important way of doing business. The small business sector is concentrated mainly in the areas of trade and services to the population. Medium-sized enterprises are more represented in areas with higher added value - in manufacturing, construction, agriculture.

The crisis had a strong negative impact on the small and medium-sized business sector. The growth of interest rates on loans attracted to the development of small and medium-sized businesses and other related factors negatively affected the cost of production and profitability of the business. As a result, in recent years, the dynamics of small and medium-sized businesses is negative. At the same time, the contribution of small and medium-sized businesses to the overall economic indicators in the Russian Federation is significantly lower than in most not only developed but also developing countries. Measures aimed at supporting small and medium-sized businesses are included in the list of priority measures to ensure sustainable economic development and social stability implemented by the Government of the Russian Federation.

Proceeding from the above, overcoming the trends of stagnation and ensuring sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses.

The purpose of the study presented in this article is to identify the main problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses, as well as the consumer market, as the most important driver for sustainable economic development of the Volgograd region in General, and Volgograd in particular.

To achieve this goal in this article the following tasks are solved:

1. the assessment of the current level of socio-economic development of the Volgograd region and identified areas for its improvement;

2. the assessment of the current level of development of small and medium-sized businesses in Volgograd;

3. a program has been developed to ensure sustainable economic development of the city of Volgograd on the basis of stimulating the development of small and medium-sized businesses and the consumer market.

The object of the study of this article is small, medium-sized businesses and the consumer market in the Volgograd region and in Volgograd. The subject of the study is the system of socioeconomic relations arising in the development of small and medium-sized businesses, as well as the consumer market in the Volgograd region and in Volgograd.

Keywords: entrepreneurship; development; consumer market; trade; strategy; taxation; incentives; program; infrastructure; business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.