Научная статья на тему 'Проблемы развития предпринимательства в г. Волгограде'

Проблемы развития предпринимательства в г. Волгограде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВАЯ СРЕДА ГОРОДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин А. Ю.

В статье рассматривается влияние предпринимательства на экономическое развитие и политическую стабильность в стране, а также комплекс проблем его развития на региональном уровне. Анализ факторов деловой среды г Волгограда показал, что в сложившихся условиях проблемы развития предпринимательства (институциональные, потребительского рынка, финансовые, ресурсного обеспечения и др.) можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей и органов местного самоуправления г. Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития предпринимательства в г. Волгограде»

К сожалению, в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" принципы деятельности муниципальных образований не перечислены и не раскрыто их содержание. Усилия авторов монографий, учебников, статей о местном самоуправлении, пытающихся формулировать эти принципы пока не привели к желаемому результату. Одни авторы пишут о принципах местного самоуправления, другие о принципах деятельности местного самоуправления, третьи о принципах организации и управления местного самоуправления [4, 5]. Таким образом, проявляется неопределенность в адресности принципов, т.е. неясно к каким именно процессам, происходящим в муниципальных образованиях, они относятся. Раскрывая содержание принципов часто путают их с правилами, функциями, требованиями и другими понятиями.

При классификации принципов деятельности социальных систем целесообразно выделять лишь две их группы: общие - одинаковые для всех систем независимо от их предназначения, и специфические- характеризующие специфику данной системы. Например, принцип законности является общим для всех систем будь-то муниципальное образование, государство, предприятие, колхоз или др. а, например, принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан характерен для муниципальных образований, но не приемлем для предприятия.

Выявленные недостатки в организации деятельности муниципальных образований: отсутствие цели их деятельности, отсутствие полного перечня функций, отсутствие принципов деятельности, а также отсутствие научно обоснованных рекомендаций, устанавливающих рациональное разделение труда, формы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест и др., приводят к сбоям в работе аппарата местного самоуправления, потере ориентиров и приоритетов, что снижает их авторитет у населения, порождает недоверие к их деятельности приводит к отчуждению людей от органов власти.

Подводя итоги можно констатировать следующее. Рассмотрение муниципальных образований в качестве ^ социальных систем позволяет представить их более полно, обнаружить элементы организации деятельности Ь еще недостаточно разработанные, а так же выявить недостатки законодательства, регулирующего отноше-^ ния в муниципальных образованиях.

X На основе результатов системного анализа деятельности муниципальных образований государственные органы могут принимать новые и корректировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие ^ как внутренние, так и внешние отношения муниципальных образований.

ш ЛИТЕРАТУРА

О 1. Алимурзаев Г.Н. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. №3. 2. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Силин Я.П. Городская политика: теория, методология, практика. Екатеринбург. 2004.

Ш 3. Боровская М.А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теорети-О ко-прикладной аспект: Дис. ... докт. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

0 4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление в России и его реформирование: история и современ-® ность. Ростов н/д.: Изд-во СКАГС, 2004. 260с

^ 5. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Институт экономики города. 2004. £1 Ф со

1 ПРОБЛЕМЫ РАЗБИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. ВОЛГОГРАДЕ о

0 ГРИШИН А.Ю.

1

ф _

со

^ ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», соискатель кафедры

О. экономической теории и экономической политики, 400062, гВолгоград, пр-т Университетский, 100

О £

О

О В статье рассматривается влияние предпринимательства на экономическое развитие и политическую

О стабильность в стране, а также комплекс проблем его развития на региональном уровне. Анализ фак-

О торов деловой среды г Волгограда показал, что в сложившихся условиях проблемы развития предпри-

О нимательства (институциональные, потребительского рынка, финансовые, ресурсного обеспечения и

О др.) можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей и

О органов местного самоуправления г. Волгограда.

0 о.

^ Ключевые слова: предпринимательство, деловая среда города; институциональные, финансовые про-

1 блемы предпринимательства; проблемы потребительского рынка; проблемы ресурсного обеспечения О предпринимательства.

Ф со

Коды классификатора JEL: L26 ф Предпринимательство в широком смысле этого слова имеет важное значение для экономического раз-

Ь

00 □

вития и политической стабильности в стране, освоения новых видов товаров и повышения качества услуг, о эффективной инновационной политики и социальной мобильности общества. Предпринимательство обес-§ печивает поддержание конкурентной среды, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, поддержание занятости населения путем создания новых рабочих мест и формирование среднего класса

собственников, способствующего социальной стабильности в обществе. В настоящее время в мировой практике складывается принципиально новый механизм управления бизнесом, который учитывает, что перемены в обществе происходят не только под воздействием факторов внешней среды, но и под влиянием внутренней среды предпринимательства, что - в условиях ужесточения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках, роста риска неплатежей и банкротств, сокращения производственной составляющей предпринимательства, слабым развитием институциональной инфраструктуры предпринимательства - предопределяет актуальность проблем развития предпринимательства на различных уровнях управления и выработки теоретических и практических подходов к их решению.

Волгоград, как индустриально развитый город, формирует экономическое пространство, которое представляет собой системно упорядоченную организацию размещения и концентрации производительных сил, а также размещение институтов с соответствующей системой экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Высокая концентрация субъектов предпринимательской деятельности в сферах производства и распределения позволяет рассматривать г. Волгоград в качестве первичной административно-территориальной единицы в вопросах осуществления экономической политики и поддержки предпринимательства [1].

Развитие предпринимательства на территории г. Волгограда тесно взаимосвязано с решением социально-экономических проблем города, малый и средний бизнес принимают активное участие в решении первоочередных экономических и социальных задач развития Южного федерального округа (ЮФО).

По количеству малых предприятий Волгоградская область находится на 3 месте среди регионов, входящих в ЮФО. Среди 88 регионов Российской Федерации Волгоградская область по данному показателю находится на 17 месте. Общая численность занятых в секторе предпринимательства - более 307 тыс. человек, что составляет 30% экономически активного населения г. Волгограда. Согласно статистическим данным в Волгоградской области за последние годы наблюдается небольшой, но стабильный рост количества предприятий, сектор предпринимательства в экономике Волгоградской области сформировался, количественные показатели субъектов ¡5 предпринимательства переходят в качественные. Плотность распространения малых предприятий составляет О 4,5 единицы на одну тысячу жителей Волгоградской области, что превышает показатель по Южному федераль- ® ному округу (3,8), но ниже общероссийского (б,0). Плотность распространения малых предприятий на 1 тыс. ^ человек из числа экономически активного населения Волгоградской области равна общероссийскому показа- □ телю - 12 предприятий, по ЮФО - 9. Плотность распределения субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. ^ человек из числа экономически активного населения Волгоградской области практически равна показателю по СО ЮФО и составляет 78 субъектов, что превышает на 10 пунктов российский показатель [7]. 2

По видам деятельности предпринимательство охватило практически все отрасли экономики города и ° области. В Волгоградской области, как и в России в целом, развитие этого сектора экономики сдерживает не отвечающая требованиям времени сложившаяся отраслевая структура предпринимательства, которая в □ г. Волгограде в последние годы практически не меняется и продолжает оставаться аналогичной общероссий- О ской: наибольшее число предпринимателей (64,3%) действует в сфере оптовой и розничной торговли. Зна^ чительно отстают по численности занятых в них сферы «строительство», «обрабатывающие производства» и

СП

00 □

Ш

О

«сельское хозяйство» [7]. Анализ результатов функционирования отдельных отраслей и сфер экономики г. Волгограда показал следующее. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной ® статистики по Волгоградской области предприятиями города за 2006 г. было выпущено продукции и оказано о услуг в действующих ценах на 305567,6 млн. руб. (на 24,6% больше, чем в 2005 г.) [5]. В 2006-м - нач. 2007-го ^ г.г. в целом сохранялись положительные тенденции в динамике ряда основных показателей производственной деятельности предприятий г. Волгограда (включая объемы производства, численность занятых, средний уровень загрузки производственных мощностей), однако темпы их роста снизились. Индекс промышленного о производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 105,3% [5]. о

Такая динамика темпов роста количества предпринимателей в регионе и такие структурные изменения х обусловлены действием факторов внешней деловой среды предпринимательства в г. Волгограде. К таким т факторам относятся: изменение конъюнктуры рынка, усиление экспортной направленности производства, о интеграция субъектов рынка, формирующих предложение, реформирование налоговой системы, развитие о инвестиционной среды предпринимательства и др. ^

Анализ рыночной конъюнктуры как фактора внешней среды предпринимательства показал, что первом квартале 2007 г. ее основные показатели относительно ухудшились: наблюдалось отставание динамики балансовых оценок спроса от выпуска продукции, ухудшилось состояние «портфеля заказов» на 37%, отмечено также некоторое снижение темпов роста спроса на продукцию промышленных предприятий. Это обстоятель-

т

О О

0

1_

О

О

ство может отрицательно сказаться на перспективах развития предпринимательства г. Волгограда [2]. ^

Главным изменением условий внешней деловой среды г. Волгограда и области, как и в целом России в послед-

о

I—

ние годы стал очевидный прогресс в темпах создания условий для активизации работы предприятий, увеличение о

заинтересованности государства и бизнеса в установлении «единых правил игры» - были приняты поправки в ^

Налоговый кодекс, в Земельный, Трудовой и Таможенный кодексы, а также ряд других законов и поправок, кото- ^

рые должны привести российское законодательство в соответствие с требованиями, которые Всемирная торговая о

организация выдвинула для России в качестве условий ее вступления как равноправного члена [3]. $

В ходе анализа результатов реформы налоговой системы РФ как составляющей внешней среды предпринимательства, были выявлены следующие факторы развития предпринимательства: выравнивание условий ^ налогообложения для всех налогоплательщиков; ослабление налоговой нагрузки на законопослушных нало- ф гоплательщиков; создание стимулов для повышения темпов экономического роста и активизации инвестици- Е онного процесса. К наиболее радикальным изменениям следует отнести в первую очередь единовременное § объединение всех отчислений во внебюджетные фонды в единый налог с регрессивной шкалой. В основном ^ завершился первый этап реформ, связанный с выстраиванием властной вертикали в Российской Федерации. ^

Он послужил обеспечением для проведения либеральных преобразований в экономике регионов. Первые меры такого рода были реализованы еще в 2000 г., - это и единая ставка подоходного налога, и приведение региональных законодательных актов в соответствие с федеральным законодательством. Эти меры способствовали установлению менее дифференцированных условий хозяйственной деятельности в регионах и потребовали корректировки экономической политики предприятий.

Доля налогов, поступающих от предпринимательства в бюджет г. Волгограда, составляет более 15%. Доля налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в бюджеты всех уровней по Волгоградской области в среднем составляет 12-16%, в г. Волжском, Даниловском, Ольховском, Фроловском, Городищенском районах этот показатель колеблется от 4,8 до 10%, в г. Михайловке, Нехаевском, Руднянском, Среднеахтубинском, Ленинском районах - 11-20%. По оперативным данным Комитета по предпринимательству г. Волгограда, собираемость налогов с субъектов предпринимательства составляет примерно 50-55% от действительно причитающейся к уплате суммы. Большинство предпринимателей пытаются уйти от уплаты хотя бы части своих налогов. Уходу от налогов принадлежит неоспоримое лидерство среди двух десятков самых типичных нарушений, вскрываемых при проверках хозяйственной деятельности предприятий различными контролирующими органами. Прочие нарушения (производство продукции ненадлежащего качества, незаконное приобретение сырья и комплектующих, обсчет, обвес и т.д.), даже после группировки, с трудом достигают десятипроцентной отметки [7]. Кроме того, существующая ныне система отчислений налоговых поступлений в федеральный бюджет от малых предприятий вынуждает констатировать, что на сегодняшний день тот уровень государственной власти, который в принципе «дальше» субъектов предпринимательства, получает от него более весомую долю бюджетных доходов, чем региональные бюджеты, что не стимулирует местные органы к инвестированию, созданию условий для развития и поддержке субъектов предпринимательства. Следовательно, пока такое поло-^ жение дел сохраняется, трудно добиться высокой заинтересованности субъектов Федерации в развитии и под-^ держке субъектов предпринимательства, не говоря уже об органах местного самоуправления, которые сейчас Ь если и поддерживают реально предприятия, то сугубо из альтруистических побуждений. (О Одним из стратегических направлений улучшения конъюнктуры рынка развития малого и среднего X предпринимательства является расширение экспортной деятельности. С целью увеличения числа малых и ^ средних предприятий, экспортирующих свои товары (работы, услуги) на зарубежные рынки, и доли учас-

□ тия в экспорте Волгоградской области малого бизнеса в рамках Областной целевой программы «Развитие и ^ поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области на 2005-2010 годы» с 2005 г. реализуется ^ мероприятие по поддержке субъектов предпринимательства, производящих и реализующих товары (рабо-^ ты, услуги), предназначенные для экспорта. Опыт реализации мероприятия по поддержке экспортно-ориен-I- тированных субъектов предпринимательства свидетельствует о низком уровне использования имеющегося

□ экспортного потенциала. Основными партнерами волгоградских предпринимателей на внешних рынках яв-

□ ляются представители стран ближнего зарубежья. Но рынки стран дальнего зарубежья, в том числе Европей-О ского Союза, также представляют для них значительный интерес. В связи с принятием Федерального закона

от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка экспортно-ориентированных предприятий будет более эффективной, что сделает внешнеторго-2 вую среду предпринимательства более благоприятной и позволит предпринимателям расширить поле своей

деятельности путем выхода на межрегиональные и международные рынки [4]. о В условиях усиления конкуренции руководители предприятий постепенно осознают необходимость раз-ф работки правил поведения участников рынка, определяющих моральные и этические принципы ведения биз-Ц неса (которые, в конечном счете, позволяют им снижать риски от недобросовестной конкуренции). Однако > менталитет руководителей предприятий, коррумпированность основных сфер бизнеса мешает многим из них о начать поиск практических путей решения этой проблемы, одним из которых могла бы стать система обмена

0 информацией. Тем не менее, движение в этом направлении начато. Анализ рыночной структуры г. Волгограда

1 показал, что основные участники рынка, формирующие предложение, выступают в виде холдинговых структур, £5 объединений формально независимых предприятий (альянсов, групп, сетей и т.п.). Предприятия, объединя-о ясь, создают и совместно используют общие ресурсы (в том числе материальные, информационные, кадровые), о включаются в процесс разделения рынка, формируют лояльность потребителей, интегрируют смежные процессы, делая их управляемыми. Рыночная политика предприятия приобретает новые акценты, она направлена

о на выработку правил взаимодействия, занятие определенной позиции в структуре взаимодействия и процессе Ф принятия коллективных решений. В ряде отраслей экономики отчетливо наблюдается стремление к интегри-о рованному взаимодействию партнеров на рынке, объединению в холдинговые структуры. Одновременно сле-£3 дует отметить тенденцию к объединению в холдинги ранее разукрупненных предприятий, которые в 1990-х гг. § вышли из состава традиционных объединений. Не всем из них удалось самостоятельно утвердиться на рынке, £ а потому осознание целесообразности объединения усилий возобладало над стремлением к самостоятельнос-

0 ти любой ценой. Формирование новых рыночных структур в Волгоградской области обусловливает необходи-^ мость регулирования развития взаимоотношений между отдельными субъектами рынка.

1 Другой важной составляющей внешней деловой среды предпринимательства г. Волгограда выступает о инвестиционная среда развития предпринимательства. За последние пять лет наблюдается тенденция роста т объемов инвестиций крупных и средних организаций города в развитие его экономики и социальной сферы

(в 2005 г. - 12975 млн.руб., наиболее привлекательными для инвесторов являлись сферы строительства и ^ реконструкции жилых домов - 13% от общего объема инвестиций) [6]. В то же время, рынок инвестицион-ш ных ресурсов России не получил еще своего широкого развития. Его отличительными особенностями явля-| ются: неразвитость институциональной инфраструктуры, ограниченный набор финансовых продуктов и их о высокая стоимость, краткосрочный характер ресурсов, географическая концентрация ресурсов в крупных о регионах и столице, значительная доля теневого оборота финансовых средств. Поэтому проблемы финанси-% рования предприятий усугубляются и внутренними проблемами финансового рынка. Стихийность его ста-

новления в последние годы показала неизбежное появление кризисной ситуации при изменении некоторых параметров общеэкономического состояния. Здесь, на наш взгляд, также необходима четкая государственная политика, регулирующая развитие рынка инвестиционных ресурсов в регионе.

На фоне вышеперечисленных показателей экономического развития, непосредственно влияющих на экономическую политику предприятий г. Волгограда и в целом по России, объяснима динамика факторов внешней деловой среды, ограничивающих развитие предпринимательства. Таким образом, в настоящее время можно выделить целый ряд проблем, препятствующих развитию предпринимательства в г. Волгограде:

1) институциональные проблемы:

- общая экономическая и политическая нестабильность

- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;

- избыточные административные барьеры (препятствия, возникающие при выполнении субъектами предпринимательской деятельности обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, в порядке государственного регулирования государственной деятельности, громоздкая и сложная разрешительная система, регулярно повторяющиеся проверки органами государственного контроля);

- недостаточное развитие инфраструктуры развития предпринимательства (бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, центров по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям и т.п.), способствующей развитию малого бизнеса (для малого предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования);

- не достаточно эффективная и нескоординированная деятельность объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру вопросов ведения предпринимательской деятельности; ¡5

- отсутствие социальных гарантий для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и др.; О

2) проблемы потребительского рынка: ®

- недостаточный уровень спроса; ^

- снижение платежеспособности покупателей из-за высоких темпов инфляции и др.;

3) финансовые проблемы:

- недоступность финансовых ресурсов; Ш

- отсутствие механизмов финансово-имущественной поддержки сферы малого и среднего бизнеса; 2

- высокий уровень налогообложения; °

- ограниченные возможности привлечения инвестиций: невозможность получения кредитов начина- щ ющими предпринимателями, трудности по привлечению внешних финансовых источников и, прежде □ всего, кредитов коммерческих банков в связи с отсутствием у малых предприятий необходимого зало- О га, высокие процентные ставки, ограниченные сроки предоставления кредита и др.; ^

4) проблемы ресурсного обеспечения:

- высокая стоимость аренды помещений, коммунальных услуг, энергоносителей;

- изношенность и отсутствие необходимого оборудования;

- недостаток рабочей силы, в т.ч. высококвалифицированной; о

- проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием для создания и эффективного функциониро- ^ вания малых предприятий и др. §

В сложившихся условиях проблемы развития предпринимательства можно разрешить объединенными ^ усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей и органов местного самоуправления г. о Волгограда, используя при этом различные методы. Прогнозируемое развитие малого и среднего предпри- о нимательства в г. Волгограде будет возможно при решении вопросов по реальной и действенной поддержке х малого и среднего предпринимательства на всех уровнях, как муниципальном, так и государственном, тогда т оно может занять более серьезные позиции. Быстрая адаптация малого и среднего предпринимательства к о новым условиям и требованиям рынка, способна, при относительно небольших инвестициях (в сравнении с о основными секторами экономики) и практически минимальном риске (в связи с многочисленностью малых ^ предприятий и их многообразием, когда неудачи одних компенсируются успехом других) стать значитель- ^ ным рычагом в социально-экономическом развитии города. ^

I_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА §

1. Гришин И.А. Малое предпринимательство в муниципальной промышленной политике. - Волгоград: Принт, ^ 2006 - 552 с. С. 271-273. £

2. Итоги обследования деловой активности предприятий промышленных производств за I квартал 2007 о года. Статистический бюллетень.- Волгоград: Росстат. Территориальный орган Федеральной службы госу- ^ дарственной статистики по Волгоградской области. Волгоград. 2007 г. С.4-5. х

3. Сариев Р.В. Российское предпринимательство: необходимость управления развитием // Сборник матери- о алов научно-практической конференции «Проблемы предпринимательства в России». Казань: Изд-во КГТУ, $ 2007. С.12-15. >§

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в ^ Российской Федерации» // www.ecominfo.spb.ru/law. ф

5. Экономика города Волгограда за 2006 год. Бюллетень. Росстат. Территориальный орган Федеральной Е службы государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград. 2006 г. о

6. http://www.siora.ru/ru/analytics ^

7. http://www.siora.ru/ru/analytics/volgograd. ^

П

И

О о

I—

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.