Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХМАО - ЮГРЕ В 2014 - 2016 ГГ'

АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХМАО - ЮГРЕ В 2014 - 2016 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмиляева Э.С.

В статье проведен анализ направлений государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены основные инструменты реализации поддержки малого предпринимательства, а также динамика показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены целевые показатели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014 - 2020 гг. и эффективность их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM ANALYSIS, DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN KHMAO - YUGRA IN 2014 - 2016

In the article the analysis of forms of state support of small entrepreneurship in KHMAO-Yugra. Describes the main implementation tools of support of small business, as well as dynamics of indicators of activity of subjects of small business in KHMAO-Yugra. Considered targets of the subprogramme "Development of small and medium-sized businesses" for 2014 - 2020 and the efficiency of their achievements.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХМАО - ЮГРЕ В 2014 - 2016 ГГ»

7. Fulfilling the Export Potential of Small and Medium Firms. Levy, Brian, Berry, Albert, Nugent, Jeffrey B. 1999y. [Электронный ресурс] https://link. springer.com/chapter/10.1007/978-1-4615-5169-0 1 1/11/2017

8. Ludo Cuyvers,Wilma Viviers. Export Promotion: A Decision Support Model Approach. Chapter 3. [Электронный ресурс] http: //slideplayer.com/slide/6422298/1/11/2017

УДК 336.027

Исмиляева Э. С. студент 5 курса специальность «Экономическая безопасность» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХМАО - ЮГРЕ В 2014 - 2016 ГГ.

Аннотация:

В статье проведен анализ направлений государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены основные инструменты реализации поддержки малого предпринимательства, а также динамика показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО-Югре. Рассмотрены целевые показатели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014 - 2020 гг. и эффективность их достижения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, инвестиции, налоговые доходы, субъект малого предпринимательства.

Ismilyaeva E.S. female student 5 course, specialty "Economic security" Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk PROGRAM ANALYSIS, DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN KHMAO - YUGRA IN 2014 - 2016

Abstract:

In the article the analysis of forms of state support of small entrepreneurship in KHMAO-Yugra. Describes the main implementation tools of support of small business, as well as dynamics of indicators of activity of subjects of small business in KHMAO-Yugra. Considered targets of the subprogramme "Development of small and medium-sized businesses" for 2014 - 2020 and the efficiency of their achievements.

Key words: small entrepreneurship, state support, investments, tax revenues, small businesses.

В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают

внимание учёных и практиков. Процессы становления малого бизнеса в Российской Федерации насчитывают уже более 25 лет, независимости, его функционирование и обеспечение развития находится в неудовлетворительном состоянии. Это прежде всего связано с ненадлежащим финансовым обеспечением, неэффективным налоговым механизмом, что является результатом недостаточно сформированного базиса для развития сферы малого бизнеса.

Указанные факторы препятствуют развитию отечественных субъектов малого предпринимательства. Поэтому особую актуальность приобретает исследование проблем государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, анализа финансовых методов, инструментов и рычагов, и их влияния на деятельность субъектов малого бизнеса с целью повышения их конкурентоспособности и содействия развитию.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства и возможность развития частной предпринимательской инициативы являются неотъемлемыми условиями успешного развития экономики страны.

Проблема развития малого бизнеса достаточно актуальна, так как существующие преимущества малого бизнеса способствует развитии экономики в России.

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО-Югре.

В России социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой активности и инициативы трудно переоценить, поэтому государственная поддержка малого предпринимательства является объективной необходимостью.

На территории Российской Федерации малому предпринимательству оказывается разная поддержка, в зависимости от отраслевой специфики, от потребностей предпринимателя, и другим индивидуальным параметрам.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основным инструментом реализации поддержки малого предпринимательства является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы [3].

Учитывая современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого бизнеса в автономном округе.

На территории автономного округа создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная

филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, на базе которого действует гарантийный фонд и Центр инноваций социальной сферы, НО Фонд «Центр координации поддержки экспортно -ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО Окружного Бизнес - Инкубатора, АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», НО «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства осуществляют деятельность на территориях всех муниципальных образований и работают по принципу одного окна между организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства действует соглашение о сотрудничестве по предоставлению поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим предпринимателям по принципу «единого окна».

Субъект малого и среднего предпринимательства - хозяйствующий субъект, зарегистрированный и (или) состоящий на налоговом учете и осуществляющий свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Развитие экономики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры является одним из приоритетов создания благоприятных условий для развития малого бизнеса. Вклад малого бизнеса в социально-экономическое развитие округа с каждым годом становится все более весомым.

Проанализируем показатели малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе за период 2013 - 2016 годы в таблице 1.

Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП за 4 исследуемых года увеличилась за счет роста микропредприятий. Число малых предприятий сократилось на 200 предприятий или на 8,7%, что, в свою очередь, повлияло на сокращение числа замещенных рабочих мест на малых предприятиях на 4%.

Таблица 1 - Динамика показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2013-2016 гг. [6] ____

Показатель 2013 2014 2015 2016 Темп роста, %

Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП, тыс. человек 122,9 116,7 124,4 124,2 101,1

Число замещенных рабочих мест (работников) на малых предприятиях, тыс. человек 70,4 68 66,5 67,6 96

Число малых предприятий, тыс. ед. 2,3 2,3 2,5 2,1 91,3

Доход малых предприятий, в том числе микропредприятий и индивидуальных 493 484 445 549 111,4

предпринимателей, млрд. руб.

Доход малых предприятий, млрд. руб. 239,6 220,5 228,4 239,1 99,8

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 690,1 634,7 619,0 569,2 82,5

Доход малых предприятий, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, в ХМАО- Югре увеличилось на 56 млрд. руб. или на 11,4%. Однако доход малых предприятий сократился на 500 тыс. руб. или на 0,2%, что является негативной тенденцией. Причем, доля дохода малых предприятий в общем объеме дохода МСП составляет в среднем 45%.

Инвестиции в основной капитал малыми предприятиями имеет тенденцию к снижению, так в 2014 году сокращение показателя составило 8%, в 2015 году - 2,5%, в 2016 году на 8%.

Таким образом, за анализируемый период отмечается отрицательная динамика показателей деятельности малых предприятий округа.

Проанализирована доля налоговых поступлений по УСН, плательщиками которой являются малые предприятия, в общем объеме налоговых поступлений в ХМАО-Югре в таблице 2, согласно которой можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений по УСН незначительно, а именно составляет менее 0,2%. Однако наблюдается положительная динамика налоговых доходов по УСН, что и повлияло на рост доли в общей сумме налоговых поступлений.

Таблица 2 - Доля налоговых поступлений по УСН в общем объеме налоговых поступлений в ХМАО-Югре_

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год Темп роста, %

Налоговые доходы, млрд. руб. 1855 1921 1660 89,5

Налоговые доходы по УСН, млн. руб. 2727 2806 2964 108,7

Доля налоговых поступлений по УСН в общем объеме налоговых поступлений, % 0,15 0,15 0,18 120

Проанализируем объем финансовых затрат на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО -Югры от 9 октября 2013 г. N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" в таблице 3.

Таблица 3 - Структура выделенных бюджетами различного уровня денежных средств на развитие малого предпринимательства в Ханты-

Источник

финансировани

я

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

год год год год год год год

Бюджет автономного округа 490552,5 664020,9 423900 360400 364000 364000 364000

Федеральный бюджет 244521,5 169626,8 162700 132700 162700 162700 162700

Местный бюджет 44384,3 17810 17660 17660 17660 17660 17660

Внебюджетные средства 1471819 1417500 148250 0 142250 0 142250 0 142250 0 142250 0

Всего 2286214, 2 2268957, 7 208676 0 196326 0 196686 0 196686 0 196686 0

Анализ источников финансирования поддержки малого предпринимательства в ХМАО - Югре показал, что основной объем средств приходится на привлеченные средства, а именно в 2016 году его доля составила 71% о общего бюджета обсечения государственной программы. Бюджет автономного округа составил в 2016 году 20,3%. Наименьшей статьей финансирования является местный бюджет, доля которого составила 0,9%.

В рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» определены целевые показатели, которые должны быть достигнуты за 2014 - 2020 годы, которые отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Целевые показатели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014 - 2020 гг. [3] ___

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

год год год год год год год

Количество действующих

малых и средних

инновационных компаний -

резидентов автономного 120 140 160 180 200 220 240

учреждения автономного

округа "Технопарк высоких

технологий", ед.

Количество МСП, тыс. ед. 24,2 24,6 25,2 25,6 26,2 26,7 27,2

Среднесписочная численность работников МСП, тыс. чел. 138,8 143,2 153,3 154,9 156,4 158 159,6

Доходы малых (микро) и

средних предприятий, млрд. руб. 454,6 501,7 546,3 573,6 602,3 632,4 664

Проанализируем эффективность достижения целевых показателей.

1. Увеличение количества действующих малых и средних инновационных компаний - резидентов программы (показатели непосредственных результатов) автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Технопарк высоких технологий" со 100 до 240 единиц.

На 31.10.2017 г. действует 135 резидентов программы, а именно:

топливно-энергетический комплекс - 20 резидентов; 1Т-технологии - 49 резидентов; строительство и ЖКХ - 21 резидент; приборостроение и транспорт - 16 резидентов; технологии в области экологии - 8 резидентов;

- медицина и биотехнологии - 21 резидент [4].

Таким образом данное целевое значение достигнуто на 25%, а так как срок программы реализован на 54,8% (с 01.01.2014 - 01.01.2017 гг.), данный пункт считается не достигнутым.

2. Увеличение количества малых (микро) и средних предприятий с 23,4 тыс. единиц до 27,2 тыс. единиц.

Данный пункт предполагает в том числе рост количества малых предприятий, а согласно данным таблицы 7, данный показатель имеет тенденцию к снижению, поэтому данный пункт считается недостигнутым.

3. Увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (микро) и средних предприятий с 123 тыс. человек до 159,6 тыс. человек.

Эффективность реализации данного пункта программы рассмотрим в таблице 5.

Таблица 5 - Эффективность реализации программы в части достижения показателя «Увеличение среднесписочной численности

Год План Факт Отклонение, %

2014 138,8 116,7 84

2015 143,2 124,4 87

2016 153,3 124,2 81

Таким образом, несмотря на фактический рост показателя, он значительно отличается от целевого значения, поэтому данный пункт считается не достигнутым.

4. Увеличение оборота малых (микро) и средних предприятий с 412,3 млрд. рублей до 664,0 млрд. руб.

Эффективность реализации данного пункта программы рассмотрим в таблице 6.

Таблица 6 - Эффективность реализации программы в части

Год План Факт Отклонение, %

2014 454,6 484 106,5

2015 501,7 445 88,7

2016 546,3 549 100,5

Таким образом, несмотря на нестабильную динамику роста оборота продукции (услуг) субъектами МСП, в целом он выше целевого значения, поэтому данный пункт считается достигнутым.

В результате проведенного анализа эффективности реализации программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод, что программа является неэффективной, вследствие не достижения большинства целевых показателей. Поэтому, в целях достижения эффективности, необходимо рассмотреть возможность добавления новых источников финансирования и новых пунктов мероприятий государственной программы.

Развитие малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в условиях кризиса и экономической неопределенности приобретает особое экономическое значение. Государственная поддержка развития малого бизнеса - это основа региона, диверсификации региональной экономики и импортозамещения в конечном итоге повышения качества жизни населения региона.

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс Российской федерации ч.1 [Текст]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской федерации. - 1994. - № 32.

2. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства [Электронный ресурс] - постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 N 1605 Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173683/

3. Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] - Постановление Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 419-п - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/468961135

4. АУ «Технопарк высоких технологий» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tp86.ru/

5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.