Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса в контексте национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»'

Развитие малого и среднего бизнеса в контексте национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / национальный проект / малый и средний бизнес / системные проблемы / поддержка / предпринимательство / Russian Federation / national project / small and medium business / system problems / support / entrepreneurship.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

В статье исследуется развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Приводятся статистические данные, характеризующие динамику развития предпринимательского сектора, его структуры. Определяются системные проблемы малого и среднего бизнеса. Обосновывается необходимость продолжения реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of small and medium business in the context of the national project «Small and medium entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative»

The article examines the development of small and medium businesses in the Russian Federation. Statistical data characterizing the dynamics of development of the business sector and its structure are provided. Systemic problems of small and medium businesses are identified. Substantiated needs to continue the implementation of the national project “Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives” until 2030.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в контексте национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»»

Экономическая социология

DOI: 10.24412/1994-3776-2023-4-89-96 УДК: 334.7:314.15

С.А. Иванов

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

S. Ivanov. Development of small and medium business in the context of the national project «Small and medium entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative»

Аннотация. В статье исследуется развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Приводятся статистические данные,

характеризующие динамику развития

предпринимательского сектора, его структуры. Определяются системные проблемы малого и среднего бизнеса. Обосновывается необходимость продолжения реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2030 года.

Ключевые слова: Российская Федерация, национальный проект, малый и средний бизнес, системные проблемы, поддержка, предпринимательство

Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.30/32; e-mail: ivanov.sa@hse.ru

Abstract. The article examines the development of small and medium businesses in the Russian Federation. Statistical data characterizing the dynamics of development of the business sector and its structure are provided. Systemic problems of small and medium businesses are identified. Substantiated needs to continue the implementation of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives" until 2030.

Keywords: Russian Federation, national project, small and medium business, system problems, support, entrepreneurship.

Contact information: 193023, St. Petersburg, Griboedov Canal Embankment, 30/32; e-mail: ivanov.sa@hse.ru

В современном обществе предпринимательство решает множество задач. Одной из них является создание рабочих мест. Причем в рыночной экономике именно малый и средний бизнес создает больше всего новых рабочих мест. Здесь можно сослаться на Билла Шлея, который отмечал: «Многие склонны считать, что создание рабочих мест - прерогатива гигантских международных корпораций, таких как Ford, GE и Walmart. Они, безусловно, вносят свою лепту. Но подлинный источник самых высокооплачиваемых и приносящих эмоциональное удовлетворение вакансий - молодые компании, а значит -предпринимательство» [1, с. 15]. Но кроме создания рабочих мест этот сектор экономики выполняет, в первую очередь свою главную свою роль - формирование материальной основы существования общества, государства. В промышленно развитых странах «производство в малом и среднем бизнесе (МСП) формирует более половины (50-60%) валового внутреннего продукта» [2, с. 121-122.].

Иванов Сергей Анатольевич - доктор экономических наук, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург»

S. Ivanov - Lead expert, Doctor Sciences of economics. National Research University Higher School of Economics -SPB

© Иванов С.А., 2023

Свидетельством признания важности той роли, которую малый и средний бизнес играет и в нашей стране, является его отражение в одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. В Указе Президента России эта цель определена как «достойный, эффективный труд, успешное предпринимательство» [3]. Еще в 2019 году на пленарном заседании XI форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия» В.Путин подчеркнул: «Именно предпринимательская инициатива создает рабочие места, а значит, обеспечивает повышение зарплат и доходов миллионов наших граждан. И чем больше динамичных, сильных компаний, как в традиционных, так и в еще только формирующихся отраслях, тем устойчивее будет наш экономический рост» [4].

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», как известно, включает пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Их реализация призвана к 2024 году довести численность занятых в сфере МСП (включая индивидуальных предпринимателей) до 25 млн. человек [5]. Общий бюджет национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составляет более 480 млрд. рублей.

Однако реализация этого национального проекта и в целом развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране все еще сталкивается с целым рядом проблем.

В 2020 году ситуацию осложнила пандемия СОУШ-19, из-за которой была введена временная самоизоляция населения, приостановлена работа многих предприятий, в том числе относящихся к сектору малого и среднего бизнеса. Однако, как показывает анализ данных статистики и материалов Федеральной налоговой службы, негативная динамика сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, включая, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, наблюдалась и в предшествующие пандемии СОУШ-19 годы (2018-2019гг.). Только с декабря 2018г. по декабрь 2019г. их число уменьшилось на 118,2 тыс. единиц.

Этот период еще не был затронут пандемией СОУШ-19, поэтому основными причинами падения численности субъектов малого и среднего предпринимательства стали, сокращение реальных доходов населения и, как следствие, снижение спроса на товары и услуги этого сектора экономики, усиление налогового контроля (внедрение онлайн-касс, повышение налога на добавленную стоимость, ужесточение борьбы с фирмами-однодневками и незаконным «дроблением» бизнеса с целью ухода от налогообложения) [6, с. 156].

Начавшаяся в 2019 году реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не смогла сразу переломить негативной тенденции сокращения числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате их количество с декабря 2019г. по декабрь 2020г. снизилось еще на 222,5 тыс. единиц. Однако в этот период помимо прежних факторов негативное влияние оказал еще и фактор пандемии СОУШ-19.

Лишь в постпандемийный период число субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации вновь стало расти. С декабря 2020г. по декабрь 2023г. их количество выросло более, чем на 600 тыс. единиц. Однако еще в предыдущем (2022г.) их число было меньше, чем в 2018г. Лишь благодаря резкому росту в 2023г. сразу на 341,3 тыс. единиц, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, наконец, достигло максимальной численности этих организаций (рисунок 1).

6500,0

6000,0

5500,0

5000,0

5841,5

5998,4

6042,9

6310,3

Рисунок 1. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации, тыс. ед.

Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html. (дата обращения: 13.12.2023).

Характеризую динамику общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства важно одновременно подчеркнуть, что в структуре самого этого сектора экономики изменение численности субъектов, относящихся к разным организационно-правовым формам, как было, так и остается, разнонаправленным.

Так, число юридических лиц, относящихся к сектору МСП, снизилось: с 2795,3 тыс. ед. по состоянию на 10.12.2016г. до 2362,6 тыс. ед. по состоянию на 10.12.2020г. В 2021г. обозначился небольшой рост (до 2419,6 тыс. ед.), но ненадолго - к концу 2023г. число юридических лиц, относящихся к сектору МСП, упало до 2267,1 тыс. ед.

Динамика численности индивидуальных предпринимателей в период с конца 2016г. по конец текущего года была и остается обратной тому, что происходило с субъектами МСП в статусе юридических лиц.

С 10.12.2016г. по 10.12.2019г. число индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации выросло на 360,7 тыс. человек (с 3046,3 тыс. чел. до 3406,9 тыс. чел.). В разгар пандемии COVГО-19 их число снизилось (на 67,3 тыс чел.), но это снижение не было таким резким, как юридических лиц. В последние годы в Российской Федерации вновь наметился устойчивый рост количества индивидуальных предпринимателей, число которых к концу текущего года перевалило за четыре миллиона человек (4043,2 тыс. чел. по состоянию на 10.12.2023г.) (рисунок 2).

4500 4000 3500 3000 2500 2000

3208,4

3046,3

......... • • >,

2795,3 2790

c<N

У

s>

JO

3341,7

2701,2

cn\

у

2517,8

3339,6

----2362,6 2419,6

............*.....

2419,6

9

\>

У

<0

Л

4043,2

2288,7

2267,1 ' А

¿У

У

• • Д» • Юридические лица

Индивидуальные предприниматели

Рисунок 2. Динамика численности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в секторе МСП в

целом в Российской Федерации, тыс. ед. Источник: ФНС России. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html. (дата обращения: 11.12.2023)

Говоря о росте в России числа индивидуальных предпринимателей, как в допондемийный период, так и в последние годы, надо заметить, что этот рост шел не по всем типам субъектов МСП, более того, динамика по типам была разнонаправленной.

Так, в группе субъектов МСП, имеющих статус юридического лица, практически весь наблюдаемый период (с конца 2016г. по конец 2023 г.), шло сокращение всех типов предприятий (микро, малых и средних), но особенно резко в категории микроорганизаций.

В группе индивидуальных предпринимателей, общее число которых заметно выросло, наоборот, именно по микроорганизациям был заметен стремительный рост. В категории «малых» и «средних» увеличение численности индивидуальных предпринимателей оказалось незначительным, более того, оно стало проявляться лишь в последние два года (2022-2023гг.) (таблица 1).

Таблица 1. Динамика численности субъектов МСП разного типа в Российской Федерации в период с 10.12.2016г. по 10.12.2023г., ед._

Дата Всего Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее

10.12.2016 5841509 2534752 240219 20286 3017192 28682 378

10.12.2017 5998371 2530460 239528 20003 3179923 28102 355

10.12.2018 6042898 2458613 224073 18544 3313688 27657 323

10.12.2019 5924681 2302538 198430 16786 3380152 26468 307

10.12.2020 5702150 2154781 190392 17385 3312653 26629 310

10.12.2021 5830343 2213218 188994 17352 3384495 25978 306

10.12.2022 5969046 2086953 184146 17640 3651383 28570 354

10.12.2023 6310279 2063450 185333 18320 4013333 29439 404

Источник: ФНС России. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html. (дата обращения: 12.12.2023)

«Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», является одним из целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В соответствии с Паспортом этого национального проекта численность занятых в сфере МСП должна вырасти до 25 млн. человек в 2024 году [5].

Проверка хода реализации этого проекта, проведенная еще в 2019 г. Счетной палатой России, показала, что даже в том допандемийном, относительно благоприятном году, во-первых, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства не только не выросла, а, наоборот, снизилась, причем даже относительно базового показателя, во-вторых, «наблюдалась отрицательная динамика этого показателя» [7, с.22].

Изменить ситуацию во многом помогли различные антикризисные меры, которые были специально разработаны и применялись по мере развития ситуации. В целом они шли по трем основным направлениям: реализация программ льготного кредитования субъектов МСП, поддержка спроса на продукцию сектора МСП, конкретные меры поддержки регионов.

При этом следует отметить, что в этом секторе произошли серьезные сдвиги в структуре занятости. Отчасти, как представляется, эти изменения были обусловлены введением с 2019 года нового специального налогового режима для самозанятых граждан, в частности, налога на профессиональную деятельность.

Привлекательность этого налогового режима позволила вывести «из тени» часть самозанятых, придав им официальный статус и, тем самым, увеличив показатель общей занятости в этом секторе. Как результат, в течение 2019 года при сокращении численности наемных сотрудников в секторе МСП на 4,3% число самозанятых формально увеличилось сразу в 5 раз [8].

Принятые правительством меры, выход страны из пандемии COVID-19 способствовали появлению новых рабочих мест в системе малого и среднего бизнеса, а новый налоговый режим дал импульс росту в стране числа самозанятых. С 2020г. по ноябрь 2023 г. количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей выросло с 22953,4 тыс. чел. 31162,0 тыс. чел. Таким образом, уже в конце 2023 года целевой показатель Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» оказался достигнутым (рисунок 3).

35000 31 162,0

30000 28 165,7

25 538,8

25000 22 953,4

20000 15000 10000 5000

0 -

2020 2021 2022 ноябрь 2023

Рисунок 3. Динамика численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых в Российской Федерации 2020-2023 годах, тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/ (дата обращения: 13.12.2023)

Достижение и даже заметное превышение целевого показателя, действительно было достигнуто во-многом благодаря развитию института самозанятых и введению в практику «налога на профессиональную деятельность». Об этом, в частности, говорит тот факт, что при общей численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, достигшей в ноябре 2023г. 31,2 млн. чел., «отряд» самозанятых составил 9,0 млн человек [9]. А это в свою очередь означает, что без самозанятых численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства (включая только юридические лица и индивидуальных предпринимателей) так и не достигла бы величины целевого показателя, составив лишь 22,2 мл. человек.

Безусловно, институт самозанятых играет свою роль в экономике страны, особенно в решении проблем занятости населения. За 2022 г. общий доход самозанятых составил по некоторым оценкам 932 млрд руб. [10], а появление миллионов самозанятых способствовало сокращению численности явных и скрытых безработных, причем тоже исчисляемых миллионами, хотя пропорция здесь непрямая.

Но, одновременно очевидно и другое - самозанятые не могут играть той роли, которую для экономики страны, особенно для ее реального сектора, способны играть предприятия малого и среднего бизнеса, особенно производственного профиля. А эта часть сектора МСП, как уже было показано выше, растет медленно и в основном за счет микроорганизаций.

Что же мешает в России малому и среднему бизнесу занять такие же позиции, как и в промышленно развитых странах, какие проблемы тормозят его развитие? Ответ на эти вопросы нетрудно найти в ежегодных докладах Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В последнем Докладе Президенту Российской Федерации 2023 года только реестр системных проблем российского бизнеса занимает более ста страниц [11].

Не берясь за перечисление и анализ всех этих проблем, выделим, по нашему мнению, главные. При этом, сошлемся в отдельных случаях на результаты исследования сектора МСП, проведенного с нашим участием осенью 2021 года.

Это исследование включало, во-первых, опрос в 62 субъектах Российской Федерации непосредственно предпринимателей, во-вторых, серию глубинных экспертных интервью с представителями объединений предпринимателей, членами региональных общественных палат и предпринимателями малого и среднего бизнеса.

Объем выборочной совокупности опроса предпринимателей составил 1604 организации сектора МСП, включая юридические лица (623 респондента); индивидуальных предпринимателей (902 респондента); самозанятых (предпринимателей, использующих режим «налога на профессиональный доход») (79 респондентов). Метод опроса - личное полустандартизированное интервью. Глубинные экспертные интервью были проведены в 15 субъектах Российской Федерации (30 интервью).

Это исследование показало, что в числе системных проблем в первую очередь стоит выделить проблемы в сфере земельных и кадастровых отношений, а также имущественных прав. В ряду этих проблем сложности у предпринимателей при получении земельных участков в аренду и при их выкупе, проблемы при получении в собственность производственных, складских, офисных, торговых помещений или заключении договоров аренды на эти помещения.

Другой системной и постоянно воспроизводящейся проблемой является проблема доступа к оборотным средствам, кредитным ресурсам. Почти каждый пятый предприниматель заявил в ходе опроса либо, что «получить кредит в банке можно, но сделать это сложно», либо, что «доступ к ним крайне затруднен, получить кредит практически невозможно» (18,4%). Еще 22,2% участников опроса отметили, что «взять кредит в коммерческом банке можно, но придется приложить определенные усилия.

Одной из системных проблем субъектов малого и среднего предпринимательства являются сложности в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, с так называемыми естественными монополиями. В числе этих проблем различные нарушения при обеспечении доступа предпринимателей к энергоресурсам: нарушение сроков заключения договоров энергоснабжения гарантирующим поставщиком электроэнергии и в итоге подчас вынужденное бездоговорное потребление электроэнергии; неисполнение в полном объеме обязанности по раскрытию информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и прочее.

Одной из распространенных проблем, с которой до сих пор сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, является проблема, связанная с организацией государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг, выполнение которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. В этом контексте предприниматели чаще всего говорили в ходе опроса о том, что им трудно попасть в число участников проводимых тендеров, что им не всегда доступна информация о тендерах, запросах котировок и т.п., и что нередко участвуют в них подставные лица или организации.

Проблемы, возникающие у предпринимателей с контрольно-надзорными органами, так же носят системный характер. По-прежнему, судя по результатам нашего и других опросов, предприниматели сталкиваются в ходе этих проверок с требованиями представления избыточного, по сравнению с законом, числа документов, с чрезмерной частотой проверок, с нарушением правил проведения проверок, установленных нормативно-правовыми актами.

Одной из системных проблем и довольно распространенной остается легальное принуждение предпринимателей к финансированию проектов региональной и муниципальной власти. При этом речь может идти как о незначительных финансовых вложениях, например, в мощение плиткой тротуара перед магазином, так и о более серьезных инвестициях, например, в строительство или ремонт детских/спортивных площадок. Как показали результаты опроса, с подобными проблемами в целом по стране сталкивалется не менее четверти предпринимателей: при заключении договоров аренды - 26,3%, при выкупе объектов в собственность - 27,4%.

Одной из сфер, в которой возникают проблемы у некоторых предпринимателей, является сфера отношений с органами, осуществляющими сертификацию, лицензирование, техническое регулирование. Содержание этих проблем разное. Часть из них бывает обусловлена объективными факторами, возникающими внезапно, например, проблема продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с возведением в непосредственной близости к магазину, осуществляющему реализацию алкогольной продукции, организаций, в пределах границ которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции (школа и т.п.). Другие проблемы могут быть связаны с недобросовестной деятельностью органов, осуществляющих сертификацию, лицензирование, техническое регулирование. Третьи - с непрофессиональными действиями самих предпринимателей.

В докладе 2023 года Президенту Российской Федерации обозначен еще целый ряд системных проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в таких сферах, как «подакцизные товары»; «исполнение судебных решений»; «миграционная политика и трудовое законодательство»; «авторское и патентное право, интеллектуальная собственность»; «осуществление процедур, применяемых в деле о несостоятельности и банкротстве» [11] и другие.

Но, может быть, самой важной проблемой, является то, что, как показали результаты нашего опроса, на момент его проведения (2021 год), почти 90% субъектов малого и среднего предпринимательства не принимали участия ни в одном из федеральных проектов национального проекта ««Малое и среднее предпринимательство и поддержка

индивидуальной предпринимательской инициативы». Самое большое число вовлеченных в участие федеральных проектов отмечалось на тот момент по проекту «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», в котором в целом по стране принимали участие 6,4% субъектов малого и среднего предпринимательства.

Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья, хочется подчеркнуть следующее. В современном обществе сектор малого и среднего предпринимательства не только решает экономические задачи, но и выполняет важную социальную функцию - способствует росту занятости населения, сокращению безработицы. Но, как показывают результаты исследований, в том числе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, этот сектор из года в год сталкивается с одними и теми же системными проблемами. Преодолеть эти проблемы призван и Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В ситуации приближения к сроку его окончания, установленному Паспортом этого проекта, следует однозначно сказать, что данный проект безусловно нуждается в пролонгации, как минимум до 2030 года. Тем более, что проблемы, на решение которых он должен быть направлен теперь в полной мере, определены и понятны как никогда - и самим субъектам малого и среднего предпринимательства и государству.

Литература

1. Шлей Б. Неудержимые. Интенсив для будущих предпринимателей / Билл Шлей; пер. с англ. Е.Ивченко. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288с.

2. Ялунер Е.В., Иванов С.А., Социально-экономическая среда предпринимательства: опыт СевероЗападного региона России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2019. № 1-2 (5859), с. 121-130.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Российская газета - Федеральный выпуск № 159 (8213) от 22 июля 2020 г.

4. Заседание форума «Деловой России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/59775. (дата обращения 31.09.2023).

5. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://government.ru/info/35563/. (дата обращения 27.08.2023).

6. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 10 (112). Апрель / Под ред. Гуревича В.С., Дробышевского С.М., Колесникова А.В., Мау В.А., Синельникова-Мурылева С.Г.; Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 211 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_10-112_April.pdf. (дата обращения 27.09.2023).

7. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 сентября 2019 г. № 49К (1345), п.7). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://ach.gov.m/upload/iblock/200/2005dbf690b7a5b8d37e3f94ff84ad82.pdf. (дата обращения 24.09.2023).

8. Максим Решетников. В 2020 году численность занятых в МСП выросла до 23 млн. человек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.economy.gov.ru/-material/news/maksim_reshetnikov_v_2020_godu_chislennost_zanyatyh_v_msp_vyrosla_do_23_mln_chelovek.html. (дата обращения 23.09.2023).

9. В России число самозанятых достигло 9 млн. Социальный фонд России.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news~2023/11/28/257546?ysclid=lq44kx2d2n287588689. (дата обращения 24.09.2023).

10. Арсений Беленький Первый триллион: как растут доходы самозанятых. РБК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/opinions/own_business/18/04/2023/ (дата обращения 13.12.2023).

11. Реестр системных проблем российского бизнеса. Доклад Президенту Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2023.html (дата обращения 14.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.